Share

Воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет и условно его можно разделить на несколько периодов:

  • · Младший дошкольный возраст (3 – 4 года);
  • · Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет);
  • · Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).

Начинается дошкольный возраст с кризиса трёх лет, по-другому его называют «Я сам!». Кризис 3 лет – один из самых ярких кризисных периодов нашей жизни. Он характеризуется всплеском повышенной самостоятельности ребёнка. В связи с этим возникает внутренний психологический конфликт между потребностями ребёнка быть самостоятельным, делать всё самому и его физическими возможностями (точнее невозможностями). Кроме того, с этого возраста повышаются и требования к ребёнку со стороны взрослых. Ему говорят «Ты уже большой», «Посмотри на своё поведение», «Ты должен» и т.д. Разрешается этот кризис благодаря тому, что взрослый раскрывает для ребёнка новые виды деятельности, благодаря которым ребёнок может проявить свою самостоятельность и инициативу, выразить себя.

За период дошкольного детства ребёнок достаточно быстро развивается физически. К дошкольному возрасту ребёнок становится физически крепче, улучшается координация движений, дети умеют не только ходить и бегать, к трём годам они уже могут прыгать, лазать по лестнице, ползать и т.д. Укрепляются мышцы и костная система. В дальнейшем все эти движения совершенствуются.

Хорошие средства для физического воспитания детей в этом возрасте – общение с природой, знакомство с различными видами спорта, активный семейный отдых, подвижные игры.

Физическое развитие ребенка дошкольника напрямую связано с умственным. Благодаря своей физической активности, развитыми движениями, координацией дети способны лучше проявлять свою любознательность, познавать мир, наблюдать, изучать, экспериментировать и т.д. В этом и проявляется умственное воспитание и развитие дошкольников . Возраст от 4 лет по праву называют «возрастом почемучек». Ребёнок постоянно задаёт взрослым различные вопросы. По характеру вопросов можно судить на каком уровне развития находится Ваш ребёнок. Первые вопросы дошкольника обозначают окружающий его мир («что это?», «кто это?», «как это называется?» и т.д.). Далее появляются вопросы, которые помогают установить причинные и причинно-следственные связи, ключевое слово в них «КАК?» и «ПОЧЕМУ?» («как это сделано?», «как это устроено?», «почему ветер дует?», «почему бабочка летает?» и т.д.).

Осуществляя умственное воспитание ребенка дошкольника, взрослый должен отвечать на все вопросы ребёнка, как бы он от них не устал. Если Вы будете всё время отмахиваться от вопросов вашего ребёнка, произойдёт снижение познавательного интереса, который в дальнейшем сменится безразличием. Конечно, взрослому для этого нужно очень сильно «постараться», т.к. любознательность у дошкольников носит достаточно устойчивый характер, но некоторым это удаётся. Если же Вы будете удовлетворять потребность к познанию, то познавательный интерес дошкольника будет на достаточно высоком уровне, что в дальнейшем поможет при подготовке ребёнка к школе .

Кроме окружающего мира дошкольников начинает интересовать его внутренний мир, т.е. дети дошкольного возраста начинают проявлять познавательный интерес к самим себе, к своему организму, к своим чувствам и переживаниям – это называется развитие самосознания дошкольников. Развитие самосознания детей проходит ряд этапов: сначала дети отделяют себя от окружающего мира; затем начинают осознавать своё имя; далее у них формируется самооценка, которая в дошкольном возрасте зависит целиком и полностью от оценки взрослого; к трём годам дети осознают свой пол и пытаются вести себя в соответствии со своим полом; к 5 годам дети осознают себя во времени, например, могут сказать «когда я был совсем маленький, мама давала мне молочко из бутылочки»; и к 7 годам начинают осознавать свои права и обязанности, что очень важно для подготовки детей к школе.

