Система никитиных развитие детей

Методика раннего развития детей. Методика Никитина

Рассмотрим методику раннего воспитания детей – методику супругов Никитиных.

Все наши принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать, а помогать развитию, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития. (Б. Никитин)

Имя супругов Никитиных на слуху не только у психологов, педиатров и воспитателей. В свое время благодаря СМИ о новаторах-педагогах знала вся страна, а книги Бориса Павловича становились настольными для миллионов семей во многих странах мира. Прошло не одно десятилетие, но Борис Никитин был и остается признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, которые опередили свое время и которые еще предстоит оценить научному и педагогическому сообществу. Его трудами заложены принципы родительской, внешкольной педагогики, что особенно важно сейчас.

Еще в 1958 году Никитин вместе со своими коллегами — молодыми педагогами и воспитателями — выступил с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Но к сожалению, эти инициативы в то время поддержки не нашли.

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИИ Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН.

В 1958 году Никитин организовал группу педагогов с целью повторить опыт знаменитого Антона Семеновича Макаренко. В том же году он встретил свою будущую жену Лену Алексеевну, которая стала его верным другом и соратником.

О Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Не привыкшие к новшествам жители подмосковного поселка Болшево только и говорили о «странной» семье. Многие не понимали, как образованные Родители могут брать на себя ответственность растить, закалять и учить семерых детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Действительно, это казалось невероятным: пышущие здоровьем никитинские дети босиком бегали по снегу; выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные Борисом Павловичем самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, сразу одолевали программы старших школьников.

Сегодня Никитиных нередко упрекают в том, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали ни великими учеными, ни выдающимися личностями. Мол, стоило ли копья ломать? В ответ сторонники педагогов говорят, что в первую очередь обвинять следует не Никитиных, а систему, которой не нужны были ни вундеркинды, ни просто независимые, самостоятельно мыслящие люди.

Никитин был первым — и очень долгое время единственным, — кто писал не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Воспитатели нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять традиционной практике, при которой детям по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством педагогов. Вопреки устоявшимся правилам Никитины закладывали в то время основы родительской педагогики.

В работах самого Никитина — неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы XX века он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику домашнего театра в решении задач духовного и творческого воспитания, дал множество других приемов и рекомендаций.

В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей, что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

Сегодня уже нет необходимости снимать картинки с деревянных кубиков, чтобы переделать их в соответствии с методикой Никитина: их легко можно купить в магазине. Но не менее важно услышать негромкий голос самого Бориса Павловича Никитина, всю жизнь бескорыстно проповедовавшего любовь и безмерное уважение к детям. И если хоть что-то в педагогической системе начинает сегодня потихоньку меняться, мы обязаны этому человеку и его семье.

На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате многолетних исследований и наблюдений педагог сформулировал фундаментальный «закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей». При этом он не только обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения его негативного влияния на уровень интеллектуального развития будущих поколений.

Фактически Никитин был одним из немногих педагогов, кто всегда самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Руководимый им авторский Центр никитинской педагогики стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом настоящего откровения, где открывались новые возможности и перспективы семейного воспитания.

Предложенные Никитиным методы естественного развития, а также развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время автор рекомендует использовать для обучения детей практическим навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал с резкой справедливой критикой школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 % их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны и интересам государства — с другой.

Никитиных и сегодня многие называют классиками советской педагогики. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку стать самостоятельной, гармонично развитой личностью.

❧ На протяжении сорока лет их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. (Н. Амосов)

Опыт Никитиных подтверждает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться.

В одной из своих книг Борис Павлович писал: «Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждую свободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него и удивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Но вскоре к этой родительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?

Почему он становится напряженным, когда берешь его прохладными руками? Почему он сопротивляется надеванию чепчиков? И т. д. и т. п. А сынишка рос, и вопросов прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставляя малышу свободу действий, давая ему возможность самому определять, например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять, — словом, во многом доверились природе. Мы наблюдали и записывали все, что казалось нам наиболее интересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалось уже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи.

