Занятия по методике монтессори

Развитие ребёнка с помощью методики Монтессори

Все родители стремятся к тому, чтобы ребёнок развивался: выполнял определённые задания, познавал новую информацию, овладевал нужными навыками. На сегодняшний день для этого разработано множество авторских методик. Во многих садах и школах популярностью пользуется система Марии Монтессори — итальянского педагога, которая добилась огромных успехов в работе с детьми. В чём заключается принцип её программы и можно ли её воспроизвести в домашних условиях?

Ребёнок развивается с самого рождения: каждый день он изучает новую информацию, знакомится с окружающим миром и познаёт себя. В 1907 году итальянский педагог и врач Мария Монтессори придумала свою авторскую методику, которая помогала малышам саморазвиваться. Сначала она опробовала свои разработки с умственно отсталыми детьми. Через некоторое время её подопечные выиграли на школьной олимпиаде, в которой принимали участие наравне со сверстниками с обычным уровнем развития. Это была настоящая сенсация, после которой методика начала совершенствоваться и адаптироваться под нужды здоровых деток.

Система Монтессори основана на нескольких принципах, базовыми из которых являются построение процесса обучения в игровой форме и самостоятельное принятие решения ребёнком. Малыш должен стремиться выполнить задания сам, причём какие это будут занятия, сколько они будут длиться по времени, в какой форме проходить, он тоже выберет по своему усмотрению. Взрослые не вмешиваются в процесс развития, а только помогают, создавая необходимое пространство, где кроха занимается.

Главный девиз методики — «Помоги мне это сделать самому!».

Принципы развития детей, сформированные Марией Монтессори

Заниматься по своей методике педагог рекомендовала с трёх лет, но сегодня программа адаптирована для детей с первых месяцев жизни. Например, бизиборды, придуманные Марией Монтессори. Их сделали в виде мягких ковриков или книжек, и малыши с удовольствием рассматривают и изучают такие развивающие материалы.

Однако только на четвёртом году жизни ребёнок начинает принимать самостоятельные решения и пытается выполнить определённые задания сам без помощи взрослых. До этого возраста малыш занимается с родителями, которые помогают ему освоить навыки.

Заниматься по методу Монтессори можно до двенадцати лет.

Сравнение методик раннего развития детей: Зайцева, Домана и Монтессори — таблица

  • подручные материалы;
  • предметы быта;
  • развивающие доски и игрушки;
  • деревянные вкладыши.

Изучая поведение детей, Мария Монтессори выделила три основных составляющих, благодаря которым происходит гармоничное развитие ребёнка. Самый главный элемент — специальная окружающая среда, которая разделена на отдельные зоны.

Основные принципы развития детей

Вторая составляющая — это организация процесса развития ребёнка. Несмотря на то что он самостоятельно выбирает вид деятельности, сам процесс построен на порядке и правилах.

  1. Дети разного возраста занимаются вместе, поэтому их учат проявлять уважение друг к другу. Если кто-то взял игру или другой материал раньше, нельзя его забирать, а нужно подождать своей очереди. Старшие показывают младшим, показывают как выполнять то или иное задание.
  2. Игровая форма занятия — это всё равно занятие, поэтому вести себя нужно соответственно. Нельзя кричать, шуметь. Зато ходить по комнате, бегать разрешается, если эти действия не мешают обучающему процессу других детей.
  3. Каждая зона должна быть в порядке: все материалы и игры, с которыми занимался малыш, он сам должен отнести на место.
  4. Всю работу ребёнок выполняет сам. Его никогда не критикуют, но и не хвалят. Если всё сделано правильно, педагог только констатирует факт, что задание выполнено.

Третья составляющая — педагог. До трёх лет с малышом занимается мама. Она знакомит его с новыми игрушками, вещами и навыками. Важно помнить, что роль учителя в методике Монтессори заключается в наблюдении. Если вы купили ребёнку новую игрушку, пусть он сам разберётся, что с ней делать, не нужно ему подсказывать или говорить, как надо. То же самое касается и занятий в группе для детей после трёх лет. Взрослый только наблюдает и смотрит за порядком, но не заставляет выполнить то или иное задание и не помогает.

Компоненты занятий по методике

В методике Монтессори разработано множество игровых материалов для детей разного возраста. В основном это игрушки для развития мелкой моторики. Они гармонично расположены по зонам и доступны для малышей.

Занятия всегда начинаются с музыкального приветствия: в первую очередь дети здороваются с педагогом, а потом приветствуют друг друга. Слова в таких песенках всегда легко облечь в действия, развивая координацию, внимание и сея дружескую атмосферу.