Также развитое самосознание дошкольников помогает проявлению произвольности поведения, т.е. ребёнок к 7 годам уже умеет управлять своим поведением, чувствами, эмоциями, что также является показателем готовности ребёнка к обучению в школе.

С умственным и физическим развитием дошкольников тесно связано важнейшее достижение дошкольного возраста – развитие разных видов деятельности дошкольников: игровой, трудовой и художественной. Отсюда можно рассматривать виды воспитания – трудовое, эстетическое и нравственное.

С 3 лет дети обожают помогать взрослым – поливать цветы, протирать пыль, мыть посуду, стирать, гладить и т.д. И здесь, также главное не подавить это стремления. Не ругайте ребёнка, если он вырывает у вас из рук веник и просит подмести пол. Пускай он это сделает. Переделаете потом, НО, когда малыш не увидит. Во время стирки поставьте ему отдельный тазик с носовыми платочками – разрешите помочь вам постирать. Или дайте постирать кукольную одежду, поверьте, ваш ребёнок будет на седьмом небе от счастья, что ему такое разрешили. А когда Вы моете посуду, а малыш просит помочь Вам, что Вы говорите?! «Отойди, а то всё перебьёшь!» или что-нибудь в этом роде. Позвольте вашему малышу помочь Вам, дайте ему полотенчик, пусть вытирает вымытую Вами посуду. А когда ребёнок подрастёт, и Вы разрешите помыть посуду самостоятельно под краном – это будет для него великой честью, а в дальнейшем перейдёт в почётную обязанность. К 7 годам можно завести какого-нибудь домашнего любимца, чтобы ребёнок ощущал всю ответственность трудовых действий. Но при условии, что Вы с ребёнком распределите обязанности по уходу за животным. И, конечно же, обязательно следует изучить условия содержания питомца.

Эстетическое воспитание дошкольников также связано в первую очередь с развитием разных видов деятельности детей. Главные средства эстетического воспитания дошкольников – это, во-первых, окружающая среда (научное название – развивающая среда). Все вещи должны лежать на своём месте, а значит, у каждой вещи должно быть место. Следует организовать развивающую среду таким образом, чтобы игрушки лежали в доступном для детей месте, а ещё очень важно, чтобы ребёнок мог также с лёгкость убрать эти игрушки на свои места. Не разрешайте брать малышу игрушку, пока он не убрал ту, в которую только что играл.

Во-вторых – личный пример поведения. Ребёнок должен видеть опрятных родителей: причёсанных, в чистой одежде, одетых со вкусом и т.д.

В-третьих – художественная деятельность дошкольников, а точнее приобщение к ней. Для этого взрослые должны сами проявлять интерес к творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации вместе с детьми. Сейчас достаточно много новых направлений в художественном творчестве.

В-четвёртых – гигиенические навыки ребёнка. Приобщение малыша к опрятности, аккуратности, воспитание чувства вкуса.

В дошкольном возрасте активно усваиваются нравственные нормы поведения. В связи с этим осуществляется нравственное воспитание дошкольников. Наиболее действенным средством нравственного воспитания дошкольников будет подражание. Ребёнок подражает взрослым во всём: и внешнем виде, и в поведении, и даже эталоны оценки окружающего. Родители ежедневно обсуждают ситуации, которые произошли за день, применяя определённые оценочные слова: «хорошо», «плохо», «не прав», «уважает» и т.д. Дети должны видеть вокруг себя доброту, нежность, щедрость и другие нравственные качества. Кроме этого очень важно хвалить и поощрять детей за собственную доброту и щедрость. Тогда эти качества будут развиваться. В нравственном воспитании дошкольников очень важно научить ребёнка ставить себя на место другого человека.

Следует также отметить развитие отношений дошкольников со сверстниками. Дети дошкольного возраста начинают ценить общество друг друга. Начинают делиться чувствами, мыслями, пересказывают увиденные фильмы, мультфильмы, события из жизни. Возникает дружба. В этом возрасте нужно поддерживать дружеские и доброжелательные отношения с другими детьми – это очень важно для социального развития детей.

