Здоровый эгоизм

Здоровый и больной эгоизм

«Я эгоист»: заявить способен себе не каждый. Это слово всегда заставляет немного расправлять плечи, ощущать прилив сил, радость и много других приятных ощущений. Но сложность в том, что в наше общество подавляет, ограничивает компетенцию собственного «Я» других людей. Так проще контролировать и воспитывать «послушных граждан», когда они лишены волеизъявления. Нас воспитали так, что мы научаемся дисциплине сами и научаем этому наших детей.

Часто каждый себя спрашивал: «Правильно ли я поступаю?», «А что обо мне подумают другие?», «Не принесу ли я вред другим, когда так сделаю?». Таким образом, каждый себя загоняет под стандарты, нашей целью становится поиск «тихого уголка» и попытки доказать, что мы хоть чего-то стоим. Но человек пришёл в мир, чтобы властвовать. А власть предполагает эгоизм. Но стоит сразу оговорить, что здесь речь идёт о здоровом эгоизме, а не больной его форме.

Болезненная эгоцентричность (читайте статью по теме Мужчина-нарцисс. Приговор?) описывает человека, который живёт с установкой, что весь мир ему обязан и сильно злится, когда Вселенная не выполняет любую его прихоть. Обычно это прерогатива избалованных детей, которые жили как потребители. Такие персонажи идут «по головам», в желании «урвать» любые блага, попадающиеся на их пути. Понятие ответственности для таких субъектов не известно. Они не осознают собственные потребности, желания, а, следовательно, и собственные действия.

Здоровый эгоизм не предполагает «хождения по головам». Человек берёт от жизни что ему необходимо, не нарушая при этом баланса в диаде «человек — мир». Здесь стоит разграничить такие понятия, как «взять» и «урвать». В первом случае, человек берёт, но не теряя при этом достоинства, он уверен в себе и в своих силах. Во втором же варианте, он словно не уверен в собственных возможностях и пытается быстрее схватить что-то и убежать, чтобы не успели забрать другие. Здоровый эгоист осознаёт свои действия, он понимает, что можно взять, почему он хочет это взять, как добиться того, что для него пока недосягаемо. В этом месте чувствуется ощущение ответственности.

Есть анекдот, который отлично отражает позицию жизни больных и здоровых эгоистов.

Величественные белые птицы улетали на юг. И тут они встретили маленькую серую птичку и предложили полететь вместе с ними. Птичка ответила: «У вас, вон, какие большие крылья, а я со своими не смогу долететь!». И тогда они предложили полететь ей, сидя у них на спине. Птичка снова: «У вас тёплое оперение, а я замёрзну со своим!». Тогда, они предложили укрыться в их перьях. Она снова заладила: «Вы сильные, вы сможете добыть себе пищу, а я нет!». Те снова пошли ей на уступку и уверили, что будут её кормить. Тогда маленькая птичка хотела было снова возразить: «Аааа, у вас…!». Большие птицы перебили: «Да пошла бы ты, маленькая серая птичка!», и улетели.

Отличная демонстрация того, как человек не стремится выходить из зоны комфорта, насколько он труслив и ограничен своим маленьким мирком, в котором состоялся и дальше перспектив не видит. Большие птицы смотрят на мир иначе. Они знают, что он широк и они способны его взять, оценив при этом свои собственные ресурсы и прочие нюансы. В этом деле без адекватной доли эгоизма никуда.

Будучи свободным и уверенным в собственных намерениях мы даём себе шанс прожить свою уникальную жизнь, а не реальность, которую нам навязывает общество, родительские программы и т.д. Но любое своё решение необходимо отстаивать и без разумной доли эгоизма, себялюбия, адекватной агрессии это не удастся.

В первую очередь вам стоит понять, насколько глубоко вы засели в болото под названием «быть тише воды». Стоит осознать все свои ограничения. И в этом месте важно видеть разницу между личными границами и ограничениями.

Первые живут по принципу: «Мне так не нравится, и я так действовать не стану!», вторые: «Мне так не нравится, но я должен так поступить, чтобы понравится другим!». Стоит выйти из состояния жертвы, полюбить себя и взять на себя ответственность.

Далее необходимо определить свои истинные потребности и желания. Обычно, у всех этот этап проходит с удивлением на лице: «Я правда этого хочу? Да, именно так мне нравится!». Привыкайте задавать себе вопросы и давать честные, здравые ответы. Необходимо научится искать свои выгоды: «Зачем я это делаю?». Если в каком-либо действии их нет, то спрашивайте себя: «Как долго я способен поступать в ущерб себе?».

