Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская школа: в чем ее особенности?

Здравствуйте, дорогие родители!

Продолжаем эту неугасаемую тему о раннем развитии наших детей. Учеными уже неоднократно установлено, что у детей в возрасте от 2 до 4 лет обучаемость намного выше, чем у 7-летних и старше. В этом и заключается смысл раннего развития. Неотъемлемое место в рейтинге занимает вальдорфская методика развития детей.

Зародилась данная система в начале 20 века и автором ее является немецкий писатель, педагог, ученый — антропософ Рудольф Штайнер (годы жизни 1861—1925 гг). Он проводил множество лекций на темы изотерики, философии, естествознания, о предназначении человека и познания мира.

В 1922 году Штайнер приехал со своими идеями в Оксфорд по настоятельному приглашению профессора М. Маккензи. Проведенная им конференция и привела в дальнейшем к открытию первой вальдорфской школы в Британии.

Позже, пока он был жив, школы начинали появляться, как грибы в летний день, в разных городах и поддерживать его учения.

Штайнер является основателем учения (антропософии) о познании методов саморазвития и духовности человека, в данном случае ребенка.

В наши дни по всему миру насчитывается более 1000 вальдорфских школ и детских садов, занимающихся по этой программе. И они вовсе не похожи на обычные сады и школы.

Автор рассматривает детей со своей точки зрения: детский возраст — это уникальное время и его нужно как можно дольше продлить и получить массу полезного и интересного. О чем и должны позаботиться взрослые члены семьи и педагоги.

У каждого ребенка свой ритм жизни и развития, нельзя его торопить. Нужно донести до ребенка корни его культуры, творческих и художественных стремлений, раскрыть его творческий потенциал, данный ему природой.

Родители не должны заставлять или принуждать ребенка к занятиям, все должно проходить на добровольной основе.

Ребенок, в том числе маленький — это целый организм, в котором должно быть в равной степени присутствовать духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое начало.

И не предусматривает наличие искусственных звуков: телевизоров, телефонов, магнитофонов и прочей электроники, может в силу того времени в котором была основана данная методика. Тем не менее запрет на это наложен и по сей день.

Здесь все построено на мире и гармонии. Ребенок должен заниматься не тогда, когда захотите вы, а когда захочет он и поэтому для него в общей доступности размещается вся атрибутика для занятий.

Это могут быть детские столики, открытые шкафчики или полки, все, где ребенок может сам достать для себя необходимое. И детки играют в то, что они хотят, в основном это сюжетно — ролевые игры: доктор, продавец, повар.

Так же ребенок должен важное место уделять в помощи по хозяйству: уборке квартиры или помощь по двору или животными, если таковые имеются.

Помогают маме или бабушке на кухне готовить или мыть посуду. Таким образом у детей формируется правильное представление об окружающем мире и его потребностях.

Так же методика предполагает своеобразные игрушки. Они должны быть самодельными из природных материалов или ткани, не признаются современные электронные, заводные или пластиковые. Опять же это может быть в силу того, что методика была создана более 100 лет назад.

Здесь нет разделения детей на плохих и хороших, умных и глупых, здесь все равны и одинаково желанны. Нет лидеров, нет закомплексованных, нет стеснительных, нет соревнований, нет командных игр.

Так как вся их жизнь — это игра в одной команде. Чувствуется религиозный момент.

Главная суть методики в том, что мы не принуждаем ребенка заниматься. Даем ему право выбора, чем он хочет заниматься в данный момент.

Здесь дети — это пупок земли, вокруг которого все вращается. Здесь каждый имеет свое мнение и право высказать его другим.

Задача преподавателей и педагогов помочь ребенку в этом. И помочь осуществить свое желание, но чтобы это не шло в разрез с потребностями других ребят.

Большую часть занятий направлена на творческий потенциал ребенка, это всевозможные поделки, рисунки, игра на музыкальных инструментах, хореография, песни.

