Социальное развитие ребенка

Аспекты социального развития ребёнка

С раннего детства необходимо заниматься социальным развитием малыша. Ребёнка нужно приучать к традициям, ценностям и культуре окружающего общества, нормам и правилам поведения, чтобы он мог адаптироваться к жизни в любом коллективе. Обучение ребёнка происходит посредством общения и копирования поведения взрослых. На социальное развитие наибольшее влияние оказывает семья и детский сад.

База для социального развития у детей формируется в семье. Она связана с отношением мамы и папы к своему чаду с самого рождения, с отношениями между всеми членами семьи, с культурой поведения, которой придерживаются все домочадцы. Малыш как губка впитывает в себя всё что видит и слышит. Дома от папы и мамы он получает самое большое количество информации об окружающем мире.

В 3 года ребёнок начинает активно проявлять инициативу, независимость и самостоятельность. Родители всё чаще слышат от него фразу «Я сам!» Ни в коем случае нельзя ограничивает его самостоятельность. Наоборот, нужно давать ему задания (соответствующие его возрасту) и хвалить за их выполнение.

  • начинает верить в свои силы;
  • радуется, когда его заслуженно хвалят;
  • хочет соответствовать требованиям родителей, ждёт одобрения от них;
  • испытывает чувство гордости за свои достижения («Мой рисунок самый лучший!») или за своих родителей («Мой папа самый сильный»);
  • выражает недовольство, когда ему в чём-то отказывают, может упрямиться, выражать протест слезами и криком («Купи шоколадку!»);
  • огорчается и стыдится, если с чем-то не справился;
  • ревнует, если мама или папа проявляет внимание другому малышу, сравнивают не в его пользу.

После 3 лет ребёнок начинает задавать много вопросов, большинство из них адресуется родителям. У него уже сформирован большой словарный запас, благодаря которому он вступает в беседы, высказывает свои мысли.

В 3 года большинство детей начинает ходить в детский сад. Для них это становится первым опытом нахождения в большой группе сверстников без мамы или папы. Для социальной адаптации требуется время. Ребёнку приходится учиться делиться игрушками, играть вместе с другими детьми, уступать место, сотрудничать.

Для социального развития 3-летнему малышу обязательно нужно общаться с другими ребятами. Так что если он не посещает детский сад, родители должны гулять с ним на детских площадках, где много детей. Малыша можно водить в различные кружки (танцевальный, музыкальный, гимнастический, рисования, лепки и другие), где он будет не только общаться со сверстниками, но и развиваться разносторонне.

Ребёнок в 3 года ещё очень привязан к родителям. Мама и папа должны учить его знакомиться, играться и общаться с другими детьми в песочнице и на игровых площадках. Необходимо учить его считаться с интересами других детей.

В 3 года у детей формируется разграничение мужского и женского. Так сюжетом воображаемых игр у мальчиков обычно становятся военные действия (с другими людьми, пришельцами, другими вымышленными монстрами), а у девочек — «дочки-матери», в доктора и пациентов, продавца и покупателей в магазине, поваров на кухне и т.п.

В играх с другими детьми 3-летний ребёнок уже может не отбирать понравившуюся игрушку, а применять коммуникативный способ, позволяющий её получить. Это может быть просьба, хитрость или обмен.

Основные признаки правильной социальной адаптации в 3 года:

  • проявление лидерских качеств;
  • нормальное общение с другими детьми;
  • способность прислушиваться к мнению окружающих.

Чтобы способствовать социальному развитию ребёнка в 3 года, необходимо:

  1. Относиться с уважением к малышу, демонстрировать свою любовь.
  2. Формировать у ребёнка положительное мнение о себе, хвалить, верить в его силы и способности.
  3. Учить понимать чувства других людей, сопереживать им, проявлять симпатию и отзывчивость.
  4. Демонстрировать, как нужно общаться в обществе и семье.
  5. Предоставлять свободу действий и выбора (в разумных пределах).
  6. Учить заботиться об окружающих, находить общие интересы, уметь делиться, не быть жадным.
  7. Помогать осваивать различные способы взаимодействия с другими людьми: играть вместе или наоборот, не мешать друг другу, уметь сотрудничать.
  8. Учить хорошему поведению и другим правильным вещам при помощи книг, фильмов и мультфильмов, развивающих телепередач, музыкальных произведений.
  9. Воспитывать вежливость. Ребёнок должен уметь здороваться, благодарить и т.д.
  10. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.

