Воспитание детей по методу монтессори

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей:

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Читаем также о других популярных методиках развития и воспитания:

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Метод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Я полностью поддерживаю отсутствие ролевых игр в этой методике. Они могут на долгие годы вогнать малыша в одну роль. И хорошо, если это будет роль лидера, но не всем она достается. Лично я против них в воспитании. По этому методика Монтессори мне очень нравится!

Я не считаю правильным воспитывать ребёнка по каким-либо методикам. Каждый новобранец должен иметь свой подход. Родитель САМ должен заниматься воспитанием, а не подглядывать за методиками различных учёных. В методике Монтессори акцент воспитание делается на самовоспитание малыша, но как может ещё малыш сам для себя что-то понять и проанализировать свой ход действий? Бред. Не вмешиваясь в воспитание своего ребёнка, родители могу наломать дров! Я говорю о вредных привычках и плохой компании. Я выражаю свой негатив к каким-либо методикам воспитания своего малыша! Дорогие мамочки, воспитывайте детей САМИ, иначе это будет не ваш ребёнок, а Монтессори…

Читать книги по развитию и воспитанию детей, знать, какие методики используются для развития ребенка-очень важно. Воспитывают ребенка не только «САМИ» мамочки, но и воспитатели, учителя и окружающая среда.И где, в какой среде будет находиться ребенок — не должно быть для нас безразлично.

Здравствуйте! Мой внук ходит в садик- Монтессори. Вчера я стала свидетелем разговора воспитателя с одной из мам. Разговор следующий: воспитатель рассказывала маме о тм, что ее ребенок остался без обеда потому, что не успел за отведенные 10 минут сесть и покушать. Маме сказали, что обед он получит в полдник. Это правильно? Так часто практикуется в садиах -Монтессори?

Наши паблики в соц сетях. Подпишись:

Методики воспитания: система Монтессори

Об уникальном методе Монтессори общественность узнала в начале XX века, когда, заняв должность директора школы для коррекции поведения на базе приюта для умалишенных детей, итальянский педагог Мария Монтессори впервые применила новый подход к воспитанию детей. Новая методика принципиально отличалась от существующих, но поначалу не вызвала энтузиазма у коллег Монтессори. Когда же ее воспитанники успешно сдали экзамены в школе, системой всерьез заинтересовались в научных кругах того времени.

Несмотря на успешное внедрение нового метода, Марии не дали возможность продолжить работу в этом направлении. Монтессори покинула пост директора школы и вернулась к научной работе. Но вскоре слухи о новом подходе в воспитании распространились по всей Италии, и в министерстве образования были вынуждены дать «зеленый свет» на проведение публичных лекций. С этого момента, а это был 1906 год, можно говорить об официальном рождении метода Монтессори.

Метод Марии Монтессори предполагает превращение детей из объекта в субъект воспитания. Ребенок может самостоятельно выбирать продолжительность занятий и формы их проведения, а педагог вмешивается в образовательный процесс только тогда, когда подопечный сам попросит его об этом.

Одним из ключевых направлений метода является формирование предметно-обучающей образовательной среды для детей. Монтессори выделяет пять таких зон для развития ребенка:

В этой зоне дети учатся быть самостоятельными и осваивают практические навыки. Здесь находятся предметы быта, и ребенок может погладить свои вещи, сделать уборку, научиться застегивать пуговицы или сервировать стол. В этой зоне осуществляется работа над ошибками, ведь только разлив воду или разбив тарелку, ребенок поймет, что конкретно он сделал не так.

Здесь ребенок развивает зрение, осязание, обоняние, слух. В этой зоне собраны развивающие монтессори-материалы, которые способствуют развитию восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Деревянные кубики различных цветов и размеров, цилиндры, застежки, сборно-разборные модели башен – все эти предметы развивают у ребенка способность чувствовать цвет, объем, вес и учат сравнивать предметы между собой (например, башня высокая, а куб маленький).

Знакомство детей с понятиями величины и размера стоит начинать с игр на сравнение предметов. О том, как это сделать на практике, рассказывает психолог Николай Лукин в видеоуроке «Развивающие игры».

В зоне математики ребенок знакомится с такими понятиями, как сложение, вычитание, деление, дроби. Чтобы облегчить процесс обучения, здесь используются различные геометрические фигуры, бусины, счетные палочки.

Здесь дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку доступны карандаши, сборный алфавит, доска, буквы различной величины.

В этой зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры. Эта зона – точка отсчета для понимания собственного места в нашем мире.

На первый взгляд рабочее пространство не организовано. Обучающиеся имеют право перемещать игрушки и мебель. Но после окончания занятий все предметы должны быть возвращены на свое место. Примечательно, что Мария полностью исключила из обучающих классов традиционные учебные парты, считая, что они тормозят развитие ребенка и заменила их более удобными детскими столиками.

