Все о развитии ребенка до года

Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…). Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьирассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см.), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. Основные врожденные рефлексы детей. Безусловные и условные рефлексы.

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку (как обрабатывать).

В первые месяцы (обычно до 3-х месяцев) 80% малышей испытывают боли в животике из-за коликов и газиков. Ребенок выгибает спинку, сучит ножками и истошно плачит. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с публикациями на тему коликов и газиков.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

По теме развития ключевые моменты:

По теме здоровья ребенка:

Фильм: развитие ребенка с первого месяца и до 1 года

Можете сразу перейти к нужному месяцу и изучить подробные статьи:

Очень хорошая статья! Спасибо, написано на «5+». Побольше бы таких статей с точки зрения полезности материала(очень понравилось как освещены основные аспекты развития).Все четко и ясно.Большое спасибо!Теперь я точно себя успокоила, что многое, описанное в данной статье, мы умеем, а насчет гага и биби — так ребенку проще привыкнуть к обозначению предмета, параллельно же можно называть вещи своими именами.

А у меня немного все не так было. Потому что голову мы начали держать уже на втором месяце жизни. И практически в этот же период переворачиваться.

Да, мы примерно так и развивались, в плане физических действий. А вот что касается веса — набирали намного больше. У нас хороший был аппетит ?

Я тоже начала вводить прикорм в 6 месяцев. Мне кажется это самое оптимальное время, не поздно и не рано

Самое интересное начинается после полгода жизни ребенка. Человечек становится осознанным, он все понимает и стремиться к общению.

А мы вообще не ползали, сразу пошли. Я даже не знаю хорошо это или нет, зато говорить мы начали раньше чем наши сверстники.

Первый месяц для малыша самый важный и сложный.

Прикармливать начала с 5. Самодельным пюре.

Моя кроха в 8 месяцев уже пошла! мы не ползали.

Помню мы через месяц начали держать головку хорошо

К году мы уже хорошо бегали и говорили мама!

Я скоро стану мамой и после прочтения статьи мне не страшно рожать.Ведь теперь я многое узнала о ребенке в первый год его жизни.У моего брата есть сын и он уже ходит в 8 месяцев надеюсь у нас также будет.

Детки — цветы жизни. И каждый этап в их развитии вызывает умиление и радость: первая улыбка, первый зуб, первый шаг и первое мама — что может быть лучше!

Здравствуйте, увидела в ролике как делают прививку в 3 месяца малышу в ягодицу, разве можно в этом возрасте делать туда, нам делают в ножку.

Спасибо за такую подробную статью! После прочтения даже вопросов не остается, просто и доступно!

У автора проблемы с орфографией? Исправьте ошибки, читать невозможно. Что за «скачек», «кулачек»? Позорище.

«Кулачек» — ерунда! Вот «книгу прочитало уже сотни людей» — это респект!! Все на тотальный диктант, особенно будущие мамочки — а то детки психотравму безграмотности получат.

У меня ребёнок с рождения держал голоау

исправьте ошибки, коих куча — глаз режет, таджики чтоли у вас статьи пишут?

Статью написали таджики, далекие от педиатрии! Дайте ссылку на авторитетные источники! И не сочиняйте отсебятину!

На шестом месяце пьет из кружки, может хлопать в ладоши. Шестой месяц это пять полных месяцев, я понимаю. А в шесть полных — листает страницы…. Кто писал эту ересь?

Наши паблики в соц сетях. Подпишись:

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Дети действительно взрослеют очень быстро. Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек. Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Чтобы сохранить в памяти моменты взросления, заведите специальный блокнот, в котором вы будете описывать развитие ребенка по месяцам до 1 года.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц жизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Подробнее об этом возрасте читайте также в статье что должен уметь ребенок в 2 месяца>>>, и, конечно, смотрите в моем видеоуроке:

На протяжении месяца физические, психические, эмоциональные навыки вашего малыша продолжают совершенствоваться.

  • Ребенок все лучше и лучше умеет держать голову;
  • Находясь на животе, малыш приподнимается на предплечья и может оглядывать все вокруг;
  • К третьему месяцу жизни кулачки расправляются, кроха уже умеет брать погремушку, тянется к интересующим его предметам;
  • Детки продолжают изучать свои ручки; к концу месяца самые активные из них уже захватывают себя за коленки (первый этап в изучении собственных ножек);
  • Все, что попадает в ручки ребенка, оказывается у него во рту;

Интересно! Дело в том, что слизистая оболочка рта и язычок куда чувствительнее пальцев. Детки изучают окружающие предметы с помощью ротика.