Очень уж любят здесь праздники — Новый год, Рождество, Пасха и дни рождения ребят — это как говорится дело святое. Здесь и различные сценарии и постановки, и красивые самодельные костюмы, и тематические стихи и обязательно подарки и открытки, сделанные своими руками.

Здесь не задают домашку и не спрашивают материал за прошлый урок. Так и не ставят оценок за знания.

Но как же тогда оценивать успеваемость конкретного ребенка в данной школе? Да, никак, все равны и ни к чему кого-то выделять. Отсутствие оценок мотивирует ребят, никто не поставит двойку и ребенок не расстроится.

Все ребята дружны между собой. Никто не конфликтует. Казалось бы, слишком уж как-то сказочно все и безоблачно, просто идеально.

Но у каждой медальки, как известно, есть и другая сторона, давайте перевернем.

Так как запрещено использовать любые гаджеты, получается, что учащийся данной школы как бы оторван от реальности. Ребенку из такой школы будет довольно трудно общаться со сверстниками, они его не будут понимать, ведь довольно трудно в наши дни представить современного подростка хотя бы без телефона.

Трудно так же перевести потом ребенка в обычную нормальную общеобразовательную школу хотя бы потому, что у него нет оценок и аттестата.

До второго класса здесь не обучают детей чтению. Не преподаются точные науки, только гуманитарные.

Складывается двоякое представление об этой школе, здесь важно понимать, что для вас ближе и важнее: какие-то моральные принципы, религиозные.

Воспитать справедливого, уравновешенного, спокойного, неконфликтного ребенка, не умеющего стремиться к победе. Или лидера, сильного, целеустремленного, готового идти в современном ритме жизни. Подходит вашему ребенку подобная школа, решать только вам, дорогие родители.

Надеюсь, статья оказалась для Вас полезной.

Пишите в комментариях, что думаете про вальдорфскую школу.

Вальдорфская методика: стоит ли ребенку жить в сказке

Раннее развитие ребенка сегодня ставится приоритетным у многих родителей. Естественно, изучаются различные методики раннего развития, которые затем внедряются в воспитание малыша. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, но сегодня мы поговорим о наиболее спорной из них – вальдорфской методике раннего развития. В чем ее преимущества и какие недостатки?

Вальдорфская методика – педагогика равных возможностей

Основателем этой методики стал Рудольф Штайнер в начале ХХ века, положа в основу концепции постулат: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Основными ее принципами стали:

  • уважение к личности ребенка
  • важность духовного начала
  • развитие творческого начала
  • использование природных материалов
  • каждый человек – уникален

Идея вальдорфской педагогики лежит в раскрытии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, развития в комплексе его духовного, биологического начала. Для этого на первое место во время обучения ставят комфортное психологическое состояние ребенка. Основой обучения становятся трудовые и эстетические дисциплины. Дети участвуют в театрализованных представлениях, учатся различным ремеслам, изучают иностранные языки. Все это происходит в естественных условиях, детство ребенка продлевают на максимально возможный срок.

Заметьте, ничего не говорится об интеллектуальном развитии. И действительно, согласно вальдорфской методике интеллектуальное обучение откладывают «на потом». По этому учению обучать точным наукам, чтению, письму стоит лет с 12, а то и позже. Многие считают это весьма спорным утверждением. Но о минусах мы поговорим позже.

Вальдорфская школа с самого начала была ориентирована на личность ребенка вне зависимости от его интеллекта, национальности, возраста. Исходя из этого, вальдорфскую методику часто называют «педагогикой равных возможностей».

Обучение по этой методике начинается с раннего возраста. То есть, с детского сада. Без сомнения, сами дети просто обожают посещать такое заведение – здесь нет никакого принуждения, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься и как он это будет делать. Здесь не исправляют ошибки, а помогают развивать творческий потенциал. К примеру, если воспитательница собрала вокруг себя детей, чтобы почитать книжку, любой из них может отказаться слушать чтение, выбрав другое занятие.