В заключении хотелось бы рассмотреть механизм воспитания:

Знания – чувства – мотивы – убеждения – поступки – привычки – поведение – результат (качество личности).

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Воспитание детей дошкольного возраста в семье. Воспитываем маленькую личность и будущего школьника

  1. Главная /
  2. Домашний очаг, дети /
  3. Психология отношений /
  4. Воспитание детей дошкольного возраста в семье. Воспитываем маленькую личность и будущего школьника

Дошкольное воспитание детей — весьма важный вопрос, во всяком случае, для родителей, стремящихся вырастить счастливого малыша. Детки, как губки, которые впитывают умения и знания, и задача родителей помогать им в этом. Однако многие из родителей не совсем понимают, в чем именно заключается дошкольное воспитание детей, не учитывают многих нюансов, или делают это не совсем верно. Мы предлагаем вам некоторые важные советы по воспитанию детей, которые позволят вырастить здорового, умного и счастливого ребенка.

психология и особенности восприятия дошкольника

Дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом, основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка — характера, способностей, навыков. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье настолько важно, ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям, навыкам общения, а главное – любви и заботе.

Дошкольное воспитание детей включает этап развития от 3 до 7-летнего возраста. Дошкольный возраст — это один из наиважнейших этапов жизни малыша, ведь в это время формируется его характер, его личность. Ребенок уже очень многое понимает, а главное многому хочет научиться, помочь ему в его начинаниях. Обеспечить ребенку всестороннее развитие до школы — задача взрослого.

  • Какие особенности в дошкольном воспитании детей в семье?

Детишки в этом возрасте всецело подражают своим папам и мамам, дедушкам и бабушкам, воспитателям и героям сказок. Часто можно узнать свою собственную интонацию в беседах с детьми, или обнаружить откровенное сходство в поведении с героем любимого мультфильма.

Это значит, что необходимо следить за собственной речью и действиями, как минимум. Не стоит плохо говорить о людях, совершать некрасивые поступки в присутствии детей. Если вы хотите воспитать хорошего ребенка, который своими поступками и поведением вызывает не только гордость родителей, а и уважение людей, нужно быть правильными родителями!

Строгие родители зачастую перегибают палку в воспитании детей в семье, мягкие – в большинстве случаев, просто ленятся заниматься собственными детками, воспитывая по принципу «лишь бы не доставал», они всегда «заняты», «не могут», а на самом деле просто — не хотят.

Начало формирования личности ребенка происходит именно в этот сложный и интересный период. Поэтому родителям, которых воспитание детей дошкольного возраста волнует, придется многому учиться, многое пересмотреть, чтобы быть готовыми к абсолютно любым сюрпризам и неожиданностям.

Воспитание детей дошкольного возраста в семье условно можно разделить на два основных направления. Первое направление — подготовка к школе, второе — развитие определенных личностных качеств в ребенке, призванных помочь ему в жизни.

Безусловно, родителям, детки которых ходят в детский сад, гораздо легче. Потому, что в детском саду воспитанием деток занимаются профессионалы. Так или иначе, но на родительские плечи ложится основная часть всех забот и ответственности за психологическое, личностное и умственное воспитание детей.

Умственное воспитание детей, помимо знания букв, умения читать и считать, подразумевает всестороннее развитие, способность к психологической адаптации, умения общаться. Надеемся наши советы по воспитанию детей, окажутся, вам полезны.

Родителям наверняка интересно, как можно определить, готов их малыш к школе или нет? Чтобы выяснить это существует множество разных тестов, которые, так или иначе, строятся на утвердительных ответах на основные вопросы, следующего характера:

  • 1. Выражает ли малыш желание учиться?
  • 2. Хочется ли ему узнавать новое?
  • 3. Нравится ли ребенку изображать школьника, играть в школьника?
  • 4. Присущи ли малышу различные интересы?
  • 5. Может ли он общаться с посторонними людьми и чужими детьми?