Третий месяц развития ребенка характеризуется расширением эмоционального спектра.

  • Некоторые детки уже умеют смеяться, другие – только начинают улыбаться;
  • Ребенок внимательно следит за выражением лиц близких людей и уже может «считывать» их настроение и подражать их мимике;
  • Продолжается развитие речи младенца. Кроха подолгу и с удовольствием может гулить, все чаще произнося не только певучие гласные звуки, но и слоги.

Четвертый месяц развития ребенка характеризуется быстрыми изменениями и в физиологическом, и в психологическом плане:

  1. Головку малыш держит уже уверенно: и когда его держат «столбиком», и когда он лежит на животе; может поворачивать ее, следя за предметами или реагируя на звук;
  2. Кроха умеет подниматься на локти, лежа на животе. Некоторые детки уже опираются на выпрямленные ручки;
  3. С трех до четырех месяцев ваш ребенок учится самостоятельно переворачиваться – как с живота на спинку, так и со спинки на животик. Наиболее активные детки уже умеют перекатами перемещаться по комнате, или даже ползать по-пластунски! Интересная информация о том, когда ребенок начинает ползать>>>

Важно! Помните, что оставлять ребенка на взрослой кровати уже небезопасно. Лучше переселите его на пол, оттуда он не может упасть и получит больший простор для своих тренировок.

  1. 4 месяца – возраст осознанных манипуляций с предметами. Малыш может сам взять погремушку и поиграть ею;
  2. Ребенок хорошо умеет отличать своих близких;
  3. В этом возрасте силен страх остаться без мамы, поэтому малыш часто ни на секунду не отпускает ее от себя. Уделяйте ему больше внимания и ждите, этот период скоро пройдет;
  4. В четыре месяца кроха уже имеет любимые игрушки, может интересоваться отражением в зеркале, внимательно прислушивается к различным звукам: стуку погремушки, звону колокольчика, голосам, музыке;
  5. Речевое развитие ребенка закладывается в первый год жизни. В 4 месяца гуление сменяется лепетом: появляются внятные слоги «ба», «ма», «гу».

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Шестой месяц развития ребенка – очередное время изменения привычного жизненного уклада:

Седьмой месяц

Семимесячный ребенок становится все более активным:

  • Детки уверенно ползают по-пластунски, кто-то уже умеет передвигаться на четвереньках.

Если ваше чадо ползает задом наперед, в этом нет ничего страшного; скоро ребенок разберется, как управлять собственным телом.

  • В семь месяцев детки могут некоторое время сидеть с прямой спиной. Особо активные умеют стоять у опоры, пытаются самостоятельно вставать. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить>>>
  • Идет развитие мелкой моторики: ребенок умеет держать в каждой руке по предмету, стукать ими друг об друга, произвольно брать, класть, кидать игрушки.

Важно! Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот.

  • Седьмой месяц развития ребенка – время, когда нужно стимулировать познавательный интерес крохи. Рассказывайте ему о предметах, которые его окружают, показывайте и называйте основные части его тела.
  • В семь месяцев детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей («Где глазки?», «Где часики?»).
  • Совершенствуются бытовые навыки. Теперь во время кормления малыш снимает пищу с ложки, продолжает осваивать питье из кружки. Некоторые дети уже сами пьют из чашки-непроливашки или из трубочки.

Семимесячные детки начинают подражать взрослым, именно это облегчает введение прикорма.

  • В этом возрасте ребенок подражает звукам, которые издают животные; он умеет говорить «ав-ав», «ме-ме». Произносит много слогов.

На заметку! Чтобы активировать речевой центр, развивайте мелкую моторику малыша. Для этого подойдут игрушки с крупными деревянными бусинами различных цветов и форм, нанизанными на веревку.

Восьмой месяц развития ребенка знаменуется настойчивыми попытками встать.