Малыш, оказывается, может гораздо больше, чем об этом пишется в популярной литературе. А когда родился еще один сын, мы стали обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными пальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. С первого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всяких платков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет. »

По мнению Никитиных, традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность, или сверхзаботливый уход, и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Такой подход ведет к так называемому «психологическому голоданию», задержке в эмоциональном и психическом развитии и — в итоге—к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит прежде всего труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Первый принцип воспитания «по Никитиным»: свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Предлагать что-то новое — действие или знание — ребенку нужно тогда, когда он проявляет к этому интерес.

Второй принцип: все, что малыш может сделать сам, он и должен делать самостоятельно. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать с ним, но не за него. Не подсказывать! Только в этом случае ребенок вырастет самостоятельным, любознательным и инициативным.

Третий принцип: естественное сочетание как физического, так и умственного развития малыша. Благодаря этому методика хорошо подходит как раз для физически ослабленных детей.

И наконец, четвертый принцип: в процессе обучения и развития ребенка важнейшую роль играет совместная деятельность, общая работа. Девочки помогают по хозяйству матери, мальчики — отцу, осваивая при этом навыки ведения хозяйства. Кроме того, такая совместная деятельность — вид эффективного общения, на которое порой просто не хватает времени.

Также, по Никитиным, важнейший стимул для развития малыша — похвала. Поэтому следует не забывать хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах.

Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему и как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия.

Главным открытием на этом пути было то, что в таких условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, «путешествовали» по карте мира и т. д. При этом они становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее — тоже не по годам. Никитины понимали: знающий человек — это прекрасно, но он должен творчески осмысливать свое дело, свое место в жизни, а для этого необходимо способности и умение применять на практике, в труде, в любой жизненной ситуации.

◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Супругам Никитиным присущи чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками. (И. Аршавский)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

Методика раннего развития семьи Никитиных

Воспитание и развитие ребенка по Никитиным. Как играть в развивающие игры

Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность. То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.

Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх , соревнованиях, да и вообще — в самой жизни детей.

У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом — это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи — не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка — само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Методика

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных — то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным условием творческой деятельности — делать всё самостоятельно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется — «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий — пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом — по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это — желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и — разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой — части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Возраст для начала этой игры указан разный, от З до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу — целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

«Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.

Игры Никитина. . затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с У моих детей только » Сложи квадрат «. Достаточно интересно. Сейчас смотрела на сайте и заинтересовалась уникубом и » сложи узор «.

Еще у Никитина про дроби классная штучка, круговая. Очень детям нравится, и похоже, эффект надолго — по крайне мере у старшей с дробями вообще проблем или недопонимания нет.

а вообще — от ребенка зависит )

Всякие развивающие игры — куча, типа квадраты Никитина, Уникуб, Сложи узор и др. Машины всевозможные, это ясно :), Велосипед, самокат, ролики, спорткомплекс — все есть. КУБИКИ НЕПОШЛИ.

А вы играете в игры Никитиных ? В какие? Мы играем в « Сложи квадрат »(1-ый уровень полностью Темка складывает ) и «Дроби». Недавно стали осваивать « Сложи узор » — дорожки и квадраты пока. Кроме известных « Уникуб », «Кубики для всех» (кажется так?).

Раздел: Развивающие игры (кубики никитиных сложи узор ). Игры Никитина. . затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и в уникубе в отличие от сложи узор кубики не одинаковые, плюс их надо складывать объемно.

Если Вам не удалось сейчас заинтересовать, отложите -попробуйте позже. Моя дочка однажды сама сложила красную дорожку и гордо позвала меня, хотя до этого мы играли и собирала только я. Я ей предложила еще одну идею — не понравилось, снова отложили и т.д.

А книжка эта http://www.vilkoff.com/baby/nikitiny-razviv-igry/nikitin_razviv_igry.html?

