Согласные мягкие и твердые

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

Упражнение 1. 1.Рассмотри картинки и прочитай под-ипод каждой парой картинок.

Мышка Пальцы лук воз

Мишка Пяльцы люк вёз

2. Назови первую букву в каждой паре слов. Одинаковые ли буквы в словах пары?

3. Произнеси первый звук в каждой паре слов. Одинаковые ли звуки в словах пары? В каких словах эти звукитвёрдые, а в каких — мягкие?

4. Скажи, какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких.

5. Запиши слова парами и подчеркни по образцу:

Упражнение 2. 1. Спиши пары слов. Объясни их значение.

Были — били. Нос — нёс.

Рад — ряд. Суда — сюда.

2. Произнеси выделенные согласные по образцу: б — бь.
В каких словах они твёрдые, а в каких — мягкие? Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие — двумя.

3. Какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких?

Упражнение 3. Спиши предложения. Вставь по смыслу ва из упражнения 2.

1) Мы . на площади. 2) Мы слушали, как . часы.3) В порт вошли . . 4) Мы придём . вечером. 5) Миша . что получился ровный .

Упражнение 4. 1. Спиши слова. Объясни их значение.
Дым — Дима. Тук — тюк.

Сад — сядь. Ров — рёв.

2. Произнеси выделенные твёрдые согласные, потом —мягкие.

3. Какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких?

Упражнение 5. Спиши предложения. Вставь по смыслу слова из упражнения 4.

1) . развёл костёр. 2) Кругом был . . 3) У дома фруктовый . . 4) Пожалуйста, . . 5) Игорь поднял тяжёлый . . 6) Дятел носом . да . .

Упражнение 6. 1. Прочитай слова в рамке. Произнеси их по слогам. Произнеси твёрдые и мягкие согласные. .

2. Запиши по образцу. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами.

Мебель для школышкольная мебель.

Полка для посуды — . полка.

Щётка для одежды — . щётка.

3. Назови слова-родственники в каждой строчке. Чем
они похожи?

Упражнение 7. 1. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы.

1) Наш М. ша трус. 2) Он боится маленькой М. ШКИ. 3) Дятел долбит дерево кл. вом. 4) Еж свернулся в кл. бок.

2. Подчеркни мягкие согласные в первом и третьем предложениях. Произнеси их.

Упражнение 8. 1. Прочитай слово в рамке. Раздели его на слоги. Произнеси твёрдые и мягкие согласные.

2. Спиши предложения. Составь к ним схемы.

В сервизе шесть глубоких тарелок.

Эти тарелки для супа.

Упражнение 9. 1. Рассмотри картинки и напиши названия предметов.

2. Подчеркни мягкие согласные. Произнеси их. Какие согласные буквы написаны после мягких согласных?

3. Какие три группы предметов нарисованы здесь?

Упражнение 10. 1. Подбери картинки-отгадки к каждой загадке.

Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу.

Не птица, а с дерева на дерево летает.

Стукнешь о стенку — я отскочу,

бросишь на землю — я подскочу.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

2. Запиши отгадки в порядке загадок. Подчеркни твёрже согласные одной чертой, мягкие — двумя.

Упражнение 11. 1. Прочитай рассказ и запиши его. Вставь пропущенные буквы.

У нас был п. с Р. кс. Он был учёный. Раз я бро-л палку и кр. кнул: «Эй, Р. кс, принеси!» П. с ин. с палку. Он ум. л прыгать через барьер, давать лапу.

2. Скажи, какие буквы пропущены. Какие согласные, кягкие или твёрдые, стоят перед этими буквами?

Упражнение 12.1. Прочитай.

Лес — это наряд земли. Где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. В лесу — грибные поляны. Около пней душистая вкусная земляника.

2. Запиши ответы на вопросы.

Что украшает землю? Какой воздух в лесу? Для кого лес — это дом? Что растёт в лесу?

3. Поставь ударение в словах последнего предложения.
Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие —
двумя.

Упражнение 13. 1.Прочитай.

Мы с ним работали в поле. Оба устали. Я снял

с Орлика уздечку. Он заржал и убежал в луга.

Я вёл Орлика домой. Усталость у него прошла.

2. Из двух последних предложений выбери начало рас
сказа и его конец.

3. Запиши заглавие и все предложения в нужном по
рядке. В последнем предложении подчеркни мягкие со
гласные.

Упражнение 14.1. Рассмотри картинки и прочитай подписи.

КАК НАДО УБИРАТЬ КЛАСС.

С чего начать? Сначала сотру пыль. Теперь полью цветы.

Источник:
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ
Упражнение 1. 1. Рассмотри картинки и прочитай под- и под каждой парой картинок. Мышка Пальцы лук воз Мишка Пяльцы люк вёз 2. Назови первую букву в каждой паре
http://studopedia.ru/6_27387_tverdie-i-myagkie-soglasnie.html

Твердые согласные звуки (таблица)

Твердые согласные звуки (таблица). Буквы, обозначающие твердые согласные звуки

Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы, то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и, согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц. Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й, которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт.

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики. Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править – воля – лом (выписываются пр, в, л).
  2. Томат – роль – топь (выписываются т, р, т).
  3. Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н).

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.

Источник:
Твердые согласные звуки (таблица)
Как сделать процесс изучения темы "Мягкие и твёрдые согласные" интересным для ребёнка? С помощью игр, конечно! Но перед этим обязательно нужно познакомиться со всей необходимой теорией.
http://www.syl.ru/article/241813/new_tverdyie-soglasnyie-zvuki-tablitsa-bukvyi-oboznachayuschie-tverdyie-soglasnyie-zvuki

COMMENTS