  1. Кроха доползает до любой опоры и пытается придать телу вертикальное положение. Пока этот маневр удается далеко не всем деткам. Если поставить ребенка рядом с опорой, он будет стоять;
  2. Самые активные детки уже умеют ходить вдоль опоры, а также перебирают ногами, когда взрослый держит их за обе руки или подмышки;
  3. Восьмимесячный ребенок умеет ползать на четвереньках, изучает помещение, где он живет, знает расположение комнат, сам передвигается по квартире;
  4. Ребенок умеет сидеть, садится сам из положения «стоя на четвереньках»;
  5. Игры маленького человечка становятся все более осмысленными. Кроха умеет складывать игрушки в коробку или какую-нибудь емкость. Некоторые детки уже могут надевать кольца на основание пирамидки и снимать их, пытаются вкладывать стаканчики один в другой.

В это время ваше чадо может захотеть есть ложкой самостоятельно. Это желание нужно поощрять, тогда впоследствии вам не придется прививать ребенку этот навык.

  1. Ребеночек уже освоил несложные игры: «ку-ку» (прячется за своими ручками, прячет лицо у мамы на груди или, например, в одеяле на кровати), «ладушки» (хлопает в ладоши), показывает «фонарики». С удовольствием слушает музыку, может «подпевать» и даже пританцовывать, особенно если видел, как это делают родители;
  2. Ребенок понимает простые просьбы: принести игрушку, показать люстру. Многие детки уже умеют показывать какие-то части своего тела;
  3. Постоянно совершенствуется речь. Кроха пытается повторять слова за взрослыми, получаются новые слоги. Возможно, именно сейчас ребеночек произнесет свое первое осмысленное слово.

  • Девятимесячный малыш продолжает свои попытки подняться на ножки;
  • Он уже увереннее встает и стоит у опоры, передвигается вдоль диванов, кроватей, по детскому манежу;
  • Во время ползанья может развернуться и поползти в обратную сторону. Умеет сесть из положения «лежа» и встать из положения «сидя»;

Важно! В это время ребенок пытается залезть на стул, диван, самостоятельно слезть оттуда. Родители должны быть все время начеку, чтобы предупредить опасные падения.

  • Кроха старается дотянуться до всего, что он видит. Если не получается, может выразить свое недовольство криком. Именно в девять месяцев чадо активно проявляет свой характер. Может начать сопротивляться одеванию и гигиеническим процедурам, даже если до этого переносил все безропотно. Ребенок испытывает страх потери мамы и не хочет даже ненадолго выпустить ее из поля зрения.

В девятый месяц развития ребенка возникают новые умения:

  1. Кроха учится мять и рвать бумагу, перелистывать книжки;
  2. Можете дать ребенку пластилин, только следите, чтобы он его не ел. Разминание пластилина укрепит кисти, разовьет мелкую моторику. Кроме того, это занятие очень нравится деткам;
  3. Словарный запас крохи постоянно пополняется. Детки быстро запоминают названия всех предметов, которые им показывают взрослые, знают также значения слов «дай», «принеси», «положи», «кушать», «нельзя» и др.

В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.

В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

  • В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же.

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

  • На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Если у вас еще остались вопросы, где взять понятные и простые шаги, что и как делать с ребенком до года, чтобы он рос спокойным счастливым и гармоничным, посмотрите курс Мой любимый малыш: главные секреты развития и воспитания ребенка до года.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

Подпишитесь и получите запись семинара 5 шагов, без которых не получится вырастить счастливого ребенка .

Введите свой email и нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ»

Поделитесь статьей с друзьями:

Вычисляем формулу идеального роста новорожденных по месяцам

Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год

Для папы тоже самый счастливый год 😉

Да, спасибо сайту, информация полезная!

Первый год самый интересный и счастливый для мам, и конечно самый трудный. До рождения ребенка все казалось просто, и только после я поняла как я мало знаю о детях. Хорошо что у нас есть интернет и такие полезные сайты. Спасибо автору за прекрасный сайт! очень много полезного и интересного.

Развитие малыша от 0 до года: большие достижения

Органы чувств малыша понемногу развиваются: кроха уже способен задерживать взгляд на лице мамы или подвесной игрушке. К концу 2-го месяца ребенок плавно следит взглядом за предметами, движущимися по горизонтали, чуть позже – по вертикали, а затем и по кругу. Ненадолго сосредоточиться младенец может и на звуковых картинах: он прислушивается к голосу мамы или музыкальной мелодии, но пока его внимания не хватит и на полминуты.

