Воспитание по монтессори

Кто такая Мария Монтессори? Метод Монтессори в образовании

Более ста лет исполнилось философии и наработкам Марии Монтессори, метод же ее работы не теряет актуальности по сей день. Эффективность педагогической системы подтверждена результатами научных исследований. Сады и школы, которые работают по этой системе, можно встретить по всему миру. Воспитанники заведений удивляют своими интеллектуальными и творческими способностями, а также хорошими манерами.

Педагогика Монтессори – метод воспитания детей, основанный на доверии, свободе и возможности проявить себя. Ключевой посыл педагогической системы: «Помоги мне сделать это самому».

Родилась Мария Монтессори 31 августа 1870 года в итальянском городе Кьяравалле. В семье она была единственным и горячо любимым ребенком. Отец Марии, Алессандро Монтессори, походил из семьи итальянской знати. Мать звали Ренильдой. В девичестве она носила фамилию Стоппани – древнейшего рода, представители которого были очень образованными людьми. Брат матери, Антонио Стопани, за большой вклад в науку был удостоен памятника в Милане. На то время Ренильда была достаточно образованной леди, но, к сожалению, ей была уготована участь хранительницы домашнего очага и не более. Всю свою жизнь она помогала дочке, как могла, старалась вложить в нее любовь к знаниям и независимость.

Когда Марии исполнилось 12 лет, ее семья переехала в Рим, чтобы у девочки появилась возможность получить лучшее образование. Особо хорошо ей давались естественные науки и математика. Несмотря на все преграды, целеустремленная девочка поступила в техническую школу для юношей, а позже – на медицинский факультет Римского университета. После окончания она становится первой женщиной-терапевтом и хирургом в Италии.

В студенческие годы Мария активно боролась за права женщин. Ее выбрали делегатом Международного конгресса женщин, который проходил в Берлине. Девушка умела заставить слушать и слышать, отлично владела ораторским мастерством. При всем этом она всегда прекрасно выглядела, и у нее не было отбоя от поклонников.

В 1896 году она начала работать ассистентом в университетской клинике Рима под эгидой Санти де Сантеса. Там встретила своего возлюбленного Джузеппе Монтесано. Личная жизнь итальянки не сложилась. Ей пришлось сделать непростой выбор между чувствами и наукой. Она выбрала второе. Когда поняла, что беременна, то, испугавшись осуждения католической среды, решила сразу после родов отправить ребенка с няней в деревню недалеко от Рима. Есть миф о том, что Мария бросила своего сына, чтобы заниматься с чужими детьми, но на самом деле это не так.

Большинство детей в то время воспитывались гувернерами, и итальянка не сделала ничего идущего вразрез с традициями. Разница была лишь в том, что жил малыш у принимающей семьи. Мария проводила с сыном времени на выходных больше, чем среднестатистическая мать того времени. Монтессори представила сына обществу, только когда ему исполнилось 15 лет. Марио всю жизнь помогал и поддерживал мать, стал ее преемником и после ее смерти сделал огромный вклад в педагогический метод М. Монтессори.

В клинике происходит ее первая встреча с малышами, которые имели ограниченные возможности. На то время таких детей не лечили и ничему не обучали, их просто считали идиотами и старались оградить от них социум. После принятия пищи ребятня ползала по голому полу и собирала крошки от хлеба, а потом плевалась шариками из него. Обстановка, в которой находились круглосуточно больные дети, не способствовала развитию и не побуждала к полезной деятельности. Мария долго наблюдала за ними и делала выводы, которые и стали точкой отсчета появления педагогической системы, созданной Монтессори.

Суть метода заключалась в том, чтобы предоставить детям, как больным, так и здоровым, развивающую среду. Крохам нужно дать пространство, в котором сконцентрированы все мировые знания. Для наглядности они представлены через эталоны главных достижений человечества. Каждый малыш должен пройти путь в цивилизованный мир еще в дошкольном возрасте. Педагогическая система Монтессори строится в зависимости от потребностей (сенситивных периодов) в развитии ребенка.

