Воспитание детей школьного возраста

Воспитание детей школьного возраста

Частой причиной трудностей в учебе детей являются слишком высокие требования родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился. Они думают, что если в книжке оценок плохие отметки, то и в жизни он ничего не достигнет. Зачастую, сознательно или неосознанно, неудачи своего чада родители воспринимают как свои собственные неудачи. Дети чувствуют себя лучше, если их поощряют, хвалят за хорошие результаты и утешают в случае неудач. Однако слишком высокие требования или неустанная опека не являются подходящими методами воспитания детей школьного возраста. Каждый ребенок должен найти свой только ему предназначенный путь, а не исправлять ошибки своих родителей, когда-то допущенные ими в школе.

Многих родителей часто мучает вопрос, каким образом контролировать выполнение ребенком домашних заданий. Если ребенок учится хорошо, то достаточно изредка проверять его домашнюю работу. Важно не столько контролировать, сколько показать, что Вам не безразлично то, что он делает. Родительский интерес обуславливает большую мотивацию детей в учебе.

Прежде всего, родители должны позаботиться, чтобы у школьника было постоянное место (письменный стол со всем необходимым для учебы), где бы он мог спокойно делать домашние задания. Если это возможно, разумеется с учетом потребностей и способностей ребенка, необходимо установить и наиболее удобное для ребенка время выполнения домашних заданий. Конечно, можно предложить помощь родителей, однако не следует переусердствовать, чтобы он не стал этим злоупотреблять. Ребенок должен учиться и думать самостоятельно. С другой стороны, ему необходимо знать, что, в крайнем случае, за помощью можно обратиться к родителям.

Некоторых родителей шокирует интерес их детей к сексуальным вопросам. Они смущаются, если приходится отвечать на каверзные вопросы. Проявление детской сексуальности многие родители и сегодня оценивают как ненормальное явление, угрожая ребенку различными наказаниями, запретами. Например, маленькие дети часто играют «в доктора». Кроме того, дети в период полового созревания для сексуального удовлетворения иногда мастурбируют.

Поведение родителей зачастую показывает насколько они закомплексованны в сексуальных вопросах. Необходимо постараться избавиться от этих комплексов. Детское любопытство является совершенно нормальными. Поэтому на все вопросы необходимо отвечать откровенно, однако следует учитывать и возраст ребенка. Если ребенок захочет узнать больше, он сам позже об этом спросит.

Родителям необходимо понимать, что школа ни в коем случае не может заменить родительское воспитание. В школе дети приобретают знания и навыки, необходимые им в дальнейшей жизни. Любовь, тепло и заботу ребенку могут дать только родители.

Воспитание ребенка школьного возраста

Взгляды на воспитание детей меняются вместе с изменениями, происходящими в обществе. В конце 20 века в странах бывшего Советского Союза основная роль по воспитанию ребенка школьного возраста отводилась именно школе. Это было связано не только с существующей идеологией, но и с материальными трудностями, из-за чего в большинстве семей у родителей практически не оставалось времени на воспитание детей.

Сегодня ситуация достаточно сильно изменилась, и многие родители осознают, что именно семейное воспитание является определяющим в становлении ребенка как личности. Однако при этом нельзя недооценивать и роль школы в этом процессе, поскольку большую часть своего времени ребенок школьного возраста проводит в кругу педагогов и сверстников. Помимо получения необходимых знаний, роль школы в воспитании ребенка состоит в развитии умения сотрудничать и воспитании чувства терпимости к другому человеку, независимо от его убеждений, способностей и социального статуса.

Многим родителям кажется, что процесс воспитания заканчивается тогда, когда ребенок идет в школу, а из всех своих функций они оставляют за собой исключительно проверку дневника. Однако это зачастую приводит к множеству негативных последствий, когда ребенок подросткового возраста замыкается в себе или же, наоборот, начинает проявлять агрессию.

В этом случае роль педагогов и психологов в воспитании ребенка школьного возраста значительно возрастает, поскольку известно довольно много случаев, когда неконтролируемая агрессия перерастает в крайние формы и может привести даже к человеческим жертвам. Поэтому достаточно часто именно педагоги обращают внимание родителей на недостатки в воспитании детей.

