Трудовой лагерь

Детский отдых в лагере

Детский лагерь — традиционный вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью (пионерский лагерь, летний лагерь). Для детей любого возраста путевка в детский лагерь (летом — летний лагерь) — это шанс проявить ребёнку самостоятельность, стать взрослее. Ведь в хорошем детском лагере опытные педагоги предлагают широкий выбор обучающих занятий самой разной направленности. Особенно внимательно стоит отнестись к выбору детского лагеря для дошкольников.

Первичная цель многих лагерей — образовательное или культурное развитие. Природная окружающая среда лагеря может позволить детям и подросткам развить в себе экологическую культуру.

По времени деятельности детские лагеря бывают:

круглогодичные — работают в течение круглого года
сезонные — работают во время летних, осенних, зимних и/или весенних школьных каникул.

По месту проведения детские лагеря бывают:

стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах
палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток
выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах

Летний лагерь — контролируемая программа для детей и подростков, проводимых (обычно) в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). Зимой, это конечно зимний лагерь для детей.

Детский оздоровительный лагерь pасполагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003г», походных — документом «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. (СанПиН). Минздрав России, 2003».

Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания). Детский лагерь располагается на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

В соответствии с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха», лагерь с дневным пребыванием — это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.

Детей в лагерь дневного пребывания принимают на основании заявлений родителей, поданных в адрес администрации школы.

Источником финансирования лагерей с дневным пребыванием, как правило, являются средства местного или городского бюджета, либо средства ФСС (Фонда социального страхования), либо родительские средства или спонсорские средства по отдельности или в совокупности.

В случае, если расходы по организации лагеря дневного пребывания берет на себя ФСС, для предоставления места в лагере непременно должно соблюдаться одно условие — один из родителей ребенка должен работать на предприятии, которое отчисляет взносы в ФСС.

Школы, на базе которых проводятся лагеря дневного пребывания, обязаны разработать «Положение о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания», в котором будут четко оговорены степень ответственности администрации школы и персонала лагеря.

Лагерь санаторного типа. Такие детские лагеря располагаются на базе медицинских учереждений или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

Трудовой лагерь. Лагеря для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.

Лагерь выходного дня. Функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город.

Суть термина «лагерь выходного дня» ясна из его названия. Это детский лагерь, что называется, в миниатюре — те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки.

Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья.

Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам — к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т. д. В любом случае, в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения — все как в обычном лагере.

Обучающий лагерь. Обучающие лагеря бывают трёх видов: для неуспевающих по школьной программе учеников, для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические), и для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа летнего лагеря.

Спортивный лагерь. Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички). При посещении такого лагеря нужно взять спортивную одежду и дополнительное белье на смену.

Лагерь актива. Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена.

Семейный лагерь. Формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть различным. Часто реализуется за счет того, что родители «в складчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей.

Профильный лагерь. Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

Профильный лагерь — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся.

По материалам Википедии — свободной энциклопедии

Источник:
Детский отдых в лагере
Детские лагеря — какие они? Описание лагерей для детей.
http://www.ognimoscow.ru/stat/51-detlag.html

ШКОЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ ТРУДА И ОТДЫХА, ТУРИСТСКО-ТРУДОВЫЕ ЛАГЕРЯ

ШКОЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ ТРУДА И ОТДЫХА, ТУРИСТСКО-ТРУДОВЫЕ ЛАГЕРЯ

Школьные лагеря труда и отдыха, туристские лагеря, туристско-трудовые лагеря — одна из эффективных форм внеклассной работы со школьниками, которая Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании определена как органический элемент всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения 1 .

На современном этапе трудовое воспитание приобретает особо важное значение в связи с реформой общеобразовательной школы, в свете решений XXVII съезда КПСС, углубляя и конкретизируя проблемы коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Организаторами летней трудовой четверти являются ЦК ВЛКСМ совместно с Министерством просвещения СССР и ВЦСПС. Для координации и оперативного руководства деятельностью трудовых объединений при ЦК ВЛКСМ создан Всесоюзный штаб летней трудовой четверти, при горкомах, райкомах комсомола— городские, районные штабы. Непосредственно в школах совместно с администрацией эту работу проводят штабы трудовых дел комитетов комсомола.

Большинство школ сегодня практикуют трудовые лагеря, некоторые— спортивно-трудовые. Школы Москвы широко практикуют туристско-трудовые лагеря. Школьные туристские лагеря — явление, к сожалению, крайне редкое, что, очевидно, объясняется отсутствием опыта организации туристских лагерей, трудностями обеспечения туристскими инструкторскими кадрами, отсутствием должной материальной базы.

Как показывает практика школ, сегодня более приемлемы туристско-трудовые лагеря, сочетающие общественно полезный труд учащихся с туристско-краеведческой работой. Туристско-краеведческая работа является неотъемлемой частью таких лагерей.