Если дочь или сын проявляет стремление учиться, постигать что-то новое, познавать мир — значит, нужно поддерживать ребенка в этом стремлении.

  • Какие методики и программы дошкольного воспитания детей лучше?

Существует множество разных методик, например, «Детство», «Истоки», «Радуга». Каждый детский сад самостоятельно выбирает себе развивающую программу воспитания, по которой работает 5 лет. Однако в любой программе существует свои плюсы и свои минусы. Одни отдают преимущество развитию речи, в другие — математике, третьи – художественно-эстетическому воспитанию.

Но на самом деле оптимальным вариантом является индивидуальный подход к программе воспитания. Изучайте программы и книги, и выбирайте лучшее. Отдавайте предпочтение материалам, в которых хорошо и подробно разработаны лексические темы. К примеру, на данной неделе вы желаете познакомить малыша с дикими животными — поговорите о них с ребенком, рассмотрите их изображения, нарисуйте, раскрасьте, слепите, почитайте стихи, сказки, спойте песенки, подберите подвижные и дидактические игры на тему диких животных. Поверьте: это время точно не пройдет зря, малыш обязательно запомнит и усвоит все, что вы изучали. Такое умственное воспитание детей будет наиболее эффективным.

Трудовое воспитание очень важно для ребенка – оно развивает личность. В детском саду малыши сначала наблюдают, как трудятся взрослые (няни, дворники, повара и прочее), потом им помогают, а затем уже и сами выполняют работу, посильную им. На самом деле детки довольно многое умеют и хотят делать, однако некоторые родители сами «мешают» своим крохам из «добрых побуждений». К сожалению, мамочки всегда очень торопятся, когда вытирают пыль, моют посуду, полы, ухаживают за комнатными растениями, домашними животными. Уважаемые мамочки, ну и пусть вы опоздаете куда-нибудь минут на 5, за то не отобьёте желание помогать у вашего малыша и чувствовать себя нужным. Ребенок вполне может стать маминым помощником, и должен им стать!

  • В чем заключается музыкальное дошкольное воспитание детей в семье?

Музыка преподается в развивающих центрах, детских садах, но родители могут помочь ребенку в музыкальном развитии, даже если у них и нет музыкального образования.

Да в детском саду ребенка учат танцевать, петь, заниматься театрализованной деятельностью, но кто сказал, что родители сделают то же хуже? Родители могут не мультик поставить, а классическую музыку, прослушать аудиосказку, в звуковом исполнении актеров после прочтения аналогичного стихотворения или сказки. Вы можете развивать ритм у ребенка с помощью ладошек, ложек, настукивать или нахлопывать известные песенки, без сопровождения музыки или в такт с ней. Сейчас в интернете существует масса музыкальных игр для деток, те же «Железновы», например, которые очень нравятся малышам.

  • Каким должно быть художественное дошкольное воспитание детей?

Художественное воспитание детей в семье — это и знакомство малыша с литературой, живописью, изобразительной деятельностью, музыкой, драматургией. Вообще-то это достаточно широкое понятие. Однако ничего сложного нет в том, чтобы воспитать в ребенке способность видеть прекрасное в самых обыденных вещах, помочь глубже познать окружающий мир, научить любить красоту, расширить кругозор малыша. Просто чаще уделяйте этому внимание, обсуждайте с ребенком увиденное, услышанное, прививайте любовь к прекрасному.

