Задержка психомоторного развития

Задержка в психомоторном развитии ребенка

Для каждой матери самое важное в жизни это поддержание хорошего здоровья ее ребенка. В первый год жизни малыша начинают быстро развиваться его новые способности. Поэтому, если молодая мама начала замечать, что что-то в развитии ее ребенка идет не так, то нужно не выпускать этого из внимания. В наше время участились случаи появления на свет новорожденных с задержкой в психомоторном развитии. Заметив первые симптомы, следует скорее начать лечить пока не поздно.

Данный диагноз сообщает родителям об отставании в формировании нервно-психического развития ребенка, его навыков и способностей. В течение первого года малыша, маме и папе стоит отслеживать основные признаки правильного развития, чтобы, в крайнем случае, вовремя забить тревогу.

Задержка в психомоторном развитии ребенка может быть абсолютно естественным явлением, как генетическим, так и индивидуальным. Такие задержки, не требующие вмешательства медицины, позже компенсируются. Помимо этого есть и задержки болезненного происхождения.

Если вы заметили, что ребенок в первый месяц рождения не начал держать вертикально головку, то есть смысл подумать об обращении к специалисту. Также, ненормальным считается когда:

— в 2 месяца ребенок не улыбается маме;

— в 3 месяца не «агукает»;

— в 5 месяцев не совершает попыток перевернуться;

— в 6 месяцев не начинает ползать, самостоятельно садиться;

— в 8 месяцев не играет с игрушками;

— в 11 малыш не начинает ходить и «лепетать».

Убедившись, что ваш ребенок начинает заметно отставать от его сверстников, обратитесь к педиатру или невропатологу. Обычно, точка отсчета болезни, по мнению специалистов, это внутриутробное развития плода и роды. Без вмешательства медицины выявленные нарушения, к сожалению, будут лишь прогрессировать.

Однако помните, что развитие ребенка носит индивидуальный и уникальный характер. Малейшая задержка в развитии это еще не окончательный диагноз.

Виды задержек психомоторного развития

— Нарушения в становлении у малыша его психических, двигательных и речевых функций является неспецифической доброкачественной задержкой. Такие нарушения никак не связаны с повреждением мозга, и способны легко корректироваться с помощью медицины. Также, при благоприятных условиях развитие способно само по себе компенсироваться без лечения.

— Вторым видом является специфическая задержка. На этот раз, такое нарушение в психомоторном развитии малыша связанно с повреждением головного мозга и центральной нервной системы. Без вмешательства врачей развитие при таком нарушении не компенсируется.

Помимо этого, специфические задержки бывают в разных степенях тяжести. Первой степенью считается преобладание нарушений в двигательных функциях, а также, небольшая задержка в речевом развитии. Вторая степень – все способности малыша начинают формироваться с небольшим запозданием. При полученном лечении состояние ребенка стабилизируется, но развитие может остаться замедленным в сравнении со сверстниками. При третьей степениребенок запаздывает в развитии более чем на два возрастных интервала, а нарушения развития прогрессируют.

Причины задержек психомоторного развития

Причины задержек в психомоторном развитии могут быть самыми разными, поэтому молодым мамам следует быть особенно внимательными.

Первое, от чего стоит защитить ребенка, так это от разных инфекций, поражающих организм. От очень серьезных заболеваний организм ребенка способен перестроиться и начать действовать неправильно.

Второй причиной могут служить социальные причины, например, дефицит в уходе и воспитании.

Дыхательные и сердечнососудистые нарушения могут стать третьей причиной задержек в психомоторном развитии малыша. Следует сразу проконсультироваться с педиатром и начать лечение.

Четвертая причина заключается в наследственных заболеваниях или хромосомных болезнях, например, синдромы Дауна, Патау, Эдвардса.

Пятая причина– родовая травма, асфиксия. При рождении ребенка пуповина может обхватить его горлышко, придушив его.

Это всего пять причин из многих существующих. Задержки психомоторного развития могут появиться не только до первого гола жизни, но и у более взрослых детей.

Каждому родителю нужно помнить, что чем раньше вы начнете проходить профилактику, тем лучше. Задержка психомоторного развития требует своевременного лечения.

