Социальное развитие человека

Глава 4

По-видимому, можно развить парафраз отношений между

целостностью взрослого и младенческим поведением, сказав, что

здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их

старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться

Э. Эриксон «Детство и общество»

Общее понятие социального развития человека • Стереотипы понимания социального развития человека • Модели социального развития • Временные характеристики индивидуального и социального развития человека • Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза • Личностная зрелость • Закономерности социального развития человека

В психологии общее понятие социального развития человекаозначает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений. Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Традиционно развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.

Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение (Г.М.Андреева). Задатки — генетически обусловленные особенности психических процессов, которые являются индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. На основе одних и тех же задатков могут быть сформированы различные способности. Задатки могут развиваться только под влиянием внешнего окружения — воспитания и социализации. У феральных людей, не прошедших социализацию и воспитание, происходит уродливое, гипертрофированное развитие задатков. Так, у детей «маугли», выросших среди зверей, развились задатки, присущие только животным: способность быстро передвигаться на четырех конечностях, чувствовать запахи на расстоянии более ста метров и т.д. Собственная активность человека также выступает важным фактором его социального развития, особенно в период взрослости.

Некоторое время проблемы развития психики рассматривали отдельно от проблем социального развития человека. Однако учение Л.С.Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования обоих процессов в диалектическом единстве. Выготский один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека. Рассматривая проблемы развития личности, он выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, изучая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории.

В целом, им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных), то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии. Современные исследования значительно расширили и углубили общие представления о закономерностях, сущности, структуре ВПФ. Выготским и его последователями было выделено пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека (сохраняющихся в современной культуре) с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человек создал уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслять, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых систем, явлений окружающего мира.

Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения социальности — инте-риоризация, т.е. перенос социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при становлении и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь ВПФ проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми — интерпсихическая стадия. Затем как внутреннее явление — интрапсихическая стадия. По В.М.Мясищеву, так формируется характер человека. Обучение ребенка говорить и мыслить — также яркий пример процесса интериоризации.

Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты сознания: значения и смыслы.

Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливают сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке.

Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений. Такая способность связана с взаимной заменой и взаимной компенсацией входящих в них компонентов. Так, некоторые пострадавшие функции могут восстанавливаться или компенсироваться за счет перестройки функциональных систем, которые являются их физиологической основой.

В последние годы проблемы ВПФ весьма редко рассматриваются в контексте вопросов социальной психологии. Однако широкое распространение и использование компьютеров, вероятнее всего, вызовет особое внимание психологов к ВПФ человека, поскольку очевидно, что данная мировая техносистема выступает как новое информационное поле и особая знаковая система, влияющая на многие психические функции человека. Пока еще нет достаточного количества исследований, определяющих значение процесса мировой компьютеризации для психического и личностного развития человека. Но нет сомнения в том, что такое влияние существует, и оно не всегда выступает как позитивное. Вероятно, в недалеком будущем, с еще большим расширением компьютеризации, потребности в таких исследованиях будут вполне осознаны, и концепция ВПФ может стать одним из важных теоретических факторов осмысления соответствующих проблем.

В наше время достаточно широко распространены стереотипы понимания социального развития человека,часто декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации. К ним относятся: стереотип ограничения возраста социального развития, стереотип абсолютизации детства, стереотип абсолютизации факторов предопределенности, стереотип абсолютизации задатков и способностей и стереотип неограниченных возможностей человека.

Стереотип ограничения возраста социального развития человека возник как побочный эффект распространения результатов исследований в области детской и возрастной психологии. На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, динамике детского развития, возрастным изменениям, противоречиям и кризисам. Такое внимание вполне оправдано, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы личности. Возрастных периодизаций детского развития значительно больше, чем периодизаций развития взрослого человека, и они более широко известны.

Второй стереотип понимания социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им. Это стереотип абсолютизации детства. Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности. Действительно, детство столь значительно определяет многие направления социального развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация, на первый взгляд, кажется правильной.

Особое влияние на представления о значении детства оказали всемирно известные работы З.Фрейда и Э.Берна. Однако не стоит забывать, что в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском возрасте.