Также свои коррективы в воспитание ребенка школьного возраста вносит сегодня интернет и современные технологии. С одной стороны, в интернете можно найти необходимые знания и множество возможностей для самообразования. С другой, дети в большинстве случаев предпочитают проводить время в социальных сетях, подменяя живое человеческое общение виртуальными знакомствами и развлечениями.

Помимо психических расстройств, которые вызывает интернет-зависимость, возникает и масса проблем со здоровьем, связанных с низкой физической активностью. В связи с этим усилия родителей и педагогов должны быть объединены для пропаганды здорового образа жизни. Детям необходимо предлагать интересную альтернативу в виде различных кружков и спортивных секций. Со своей стороны, школа также должна усилить свою роль, показывая преимущества дружественного поведения и здорового образа жизни.

Школа – это не просто учреждение, в котором дети получают узкий круг необходимых знаний, а своеобразный социальный институт, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, готовясь тем самым к взрослой жизни.

В зависимости от возраста ребенка роль педагога меняется. С особым вниманием родители обычно относятся к выбору именно первого учителя. В начальной школе большое значение имеет не только то, насколько качественно преподаватель излагает материал, но и насколько легко пройдет адаптация малыша к школьному процессу и коллективу.

Очень важно, особенно в этот период, чтобы методы воспитания ребенка младшего школьного возраста, принятые в семье и дошкольном учебном учреждении, не противоречили школьному подходу. Это время самых больших волнений и пристального внимания со стороны родителей к процессу обучения.

В средней школе, как правило, на выбор учителей повлиять практически невозможно. Поэтому родителям остается только надеяться на то, что педагогический коллектив способен полноценно заниматься воспитанием ребенка школьного возраста.

Школа, являясь частью общества, отражает и концентрирует в себе весь позитивный и негативный опыт, накопленный в нем. Поэтому зачастую претензии многих родителей к качеству преподавания и отношениям в школе между педагогами и учениками хоть и являются обоснованными, но не могут быть учтены в полной мере.

Если при воспитании ребенка младшего школьного возраста проблемы взаимоотношений между ровесниками возникают крайне редко, то в подростковом возрасте они могут быть достаточно сильно проявлены.

Одной из важных проблем, которая возникает в обычных государственных школах – одновременное обучение детей из различных социальных групп. Обычно проблемы возникают между детьми, имеющими навык общения и достаточную культуру поведения, и детьми из неблагополучных семей, которым приходится всему этому учиться именно в школе.

В понятие неблагополучной семьи вкладывается много составляющих. Это неполные семьи, семьи, в которых один из родителей алкоголик, а также семьи, в которых существующие отношения далеки от гармоничных. Обострению конфликта зачастую способствует и неухоженный внешний вид детей из подобных семей.

Поэтому довольно часто при воспитании ребенка школьного возраста необходима помощь психолога. При этом он в одинаковой степени необходим как детям из неблагополучных семей, так и детям, которые негативно относятся к тем, кто ниже их по социальному статусу или уровню интеллекта.

Довольно часто роль школы воспитанием ребенка не ограничивается, а возникает необходимость работы с родителями, которые либо не справляются самостоятельно с воспитанием своих детей, либо же просто не уделяют им необходимого внимания, перекладывая всю ответственность на школьных учителей.

Поэтому очень важная роль отводится именно педагогу, который сможет создать комфортные отношения в классе, что послужит не только хорошему обучению, но и психическому здоровью детей.

Необходимо, чтобы в суете школьных будней учитель, независимо от социального статуса и успеваемости, мог разглядеть глубинный потенциал каждой личности. Процесс воспитания довольно длительный и требует и от учителей, и от родителей терпения и самоотдачи. Но без этих усилий, как правило, ребенок вырастет неприспособленным к современной жизни, которая, помимо знаний, предъявляет требования к толерантности и умению общаться.

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет)

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет)

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью вместо игры становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

8 младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается и психика ребенка. Повышается точность работы органов чувств.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но и в то же время остротой и свежестью. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль учителя.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешнего четвероклассника насчитывает примерно 3500-4000 слов.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения.