Чаще всего, положительные результаты достигаются благодаря развивающим занятиям с ребенком, а также при помощи массажа и долгих курсов физиопроцедур. Помимо этого, отличные результаты показала остеопатия. Остеопатические процедуры – способ лечения ребенка, когда организм ребенка изучается в целом. Особое внимание при такой процедуре уделяется циркуляции жидкости в организме. Лечащий врач, или остеопат, использует методику массажных движений, точечных надавливание, которые более точно смогут сказать ему об отклонениях от нормы, чем специально подготовленная аппаратура. При правильной циркуляции организм получает полноценное питание, а обмен веществ улучшается.

Кроме этих видов лечения существует еще магнитотерапия, позволяющая выборочно восстановить работу некоторых центров головного мозга, которые отвечают за словарный запас и интеллектуальные способности.

Помимо таких методов лечения, существует еще лекарственная терапия. Некоторые из препаратов, применяющиеся для лечения задержки психомоторного развития, представляют себя в виде «активного питания» для головного мозга.

Однако нужно помнить, что заниматься самолечением категорически противопоказано, так как это может навредить вашему малышу. Начинайте заниматься лечением ребенка своевременно, во избежание развития болезни.

Задержка психомоторного развития

Что делать, если вам кажется, что ребенок медленно развивается, отстает от сверстников, как определить – в норме ли его состояние или вы столкнулись с синдромом задержки психомоторного развития? Каковы его критерии и прогнозы? Узнайте больше о моторных и психоэмоциональных отклонениях детей младшего возраста и определите, при необходимости, совместно с профильными специалистами стратегию коррекции этих когнитивных нарушений.

Читайте в этой статье:

Синдром задержки психомоторного развития

Психомоторное развитие (ПМР) у каждого ребенка проходит в индивидуальном темпе, однако есть определенные признаки, которые позволяют судить о нормальном, опережающем и замедленном процессе становления его базовых функций. Прежде всего, различают темповую задержку психомоторного развития, которая не сопровождается болезнями головного мозга и неврологическими симптомами. Такие медленно развивающиеся дети, как правило, достаточно быстро «догоняют» своих сверстников, если им обеспечить правильный педагогический подход, наладить сбалансированное питание и режим дня. Второй вариант — грубая задержка психомоторного развития — часто проходит на фоне заболеваний центральной нервной системы, других болезней, в том числе эндокринных, инфекционных, и обычно связана с прочими когнитивными нарушениями у детей. Синдром задержки психомоторного развития в этом случае требует комплексного лечения, в том числе медикаментозного.

Задержка моторного развития у детей

Психомоторная задержка развития, признаки которой касаются прежде всего двигательных функций, относится к моторным нарушениям. Такие симптомы проявляются уже в первый месяц жизни. Обратите внимание на следующие этапы развития малыша, чтобы исключить (или выявить) этот вариант синдрома задержки психомоторного развития.

Задержка психического развития у детей

Психомоторная задержка развития, признаки которой сосредотачиваются в основном вокруг эмоциональной и когнитивной сферы, относится к психической сфере. Чтобы определить, что ребенок медленно развивается именно в этом отношении, приглядитесь к следующим признакам. Малыш должен:

в 2 месяца фиксировать взгляд на родителей и улыбаться;

в 3 месяца самостоятельно произносить звуки, «гулить»;

в 5-6 месяцев четко отличать родных людей от посторонних;

в 8-9 месяцев проявлять интерес к играм и простым игрушкам;

в 10-11 месяцев пытаться подражать речи взрослых, «лепетать».

Синдром задержки психомоторного развития (ЗПР) бывает с преобладанием моторной или психической составляющей, а также – комбинированным, с симптомами обоих видов расстройства.

Связь с другими когнитивными нарушениями

Синдром задержки психомоторного развития с преобладающим моторным проявлением важно отличать от другого когнитивного нарушения под названием диспраксия. ЗПР относится к естественным моторным навыкам таким как ходьба, бег, прыжки, а нарушения в сфере праксиса – к выученным движениям, например, умению завязывать шнурки или пользоваться ложкой. Но, безусловно, медленно развивающиеся дети в моторном отношении, будут хуже усваивать любые двигательные навыки и страдать от плохой координации движений. Им трудно научиться ловить мяч, собирать кубики или ездить на велосипеде, позже будет нелегко научиться писать и рисовать. Синдром задержки психомоторного развития также напрямую связан с целым рядом речевых когнитивных нарушений. Некоторые из них проявляются уже к 2-м годам жизни, а другие, связанные с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия) – с началом учебы в школе.