Ещё одним важным моментом являются временные рамки. Научитесь ставить их себе, так как это границы вашего альтруизма. Это поможет не попасть в ловушку «жертвы»: «Я готова действовать в ущерб себе месяц!», «Я смогу подождать решения ещё 2 дня!» и т.д.

Не бойтесь быть эгоистами – это прекрасно.

Источник:
Здоровый и больной эгоизм
«Я эгоист»: заявить способен себе не каждый. Человек пришёл в мир, чтобы властвовать. А власть предполагает эгоцентризм. Но стоит различать между собой здоровый и больной эгоизм, составляющие суть
http://psyinspire.com/psychology/56-zdorovyy-i-bolnoy-egoizm.html

Здоровый эгоизм

Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм». Если под эгоистом (без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека, думающего только о себе и/или пренебрегающего интересами других людей, то сторонники «разумного эгоизма» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Разумный эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.

Концепция разумного эгоизма начала формироваться в Новое время, первые рассуждения на эту тему встречаются уже в трудах Спинозы и Гельвеция, но в полном объёме была представлена только в романе Чернышевского «Что делать?». В XX веке идеи разумного эгоизма возрождает Айн Рэнд в сборнике эссе «Добродетель эгоизма», повести «Гимн» и романах «Источник» и «Атлант расправил плечи». В философии Айн Рэнд разумный эгоизм неотделим от рационализма в мышлении и объективизма в этике. Также разумным эгоизмом занимался психотерапевт Натаниэль Бранден.

Источник:
Здоровый эгоизм
Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%8D%D0%B3%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Как писать сочинение Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?

Как писать сочинение Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?

ЕГЭ-2018 Как писать сочинение Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?

Современные психологи рекомендуют избавляться от эмоционального выгорания именно с помощью "здорового" эгоизма.

Почему здорового, потому что это не означает, что вы не будете играть с ребенком, что не подумаете о родных или забросите работу. Дело в том, что иногда окружающие люди взвешивают на человека больше, чем он может нести.

Так, например, все домашние хлопоты только на маме, больным родственникам еду готовит только она, на роботе тоже ее считают незаменимым человеком, прося всех подменить.

В этой долгой цепочке обязанностей очень сложно бывает увидеть себя и уделить внимание себе, задав простой вопрос, чего же хочешь ты?

В такой и похожих ситуациях "здоровый" эгоизм является необходимой самозащитой.

Наверное, этот вид эгоизма и назван здоровым, потому что, не проявляя это качество, человек может поплатиться собственным здоровьем. На работе, в школе и дома — везде и всюду делать всё по максимуму, никому ни в чём не отказывать, не уметь сказать "нет" опасно для здоровья. Человек имеет предел, всё-таки это живой организм, а не робот. Он должен отдыхать, высыпаться, должен уделять внимание себе. Но неправильное понимание об обязанностях и долге часто играют с некоторыми людьми злую шутку. Они делают всё для других, забывая о себе. Помогать нужно только тем, кто в этом действительно нуждается.

Вывод: здоровый эгоизм полезен не только тому, кто научится говорить "нет", но и тем, кто пользуется чужой добротой и безотказностью (чтобы научились чему-то сами, а не только перекладыванию своих забот и работы на других).

Каждое человеческое качество имеет свойство проявлять себя в пограничных значениях. В этом оно похоже на обычные предметы, в которых можно найти как пользу, так и вред: к примеру, нож — им можно воспользоваться для приготовления пищи (польза), а можно убить человека (вред). С эгоизмом — так же или почти так же.

В разумной мере эгоизм может быть полезен. Человек, полностью лишённый эгоистических устремлений, рискует оказаться за бортом жизни. В наше время нельзя быть только альтруистом. Нужно иметь внутри себя хоть капельку честолюбия и любви к себе. Когда последней не хватает, человек очень сложно переносит жизненные трудности: слишком сильно переживает за других людей, слишком остро реагирует на то, как к нему относятся.

"Здоровый эгоизм" позволяет иметь внутри себя стабильно горящий маячок, на который можно ориентироваться в кризисной ситуации. Допустим, случилась у человека несчастная, то есть безответная любовь. Человек, лишённый эгоизма, будет лить слёзы и страдать, а тот, кто имеет в себе немного самолюбия, скажет: "Не стоит он моих слёз!". Первое может разрушить человека, второе даст ему силы пережить сложную духовную ситуацию и идти по жизни дальше.