Материалы для обучения

Музыка заканчивается, и дети самостоятельно выбирают зону, в которой они будут заниматься. Дальше воспитатель уже не вмешивается в обучающий процесс, а только наблюдает: не помогает, не хвалит и не ругает. Если малыш мешает остальным, задача педагога объяснить, как его поведение влияет на окружающих. Но ребёнок сам должен понять, что это плохо и прекратить вести себя подобным образом.

В Монтессори-классе всегда есть:

  • бизиборды — развивающие доски разного размера с расположенными на них различными элементами, которые помогают детям совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление и терпение;
  • деревянные доски-вкладыши, созданные для изучения животных, фруктов и другие предметов, которые могут быть изображены на них, развития логического мышления путём определения того, какую фигуру в какое углубление нужно поставить;
  • карточки, специально подготовленные для детей разного возраста для разбирания их по цвету, складывания слов из букв, распределения предметов по форме, виду, принадлежности.

Обучающие материалы в игротеке Монтессори — фотогалерея

Занятия по методике Монтессори в домашних условиях

Родители могут заниматься с ребёнком по системе Монтессори не только в развивающих центрах, но и дома. Методика предлагает множество вариантов занятий для детей разного возраста. Всё что нужно — это зонировать комнату и подготовить материалы. Главное помнить основные правила: не мешать ребёнку, не подсказывать и не помогать. Просто наблюдать и делать выводы.

Организовать пространство нужно так, чтобы малышу были доступны любые предметы и интуитивно понятно их расположение. Что касается обучающего материала, то его легко можно купить или изготовить самостоятельно без больших финансовых затрат.

Перед началом занятий разложите все материалы по зонам. Многие думают, что для этого нужно много места. Такое утверждение не совсем верно. Достаточно распределить игрушки по группам. Например, на парте поместите всё для творчества: краски, кисти, альбомы, карандаши и другие предметы. В игровом уголке расставьте кубики, пирамидки, бизиборд (мягкий или твёрдый) — всё для логического развития. Пособия по изучению цифр уберите на невысокую полочку, но так, чтобы ребёнок их видел и смог достать. По такому же принципу разместите остальные обучающие материалы.

В комнате, организованной по принципу Монтессори, малыш должен иметь доступ к любым предметам, будь то игры или его одежда

Время для обучающих игр родители выбирают индивидуально в зависимости от режима дня своего ребёнка и желания заниматься в определённый момент времени. Если он не хочет играть, его не нужно заставлять. Многие мамы и папы интересуются: как часто нужно повторять занятия? Ответ прост — карапуз сам решает, когда, сколько и какое задание ему выполнять сегодня или завтра. Взрослые не говорят, чем, когда, как и сколько заниматься малышу, они просто наблюдают за его действиями со стороны, а он развивается самостоятельно.

Ещё один важный нюанс: не помогайте ребёнку во время занятий и не навязывайте ему свою точку зрения. Многие мамы видя, что их чадо рисует, складывает пирамиду или расстёгивает пуговицы не так, как надо, пытаются указать ему на ошибки. Это неверный подход к воспитанию по методике Монтессори. Малыш должен сам понять и принять решение по поводу того, как ему рисовать, собирать и выполнять другие действия.

С пяти-шести месяцев с ребёнком можно заниматься по системе Монтессори. Большой популярностью сегодня пользуются бизиборды. Классическая развивающая доска, которую придумала Мария Монтессори, была деревянной. Но для детей до года её адаптировали и сделали мягкой в виде коврика или книжки. Можно изготовить тактильные подушечки, которые наполняются крупами, мелкими камешками или шариками. Кроха познаёт мир через прикосновение, поэтому ему будет интересно потрогать предметы из разного материала.

Во время занятий с такими маленькими детьми родители должны контролировать, чтобы мелкие детали не попали им в ротик.

Развивающая книжка для детей с шести месяцев

Помимо бизибордов, малышам также подойдут пирамидки, кубики, рамки-вкладыши и другие подходящие по возрасту развивающие игрушки.

Программа Монтессори для детей от года до трёх

С возраста в 1 год, когда ребёнок уверенно сидит, начинает ходить и у него развивается координация, можно предложить ему различные игры и занятия. Все происходит в игровой форме и только по желанию малыша.

Родителям следует помнить, что играть с мелкими деталями дети могут только в присутствии взрослых.

Игры с водой — видео

Упражнения для развития детей от трёх до шести лет

Для детей от трёх до шести лет задания следует усложнить. В этом возрасте они проявляют самостоятельность, стремятся узнать как можно больше нового и пробуют сделать без посторонней помощи некоторые действия. Можно предложить такие занятия.

Все упражнения с мелкими деталями и продуктами требуют контроля родителей. Работу с карточками, деревянными вкладышами дети могут выполнять самостоятельно.