Многие родители, решив последний перед школой год посвятить дошкольному воспитанию ребенка, допускают распространенные ошибки. К примеру, после обеда лишают малыша «тихого часа» («чтобы привыкал»), устраивают дома «уроки» с тетрадями, переменами и звонком, занимаются с малышом по школьной программе 1 класса. Однако, это откровенный перебор – позвольте ребенку побыть ребенком, он еще успеет «насладиться» обязанностями и всеми школьными прелестями – как минимум 10 лет школьной учебы впереди. Но если вам уж очень хочется, чтобы малыш пошел в какую-то специальную школу, с глубоким изучением определенных предметов, можете заняться домашним образованием, но умственное воспитание детей должно быть щадящим. Не делайте больше 2 «уроков» в день и те в игровой форме, продолжительность «урока» — 15 минут, с перерывами в 20-30 минут. Не перегибайте палку, иначе рискуете нанести определенный вред ребенку — вовлеченный насильно в практически «взрослую» жизнь, малыш может терять желание учиться и всякий интерес к школе.

Развитие, воспитание детей дошкольного возраста в семье предполагает, что родители должны в первую очередь научить своих деток самостоятельно мыслить, размышлять, делать выводы, прислушиваться к мнению других людей. Большинству первоклассников это довольно трудно дается, потому что они не получили соответствующие навыки во время дошкольного воспитания. Дошкольное воспитание детей обязательно должно привить данные взгляды и привычки – это будет основополагающим в дальнейшем развитии ребенка.

Во многом дошкольное воспитание детей базируется на развитии у них мелкой моторики. В пальчиках ребенка находится огромное количество рецепторов, отправляющих импульсы прямо в мозг, в те самые его центры, которые контролируют развитие речи и согласованность в движениях пальцев рук. Данные центры расположены в непосредственной близости. Именно поэтому настолько важно уделять внимание развитию у ребенка мелкой моторики.

Когда ребенок работает ручками, пальчиками, то активизирует особые отделы мозга и центры, которые «отвечают» за развитие речи.

Много родителей ошибочно полагает, что начинать воспитание детей дошкольного возраста, нужно применять не ранее 3–4 лет. В действительности воспитание детей дошкольного возраста в семье начинается с самых первых дней жизни малыша. Развитию мелкой моторики у ребенка способствуют даже самые элементарные занятия с «грудничком». Далее некоторые советы по воспитанию детей в этом направлении.

Хороший эффект дает «пальчиковая гимнастика» — необходимо сгибать и разгибать каждый пальчик малыша поочередно, осторожно их массировать, совершать по маленьким ладошкам круговые движения. Развитие и воспитание детей в семье должно сопровождаться несложными упражнениями, которые, при регулярном повторении, отлично стимулируют точки, связанные напрямую с корой головного мозга малыша.

Развитие, воспитание детей дошкольного возраста, немыслимо без тренировки пальцев и рук. Предоставьте малышу возможность перебирать какие-либо мелкие предметы. Само собой, под наблюдением взрослых, иначе есть риск, что кроха захочет попробовать «на зубок», к примеру, пуговицы. Если речь идет о пуговицах, то для полной безопасности рекомендуется пришить их предварительно к куску ткани, а крупные бусины можно нанизать на прочную нитку. Кроме прочего, хорошей, а главное полезной игрушкой для малыша станут большие и маленькие кубики, выполненные из разных материалов (пластмассовые, деревянные, плюшевые), детали конструктора, палочки для счета и так далее.

Занимаясь развитием деток в дошкольном возрасте, можно приобрести специально для ребенка коврик, который сшит из различных по фактуре тканей: бархат, шелк, хлопок, вельвет, шерсть.

А сколько радости, и пользы одновременно доставляют маленьким деткам игры в «ладушки», «сороку-ворону», «идет коза рогатая»! Казалось бы, бессмысленная забава, а в действительности великолепное средство для развития мелкой моторики дошколят.

Особенности психологии дошкольников в разном возрасте

Дошкольное воспитание детей в семье подразумевает понимание родителями специфичности детской психологии. Сейчас происходит активное становление личности малыша. Ребенок общается с родителями, иными членами семьи, со своими сверстниками, с ребятами постарше и младшими малышами. Периодически в процессе такого общения могут возникать различные сложности, которые вызваны, неумением ребенка слушать других или правильно отстаивать собственное мнение.

