Стадии развития ребенка

Стадии развития ребенка от зачатия до совершеннолетия

От пары клеток до состояния взрослого человека проходит не так уж и много времени. Ученые поделили процесс взросления любого человека на стадии. Сначала они занимают лишь дни и месяцы, после – годы жизни. Чем старше человек, тем медленнее темп его развития. Каждый человек сильно изменяется физически и психологически, проходя эти стадии.

Родителям нужно быть готовым, что крошечный малыш очень скоро превратится в маленького человечка, а еще через некоторое время в самостоятельного, взрослого человека. У всех стадий есть отличительные черты, показывающие, как сильно меняется ребенок. До взросления проходит 17-18 лет, но даже после этого развитие не останавливается.

Как оценивать переход от одной стадии к другой? Самые простые показатели – антропометрические:

  • длина тела;
  • вес;
  • насколько пропорционально развито тело;
  • сложность совершаемых движений.

Для правильного развития ребенка необходимы забота, внимание, хорошее питание, витамины. Этот список можно продолжать и продолжать, ведь влияющих факторов очень много. Их можно разделить на физическое и психическое взросление. Без одного не будет другого.

В конечном итоге из малыша получается взрослый, самостоятельный человек. Его физические качества и психика должны быть развиты равномерно. Исключением является патологический путь развития ребенка (наличие серьезных заболеваний, мешающих правильному развитию).

Процесс совершенствование личности — взросление. Любой человек проходит через эти стадии, открывая для себя что-то новое.

Совершенствование физической деятельности начинается буквально от рождения. Малыш постоянно двигает ручками и ножками, потом пытается держать голову, сидеть. Все это этапы подготовки к важнейшему событию – хождению. Путь развития ребенка таков, что ходить, бежать, владеть своим телом нужно обязательно. Чем раньше он станет на ноги, тем лучше. Мы не можем научить малыша совершенствовать свою физическую активность – он это делает сам.

Это процесс лишь кажется легким. На самом деле идет сложное «обучение» нервной системы, вестибулярного аппарата, мозга. Задача родителей в это время — мотивировать ребенка сидеть, ползать, ходить.

Психическое развитие проходит гораздо дольше, чем физическое. Если в 4-5 лет малыш уже отлично ходит, бегает, занимается физкультурой, то его психика еще недостаточно развита. Для такого развития необходимо обучение, стимулирование мышления, логики. Дети не должны быть предоставлены сами себе. Сегодня очень много развивающих центров, садиков. Если не хотите отдавать ребенка в садик, то занимайтесь с ним сами по обучающим программам.

Если не обеспечивать нормальное психическое развитие малыша, он не сможет пойти со всеми в школу, заводить друзей, общаться. Правильное психическое развитие помогает нам социализироваться, находиться среди людей, следовать нормам и правилам нашей жизни.

Первая стадия — внутриутробная. На этой стадии происходит настолько стремительный скачок развития, что его нельзя не заметить. Начинается все с простого: две клетки соединяются, и уже через 24 часа деление достигает невероятных масштабов.

Всего пребывание малыша в теле матери длится около 280 дней. За это время из двух клеток получается настоящий человечек: органы, системы, кровь, волосы, ногти — у него есть все необходимое для жизни. На этой стадии есть несколько критических моментов:

  • деление клеток может пойти неправильно (возможна остановка процесса или патологическое развитие);
  • после формирования зародыша, он должен прикрепиться к стенке матки (если этого не произойдет, зародыш погибнет);
  • первый триместр беременности самый сложный, ведь риск выкидыша очень велик (организм воспринимать малыша как инородное тело);
  • мама должна придерживаться строгих правил: хорошее питание, отсутствие вредных веществ, алкоголя, опасных лекарств (прием всех этих препаратов может стать причиной сильного отклонения в развитии ребенка или его смерти).

Проходит 9 месяцев – кроха появляется на свет. Наступает вторая в жизни стадия развития.