Мария Монтесори изменила функции воспитателя, сделав его помощником в развитии ребенка. Воспитатель не навязывает учебный план и не заставляет осваивать детей ненужные на данный момент навыки. Взрослый показывает направление движения и наблюдает за процессом обучения. Его задача – отмечать, в каких зонах ребенок чувствует себя более уверенно и с какими материалами работает успешнее.

Воспитатель-монтессори не говорит ребенку «молодец», «умница», «умничка» – такие формы «похвалы», по мнению сторонников метода, формируют у воспитанников неверное представление о цели деятельности. Учащийся начинает стремиться не к результату, а к получению похвалы. Чтобы избежать этого, воспитатель используют для поощрения ребенка иные формулировки: «Ты очень быстро собрал эту башню» или «Ты прекрасно погладил скатерть».

Мария Монтесори разработала возрастную периодизацию, основанную на задачах, стоящих перед ребенком:

  • Дети до шести лет – формирование чувственной картины мира;
  • Дети от шести до 12 лет – формирование и развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • Дети от 12 до 18 лет – формирование социальных, коммуникативных и иных навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Как и любой метод воспитания детей, методика Монтессори обладает своими достоинствами и недостатками. К последним детские психологи и педагоги традиционно относят практически полное пренебрежение творческими способностями ребенка. Если взглянуть на систему монтессори-зон, можно заметить, что совместным играм детей, развитию их творческих способностей внимание не уделяется.

Метод Монтессори способствует развитию левого полушария мозга, которое отвечает за логику, сенсорику и моторику. Правое же полушарие, отвечающее за образное выражение и эмоциональность, не развивается.

Несмотря на указанные недостатки, метод Марии Монтессори по-прежнему остается актуальным. В России он получил «второе дыхание» в начале 1990-х годов и сейчас активно применяется многими детскими психологами. В сети существуют сайты для родителей, на которых размещаются информационные материалы и методические пособия, разъясняющие, как организовать дома тематические зоны для развития ребенка по методу Монтессори.

Впрочем, главные рекомендации родителям на этот счет дала в свое время основоположница метода: «Посмотрите на ребенка, он уникален и неповторим, он от природы наделен большими возможностями и жаждой познания. Уважайте право малыша быть самим собой, создайте для него развивающую среду. Мягко и тактично направляйте его на пути познания, наполняйте его день радостными открытиями и озарениями!»

  1. Организуйте жилое пространство для ребенка таким образом, чтобы ему было комфортно в нем находиться. Игрушки и развивающие материалы лучше расположить в пределах досягаемости ребенка;
  2. Размеры мебели должны соответствовать росту ребенка;
  3. Пусть на кухне или в ванной комнате будет небольшой стульчик, чтобы он сам мог умыться или вымыть свою посуду (если ребенок маленького роста);
  4. В прихожей повесьте крючок для детской одежды с учетом роста ребенка, чтобы он мог сам одеваться;
  5. Старайтесь покупать ребенку одежду, снять и одеть которую он может самостоятельно;
  6. Отсортируйте игрушки своего чада по назначению. Так вы поймете, на развитие каких навыков вам стоит обратить дополнительное внимание, а какие навыки уже прекрасно развиты;
  7. Недостающие игрушки можно купить или сделать своими руками из природных материалов;
  8. Знакомьте ребенка с новыми игрушками постепенно (не более двух за один раз). Так он сможет лучше узнать назначение каждой из них;
  9. Составьте график занятий. Во-первых, это будет дисциплинировать малыша. Во-вторых, вы всегда будете знать, что в конкретное время он ждет вас. В день стоит уделять занятиям с ребенком не менее одного часа;
  10. Приглашайте ребенка принять участие в домашних делах. Попросите помочь сделать уборку, приготовить ужин. Доверяйте ему несложные задачи, обеспечивая всем необходимым.

практикующий психолог, президент Ассоциации игровой психотерапии:

«Эффективность того или иного подхода определяется целым рядом факторов. Один из них – профессиональная подготовка и личностная составляющая специалиста.

Пройдите небольшой тест, разработанный психологом портала «Я-родитель», и узнайте об особенностях вашего стиля воспитания, а также об альтернативных способах воспитания.

Методика воспитания Монтессори

Среди множества существующих на сегодняшний день методик воспитания детей больше всего почитателей получила система Монтессори. Эта система воспитания помогает малышу с первых месяцев жизни развиваться так, чтобы максимально задействовать свой личностный потенциал и превратиться в гармоничного и самостоятельного человека. Многие родители поначалу настороженно относятся к системе воспитания Монтессори, поскольку для них оказывается непривычным такой принцип, при котором родитель не учит малыша принудительно вырабатывать определенные навыки, а лишь помогает ребенку развиваться самостоятельно в том деле, которое он выбирает для себя сам.