Кстати, с детьми занимается один учитель. И это накладывает на него определенные обязательства – он сам должен постоянно совершенствоваться и быть хорошо подготовленным, чтобы суметь заинтересовать и чему-то обучить ребенка. С раннего возраста дети изучают сразу два иностранных языка, обучаются ремеслам.

Даже обычные уроки в вальдорфском садике отличаются от тех, к которым мы все привыкли. К примеру, уроки рисования – это работа с красками. Ребенок сам решает, как и что он будет с ними делать, находя свое творческое решение. Ему никогда не укажут, что что-то он делает «не так». Причем для рисования ему дают всего три основные краски – желтую, красную и синюю. Получать другие цвета, смешивая эти краски, ребенок учится самостоятельно.

Здесь также нет привычных музыкальных занятий, их заменяют ритмические игры: под музыку дети свободно двигаются, декламируют стихи, поют. В группе лежат музыкальные инструменты, на которых каждый может попробовать самостоятельно сыграть. Чтение книг также сопровождается игрой воспитательницы на каком-либо музыкальном инструменте.

Дети, как говорилось выше, изучают ремесла. Они учатся гончарному мастерству, плетению из лозы, земледелию. На участке выделяются грядки, где можно посадить своими руками любую культуру, вплоть до пшеницы, которую затем можно собрать, перемолоть и испечь хлеб. В идеале, в хозяйстве должны быть и домашние животные – коза, корова или овечка, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

В таких садах предусмотрены самые разнообразные праздники. Это могут быть как всем известные «красные даты календаря» – Пасха, Рождество, Новый год, так и свои собственные – Праздник Урожая, Праздник Фонариков, Праздник Весны.

Казалось бы: вечный праздник, ребенок гармонично развивается, уверен в себе, чего еще желать? Вот тут то и проявляются минусы такого воспитания.

Во-первых, дети абсолютно неприспособлены к современным реалиям. Попадая в обычную школу, они не могут приучиться к дисциплине, так как до этого им было все позволено, они не могут загнать себя в определенные рамки.

Во-вторых, к школе они также оказываются не готовы интеллектуально. Дети не умеют читать и писать, не знают счета. Энциклопедических знаний об окружающем мире также нет. Конечно же, это все можно изучать и дома…. Вот только в садике вас на первый раз пожурят, а на второй вообще порекомендуют либо прекратить занятия, либо перестать посещать сад. И не скроешь ведь, так как ребенок все равно проявит полученные знания. Кстати, посещение спортивных секций, художественных или музыкальных кружков также под запретом.

Выбор игрушек многим тоже может показаться странным. Безусловно, игрушки, сделанные своими руками из природных материалов, могут заинтересовать. С ними здорово ставить кукольные спектакли. Вот только они не сравнятся по степени привлекательности с современными конструкторами или куклами.

Что получается в итоге? Если ребенок после сада пойдет дальше в вальдорфскую школу, для него будут закрыто любое техническое развитие – он продолжит жить в сказке, представляя, что такое автомобиль, но абсолютно не представляя, что заставляет его ехать. Законы физики, механики, химии как-то пройдут мимо него.

Воспитываясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия каких-либо запретов, такой ребенок просто не сможет адаптироваться в современной реальности, где требуется дисциплина, где есть хулиганы, где не все происходит так, как хочется ребенку. От этого может произойти нервный срыв.

Так что же, вообще отказаться от этой методики? Наверное, не стоит впадать в крайности. В идеале стоит совмещать некоторые идеи вальдорфской школы с другими методиками раннего развития. Что вам мешает соорудить вместе с малышом ручных кукол и устроить кукольное представление? Или посадить вместе с ним семена, наблюдая, что из них вырастет? Ищите способы развиваться вместе с ребенком – уверены, вам обоим понравится.