Грамотное воспитание детей дошкольного возраста — это постоянное наблюдение, понимание особенностей и аккуратная корректировка взаимоотношений между детками.

Возрастной промежуток от 4 лет и до 6 психологи считают сравнительно спокойным периодом в жизни родителей ребенка. Дошкольное воспитание детей этого возраста осуществляется относительно легко: ребенок спокоен, послушен, хорошо ест и спит, ему уже не требуется постоянная опека.

В случаях, когда малыш, к примеру, плохо засыпает, используйте следующие советы по воспитанию детей: попробуйте упорядочить несколько вечерние действия, превратив отход ко сну ребенком в некий ритуал. Это может быть умывание-купание, переодевание, рассказывание или чтение сказки на ночь (при этом верхний свет необходимо выключить, оставить гореть ночник или торшер).

Развитие и воспитание детей в семье 6 и более лет подразумевает наличие огромного терпения и умения договариваться. Если ребенка в семье окружают забота и любовь, то в детском саду, например, или просто на детской площадке, дела обстоят несколько иначе. Сверстники зачастую далеко не так доброжелательны, как родители. А значит, нужно быть готовыми к возникновению трений, ссор, конфликтов. Несмотря на трудности во взаимопонимании, контакты с детьми остаются более предпочтительными для ребенка и интересными.

Дошкольное воспитание детей 6-летнего возраста должно включать обучающие программы для дошкольников. В этом вам поможет неиссякаемый интерес к окружающему миру всех, без исключения, деток в этом возрасте. Вам нужно приготовиться отвечать на бесконечные, повторяющиеся вопросы маленького «почемучки», стараясь найти информацию для ответа, а не отмахиваться от них.

помогаем избавиться от страхов

Специалисты-психологи, которые занимаются вопросами дошкольного детского воспитания и являются авторами практических методик воспитания, утверждают, что страхи у ребенка появляются в результате недостаточности тепла от родителей, и чрезмерного количества всевозможных запретов для ребенка.

Чтобы помочь малышу о своих страхах забыть, нельзя делать следующего:

  • 1. – запирать ребенка одного в комнате;
  • 2. – бить (по рукам, лицу);
  • 3. – пугать доктором («укол сделает») или милиционером («в тюрьму посадит»), или бабаем («в лес утащит»);
  • 4. – пугать собакой, волком и прочими животными;
  • 5. – прекращать с ребенком разговаривать (например, в качестве наказания);
  • 6. – заставлять малыша неподвижно сидеть или стоять в качестве наказания.

Грамотное дошкольное воспитание детей в семье должно искоренить детские страхи, а не культивировать их. Нельзя смеяться над малышом из-за его страхов, подтрунивать, называть трусишкой, а тем более наказывать за то, что ребенок боится одиночества или темноты. Воспитание детей дошкольного возраста должно полностью исключать любое высмеивание малыша, в особенности перед другими детками или взрослыми.

Если ваш ребенок боится какого-то конкретного персонажа, сказочного или настоящего — Бабу-Ягу, к примеру, Лешего или Домового, доктора — поиграйте с малышом в сказочных героев, или больничку, покажите нестрашными и добрыми представителей его волнений. Такое дошкольное воспитание детей непременно поможет справиться со страхами.

Хороший метод, рекомендуемый программами воспитания дошкольников, — вместе с ребенком нарисовать его страхи на бумаге, а потом сжечь, просто скомкать и выбросить, или даже «отравить на Луну», привязав к воздушному шару.

Многие детки боятся темноты. Советы по воспитанию детей в этом случае такие:

  • 1. – не закрывайте двери в детскую комнату слишком плотно;
  • 2. – оставляйте горящий ночник на ночь;
  • 3. – походите вместе с ребенком по темной комнате, на ощупь, находя разные предметы.