Родители должны создавать тёплый и спокойный микроклимат в семье. Они должны быть авторитетами для малыша, подавать ему пример правильного поведения, дружеского и уважительного взаимоотношения.

Развитие социальной сферы ребёнка неразрывно связано с речевым, психически и эмоциональным развитием. Общаясь в коллективе, малыш узнаёт много нового, учится у других детей и чему-то учит их. Тем не менее, основы социального развития закладываются именно в семье. Поэтому родители должны следить в первую очередь за собственным поведением и отношениями между собой, а уже потом учить ребёнка советами.

Мир Женщины

Решающим фактором развития человека является социальный. Он включает несколько составляющих: социально-бытовое окружение (семья, соседи, другие люди), деятельность дошкольных воспитательных учреждений, деятельность общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений; функционирование детских внешкольных воспитательных учреждений (детские библиотеки, театры, дома детского и юношеского творчества; музыкальные и художественные, спортивные школы, средства массовой информации (радио, интернет, телевидение, книги, газеты, журналы); природа.

Социальное окружение может активно влиять на социальное развитие ребенка, способствовать формированию тех или иных особенностей характера, качеств поведения. Народная мудрость, опираясь на многовековой опыт воспитания детей, утверждает:

• если ребенок живет среди добра и заботы — он учится быть добрым и отзывчивым, заботиться о других;

• если ребенок чувствует поощрение — он познает свою ценность;

• если ребенок находит понимание — он становится терпеливым;

• если ребенок живет среди вражды — он учится «воевать»;

• если ребенок встречается с насмешкой – он становится робким;

• если ребенок вынужден стесняться — он чувствует себя виновным;

• если ребенка окружают жестокость, насилие — он склонен к проявлению подобной жестокости и насилия;

• если ребенок живет в условиях радости, бодрости — он обнаруживает жизнерадостность в своих действиях.

Даже окружающая природа создает положительный фон, который влияет па физическое, психическое и социальное развитие детей. Опрятное жилье, упорядоченная усадьба, цветники, сад, река или пруд, лесной массив, парк — все это положительно влияет на развитие ребенка, формирование его характера, особенностей поведения. И наоборот, исключение из жизни ребенка красоты природы, запущенные усадьба, огород, парковая зона негативно влияют на личность ребенка, его развитие.

Какое развитие может дать эта окружающая обстановка?

Поэтому с раннего возраста ребенок должен тесно общаться с природой. Комнатные цветы, животные, приобщение ребенка к уходу за ними — источник развития у ребенка чувства добра, отзывчивости, заботы о сохранении живой природы.

А с годами эти качества переносятся на отношения с родителями, бабушками и дедушками, другими людьми.

Активная деятельность занимает важное место в процессе формирования и развития личности.

Она имеет различные формы: игровая, трудовая, учебно-познавательная, спортивная, эстетическая и др..

В условиях влияния информационно-технологического бума люди используют в своей деятельности большое количество машин, механизмов, технологий как в производстве, так и в быту, которые значительно облегчают жизнь. Особенно для детей создают тепличные условия с точки зрения физической, психической, социальной деятельности. Живя в таких облегченных, всячески защищенных физических и социально-психологических условиях, ребенок слабо развивается и отличается инфантильностью (лат. infantilis — детский; задержка в развитии организма, которая проявляется в сохранении у взрослого человека психических и физических черт, свойственных детскому возрасту). В конце концов, происходит процесс ослабления целого поколения людей.

Следовательно, на развитие человека влияют следующие основные факторы: биологическое и социальное наследование, естественно социальная среда, активная деятельность личности.

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Личностное развитие малыша — процесс, необходимый как воздух: чтобы он стал полноценным человеком, ему необходим контакт с людьми, именно поэтому развитию ребенка важно уделять особое внимание.