Методика Вальдорфская

06 марта 2011 . Раздел Развивалки

Одна из популярных методик раннего развтия детей. Узнайте, в чем ее плюсы и минусы, в чем отличие от других развивающих методик.

Вальдорфская методика (или методика Штайнера) была создана в 1919 году в Германии. Ее основоположники Рудольф Штайнер ( создал педагогику на основе антропософской науки) и Эмиль Мольт (экономически обосновал ее). Методику Штайнера иногда называют самой философской методикой раннего развития. В ее основе лежит антропософия – достаточно сложное философское направление. Именно это и является одним из камней преткновения в неприятии этой методики последователями православия и других религий. Однако, при подробном изучении этой методики можно отметить, что для раннего развития влияние антропософского учения минимально.

В Вальдорфской школе отсутствует жесткая методика. По сути, воспитатель или учитель развивается сам, учитывает индивидуальные особенности детей, свое состояние и запросы дня. Классный учитель – это специалист широкого профиля, он ведет своих учеников с первого по восьмой классы.

Из плюсов однозначно следует отметить очень сильный упор на творческое развитие ребенка, отсутствие шкалы оценок и индивидуальный подход. Обучение для ребенка проходит более гармонично.

Особенности развития ребенка в Вальдорфском детском саду

По Штейнеру, ребенка следует как можно дольше (минимум лет до семи) оставлять в его собственном, образно-сказочном мире. Штайнер считал, что ранее обучение – враг образности и воображения. Логическое мышление, по его мнению, начинает развиваться лет с 12. Поэтому в Вальдорфском детском саду с логикой работают минимально, чего не скажешь о физическом развитии: здесь очень большое внимание обращают на то, как ребенок разговаривает, дышит, двигается. То есть, основные акценты поставлены на творчество (художественные способности ребенка), духовное развитие и воспитание.

  • отказ от ранней интеллектуализации (нет нагрузок на память и мышление, ребенок все постигает опытным, а не рассудочным путем);
  • запрет на радио, кино и телевидение (считается, что СМИ дают ребенку слишком сильные впечатление, оказывающие разрушительное действие на психику ребенка);
  • запрет на всякую оценку ребенка (оценки заменены на индивидуальные педагогические характеристики).

Основные принципы воспитания ребенка по Вальдорфской методике:

  • воспитание через подражание и пример;
  • многообразие игровых форм (так называемые «свободные игры»);
  • ритм и повторение;
  • общий художественный и эстетический фон.

Развивающие игрушки по методике Штайнера

Следует отметить негативное отношение к «неживым» материалам, например пластмассе. Предпочтение отдается куклам, сделанным своими руками, вязанным шерстяным зверятам, игрушкам из дерева. Например, ребенку дают куклу из материи и предлагают разрисовать ей личико, придумать одежду.

Вальдорфская методика раннего развития детей

В нашей жизни есть вещи, которые имеют наивысший приоритет по сравнению с другими занятиями, и мы без размышления готовы оставить обычные дела, когда речь заходит о самом главном и важном. Именно таким чрезвычайно важным делом для каждого родителя является воспитание детей, а если быть точным — раннее развитие детей.

Вальдорфская методика раннего развития была разработана Рудольфом Штайнером, который является основоположником антропософии. В настоящие дни у этой методики развития детей есть несколько названий: Вальдорфская методика, Штайнеровская и даже Вальдорфско-штайнеровская.

Сегодня в мире более чем 800 школ разделяют подход к образовательным идеям австрийского ученого Рудольфа Штайнера. Первая Вальдорфская школа была открыта в 1919 году в немецком городе Штутгарте. Именно тогда был применен совершенно новый подход в обучении детей, основанный на понимании их внутреннего мира.

Вальдорфская методика выделяет главную задачу, которая направлена на разностороннее образование и воспитание малыша. При подобном обучении затронуты голова, сердце и руки. Учебная программа сочетает академические предметы и художественно-практические навыки. Она основана на поощрении ребенка за искреннюю любовь к учению.