Л.И.Анцыферова, анализируя изучение креативных сил человека в борьбе с деформирующими социально-психологическими условиями, обратила особое внимание на концепцию Г.Оллпорта о функциональной автономии мотивов взрослого человека. По Оллпорту, мотивы личности развиваются на протяжении жизни и постепенно становятся независимыми от детских мотивов. Чем более независимы мотивы взрослого человека от его детских мотивов, тем выше уровень социального развития. Соответственно и уровень психического здоровья людей зависит от того, насколько их свойства выступают независимыми от черт, проявляющихся в детстве.

Следующий стереотип понимания социального развития человека также связан с двумя первыми и определяется как абсолютизация факторов предопределенности (психологический фатализм).Он включает представления о том, что индивидуальное развитие личности не содержит в себе возможности различных вариантов, все предопределено сценарным программированием, основы которого заложены генетически и транслируются через специфику поведения индивидуальности, провоцирующей систему обстоятельств, в которые неизбежно попадает данный человек. Сам человек рассматривается как объект собственной генетической предопределенности.

Работы А.Адлера по проблемам комплексов неполноценности, порождающих социальные действия на уровне компенсации и гиперкомпенсации, имеют некоторое отношение к обсуждаемому вопросу. Если компенсация является развитием именно существующих способностей, то гиперкомпенсация выступает как развитие таких способностей, которые отсутствуют у данного человека. Всегда ли можно утверждать, что это неправильное, искаженное развитие? Такое развитие, несомненно, обусловливается механизмами психологической защиты, которые, по персоналистским теориям, рассматриваются как следствие противоречий в структуре, а сами противоречия как источник развития.

В любом случае, человек имеет право на то, чтобы развитие его способностей сопровождалось позитивной мотивировкой, ибо в противном случае, даже имея предрасположенность к какому-либо виду деятельности, он никогда не достигнет высокого результата. Достижение человека, сопровождающееся его негативным отношением, лишь с очень большой долей условности может быть расценено как фактор социального развития. Скорее всего, это фактор социальной деформации, порождающий развитие таких качеств, как гиперконформизм, цинизм исоциальный негативизм (скептическое отношение к достижениям других людей).

Преодоление ограничений — весьма сложная психологическая задача, которая не может быть решена на уровне представлений о неограниченных возможностях человека, хотя существуют некоторые виды деятельности (и профессии), которые требуют веры и убеждения в том, что возможности человека неограниченны. В этом случае вера и убеждение выступают в качестве мобилизующего, стимулирующего и суггестивного условия выполнения деятельности на высочайшем уровне исполнения.

В большинстве случаев стереотипы понимания социального развития человека встречаются в связи с широким интересом к психологии как знанию, способному помочь человеку в решении его личностных проблем. Можно сказать, что данные стереотипы есть лишь интерпретация и обобщение определенных явлений, рассматриваемых вне контекста их изучения специалистами. Стереотипы существуют обычно на уровне здравого смысла — общепринятых способов объяснения явлений. При этом источником стереотипизации представлений часто выступают средства массовой коммуникации. С одной стороны, стереотипы облегчают процесс интерпретации действительности, с другой — могут служить источником серьезных заблуждений субъекта о себе и окружающих его людях.

Особенности социального развития человека изучались с точки зрения целостности процесса и с использованием различных моделей. Среди их многообразия наиболее употребительными являются следующие четыре модели социального развития.Первая модель — эволюционная. Она связана с представлениями о том, что развитие есть плавный, постепенный, медленный процесс изменений и преобразований. Сторонники данной модели предполагают, что она отражает нормальный путь развития человека. Наличие же в реальном социальном развитии кризисов указывает на нерешенные социальные проблемы. Так, например, подростковый кризис социального развития наблюдается только в цивилизованных странах. У народов, ведущих образ жизни, приближенный к первобытному, данного кризиса нет, и переход из детства к взрослости осуществляется постепенно, но стабильно (М.Мид).

И все же кризисы, которые с относительной неизбежностью переживают и преодолевают люди в процессе своей жизни, чаще всего рассматриваются как нормативное психологическое явление. Развитие может проходить бурно и кризисно, с трудностями, конфликтами. При этом конфликты могут быть как с окружающими людьми, так и внутриличностные. И далеко не все изменения в человеке происходят плавно и постепенно. Многие из них носят скачкообразный характер, хотя они обычно контролируются самой личностью и не вызывают эмоциональных срывов при высоком уровне самоконтроля. Такая модель социального развития получила название кризисной или скачкообразной.В соответствии с данной моделью социальное развитие человека рассматривается как поэтапный процесс, причем переход от одного этапа к другому определяется кризисом — преобразованием, который имеет нормативный, социальный и возрастной аспекты.