Авторские игры Бориса Никитина » Сложи узор «, » Уникуб «, » Сложи квадрат «. » Уникуб » дает представление уже о трехмерном пространстве. У кого есть Уникуб Никитиных ? Он действи. Мой сын очень любил этот сложи узор, а уникуб не особо.

Всякие развивающие игры — куча, типа квадраты Никитина, Уникуб, Сложи узор и др. Методика раннего развития семьи Никитиных. Сейчас смотрела на сайте и заинтересовалась уникубом и » сложи узор «.

задания к » сложи узор «. Развивающие игры. Раннее развитие. Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. У кого есть Уникуб Никитиных ? Он действи.

Там есть задания :))

квадраты Никитина. Развивающие игры. Раннее развитие. Игра называется » Сложи квадрат «. Бывает 3-х уровней. Больше всего похоже на паззл :)) Продается там же где и все развивающие игрушки.

Кубики » Сложи Узор » как нельзя лучше подходят для первого знакомства с развивающими играми. Кто-нибудь знает где взять электронный вариант узоров для кубиков Никитина » Сложи узор » ? У кого есть Уникуб Никитиных ?

Авторские игры Бориса Никитина » Сложи узор «, » Уникуб «, » Сложи квадрат «. » Уникуб » дает представление уже о трехмерном пространстве. Мой сын очень любил этот сложи узор, а уникуб не особо.

«Сложи квадрат» в виртуальном магазине сайта Раннее развитие




7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

Методика Никитиных: суть и отзывы

Елена и Борис Никитины стали известны в нашей стране как учителя, родители и авторы, которыми была изобретена оригинальная методика воспитания детей. Кроме того, они являются приверженцами идеи, что творческие способности малышей формируются с раннего детства. Никитины — счастливые родители семерых детей и бабушка с дедушкой двадцати четырех внуков.

Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное — успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения.

Борис Никитин — основоположник идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей. То есть пространство, в котором они постоянно находятся (дом или квартира), должно быть наполнено пособиями и играми, способствующими развитию творчества и интеллекта, а также снарядами для физических упражнений.

Кроме того, необходимо много времени уделять занятиям со своим ребенком. Методика Никитиных устанавливает, что особое внимание нужно обращать на то, чтобы пособия для обучения малыша были немного сложнее на сегодняшний день, чем его возможности.

Чтобы лучше понять названную методику, следует рассмотреть ее некоторые основные идеи.

Игра «Уникуб»

В качестве поддерживающих описанную методику игр Никитины использовали «Уникуб». Он понравился многим последователям названной методики. В эту игру входят 27 кубиков. Каждая из их граней покрашена в желтый, красный и синий цвета. С помощью них ребенок узнает, что такое трехмерное пространство. И благодаря этой игре, в будущем он сможет лучше освоить такие сложные науки, как черчение и математика.

В качестве дополнительных материалов к «Уникубу» прилагаются 60 видов заданий, каждое из которых имеет определенный уровень сложности.

Самое простое рассчитано на ребят в возрасте от 2 до 3 лет. Как говорят Никитины, методика раннего развития рассчитана на несколько завышенные требования для ребенка, дающие ему возможность расти и развиваться. В этом их поддерживает множество родителей, но часть специалистов считает, что давать «Уникуб» маленьким не стоит, так как развивать пространственное мышление в возрасте 2 или 3 лет не имеет смысла. Специалисты советуют играть в «Уникуб» младшим школьникам.

Методика Б. Никитина основана на том, что родители не должны заставлять малыша заниматься, если он не хочет это делать — не следует принуждать ребенка. А значит, и начинать разбираться с заданиями нужно с игры, которая должна проходить в свободной форме. Построенную модель можно изобразить на бумаге вместе с малышом.

Для начала взрослые должны сами познакомиться с правилами игры. Авторы «Уникуба» советуют родителям попробовать собрать грани одних и тех же оттенков самостоятельно. Должен получиться куб. Малышу, конечно, может понадобиться помощь мамы или папы, но в будущем он будет с удовольствием играть сам.