Причины задержки психомоторного развития

Задержка психомоторного и речевого развития у детей относится к категории когнитивных нарушений. Такие расстройства чаще всего связаны с проблемами внутриутробного развития ребенка, родов и первого года жизни. Это могут быть последствия перинатальных поражений нервной системы, неонатальные (послеродовые) осложнения такие как желтуха, сосудистые нарушения. Отдельно выделяют генетические и наследственные болезни, а также дефицит определенных веществ – анемия, рахит, целиакия и др. На развитие когнитивных нарушений у детей также могут повлиять эндокринные заболевания – например, врожденный гипотиреоз. Негативным фактором считается перенесенная в первые дни и месяцы жизни инфекционная болезнь. Также синдром задержки психомоторного развития тесно связан с социально-психологической обстановкой в семье. Недостаток внимания или, напротив, гипертревожные родители могут отрицательно повлиять на психомоторное развитие ребенка.

Диагностика задержки психомоторного развития

Психомоторная задержка развития, признаками которой могут быть моторные или психоэмоциональные нарушения, может быть диагностирована в любом возрасте, даже в первый год жизни. При этом, чем раньше выявляются отклонения в развитии ребенка и когнитивные нарушения, тем эффективнее бывает лечение. Для выявления и подтверждения синдрома задержки психомоторного развития используются специальные тесты, собирается семейный анамнез, исключаются соматические заболевания. Ребенку может понадобится и аппаратно-лабораторное обследование, включая УЗИ, МРТ, ЭЭГ. Медленно развивающиеся дети, как правило, дополнительно проходят обследование у невропатолога, психотерапевта, ортопеда, им может понадобится помощь логопеда, специалиста по массажу и мануальной терапии, лечебной физкультуре.

Задержка психомоторного развития у детей. Лечение

Методы коррекции синдрома задержки психомоторного развития напрямую зависят от характера нарушений. Если речь идет о простой темповой задержке психомоторного развития без нарушений работы головного мозга и нервной системы, то стратегия будет заключаться в улучшении ухода за ребенком, правильном рационе питания и режиме дня, развивающих занятиях. Задержка психомоторного развития, лечение которой включает в себя не только оздоровительные, но и лечебные мероприятия, обычно связана с выраженной или грубой задержкой психомоторного развития. В этом случае ребенку назначается курс лечения с медикаментозной поддержкой, направленной на защиту, адаптацию и восстановление функций головного мозга и нервной системы. О том, какие средства и программы реабилитации предлагаются сегодня для коррекции задержки психомоторного развития читайте в следующих материалах.

Задержка психомоторного развития

Безобидное, на первый взгляд, выражение «задержка психомоторного развития» по своей сути несет достаточно большие трудности для родителей при воспитании ребенка. Данное патологическое состояние характеризуется отставанием детей по срокам развития в освоении окружающего мира, выработке навыков движения, координации, речи и в обучении.

Непосредственно после рождения ребенка начинается стимуляция головного мозга и его постепенное развитие. На первом году жизни малыш должен освоить элементарную двигательную активность – удерживание головы, ползание, ходьбу, захват и перекладывание предметов. Помимо этого, закладываются основы речевого развития – гуление, односложные слова, различная эмоциональная окраска речи.

Данный диагноз, зачастую, устанавливается в раннем возрасте на основе отклонений от общепринятых сроков развития малышей. Каждый ребенок индивидуален и, в последнее время, считают, что условные границы приобретения навыков и двигательной активности могут варьировать в довольно широких пределах. Подтвердить диагноз позволит тщательный осмотр невропатолога и дополнительные методы исследования.

Диагноз состоит из двух основополагающих – нарушение психического и моторного развития. Степень отклонений в каждом определенном случае может усугубляться в сторону двигательного или психического компонентов.

Признаки отставания ребенка в психическом развитии:

1. К двум месяцам жизни малыш не фиксирует взгляд, не узнает маму и не улыбается ей.

2. Не выражает свои эмоции в 3 месяца в виде «гуления».

3. После достижения 6 месяцев нет четкого разграничения у ребенка своих и чужих лиц.

4. На 8 месяце малютка не может самостоятельно играть любимыми игрушками.

5. К году не появляются элементарные речевые попытки воспроизвести слова (мама, папа, агу и т.д.).

Признаки отклонений в моторном развитии:

1. В первые 3 месяца малыш не удерживает голову.

2. На 4-5 месяце у него не получается перевернуться с живота на спину.

3. К 6 месяцам малыш не научился сидеть.

