Умственное развитие ребенка

Нарушения умственного развития у детей

Бывает, что ребенок значительно отличается от своих сверстников – он не справляется с тем, что легко дается другим детям, а его умственное развитие не соответствует нормам. Сейчас таких детей предпочитают называть «особый ребенок». Нарушение умственного развития ребенка является большим испытанием и горем для родителей. Не все способны выдержать этот груз, понимая, что в будущем их малыш может оказаться изгоем общества. Между тем, нарушения умственного развития детей часто поддаются коррекции.

В ходе диагностики умственного развития ребенка специалисты используют нормы, которые на самом деле являются усредненными показателями, поэтому достаточно условны. Так что если малыш осваивает навыки движения, речи или обучения чуть позже, это еще не повод считать, что у него имеются нарушения умственного развития. Бывает, что у детей в раннем возрасте наблюдается некоторое несоответствие нормам развития интеллекта или психики, но зато в старшем возрасте, они показывают просто выдающиеся результаты.

Иногда родители начинают бить тревогу, если их ребенок абсолютно не говорит до двух лет. На самом деле – это нормально, так как в этот период происходит накапливание словарного запаса. Потом такие дети начинают говорить сразу хорошо и много. В каких же случаях нужно считать, что у ребенка наблюдаются нарушения умственного развития?

В первую очередь стоит отметить, что дети с нарушением умственного развития имеют довольно сильные отклонения мозговой деятельности. У них отсутствует или слабо выражено внимание, интерес к обучению, любознательность, тяга к новым знаниям. Кроме того, дети с нарушением умственного развития отличаются личностной незрелостью, а их психическое развитие достаточно заметно отстает от возрастных норм. В грудном возрасте такие младенцы имеют слабый сосательный и хватательный рефлексы. Также на определенный дефект указывают некоторые физические особенности. При наличии нарушений умственного развития еще при рождении дети имеют низкий вес, непропорциональное телосложение, маленькую или, наоборот, большую голову.

На сегодняшний день специалисты выделяют следующие группы детей с нарушением умственного развития:

  • Дети с умственной отсталостью (олигофрены в стадии дебильности, имбецильности, идиотии);
  • Дети с задержкой умственного развития (обратимого полностью или частично);
  • Дети с поврежденным умственным развитием или деменцией (часто этому предшествует период нормального умственного развития);
  • Дети с дефицитарным развитием или сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата);
  • Дети с проявлениями таких психических заболеваний, как шизофрения, истерия или эпилепсия;
  • Дети с психопататическими формами поведения, в том числе ранний детский аутизм.

Необходимо различать умственную отсталость и задержку умственного развития. При умственной отсталости наблюдаются более грубые нарушения интеллекта и психического здоровья. В данном случае нарушения умственного развития необратимы, динамика их развития характеризуется тяжестью состояния, а также прогнозом дальнейшего распада функций. В особых случаях коррекция подобных нарушений практически невозможна.

Дети с задержкой умственного развития имеют ряд своих особенностей, однако коррекция их развития не только возможна, но еще и вполне успешна. Случается, что впоследствии такие дети даже догоняют своих сверстников в развитии.

Другой случай – нарушения умственного развития у детей, от рождения страдающих дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При рождении их умственные способности находятся в пределах нормы, но не развиваются с первых дней жизни из-за сниженного зрения или слуха. В результате наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. В данном случае коррекция также приносит весьма ощутимые результаты.

Существует целый комплекс причин, которые в итоге могут вызвать нарушения умственного развития у детей – генетические повреждения, травмы или физическое недоразвитие в результате плохого питания. Случается, что нарушения мозговой деятельности у ребенка возникают еще до рождения, при родах или в раннем детстве.

Нередко умственная отсталость сопутствует другим заболеваниям – эпилепсии или церебральному параличу, иногда она связана с аутизмом. Что касается генетических болезней, способных вызвать нарушения умственного развития, то среди них можно назвать мышечную дистрофию, бугорчатый склероз, нейрофиброматоз. Кроме того, причинами нарушений развития детей могут стать необъяснимые изменения в хромосомах – синдром Дауна.

Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности – краснуха, токсоплазмоз, прием некоторых лекарственных препаратов, чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков также способны вызвать нарушения умственного развития ребенка. Другие причины нарушения развития детей – сложная беременность, во время которой наблюдалось кислородное голодание плода, асфиксия при рождении или родовая травма, некоторые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве, интоксикация.

Случается, что задержка умственного развития наблюдается при отсутствии воспитания со стороны родителей, которые не занимаются с ребенком, мало с ним разговаривают. Или когда ребенок в раннем возрасте по каким-то причинам изолирован от матери. В этих случаях коррекция также в основном проходит успешно.