Модель трех фаз рассматривает социальное развитие человека как путь, состоящий из трех основных этапов: детство, взрослость, старость. Детство — это подготовка к взрослой жизни, взрослость — единственный полноценный этап жизни, позволяющий человеку функционировать в качестве полноправного члена общества, а старость — процесс угасания жизни, в том числе и социальной. В контексте данной модели понимание отношений между людьми связывают прежде всего с отношениями поколений: молодые, старые и люди среднего возраста. Данная модель используется обычно при изучении демографических проблем.

Для обозначения временных характеристик индивидуального и социального развития человекаупотребляют категорию возраста. Мы привыкли отождествлять возраст лишь с хронологией развития, однако кроме хронологического возраста, который отражает длительность жизни человека, выделяют также физиологический, психологический и педагогический возраст. Физиологический возраст определяется по степени развитости основных физиологических систем организма. Психологический возраст — по степени сформированности основных структур психики. Педагогический — по мере овладения индивидом культурой данного общества. Вполне понятно, что не всегда бывает совпадение возрастов. Физиологический возраст может не соответствовать педагогическому, как это происходит при инфантилизме, когда на биологическом уровне человек функционирует как взрослый, но на социальном как ребенок и т.д.

Несовпадение границ возрастных типов обусловливает многочисленные проблемы социального развития человека. Так, например, если физиологический возраст первоклассника отстает от хронологического (а в школу он все равно пойдет в соответствии с хронологическим возрастом), то физическое развитие не создаст необходимых условий для учебной работы ребенка и усвоения им новых форм общественного опыта. В частности, недоразвитие фалангов пальцев обусловливает существенные затруднения в обучении письму и т.д. Физиологические трудности ведут к психологическим и социальным трудностям. Поскольку развитие гетерохронно, изучение данных трудностей предусмотрено в рамках возрастной и педагогической психологии. Однако следует заметить, что количество таких трудностей ежегодно увеличивается, поскольку растет количество многообразных причин, их вызывающих (см. главу «Социально-педагогическая виктимология»).

Э.Эриксон выделил восемь основных периодов жизни, связанных с соответствующими кризисами психосоциального развития: первый период (от рождения до 1 года), второй период (от 1 года до 3 лет), третий период (около 3-5 лет), четвертый период (от 5 до 11 лет), пятый период (от 11 до 20 лет), шестой период (от 20 до 40/45 лет), седьмой период (от 40/45 до 60 лет), восьмой период (более 60 лет). Ш.Бюлер рассматривала социальное развитие человека с точки зрения его направленности на достижение жизненно важных целей и построения в соответствии с этим жизненных планов. Она выделяет пять основных стадий жизненного цикла: первая стадия (до 15 лет), вторая стадия (15-20/25 лет), третья стадия (25-40/45 лет), четвертая стадия (45-65 лет), пятая стадия (после 65 лет).

Кризис — резкий, крутой перелом, поворотный пункт, переход от одного возрастного и личностного этапа развития к другому. Его можно рассматривать как период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями. В связи с вышеизложенным вполне понятно, что кризис развития — это нормативный процесс. Он связан с качественными преобразованиями психологических структур личности.

В процессе онтогенеза выделяют несколько нормативных кризисов, большинство из которых приходится на период детства: кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис. Что касается кризисов взрослого человека, то большинство психологов менее единодушны в данном вопросе, хотя многие выделяют два нормативных кризиса: кризис середины жизни (примерно около сорока лет) и кризис пожилого возраста (около шестидесяти лет). Иногда выделяют кризисы профессионального становления и идентификации (23-27 лет), кризис 30 лет и др. Поскольку социальное развитие каждого человека имеет свою специфику, некоторые психологические и личностные изменения могут быть либо связаны с кризисом, либо нет. Содержание психологических и личностных изменений может быть рассмотрено через динамику социального развития человека в процессе онтогенеза.