Занятия, игры и игрушки в дошкольном возрасте — фотогалерея

Методика Марии Монтессори основана на самостоятельном решении детей: они сами выполняют задания без помощи взрослых, сами выбирают стиль занятий и их продолжительность по времени. Развитие построено на изучении окружающего мира. Педагог выполняют роль не учителя и наставника, а наблюдателя, который только следит и анализирует деятельность детей. Во время обучения развивается мышление, терпение, координация, память и внимание. Самое важное, родители могут заниматься по этой методике дома, главное — соблюдать основные принципы.

Материал публикуется исключительно в ознакомительных целях и ни при каких обстоятельствах не может считаться заменой медицинской консультации со специалистом в лечебном учреждении. За результаты использования размещённой информации администрация сайта ответственности не несёт. По вопросам диагностики и лечения, а также назначения медицинских препаратов и определения схемы их приёма рекомендуем обращаться к врачу.

Занятия по методике Марии Монтессори

Автор статьи: Анастасия Болдырева (детский психолог).

Если воспитательная теория Марии Монтессори близка вам, но возможности отдать ребенка в тематический детский сад или клуб для малышей нет, то можно создать элементы развивающей среды у себя дома, прямо в детской комнате. Как же воплотить методику Монтессори в домашних условиях?

Главный принцип при этом: давать ребенку полную свободу в выборе занятий. Хочется малышу рисовать – пусть рисует, сопоставлять рамки и вкладыши, разбирать мелкие элементы по одному ему известным характеристикам – пусть!

Ведь монтессори-педагогика – это не только интеллектуальное развитие, как привыкли думать многие родители, это прежде всего воспитание личности, волевых качеств, умения принимать решения и самостоятельно организовывать свое время.

Наверно, каждая мама сталкивалась с ситуацией, когда малыш в выходной день мается, не зная, куда себя деть. Вроде бы – игрушки, игры, принадлежности для творчества – все под рукой. Но ребенок ходит за мамой следом с одним и тем же вопросом: «Чем мне заняться?»

Так проявляется неумение к самостоятельной организации. Во взрослом возрасте людям, так и не получившим этого важного навыка – организовывать себя, труднее строить свой день, выполнять намеченное, добиваться поставленных целей.

Игры и игрушки Монтессори позволяют с самого раннего возраста предоставить ребенку выбор, который он сможет осуществлять без участия взрослого. Это возможно благодаря тому, что все игрушки безопасны, тщательно продуманы и качественно выполнены.

Основное понятие в педагогике М. Монтессори – развивающая среда. Детская по Монтессори — это пространство, в котором растет ребенок, и где каждый предмет – своего рода дидактический материал, направленный на развитие тех или иных качеств и умений. Какие-то материалы проще купить: выполненные профессиональными мастерами, они на 100% отвечают требованиям безопасности, долговечны и максимально удобны для малыша.

К таким покупкам относятся деревянные игрушки: простые или декорированные, которые сделать «на коленке» на должном уровне практически невозможно, если только этим не занимаются профессиональный столяр вместе с квалифицированным педагогом.

Другие предметы, особенно для развития сенсорного восприятия, вполне по силам изготовить каждой маме:

  • Мешочки или шарики из хлопковой ткани разных расцветок с разными наполнителями:

крупами, камешками, бисером, раскрошенным пенопластом, и другими безопасными материалами. Мешочки должны быть прочно зашиты со всех сторон, что особенно актуально для игрушек, предназначенных совсем маленьким деткам.

  • Погремушки с различными наполнителями

    Погремушки из пластиковых баночек, яиц от киндер-сюрприза или других ёмкостей с крышками, наполненных разной «начинкой». Есть и готовые, яркие и привлекательные для малышей фигурки, но примитивный вариант по силам создать любой маме.

  • Ящик с песком

    Низкий широкий и длинный деревянный ящик наполняют тщательно промытым, прокипяченным в течение часа или прокаленным в духовке речным песком.

    Несмотря на внешнюю простоту, игрушка имеет колоссальное влияние на развитие ребенка: улучшаются моторные функции, сенсорное восприятие, игры с закапыванием мелких игрушек или строительством песочных замков очень полезны для логики, пространственного мышления, воображения.

    Ребенок познает физические свойства веществ: песка и воды, на практике усваивает их. Этот игровой модуль – находка для родителей беспокойных крох с дефицитом внимания.

    Даже самый подвижный малыш способен с наслаждением возиться в песке, к тому же эти игры расслабляющим образом действуют на нервную систему, успокаивают, снимают тревоги и страхи.

    В большинстве своем дети любят игры с водой, а мамы – не очень. Ведь после мокрого веселья приходится производить внеплановую уборку. Система Монтессори предлагает родителям дать ребенку после игры в руки инструменты для уборки: красивую тканевую салфетку и ведерко – пусть развивает навык уборки за собой.

    В процессе можно поучить ребенка аккуратно складывать салфетку. Методикой разработаны даже идеальные салфетки для обучения складыванию из мягкого гипоалергенного материала.