Если же у ребенка не получается какая-либо модель, то взрослый не должен помогать. Лучше будет, если малыш на некоторое время отложит игру, а потом приступит к ней с новыми силами, пока не разберется сам. Как утверждает методика Никитина, кубики понравятся любому ребенку.

Никитины в своей книге «Интеллектуальные игры» дают рекомендации начинать заниматься с «Уникубом» с того момента, когда малышу исполнится 3 года. Дети могут сами определить, каков уровень их возможностей, при выборе заданий.

Но, как уже говорилось ранее, часть специалистов и педагогов настаивают, что данная игра больше подходит для дошкольников. «Уникуб», по их мнению, станет отличным подспорьем для родителей, которые готовят детей к поступлению в первый класс. Малыш благодаря таким занятиям станет более внимательным и усидчивым.

Следующая игра, которая входит в развивающую систему Никитиных, рекомендуется для развития логического мышления. Как утверждают авторы, она подойдет малышам, находящимся в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. «Сложи квадрат» выглядит как набор из различных геометрических фигур, из которых нужно собирать квадраты. Каждая их деталь покрашена в одинаковый цвет.

Игра представлена тремя уровнями сложности. В первом квадрат складывается из двух частей, во втором — из трех. С каждым новым уровнем число деталей увеличивается.

Методика развития Никитиных предполагает, что совсем маленьким детям рекомендуется давать не более трех деталей для собирания. Что же касается малышей постарше, то они могут разобраться с квадратом из пяти частей. А дети, которые готовятся к школе, могут брать задания и посложнее – от семи деталей.

Насколько успешно будет выполнено задание, зависит в первую очередь от заинтересованности малыша в игре и уровня его подготовки. По отзывам родителей, лучше всего начинать играть в «Сложи квадрат» с обычных заданий. Такой подход пробудит у ребенка интерес к занятиям. Кроме того, каждое правильно выполненное задание нужно закреплять похвалой. Никитины убеждают, что такой метод закрепит положительное отношение к игре.

Каждая из составных частей перемешивается взрослым, после чего малыш рассортировывает все по нужным цветам. Для этого он выбирает кучку деталей одного оттенка и постепенно складывает небольшого размера квадраты. Делать это нужно не торопясь, и каждая часть в результате должна превратиться в большой квадрат. Игру следует усложнять постепенно. Три первых квадратика составляют из трех деталей, а следующие уже из четырех и т. д.

С помощью такой игры, как утверждают приобретшие ее родители, малыш может легко развить сообразительность, пространственное мышление и ощущение цвета. Ребенок учится логике, думая, какой набор геометрических фигур можно составить в квадраты. Следует постепенно усложнять задания «методом ледокола». То есть нужно на время перестать заниматься сложным заданием, чтобы с ним было легче справиться в дальнейшем. Такой подход позволяет детям решать задания самостоятельно, без участия мамы и папы.

В следующую игру, по словам Никитиных, могут играть дети от 2 лет. Хотя, по отзывам родителей, и дошкольникам более старшего возраста интересно создавать узоры по образцу.

Игра представлена в виде 16 кубиков совершенно одинакового размера, каждая из граней которых покрашена в однотонный — синий, белый, желтый и красный — цвета. Остальные имеют диагональное разделение. Помимо того, они имеют контрастные оттенки (желто-синий и красно-белый).

В дополнение к коробке с игрой прилагается понятная инструкция, в которой представлены узоры методики Никитина различной сложности.

С помощью такого обучающего развлечения можно развить пространственное и образное мышление, художественные и конструкторские способности, а также фантазию и внимание. Названная игра пришлась по вкусу родителям малышей, более того, они обнаружили, что создать такие кубики можно и самостоятельно. Для этой цели подойдут любые кубики из картона, дерева или пластмассы. Их грани можно окрасить или обклеить с помощью цветной бумаги.

Каждое из заданий в названном развивающем развлечении имеет свой уровень сложности, поэтому малыш может сам выбрать подходящий ему по силам.