В первую очередь определим что такое вообще эгоизм. Это слово происходит от эго, что в переводе означает — Я. Причем я специально выделяю "Я" с большой буквы потому что эгоисты они думают как бы из всего извлечь пользу лишь для себя, и им все равно на мнение окружающих. Примером может послужить Печорин из произведения Лермонтова "Герой нашего времени". Он Бэлу украл, а потом стал к ней равнодушен потеряв интерес. При этом Печорин не задумывался, что чувствует сама девушка и ее близкие. А вот "Здоровый эгоизм" — это уже можно сказать золотая середина, и этот самый здоровый эгоизм живет во многих людях, которые способны и себе из чего-то пользу извлечь, и другим не навредить или даже помочь.

В мире принято всячески порицать эгоизм, однако в "здоровом эгоизме" нет ничего плохого. Умение вовремя сказать "нет" очень важно, оно не отдаляет человека от других, а наоборот, заставляет относиться к нему уважительно.

К примеру, если безработному человеку все время помогать деньгами и продуктами, он никогда "не слезет с шеи" своего благодетеля, никогда не начнет работать и не научится самостоятельности. То же касается чужих обязанностей по работе: если постоянно помогать человеку с его делами, он может постепенно переложить свою работу на чужие плечи.

В качестве литературного примера можно привести повесть Алексея Алексина под названием "Безумная Евдокия". В нем родители всячески избаловали свою дочку Оленьку, и та привыкла относиться ко всем окружающим пренебрежительно. Впоследствии от Оли отвернулись и ее бывшие друзья, а родители искали во всем вину классной руководительницы и одноклассников. Если бы родители Оли относились к ней более требовательно, Оля бы не довела своим внезапным исчезновением свою маму до психической больницы. Пытаясь дать дочке все самое хорошее, они вырастили настоящую эгоистку.

Закончить свое сочинение можно персидской поговоркой:

Источник:
Как писать сочинение Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
Современные психологи рекомендуют избавляться от эмоционального выгорания именно с помощью "здорового" эгоизма. Почему здорового, потому что это не означает, что вы не будете играть с ребенком, что
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2670548-kak-pisat-sochinenie-soglasny-li-vy-s-tem-chto-zdorovyj-egoizm-polezen.html

Статьи о психологии

Статьи о психологии

Разумный эгоизм и ложное бескорыстие · 29 июля 2010 г.

В психологии очень мало такого, о чем можно говорить с уверенностью. Кругом одни лишь гипотезы и предположения. Теорий личности существует множество, теорий возникновения невроза тоже уйма, теорий и техник психотерапии еще больше. Но все теории сходятся, как минимум, в одном фундаментальном принципе.

Воспитание и христианская мораль учат нас заботиться о других людях, почитать родителей, помогать слабым и противостоять тиранам. Нас учат, что высшее достижение — это подвиг, совершенный во благо всего человечества. Нам рассказывают сказки о героях, отдавших свою жизнь ради спасения других людей. И нас учат испытывать вину за всякое проявление эгоизма, здорового или невротического — без разницы.

А психология утверждает обратное — все, что бы ни делал человек, он делает ради своего собственного блага. Нет в человеческой мотивации ничего иного, кроме беспросветного эгоизма. В каждом поступке человека за ширмой его доброты, благородства и бескорыстия легко обнаружить эгоистичную мотивацию. И эта мотивация не вторична — за этой отговоркой спрятаться не получится — эгоистичная мотивация всегда первична!

Но в этом эгоизме нет ничего плохого. Нечего стыдиться — такова сама человеческая природа, и бороться с ней, значит, восставать против инстинкта самосохранения. Моральные идеалы, какими мы привыкли их видеть, содержат в себе фундаментальную ошибку — они исходят из того, что человек от рождения испорчен и потому нуждается в оковах нравственности. Но так ли это на самом деле? От чего «звереет» человек? Не от этих ли самых оков, которые на него надевают в раннем детстве?

