Упражнения для детей с задержкой психического развития

Развивающие упражнения детей зпр

Подробности Просмотров: 1038

Использование дидактических игр и упражнений для развития внимания у детей с задержкой психического развития

Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Развитие внимания в дошкольном возрасте является необходимым условием успешного обучения в школе. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития (ЗПР), так как у данной категории дошкольников отмечаются следующие особенности внимания: недостаточная устойчивость; слабая концентрация; трудности включения, переключения и распределения. В процессе занятий с детьми с ЗПР это может проявляться следующим образом. Некоторые из них в начале занятия активны, но быстро утомляются, начинают отвлекаться. Другие в начале занятия пассивны, концентрация их внимания происходит только лишь после некоторого периода деятельности. У третьих внимание колеблется на протяжении всего занятия. Это приводит к недостаточно полному или неточному восприятию и усвоению материала.

Нарушение внимания и памяти для детей с задержкой психического развития в большей степени затрагивают произвольную деятельность ребенка. Эти дети постоянно нуждаются в дополнительной эмоциональной стимуляции. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, внимание при просмотре кукольного спектакля не надо мобилизовывать, оно сохраняется в течение длительного времени, при условии, что спектакль нравится детям.

Важно помнить: необходимо постепенно подготавливать детей к играм, идти от простых к более сложным. На начальном этапе я выбирала и включала в свою работу с детьми подвижные игры и игры с предметами, так как они им наиболее понятны. Это такие игры как: «Найди игрушку», «Какая игрушка спряталась?», «Что изменилось?», «Угадай, кто позвал?», «Громко – тихо», «Что звучало?», «Птички и автомобиль», «Зеркало», «Найди свой цвет», «Музыкальные стулья» и т. д. Данные игры развивают зрительное и слуховое внимание.

Для игры «Подбери пару» мы с детьми вместе делали игровой материал – украшали варежки геометрическим орнаментом. Дети радуются тому, что сделано своими руками, с большим удовольствием используют свои поделки в играх.

Когда у детей появился устойчивый интерес к простым играм, можно переходить к более сложным – настольно-печатным и словесным; это: все виды «Лото», «Домино», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Геометрическая мозаика», «Неразбериха», «Что я видел?», «Опиши, мы отгадаем», а также: «Радио», «Повтори, что назову», «Тут что-то не так», «Съедобное – несъедобное» и т. д. Эти игры я включаю в занятия, в совместную деятельность с детьми и предлагаю в некоторые из них поиграть самостоятельно.

Игра «Радио» проводится со старшими детьми. В этой игре воспитатель берет на себя роль диктора. Дети по словесному описанию должны определить, кого разыскивает диктор. Например, «Внимание! Потерялась девочка. На ней красная кофта, синяя юбка, белые гольфы. Помогите найти эту девочку. Кто она?» Дети называют имя девочки. Диктор может дать такое описание, что дети не смогут никого узнать. Тогда они отвечают: «Нет такого мальчика (такой девочки)». Нового диктора выбирают при помощи считалки. Это тоже любимая игра детей.

Анализируя свою работу по результатам диагностики, с уверенностью могу сказать, что дидактическая игра помогает воспитать у детей устойчивый интерес и к игре и к обучению.

Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений, поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразная, уныло тянущаяся жизнь удручает, ослабляет силы, как физические, так и психические; радостное, в меру представленное разнообразие их питает и поддерживает. Систематическое использование игр в различных видах деятельности способствовало тому, что дети стали более активны на занятиях, с удовольствием ждут их, охотно выполняют задания и упражнения, кроме того, у них улучшилась память и концентрация внимания.

Детям с задержкой психического развития очень трудно дается общение со сверстниками. Дидактическую игру можно рассматривать не только как развивающую и обучающую, но и как своеобразную форму общения. Игры сплотили детей, подружили их, что благотворно сказалось на их общем психическом развитии и улучшении коммуникативных качеств.

Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использование дидактических игр, направленных на развитие внимания детей дошкольного возраста с ЗПР, способствует развитию всей личности ребенка.

ЗПР – одна из самых известных аббревиатур в современном мире. Особенно часто ей пользуются люди, у которых есть дети. В последнее время она всё чаще появляется в детских медицинских картах.