Каждый узор можно придумать самостоятельно или складывать по имеющемуся образцу. Во время наблюдения за старшими, которые создают конструкции, малыш с удовольствием сам начнет подражать им, а потом и делать свои рисунки. Маленькие дети могут сначала выполнить узор в натуральном масштабе на бумаге, а потом создать собственные изображения из геометрических фигур.

Никитины советуют освоить так называемый метод ледокола, о котором уже говорилось ранее. Это значит, что каждое из занятий следует начинать с небольшой паузы, при этом уйдя в обучении назад на несколько шагов. После того как малыш уже сможет повторить задание, с которым он знаком, мама или папа предлагают ему новое.

Кстати, взяв на вооружение «метод ледокола» Никитина, методика и технология работы социального педагога получат хорошее подспорье. Ведь любая сложность в жизни ребенка может решаться так же. Если проблему не удается преодолеть сразу — лучше оставить ее решение и заняться им спустя некоторое время, с новыми силами.

Вопрос, как заинтересовать игрой ребенка, волнует многих родителей. Для этого следует не отступать от некоторых принципов:

Спорные моменты

Описываемая методика вызывает до сих пор много споров. Как подчеркивают ее противники, Елена и Борис Никитины делали основной упор на развитие интеллекта, трудовых навыков и физических возможностей детей, но не уделяли внимание нравственной, гуманитарной и эстетической стороне воспитания. С помощью этих занятий, говорят они, происходит интенсивное воздействие на левую половину мозга, а правая практически не затрагивается.

То есть в случае если у малыша наблюдаются склонности к гуманитарным наукам, занимаясь по системе Елены и Бориса Никитиных, родители могут упустить возраст, который чувствителен к развитию таких способностей.

Еще один важный вопрос касается физического закаливания. Несмотря на то что методика семьи Никитиных очень рекомендует это, осуществляя такие процедуры, следует не перестараться. Нужно следить за самочувствием своего ребенка. Есть дети, которые прекрасно реагируют на температуру +18°С, но есть и категория, не переносящая такие условия. В этом случае следует смягчать условия.

Но в целом, если выбрать из методики Никитиных только то, что подходит ребенку, как подчеркивают ее последователи, можно развить его способности без особых усилий.

Методика раннего развития Никитиных: преимущества и особенности системы

С самого рождения ребёнка родители задумываются о том, как помочь ему освоить необходимые навыки, раскрыть творческие и интеллектуальные способности. Сегодня есть возможность отдать карапуза в специализированный центр или заниматься с ним дома по какому-либо авторскому методу. Одной из известных систем, позволяющих развивать и воспитывать малышей в процессе игр с раннего возраста, является методика семьи Никитиных. Что же предлагается брать за её основу и насколько она подходит современным детям?

Основные цели системы воспитания и раннего развития детей Бориса и Елены Никитиных

Борис и Елена Никитины — опытные педагоги и родители 7 детей. Они на своём собственном опыте разработали методику развития, которая приобрела большую популярность в 80-х годах XX века.

Деятельность Никитиных привлекла внимание общественности к уникальным возможностям раннего развития детей

Основа системы воспитания детей, по мнению Никитиных, состоит в естественности процесса: помогать малышу раскрываться нужно как можно раньше. Чем младше ребёнок, тем успешнее он показывает себя в процессе обучения. Если упустить момент и не подтолкнуть его к развитию скрытых способностей, то их задатки позже уже невозможно развернуть в полную силу.

Сами Никитины воспринимали свою систему воспитания не как методику, а как образ и стиль жизни. Она включает в себя не только принципы раннего развития, но и образ жизни детей с самого зачатия. Следует выделить основные моменты.

Плюсы и минусы системы Никитиных

Существует много последователей методики воспитания Никитиных, но нельзя забывать и о минусах этой системы.