Вальдорфская методика старается сформировать у каждого ученика внутреннюю потребность к познанию. Это позволяет отодвинуть на второй план систему сравнительных оценок и показателей.

Вальдорфская школа – это школа, в которой нет оценок, здесь не ругают учеников. Здесь большую часть времени дети танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, изготавливают игрушки. Кроме того это школа в которой дети сами пишут себе учебники! Школа без ограничений.

Свободной ее называют не потому, что в ней творится беспорядок и анархия. Вальдорфская методика не ставит психологических и физических преград ученикам на пути развития в них высокодуховной, гармоничной, творческой личности.

Сторонники Вальдорфского образования не согласны с тем, что с самого раннего возраста детей в буквальном смысле «пичкают» большим количеством сухих знаний, как принято это в большинстве традиционных школ. Согласно их постулатам, это противоречит природе развития ребенка. Теория Рудольфа Штайнера говорит, что человек — это особенная, индивидуальная маленькая цивилизация. Ребенок развивается постепенно. Жизнь человека поделена на условные этапы, перешагивать которые не следует.

В детских садах,в которых за основу развития взята Вальдорфская методика, введен запрет на раннюю интеллектуализацию детей. Ребенок должен естественным путем постигать мир. Как наиболее близкое существо к природе, малышу свойственно подражание. Познание происходит в действии.

Начальная школа основана на устном творчестве. С древних времен, задолго до изобретения письменности, человек передавал информацию (народное творчество, былины и др.) из уст в уста. Первые надписи были в идее рисунков, которые копировали действительность. Поэтому в Вальдорфской начальной школе обучение проходит в устной форме, уделяя повышенное внимание народному творчеству. Детей не учат по учебникам. Они изучают буквы, но не занимаются чтением. Буквы они «выводят» самостоятельно, рисуют, мастерят их. Делают, так как делали это наши предки, изобретая наскальные надписи.

Далее, в пятом классе главным в образовании ребенка становится социальное развитие. Согласно методике образования, история и мифология древних цивилизаций должна обеспечить данную потребность. На данном этапе уже вводятся некоторые из основных академических предметов. Однако знания по ним усваиваются не на основании учебников, а познаются опытным путем.

Считается, что ребенок должен самостоятельно пережить и пропустить через себя знания. Все науки изучаются в тесной взаимосвязи между собой. Свои впечатления, наблюдения и выводы ученики записывают в тетрадь. Подобным образом ученики сами пишут себе учебники.

Мышление старшеклассников, согласно Вальдорфской системе уже развито настолько, что ребенок самостоятельно может усваивать знания в академическом виде. Перед экзаменами в ход уже идут учебники. Они должны обобщить все, что было собрано и постигнуто на личном опыте.

На данном этапе развития ребенок должен определиться с более узкой сферой знаний. Старшеклассники по своему усмотрению выбирают более интересные для них или легче усваиваемые предметы, уделяя им большую часть учебного времени.

Вальдорфская методика выделила также и основополагающий момент – это искусство. В общеобразовательных школах искусству принято уделять весьма скромное значение. Для того чтобы воспитать по настоящему творческую личность, нужно развивать не только руки и голову, но и сердце. В творчестве особую потребность испытывают маленькие дети. Искусство находится в природе вещей. Ребенок воспринимает окружающий мир, получает от него импульсы, старается подражать тому, что видит. Свое видения мира дети выкладывает на бумаге, игре, танце.

В отличие от обычной школы, основными занятиями в Вальдорфской школе являются рисование, музыка, живопись, драматическое искусство, обучение игре на музыкальных инструментах. Художественные образы, созданные творцами всего мира, помогают ребенку глубже понять мировые процессы протекающие вокруг него.