ЗПР – это замедление процесса психического развития у ребёнка, которое проявляется чаще всего у младших школьников в самом начале обучения. Ярким проявлением ЗПР у детей является недостаток знаний по разнообразным тематикам, ограниченный объём представлений, незрелое мышление, преобладание интересов игрового плана, отсутствие способности к умственной деятельности.

Кратко рассмотрим причины задержки психического развития:

На психическое развитие ребёнка могут повлиять нарушения конституционального плана. Для таких детей типичен инфантильный тип телосложения и эмоциональное развитие, характерные для более младших детей, творческое мышление и способность уделять много времени игре. Дети, имеющие такие нарушения, намного подвижнее своих сверстников, но быстрее устают при длительных умственных нагрузках. Вследствие этого затрудняются в усвоении школьной программы, и их поведение плохо поддаётся дисциплине.

К ЗПР также могут привести соматические заболевания. У таких детей недоразвита эмоциональная сфера из-за разнообразных заболеваний хронического типа. Они не уверены в себе и своих силах, считают окружающий мир враждебным, долго адаптируются в необычных условиях.

Причиной ЗПР могут стать нарушения психогенного происхождения, возникающие в результате неправильного воспитания. У таких детей наблюдаются проблемы с дисциплиной, отсутствие ответственности и чувства долга, способности ограничивать свои желания. С другой стороны они очень боязливы и не самостоятельны вследствие жестокого и грубого обращения с ними родителей.

ЗПР могут вызвать расстройства церебрально-органического происхождения, при котором размер и время определяют степень имеющейся задержки психического развития. Часть детей просто немного отстают в развитии, а у некоторых задержка проявляется в виде олигофрении.

Есть некоторые особенности ЗПР, по которым специалисты различают детей с ЗПР от нормально развивающихся детей и детей, у которых нарушен интеллект.

Дошкольники с ЗПР имеют недостаточное для своего возраста развитие внимания, восприятия, памяти, недоразвитие личностно — деятельной основы, наблюдается отставание в развитии речи. характерна слабая речевая активность. Дети с ЗПР очень импульсивны, у них слабо выражен ориентировочный этап, целенаправленность, отмечается низкая продуктивность деятельности. Не сформированы способы самоконтроля и планирования. Плохо развита коммуникативная сфера, довольно слабые представления о себе и окружающих людях.

Развитие ребёнка с ЗПР идёт медленнее, чем у детей без нарушений. Например, развитие 5 летнего ребёнка с ЗПР равносильно развитию 4 летнего ребёнка без отклонений в развитии.

Занятия для детей с ЗПР должны быть как общеразвивающие, проводимые воспитателем, так и коррекционно-развивающие, проводимые специалистом (логопедом, дефектологом).

На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ЗПР специалист повышает познавательный интерес детей, формирует произвольное поведение, работает над психологическими основами учебной деятельности (механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость внимания и его объём), что необходимо для подготовки ребёнка к школе.

Школьники с ЗПР не готовы к обучению в школе, так как у них не сформированы знания, умения и навыки, необходимые для усвоения школьной программы. В результате дети не способны овладеть чтением, письмом, счётом без квалифицированной помощи. Вызывает затруднение соблюдение норм поведения, принятых в школе. Ослабленная нервная система только ухудшает эти трудности. Быстрое утомление, понижение работоспособности, неспособность завершить начатое дело, ярко характеризуют школьников с ЗПР. Многие из таких детей имеют проблемы со зрительным, слуховым и тактильным восприятием.

Речь играет одну из главных ролей в психическом развитии, в формировании мышления и во всей психической деятельности детей в целом. Появление речи в познавательной деятельности детей ведёт к обширной перестройке всех базовых психических процессов, присущих им на данных этапах развития. Собственно процесс усвоения речи определяет развитие и совершенствование основных умственных операций (анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция). В процессе формирования и становления психического развития детей, речь играет поистине важную роль.

Именно поэтому, очень часто, задержка психического развития сопровождается разнообразными проблемами с речью. Данный феномен получил название ЗПРР (задержка психоречевого развития) и характеризуется тем, что у ребёнка наблюдается не только нарушение речи, но и расстройство эмоционального плана, а также умственного развития в целом. Ребёнок не способен чётко понимать и выполнять адресованные ему просьбы, плохо и мало разговаривает, не эмоционален.