СОВЕТ . Одна из первых игрушек в жизни малыша – музыкальный мобиль. Повесьте его на уровне груди ребенка (а не прямо над головой) и включайте минут на 10, чтобы кроха не утомился.

Оказавшись на животе, младенец поднимает голову и старается удержать ее в этом положении. Такие тренировки стоит поощрять: любая двигательная активность способствует укреплению мышц. У всех детей развитие мышечной системы происходит сверху вниз: сначала крепнут мышцы шеи (это позволяет удерживать, а потом и поворачивать голову), затем – спины, рук и, наконец, ног.

Малыш следит взглядом за крупными движущимися объектами и с удовольствием рассматривает лицо мамы. Кроха узнает близких с расстояния 2–3 метров и радуется, завидев их, а при виде маминой груди или бутылочки с молоком может нетерпеливо чмокать и вытягивать губы. Такое поведение специалисты называют комплексом оживления: в ответ на ласковое обращение взрослого маленький начинает улыбаться, энергично двигать ручками и ножками, гулить, издавая звуки «а», «у», «ы» или слоги «га», «кха», «ма».

У двухмесячного ребенка уже неплохой слух: он способен расслышать даже негромкий звук примерно с 3-метрового расстояния и повернуть голову в ту сторону, откуда он доносится.

Лежа на животе, маленький хорошо держит голову: он может находиться в таком положении целую минуту и даже дольше. Ладошки малыша уже не так крепко сжаты в кулачки, как раньше. Теперь, если вы вложите ему в ручку игрушку, он подержит ее немного, прежде чем уронить.

СОВЕТ . Взрослым кажется, что, глядя по сторонам, младенец мало что понимает, — но воспринимает он многое, и этот опыт очень важен для его развития. Например, гуляя с малышом, вынимайте его из коляски, давайте осмотреться, прикоснуться к чему-нибудь, прислушаться к окружающим звукам – и обязательно комментируйте все, что происходит вокруг.

Кроха проявляет все больше интереса к окружающему миру: если положить его на животик, он попытается приподняться повыше, опираясь на предплечья. В этом положении малыш любит наблюдать за движениями мамы или мельканием картинок на экране телевизора.

СОВЕТ . Чтобы зрение и нервная система ребенка не получали лишней нагрузки, просмотр фильмов или баталии с героями компьютерных игр лучше устраивать в отсутствие малыша. Даже если он в это время спокойно спит, фоновый шум создает подспудное возбуждение нервной системы.

Кроха пробует хватать рукой игрушки – теперь ему придутся очень кстати игровые коврики и дуги. Но его любимой забавой становятся… собственные ручки: он с интересом изучает их, ощупывает, тянет в рот.

Если раньше, чтобы рассмотреть новую игрушку, кроха поворачивался к ней всем корпусом, то теперь ему достаточно просто перевести взгляд в ее сторону. Малыш учится оценивать расстояние на глаз и заранее определять, как далеко нужно протянуть руку.

Четырехмесячный ребенок понимает, что взрослые обращаются именно к нему, даже если их не видит. Секрет в том, что в этот момент тон вашего голоса становится выше, гласные растягиваются, а слова повторяются по несколько раз. Эта манера действительно ласкает слух ребенка – исследования показывают, что на такое обращение малыши реагируют охотнее.

Маленький гимнаст по-прежнему тренируется удерживать свое тело, опираясь на ручки и вытягивая вперед голову. Сейчас он выходит на новый уровень, выпрямляя руки и опираясь на кисти. Лежа на животе, кроха теперь может ловко перевернуться на спину.

СОВЕТ . Пришло время, когда малыша буквально ни на секунду нельзя оставлять без присмотра в опасных местах вроде пеленального столика. Даже если вам надо просто отвернуться, придерживайте ребенка рукой.

За развитием малышей до 1 года следят врачи самых разных специальностей. Работу нервной системы, контролирующей основные функции организма, оценивает невролог, созревание опорно-двигательного аппарата – ортопед. Хирург проверяет, нет ли у ребенка проблем, требующих оперативного вмешательства; офтальмолог и отоларинголог следят за зрением и слухом, а стоматолог – за появлением первых зубов. Но главное звено этой цепи – педиатр. Именно он оценивает рост и развитие малыша «в динамике» во время регулярных осмотров: до 6 месяцев они происходят ежемесячно, затем – 1 раз в 2 месяца вплоть до года. А как часто нужно показывать малыша другим специалистам?

