Воспитание ребенка 5 лет

Воспитание ребенка 5 лет

Профессиональные педагоги и психологи знают, что воспитание ребенка 5 лет имеет свою специфику, в которой обязательно учитываются все поведенческие реакции этого возраста. Отметим хотя бы, что в этом возрасте дети, как правило, знают и умеют достаточно много, однако память их еще остается рассеянной. Так что не стоит удивляться, что вам придется постоянно напоминать своему малышу о необходимости чистить зубы по утрам и мыть руки перед едой, застилать за собой кровать, собирать игрушки и др. То есть, речь идет, в первую очередь, о том, чтобы привить малышу определенные привычки и последовательные действия.

Очень часто подобные напоминания сопровождаются ссорами и пререканиями. И это следует воспринимать, как данность, поскольку своеволие является отличительной особенностью данного возраста. Помните, что дети воспринимают все не так, как их родители, они не способны сопоставлять собственные поступки с их последствиями, оценить глобальность проблемы и, как следствие, не могут осознать необходимость некоторых действий. И только принимая во внимание все это, можно выстраивать воспитание ребенка 5 лет.

Кроме того, учитывать чрезвычайно важно особенности поведения малыша в группе. Именно в данном возрасте важно научить его правильно вести себя в обществе. Причем обществом для ребенка является его семья, группа детей в садике и сверстники во дворе. И очень важно, чтобы малыш умел с легкостью идти на контакт, мог спросить о чем-то, попросить или поблагодарить.

Интересно, что в этом возрасте некоторые детки проявляют агрессивность по отношению к окружающим. И здесь обязательно нужно разобраться, в чем причина этой агрессивности, чтобы устранить ее. Важно позаботиться о том, чтобы привить ребенку коммуникативные навыки, научить его тому, что можно делать, а чего делать не следует, как поставить себя в общении со сверстниками. И это обязательно стоит принимать во внимание, если вы хотите вырастить успешного и уверенного в себе человека.

Источник:
Воспитание ребенка 5 лет
Профессиональные педагоги и психологи знают, что воспитание ребенка 5 лет имеет свою специфику, в которой обязательно учитываются все поведенческие реакции этого возраста. Отметим хотя бы, что в
http://vospchildren.ru/vospitanie-rebenka-5-let/

Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5 6 лет

Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5 6 лет

Контрольная работа на тему Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5 6 лет

Разместил (а): Анна

  • Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет 74 кб.
  • Воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5-6 лет на основе проблемных 115 кб.
  • Поддержка детей с негативными формами поведения 141 кб.
  • Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного 82 кб.
  • Педагогическая коррекция детей в начальной школе 300 кб.
  • Специфика психолого-педагогической диагностики детей 5-7 лет 81 кб.
  • Формирование культурного поведения у дошкольников 60 кб.

1. Возрастные особенности детей 5-6 лет. 5

3. Использование педагогической оценки в воспитании детей 5-6 лет. 13

3.1 Понятие оценки в педагогической науке. 13

3.2 Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет 15

3.3 Пример использования педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников. 19

Список литературы.. 25

Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, которых сегодня очень много. Тем не менее, в каждом из них обязательно присутствует общий компонент – оценка.

Большое внимание оценочным отношениям в своих работах уделяли Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.И. Липкин, Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломенский, Т.И. Комиссаренко. Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развитие самосознания[1].

С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми (родителями, воспитателями, детьми). Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к самовоспитанию. Между тем слишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника с окружающими.

Самооценка ребенка, в первую очередь, зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности, так как дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности на себя в целом.

Провести анализ литературы в рамках темы курсовой работы;

Охарактеризовать возрастные особенности детей 5-6 лет;

Раскрыть понятие культуры поведения дошкольников;

Описать психолого-методические возможности использования педагогической оценки в воспитании поведения детей 5-6 лет.

У детей 5-6 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нем правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза[2].

Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами и т.д. Сенсорное развитие происходит в различных видах деятельности дошкольника.

В этом возрасте продолжается и формирование таких личностных механизмов (А.Н. Леонтьев), как соподчинение мотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения.

Несмотря на то, что разница между шестилетним и семилетним ребенком составляет всего один год, именно в этот отрезок времени происходит дальнейшее, очень быстрое, развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности шестилеток[3].

Вскользь сказанное оценочное замечание чужого человека в середине детства оказывается сильным эмоциональным воздействием. Думаю, что взрослые часто недооценивают его значения, а ведь это именно то переживание, которое имеет существенное значение для освоения концепции Другого человека. Данный факт необходимо учитывать педагогам-воспитателям в процессе использования педагогической оценки в процессе воспитания детей.

После пяти лет в качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

Конвенциональная роль (от лат. conventio – соглашение) – представление о предписанном образце поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна социальная позиция, занимаемая им в совместном действии.

Основным механизмом развития ребенка как субъекта деятельности и общения является подражание. В дошкольном возрасте подражание приобретает форму "идентификации"[5]. Ее содержанием становится осуществляемое ребенком в сюжетно-ролевой игре моделирование поведения обобщенного общественного взрослого.