При задержке психоречевого развития процесс развития речи отличается от нормы лишь темпами, а переходы с одной стадии развития речи на другую зачастую имеют скачкообразный характер, как это свойственно и детям без нарушений. Именно данный факт позволяет сделать вывод, что ранняя диагностика и своевременное лечение помогут преодолеть имеющиеся нарушения ещё до поступления ребёнка в школу.

Для профилактики ЗПР у детей нужно создать предельно благоприятные условия, в которых будет протекать беременность и роды, и самое главное, очень внимательно следить за развитием малыша в первые дни жизни. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

При несложной форме ЗПР и обращении к специалистам, которые окажут квалифицированную помощь вашему ребёнку, он сможет постепенно восстановить успешность на занятиях и наладить общение со сверстниками. При адаптации ребёнка возможны некоторые трудности, которые не должны смущать педагога и родителей и настраивать их против ребёнка. Помощь и поддержка близких людей поможет ребёнку справиться с недугом.

Детский развивающий центр Пчёлка специализируется на индивидуальных, коррекционных занятиях с детьми с диагнозом ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее часто встречающихся патологий, особенно в дошкольном возрасте. В нашем детском саду занятия проходят в индивидуальном порядке с опытными специалистами, такими как: психолог, логопед и дефектолог.

При ЗПР не наблюдается наличие значительных нарушений в психических процессах, в основном, ребенок испытывает трудности при учебной деятельности и социальной адаптации. Таким детям требуется особый подход, поэтому в частном детском саду Пчелка проводится обучение детей с задержкой психического развития, включающее коррекционно развивающая программа для детей с ЗПР. Коррекционная программа для детей с ЗПР направлена на развитие и разработку умственных способностей, имеющих задержку. Как показывает практика нашего сада, при своевременных коррекционных занятиях для детей с ЗПР возможен положительный прогноз в усвоении необходимой программы.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ЗПР в детском саду Пчелка включает в себя: образование навыков коллективной постановки целей и затем, оценивания, а так же выработка индивидуального выбора цели и самооценивания. В работе используются подвижные игры с периодическим осложнением, что способствует развитию. Отдельным пунктом является развитие творческого воображения у дошкольников. Упор делается на рисование, аппликацию и лепку, так как развитие мелкой моторики положительно сказывается на формировании мышления.

Занятия дефектолога с детьми ЗПР проходят по следующим принципам:
  • Дозированность учебного материала
  • Наглядность
  • Постоянно повторение
  • Чередование видов деятельности
  • Индивидуальный подход и щадящий режим

Познавательные процессы, такие как внимание, восприятие, память и мышление, требуют особого внимания при обучении детей с задержкой психического развития.

Мы создаем необходимые условия для эффективного развития ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Основная коррекционная работа с детьми с ЗПР направлена на компенсацию и доразвитие психических процессов, характерных для предыдущего возрастного промежутка.

Работа с детьми ЗПР в нашем частном специализированном детском саду Пчелка включает в себя несколько направлений:
  • Оздоровительное направление. Включает в себя создание необходимых условий, соблюдение режима дня и двигательного распорядка
  • Коррекционно-компенсаторное воздействие. Подразумевает использование нейропсихологических методик
  • Формирование сенсорно-моторики. Процессы особенно важен для программы творческого развития детей
  • Стимуляция познавательных процессов. Направление подразумевает устранение дефектов психических процессов
  • Работа с эмоциональными процессами. Подразумевает восстановление способности понимать чувства других людей
  • Включение в программу занятий, характерных для соответствующей возрастной категории

Дети с ЗПР в детском саду Пчелка в основном преодолевают отставание темпа психического развития, благодаря правильно подобранной коррекционной программе для детей с ЗПР и индивидуальному подходу. Положительная динамика наблюдается практически во всех случаях. Мы помогли уже многим детям и сможем помочь вам!

Сайт, посвященный нашим детям

Витамины для роста и развития детей Поддержание далее.

Поздравление воспитателям детского далее.

Профилактика стоматологических заболеваний у детей реферат

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в далее.