Не рекомендуется устраивать перед сном какие-то шумные или чрезмерно активные игры, читать ребенку страшные сказки, смотреть мультфильмы про злых колдунов и людоедов. Поберегите психику вашего малыша. Ему еще столько предстоит преодолеть и осилить такой долгий путь – длиною в целую жизнь!

Еще некоторые советы по воспитанию детей дошкольного возраста в семье:

Воспитание ребенка дошкольного возраста. Основные вопросы

Программы раннего развития помогут в легкой игровой форме освоить базовые навыки и знания.

детских садов «ЛУЧиК».

Период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, каким критериям должен соответствовать дошкольник, чтобы легче адаптироваться к учебе и быть успешным?

С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Что можно, а что нельзя, какое это на вкус, на запах, на ощупь, он делает первые шаги и говорит свои первые слова, учится пользоваться горшком и выполнять несложные поручения. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения. Есть ли у ребенка жажда знаний и открытий, хочет ли он учиться или его трудно чем-либо заинтересовать, умеет ли он читать и хорошо ли физически подготовлен для своего возраста, как общается с другими людьми – со сверстниками и взрослыми, имеет ли свои принципы и понимание добра и зла, некоторых нравственных вопросов? Все это напрямую будет влиять на интерес к учебе и умению его адаптироваться в коллективе.

Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.

Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.

Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.

Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.

Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.

Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.

В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.

Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.

Что можно делать в это время:

  • Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
  • Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
  • Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.

Что могут делать родители?

  • Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
  • Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь – установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
  • Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.

Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.

Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:

Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.

Что могут сделать родители?

  • Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
  • Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
  • Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.

Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.

Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.

Что могут сделать родители?

К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.

Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.

Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

Образовательный центр «Лучик» функционирует с 1988 года и включает детские сады «Лучик», центр раннего развития, где проводятся занятия с малышами от одного года до пяти лет. В образовательном центре функционируют группы по подготовке к школе для детей 4-5 лет, а также проводится обучение в школе «Лучик» детей с 1 по 11 классы.

В группах дошкольной подготовки – не более восьми детей, что позволяет создавать благоприятную атмосферу и уделять достаточно внимания каждому ребенку. Опытные психологи и преподаватели проводят занятия в игровой увлекательной форме. Каждое занятие состоит из трех или четырех блоков.

Среди основных задач дошкольного образования – не только обучение детей элементарным навыкам, грамоте и счету, но также правильному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умению самостоятельно разрешать сложные ситуации, легко адаптироваться в новых условиях. Поэтому для полноценной подготовки ребенка к школе важно участие психолога. В «Лучике» уделяется особое внимание психологической готовности будущего школьника, формированию у него позиции «Я – школьник».

Узнать больше об образовательном центре «Лучик» можно на сайте www.lychik.ru

Лицензия № 035957 от 27 февраля 2015 г. выдана Департаментом образования города Москвы.

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012.Главный редактор — Сунгоркин В. Н. Шеф-редактор сайта — Носова О.В.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+

127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82.

Воспитание детей дошкольного возраста
характеризует направления и средства воспитания детей дошкольного возраста
http://nashidetci.ru/vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta/
Воспитание детей дошкольного возраста в семье
Дошкольное воспитание детей — весьма важный вопрос, во всяком случае, для родителей, стремящихся вырастить счастливого малыша. Детки, как губки, которые впитывают умения и знания, и задача родителей помогать им в этом. Однако многие из родителей не совсем понимают, в чем именно заключается дошкольное воспитание детей, не учитывают многих нюансов, или делают это не совсем верно. Мы предлагаем вам некоторые важные советы по воспитанию детей, которые позволят вырастить здорового, умного и счастливого ребенка.
http://ladyvenus.ru/articles/domashnii-ochag-deti/psikhologiya-otnoshenii/vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-seme-v
Воспитание ребенка дошкольного возраста
Период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, каким критериям должен соответствовать дошкольник, чтобы легче адаптироваться к учебе и быть успешным?
http://www.kp.ru/guide/doshkol-noe-vospitanie-detei.html