Первый и, пожалуй, главный источник личностного развития ребенка — его семья. Она как бы проводник, который передает малышу знания, опыт, ценности, обучает его, помогает приспособиться к жизни и окружающей среде. Залог успеха в правильном личностном развитии ребеночка — теплая домашняя атмосфера, доверие, взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу.

Первый человек, который "приводит" ребенка в мир и учит его общению с окружающей средой — его мама либо человек, который постоянно контактирует с малышом. Собственно, в первые месяцы жизни ребеночек нуждается в общении прежде всего с ней. А вот после 3 месяцев — хочет видеть и других близких людей — тех, кого он видит чаще, чем раз в неделю.

В первый год жизни малыш получает наибольшее количество информации очень быстрыми темпами. Он впитывает огромный объем знаний, навыков, учится устанавливать контакты, доверять, знакомится со своим телом, начинает воспринимать сотни слов, действий, копировать их.

Главное в личностном росте ребенка первого года жизни — общение с ним. С малышом нужно разговаривать с первых дней жизни, петь ему, ласкать его, гулять, обращать его внимание на все, что находится вокруг, быть к нему предельно внимательным. С полугода форма общения взрослый-ребенок носит практическое взаимодействие. Малышу уже недостаточно общения, ему нужен совет, помощь, совместные игры, занятия. Так он начинает понимать, что к чему.

В младенчестве у ребеночка также формируется самосознание. Тогда же он начинает осознавать и других: реагирует на поведение взрослых и окружающих, наблюдает за их реакцией, поведением, копирует все это.

После года, малышу хочется общения с детьми. Ему нужен постоянный контакт с обществом малышей. Но вот жесткая необходимость в коллективе себе подобных у ребенка возникает к трем годам. Впрочем, адекватному общению со сверстниками сразу он не научится. Зато поймет и примет определенные правила — что стоит делать в обществе, а чего не стоит, как извиниться, подождать своей очереди, как меняться, делиться. Вот почему в таком возрасте деток отдают в детсад или в развивающие центры: при контакте с детьми, он входит в окружающую среду, адаптируется в ней.

В этот период жизни малыш начинать познавать то, что ему интересно, а интересно ему все. Он начинает задавать вопросы обо всем, что окружает его. Главное средство общения и познания для него становится собственная речь. Благодаря ней он вступает в беседы, учится правильно выражаться, стремиться получать новую информацию, обсуждает, спорит, фантазирует, проявляет желания.

Кроме того, малыш уже более или менее эмоционально стабилен, а потому уже умеет чувствовать, сопереживать, жалеть, дружить. Еще он старается нравиться, ждет похвалы за проделанные действия. И если в 3-4 года ребенок вполне еще может играться сам очень долго, то чуть постарше — он начинает искать себе друзей и компанию. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о предметах, людях, различных явлениях… Основное средство общения теперь — речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о своих фантазиях.

Ребенок чаще и чаще интересуется самим человеком, его личностью и сущностью. Поэтому он задает все больше и больше вопросов. Малышу нужна поддержка, понимание, советы, сопереживание. Важно не упустить этот момент, поскольку взрослый в этот период становится образцом для подражания, авторитетом и Богом: всезнающим, всеумеющим. Взрослый рядом с ребенком подает ему пример: исходя из общения с ним, малыш выстраивает свою модель поведения, свой собственный стиль. Большую роль в этом возрасте играют и ровесники. Именно поэтому воспитатель или учитель должен создать в группе либо в классе благоприятную, дружескую атмосферу. Ребенок должен чувствовать себя свободным, сохранять свою индивидуальность и понимать, что каждый из сверстников такой же индивидуум.

Самая удобная форма развития малыша в любом возрасте — игровая. Это ведущая деятельность детей вплоть до семилетнего возраста. А общение — ее составляющая. Играя, ребенок быстро развивается: и эмоционально, и психически, и социально. В игру малыш привносит быт: походы в магазин, передвижение в транспорте, "дочки-матери", доктор.

Он создает себе ситуацию, фантазирует, воображает что-либо и таким образом старается чувствовать себя взрослым, как бы "примеряет" на себя его поведение, учится участвовать в социальной жизни. В игре дети прорабатывают разные пути и варианты: как разрешить конфликт, что одобрить, как выразить недовольство, поддержать. Так он учится адекватно взаимодействовать с окружающим миром.