Развитие социальное

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .

Смотреть что такое «Развитие социальное» в других словарях:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — англ. development, social; нем. Entwicklung, soziale. Совокупность экон., соц., полит., духовных процессов, развертывающихся в обществе. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — процесс, в ходе к рого происходят существенные количественные и качественные изменения в соц. сфере обществ. жизни или отдельных ее компонентах соц. отношениях, соц. ин тах, соц. групповых и соц. организационных структурах и т. д. Не всякие… … Российская социологическая энциклопедия

Развитие социальное — такой тип изменений в обществе, который определяет переход всех общественных отношений к качественно новому состоянию. Р. с. является результатом взаимодействия большой совокупности социальных процессов, основу которых составляет целенаправленная … Социологический справочник

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — англ. development, social; нем. Entwicklung, soziale. Совокупность экон., соц., полит., духовных процессов, развертывающихся в обществе … Толковый словарь по социологии

Развитие социальное — процесс, в ходе которого происходят существенныеколичественные и качественные изменения в социальной сфере общественнойжизни в целом или в отдельных ее компонентах социальных отношениях, социальных институтах, социально групповых и социально… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — см. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Социальное обеспечение — Социальное обеспечение  форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России . . 194 Социальное страхование в СССР. 196 Социальное страхование в капиталистических странах. 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию… … Философская энциклопедия

Социальное развитие человека

Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате разви­тия происходят качественное и количественное изменения. Социаль­ное развитие личности — это количественное и качественное измене­ние личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находя­щегося с рождения в социальной среде.

Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравно­мерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной по­требности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохра­няет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравно­мерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависи­мости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамен-

та, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоак­тивности и пр.

Выделяют актуальный и потенциальный уровень развития ребен­ка. Первый свидетельствует о возможности ребенка самостоятельно решать задачи. Другими словами, по уровню развития он представля­ет собой личность в настоящий момент. Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) свидетельствует о ранних возможностях развития ребенка. Потенциальный уровень — это его индивидуальные способ­ности, которые могут быть в нем реализованы в дальнейшем.

Социальное становление человека тесно связано с его психикой. В специальной литературе выделяют такое понятие, как «психосоци­альное развитие». Его особенности на этапе раннего возраста (Мэри Эйнверт и Джон Болби) заключаются в следующем: приспособление и интерес к миру (с момента рождения до 3 месяцев); влюбленность (от 2 до 7 месяцев); развитие интенциальной коммуникации (от 3 до 10 месяцев); появление устойчивого чувства Я (от 9 до 18 месяцев); возникновение эмоционального воображения (от 18 до 36 месяцев); эмоциональное мышление (от 30 до 48 месяцев).

Социализация человека как социально-педагогическое

Как отмечает А.В. Мудрик, в науку о человеке термин «социали­зация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» — земли, средств производства и т.п. Приме­нительно к человеку он нашел отражение в работе американского со­циолога Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации» (1887). В ней термин «социализация» применяется в значении близком к современному: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Социализация (от лат. зойаНз — общественный) — процесс станов­ления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих Данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и Результат социального формирования личности. Как процесс она озна­чает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свиде­тельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление —

Раздел II. Социальное формирование личности

Глава 4. Педагогика социального становления личности

это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребе­нок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстни­ков. В этом случае социализация как результат характеризует соци­альный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смыс­ле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общест­венные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, соци­альных групп и личности. В более узком смысле — это нравствен­ные и эстетические императивы (требования), выработанные чело­веческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальный опыт представляет собой совокупность соци­альных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные прояв­ления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимо­действия с другими людьми, профессиональной деятельности, вы­полнения различных социальных ролей.

Наследственные и врожденные особенности составляют определен­ный потенциал, определяющий предрасположенность человека в раз­витии. В процессе социального развития и воспитания человека он может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не осу­ществлен. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в формировании человека, становлении его как личности. Такие пред­расположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности.

Позитивные предрасположения — это наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного раз­вития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Это главным образом важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.

Негативные предрасположения — это те характерные особенности, которые либо ограничивают его в возможностях социального разви­тия, либо имеют четко выраженный отрицательный социальный ха­рактер, что может негативно сказаться на его социальном развитии.

В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетичес­кое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.