Пуповину перерезали, малыш отделился от матери. С этого момента начинается его самостоятельная жизнь. Конечно, сам он еще ничего делать не может. Этот момент отделения ребенка важен во всех смыслах.

Теперь это отдельный человек, а значит, все его органы должны работать правильно. Первый вздох раскрывает легкие. Это настолько огромный стресс для организма, что взрослый человек его не выдержал бы. Первый вздох меняет все: от состава крови до усиленной работы мозга. Теперь малышу нужно постоянно развиваться, чтобы выжить. Организм начинает работу сразу после отделения пуповины. Больше он физически не зависит от мамы. У него будет своя еда, свой воздух, своя кровь.

Удивительно, но процесс рождения очень важен для психики. Особенно если это нормальное рождение. Это начало самоидентификации. Разделение с матерью происходит на обоих уровнях. Физически это теперь два разных человека, и психологически тоже. Уже с этого момента матери необходимо уважать ребенка, как самостоятельную личность.

Данная стадия включает первые 4 недели после рождения. Сейчас малыш очень уязвим, ему необходимы уход и внимание 24 часа в сутки.

Прошли первые 4 недели – теперь это грудничок. На стадии грудничкового возраста родителям все еще нужно быть практически целый день с малышом. С каждым месяцем он взрослеет. Этот период продлится до первого дня рождения (1 года). Что сейчас важно:

  • малыш научится ползать и ходить;
  • режутся зубки;
  • смена питания: к полностью молочной кухне добавляются прикормки;
  • начало развития речи: малыш обращает на себя внимание звуками, криками, плачем.

Он все еще много спит, но стал гораздо активнее. Уже к 6 месяцу должен начаться процесс перевода на более твердую пищу. Теперь можно давать каши, пюре из овощей и фруктов, немного вареного мяса. Одного молока для правильного развития уже недостаточно.

Удивительно, но всего год требуется малышу для того, чтобы полностью измениться. Его рост прибавляет до 100% за эти 12 месяцев. Из младенца он стал уже вполне сформировавшимся ребенком. За первые несколько месяцев изменяется структура крови. Внутренние органы учатся работать слажено.

Дольше всего у ребенка развивается мозг. Этот процесс продолжается и после рождения. С каждым прожитым месяцем он становится сложнее, добавляются бугры и извилины.

Этот период продолжается с 1 года до 3 лет. На стадии младшего дошкольного возраста ребенок очень быстро развивается. Сейчас его главные навыки:

  • ходить;
  • учиться кушать самостоятельно;
  • начинается осмысленная речь;
  • развивается мелкая моторика.

Обычно к 3 годам родители отдают малыша в садик. В этом нет ничего плохого, даже наоборот. Тут его психическое развитие и физические навыки заметно улучшаются. Дети играют между собой, общаются. Они быстро учат новые слова, и речь становится грамматически верной уже к концу этого периода. Конечно, речь еще очень простая, многие слова и понятия могут быть заменены на выдуманные. Тут действует правило: чем больше вы разговариваете, читаете, общаетесь с малышом, тем быстрее он научится правильной речи.

Ребенку необходимо обрести самостоятельность. В возрасте 2-3 лет проявляется кризис «я сам». Это кстати, ведь ребенку все хочется делать самостоятельно, не зависеть от взрослого. Конечно, полностью это невозможно. Но к концу периода нужно научить его:

  • элементарной гигиене (мыть ручки после прогулки, чистить зубы, умываться, пользоваться туалетом);
  • самостоятельно одеваться;
  • убирать за собой игрушки (хотя бы начать это делать);
  • самому кушать (держать ложку, вилку).

Большинство детей посещает садик. Это период с 3 до 7 лет. Когда он закончится, малыш пойдет в школу. Это значит, что он должен быть морально и физически готов к большей самостоятельности и ответственности. К 6 годам молочные зубы уже все выпадут, появятся коренные. Это еще одно напоминание нам о том, что ребенок взрослеет. Теперь он может есть всю ту же пищу, что и взрослые.