А вот дошкольникам помимо игры важны еще беседы, учеба, упражнения, музыка, чтение, наблюдение и обсуждение. Стоит поощрять взаимопомощь друг другу, обращать внимание на любые совершенные нравственные поступки. Все это кирпичики, строящие личность человека. Ребенок восприимчив: он чувствует прекрасное, с ним можно ходить в кино, на концерты, в музеи. Кстати, подобное развивает и самого взрослого: ему нужно как следует подготовиться ко всему этому, ведь ребенок задаст кучу вопросов.

Важно помнить: если у взрослого плохое настроение, не стоит играть с ребенком — он слишком восприимчив к фальши, а потому может перенести эту форму поведения и на себя.

Социальное развитие ребенка

Особенно быстрыми темпами социальное развитие ребенка происходит в первый год жизни. За 12 месяцев малышу приходится усвоить не только огромный объем знаний и навыков, но и установить эмоциональные контакты с окружающими, научиться доверять взрослым, научиться управлять своим телом, запомнить несколько сотен слов и научиться произносить некоторые из них.

Чтобы социальное развитие младенца происходило в правильном направлении и оптимальными темпами, необходимо постоянно общаться с ним, показывать свою любовь, разговаривать и петь песенки, гулять и привлекать внимание к окружающим предметам – словом, уделять малышу максимум внимания.

Что такое социальное развитие?

Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определенным неписанным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения.

Большое влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает семья. Именно семья становится своеобразным транслятором, который передает из поколения в поколение знания, опыт, ценности, традиции. Вот почему для нормального развития малыша очень важна теплая атмосфера в семье, доверительные взаимоотношения, уважение друг к другу.

Общение детей и взрослых

Специалисты выделяют основные социальные факторы развития ребенка, среди которых ведущую роль занимает общение. С помощью общения формируются первые дружеские связи ребенка со сверстниками. Общение становится и главным составляющим взаимоотношений ребенка и воспитателя в детском саду.

Элементы общения присущи ребенку с самого раннего возраста. В первые шесть месяцев жизни общение является ведущим направлением деятельности младенца. Он выражает свои эмоции и ощущения при помощи мимики, движений и звуков.

Начиная с 6 месяцев и до двух лет общение детей со взрослыми носит ситуативно-деловую форму. Особенность этой формы – практическое взаимодействие взрослого и ребенка. Теперь малышу требуется уже не только любовь и внимание – он нуждается в совете, помощи, совместных действиях. Все это дает возможность ребенку быстрее и лучше узнать различные предметы, их свойства, как обращаться с ними.

От трех до пяти

Общение детей в возрасте с 3 до 5 лет принимает внеситуативно-познавательную форму. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о предметах, людях, различных явлениях… Основное средство общения теперь – речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о своих фантазиях.

От шести до семи

Социализация через игру

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Другие социальные факторы развития ребенка

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Родители не должны позволять себе играть или беседовать с ребенком, находясь в плохом или безразличном настроении: ведь дети особенно тонко чувствуют малейшую фальшь в поведении взрослых. Каждое слово взрослого воспринимается как непреложная истина, поэтому нельзя допускать обмана – если ребенок поймет, что его обманули, его вера в непогрешимость близких рухнет безвозвратно.

Взрослые должны помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.

Источники:
Аспекты социального развития ребёнка
В этой статье можно ознакомиться с особенностями социального развития 3-летнего ребёнка, со способами социального развития, и понять важность роли родителей и общения с другими детьми в этом процессе.
http://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/socialnoe-razvitie/aspekty-socialnogo-razvitiya-rebyonka.html
Мир Женщины
Социальное развитие ребенка.
http://dar-nebes.ru/socialnoe-razvitie-rebenka/
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Социальное развитие ребенка — процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народы и окружающего общества. Главный источник этого развития — общение: и неважно с кем — это могут быть как сверстники, так и взрослые.
http://malutka.net/sotsialnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta
Социальное развитие ребенка
Особенно быстрыми темпами социальное развитие ребенка происходит в первый год жизни. За 12 месяцев малышу приходится усвоить не
http://www.baby.ru/clubs/baby/blog/post/9266934/

COMMENTS