Share

Воспитание здорового ребенка

Воспитание здорового ребенка

Воспитание здорового ребенка

Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье – это основа формирования личности. Обратимся к словарю С. И. Ожегова: «Здоровье – это правильная, нормальная жизнедеятельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, социальное и психическое благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. д. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляют его состояние здоровья.

Целью физического воспитания является сохранения и укрепление здоровья, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качества, формирование у детей здорового образа жизни. Целью физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе. Задачи физического воспитания дошкольников можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми – это оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи занимают особое место. Они включают в себя охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности детей. Вторую группу задач составляют образовательные задачи, которые предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Также вторую группу составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относятся поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям. Для более детальной проработки основных коррекционных задач сформулируем более частные вспомогательные задачи, которые будет решать педагог в процессе физического воспитания:

Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);

Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;

Улучшение подвижности суставах профилактика или разработка контрактур);

Нормализация тонуса мышц (коррекция позно — тонических реакций);

Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;

Формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);

Улучшение деятельности сердечно — сосудистой, дыхательной и других систем организма;

Развитие предметно — манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);

Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве;

Формирование различных опорных реакций рук и ног: общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей и др.

Содержание физического воспитания дошкольников включает: упражнения общеразвивающего воздействия; упражнения в основных движениях; подвижные игры и игровые упражнения; спортивные игры; ритмические (танцевальные) движения; упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением, с техническим средствами; упражнения для освоения движений в водной среде. К основным средствам физического воспитания дошкольников относятся: рациональное питание, режим дня, физические упражнения; природные факторы; гигиена одежды и помещения, физические упражнения, закаливание. К средствам физического воспитания также относятся гимнастика, прогулки и экскурсии, праздники физической культуры, дни здоровья.

Следует отметить одну из важнейших особенностей двигательного развития детей, на которую давно обратили внимание крупнейшие отечественные и зарубежные ученые. Было убедительно доказано, что двигательное развитие оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, психики, интеллекта, таких анализаторских систем, как зрительная, слуховая, тактильная, а также, в широком смысле, на их поведение. В этой связи, считаем обязательным планирование в процессе физического воспитания решение следующих специальных коррекционных задач:

1. Развитие речи посредством движения: совмещение звука и движения; звукоподражание, звуковая окраска движения, ролевые двигательные игры со звуковым выражением; мелкая моторика и т. д.

2. Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений типа: дальше — ближе; выше – ниже; слева – справа; больше – меньше; много — мало; быстро-медленно и т. д.

3. Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях по физической культуре различных физических свойств материалов (тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, эластичный – хрупкий и т. д., а также назначения предметов (для чего применяются и др.).

4. Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов мышления.

5. Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие его морально-волевых качеств личности, осуществляемые в процессе специальных двигательных заданий, игр, эстафет и т. д.

Развитию физических возможностей человека способствует физический труд (особенно на свежем воздухе, который можно использовать как вспомогательное средство физического воспитания. Полноценное физическое развитие и отношений к здоровью возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Таким образом, система физического воспитания направлена на формирование здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении и представляет собой единство методов, форм и средств работы педагога с детьми.

1. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.

2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет / М. ,1983.

3. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» /сост. А. В. Кенеман. — М. ,1985.

4. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: руководство в работе над курсом. – М. ,1985.

5. Ефименко Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М., 1991.

6. И. Ю. Левченко. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. –М. ,2008.

Консультация для родителей «Как воспитать здорового и успешного ребенка?» 1. Больше обнимайтесь. Объятия ребенка снижают эмоциональное напряжение, стресс. Этот контакт позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности,.

Долгосрочный проект «Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в формировании здорового ребенка» Все мы любим наших детей и хотим видеть их здоровыми и счастливыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных.

Консультация для родителей «Воспитание здорового ребёнка» Все родители без исключения хотят видеть своего ребенка самым умным и счастливым. Каждый взрослый видит свое чадо культурным и самостоятельным,.

Партнерство семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную образовательную микросреду — образовательное пространство. Главным.

Педагогический пробег «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» Педагогический пробег «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» Цель: уточнить знания педагогов по воспитанию у детей правильного.

Консультация для родителей «Растим здорового ребенка» Оздоровление ребенка дома. Все те, кто тесно связан с детьми (родители, воспитатели) замечают, что дошкольники очень часто болеют: каждый.

Родительское собрание «Воспитание здорового образа жизни у ребёнка дошкольного возраста» Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление.