Сторонники биогенного (биогенетического) направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью. Именно от лее зависит, кем может стать в будущем этот человек. С позиции науки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследствен­ность определяет только возможное, но не достаточное для социаль­ного развития личности. Нужны еще соответствующие условия для их реализации и порой значительное личное участие человека.

Отрицательные наследственные предрасположения в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и т.д., являются усло­виями, которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение появления условий, которые могли бы сти­мулировать развитие у них негативных предрасположений, позволя­ют предусматривать и в значительной степени сдерживать возмож­ность их социально-негативного развития и воспитания. В этом, по сути, и состоит профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным ребенком, причем не только с ним, но и с его непо­средственным окружением, прежде всего с родителями (лицами, их заменяющими).

Сторонники социогенного (социогенетического) направления в пе­дагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка, что хотел бы воспитатель. Если ребенок не имеет предрасположения к тому, что у него развивают, перспективы будут ограничены. Имеют место факты, когда воспитатель, не реализовав собственный позитив­ный потенциал в развитии и воспитании ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся на саморазвитии и самореализации. Характерно, что если не считаться с возможностя­ми ребенка, то можно «сломать» его, разрушить личность. Послед­ствия такой воспитательной деятельности иногда могут привести к серьезным социальным и личностным проблемам^ потребуется значи­тельная помощь психиатра или психолога.

Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства не только биогенного и социогенного подходов, но и других в воспита­тельной работе с ребенком. В процессе социального развития и вос­питания ребенка необходимо знать его индивидуальные особенности и возможности. Одновременно следует уметь создавать средовые усло­вия, позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную Реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ре-

Раздел II. Социальное формирование личности

Глава 4. Педагогика социального становления личности 47

Факторы среды — это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллек­тив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в ко­торые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр.

Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа­цию человека. К ним относятся: макрофакторы — космос, планета, мир; мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы — ин- ; статуты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Десоциализация (от фр. йез. — приставка, означающая уничтоже­ние, удаление чего-либо и социализация) — утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, от­пуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дис­комфортные для этого человека условия самопроявления и пр.) соци­ального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловле­ны различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни­ем человека, сдерживающими проявление его активности в естествен­ной для него среде, самоограничениями либо сменой характера при­вычной для него деятельности, способствующей приобретению иного

социального опыта. Состояние организма создает настроение, жела­ние и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не­гативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность. Сре-довые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус­ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив­ность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич­ности. Воспитательные факторы характеризуют результат или осо­бенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую воз­можностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц.

Десоциализация может играть положительную или отрицатель­ную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не­гативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним. Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де­ятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.

Ресоциализация (от лат. ге. — приставка, обозначающая повтор­ное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) — восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз­недеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест­венно оказывают влияние различные факторы, в том числе личност­ные, средовые и воспитательные.

Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще­ствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че­ловечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос­ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со­циальные роли.

Раздел II. Социальное формирование личности

Глава 4. Педагогика социального становления личности

Роль — это жизнедеятельность человека в системе норм, определя­ющих его поведение, общение и отношения в данной социальной по­зиции. Социальная роль — поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией и пр. Социальная роль может быть усвоена им на уровне знакомства (знает суть деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет умением на уровне специалиста, опытного человека).

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельнос­ти. В процессе социализации он проходит определенные стадии (этапы) и ступени.

Существуют различные подходы к выделению этапов социализа­ции, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.

В 1920-е гг. выделяли этапы, ориентированные на анатомо-фи-зиологические изменения организма ребенка. В 1970-е гг. Д. Б. Эль-конин (1904—1984) предложил возрастную периодизацию разви­тия психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники — игра; младшие школьники — обучение; подрост-

ки — интимное личное общение, юноши — учебно-профессиональная деятельность. В 1980-е гг. А.В. Петровский выдвинул концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее ре­ферентными для него группами.

