Умственное развитие ребенка

Умственное развитие ребенка

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.

С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.

Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:

Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.

Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:

С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.

Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.

В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.

Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?

Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.

Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.

Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.

Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям. Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы. Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.

При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна.

Умственное воспитание ребенка является для родителей одной из самых главных задач. Они должны позаботиться о всестороннем развитии своего ребенка, о том, чтобы он мог не только логически мыслить, но и рассуждать.

В результате изучения современных школьных предметов ребенок получает обязательные знания и учится решать многие задачи, с которыми ему приходится сталкиваться в социуме.

Суть умственного воспитания заключается в способствовании интеллектуальному развитию человека. В результате такого развития у человека появляется интерес к окружающему миру, он испытывает желание познать его еще лучше.

Начинать обучение нужно задолго до того как придет время вести ребенка в школу. Еще с раннего возраста в ребенке необходимо развивать интерес к логическим играм. С ним обязательно нужно много разговаривать, и даже если его вопросы вас утомили, все равно нужно дать на них ответы. Ведь таким образом малыш учится мыслить и рассуждать логически. Благодаря умственному воспитанию, у ребенка появляется желание познавать новую информацию, читать книги. Также умственное воспитание способствует развитию качеств, которые имеют большое значение для человека не только в процессе обучения, но и в жизни.

Все изменения, касающиеся мыслительной деятельности малыша, должны происходить под влиянием воспитательного процесса. Ребенок дошкольного возраста достаточно быстро накапливает большое количество знаний. В этом возрасте у малыша формируется речь, он познает самые простые способы мышления. Умственное воспитание, которое было применено в дошкольном возрасте, сказывается на дальнейшем развитии ребенка и является основой, на которой будет базироваться дальнейший процесс обучения.

На начальном этапе своего развития ребенок познает мир путем тактильных ощущений, далее он осваивает самый главный способ общения – речь. Наибольшее влияние на развитие умственных способностей ребенка оказывает именно социальная среда.

Сначала малыш получает новые знания в игровой форме, а затем путем освоения нового материала. Игра способствует развитию интереса к обучению. Когда ребенок становится немного старше, он продолжает познавать мир с помощью изучения школьного материала. Именно в результате воспитания и обучения можно наиболее эффективно развить умственные способности человека. Логическое и творческое мышление помогают человеку усваивать новую информацию.

Чтобы правильно организовать умственное развитие ребенка, нужно обладать знанием закономерностей и возможностей такого развития. Эти знания можно получить путем изучения психологии и педагогики, они нужны для максимального задействования потенциала ребенка. В процессе обучения ребенок ни в коем случае не должен перегружаться.

Человек нуждается в умственном развитии не только в детском возрасте, он должен развиваться на протяжении всей своей жизни. В мире есть много неизвестных вещей, благодаря которым человек может совершенствоваться.

По статистике, в той или иной степени паразитами заражены 7 из 10 Россиян и даже не подозревают об этом.

Такие обыденные симптомы, как головные боли, боли в суставах и мышцах, нервозность, нарушение сна и аппетита, иммунные нарушения, дисбактериоз кишечника — всё это возможные признаки наличия паразитов в вашем организме. Паразиты опасны — они долго живут и активно размножаются в теле человека, поэтому заболевания, вызванные ими, принимают хроническое, постоянно рецидивирующее течение.

Но возможно правильнее лечить не следствие, а причину? Рекомендуем прочитать о новой методике в очищении организма от Елены Малышевой. Читать статью >>

Проект 1: Объемная звезда Вам понадобится: Жесткая бумага или тонкий картон Карандаш Ножницы Клей Мелки, маркеры или блестки Леска Инструкция: Нарисуйте звезду на картоне и .

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с необходимостью мотивации для детей в разных видах деятельности. Для дошкольного возраста это необходимость мотивации к обучению. С первых .

Осень у многих ассоциируется не только с сезоном урожая, но и с началом учебного года, в том числе и в детских садах. Не будем касаться .

Психическое/умственное развитие ребенка

Одни авторы понимают интеллект как набор знаний и умений. Другие считают, что это просто способность усваивать информацию. Как же определить, не отстает ли ребенок в умственном развитии? И как могут повлиять на его способности сами родители?

В раннем возрасте умственное развитие ребенка оценивается по его речевым навыкам, умению выполнять определенные движения и проявлять эмоции.

Хорошо проявляются 3 рефлекса: сосательный (ребенок ищет грудь мамы и берет ее), ориентировочный (глаза движутся к источнику света), хватательный (если прикоснуться к ладошке младенца, она сожмется). Отсутствие какой-либо из этих реакций может быть связано с нарушениями внутриутробного развития плода.