4. До года он не стоит и не ходит (сам или с поддержкой).

После первичного неврологического осмотра необходимо выяснить состояние головного мозга и степень его функциональности, исключить опухолевые поражения или органические дефекты. С данной целью могут быть выполнены неинвазинвые методы диагностики – нейросонограмма, электроэнцефалография, рентген черепа, магнитно-резонансная томография.

Их актуальность определяет детский невролог с учетом тяжести состояния ребенка и выраженности неврологической симптоматики, наличия сопутствующей патологии.

Эффективность проведенных мероприятий зависит от возраста ребенка, в котором выявлены отклонения. Большинство доступных методов лечения направлены на развитие интеллекта и менее акцентируют внимание на двигательной активности.

В лечебный комплекс должны включаться медикаментозные и не медикаментозные методы лечения. Во вторую группу входят развивающие игры, физиотерапевтические процедуры, массаж.

Положительные отклики и видимые результаты у детей с задержкой психомоторного развития получены после проведения курсов иппотерапии в качестве вспомогательного метода лечения. У дошкольников и школьников она позволяет:

1. Психологически подготовить детей к посещению детского сада или школы:

— помогает ребенку приобрести уверенность в своих силах,

— улучшает усидчивость и концентрацию внимания,

— нацеливает на достижение результата и выполнение задачи,

— невербальное общение с животными повышает адаптацию в социуме.

2. Развить память, повысить скорость мышления, что необходимо для хорошего усвоения материала.

3. Распределять и планировать свое время с максимальной эффективностью.

4. Нормализовать процессы возбуждения и торможения, эмоционально расслабить ребенка.

У более младшего возраста занятия верховой ездой и иппотерапией улучшают кровоснабжение в органах малого таза и нижних конечностях, что способствует нормализации развития костно-мышечной системы. Рефлекторно происходит установка позвоночника в вертикальном положении, ускоряется формирование физиологических изгибов в нем, профилактика сколиоза.

Занятия с лошадью стимулируют высшую нервную деятельность и эмоциональные реакции (радость, улыбка, нежность, любовь). Пластичный мозг ребенка поглощает новую информацию как губка, независимо от его активности. Во время регулярных занятий иппотерапией малыш получает все новые и новые эмоции, навыки, тактильные ощущения, улучшается зрительная память и координация движений.

Только комплексный подход к процессу лечения детей с нарушениями нервно-психического и моторного развития позволяет свести к минимуму неврологические отклонения и существенно улучшить качество жизни малыша, вселить веру в его здоровое будущее.

Задержка психомоторного развития у детей

Задержка развития у ребенка делится на 2 основных вида — специфическую и неспецифическую.

От вида зависит лечение и прогноз на будущее. Поговорим об основных признаках задержки умственного и психофизического развития у детей.

  • Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.
  • Специфическая задержка психомоторного развития

Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.

Запаздывание становления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов.

Не связана с повреждением мозга. Легко поддается коррекции.

С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

Диагноз устанавливается при замедлении темпа созревания мозга без качественных изменений.

Выделяют тотальную (равномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется равномерное отставание в развитие всех функций, и парциальную (неравномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется отставание лишь одной или нескольких функций при сохранности остальных.

  1. Отсутствие четкого рефлекса на время (кормления, сна).
  2. Отсутствие реакции голода и насыщения.
  3. Отсутствие или слабая выраженность ротового внимания.
  4. Быстро истощающиеся, плохо выраженные безусловные рефлексы, возникающие после латентного периода или при многократном раздражающем воздействии.
  5. В положении лежа на животе не приподнимает голову.

При осмотре у таких детей спонтанная двигательная активность достаточно выражена, преобладает флексорный гипертонус мышц, рефлексы симметричны и количество стигм дисэмбриогенеза не превышает 4-5 стигм.

Период от 1 до 3 месяцев жизни

  1. Незначительное увеличение времени активного бодрствования ребенка.
  2. Незначительная выраженность или отсутствие положительных эмоциональных реакций.
  3. Кратковременная реакция сосредоточения с быстрым ее истощением.

Период от 3 до 6 месяцев жизни

Запаздывание становления цепных симметричных рефлексов (отсутствие поворотов со спины на живот и опоры на руки в положении на животе)

Период от 6 до 9 месяцев жизни

  1. Отсутствие выраженной активности при общении с незначительным количеством жестов и игровых реакций.
  2. Однообразный лепет без выраженной эмоциональной окраски.
  3. Отсутствие захвата предметов 2-мя пальцами.
  4. Отсутствие реакции на словестные команды.
  5. Самостоятельно не садится, не делает попыток встать, плохо ползает.