Есть мнение, что эгоизм разрушает общество, и поэтому должен быть искоренен. Но так ли это на самом деле? Цель врожденного естественного эгоизма — выживание. И если общественный порядок будет объективно более эффективным способом выживания, эгоизм такому обществу будет только рад и всегда будет его поддерживать. Животные, вон, живут стаями, а ведь у них нет никакой морали, их никто не учит, что надо быть добрыми к ближнему своему. Их эгоистичный инстинкт самосохранения сообщает им: стая — лучший способ выживать, а значит надо поддерживать интересы стаи, как свои собственные. А человеческий эгоизм не глупее звериного…

Противостояние между эгоизмом и общественной моралью возникает по чистому недоразумению. Что говорят священные тексты всех религий о деяниях своих святых? — Что они отдавали себя настоящему служению, что они были чисты и благородны в своих побуждениях, что они заботились о своих близких больше, чем о самих себе. Но ведь в том-то и дело — это святые люди, лишенные привычного нам Эго и его «-изма». А как быть всем нам, кому до святости очень далеко?

И вот здесь совершается логическая ошибка. Бескорыстное благородное поведение святого человека — это результат святости, а не путь к ней. Святой человек находится в совершенно ином состоянии сознания. Его центр личности покоится в другом месте, а его Эго становится периферийной инстанцией, и вместе с этой трансформацией из него уходит тот самый «аморальный» эгоизм.

Но его место теперь занимает «божественный» эгоизм. Святые люди все так же следуют только своей внутренней мотивации, своей собственной воле, и даже помогая другим, они все так же решают какую-то свою внутреннюю задачу. Разница в том, что теперь их воля тождественна воле Бога, и потому со стороны их поведение кажется экстраординарным, внеличностным и внеэгоистичным.

Институты нравственного воспитания исходят из ошибочной посылки, что повторение моделей поведения святого человека есть путь к достижению святости. Это в лучшем случае. В худшем — если воспитатели не заблуждаются на счет природы святости, значит, они хотят превратить мораль в кнут и пряник и использовать ее для подавления индивидуальности.

Мораль говорит, что эгоизм — это худшее, что есть в человеке. Нас учат наступать на горло собственной песне ради того, чтобы быть зачисленными в ряды хороших и достойных людей. Нас учат стыдиться своей собственной природы и разыгрывать из себя тех, кем мы не являемся, ради сомнительного счастья быть принятыми в обществе людей, успешно обманувших себя.

В свое время Фрейд выпустил на свободу человеческую сексуальность и тем самым избавил очень многих людей от огромной силы внутреннего конфликта. Сексуальный инстинкт невозможно выключить — его можно только подавить. Но сколько себя не обманывай, сколько не замалчивай, инстинкт всегда найдет себе выход на поверхность — по-хорошему или по-плохому. То же самое и с эгоизмом — сколько от него не прячься, никуда на скрыться, а чем больше ему сопротивляешься, тем более тяжелые последствия наступают.

Мы все — эгоисты от и до. Но по дурацкому стечению обстоятельств очень хотим видеть себя какими-то другими. Мы находим великую честь в благородстве, в альтруизме, в помощи нуждающимся. Мы заботимся о своих близких и тех, кого любим. Мы беспокоимся о будущем детей, о детенышах тюленей, об экологии и о мире во всем мире. Но при этом отказываемся взглянуть правде в глаза — на самом деле мы заботимся только о самих себе.

И этот самообман никода не проходит бесследно. Оглянитесь вокруг — девять из десяти ваших знакомых страдают от глубокого внутреннего конфликта на почве неудовлетворенного эгоизма. Люди вокруг не удовлетворены своей жизнью из-за того, что не принимают во внимание голоса и желаний своей души. В раннем детстве им внушили идею о греховности эгоистичных желаний и всю жизнь они только тем и занимаются, что воюют сами с собой, потому что нет у человека никаких других желаний, кроме эгоистичных. А как можно получать радость от жизни, запрещая себе желать?

Разумный эгоизм — это ни что иное, как зов нашей души. Проблема в том, что «нормальный» взрослый человек уже не слышит голоса естественного эгоизма. То, что под видом эгоизма доходит до его сознания, — это патологическая самовлюбленность, ставшая результатом долгого подавления импульсов естественного эгоизма.

Здоровый эгоист куда ближе к святости, чем всякий убежденный праведник, потому что меньше себя обманывает. Праведник верит, что напрягая свою эгоистичную волю он может справиться со своим эгоизмом. Ему кажется, что подавляя эгоистичные импульсы, он приближается к святости и Богу. Но на деле он этим только увеличивает свой внутренний конфликт и все больше отдаляет себя от Бога.

Чем сильнее человек верит в бескорыстность своих помыслов и поступков, тем он несчастнее. Он может совершить величайшие подвиги милосердия, но при этом его собственная жизнь так и останется пустой и безвкусной. Подобный самообман умерщвляет.