Основательницей известной на весь мир методики воспитания была Мария Монтессори – педагог и первая женщина, освоившая профессию врача в Италии. По работе ей приходилось иметь дело с детьми с ограниченными возможностями и она, желая помочь им, начала проводить педагогическую работу. Впервые программа обучения, предлагаемая Марией Монтессори, была включена в курс реабилитации детей с ограниченными возможностями в 1900 году в городе Риме. Произошло это в ортофренической школе, куда саму Марию пригласили на должность директора. В то время обучающая программа Монтессори еще не имела названия, и представляла собой лишь особую развивающую среду в стадии тестирования.

Спустя семь лет, в 1907 году Монтессори открыла собственный «Дом ребенка», но уже для абсолютно здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии. Именно там методика, которая известна сегодня как «Монтессори-методика» или «Система воспитания Монтессори», была впервые применена в той самой форме, которая и дошла до наших дней.

Впоследствии метод Марии Монтессори получил широкое распространение: на протяжении своей жизни Мария прочитала множество лекций, издала несколько книг и выпустила большое количество обучающих курсов о своей системе. Во многих странах появились детские сады, в которых воспитатели использовали и до сих пор используют Монтессори-методику, чуть позже открылись экспериментальные школы, и в настоящее время по всему миру функционирует огромное количество учебных заведений и обучающих групп.

Воспитание по Монтессори существенно отличается от других развивающих методик. Педагог-Монтессори или родители, решившие использовать эту методику для воспитания своего малыша, должны, согласно системе, выполнять несколько непривычную для них роль. В обычной системе воспитания подразумевается то, что взрослый какие-то вещи делает за ребенка и порой навязывает занятия, которые ему неинтересны, мотивируя это тем, что это требуется малышу для правильного развития. По мнению же Марии Монтессори, методика должна быть совершенно другой, и главный ее принцип – это воспитание в детях навыков самостоятельности. Взрослым в методике развития детей Монтессори отводится роль наблюдателя и помощника. Они должны научиться распознавать потребности ребенка в конкретный момент времени и сделать все возможное для того, чтобы малыш проявил как можно больше самостоятельности и довел начатое дело до конца при минимальной помощи с их стороны. Конечно, это не значит, что воспитатель-Монтессори откажется помочь ребенку, если у него что-то не получится с первого раза, однако сделает это максимально ненавязчиво и лишь тогда, когда малыш попросит его о помощи.

Суть Монтессори-методики можно рассмотреть на простом примере. Ребенок пытается сам завязать себе шнурки, но у него это плохо получается, и они развязываются вновь, но кроха упорствует, хоть пока и безрезультатно. Обычный педагог или родитель в большинстве случаев просто подойдет к малышу и завяжет ему шнурки, а воспитатель, использующий метод Марии Монтессори, будет стоять в стороне и наблюдать, как малыш пытается сделать это самостоятельно до тех пор, пока он сам не попросит ему помочь. И лишь тогда, когда от малыша прозвучит конкретная просьба, воспитатель окажет ему помощь. Педагоги-Монтессори никогда не будут нагружать ребенка лишней информацией и заставлять его выполнять неинтересные ему действия.

В обычных детских садиках все дети одновременно занимаются одним и тем же делом: лепкой, рисованием или игрой, а воспитатели при этом строго следят за тем, чтобы никто не отвлекался ни на что другое. В детских садах и экспериментальных группах, практикующих систему Монтессори, каждый ребенок волен заниматься тем, что ему интересно здесь и сейчас: кто-то рисует, кто-то лепит из пластилина, кто-то рассматривает картинки в книжке, а кто-то нанизывает кольца на пластмассовую пирамидку.

Обучение по системе Монтессори подразумевает строгие возрастные рамки, поскольку развитие у детей различных навыков должно происходить именно в определенном возрасте. В методике Монтессори дошкольному образованию уделяется наиболее пристальное внимание, поэтому система используется большей частью для возраста от 8-9 месяцев до 6 лет, однако существуют и группы позднего развития, в которых занимаются с детьми 6-9 лет. Стандартные возрастные рамки для групповых занятий по системе следующие: младшая группа – от последних месяцев первого года жизни до трех лет, средняя – от трех до шести, старшая – от шести до девяти.

