Share

Воспитание новорожденного ребенка

Воспитание грудничков

Многие родители откладывают начало воспитания ребенка на неопределенное время. Кто-то откладывает на год, кто-то на два и более. Только не стоит забывать, что ребенка нужно начинать воспитывать как можно раньше. Ведь воспитание – это не только объяснить что хорошо, а что плохо. Этого новорожденный просто не поймет.

Но как бы то ни было, каждая мать задумывается с чего начать воспитание новорожденного. В первую очередь ребенка нужно готовить к главным переходам в его пока еще небольшой жизни: переход от вскармливания грудного к искусственному; переход от бутылочки к ложке.

Некоторые родители считают, что отучить ребенка пить из бутылки и приучить его к чашке очень просто. Только это не совсем так. Все дети разные. Кто-то быстро привыкает к данному переходу, а кто-то очень долго и сложно. Это доставляет много забот и родителям, и новорожденному. Уже с четырех месяцев ребенок может пить жидкость из ложки. Только стоит запомнить, что маленький ребенок еще не способен пить по нескольку глотков сразу.

Если ребенок ложки боится и отказывается принимать из нее жидкость, то можно попробовать на кончик самой маленькой ложечки капнуть несколько капель любимого пюре или сока и дать ребенку. Через три дня таких тренировок новорожденный уже сам научиться принимать жидкость из ложечки и перестанет ее бояться.

Не все родители знают, что ребенок примерно до восьми месяцев не испытывает неудобств при отсутствии подушки. Она будет нужна тогда, когда ребенок самостоятельно держать голову на весу и сможет сам переворачиваться. Если ребенка класть на подушку раньше, когда он еще не способен самостоятельно повернуть голову, то он будет спать на одном боку, головка будет сильно потеть. Подушку для ребенка лучше подбирать жесткую, потому что ее цель состоит в том, чтобы приподнимать и удерживать голову во время сна.

Чтобы ребенок начал держать голову, его нужно этому учить. Нужно выкладывать ребенка на живот, осторожно придерживая его головку, чтобы он не стукнулся головой. Как только у него начнет получаться, нужно брать его на руки и учить держать голову на весу. Сначала ребенок будет уставать. Тогда головку нужно положить на плечо мамы и нежно поглаживать ребенка, напевая песенки. Этим его можно приободрить к дальнейшим действиям.

Это самые важные элементы воспитания новорожденного.

Чтобы ребенок в будущем стал каким-либо ученым или просто умным человеком, то воспитание ребенка нужно начинать уже с пеленок. В данной статье будут предложены рекомендации по воспитанию новорожденного. Самым важным является воспитание ребенка от рождения и до трех месяцев.

Как только малыш рождается, он начинает узнавать и постигать много нового и интересного: цвета, звуки, голоса, запахи. Все это сильно отличается от того, что ребенок ощущал в животе матери. Ребенок так устроен, что первое время он много спит, а его зрение и слух работают еще не в полную силу, чтобы не навредить малышу. Во сне ребенок набирается сил, чтобы продолжать знакомиться с окружающим миром.

Научно доказано, что ребенок начинает слышать и различать голоса своих родителей уже на шестом – седьмом месяце, находясь еще в утробе матери. Малыш слышит колыбельные и может различить голос матери в первые часы жизни.

Ребенок получает огромный стресс во время родов. Поэтому, в первое время ему нужно получить эмоциональную поддержку от родителей. Именно от родителей, потому что он их уже «знает». Малыш не может обратить на себя внимание ни чем кроме плача. Многие родители думают, что ребенок заболел или ему не комфортно. Это не совсем так. Просто ребенок пытается обратить на себя внимание.

Когда ребенок не спит, нужно больше с ним общаться, читать книги, петь песни, нежно разговаривать с ним и называть только по имени. Так ребенок быстрее поймет, что он не один. Не переживайте, что ребенок еще ничего не понимает и не улавливает интонации голоса. Все это отложится у него в памяти.

На кроватку ребенка нужно повесить специальный мобиль, а на него прикрепить различные яркие, блестящие предметы. Мобиль можно иногда включать. Чтобы ребенок быстро не утомлялся, не нужно подвешивать слишком много разноцветных предметов.

Еще одним главным атрибутом в воспитании грудничков является игрушка. Дети начинают различать цвета и формы уже в три месяца. Поэтому, важно начинать показывать ребенку разноцветные игрушки как можно раньше. Игрушки различной формы нужно начинать давать тогда, когда ребенок научится брать предметы и удерживать их в руке.

Маленькому ребенку все интересно. Знакомьте его с окружающим миром: кроваткой, ванночкой, пеленальным столом.

Уже в три месяца ребенок становится более активным. Просто лежать в своей кроватке ему становится не интересно. Ребенок хочет видеть окружающую его среду. Можно взять малыша на руки и показывать комнату, игрушки, картинки и другие интересные предметы.

Самой первой и самой важной игрушкой для новорожденного является погремушка. Она позволяет ребенку научиться фокусировать взгляд, наблюдать за предметом, различать звуки. Это подарит ребенку много положительных эмоций.

Любой новорожденный ребенок напоминает губку, которая впитывает все, что видит, слышит, чувствует. Именно поэтому воспитание ребенка должно начинаться с самых первых дней жизни. Существует специальная система воспитания новорожденных.