Развитие ребенка по методу Монтессори происходит в соответствии с временными промежутками, в которые дети просто и естественно постигают определенные навыки и знания. В этом есть суть сенситивного периода. Особенность его в том, что он бывает один раз в жизни и проходит безвозвратно, независимо от того, успел ли ребенок его использовать или нет. К примеру, в возрасте от 0 до шести лет происходит сенсорное развитие и формирование речи. Социальные навыки возникают и закрепляются в период от 2 до 6 лет. Приучать малыша к чистоте и порядку нужно до 3 лет.

С другими сенситивными периодами можно ознакомиться в трудах итальянского педагога-новатора. Родители и учителя не могут повлиять на возникновение и длительность таких периодов. Однако они должны создать для ребенка среду из дидактических материалов или так называемую зону ближайшего развития.

Педагог Монтессори впервые представила теорию о том, что детям неудобно жить в мире взрослых. Каждый малыш чувствует себя там, как лилипут в стране Гулливера. Наш мир представляет для ребенка полный хаос, где у маленького человека нет прав и личного удобного пространства. Великаны-взрослые часто бывают жестокими, несправедливыми и нетерпеливыми. Наказание может последовать за простую оплошность, например разбитую вазу, а ведь малыш просто изучает окружающий мир и имеет право на ошибки.

Педагог хотела донести до родителей и учителей, что дети – это не игрушки в их руках. Нужно учитывать их интересы и потребности. Чтоб воспитать кроху, необходимо его знать, а чтобы понять малыша, за ним следует наблюдать. А это возможно только с тем ребенком, которому предоставили свободу. Усадив дитя за парту, ничего, кроме быстрой потери интереса, вы не увидите. Наблюдать, как проявляется личность, можно только тогда, когда малыш чем-то по-настоящему увлечен.

Под понятием свободы в трудах итальянского педагога следует понимать не вседозволенность, а независимость ребенка от воли взрослого. А этого можно добиться, научив малышей самостоятельно себя обслуживать и учиться новому без помощи старших.

Метод Марии Монтессори кратко:

Независимо от того, используется метод Монтессори в домашних условиях или в обучающих учреждениях, везде существуют одинаковые правила:

  • Поработал – прибери за собой.
  • Работа с материалом происходит на индивидуальном коврике.
  • В классе нельзя шуметь, передвигаемся тихо. Детишек сразу учат бесшумно переносить стульчики.
  • Правило уважительного сосуществования: твоя свобода заканчивается там, где начинается личное пространство другого.

Последователи педагогической системы отметили огромную пользу, которую приносит метод Монтессори. Отзывы же о подводных камнях можно встретить намного реже.

Детство без сказки. Доктор Монтессори считала, что сказки искажают представление о реальности. Ведь Колобок не может убегать, а животные не могут разговаривать человеческим языком. Система же делает акцент на логике и рациональности, развивает левое полушарие, чтобы ребенок мог сам делать выводы, принимать решения и нести ответственность за поступки. Читать книги методика не запрещает, но советует отдавать предпочтение рассказам с реальными сюжетами.

Нет запретам. Воспитание по методу Монтессори не предусматривает запретов и наказаний. В садике или школе ребенок может не слушать воспитателя, кушать из чужих тарелок, ходить по кабинету во время занятий, бегать по коридору. Педагог не имеет права делать ему замечаний, ведь ребенок должен сам понять, что бардак – это плохо, что нельзя обижать других детей. Учитель может только наблюдать за происходящим. Отечественные психологи не рекомендуют использовать перед школой метод Монтессори. Дошкольное образование в нашей стране должно включать понятие о послушании. Детей после окончания сада по новаторской программе неохотно берут в школу с классической системой образования. Будущих школьников советуют «перевоспитывать» в обычном садике, ведь ученик может просто не высидеть на уроке. Он и не подозревает, что нужно слушать учителя.

Большой вклад внесла в воспитание детей доктор Монтессори. Метод, который она разработала, предусматривает деление пространства, где занимаются дети, на зоны. Их всего пять. Малыш самостоятельно выбирает зону для занятия и проводит в ней столько времени, сколько ему угодно.