На первых этапах данного возрастного периода преобладает развитие психических процессов, связанных с приобретением индивидом чувственного опыта – ощущения и восприятия. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышлении и др.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне) [6].

Речь у ребенка в этом возрасте развивается особенно бурно. К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2-3 тысячи слов.

Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.

Основным фактором развития всех психических познавательных процессов является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.

Первичное соподчинение мотивов, возникающее в начале дошкольного периода, развивается в направлении формирования самого механизма соподчинения и усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности. Появляются доминирующие установки: у одних престижные (эгоистичные), у других – альтруистические, у третьих – направленные на достижение успеха[7].

Происходящие изменения потребностей в общении протекают в атмосфере коренной перестройки взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Зарождение потребности в автономии, признании и уважении проявляется в реакциях негативизма и упрямства. Достаточное удовлетворение этих потребностей на этом этапе способствует дальнейшему формированию у ребенка глобального чувства самоуважения – одной из фундаментальных потребностей человека.

Характерной особенностью рассматриваемого возрастного периода является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. При этом данные различных исследований показывают, что заложенный в этом возрасте социальный опыт во многом предопределяет будущее такого поведения. Приблизительно в 5-6 лет можно говорить также о начале проявления у детей тендерных и индивидуальных различий в мотивации достижения.

Параллельно с познанием окружающего мира продолжается у ребенка в раннем детстве познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих. В связи с этим, на этом этапе развития ребенка особенно важно проводить занятия по воспитанию культуры поведения

Основным условием для успешного развития Я-концепции ребенка на этом этапе личностного развития является, как подчеркивал К. Роджерс, удовлетворение его потребности в позитивном внимании.

Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития[8].

По мнению некоторых исследователей (Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н. Ф) взаимоотношения детей-шестилеток со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М.И. Лисиной и ее сотрудников было установлено, что из различных видов общения ребенка со взрослыми (деловых, познавательных, личностных) в 6 лет преобладает — личностное общение. Анализ мотивов общения у шестилеток "показывает, что их потребность в беседах на личные темы со взрослыми значительно больше, чем в возрасте 7 — ми лет. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глубокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности. Именно поэтому, при воспитании поведения детей 5-6 лет педагогическая оценка, оценка воспитателя играет большую роль.

В соответствии с программой воспитания в детском саду дети этого возраста занимаются и учебной деятельностью, в результате чего они учатся понимать задачу, которую ставит перед ними воспитатель, овладевают некоторыми навыками и умениями ее выполнения.

Важным компонентом учебной деятельности является самооценка. У шестилеток она только начинает развиваться. Умение оценить результаты своей деятельности формируется не только в учебной, но и в других видах деятельности. Это в первую очередь относится к лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Ребенок этого возраста способен сравнить свою работу с работой других, видит свои удачи и промахи, задумывается, как можно выполнить работу на более высоком уровне, лучше[9].

Итак, культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни

Здесь, под термином "культура поведения" понимается совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности[10].

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:

культурно-гигиенические навыки и привычки.

Сущность составляющих элементов культуры поведения представлена в Таблице 1 – Компоненты культуры поведения.

Источник:
Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5 6 лет
Тема: Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей 5 6 лет. Тип: Контрольная работа. В работе есть: содержание, введение, таблицы 2 шт., рисунки более 10 шт., сноски более 10 шт. Язык: русский. Разместил (а): Анна. Размер: 74 кб. Категория: Педагогика. Краткое описание: ‘Эффективность педагогического воздействия на ребенка в период дошкольного детства. Психолого методические возможности использования педагогической оценки в воспитании поведения детей лет. Культура поведения дошкольников их возрастные особенности.’
http://coolreferat.com/%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_5_6_%D0%BB%D0%B5%D1%82

Нравственное воспитание детей 4–5 лет

Нравственное воспитание детей 4–5 лет

МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №34 «Золотая рыбка»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Толчина Нина Анатольевна.

Город Набережные Челны, Татарстан.

К сожалению в последние десятилетия всему мировому сообществу, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются  так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм,пренебрежительное отношение к гражданскому долгу. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества, формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность.

Нравственное воспитание рассматривает как одну из важных сторон общего развития дошкольника. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально — общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. Поэтому для реализации нравственного воспитания ставятся задачи:

Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

Напомнить детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников ДОУ по имени, отчеству;

Воспитывать скромность, желание быть справедливым, испытывать чувства стыда за неблаговидный поступок;

Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика, одобрение действий того, кто поступил справедливо.

В результате выполнения этих задач у детей формируются дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, сочувствия, доброта.

Нравственное формирование личности дошкольника требует определённых педагогических условий:

Четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе.

Гуманного отношения воспитателя к детям, стремление понять ребенка, его состояние, мотивы поступков.