Детям, при наличии у них нарушений умственного развития, требуется больше времени на обучение или приобретение каких-либо навыков. Но это не значит, что заниматься с такими детьми не нужно, а их развитие невозможно. Просто к ним нужен особенный подход. А родителям необходимо запастись терпением и верой в своего ребенка. И самое главное – никогда не сравнивать его с другими детьми.

Умственное развитие ребенка Рубрика: Развитие ребенка, Просмотров: 7729 (adsbygoogle google, )

Умственное развитие каждого малыша происходит по индивидуальной схеме. Не существует деток с совсем схожим развитием. Мозг малыша развивается скорее, когда к нему поступает какая-либо новая информация.

Развитие чувств: от рождения до 18 месяцев.

* Узнавайте и проговаривайте словами эмоции, испытываемые ребенком по тому либо иному поводу.

* Утешайте малыша, если тот чем-то огорчен.

* Разъясняйте причину ваших отказов, а не просто говорите «нельзя!».

* Хвалите малыша за не плохое поведение.

* Разъясняйте ребенку, как его поведение влияет на окружающих.

* Постоянно отвечайте на младенческий лепет и агуканье.

* Демонстрируйте ребенку окружающие вас вещи и называйте их.

* Верно произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

* Разъясняйте ребенку, что вы делаете в данный момент.

* Разучивайте с ребенком стишки и песенки.

* Начните учить малыша иностранному языку, пока он еще небольшой.

* Давайте ребенку слушать классическую музыку.

* Давайте ребенку музыкальные игрушки и игрушки-пищалки.

* Повесьте зеркало напротив детской кровати.

* Учите малыша сортировать предметы по категориям (игрушки, изображающие животных, круглые предметы и т.д.)

* Играйтесь в математические игры.

* Купите ему конструктор.

Двигательное (кинестетическое) развитие.

Может быть, ваш ребенок – гений?

* кажется более зрелым для собственного возраста.

* имеет большой словарный запас либо уже без помощи других читает.

* не признает авторитетов.

* экспериментирует при решении какой-нибудь трудности.

* предпочитает друзей более старшего возраста.

* проявляет интеллектуальное любопытство.

* проявляет сострадание к людям и животным.

* любит головоломки и цифровые загадки.

* ему скоро надоедает одинаковая деятельность.

Этапы умственного развития ребенка

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости должен последовательно пройти несколько стадий.

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий. Для описаний умственного развития ребенка существует несколько схем.

Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребенка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких-либо функций в определенные моменты. Мы остановимся на теории Пиаже.

Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребенка.

На этой стадии ребенок овладевает моторными и сенсорными способностями. Иначе говоря, он слушает, разглядывает, ударяет, мнет, сгибает, толкает, сыплет. Так на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий. Это порождает новые средства для достижения определенных целей.

Сенсомоторная стадия включает в себя шесть этапов:

Врожденные рефлексы (первый месяц жизни) – сосание, хватание. Они вызываются внешними стимулами и становятся все более эффективными в результате повторения.

Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) – сосательные движения при виде бутылочки для кормления, схватывание бутылочки рукой, и т.д. Эти навыки формируются как условные рефлексы.

Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – хватание веревочки на которую подвешена погремушка, чтобы она издала звук, и т.д. Этот навык формируется благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами.

Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев). Действия ребенка становятся все более преднамеренными, он направлен на достижение цели (например, отодвигает руку экспериментатора, чтобы дотянуться за спрятанной за ней куклой).

Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит у ребенка случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между действием и его результатом. Например, подтянув к себе коврик, ребенок может достать лежащую на нем игрушку.

Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей.

Происходит дальнейшая интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд, и т.д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что то, что он закончил сооружать, можно разрушать, а затем вновь воссоздавать заново или в ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие струк­туры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т.д.

Стадия конкретных операций также делится на несколько этапов.

  • Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями

Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцент­рическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) дости­гается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития — также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (науча­ется голубые предметы относить к голубым, птиц-к птицам и т.п.).

На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема L получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с по­мощью гипотез и дедукций.

По материалам книги Ж. Годфруа «Что такое психология»

Источники:
Нарушения умственного развития у детей
Нарушение умственного развития у ребенка – это настоящее испытание для его родителей. Однако довольно часто такие состояния поддаются коррекции, поэтому обязательно следует обратиться к врачу.
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6814-narushenija-umstvennogo-razvitija-u-detej.php
Умственное развитие ребенка Рубрика: Развитие ребенка, Просмотров: 7729 (adsbygoogle google, )
Умственное развитие каждого малыша происходит по индивидуальной схеме. Не существует деток с совсем схожим развитием. Мозг малыша развивается скорее, когда к нему поступает какая-либо новая
http://kidportal.ru/interesno-znat/razvitie-rebenka/umstvennoe-razvitie-rebenka.html
Этапы умственного развития ребенка
Этапы умственного развития ребенка. Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости должен
http://medportal.ru/enc/psychology/childpsychology/1/

COMMENTS