Положительные и отрицательные моменты в системе воспитания Никитиных — таблица

  1. Ребёнок принимает решения самостоятельно. Он занимается чем хочет, сколько хочет и когда хочет. Родители же предоставляют ему необходимые материалы для развития.
  2. Специальная окружающая среда позволяет максимально раскрыть физические и интеллектуальные способности малыша.
  3. Авторски разработанные игры помогают быстро развивать мышление, логику, интеллект.
  4. Начало занятий в раннем возрасте даёт возможность ребёнку быстро усваивать новые знания, применять их, руководствуюсь собственными логическими выводами.
  1. Некоторые врачи ставят под сомнение необходимость и безопасность динамической гимнастики для новорождённых, которая предусматривает активное развитие рефлексов у младенцев с самого рождения. Ведь все дети индивидуальны и спешка в этом процессе не рекомендуется специалистами.
  2. Система оздоровления детей также вызывает много споров: чрезмерное закаливание, хождение в очень лёгкой одежде требуют особого подхода к каждому ребёнку.
  3. Проблемы с социумом. Никитины чрезмерно спешили в развитии, дети шли в школу младше положенного возраста, а потом ещё и перепрыгивали целые классы. Это отражалось на общении с одноклассниками, которые были на несколько лет старше. Учителя также не могли адаптироваться в процессе обучения и найти подход к самым младшим ученикам. Психологи утверждают, что только с 7 лет ребёнок приобретает способность абстрактно воспринимать вещи, усваивать информацию и осмысливать её. Конечно, шестилетка будет стараться не отставать от одноклассников, но для этого ему необходимо приложить титанические усилия.
  4. Недостаточное эмоциональное развитие. Методика предусматривает быстрое и постоянное совершенствование физических навыков и интеллекта, но не уделяет внимания эмоциональной сфере, похвале и мотивации детей. Здесь приветствуется принцип: быстрее, проще, без изысков. Это касается питания, одежды и других вещей.

Система Никитиных для детей до года

Методика Никитиных предусматривает воспитания и развития детей с самого рождения. Основные принципы системы для малышей до года:

  • физическая культура тела:
    • ребёнку предоставляется полная свобода движения с рождения;
    • как можно меньше одежды в любое время года;
    • больше физической активности;
    • закаливание и динамическая гимнастика;
  • питание: грудное вскармливание по требованию, прикладывание к груди сразу после рождения и до появления первого зубика, далее еда должны быть самой простой, без деликатесов, скромной и питательной;
  • специальная окружающая среда: создание условий с младенчества, чтобы малыш рос и быстро развивался;
  • роль родителей: мама и папа с первых дней крохи ведут дневник наблюдений, куда записывают всю информацию о нём и на её основе лечат карапуза и следят за его самочувствием;
  • интеллектуальное развитие: знакомить ребёнка с заданиями при помощи логических игр, кубиков следует как можно раньше, уже в 10–12 месяцев.

С момента рождения малыш быстро растёт, поэтому сразу нужно задуматься о его физическом развитии. С первых дней Никитины рекомендовали заниматься динамической гимнастикой. Сразу же начиналось и закаливание: ребёнка ненадолго оставляли голеньким, в остальное время на него надевали только белье или минимум лёгкой одежды. Как только карапуз начинал учиться ходить, можно было немного топать босиком по снегу.

По убеждению Никитиных, физическим развитием ребёнка нужно заниматься с самого рождения

Интеллектуальное развитие также начинается в столь раннем возрасте: ребёнку предлагают рисовать или играть с развивающими игрушками. Детям 10–12 месяцев можно дать геометрические рамки-вкладыши: сначала малыш будет пытаться поставить элементы на нужное место, а со временем поймёт, как собрать квадрат полностью. С помощью таких рамок он легко запомнит цвета и фигуры.

Метод Никитиных в развитии дошкольников

Никитины были против детских садов и школ и рекомендовали свести пребывание детей в учебных учреждениях до минимума. Они считали, что строгие рамки, режим и программа не дают естественной свободы и угнетают творческие и интеллектуальные способности, и старались дать больший объём информации в наиболее сжатые сроки именно дома.