Создание условий для активной деятельности детей, формирующие доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

Нравственное развитие ребенка средней группы связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. К ним можно отнести метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Дети изо дня в день в разных ситуациях стараются вести себя согласно нормам и правилам: здороваются и прощаются, благодарят за услугу, вежливо отвечают на вопросы. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя.

Существенным направлением в развитии и воспитании детей является освоение ими на основе правил и норм нравственности словопонятий. Поэтому в течении года я напоминала детям о правилах поведения, сопровождая каждый факт называнием того или иного нравственного качества — добрый, ленивый, трудолюбивый. Биополярность нравственных понятий: добро — зло, всегда требует противопоставлений. Если совершен негативный поступок, я с детьми осуждаю этот поступок, беседую, читаю литературу, применяю пословицы. Обсуждая отрицательный (с точки зрения нравственных позиций) поступок всегда желательно показывать его противоположность.

Поэтому, на мой взгляд в воспитании навыков и привычек детей в обществе большую помощь оказывает программа Коломийченко Л. В. «Социальное развитие детей дошкольного возраста». Программа нацелена на развитие любознательности, эмоциональное благополучие каждого ребенка, нравственного воспитания, приобщение к общечеловеческим ценностям.

В этом возрасте формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Постепенно дети начали понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый». Поэтому я очень много провела занятий по темам: «Человек и его поступки», используя наглядный материал с иллюстрациями, «Настоящие мальчики и девочки», «Разные настроения», «Этикет». Сделала тематическую подборку книг, стихотворений, рассказов для чтения и пересказа: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Е. Пермяк «Самое страшное», Е. Серова «Нехорошая история», Г. Остер «Сказка с подробностями», Л. Толстой «Два товарища»; «Девочка — ревушка».

Оценивали поступки сверстников на улице, на прогулке, рассматривали иллюстрации, проводили беседы. Для беседы о воспитании демонстрационные картинки «Мы друг другу помогаем» автора Р. С. Буре. А также по теме «Разные настроения» я использовала вот такие пособия (Показать): если у ребенка хорошее настроение, он добрый, отзывчивый, но не всегда дети приходят в хорошем настроении, чтобы поднять его я показываю такие картинки: предлагала — какой бы он выбрал мяч, обычно выбирают яркий. Оценить свое настроение глядя на клоунов, для игры со всеми детьми предлагала пособие «Азбука настроения». А также подобрала тексты для пересказа, стихи, например,

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки —

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели — нет игрушки

Сели и заплакали

Два котенка разругались,

Но украдкой обернулись

Прочитав эти стихи, я поинтересовалась: «Вам жалко девочек?». Ответы содержали как жалость к подружкам (они плакали, шарик лопнул, так и высказывание о том, что девочки не умеют играть вместе, уступать друг другу, договариваться или играть по очереди. В стихотворении «про котят» я сделала обобщение высказываний детей: «Да, котята ссорились, ссорились, а потом поняли, что глупо ссориться, ссоры мешают играть, дружить, они стали смеяться над своей глупой ссорой». Сравнение стихотворений дает возможность понять, как можно поступить, а как нет. Выучили много пословиц о дружбе, таких как:

«Друга ищи, а найдешь, береги»

«Добро помни, а зло забывай»

«Есть пирожки, есть и дружки, нет пирожков, нет и дружков»

«Друг за друга стой, выиграешь бой»

«Новых друзей наживай, а старых не забывай»

В течение года для родителей провела консультации на актуальные темы: «Игры мальчиков, игры девочек», «Дети — наше зеркало». Приглашала родителей для участия в организации праздников, развлечений, проводила дни открытых дверей: «Мы играем», «Наши умелые руки», где дети вместе с мамами, которые принесли много тканей, бус, пуговиц, сделали из этого материала аппликацию — панно по сказке «Теремок», где мальчики приклеивали детали, а девочки старательно вырезали.

В своей группе при помощи родителей сделали яркий наглядный материал: «Дом — веселая мышиная семейка», дети рассказывают, чем занимается папа — он чинит трубу и ремонтирует крышу; мама ведет дочку в школу, бабушка поливает цветы на балконе, дедушка читает газету. В результате такого материала мальчики стали чинить игрушки, пользоваться инструментами, девочки проявляют заботу к своим куклам, играя в «Дочки — матери». Дети выполняя «взрослую» работу, добавляют в свою деятельность новые мотивы: забота о младших, оказывают помощь друг другу. В результате прививаются трудовые навыки, изменяются взаимоотношения со сверстниками и отношения ко взрослым.

Работу по программе Коломийченко «Социальное развитие детей дошкольного возраста» я продолжу, так как данная программа помогает реализации задач по нравственному воспитанию в разных возрастных группах.

Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» г. Мичуринска.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» .

Источник:
Нравственное воспитание детей 4–5 лет
Нравственное воспитание детей 4–5 лет
http://www.maam.ru/detskijsad/nravstvenoe-vospitanie-detei-4-5-let.html

COMMENTS