Задержка развития речи

Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – патология, характеризующаяся отставанием ребенка в овладении речью, рассматривают отставание в речевом развитии в возрасте 2-4 лет.

По словам специалистов психологов, логопедов, дефектологов, неврологов проблема действительно серьезная, поскольку подобные нарушения в развитии ребенка приводят к усугублению ситуации в умственном развитии и в адаптации в социуме.

Патология формируется у детей в 3-10% случаев, согласно статистике, мальчики страдают чаще нежели девочки. Понятие охватывает широкий круг формирования речи: ребенок не произносит звуки, не говорит слова, не может в 4 года разговаривать предложениями и прочие.

Зачастую у детей задержка речи и нарушение психологических процессов развиваются совместно – малыш не воспринимает звуки и слова собеседника, не общается с ним простыми словами, характерными для его возраста.

Этиология задержки речевого развития в точности не изучена и по сей день. Здесь можно говорить о причинах, которые специалисты условно подразделяют на две группы:

  1. Первичные причины включают в себя нарушения внутриутробного развития, на фоне которого происходит речевое и психологическое отставание. В первый год жизни нервная система ребенка не устойчива, не развита до конца – это является косвенной причиной дисфункции двигательных и общепсихических функций. Кроха поздно садится, начинает ползать, не издает звуков, не реагирует на произнесенную речь взрослых, не откликается на свое имя.
  2. Вторичные причины связаны с внешними факторами, являющимися провокаторами «психологической» задержки речевого развития. К числу предпосылок можно отнести неблагоприятную ситуацию в семье, испуг и прочие факторы. Особенностью вторичных причин является резкое прерывание характерного лепета грудного ребенка.

С возрастом определяются более очерченные психоневрологические нарушения – малыш боится людей, не желает играть со сверстниками, не говорит о своих желаниях, не отвечает на вопросы и прочие проблемы.

Среди причин задержки речевого развития выявляют три основных фактора:

В большинстве случаев истинная причина задержки речевого развития так и остается невыясненной.

Симптоматика задержки речевого развития индивидуальна для каждого случая. Заметить проблемы родителям сложно. ЗРР определяется по следующим признаками:

Задержку речевого развития определить сложно – здесь анализируются результаты обследования малыша группой специалистов, включая логопедов, педиатров, неврологов, дефектологов, психологов.

Первоначально при обнаружении проблем следует обратиться к педиатру, который проанализирует течение беременности у матери, рождение ребенка и соматическое состояние на момент обращения к специалисту. На основе имеющихся данных врач направит для дальнейшего обследования к узким профильным специалистам.

После педиатра ребенка, как правило, обследует невролог. На основании жалоб родителей рекомендуется прохождение инструментального обследования. Далее проводится обследование ребенка логопедом, который проверяет концентрацию внимания, слуховые и зрительные реакции, моторное развитие ребенка и прочие факторы.

На основании выводов логопеда проводится обследование у дефектолога, психолога и других специалистов в зависимости от причины задержки речевого развития.

Точного и общепринятого лечения задержки речевого развития не существует. Ребенку могут назначить консервативное лечение с целью нормализовать работу головного мозга и восстановить периферическую нервную систему.

Целью лечения является восстановление нормальных функций ребенка. Здесь могут использоваться такие препараты, как Энцефабол и Пантогам, фармакологические свойства которых направлены на микроциркуляцию клеток и активную работу головного мозга. Также используют физиотерапевтические методы лечения – магнитотерапию, электростимуляцию, массаж.

Не малую роль играют действия родителей в период лечения. Задача родителей создать для малыша спокойную атмосферу в семье – это способствует нормализации психологического состояния ребенка.

Также важно родителям проводить занятия и играть с малышом в игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковые и подвижные игры. Не обходится без занятий для концентрации внимания ребенка и улучшения речевой активности.

Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, восстанавливающее работу центральной нервной системы. В состав препарата входит калия ацетиламиносукцинат – вещество, активизирующее ацетиламиноянтарную кислоту, содержащуюся в тканях центральной нервной системы, и посылающую импульс в головной мозг.

Выпускается в форме жидкого раствора в ампулах для приема внутрь. Имеет банановый вкус.

Препарат принимается только с разрешения специалистов, поскольку противопоказан детям младше 7 лет.

Когитум используется для общего укрепления и улучшения физического, психоэмоционального развития ребенка, широко используется при задержке речевого развития, в тоже время отзывы о препарате противоречивы.

У меня был гестоз, в результате ребенок родился с гипоксией. Тяжело воспитывать, когда малыш ничего не говорит, вообще. Перепробовали массу препаратов, невролог посоветовал Когитум. После 3 дней применения начался кошмар! Малыш стал кричать, капризничать, я не понимала, что он требует. Перестали пить.

У нас ребенок родился здоровым, но потом мы стали замечать, что он не хочет с нами общаться. С возрастом не видели улучшения, речи нет – в 2 года даже «мама», «папа» не говорит. Когитум посоветовал дефектолог. Стали пить, пропили с недельки две, начались какие-то слова пробиваться. Через месяц ребенок стал более активным, начал с нами общаться. Нам помог препарат.

К профилактическим действиям с целью исключения задержки речевого развития можно отнести своевременные занятия и игры с ребенком, направленные на улучшение мелкой моторики и звукового произношения слогов, слов. Только своевременно замеченные отклонения в развитии помогут быстро восстановить функции ребенка.

Спрогнозировать результаты или время коррекции при ЗРР невозможно– все сугубо индивидуально, а значит, прислушиваться к мнениям окружающих, советам и гарантиям со стороны самих же специалистов родителям не следует.

Осложнить же ситуацию может нестабильность в семье, новый стресс для ребенка и прочие неприятные моменты. Не допускайте криков дома, не ругайте малыша за малые провинности, не поправляйте его, если он произнес слово неправильно – это может его напугать, и он вновь замолчит.

Задержка развития речи

  • Развитие детей по возрастам

    Большое счастье быть родителем, но и большая ответственность. И дело здесь не только и не столько в том, чтобы у подрастающего чада было все: одежда, еда, предметы быта и игрушки. В первую очередь каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым и успешным во всех отношениях.

    Но давая все в материальном плане и не заботясь о правильном развитии мы рискуем воспитать человека далекого от нашего идеала. А значит нужно прикладывать немало усилий и делать определенные шаги в самые подходящие моменты.

    Трудно быть родителем. Трудно воспитывать и не делать ошибок. Трудно развивать способности малыша и принимать естественное взросление своего чада в подростковом возрасте если не знаешь, как. Хорошо если ваш ребенок (а значит и вы) встретит профессионалов своего дела на каждом этапе своего жизненного пути: умных медсестру и педиатра, заботливых и преданных своему делу педагогов в детском саду и школе, которые смогут распознать в нем скрытые способности и начнут их правильно развивать.

    Чтобы ошибок в воспитании и развитии детей было как можно меньше, чтобы каждый родитель мог быстро получить профессиональные ответы на свои вопросы и был создан наш сайт.

    Конкретные советы от специалистов высокого класса, по вашим животрепещущем вопросам, в самые короткие сроки – вот что вы найдете у нас.

    Источники:
    Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития
    Задержка речевого развития у детей различного возраста может быть вызвана психологическими, неврологическими и социально эмоциональными причинами. Особенности коррекции и восстановления речевой функции.
    http://neurodoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html
    Задержка развития речи
    Развитие детей и их воспитание – дело непростое. Но советы профессионалов могут сделать их легкими и даже увлекательными. Не ждите чудес, воспитывайте и развивайте вместе с нами.
    http://rebenokrazvit.ru/

  • COMMENTS