Консультация «Роль подвижных игр в воспитании здорового ребенка» Консультация для родителей Роль подвижных игр в воспитании здорового ребенка Важным и ничем не заменимым вкладом в определение и поддержание.

Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников. …С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять – значит потерять.

Воспитание здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет) В январе наш Детский сад участвовал в муниципальном этапе всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» Цель которой –воспитание.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017

Здоровье детей. Как воспитать ребенка здоровым

Нашла на просторах интернета очень интересную советскую книгу о зоровье детей, и решила изучить [не зря же говорят, что в советское время многое было лучше, может и здоровье]. Некоторые выкладки оттуда опубликую для всеобщего обозрения, вдруг пригодится.

В обществе очень велика роль семьи в воспитании детей. Несмотря на пребывание в яслях-садах, обучение в школе, ребенок около двух третей своей жизни проводит дома, с родителями. Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания,

вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку.

Здоровье ребенка и характер

Что же главное в воспитании детей? Вначале на этот вопрос хочется ответить так: все главное! Действительно, какой бы элемент воспитания ребенка ни взяли, окажется, что среди них нет несущественных. И все же главное — ребенок должен расти здоровым. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости способности противостоять различным вредным влияниям. Жизнь неизбежно столкнет ребенка с какими-то испытаниями. Что бы это ни было — резкая смена температуры

или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение. Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования.Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Здоровые родители — здоровый ребенок

Так что же делать, чтобы ребенок был здоровым? С чего начать? Начните с самих себя. Поверьте: это не фраза. Это очень важное, даже обязательное условие. Здоровье ребенка в большой степени зависит от здоровья родителей. Будущие отцы и матери должны обязательно побывать у врача, посоветоваться с ним и, если обнаружатся какие-либо хронические заболевания, терпеливо лечиться. В последние годы применяется антенатальная профилактика — предупреждение заболевания ребенка еще до его рождения. При этом полученные данные убеждают, что, правильно питаясь, регулярно чередуя труд и отдых, избегая различных вредных воздействий (алкоголь, курение, бесконтрольный прием лекарств), беременная может «управлять» развитием своего будущего ребенка. На здоровье ребенка оказывает влияние и среда, в которой он растет и развивается. Приучайте своего ребенка с детства правильно делать зарядку, это даст ему хорошее подспорье на будущее.

Особенности детского организма

Воспитание детей в умеренной свободе

Родители, воспитывайте детей без фанатизма!

В воспитании не нужно применять ничего чрезвычайного. Растите ребенка в обстановке спокойной, естественной,

разумной. Как ее создать? Существует метод, который, во всяком случае для первых лет жизни ребенка, можно назвать универсальным, ибо он одинаково способствует и укреплению здоровья ребенка, и правильному его воспитанию. Это — соблюдение режима дня. Точный распорядок не есть нечто навязанное ребенку извне. Обратитесь к природе — она вся живет в точных ритмах восходов и заходов, приливов и отливов; так же ритмично работают и внутренние органы. Послушайте, например, как изумительно точны ритмы здорового сердца! Кормите ребенка, укладывайте его спать, выносите на прогулку, купайте всегда в одни и те же часы. Такая постоянная соразмерность создаст наилучшие условия для жизнедеятельности организма. У ребенка будет хороший аппетит, крепкий сон, бодрое настроение. Детям, выросшим в условиях разумного режима, обычно несвойственны капризы.

Подсознательно, как говорят, с «молоком матери» формируется у них представление о том, что всему есть свое время, свое место, своя мера. Соблюдение режима необходимо не только ребенку. Оно упорядочит быт всей семьи, избавит от всеобщей суеты, которая возникает иногда в доме, где не умеют правильно растить малыша. Режим был назван универсальным средством, так как он действительно объединяет в себе важнейшие требования гигиены и педагогики. Но универсальный еще не значит исчерпывающий. Ни режим, ни идеальный гигиенический уход, ни правильное питание не «срабатывают» автоматически, сами по себе. Ребенку необходимы любовь и нежность, внимание, богатство эмоций, которые дает хорошая, дружная семья.

Таким образом, воспитание детей — постоянное творчество родителей. На родительском пути вас ждет много забот и труда.

К этому надо быть готовым.

Семья! Один молодой отец расшифровал это слово, как «семь я», семь человек. Значит, чтобы создать настоящую семью, им с женой надо иметь пятерых детей. И действительно, у них было пятеро. Семья краше, когда она больше, когда за стол садится много детей. Конечно, труднее их всех выходить, воспитать, но зато как умножаются радости, насколько полнее, счастливее, ярче становится жизнь и самих детей, и родителей. Для советской семьи нет проблемы «лишних ртов». Ей чуждо мещанское отношение к мальчику как «добытчику» и к девочке как к потенциальной разорительнице, требующей приданого.

