Школа марии монтессори

Педагогика Марии Монтессори

Один за другим открывались институты и академии, где ученые умы старались изучить и применить на практике педагогические идеи Монтессори. Одновременно с учреждениями, где идеи изучались теоретически, создавались школы, где они применялись в работе с детьми. Миллионы детей, посещая группы-Монтессори , развивались и получали удовольствие от обучения. Школа Монтессори даже была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая многочисленная.

Школы Монтессори могут гордиться своими выпускниками, ведь среди них можно встретить довольно известных людей. Например, в такой школе училась дочь Билла Клинтона, и даже внуки и правнуки Льва Толстого. Эффективность школ Монтессори привела к тому, что в некоторых странах такие учреждения были признаны официальными государственными школами и детскими садами. Так что великая женщина, педагог и врач все-таки донесла свою идею многим людям.

Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Умерла она в возрасте 82 лет в Голландии. Целых 82 года Монтессори работала, совершала открытия в педагогике и боролась за права, как женщин, так и детей. Эта женщина удивила всю Италию, впервые получив докторскую степень и став первой женщиной-врачом во всей Италии. Несмотря на то, что она добилась признания, преподавала в Римском университете, получила ученую степень, она не останавливалась на достигнутом. Желая помочь детям получить достойное образование и стать гармонично развитой личностью, Мария Монтессори основывает «Дом ребенка» в одном из самых бедных кварталов Рима. Именно о работе в этой школе она написала великий труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики». По всему миру книга эта переиздавалась огромное количество раз.

Не стоит долго думать, чтобы понять причину нелюбви к методике Марии Монтессори со стороны диктаторов. Как Муссолини, так и Сталин, и Гитлер, поспешили запретить применение методики Монтессори, как только пришли к власти. Причиной такого отношения к методике раннего развития стала пропаганда Марии Монтессори развития свободной личности, умеющей думать и рассуждать без чьей либо помощи. Мария Монтессори изначально взяла курс на формирование чувства независимости и самостоятельности у детей, чем, разумеется, вызвала негодование со стороны вождей, желающих держать свой народ «в узде». Ни одному из сильных мира сего не было выгодно воспитывать в своей стране людей, способных противоречить их приказам и установкам. Именно поэтому методику Монтессори не только запретили, но и начали гонения всех единомышленников великого педагога.

Биография Марии Монтессори полностью объясняет ее свободолюбие. Будучи еще молодой девушкой, Монтессори яро сражалась за равные права женщин и мужчин. Она требовала, чтобы женщинам разрешили получать образование. Поразив всех своей смелостью и твердым характером, она поступает в мужскую гимназию, а потом и в университет. И все это происходит в конце 19-го века, когда подобное поведение было более чем не свойственно девушкам, особенно в Италии. Окончив университет, Монтессори становится первой итальянской женщиной-медиком . Она имеет степень доктора медицины, но, разумеется, в те времена женщинам медикам не доверяли, поэтому она еще очень долго не могла найти работу по специальности.

Через некоторое время, Монтессори начала работать в клинике для умственно отсталых детей. Наблюдая за этими детками, Монтессори неимоверно сочувствовала им и старалась облегчить их существование в лечебнице. Монтессори утверждала, что таким детям будет гораздо легче развиваться, если они не будут находиться в больничных палатах, как в тюрьмах. Она предложила обеспечить умственно отсталым детям уютные помещения, светлые и просторные игровые комнаты, игрушки и всевозможные развивающие занятия. Таким образом, она надеется улучшить состояние больных детей и способствовать их умственному развитию. Монтессори также уверена в том, что если бы с больными детьми контактировали взрослые, общались бы с ними и играли, то эти дети имели бы все шансы вылечиться и адаптироваться в обществе.

Не забываем, что эти идеи родились у молодого врача в конце 19-го века – в годы, когда с психически больными людьми никто не работал. Все, на что могли надеяться взрослые и дети с психическими отклонениями – это быть изолированными от общества в специальных лечебницах. Условия жизни в этих лечебницах мало чем отличались от условий жизни тюремного заключенного. Для традиционной медицины того времени идеи Монтессори были неприемлемы и возмутительны.