  • Зона практической деятельности. Здесь находятся бытовые предметы, с которыми взрослые имеют дело каждый день. Малыш под присмотром педагога может поливать цветы, стирать, гладить настоящим утюгом, шить. Воспитание по методу Монтессори предусматривает самообслуживание. Подопечные по очереди накрывают на стол, прибирают после обеда, моют и вытирают посуду.
  • Сенсорная зона. Здесь находится материал, который обучает определять характеристики предметов: цвет, форму, размер, вес.
  • Языковая зона. Здесь находится дидактический материал для обучения письму и чтению.
  • Зона математики. Тут малыш изучает цифры, количество предметов, счет, математические примеры. Проводится работа с «золотым материалом».
  • Космическая зона. Здесь расположены карты, глобусы, материал для изучения погодных явлений и все, что знакомит детей с окружающим миром.

Занятия для дошкольников с использованием метода Монтессори заключаются в работе с определенными материалами. Давайте их рассмотрим.

  • Рамка с застежками. На ней находятся крючки, пуговицы, молнии, шнурки. С помощью такого тренажера ребенок учится самостоятельно одеваться.
  • Коричневая лестница. Помогает детям определиться с понятиями большой-маленький, толстый-тонкий.
  • Розовая башня. Напоминает детскую пирамидку. Учит сравнивать предметы между собой по размеру.
  • Красные штанги. Ребенок знакомится с понятиями «длиннее», «короче».
  • Буквы из бумаги с эффектом бархата или декоративного песка.
  • Металлические вкладки в форме разнообразных геометрических фигур используются для подготовки руки к письму.
  • Красно-синие штанги. В комплекте 10 штанг. Манипулируя ними, ребенок учится элементарному счету и математическим операциям.
  • Коробка с веретенами.
  • Геометрические тела.

Рекомендации для родителей, которые хотят применять метод Монтессори в домашних условиях:

  • Создайте для сына или дочери удобную среду обитания. Ребенок должен иметь возможность залезть или слезть самостоятельно с кровати, умыться без посторонней помощи, развешать свои вещи в шкафу или на крючках, подходящих ему по росту.
  • Предоставьте ребенку возможность помогать взрослым по хозяйству. Научите мыть чашки, купите маленький совок и веник, разрешите поливать цветы. Малыш должен знать, что у него есть домашние обязанности. Это четко прописала в своей программе доктор Монтессори.
  • Метод основан на свободе действий. Не мешайте ребенку.
  • Поделите детскую комнату на зоны соответственно методике. Предоставьте ребенку дидактические материалы для занятий. Они достаточно дорогие, поэтому родителям стоит задуматься над тем, что они могут сделать своими руками. На сегодняшний день можно найти массу идей и мастер-классов по изготовлению обучающих материалов.

Система не предлагает детям деятельности по шаблонам, а просто подталкивает ребенка к действию и предоставляет большой выбор материалов.

Учебное заведение, использующее педагогический метод Марии Монтессори, можно сравнить с маленькой отдельной планетой детей, где есть свои установленные порядки и нет места вседозволенности. Но при этом малыши учатся понимать свои эмоции и чувства, приобретают навыки самостоятельности и решения бытовых вопросов. Никто и ничто не мешает развитию способностей маленького человека. Система не предлагает детям деятельности по шаблонам, а просто подталкивает ребенка к действию и предоставляет большой выбор материалов.

Методика раннего развития Марии Монтессори – основные задачи и принципы

Итальянка Мария Монтессори – педагог, создательница методики.

Вопрос воспитания детей сегодня имеет огромное значение. Педагоги вместе с родителями ищут оптимальные условия развития личности маленького человека. В 90-х годах прошлого века широкое распространение получила методика Монтессори.

Интересно, что она была создана ещё в 1900 году первой женщиной-педагогом Италии – Марией Монтессори. В основу воспитательного и обучающего процесса была положена идея развития детей через сенсорное восприятие в условиях полной свободы.

Современные последователи метода уверены: каждый ребёнок уникален, а потому требует индивидуального подхода. Кто-то любит активное движение и постоянное общение, а кто-то предпочитает обществу сверстников философское одиночество. Разнятся у малышей и способы получения и обработки информации, что напрямую зависит от особенностей психики: кинестетики воспринимают мир иначе, чем, например, визуалы.

Слово «сам» лежит в основе развития и обучения детей по Монтессори. Принцип самостоятельности – главное отличие развивающей методики от привычных способов авторитарного воспитания. В классической педагогике именно взрослый руководит действиями детей с позиции собственного опыта, часто и привычно применяет систему запрета и навязывания информации.