В Вальдорфских детских садах и школах в обязательном порядке преподается такой вид искусства как эвритмия. Которая подобна танцу, в котором речь или музыка передается движением тела. Характерные движения соответствуют отдельным звукам или нотам. Эвритмию еще называют «видимой песней» или «видимой речью». Она часто ставит в затруднительную ситуацию родителей, однако дети с удовольствием пользуются данным видом общения. Ритмы эвритмии приводят в гармонию тело и жизненные силы. В старших классах ученики разрабатывают с помощью эвритмии целые поэзии, проникая глубже в содержание композиции.

Вальдорфская методика образования особенное место уделяет и ручному труду. Чтобы познать сущность мира в его целостности, ученик должен научиться созидать. Вальдорфская школа славится разнообразностью занятий: вязание, изготовление игрушек, лепка из глины, плетение корзин, шитье и многое другое. Ребята с помощью специального конструктора учатся строить дома и сооружения, работают на земле на приусадебных участках. Собственно поэтому на начальном этапе становления все Вальдорфские школы имели собственные приусадебные участки, парки, фермы и т.п.

Учебная программа данной методики развития детей очень ритмичная. Ребята занимаются в соответствии установленного графика. Каждый день в учебном году начинается с того, что учении и их учитель ставят перед собой определенную цель, и заканчивается обобщением усвоенного и подведением итогов.

Вальдорфские педагоги уверены что похвалы, оценки и воспитание примером приводят лишь к развитию в ребенке «зацикленного» внимания на собственной персоне (личности), эгоцентризму и соревновательности.

Именно по этой причине учеников и не хвалят и не ругают. Вальдорфская методика направлена на то, чтобы стимулом к познанию были не поощрение и похвала, а сам процесс получения знаний. Не концентрируясь именно только на себе, дети адекватно учатся воспринимать деятельность окружающих. Это значит, что ребенок интересуется и творчеством одноклассников, а также помогает и оценивает с положительной стороны работы других. Такие дети способны легко работать в коллективе, придерживаясь общих интересов, но и в то же время, внося в общее дело и свой личный вклад (у меня лучше получается это, у тебя – другое, а у него – третье, а вместе у нас получится все).

Только на контрольных экзаменах, которые проводятся в общей системе образования, выпускных экзаменах в старших классах ставятся оценки. Внутри же школы баллы абсолютно никакой роли не играют. Вальдорфская методика построена таким образом, что каждый педагог отлично знает практически каждого ученика, уделяет внимание его личности, способностям, а также следит за процессом развития, подстраивается под темпы усвоения ребенком информации. Вальдорфские начальные классы не предусматривают домашних заданий, так как в этом возрасте ребенок еще не в силах справиться самостоятельно с любой письменной работой. Домашние задания начинают задаваться только с 4-го класса.

Таким образом, в результате обучения, ребенок становится личностью с широким взглядом на жизненные явления и понятия, хорошо развитой фантазией. Кроме того становится дисциплинированным, уважительно относится к окружающей среде и природе, а также и свободным в творческой реализации.

Источники:
Вальдорфская школа: в чем ее особенности?
Автор методики рассматривает детей со своей точки зрения. О чем должны заботиться взрослые члены семьи и педагоги в вальдорфской школе?
http://polonskaya-blog.ru/valdorfskaya-metodika-razvitiya-detej/
Вальдорфская методика: стоит ли ребенку жить в сказке
Вальдорфская методика: стоит ли ребенку жить в сказке Раннее развитие ребенка сегодня ставится приоритетным у многих родителей. Естественно, изучаются различные методики раннего развития,
http://megapoisk.com/valdorfskaja-metodika-pljusy-i-minusy
Методика Вальдорфская
Одна из популярных методик раннего развития детей. Узнайте, в чем ее плюсы и минусы, в чем отличие от других развивающих методик.
http://www.kraskizhizni.com/edu/develop/245-metodika-valdorfskaya
Вальдорфская методика раннего развития детей
Вальдорфская методика раннего развития детей
http://vihra.ru/valdorfskaya-metodika-rannego-razvitiya-detej/

COMMENTS