Психологический запор Большинство людей успели на себе прочувствовать такое неприятное явление, как запоры. При этом стоит понимать, что зачастую опасность представляет даже не сам запор, а причины . Далее

Свободу кишечнику или Прощание с запором Каждая мама согласится, что сморщенные лица светских львиц, страдающих от дискомфорта в животах, появляющиеся на экране телевизора, не . Далее

Как делать клизму при запоре ребенку или взрослому? Современный темп жизни устанавливает свои правила, которые подчас вредят организму, вследствие чего возникают многие заболевания, в том числе . Далее

У ребенка 8 месяцев постоянные запоры, напрягается и не может какать, мы делаем клизму и кое как потом получается. Кто что рекомендует . Далее

Упражнения внимания детей зпр

Из огромного потока информации, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки. [2]

Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий сменяются у старших дошкольников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка этого возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.

Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. [5]

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной темы.

Проблемой развития внимания дошкольного возраста занимались Выготский Л.С. Леонтьев Л.Н. Рубинштейн С.Л Гальперин П.Я. и другие.

Цель экспериментальной работы состояла в определение уровня развития внимания дошкольников с задержкой психического развития и сравнение его с нормой.

База исследования – МДОУ №16, комбинирующего вида, г. Североморска. В исследовании принимали участия дошкольники 5-6 лет старшей компенсирующей группы (12 человек), старшей группы (12 человек)

Для определения уровня внимания у детей с нормой психического развития и детей с задержкой психического развития использовались следующие методики:

1. Методика проставь значки Р.С. Немов [4]

Цель: Оценка переключения и распределения внимания ребенка. Предполагается выявление 5 уровней развития внимания

2. Методика запомни и расставь точки Богомолов В. [1]

Цель – выявить объем внимания

Предполагается 6 уровней объема внимания

3. Методика Домик по Гуткиной [3]

Цель: определить особенности развития произвольного внимания

Предполагается 3 уровня развития произвольного внимания

Ниже приведены наиболее значимые результаты:

Диаграмма 1 Уровень переключаемости и распределения внимания

По результатам методики Проставь значки и диаграмме 1 видно, что 33,3 % детей с ЗПР имеют очень низкий уровень переключаемости и распределения внимания, 33,3 % — низкий, 33,3% — средний. Данные результаты получились из-за инертности психических процессов. Дети с ЗПР в течение всего времени обращались к образцу. Низкий уровень переключаемости и распределения внимания у детей с нормой только у 16,6 % детей, средний у 58,7 %, высокий 24,7%. Данная категория во время выполнения методики практически не отвлекалась. Во время исследования дети практически не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к заданиям, соревнуясь кто больше зачеркнет фигуры и проставит знаки. У детей с ЗПР из-за дефицитарности основных свойств внимания показатели переключаемости и распределения внимания ниже, чем у детей с нормой психического развития.

Диаграмма 2 Уровень объема внимания

По показателям методики Запомни и расставь точки и диаграмме 2. можно увидеть, что у детей с ЗПР 41,7% -очень низкий уровень объема внимания, 41,7% — низкий уровень, 16,6% — средний уровень. Данная методика вызвала трудности у детей данной категории. Они много отвлекались, не могли сконцентрироваться, быстро истощались, тем самым показав низкие результаты объема внимания. У детей с нормой преобладает низкий уровень объема внимания у 50%, очень низкий уровень у 33, 4%, средний — 8,3 %, очень высокий у 8,3 %.Из полученных данных видно, что уровень объема внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с нормой.

Диаграмма 3 Уровень развития произвольного внимания

По данным методики Домик и диаграмме 3 видно, что 66,7 % детей с ЗПР имеют слабый уровень развития произвольного внимания, 25% — средний, 8,3 — хороший. У детей с нормой эти показатели выше: слабый уровень всего у 25%. средний у 41,7%, хороший у 33,3%.

Показатели уровня развития внимания у детей ЗПР ниже, чем у детей с нормой. Так как их деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Копирование образца дети ЗПР выполняют хуже, у них низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, перерисовать по образцу. Дети с ЗПР много отвлекаются, не удерживают инструкцию, забывают про детали.

Таким образом, у детей с ЗПР наблюдаются следующие нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость низкая концентрация, различная степень распределения, малый объем, трудности в произвольном внимании, которые могут корригироваться в процессе проведения специальных упражнений.

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод: дети с задержкой психического развития по уровню продуктивности, устойчивости, распределению, сосредоточенности, том числе по объему внимания отстают от нормально развивающихся сверстников.