Основные принципы развития детей дошкольного возраста включают в себя:

  • труд — обязательный вид деятельности для ребёнка;

Как только кроха научился ходить, его можно привлекать к домашним обязанностям. В младшем возрасте это складывание игрушек и своих вещей, в более старшем — помощь по дому, уборка, мытьё посуды, работа в саду или на улице.

Ребёнка не заставляют выполнять то или иное упражнение, он сам решает, чем заняться в свободное время и сколько будет продолжаться игра. Родители не настаивают, но и не помогают малышу в процессе познания новых навыков.

Закаливание: мнение педиатра — видео

Методика Никитиных предполагает раннее знакомство детей с буквами, основами математики, информацией об окружающем мире. Именно для этой цели автором системы были придуманы многочисленные логические игры и головоломки. Малышей учили по географическим картам и другим пособиям. Все это направлено на развитие разных навыков.

  1. Интеллектуальные игры помогают ребёнку развивать логику, математические способности и мышление.
  2. Творческие игры: здесь не нужны специальные материалы и пособия, занятия расширяют фантазию крохи и его творческие способности. Можно, например, угадывать слова или искать выход из сложной ситуации.
  3. Обыгрывающие игры знакомят малыша с окружающими предметами быта (часы, телевизор, телефон и т. д.), объясняют механизм их действия.

В процессе игры необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • сначала выполняются лёгкие задачи, а как только дети справятся с ними, задания усложняются, что даёт возможность использовать одни и те же игры в разном возрасте;
  • ребёнку необходимо самостоятельно понять, как выполнить задание, он может пользоваться инструкциями, картинками, образцами, но найти решение должен сам, без помощи взрослых;
  • в играх практически нет правил, малыш может составить сам новый узор, пирамиду или другую фигуру.

Вся система раннего развития Никитиных построена на играх, которые пользуются популярностью и сегодня.

Больше всего заданий по методике Никитиных представлено в виде кубиков. Они отличаются размером, сложностью и правилами игры.

Детям интересно заниматься с кубиками: у них активно развивается мелкая моторика, ребёнок изучает цвета и геометрические фигуры, развивается воображение, логическое и творческое мышление.

Все игры с кубиками различаются по возрастной категории. Самые знаменитые из них:

  • «Сложи квадрат» для детей от 2 до 6 лет;
  • «Сложи узор» для детей от 4 до 8 лет;
  • «Дроби» для детей от 3 до 7 лет;
  • «Кирпичики» для детей от 2 до 6 лет;
  • «Кубики Никитина для всех» для детей с 5 лет;
  • «Уникуб» для детей с 6 лет.

Самые востребованные игрушки по методике Никитиных — фотогалерея

В основе этой игры 27 кубиков, которые представлены семью сложными конструкциями. Каждая конструкция состоит из трёх-четырёх частей, соединённых вместе и имеет свой цвет.

Ребёнок, играя с кубиками, учится выбирать те конструкции, которые нужны для определённой модели. В процессе творчества развивается пространственное мышление и умение комбинировать.

Предназначение игры «Сложи узор»

В этом наборе используется 16 кубиков, каждая грань которого окрашена по-разному. Складывают их в деревянную или картонную коробку. В процессе игры ребёнок учится собирать предложенные в инструкции узоры. Занятия развивают мышление, логику, творческие способности и фантазию, учат детей анализу и комбинированию. Малыш может сам придумать новую картинку.

В самом начале занятий с набором «Сложи узор» ребёнок использует два кубика, затем задача усложняется и малыш складывает картинку из четырёх частей, постепенно увеличивая их количество.

Описание кубиков «Сложи квадрат»

Эта игра имеет 3 уровня сложности. В каждую из категорий входит по 12 квадратов, которые расположены в рамке с углублениями. Кубики разделены на несколько частей и их нужно правильно сложить. Для маленьких детей рекомендуется начинать занятия с небольшого количества элементов, постепенно увеличивая их число. Для начала ребёнок может подобрать все нужные части по цветам. Следующий шаг — пробовать правильно собрать фигуру.