На стадии дошкольного возраста дети очень активные. Сейчас игра – главное для них занятие. Этим можно воспользоваться, обучая ребенка всему посредством игровых техник. В этот период важно физическое развитие. Дети теряют свою былую пухлость, становятся похожи на маленьких взрослых уже к 4-5 годам.

Сейчас можно вводить более серьезную физкультуру, учить ребенка кататься на велосипеде, коньках, роликах… Дети любят движение, а оно идет им на пользу. На этой стадии необходимо комбинировать оба типа развития: физическое и психическое. Скоро начнется школа, а это во многом поможет повзрослеть каждому малышу.

Первый класс еще очень похож на детский садик. Но, конечно, тут больше ответственности, самостоятельности, появляются задания и уроки. Уже нельзя просто так пойти играть, пока другие занимаются. Хороший учитель начальных классов понимает, что перед ним еще маленькие дети. Их нужно научить правильно учиться.

У ребенка в 6-7 лет уже достаточно знаний о мире, морали, нормах поведения, чтобы оказаться один на один с обществом. Сейчас время для психического и умственного развития. Для этого необходимы:

  • активная учеба;
  • развивающая творческая деятельность;
  • волевое воспитание;
  • общение со сверстниками и учителями.

На этой стадии общение очень важно. Не только в школе, но и дома. У ребенка должно быть адекватное окружение, чтобы он мог нормально развиваться психологически. Родителям и учителям нужно соизмерять нагрузку в школе, дома, на дополнительных занятиях. Сейчас нужно учиться, но нельзя перегружать ребенка. Иначе будут частые болезни, организм просто не справится с повышением нагрузки.

Начальная школа — подходящее время для начала изучения иностранного языка. Сейчас у ребенка достаточно хорошая память и ассоциативное мышление. Многие садики и дошкольные учреждения уже ввели иностранный язык, так что теперь можно продолжить его изучать на более серьезном уровне.

С 12 до 17-18 лет проходит стадия конечного взросления. Считается, что уже к 17 годам молодой человек становится полностью дееспособным, разумным, готовым к самостоятельной жизни. На деле это не всегда так. Детям тяжело определиться, что делать дальше.

Сейчас у них активно проходит пубертатный период, который не всегда заканчивается к 17 годам. Молодые люди подвержены влиянию гормональных изменений. Сейчас у них часто меняется мнение: сегодня хочется быть врачом, а завтра актером, начать свой бизнес, организовать рок-группу. Очень важно проводить с этими взрослеющими детьми адаптационные лекции, рассказывать о возможностях, профессиях, образовании.

На этой стадии развития идет активный рост. С 13 до 15 лет молодой человек или девушка могут сильно прибавить в росте, похудеть или, наоборот, набрать вес. Все это – следствия гормональных изменений. Тело приобретает взрослые очертания, кости становятся крепче, изменяется половая система. С точки зрения биологии, многие из детей уже в 16-17 лет могут сами стать родителями. С точки зрения нашего общества, они к этому, конечно, не готовы.

В этот период развития ребенка очень важно поддерживать правильный баланс витаминов и полезных веществ в организме. Проще говоря, нужно хорошее, сбалансированное питание. Это бывает сложно из-за частых перекусов в школе. Обязательно в рацион должны входить:

  • мясо и птица (лучше всего нежирное мясо);
  • рыба (хотя бы один раз в неделю);
  • каши, орехи;
  • фрукты и овощи;
  • вода (не менее 1 литра в день для правильного обмена веществ).

Нельзя точно сказать, когда человека можно назвать взрослым. С физиологической точки зрения – уже в 16-18 лет, но психологическое взросление продолжается еще не один год. Для ребенка нормально в 14-15 и даже 16 лет еще не знать, кем он хочет быть, чем заняться дальше, куда пойти. Но сегодня очень много возможностей для развития – было бы желание.

Одно из свойств «взрослости» – возможность и желание брать на себя ответственность. Другое — критическое отношение к своим поступкам. Оба этих качества развиваются гораздо раньше, но полностью раскрываются только к 20-23 годам. Считается, что в это время мозг полностью сформирован. Многие именно это время считают концом детства.