Недостатки внимания у детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы. Поэтому предлагаемый им материал должен быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности, для предотвращения утомления важно смена деятельности каждые 10 – 15 минут. Необходимы специальные упражнения для развития внимания, так как, если внимание специально не развивать, в последующем возникает снижение способности сосредотачивать, распределять, удерживать, переключать его, что может привести к неуспеваемости.

Богомолов, В. Тестирование детей [Текст] / В.Богомолов. – Ростов-на-Дону, 2006. С.28.- 352 с.

Возрастная психология, детская психология, воспитание детей — Развитие внимания у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.child-psy.ru/azbuka/279.html

Дубровина, И.В. Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога [Текст] / И.В. Дубровина.- Вып.1. — Н.Новгород, 1996.—( с.23-26.)-421с.

Немов, Р.С.Психология — Кн.3: Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов.-М.:4-е изд-е, 2001- 640с.

Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Стребелева .-М. Медиа 2002-312с.

Для детей с ЗПР с успехом можно использовать комплекс упражнений Зарядка для ума и тела , который размещен на нашем сайте в разделе Развитие познавательных функций .

ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту). [Словарь коррекционной педагогики и психологии. Ярославль, 1998 г.]

Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

  • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерно порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
  • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
  • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
  • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н. внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
  • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
  • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
  • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
  • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат
  • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные.

Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Не сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, лож – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий из вне. При таком стихийном формировании без педопеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Например, ребенку предлагается чтение небольшого предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

К моменту прихода в школу — в 7 лет — у ребенка развито правое полушарие, а левое актуализируется только к 9 годам. В соответствии с этим, обучение младших школьников должно проходить естественным для них правополушарным способом — через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения.

Подробности Просмотров: 1063

Использование дидактических игр и упражнений для развития внимания у детей с задержкой психического развития

Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Развитие внимания в дошкольном возрасте является необходимым условием успешного обучения в школе. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития (ЗПР), так как у данной категории дошкольников отмечаются следующие особенности внимания: недостаточная устойчивость; слабая концентрация; трудности включения, переключения и распределения. В процессе занятий с детьми с ЗПР это может проявляться следующим образом. Некоторые из них в начале занятия активны, но быстро утомляются, начинают отвлекаться. Другие в начале занятия пассивны, концентрация их внимания происходит только лишь после некоторого периода деятельности. У третьих внимание колеблется на протяжении всего занятия. Это приводит к недостаточно полному или неточному восприятию и усвоению материала.

Нарушение внимания и памяти для детей с задержкой психического развития в большей степени затрагивают произвольную деятельность ребенка. Эти дети постоянно нуждаются в дополнительной эмоциональной стимуляции. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, внимание при просмотре кукольного спектакля не надо мобилизовывать, оно сохраняется в течение длительного времени, при условии, что спектакль нравится детям.

Важно помнить: необходимо постепенно подготавливать детей к играм, идти от простых к более сложным. На начальном этапе я выбирала и включала в свою работу с детьми подвижные игры и игры с предметами, так как они им наиболее понятны. Это такие игры как: «Найди игрушку», «Какая игрушка спряталась?», «Что изменилось?», «Угадай, кто позвал?», «Громко – тихо», «Что звучало?», «Птички и автомобиль», «Зеркало», «Найди свой цвет», «Музыкальные стулья» и т. д. Данные игры развивают зрительное и слуховое внимание.

Для игры «Подбери пару» мы с детьми вместе делали игровой материал – украшали варежки геометрическим орнаментом. Дети радуются тому, что сделано своими руками, с большим удовольствием используют свои поделки в играх.

Когда у детей появился устойчивый интерес к простым играм, можно переходить к более сложным – настольно-печатным и словесным; это: все виды «Лото», «Домино», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Геометрическая мозаика», «Неразбериха», «Что я видел?», «Опиши, мы отгадаем», а также: «Радио», «Повтори, что назову», «Тут что-то не так», «Съедобное – несъедобное» и т. д. Эти игры я включаю в занятия, в совместную деятельность с детьми и предлагаю в некоторые из них поиграть самостоятельно.