  • 1 месяц – хирург, невролог, ортопед, окулист
  • 3 месяца – отоларинголог
  • 6 месяцев – хирург, невролог, ортопед, окулист
  • 12 месяцев — хирург, невролог, ортопед, окулист, стоматолог

Кроха уже знает, кто свой, а кто чужой, и при виде незнакомого человека может расплакаться. Он различает не только голоса родных, но и их интонации: строгий тон заставляет его насторожиться, а ласковый – улыбнуться. В его личном вокальном репертуаре появляется новая партия – визг. И хотя он не слишком приятен для взрослого уха, это важный этап в развитии речи малыша, голосовые связки которого пока умеют производить только высокие звуки.

Малыш уверенно берет игрушки и правой, и левой рукой, захватывая предмет ладошкой, а большой палец оставляя вытянутым. Правда, все, что попадает к нему в ручки, немедленно оказывается на полу.

Карапуз научился переворачиваться со спины на живот и теперь вертится во все стороны. Он приближается к умению сидеть, но пока удержаться в этом положении может, только если его поддерживают под спинку. Горизонтальное положение его устраивает все меньше: например, полулежа у мамы на коленях, он изо всех сил тянется вверх.

СОВЕТ . К концу первого полугодия жизни многим родителям приходится менять коляску-люльку на прогулочную модель. Для развития зрения важно, чтобы кроха смотрел не только на близкие к нему предметы, но и вдаль (а это удается ему главным образом на прогулке), так что в коляске сажайте его спиной к себе или выбирайте модели с перекидной ручкой.

Малыш уже знает, что звуки различаются, а значит, и реагировать на них нужно по-разному. А у родных к этому времени появляется твердое убеждение, что их чадо уже все понимает. Ребенок осваивает язык жестов, и разучивать его вам предстоит вместе: попробуйте подкреплять движениями простые обращения и просьбы («пока», «иди ко мне», «дай»).

Шестимесячный малыш пробует сидеть, опираясь на руки. Такое умение – второй после способности удерживать голову серьезный шаг маленького к тому, чтобы принять вертикальное положение. Важно, чтобы кроха сидел с ровной спиной: если малыш начинает сутулиться, значит, он устал и его положение надо изменить. Иначе кровоток в позвоночнике может нарушиться, и это замедлит дальнейшее развитие навыков движения.

Начинается эра больших путешествий – маленький пробует ползать по-пластунски. У каждого из его маршрутов есть конкретная цель: например, мама, бутылочка или любимая погремушка. Кстати, теперь проблема выбора – какой из игрушек заняться в первую очередь – уже не поставит малыша в тупик. Он возьмет по игрушке в каждую ручку и сможет перекладывать их из одной в другую, если захочет.

Пришло время учиться есть с ложки, и ребенок будет тренироваться снимать с нее пищу губами.

СОВЕТ . Для первых экспериментов лучше всего подойдет плоская ложка, а чтобы она не повредила чувствительные беззубые десны малыша, выбирайте специальные детские изделия из силикона или мягкого пластика.

Картина мира становится для ребенка объемной: кроха уже может оценить на глаз размер игрушки и понять, поместится ли она в одной руке или понадобятся обе. С этого времени можно учить малыша различать формы: вкладывайте в его ручку шарик, кубик, конус и показывайте, что первый может катиться, второй – стоять то на одной грани, то на другой, третий отличается гладким основанием и острой верхушкой.

Семимесячный малыш умеет сидеть самостоятельно или с опорой на одну руку, а ползание для него уже и вовсе занятие привычное.

СОВЕТ . Направить энергию ребенка «в мирное русло» и заодно развить его умение двигаться поможет простая игра: просите малыша находить предметы, которые лежат в стороне, и самостоятельно добираться до них. Для таких упражнений лучше всего подойдут яркие и простые игрушки: мячик, пирамидка и т. п.

Взгляд малыша очень привлекают незнакомые предметы: при виде чего-то нового он оживляется или удивляется. А хорошо знакомые вещи он не только сумеет найти по вашей просьбе, но и покажет взглядом и сопроводит радостным «гыы».

Восьмимесячный кроха уверенно сидит без поддержки. Он встает на четвереньки и, оторвав руки, пробудет стоять на коленях. Если в этот момент рядом будет опора (например, бортик кроватки), он может попробовать подтянуться и встать на ноги.