Воспитание по системе Монтессори имеет совершенно иные цели и руководствуется иными принципами. Взрослый следует за малышом, всего лишь помогая ему познавать окружающую действительность. Именно ребёнок выбирает, как, с какой скоростью и в какой последовательности ему изучать мир. Упор делается на сенсорику – совокупность органов чувств, и мелкую моторику. Так педагоги добиваются развития познавательной функции мозга. Неслучайно говорят, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.

Малыш оказывается в уникальной ситуации постоянного успеха, чувствует себя счастливым – ведь он познает именно то, что ему интересно, и уверенным в собственных силах. Растет гармоничная, позитивная, всесторонне развитая личность.

Воспитание по Монтессори основано на следующих принципах:

  • активная роль ребенка, вторичная роль взрослого;
  • отказ от авторитарного метода обучения: педагог воспринимается как помощник, а не строгий наставник;
  • полная свобода выбора объекта для исследования, способа и времени изучения;
  • самостоятельность в принятии решений;
  • специально созданная обучающая и развивающая среда;
  • естественно появляющийся интерес к предмету обучения;
  • следование природе личности, индивидуальный подход к развитию конкретного ребёнка;
  • полное отсутствие критики, признание права малыша на ошибку, уважение к принятым им решениям.

Применение таких принципов просто не оставляет ребёнку другого выбора, кроме как начать собственный путь к изучению мира в гармонии с ним и самим собой. Система построена так, что даже собственную ошибку малыш способен разглядеть и исправить сам, без навязывания со стороны взрослого.

Создание особой развивающей и обучающей среды – одно из базовых правил методики. Без этого развитие чада по системе Монтессори просто невозможно. Цвет, запах, прикосновение, звук, вкус – все органы чувств активны в процессе обучения. Никаких абстрактных знаний, исключительно личный опыт.

Именно поэтому помещения для занятий всегда имеют пять зон интереса:

  1. обучение актуальным умениям, которые важны в повседневной жизни (завязывание шнурков, мытье рук или посуды, уборка, сервировка стола и пр);
  2. развитие сенсорики (работа с кубиками, пение, изучение свойств материалов и предметов);
  3. развитие математических навыков (цифры, порядковый счет, простейшие математические действия);
  4. развитие речи (расширение активного словаря, фонетика, строение слова, навыки письма);
  5. первичное знакомство со свойствами мира (элементы физики, анатомии, биологии, астрономии и т. д.).

Обучение никак не ограничивает свободу передвижения. Если ребенку надоело заниматься какой-то деятельностью, он может просто встать из-за стола, где другие ребятишки лепят что-то, и улечься на пол, взять книжку, поиграть с кубиками.

Педагоги включают в процесс любую вещь, которую можно взять и исследовать, вплоть до предметов домашнего обихода. Баночка с крупой, кофейная ложечка, сито, скалка, сотейник – играя с тем, что ему интересно, малыш учится.

Развитие ребенка по методике Монтессори невозможно без участия взрослого. Именно он тонко и деликатно помогает крохе получать и анализировать информацию, делать выводы. Наблюдение позволяет педагогу понимать, куда лучше направить обучающий процесс, какой дидактический материал предложить малышу.

Не навязывая себя, педагог помогает ребёнку справляться с работой, которой он занялся. Его задача – открыто не заявлять о себе, но если маленький исследователь попадет в затруднительное положение и сам попросит о помощи – немедленно оказать её.

Так методика позволяет раскрывать индивидуальность каждого ребёнка и весь потенциал его природных дарований.

«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» — поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Источники:
Кто такая Мария Монтессори? Метод Монтессори в образовании
Учебное заведение, использующее педагогический метод Марии Монтессори, можно сравнить с маленькой отдельной планетой детей, где есть свои установленные порядки и нет места вседозволенности. Но при этом малыши учатся понимать свои эмоции и чувства, приобретают навыки самостоятельности и решения бытовых вопросов. Никто и ничто не мешает развитию способностей маленького человека.
http://fb.ru/article/249074/kto-takaya-mariya-montessori-metod-montessori-v-obrazovanii
Методика раннего развития Марии Монтессори – основные задачи и принципы
Методика Марии Монтессори – развитие ребенка невозможно без участия взрослого. Принцип – обучение не ограничивает свободу передвижения.
http://rearchildren.ru/metodiki/sistema-montessori/

COMMENTS