Мария Монтессори в методике развития детей младшего возраста уделяет особое внимание инстинктивному развитию чувств, с помощью которых малыши впитывают свое окружение, поэтому практически все упражнения в начальных Монтессори-группах нацелены на зрительное и слуховое, тактильное и обонятельное восприятие.

В возрасте от 3 до 6 лет, по мнению автора известной методики, у детей происходит процесс «построения» себя, поэтому в группах такого возраста больше внимания уделяется развитию у малышей самостоятельности и процессу взаимодействия их с различными предметами.

В старших Монтессори-группах, нацеленных на занятия с 6 до 9 лет, основной принцип, по которому работают педагоги – помощь детям в исследовании окружающего их мира.

Методика развития детей Монтессори помогает ребенку реализовать свой личностный потенциал и дает ему возможность интеллектуально обучаться в особом темпе, продиктованном его собственными потребностями, а также научиться самостоятельно добиваться поставленных целей. Дети, родители которых отдали предпочтение именно этому методу воспитания, утверждают, что их дети выросли свободными, сильными и самодостаточными.

Монтессори — это педагогические приемы и принципы составления «подготовленной среды» позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и больного ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями, нередко по причине болезни. Хотя сейчас это направление действительно стало популярно во всех городах и считается престижным.

Очень подробно про монтессори-терапию описано на сайте. Так же там подробно написано про саму Марию Монтессори и как она создавала это направление.

Воспитание детей по методике Монтессори

Как только малыш появился на свет, новоиспеченные родители думают о том, как вырастить ребенка сильным, здоровым и умным. Хотят, чтобы он с легкостью познавал окружающий его мир и хорошо адаптировался. Родные, близкие и знакомые всегда готовы дать совет из личного опыта по воспитанию своего чада. Но, конечно же, каждые мама и папа слушают не только советы, но и выбирают проверенные временем методики воспитания.

В педагогике существует много различных методик, которые вырабатывают логику, мышление, расширяют кругозор и многие другие качества, необходимые в будущем. К ним относится и самостоятельное принятие решения. Издано много книг и написано много статей по этому вопросу. Одним из проверенных методов формирования самостоятельности считают «метод Монтессори».

Мария Монтессори – знаменитый педагог двадцатого века. Итальянка по происхождению, родившаяся в городе Кьяравалле. Известность заслужила после того, как разработала свою методику обучения детей. Основывалась на своем опыте работы, как с умственно отсталыми детьми, так и с обычными ребятишками. Несмотря на критику, ее метод популярен и в наши дни во многих странах мира.

Основа метода – индивидуальный подход

Создание специальной зоны, в которой малыш будет без опеки воспитателя самостоятельно принимать решения. Например, переставить предмет (стул) без помощи взрослого человека и сделать это, желательно, тихо. Или положить хрупкий предмет на стол (тарелку) не разбив его. Все, что необходимо для занятий, должно находиться в доступной близости и на уровне глаз ребенка. Он сам выберет, что ему сделать с выбранным предметом в следующий момент: положить, поставить, убрать и т. д.

Существуют также классы Монтессори, которые оборудованы особым образом. Классы делятся на несколько зон: для развития сенсорных способностей, самообслуживания, физических способностей. Стены играют свою роль на занятиях — они выкрашены в нейтральный цвет, чтобы не отвлекать внимания от познания окружающей среды.

Есть у этого метода один нюанс. Восптывая и прививая независимость, логику и трудолюбие, творческие способности ребенка не развиваются, так как метод Монтессори основывается на шаблонном мышлении, на определенных правилах. На любой вопрос или задачу дается конкретное решение, без выдумки. Для того, чтобы развить фантазию и творчество потребуются уже другие методики и материалы или их совмещение с методом Монтессори.

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Источники:
Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки
Основные принципы методики раннего развития Марии Монтессори. Достоинства и недостатки системы Монтессори. Организация обучающих зон.
http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/metodika-marii-montessori.html
Методики воспитания: система Монтессори
Об методе Монтессори общественность узнала в начале XX века, когда, заняв должность директора школы для коррекции поведения на базе приюта к
http://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/metodiki-vospitaniya-sistema-montessori/
Методика воспитания Монтессори
Среди множества существующих на сегодняшний день методик воспитания детей больше всего почитателей получила система Монтессори. Эта система воспитания помогает малышу с первых месяцев жизни развиваться так, чтобы максимально задействовать свой личностный потенциал и превратиться в гармоничного и самостоятельного человека.
http://love-mother.ru/stati/roditelyam/psihologiya-rebenka/metodika-vospitaniya-montessori.html
Воспитание детей по методике Монтессори
Принципы, плюсы и минусы воспитания детей по методике Марии Монтессори
http://mam-sovet.ru/category/deti/vospitanie-detej-po-metodike-montessori.html

COMMENTS