Мелкая моторика ребенка (движения кистей и пальцев рук) развивается, и малыш уже может помахать вам «до свидания», похлопать в ладоши или стянуть с ноги носок. А еще он умеет крепко держать в кулачке и грызть сушку или печеньице, окунать пальцы в тарелку и с упоением их обсасывать или размазывать пюре по столу.

СОВЕТ . Как бы вас ни огорчала перспектива уборки, позволяйте малышу устраивать беспорядок, а еще лучше – предложите ему пальчиковые краски. С их помощью будет развиваться не только моторика, но и осязание, цветовое восприятие, творческое начало.

Маленький продолжает осваивать «взрослую» посуду: промежуточным этапом на пути к чашке может стать поильник с мягким резиновым носиком. Практичные многофункциональные модели-непроливайки со съемной крышкой и ручками будут удобны как для начинающих, так и для деток постарше.

Любознательный малыш внимательно наблюдает за взрослыми: он сразу замечает, в каком настроении мама, с кем разговаривает бабушка и что несет папа.

Кроха по-прежнему много ползает, но если раньше он подтягивался на руках, волоча за собой ноги, то теперь он поочередно передвигает то правую пару конечностей, то левую.

Большое достижение этого периода: маленький наконец принял вертикальное положение и теперь уверенно стоит, опираясь на стену или мамину руку, и даже пробует двигаться вдоль опоры. В малыше просыпается стремление ввысь, и он начинает осваивать «верхние ярусы» квартиры. Любопытный кроха тянется к предметам, которые находятся выше его роста, пытается забраться на невысокие диваны или кресла.

Ребенок увлеченно возится с мелкими предметами и легко управляется с несколькими сразу. Он уже умеет собирать их с пола, причем хватает мелочовку не всей ладошкой, а двумя или тремя пальцами (так называемый пинцетный захват). Будущий помощник по-своему наводит в доме порядок: вынимает из коробок вещи, разбирает простые игрушки типа пирамидки и разбрасывает все по комнате.

СОВЕТ . Как только малыш начнет вставать, максимально опустите днище кроватки, чтобы он не мог перевалиться через край.

Малыш уже может быстро переводить взгляд с птичек за окном на собственные пальчики – такая способность называется зрительной аккомодацией. Но зрение крохи по-прежнему несовершенно, и когда мама отходит хотя бы в дальний угол комнаты, она кажется ему очень далекой (кстати, это одна из причин, почему дети буквально ни на шаг не любят отпускать от себя взрослых).

Оттолкнувшись от маминых рук, малыш учится стоять сам, а иногда и усложняет себе задачу: стоит, потом приседает и неуклюже поднимается. Родителям теперь не удастся спокойно посидеть, ведь кроха уже с удовольствием ходит за ручки и тянет маму туда, куда хочет сам.

Теперь малыш понимает, для чего нужны разные игрушки, и использует их по назначению: машинку катает, мячик бросает, книжку листает. Ребенок наконец-то может занять себя сам и без труда находит себе развлечение минут на двадцать.

СОВЕТ . Десятимесячный кроха различает, как «поют» разные предметы: тикают часы, звонит телефон, капает вода из крана. Почаще устраивайте ему домашние «концерты»!

Развитие каждого ребенка, с одной стороны, происходит в своем собственном ритме, а с другой – подчинено единой для всех детей схеме. Зная, в какой последовательности и в какие сроки малыши обычно осваивают те или иные навыки, родители смогут лучше понять своего кроху и помочь ему, если возникают сложности. Сформулированные врачами нормативы развития – это ориентиры, которые помогают оценить физическое и умственное здоровье ребенка. Следование им особенно важно на этапе освоения самых простых умений (например, удерживать голову или переворачиваться): если отклонение составляет больше 2 месяцев, стоит проконсультироваться с врачом. А вот чем сложнее навык, тем больше времени требуется на то, чтобы им овладеть: например, первые шаги малыш может сделать и в 10, и в 15 месяцев. Но если заметны предпосылки для освоения новых умений, значит, настоящие успехи – всего лишь вопрос времени.

Внимание и любознательность малыша растут день ото дня. Теперь в гостях он больше не пускается в плач от страха, а пристально рассматривает новую обстановку.