Основные этапы развития ребенка

Еще находясь в утробе матери, закладываются первые этапы развития ребенка, после рождения маленький человечек начинает познавать мир через обоняние и осязание с каждым месяцем он приобретает новые навыки. Считается, что до 3-х лет у малыша формируется психика, характер, навыки — этому способствует окружающая обстановка, условия и забота родителей. Ребенок, как чистый лист – впитывает всю информацию, получаемую извне – задача взрослых воспитать из него полноценную личность, научить межличностному общению.

Для каждого возраста существуют свои развивающие игры и занятия в становлении умственного и физического развития. Этапы развития младенца кардинально отличаются от остальных стадий и требуют особенного внимания и подхода. В этот главный период жизни у новорожденного происходит овладение моторикой, которая тесно взаимодействует с мыслительной и двигательной функцией. Большинство педиатров, психологов и невропатологов придерживаются теории, что человек для достижения зрелости последовательно проходит несколько стадий умственного развития.

Каждая стадия подготавливает фундамент развития для последующей. Этапы развития ребенка с рождения и до 2-х лет являются основополагающими, именно в этот период малыш учится слушать, бить, толкать, двигаться, разглядывать. Также значительную роль имеет наследственный механизм, который связывает первые приобретенные способности друг с другом и побуждает к достижению новых целей. Таким образом, сенсорная стадия подразделяется на шесть главных этапов:

1. Первый месяц жизни – это врожденные рефлексы, которые со временем становятся более эффективными и выраженными.

2. С 2-х до 4-х месяцев – условные навыки: хватательные и сосательные движения.

3. С 5 до 8 месяцев – циркулярные реакции, формируются на основе моторных функций и координаций.

4. С 9 до 12 месяцев – все действия малыша становятся более сознательными, он уже умеет доставать интересующий предмет, игрушку.

5. С года до 1,5 лет – непреднамеренно открывает для себя новые способности. Например, открыв дверцы шкафа, ребенок может достать лежащую там вещь.

6. С 1,5 до 2-х лет – на основе полученных навыков малыш способен изучать мир в новых красках, самостоятельно передвигаясь и отыскивая пути решения для устранения каких-либо препятствий.

Последующие этапы развития детей с 2-х до 11 лет направлены на изучение конкретных ситуаций и действий. Ребенок обнаруживает, что соорудив башню, ее можно легко разрушить и снова воссоздать, такая игра улучшает память, двигательную функцию, умственную деятельность. Внимание малыша в этом возрасте очень рассеяно, ему все интересно и хочется самостоятельно опробовать и потрогать новые предметы.

После двух лет у малыша появляются любимые игрушки, занятия (рисование, музыка, машины, куклы) при правильном подходе к ребенку можно развить у него те или иные способности. Но ни в коем случае нельзя заставлять малыша длительное время заниматься одним и тем же занятием, т.к. можно навсегда оттолкнуть его от данного увлечения. В силу узкого диапазона мышления и эгоцентричного нрава малыш непостоянен в действиях и поступках ему быстро надоедают игрушки, однотипные занятия — этот аспект молодым родителям нужно учитывать. Ранние этапы развития ребенка своего рода подготовка к взрослой жизни.

Взрослея, малыш начинает во всем подражать родителям, копировать их поступки, перенимать роль взрослого. Например, этапы развития ребенка трехлетнего возраста наиболее сложные, требующие терпения от родителей Его сознание усложняется, потребности увеличиваются – маленький человек еще больше нуждается во внимании и поддержке своих родителей. Малыш чрезмерно любознателен, везде пытается залезть, проявляет самостоятельность в каких-то моментах, непостоянен в действиях – в этот период малыш должен быть под постоянным контролем взрослых людей.

Стадии развития ребенка

Моральное развитие детей осуществляется по определённым стадиям. Каждая стадия характеризуется качественными различиями. Стадии идут в определённой последовательности, так что ни одна стадия не может быть пропущена, и не существует обратного движения.