Особенности воспитания детей школьного возраста

Фотогалерея: Особенности воспитания детей школьного возраста

Для семьи школьный период также представляет собой серьезное испытание.

Ответственность родителей заключается, прежде всего, в умении организовать день школьника. Именно родители (обычно этим занимается мама) играют здесь ведущую роль. Хорошо, если мама сохранит свою организующую роль на протяжении всей начальной школы. В самом начале она полностью выстраивает процесс (определяет время, когда вместе со школьником они готовят уроки; устанавливает время для прогулки, для помощи по дому, общения с друзьями, посещения кружков, а также , свободное время). Но постепенно и очень осознанно мама делегирует часть своей ответственности ребенку. Так, уже со второго класса девочки обычно в состоянии готовить уроки самостоятельно (мальчики – с третьего). Маме остается только общий ненавязчивый контроль за процессом.

Огромную роль в воспитании играет распорядок дня, предполагающий физиологически обоснованное чередование учебной нагрузки и отдыха. При этом вполне возможны разумные подвижки в занятиях (ведь не человек существует для режима, а наоборот). Но в целом общая повторяемость действий должна сохраняться. Тогда организм школьника подстраивается под этот ритм деятельности, и ребенку легче, его день становится предсказуемым и понятным.

Постепенно передается школьнику и ответственность за определенную работу в сфере домашнего хозяйства. У школьника обязательно должны быть какие-то приемлемые для его возраста обязанности, которые он должен регулярно выполнять. Принцип тот же. Сначала ребенок делает новую работу вместе с мамой, затем постепенно ответственность за ее выполнение перекладывается на школьника.

Трудовые обязанности по дому имеют огромное значение в домашнем воспитании. Они формируют навыки разумной дисциплины, обучают самоорганизации, тренируют волевую сферу. При этом мальчикам обычно требуется больше самостоятельности, а девочкам – больше заботы о них

Важное значение в этот период имеет физическое развитие ребенка, хотя и не все родители осознают это. Ведь современный пассивный образ жизни горожан лишает школьников жизненно необходимых для растущего организма физических нагрузок. Поэтому занятия спортом призваны восполнить этот недостаток нагрузки. Физические упражнения значимы не только для здоровья. Они являются важной частью системы воспитания. С их помощью укрепляется волевая сфера, ребенок учится ставить цели перед собой и достигать их, учится преодолевать лень, инертность, усталость. В конечном итоге, правильные физические нагрузки обучают школьника самообладанию и самодисциплине.

Качественное воспитание детей школьного возраста

Особенности воспитания детей в школьном возрасте предусматривает и учет половозрастной специфики поведения в эти годы. Например, замечено, что примерно с 8 лет дети играют главным образом с представителями своего пола. Одновременно происходит игнорирование, а то и наблюдаются элементы враждебного отношения к представителям противоположного пола. Это просто закономерный этап развития. В этот период все девочки для мальчиков становятся ябедами, приставалами и занудами. Девочки же считают всех мальчишек драчунами, задирами и хвастунишками.

Именно в сознании детей школьного возраста формируются такие понятия, как дружба, товарищество. Ближе к подростковому возрасту складываются и элементы восприятия межполовых взаимоотношений. Именно в этот период обычно возникает первая любовь, особенно у девушек.

Источники:
Воспитание детей школьного возраста
При воспитании детей школьного возраста нужно обязательно вести диалог с ребенком, ведь он уже самостоятельный и имеет свои пожелания и протесты.
http://doktorland.ru/vospitanie_detej_shkolnogo_vozrasta.html
Воспитание ребенка школьного возраста
Воспитание ребенка школьного возраста имеет свои особенности. Это ответственный этап формирования личности, более существенный, чем дошкольный период жизни.
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6590-vospitanie-rebenka-shkolnogo-vozrasta.php
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет)
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет) В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его
http://psylist.net/hpor/ped016.htm
Особенности воспитания детей школьного возраста
Как правильно воспитывать детей школьного возраста, как правильно распределять учебную нагрузку
http://www.allwomens.ru/5946-osobennosti-vospitaniya-detej-shkolnogo-vozrasta.html

COMMENTS