    Модное сегодня слово бизиборд может обозначать самый разный набор элементов, расположенных на одной доске.

  • Система Монтессори популярна среди заботливых родителей. Помочь организовать пространство для малыша, составить план занятий по методике Монтессори (если нет возможности придерживаться классического формата), создать дидактический материал своими руками помогут специальные пособия для родителей.

    Другие статьи по теме:

    С какого возраста следует начинать занятия?

    Чего вы достигните благодаря методу Домана? >>>

    Занятия по системе Монтессори

    Конечно же, приобрести полный комплект Монтессори — материалов под силу лишь детскому центру или детскому саду – простым родителям этого не потянуть. Однако, если вам нравится методика, а возможности ходить в специализированный садик нет – не расстраивайтесь. Дело в том, что соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы можете простой организацией быта.

    Потребуется лишь потратить какое-то количество времени и сил, но не сомневайтесь – все это впоследствии окупится сторицей! Итак, с чего же начать? Прежде всего помните, что вся мебель в комнате вашего малыша должна быть легкой и обязательно соответствовать его росту ( не стоит, как это любят делать многие родители, запасаться мебелью «навырост» ).

    Понадобится стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую удастся поставить материалы для работы. Не забывайте простую истину: малыши нередко чувствует себя в нашем взрослом мире буквально как лилипуты в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, совершенно недоступны для них.

    Потому проявите уважение к своему маленькому умнику – и тут же увидите, насколько важны эти, на первый взгляд кажущиеся вам непринципиальными, детали. Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца ( повторимся, все это желательно разместить в ванной комнате на уровне роста ребенка ), но и определенный уголок в доме, где будут лежать маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.

    Не бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время – с этим придется мириться. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.

    А теперь мы приведем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и приготовлений.

    Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материалы на место.

    развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.

    небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.

    Презентация:

    • поместите все перечисленные предметы на стол, а затем назовите их и действия с ними ( «стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д. );
    • одной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой – стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; а теперь пусть ребенок поработает сам – постепенно все получится.

    Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому наливать себе молока или сока из кувшина в стакан.

    научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

    газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.

    Презентация:

    • расстелите газету на полу;
    • специальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;
    • держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;
    • дайте высохнуть крему на ботинках. В это время аккуратно закройте крышку на креме;
    • тряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.

    развитие зрительной и моторной координации.

    4-6 бутылочек или баночек разных размеров с крышками ( крышки можно хранить в небольшим контейнере ).

    Презентация:

    • расставьте бутылочки на столе перед малышом;
    • медленно снимите крышки и закрутите обратно;
    • сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки. А теперь дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам. Дело не простое, но он справится!

    Занятие "Коробочка с образцами тканей" ( от 2,5 до 5 лет )

    развитие и уточнение тактильных ощущений.

    небольшая коробочка, в которую нужно заранее положить по паре кусочков каждой ткани различной текстуры 9 например, шелк, хлопок, шерсть, мохер, жаккард, лен и т.п. ).

    Презентация:

    • покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих между собой по текстуре;
    • быстро перемешайте их и попросите малыша найти пары, ощупывая их руками ( и не подглядывая! );
    • когда малыш наконец-то поймет смысл упражнения. Постепенно добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка делать то же самое с завязанными глазами.

    знакомство с предметами разной формы, развитие тактильных ощущений.

    мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами ( например, расческа, свисток, шнурок и т.п. ).

    Презентация:

    • завяжите малышу глаза или попросите закрыт их;
    • пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того как ребенку удастся-таки определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша.

    Данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву ( например, если вы уже выучили с малышом букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т.п. ).

    Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори. Подробнее об этом можно прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему. Самое важное то, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!

    Интересное видео по теме.

    2013-06-05T00:00:00

    Источники:
    Развитие ребёнка с помощью методики Монтессори
    Методика Монтессори в домашних условиях: материалы, игры и упражнения, занятия по системе для детей от рождения и до 6 лет.
    http://babyzzz.ru/1-3/evolution/16451.html
    Занятия по методике Марии Монтессори
    Методика Монтессори руками родителей Если воспитательная теория Марии Монтессори близка вам, но возможности отдать ребенка в тематический детский сад или клуб для малышей нет, то можно создать элементы развивающей среды у себя дома, прямо в детской комнате
    http://www.happy-kids.ru/page.php?id=1138
    Занятия по системе Монтессори
    ЗАНЯТИЯ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ ДОМА. Занятия с ребенком по системе Монтессори в домашних условиях. Упражнения на развитие координации, моторики, тактильных ощущений.
    http://www.missfit.ru/mammy/baby_development/Montessory_home/

    COMMENTS