Сначала нужно приучить ребенка к режиму дня. Не стоит надеяться, что это произойдет быстро. На это может потребоваться несколько недель или даже месяцев. Ребенка нужно приучать ложиться спать и вставать в одно и то же время. Бывает так, что ребенок путает день с ночью. Это настоящая мука для родителей и малыша. Днем ребенок, как правило, спит, а ночью бодрствует.

Очень важным аспектом в воспитании новорожденного является наличие общения. Родители должны разговаривать с ребенком, напевать ему колыбельные песни, включать классическую музыку. Все свои действия нужно комментировать. И пусть ребенок еще не понимает значения слов, за то он хорошо воспринимает ласковые слова и нежную интонацию.

В доме, где появился новорожденный, нужно исключить все ссоры и скандалы. Это может нанести стресс ребенку и сказаться на его психофизиологическом развитии.

Новорожденный ребенок представляет собой пластичный материал. Малыш полностью зависит от тех, кто за ним ухаживает. Как родители будут ухаживать за ребенком, таким он и вырастет.

Мир постепенно развивается, все меняется, возникает определенная революция воспитания новорожденного. Начинают появляться новые развивающие игрушки, практичные подгузники и одноразовые пеленки. Все это накладывает отпечаток на воспитание ребенка. Но не стоит забывать, что лучшим воспитателем являются родители. Только мама и папа могут воспитать умного и достойного человека.

Как правильно воспитывать малыша после рождения?

К воспитанию ребенка следует приступать с самого его рождения. С первых дней своей жизни новорожденный начинает слышать, видеть, ощущать прикосновения, различать вкусы и запахи. В этот время он напоминает губку, которая впитывает все то, что происходит вокруг него. Полученная информация находит свое отражение в поведении малыша и закладывается в его привычках.

Самое первое, что стремятся привить новорожденному – это распорядок дня. Чтобы закрепить суточный режим, понадобится не одна неделя. Наилучшим фоном для этого выступают детские впитывающие пеленки, которые обеспечат длительные прогулки на свежем воздухе и наличие доброжелательной и полной любви атмосферы в доме, которая способствует развитию и здоровому росту новорожденного.

Также очень важно общаться с ребенком с момента начала его жизни. При этом следует относиться к нему как к личности. Это обязывает во время проведения любой процедуры с младенцем сопровождать ее речью. Делать это следует таким образом, как будто малыш все хорошо понимает и может ответить. Ваша речь должна быть выразительной и направленной на ребенка. Проговаривать слова рекомендуется спокойным ласковым голосом. Таким образом формируется атмосфера общения, а у младенца создается привычка получать ласку и теплые слова. При этом малыша лучше укутать во впитывающие пеленки для новорожденных, способные обеспечить ему надлежащий комфорт во время сна.

На сегодняшний день установлено, что психофизиологическое развитие детей первых трех лет жизни предначертано генетически. Это обусловлено тем, что в данный период происходит интенсивное развитие головного мозга. Вместе с тем, поведение матери по отношению к малышу этого возраста также отражается в его генетической программе, при этом оно должно соответствовать уровню развития ребенка.

На процесс формирования младенца негативным образом может сказаться стресс, который рассматривается как фактор, способный препятствовать реализации генетической программы развивающегося организма.

Следует учитывать, что дети грудного возраста представляют собой очень пластичный материал, который полностью зависит от тех, кто ухаживает за ними. Поэтому все действия по уходу за новорожденными одновременно выступают и мерами воспитания. В это время психика и нервная система младенца развиваются интенсивно. Именно от уровня их развития зависит тот фундамент, который будет определять качества уже взрослого человека.

Ошибки в воспитании грудничков

Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструкторы родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни.

Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле. Чтобы объяснить суть происходящего мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе, и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е. предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).

Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем — к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям, проведенным и описанным Науменко Е. В. и другими авторами, «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей

Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека, начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы, можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.

Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.

Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, асоциальное поведение. К таким последствиям приводят:

— Отсутствие грудного вскармливания, которое, кроме этого, приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход.

— Отсутствие совместного сна с мамой.

— Ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается.

— Неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает «не приучать ребенка к рукам». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.

2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

— Полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством.

— Ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты.

— Динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.

3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

— Моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого, моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности.

— Проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще хуже делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Кроме этого, проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.

Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

Статья опубликована в газете

«Наш аист», №7(31), апрель 1998 года

Комментарии:

Спасибо за статью

добрый вечер!поясните,пожалуйста, про плавание и проныривание:плавание с кругом на шее тоже вызывает стресс?и даже если малышу нравится брызгаться и грести руками/ногами?

© Азбука Воспитания. Проект портала «Азбука веры»

Воспитание грудничков
> Содержание:Азы воспитания новорожденногоПервая игрушкаПсихофизиологическое воспитание новорожденногоАзы воспитания новорожденногоМногие родители откладывают начало воспитания ребенка на неоп, когда ребёнок начинает слышать в утробе матери
http://girafejournal.com/6091-vospitanie-grudnichkov.html
Как правильно воспитывать малыша после рождения
К воспитанию ребенка следует приступать с самого его рождения. С первых дней своей жизни новорожденный начинает слышать, видеть, ощущать.
http://www.e-motherhood.ru/metody-vospitaniya-novorozhdennyx/
Ошибки в воспитании грудничков
Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают
http://azbyka.ru/deti/oshibki-v-vospitanii-grudnichkov