Есть и другой случай, когда кажется, что человек плюет на всех и живет только для себя. Но это все та же самая проблема, только вывернутая наизнанку. Подчинение морали или бунт против нее — это одно и то же. И эти прожженные эгоисты точно так же находятся в состоянии внутреннего конфликта по поводу своего эгоизма. Они бунтуют против запрета на самовлюбленность, но при этом точно так же чувствуют вину за свое поведение, и это приводит к новому витку эскалации — бунту против чувства вины и очередным попыткам доказать себе свое право послать всех к черту, и обратно к новому чувству вины.

Эгоистичны все без исключения. Если вы знаете человека, который в жизни совершил хоть один поступок безо всякой личной выгоды, то это был не человек… либо это был святой, либо вы не видите скрытой выгоды от совершенного поступка, либо просто хотите продолжать себя дурить.

Та разница между людьми, которую легко заметить, когда речь заходит об эгоизме, обусловлена не уровнем эгоизма, а уровнем их самообмана на сей счет. Самый нездоровый эгоизм у праведников и бунтарей. И те, и другие в равной мере воюют со своей собственной природой, доказывая окружающим свою доброту или злобу. Внутренний конфликт они пытаются разрешить вовне, но им это никогда не удается. И со стороны они выглядят наиболее ущербно — болезненно самовлюбленно или так же болезненно кротко.

Более здоровая версия эгоизма у людей, отдающих себе отчет в том, что ничего, кроме собственных интересов у них в жизни нет. Но до тех пор, пока они продолжают раскачиваться на маятнике гордости–ничтожества, их эгоизм окрашен в ядовитые тона самовлюбленности. Эти люди более трезво смотрят на мир и со стороны выглядят не такими уж эгоистами. Обратите внимание на этот фокус. Чем более честен человек в отношении собственной мотивации, тем менее эгоистично выглядят его поступки или, по-крайней мере, его эгоизм выглядит оправданным, разумным, трезвым, и потому не вызывает отторжения.

Возьмем пример. Два человека: здоровый и нездоровый эгоисты. Оба совершают один и тот же поступок — делают близкому человеку подарок. Здоровый эгоист отдает себе отчет в том, что подарок он делает для себя, что это ему самому нравится дарить подарки и ему нравится получать что-то в ответ. Его игра «в подарки» очевидна и прозрачна — он не скрывает своей корысти ни от себя, ни от другого человека, а значит не остается никакого камня за пазухой. Здоровый эгоист корыстен, но честен.

А нездоровый неосознанный эгоист поступает иначе — он не отдает себе отчета в том, что им движет только личный интерес, он верит, что делает подарок от всего сердца и не имеет при этом никаких задних мыслей. Но на более глубоком уровне им движет все тот же личный корыстный интерес — он тоже хочет получить что-то взамен, но хочет это получить тайком, безответственно. Если он это получает, то все хорошо, но если по какой-то причине реакция на подарок его не устраивает, вся его корысть тут же выходит наружу — он начинает обижаться, психовать, требовать справедливости и проклинать чужой эгоизм. Так он вынуждает другого человека расплатиться по счетам за все полученные «бескорыстные подарки».

Нездоровый эгоист точно так же корыстен, как и здоровый, только при этом еще делает вид, что никакой личной выгоды в его поступке нет, и очень гордится этим своим показным самоотречением.

В человеке нет ничего, кроме собственного эгоистичного «Хочу!», и чем отчетливее он это видит, тем проще и естественней его жизнь, тем проще и естественней его отношения с людьми. Эгоизм — совершенно здоровое чувство, если перестать его стесняться. Чем больше от него прячешься, тем больше он прорывается наружу в виде необоснованных обид и попыток манипулировать людьми себе на благо. А чем больше его признаешь, тем отчетливее понимаешь, что этот самый эгоизм и заставляет нас чтить свободу и интересы другого человека. Осознанный разумный эгоизм — единственный путь к здоровым и конструктивным отношениям между людьми.

Разрешить себе быть честным здоровым эгоистом — большое достижение, но это только полдела. Если при этом не будет решена проблема гордости-ничтожества, эгоизм будет в первую очередь защищать эти два невротических полюса, вместо того, чтобы выполнять главную свою задачу — транслировать голос Самости и вести человека по пути естественной самореализации.

Источник:
Статьи о психологии
Разумный эгоизм и ложное бескорыстие
http://satway.ru/articles/egoism-healthy-or-not/

COMMENTS