Игра «Радио» проводится со старшими детьми. В этой игре воспитатель берет на себя роль диктора. Дети по словесному описанию должны определить, кого разыскивает диктор. Например, «Внимание! Потерялась девочка. На ней красная кофта, синяя юбка, белые гольфы. Помогите найти эту девочку. Кто она?» Дети называют имя девочки. Диктор может дать такое описание, что дети не смогут никого узнать. Тогда они отвечают: «Нет такого мальчика (такой девочки)». Нового диктора выбирают при помощи считалки. Это тоже любимая игра детей.

Анализируя свою работу по результатам диагностики, с уверенностью могу сказать, что дидактическая игра помогает воспитать у детей устойчивый интерес и к игре и к обучению.

Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений, поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразная, уныло тянущаяся жизнь удручает, ослабляет силы, как физические, так и психические; радостное, в меру представленное разнообразие их питает и поддерживает. Систематическое использование игр в различных видах деятельности способствовало тому, что дети стали более активны на занятиях, с удовольствием ждут их, охотно выполняют задания и упражнения, кроме того, у них улучшилась память и концентрация внимания.

Детям с задержкой психического развития очень трудно дается общение со сверстниками. Дидактическую игру можно рассматривать не только как развивающую и обучающую, но и как своеобразную форму общения. Игры сплотили детей, подружили их, что благотворно сказалось на их общем психическом развитии и улучшении коммуникативных качеств.

Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использование дидактических игр, направленных на развитие внимания детей дошкольного возраста с ЗПР, способствует развитию всей личности ребенка.

Упражнения для детей с задержкой психического развития

Мы рады приветствовать Вас на сайте, который был создан и работает для того, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями и их родителям.

Детям, у которых есть те или иные проблемы со здоровьем (да еще, если эти проблемы лежат на поверхности), довольно сложно завести друзей по ряду причин. Одна из них – отсутствие свободы передвижения. Если ребенок прикован к коляске, то на улицу не особо и выйдешь. Какие тогда могут быть друзья? Максимум, что может получиться, это несколько раз заставить учительницу навестить этого ребенка с его «одноклассниками», и на этом все закончится: и им не интересно, и ребенку неловко. Даже если такой ребенок может как-то передвигаться, то и тогда, к сожалению, дело обстоит не лучше. Большинство детей устроено так, что общение с теми, кто отличается от них физически или в эмоциональном плане, сведено к минимуму.

Конечно, можно и нужно пытаться искать друзей среди здоровых, но не факт, что обязательно получится крепкая дружба, поскольку у каждого ребенка свой сложившийся образ жизни, свои интересы и прочее. Гораздо проще, когда ты свой среди своих. Хотя право выбора всегда остается за вами.

Что касается родителей, то с большой степенью вероятности можно сказать, что им искать решение проблем в одиночку — это тяжкий труд. Когда же они все вместе, то, скорее всего, решение проблемы будет найдено быстрее.

Заходите на форум, где всегда найдется настоящая поддержка, помогут и словом, и добрым советом. Согласитесь, иногда полезно узнать мнение людей, оказавшихся в похожей ситуации.

Создайте свой блог, ведь порой достаточно просто выговориться, чувствуя при этом, что ты находишься в кругу единомышленников.

Здесь размещена и справочная информация, которая обязательно поможет Вам в решении многих проблем.

На сегодняшний день большинство на сайте составляют родители, мы всегда рады пополнению их числа. Еще радостнее принимать здесь детей, ведь этот сайт создавался в первую очередь для них. И, конечно, те, кто может как-то помочь и детям, и их родителям – милости просим!

Источники:
Развивающие упражнения детей зпр
Игры и упражнения для детей зпр Подробности Просмотров: 1038 Использование дидактических игр и упражнений для развития внимания у детей с задержкой психического развития Внимание – это особое…
http://vylechitrebenka.ru/uprazhnenija-dlja-detej/razvivajushhie-uprazhnenija-detej-zpr.html
Сайт, посвященный нашим детям
Сайт, посвященный нашим детям
http://orebenkah.ru/
Упражнения внимания детей зпр
Из огромного потока информации, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное…
http://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-vnimanija-detej-zpr.html
Упражнения для детей с задержкой психического развития
Мы рады приветствовать Вас на сайте, который был создан и работает для того, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями и их родителям. Детям,
http://www.kidsunity.org/

COMMENTS