Воспитание в детском саду является в Соединенных Штатах предметом дискуссий, поскольку многие не уверены в том, какое влияние оказывают ясли и детские сады на маленьких детей; многие американцы также считают, что дети должны воспитываться дома своими матерями. Однако в обществе, где подавляюще.

В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это .

Когда у родителей появляется первый ребенок, они часто удивляются тому, что их первенец с самого начала обладает особым характером; когда у них рождается второй ребенок, они удивляются тому, насколько он отличается от первого. Эти наблюдения родителей справедливы. Уже с первых недель жизни у м.

Покажем это на примере. Если вы хотите, чтобы ваши дети любили классическую музыки и имели склонность ее слушать, нужно выполнить следующие условия: ваши дети должны слушать классическую музыку часто и долго, чем раньше с детства это происходит, тем лучше: детские запечатления самые прочные. Н.

Отчасти в результате наблюдений за собственными детьми Пиаже проявил интерес к взаимоотношениям между естественно созревающими способностями ребенка и его взаимодействиями со средой. Пиаже видел в ребенке активного участника этого процесса, а не пассивного «реципиента» биологического развития .

Помимо изучения развития детского мышления Пиаже заинтересовался тем, как развиваются моральные суждения детей. Он полагал, что понимание детьми моральных правил и социальных конвенций должно соответствовать их общему уровню когнитивного развития. Первые свои теории в этой области Пиаже основы.

За редким исключением, человеческие существа делятся на два пола, и большинство детей обретает твердое чувство принадлежности либо к мужским, либо к женским особям. При этом у них появляется то, что в психологии развития называется половой (гендерной) идентичностью. Но в большинстве культур би.

Пытаясь представить последовательность развития, некоторые психологи предположили, что существуют дискретные, качественно различные этапы, или стадии, развития. Мы часто пользуемся этим понятием в неформальном смысле, представляя себе жизненный путь поделенным на этапы младенчества, детства, ю.

Поскольку младенец не может объяснить, что он делает, или рассказать, о чем он думает, детские психологи разработали довольно хитроумные методики для изучения способностей малышей. Основной метод заключается в том, чтобы внести какое-нибудь изменение в окружение ребенка и наблюдать за его реак.

Теория Пиаже — огромное интеллектуальное достижение; она произвела революцию в представлениях о когнитивном развитии детей и в течение десятилетий вдохновляла огромное количество исследователей. Наблюдения Пиаже относительно последовательности когнитивного развития подтверждаются многими иссле.

Юностью называется переходный период от детства к взрослости. Ее возрастные пределы строго не определены, но примерно она длится от 12 до 17—19 лет, когда физический рост практически заканчивается. В этот период молодой человек или девушка достигают половой зрелости и начинают сознавать себя к.

Все специалисты по психологии развития согласны, что те результаты, с которыми мы сейчас познакомились, бросают серьезный вызов теории Пиаже и указывают на недооценку детских способностей. Но нет согласия по поводу того, какой альтернативе отдать предпочтение.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Источники:
Стадии развития ребенка от зачатия до совершеннолетия
Все стадии развития детей описаны учеными. В это время им необходима помощь, поддержка родителей. Они обязаны следить за правильным взрослением ребенка с самых первых дней его жизни.
http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/stadii-razvitiya-rebenka-ot-zachatiya-do-sovershennoletiya.html
Основные этапы развития ребенка
Еще находясь в утробе матери, закладываются первые этапы развития ребенка, после рождения маленький человечек начинает познавать мир через обоняние и осязание с каждым месяцем он приобретает новые навыки. Считается, что до 3-х лет у малыша формируется психика, характер, навыки — этому способствует окружающая обстановка, условия и забота родителей. Ребенок как чистый лист – впитывает всю информацию, получаемую извне – задача взрослых воспитать из него полноценную личность, научить межличностному
http://fb.ru/article/10209/osnovnyie-etapyi-razvitiya-rebenka
Стадии развития ребенка
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/categories/view/stadii_razvitiya_rebenka

COMMENTS