Школьные туристско-трудовые, туристские лагеря ставят следующие задачи:

1. Популяризацию туризма и улучшение учебно-спортивной работы среди учащихся.

2. Изучение родного края, ознакомление с историческими памятниками культуры и искусства, изучение жизни и деятельности великих людей, ознакомление с передовыми предприятиями, колхозами, совхозами, встречи с передовиками производства.

3. Воспитание коммунистической морали: советского патриотизма, воли и настойчивости, принципиальности, силы и ловкости, выносливости, чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской взаимопомощи, дисциплинированности.

4. Оздоровление учащихся с использованием естественных сил природы (солнца, воздуха, воды), регулярными занятиями физическими упражнениями и спортом.

5. Воспитание трудолюбия и самостоятельности, формирование и закрепление необходимых навыков самообслуживания, хозяйственного расчета и бережливого отношения к общественной собственности, участия в общественно полезном труде по лагерю, в колхозах, совхозах и других организациях.

6. Совершенствование прикладных и ранее полученных туристских и спортивных навыков в условиях лагерной жизни, в походах и экскурсиях.

7. Привитие навыков бережного обращения с зелеными насаждениями.

Туристско-краеведческая работа в школьных лагерях труда и отдыха, туристско-трудовых и туристских лагерях окажет помощь школе в решении вопроса подготовки общественных инструкторских кадров из числа учащихся, что будет способствовать подъему массовости туристско-краеведческой работы в школе, более качественной начальной туристско-краеведческой подготовке учащихся I—X классов, что, несомненно, будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе.

Место и объем туристско-краеведческой работы в школьных лагерях труда и отдыха, туристско-трудовых лагерях определяется с учетом нормативных документов о лагерях труда и отдыха. Содержание, методы и формы туристско-краеведческой работы дифференцируются в соответствии с возрастом, состоянием и уровнем физической и туристско-краеведческой подготовки учащихся.

Каждый день в школьных лагерях труда и отдыха начинается с утренней гимнастической зарядки. Являясь неотъемлемым элементом режима дня учащихся, она активизирует функции всех систем организма, содействует укреплению здоровья, закаливанию и правильному физическому развитию школьников. Содержание комплекса упражнений для утренней гимнастической зарядки, последовательности расположения их в нем определяется с учетом максимального оздоровительного и разностороннего воздействия на организм. 70% упражнений комплекса составляют упражнения на развитие силы, выносливости, на равновесие. Зарядку завершает кросс по пересеченной местности продолжительностью от 2—3 мин в начале смены до 20 мин в конце.

Туристско-краеведческая работа в школьных лагерях труда и отдыха, в туристско-трудовых лагерях проводится во второй половине дня по программе, разработанной школьным штабом экспедиции «Моя Родина — СССР», и включает теоретические и практические занятия по начальной туристско-краеведческой подготовке учащихся с учетом возраста и опыта туристско-краеведческой работы, тренировочные занятия по технике туризма, спортивного ориентирования, тематические прогулки по окрестностям, походы выходного дня, экскурсии, встречи с бывалыми туристами, передовиками производства, героями и ветеранами войны и труда. В конце смены проводится многодневный поход. Все отряды отправляются по заранее разработанным маршрутам. Эти походы являются завершением поисковой работы экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина — СССР», которая проводится в школе в течение учебного года.

Некоторые школы Москвы практикуют проведение многодневных (3—14 дней) походов на протяжении всего времени работы туристско-трудового лагеря по скользящему графику2. Разрешение на многодневные походы, в том числе и на категорийные, получают на станции юных туристов до выезда в лагерь.

Подведение итогов работы лагеря проводится в виде слета по всем правилам проведения туристских слетов. На таких слетах ребятам вручают значки «Юный турист», «Турист СССР», объявляют фамилии учащихся, выполнивших нормативы I юношеского разряда, III взрослого.

В школьных лагерях труда и отдыха, в туристско-трудовых лагерях предусматривается проведение максимума воспитательных мероприятий вечерами у костра (встречи с бывалыми туристами, викторины, вечера туристской песни, юморины, дискуссии на различные темы).

1 См.: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов 1917—1973 гг.—М., 1974,—С. 93—104.

2 См.: Воспитание школьников,— 1981,—№ 3.—С. 39—40.

Источник:
ШКОЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ ТРУДА И ОТДЫХА, ТУРИСТСКО-ТРУДОВЫЕ ЛАГЕРЯ
Школьные лагеря труда и отдыха, туристские лагеря, туристско-трудовые лагеря — одна из эффективных форм внеклассной работы со школьниками, которая Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании определена как органический элемент всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения 1.
http://knigitut.net/10/91.htm

COMMENTS