Игра развивает терпение, мышление и усидчивость. Она учит малыша тому, что большое целое состоит из более мелких частей, тренирует цветоощущение и сообразительность.

«Кирпичики» и «Разноцветные постройки»

Набор «Кирпичики» состоит из 8 одинаковых по размеру неокрашенных брусочков. Собирая из них пространственные модели, дети развивают воображение и умение работать со схемами. В более старшем возрасте школьнику можно предложить зарисовать построенное сооружение, практикуя таким образом навыки черчения.

«Разноцветные постройки» не принадлежат к играм, придуманным семьёй Никитиных, но пользуются большой популярностью у детей. В набор входят окрашенные в разные цвета деревянные блоки и расчерченные карточки, на которых начинают строить фундамент. Такие игры развивают у детей чувство симметрии и асимметрии, ориентацию и внимательность.

Технология работы с уникубом

Уникуб представлен 27 кубиками, грани которого окрашены разными цветами. В наборе есть инструкция и примеры трёхмерных фигур, которые ребёнок может складывать.

Никитин разработал 60 различных схем для уникуба. Самые лёгкие можно пробовать детям двух-трёх лет, более сложные — даже взрослым. Развивается мышление, точность и внимательность, ведь здесь нельзя допустить ошибку, иначе конструкция не получится.

Как сделать кубики Никитина своими руками

Кубики Никитиных можно не только приобрести в магазин, но и изготовить своими руками. Для того чтобы сделать их самому, потребуются:

  • деревянные кубики (количество зависит от того, какой набор вы хотите изготовить);
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • цветная бумага или картон;
  • скотч.
  1. Намочите кубики водой, чтобы старая картинка отклеилась. Очистите все грани от бумаги и клея.
  2. Из цветного картона вырежьте квадраты разных цветов.
  3. Обклейте каждый кубик. Комбинирование цветов зависит от того, какой именно набор вы хотите сделать.
  4. На заключительном этапе обклейте кубики скотчем. Игра готова.

Система Никитиных направлена прежде всего на естественный процесс занятий. Ребёнок в равной степени раскрывается физически и интеллектуально с самого рождения. Авторы методики акцентировали внимание на полной свободе детей: малыш сам принимает решения относительно вида занятий, их продолжительности и сложности. Родители не вмешиваются в процесс, не помогают и не хвалят. Они наблюдают и предлагают новые задания, которые их чада выполняют только сами.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на источник

Материал публикуется исключительно в ознакомительных целях и ни при каких обстоятельствах не может считаться заменой медицинской консультации со специалистом в лечебном учреждении. За результаты использования размещённой информации администрация сайта ответственности не несёт. По вопросам диагностики и лечения, а также назначения медицинских препаратов и определения схемы их приёма рекомендуем обращаться к врачу.

Источники:
Методика раннего развития детей. Методика Никитина
Рассмотрим методику раннего воспитания детей – методику супругов Никитиных. Принципы воспитания по-никитински Все наши принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать, а помогать развитию
http://razdeti.ru/rane-razvitie-detei/metodika-ranego-razvitija-detei-metodika-nikitina.html
Методика раннего развития семьи Никитиных
О методике Никитиных. Основные принципы воспитания по-никитински. Как вызвать в ребенке желание заниматься.
http://www.7ya.ru/article/Metodika-rannego-razvitiya-semi-Nikitinyh/
Методика Никитиных: суть и отзывы
Никитины — авторы интересной методики раннего развития детей. С ее помощью малыши могут проявить свои творческие способности уже в дошкольном возрасте.
http://fb.ru/article/247681/metodika-nikitinyih-sut-i-otzyivyi
Методика раннего развития Никитиных: преимущества и особенности системы
Семья Никитиных разработала свою индивидуальную методику воспитания, в которой развивать ребёнка нужно с помощью игр. В чём принципы, плюсы и минусы системы?
http://zhdumalisha.ru/rebenok/metodika-rannego-razvitiya-nikitinyih-preimushhestva-i-osobennosti-sistemyi.html

COMMENTS