Появляется первое подобие речи — гуление. Малыш может ненадолго подымать голову, улыбаться. Заслышав громкие звуки, он вздрагивает или моргает.

Начинает угасать хватательный рефлекс. Ребенок реагирует на голос, следит глазами за движущимися предметами, поднимает и удерживает голову в течение 1,5 минут. Улыбается в ответ на улыбку взрослых.

Младенец хватается за предметы, активно гулит, смеется, узнает родные голоса. Лежа на животе, он уже может опираться на локти. Присаживается, если его поддерживают.

В гулении появляются певучие звуки. Малыш берет предметы обеими руками, исследует их. Лежа на животе, приподнимается и встает на ладони. Различает посторонних людей, реагирует на них плачем или проявляет активный интерес.

Грудничок агукает. Сидит, удерживаясь за что-нибудь руками. Тянет в рот предметы и пальцы ног.

Младенец самостоятельно переворачивается на живот, сидит без поддержки. Начинает произносить отдельные слоги. Если взять его под мышки, он будет пытаться перебирать ногами.

Малыш ползает, самостоятельно садиться, может вставать на колени, держать в руках бутылочку. Тянется к отражению в зеркале.

Ребенок встает на ноги, если его придерживают за ручки. Понимает смысл отдельных слов (купаться, гулять, спать).

Кроха начинает изъясняться жестами (мотает головой, показывает рукой на предметы). Делает первые попытки стоять самостоятельно.

Грудничок берет предметы большим и указательным пальцами («пинцетный» захват). Выполняет простые требования, понимает, что такое «нельзя». Называет предметы неполными словами.

Ребенок начинает ходить. В процессе игры может собрать предметы с пола. Помнит, где оставил игрушку. Понимает названия частей тела и многих предметов.

Небольшое несоответствие нормам не должно тревожить родителей — ребенок может просто лениться или развиваться в своем индивидуальном темпе. Обратиться к неврологу стоит только в том случае, если отставание от указанного графика превышает 2-3 месяца.

Очень многое в развитии грудничка зависит от мамы и папы. В раннем возрасте малышу важен тактильный контакт, общение и внимание близких. Все это стимулирует работу его мозговых клеточек.

Не последнюю роль в развитии играет питание. В рационе ребенка должна присутствовать докозагексаеновая кислота (DHA) основной компонент омега-3 кислот, участвующий в формировании нервных тканей и стимулирующий работу головного мозга. Чтобы обеспечить грудничка достаточным количеством DHA , женщине рекомендуется принимать биологически-активные добавки на ее основе, например, АлвоГений.

После года малыш начинает проявлять первые признаки изобретательности. Он понимает, что каждое его действие приносит какой-то результат, поэтому многое пытается делать без подсказок со стороны близких.

К двум годам у него развивается образное мышление, он начинает рисовать и вовлекаться в игры. К трем — просматривает книжки, задает вопросы, запоминает четверостишия.

Тревожиться родителям стоит, если к концу «трехлетки» малыш:

  • продолжает изъясняться отдельными словами, а не фразами,
  • не проявляет интереса к сверстникам,
  • плохо играет в простейшие игры (например, ладушки).

Для того, чтобы повысить работоспособность мозга ребенка в это время, важно побольше внимания уделять развитию его мелкой моторики и памяти. Можно собирать с малышом кубики, рисовать мелками, разучивать стишки и песенки.

К 4 годам ребенок изъясняется сложными предложениями, самостоятельно одевается, ищет активного общения со сверстниками. А к школьному возрасту он практически полностью осознает свою индивидуальность и пытается проявлять независимость от взрослых.

В этот период крайне важно больше разговаривать с чадом, расширять его словарный запас и круг познаний. Доказано, что до 6 лет человек усваивает примерно столько же информации, сколько потом за всю оставшуюся жизнь.

Источники:
Умственное развитие ребенка
В статье говорится о том, как происходит умственное развитие ребенка. Особенности интеллектуального развития и умственных способностей классифицированы в соответствии с возрастными категориями.
http://mezhdunami.net/dety/umstvennoe-razvitie-rebenka.html

Родителям очень важно уделять внимание умственному развитию малыша. Нужно понимать, что даже задержка умственного развития у детей не является столь важным фактором.
http://happyvisit.ru/deti/umstvennoe-razvitie-rebenka.html
Психическое/умственное развитие ребенка
Психическое/умственное развитие ребенка Одни авторы понимают интеллект как набор знаний и умений. Другие считают, что это просто способность усваивать информацию. Как же определить, не отстает ли
http://www.alvogenius.ru/razvitie-mozga-u-rebenka/umstvennoe-razvitie-rebenka

COMMENTS