Существует подход выделения стадий социализации человека в за­висимости от отношения его к трудовой деятельности: возрастные (Ловингер): 1) досоциальная (младенчество); 2) импульсивная (ран­нее детство); 3) самозащитная («дельта», раннее детство); 4) конфор­мистская (позднее детство/отрочество); 5) сознательная (отрочест­во/юность); 6) автономная (юность/зрелость); 7) интеграционная (взрослость); (Кеган): 0) инкорпоративная (младенчество); 1) им­пульсивная (от 2 до 7 лет); 2) имперская (7—12 лет); 3) интерперсо­нальная (13—19 лет); 4) институциональная (ранняя взрослость); 5) интериндивидуальная (взрослость); по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) — до школы, стадия обучения; трудовая — стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая — стадия выхода на пенсию, стадия самореализаии на пенсии.

Основные ступени социализации человека: идентификация, инди­видуализация, персонализация.

Каждый человек в отдельности — индивид — это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (от лат. 1патос1иит — неделимое) по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Ното 8ар1еп5. Он — носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация" (от лат. ЫепИпсаге — отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856—1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:

а) первичная идентификация в младенчестве — примитивная

форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;

б) вторичная идентификация — проявление защитного механиз­

ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с

наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо­

бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю­

бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым

в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с .

невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в поло-

Раздел II. Социальное формирование личности

Глава 4. Педагогика социального становления личности

жении объекта психологически вживается в его состояние, болезнен-1 но переживая его.

В процессе социализации происходит развитие особенностей кон- ] кретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что 1 все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобра­зие, уникальность, обретает неповторимую самобытность. Индивиду- | альность означает особенное, самобытное, свойственное данному ин-1 дивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в | мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и | жизненных смыслов.

Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация — утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окру- ! жения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечива-1 ется анонимность и не концентрируется внимание на отдельном ин­дивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и | школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регла­ментации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.

В процессе социализации происходит персонализация (от лат. рег- ; зопа — личность) — процесс, в результате которого субъект получает ■ идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский). I

Имеет место и деперсонализация — как следствие отчуждения про- I дукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда I (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). I Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания ] себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок 1 кому-нибудь другому.

Личность — это конкретный человек, наделенный сознанием, ин- | дивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. 1 В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как | субъект социальных отношений и сознательной деятельности, | В узком смысле личность, обладающая системным качеством, опреде­ляется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.

На социализацию человека значительное влияние оказывают на­следственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль \ в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объ­екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци- | ального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый

(человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать я интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, кото­рая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль лич­ности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, обще­нии, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обу­словливающие самопроявление личности на различных возрастных эта­пах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Социальное развитие человека

Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят качественное и количественное изменения. Социальное развитие личности — это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания.

Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамен-та, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоак-тивности и пр.

Выделяют актуальный и потенциальный уровень развития ребен-ка. Первый свидетельствует о возможности ребенка самостоятельно решать задачи. Другими словами, по уровню развития он представляет собой личность в настоящий момент. Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) свидетельствует о ранних возможностях развития ребенка. Потенциальный уровень — это его индивидуальные способности, которые могут быть в нем реализованы в дальнейшем.

Социальное становление человека тесно связано с его психикой. В специальной литературе выделяют такое понятие, как «психосоциальное развитие». Его особенности на этапе раннего возраста (Мэри Эйнверт и Джон Болби) заключаются в следующем: приспособление и интерес к миру (с момента рождения до 3 месяцев); влюбленность (от 2 до 7 месяцев); развитие интенциальной коммуникации (от 3 до 10 месяцев); появление устойчивого чувства Я (от 9 до 18 месяцев); возникновение эмоционального воображения (от 18 до 36 месяцев); эмоциональное мышление (от 30 до 48 месяцев).

Источники:
Глава 4
По-видимому, можно развить парафраз отношений между целостностью взрослого и младенческим поведением, сказав, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают
http://zdamsam.ru/a30280.html
Развитие социальное
Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 . Смотреть что такое «Развитие социальное» в других словарях: РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — англ.
http://human_ecology.academic.ru/1691/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%C2%A0_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5
Социальное развитие человека
Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате разви­тия происходят качественное и количественное изменения. Социаль­ное
http://allrefrs.ru/2-43915.html
Социальное развитие человека
§ 1. Социальное развитие человека: Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят качественное и количественное изменения. Социальное развитие личности — это количественное и качественное … — — в большой интернет библиотеке
http://bib.social/psihiatriya-psihologiya_915/sotsialnoe-razvitie-cheloveka-71081.html

COMMENTS