Период от 9 до 12 месяцев жизни

  1. Отсутствие общения при помощи лепетных слов.
  2. Отсутствие интонационной окраски лепета.
  3. Стоит с поддержкой, не ходит.
  4. Начинает действовать по подражанию.

В каждый возрастной период возможно выпадение не всех, а отдельных элементов психомоторного развития в каждый возрастной период (ребенок что-то делает, а что-то не делает).

При благоприятных условиях внешней среды отставание ликвидируется в течение 1-2 возрастных периодов без назначения лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития.

Нарушение становления двигательных, психических и речевых функций, связанная с повреждением мозговых структур, проявляющаяся патологическими синдромами и не компенсирующаяся самостоятельно.

Специфическая задержка психомоторного развития возникает в результате :

  1. Дизэмбриогенетические нарушения с формированием пороков развития ЦНС.
  2. Воздействие гипоксически- ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов.
  3. Нарушение обмена веществ.
  4. Наследственные болезни.

Вначале специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций, сопровождающаяся диспропорциональностью соматического развития..

Специфическая задержка психомоторного развития 1 степени (легкая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал с тенденцией к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста ребенка.

Ребенок догоняет своих сверстников в формировании двигательных, психических и речевых функций на первом году жизни при своевременном назначении и проведении правильного лечения

  1. Генерализованная задержка психического, моторного и речевого развития.
  2. Преобладание нарушений двигательных функций.
  3. Качественные особенности выражены не резко, что не создает препятствий к формированию функций.
  4. Хорошо поддается коррекции при раннем начале лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития 2 степени (средней тяжести).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал при отсутствии тенденции к постепенному сокращению временного дефицита, который сохраняется на протяжении всего первого года жизни. Иногда отмечается нарастание временного дефицита по мере усложнения формирующихся функций.

Двигательные, психические и речевые функции формируются у ребенка с некоторым постоянным запаздыванием по отношению к психомоторному развитию сверстников даже при своевременном назначении и проведении правильного лечения.

  1. Качественные изменения приобретаемых навыков с нарушением ведущего звена приобретаемых функций.
  2. Усиление выраженности временного дефицита по мере роста ребенка.
  3. Положительная динамика в формирования возрастных навыков при проведении своевременного лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития 3 степени (тяжелая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка более чем на 1-2 возрастных интервала с развитием стойкого временного дефицита с тенденцией к усилению по мере роста ребенка.

Стойкие нарушения двигательных, психических и речевых функций без выраженной тенденции к их развитию.

  1. Отсутствие формирования основных возрастных навыков (в т.ч. отсутствие формирования речи и двигательных функций) в динамике.
  2. При наличии у ребенка прогрессирующих обменных или инфекционных заболеваниях возможна утрата и ранее приобретенных навыков.

О клинических синдромах острого и восстановительного периодов поражений ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста читайте в статье: Признаки поражения ЦНС у детей раннего возраста.

Источники:
Задержка в психомоторном развитии ребенка
Для каждой матери самое важное в жизни это поддержание хорошего здоровья ее ребенка. В первый год жизни малыша начинают быстро развиваться его новые способности. Поэтому, если молодая мама н
http://www.vashaibolit.ru/10977-zaderzhka-v-psihomotornom-razvitii-rebenka.html
Задержка психомоторного развития
Что делать, если вам кажется, что ребенок медленно развивается, отстает от сверстников, как определить – в норме ли его состояние или вы столкнулись с синдромом задержки психомоторного развития
http://pro-mozg.com/content/diseasedeti/zaderzhka-psikhomotornogo-razvitiya/
Задержка психомоторного развития
Задержка психомоторного развития это патологическое состояние характеризуется отставанием детей по срокам развития в освоении окружающего мира, выработке навыков движения, координации, речи и в обучении.
http://ippoterapia.kharkov.ua/poleznaya-informatsiya/69-zaderzhka-psikhomotornogo-razvitiya
Задержка психомоторного развития у детей
Специфическая и неспецифическая задержка психического и моторного развития у детей: признаки и симптомы.
http://www.drlevit.com/zaderzhka-razvitia-priznaki/

COMMENTS