Единственный ребенок в семье. Какие возможны трудности

Многодетной семье помогает государство. Мальчики и девочки получают одинаковое образование, по призванию выбирают профессию, а став взрослыми, по влечению сердца будут находить себе спутников жизни. Мы привыкли планировать свою жизнь. Можно и нужно также планировать и свою семью. Молодые родители нередко задумываются над тем, стоит ли иметь больше одного ребенка. Единственный ребенок… Ему отданы все заботы, все внимание, вся нежность семьи. Он самый обласканный, самый любимый, но далеко не всегда самый здоровый и счастливый.

"Teпличность" воспитания — бич многих семей, имеющих одного ребенка.

Решение иметь одного ребенка омрачает супружескую жизнь страхом перед нежелательной беременностью; необходимость многие годы предохраняться от зачатия неизбежно влечет за собой нервозность, огорчения, прямой вред для здоровья обоих супругов. Для здоровой женщины нефизиологично рожать только один раз в жизни. Повторные роды с интервалом в 3 —5 лет способствуют расцвету женщины, омолаживают ее. Но вернемся к воспитанию единственного ребенка. Конечно, нет оснований утверждать, что ему неизбежно угрожают педагогические ошибки родителей.

Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Нетрудно понять, почему так происходит. Очень тревожно бывает родителям, когда ребенок болен.

Страх перед болезнью ребенка заставляет оберегать его от всего, что кажется опасным: ветра, дождя, даже свежего воздуха. Так начинается ограничение прогулок, чрезмерное кутание, налагается запрет на спортивные игры и занятия. Результаты известны: изнеженность и как прямое следствие низкая сопротивляемость, склонность к простудным и другим заболеваниям.

Ребенок всегда чувствует обостренную тревогу за его здоровье. И постепенно у него самого формируются черты мнительности, тревоги за себя, повышенного внимания к своим ощущениям. Он пугается малейших проявлений нездоровья, очень плохо переносит боль, плачет по пустякам, одним словом, лишается одной из прелестей детства — беспечности. Избыток опеки и заботы делает его малоинициативным, нерешительным. Для него затруднено первое вхождение в коллектив — детский сад, школу. Он либо слишком податлив, беззащитен, внушаем, либо, наоборот, слишком самоуверен и хвастлив. Сверстники быстро обнаруживают обе эти слабости и первой пользуются, за вторую наказывают.

Дети, выросшие в окружении взрослых, обычно хорошо умственно развиты. Но они не всегда, поступив в школу, становятся хорошими учениками. Они отстают от других ребят в силу своей нерасторопности, неорганизованности, отсутствия трудовых навыков, а подчас даже самых элементарных навыков: одеться, сложить портфель, обращаться с кисточкой, клеем, ножницами. Не только педагоги, но и врачи настаивают на трудовом воспитании детей как обязательном условии правильного формирования личности.

Кстати, какой мудрой бывает детская непосредственность! Вспомните, разве единственный сын или дочь не говорили вам: «Хочу братика! Сестричку!» Побывав в семье, где есть несколько детей, они возвращаются оттуда веселыми и в то же время огорченными, что у них не так. И наверняка вам становилось грустно. Потребность иметь брата, сестру очень остро ощущается и в подростковом возрасте, когда появляются общность интересов, необходимость поделиться самыми заветными мыслями, чувствами.

Брат, сестра — близкий друг на всю жизнь. Недаром же самый тесный, доброжелательный человеческий союз называется братством. Лишая своего любимого ребенка братьев и сестер, вы, несомненно, в чем-то обездоливаете его, а себя лишаете многих настоящих и будущих радостей. Подумайте, правильно ли это? Разумно ли?

М.Я.Cтyдeникин "КНИГА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ"

Поделитесь полезной информацией с вашими друзьями:

Комментарии 2

Спасибо, отличная статья.

Быстро сообразили как воспитать ребенка здоровым ))))

Воспитание здорового ребенка
Воспитание здорового ребенка
http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-zdorovogo-rebenka-431238.html
Здоровье детей
Здоровье детей. Как воспитать ребенка здоровым, взаимодействие в семье, здоровая атмосфера дома, здоровье и гармония родителей.
http://kak-zdorovye.ru/zdorovye_detey/zdorove-detej-kak-vospitat-rebenka-zdorovym/