Чтобы твердо стоять на ногах, карапузу больше не нужна мамина поддержка – он гордо стоит сам. Кроха настойчиво учится наклоняться и поднимать с пола игрушки, но пока для этого ему приходится приседать или падать на четвереньки.

СОВЕТ . Путь к долгожданным первым шагам не бывает гладким: не нужно каждый раз кидаться к своему чаду, чтобы помочь ему сесть или встать. Ребенок должен совершать самостоятельные попытки – так он быстрее научится и стоять, и ходить.

У 11-месячного малыша много интересных занятий. Он находит спрятанные игрушки, катает мячик, уверенно разбирает пирамидку и пытается, хотя по большей части безуспешно, снова надеть кольца на стержень (сделать это легче, когда кольца одинакового размера). Он складывает предметы в емкость, с удовольствием и «на публику» показывает «пока-пока», «фонарики» и т. д.

К году маленький акробат умеет очень многое: он сидит, стоит, ползает, лазает и наконец-то ходит сам – пока неустойчиво, но настойчиво. Непоседа ходит, широко и неуклюже расставив ноги, часто падает, но эти падения неопасны и даже необходимы, поскольку учат малыша группироваться и развивают чувство равновесия. Неугомонный малыш постоянно в движении, и теперь ему особенно нравятся игрушки, которые могут двигаться вместе с ним: игрушечные коляски, каталки, мячи, машинки.

Теперь крохе под силу выполнять два разных действия одновременно: например, он может идти и нести в руке игрушку. Он не только копирует поведение взрослых, но и сам изобретает новые способы использования предметов, многие из которых даже не пришли бы в голову старшим. Тем не менее на шалуна уже можно воздействовать словом: он послушается, если вы скажете «нельзя», «отдай», «положи».

Активное желание малыша подражать старшим сейчас можно использовать, чтобы учить кроху простейшим навыкам самообслуживания. Годовалому ребенку уже под силу самостоятельно съесть несколько ложек пюре, пить из поильника или чашки, умываться и причесываться (в меру сил), по вечерам убирать в коробку свои игрушки. Играя, маленький хочет походить на взрослых, поэтому с удовольствием включается в повседневные дела старших: елозит тряпкой по полу, полощет белье в тазике, трет щеткой обувь.

СОВЕТ . Поощряйте ребенка участвовать в «хозяйственной деятельности», а вместе с тем предлагайте подходящие по возрасту развивающие игры: плотные паззлы из двух частей, пирамидки с кольцами одинакового диаметра, рамки-вкладыши простой формы (например, с фигурками животных).

Первая улыбка, первая самостоятельно съеденная ложка каши, первая любимая игрушка. Его привычки быстро меняются, но некоторые особенности поведения связаны с возрастом и важными этапами развития. До первого дня рождения таких «фаз роста» будет несколько. Как справиться с ними без потерь для настроения и родительского авторитета? Читайте далее

Странные пятна на теле малыша, высокая температура или припухлость на шее могут вызвать у родителей настоящую панику – особенно если речь идет о первенце. Между тем далеко не все пугающие симптомы представляют собой реальный повод для волнений. Как отличить естественные для малышей явления от тех случаев, когда требуется срочная помощь врача? Читайте далее

Плач ребенка, не умеющего говорить, — не способ манипулирования мамой. Это единственный доступный ему язык общения с миром взрослых. Что конкретно малыш изо всех сил пытается сказать окружающим, и почему плакать более 10 минут для него вредно? Читайте далее

Вы можете оформить подписку на журнал «Счастливые родители»

  • Интерактивная версия журнала «Счастливые родители» для iPad, iPhone, iPod

    Источники:
    Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам
    Развитие ребенка до года по месяцам, основные закономерности развития ребенка от 1 месяца до года, физические и психоэмоциональные изменения, основные навыки и
    http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html
    Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года
    Как правило, развитие ребенка по месяцам до года индивидуально, но подчинено общим закономерностям. Совершенствуются физические, психические, социальные навыки.
    http://uroki4mam.ru/razvitie-rebenka-po-mesyatsam-do-goda
    Развитие малыша от 0 до года: большие достижения
    Описать развитие малыша от 0 до года в двух словах невозможно, ведь первый год жизни — это период самого интенсивного роста и развития не только физического, но и интеллектуального.
    http://www.parents.ru/article/razvitie-malysha-ot-0do-goda-bolshie-dostizheniya/

  • COMMENTS