Несмотря на возмущенную общественность, Монтессори, как всегда идет против окружающих на пути к своей цели. Она решает попробовать помочь детям, страдающим психическими отклонениями. Для начала, Мария Монтессори проводит опыты и эксперименты в Римском Университете. После проведенных исследований, в 1900 году Монтессори начинает свою работу в Ортофренической школе. Это была первая европейская школа, в которой занимались детьми с аномальным развитием. Мария Монтессори становится во главе этой необычной школы и начинает свою работу.

Дети с отставанием умственного развития, которые учились в Ортофренической школе, зачастую не умели говорить или плохо говорили. Для развития речи у этих детей Монтессори создала упражнения, благодаря которым через тренировку мелкой моторики рук и пальцев, у детей развивалась речь. В пальцах находятся нервные окончания, которые при их работе стимулируют речевые центры в коре головного мозга, тем самым обеспечивают развитие этих центров.

Чтобы детям с задержкой развития было легче понимать воспитателей, были придуманы пособия и игры. С их помощью дети могли изучать окружающий мир не только по рассказам преподавателей, но и из собственного опыта. Уникальные дидактические игры Марии Монтессори помогли развивать сенсорное восприятие детей, и вместе с ним активизировало умственное развитие в целом.

Работа Монтессори не прошла даром. Ее разработки игр, упражнений и учебных пособий приносили результаты. Через некоторое время умственно отсталые дети не только научились читать, писать и считать, но и сделали это раньше своих здоровых сверстников. Удивлению персонала и родителей деток не было конца, и методика Монтессори получила мировую известность.

Успех методики обучения заставил Монтессори задуматься над теми возможностями, которые открывались перед ней. Если дети с умственным отклонением могут достигнуть невероятных результатов, то каких высот можно добиться, работая с психически здоровыми детьми? Чтобы ответить на этот вопрос, Монтессори открывает школу, где занимается со здоровыми детьми. Школа открывается в самом бедном районе Рима в 1907 году и носит название «Дом Ребенка». Теперь, как уверенна Мария Монтессори, все дети будут находиться в равных условиях, ведь как здоровым, так и больным предоставлены методики раннего развития.

Занимаясь с, абсолютно, разновозрастными детьми, Монтессори каждый день совершенствовала свои методики, внедряла в них новые игры и упражнения. На собственном опыте, исходя из предпочтений учеников, она выбирала оптимальную мебель для класса, форму стульев и столов. Мария Монтессори настолько серьезно относилась к своему делу, что не упустила даже самой маленькой детали. Это был самокритичный и требовательный педагог, который оставлял в своей методике только то, что давало наивысшие результаты. Именно поэтому программа развития Марии Монтессори не только популярна до сегодняшнего дня, но и постоянно дает отличные результаты, а ее методические рекомендации до сих пор называют Золотым материалом Монтессори.

Суть системы обучения Марии Монтессори заключается в полной свободе действий каждого ученика. Учитель только предоставляет выбор детям и помогает им в освоении того предмета, который их заинтересовал.

Однако Монтессори не забывает и о том, что свобода одного человека должна заканчиваться там, где начинается свобода другого человека. Монтессори создала в своей школе маленькое подобие демократичного общества, где каждый должен уважать права другого и быть ответственным за свои поступки. Заметим, что на тот момент общество было очень далеко от идеалов демократии. Благодаря принципам работы Монтессори дети были воспитаны, прекрасно понимали, в какое время можно играть, а в какое – пора заняться обучением. Дети в классах Монтессори знают, что никто не уберет их игрушки после игры и делают это сами без напоминаний. Именно в этих школах можно увидеть, как абсолютно разные дети занимаются в одном классе, стараясь не мешать друг-другу .

Монтессори не делила детей на классы, которые так привычно видеть нам в школах. В одной группе могли заниматься дети разных возрастов. Тем не менее, среди них никогда не замечали конфликтов и непонимания, потому что новоприбывшие дети сразу усваивали установленные в коллективе порядки. Старшие ученики учат младших, помогают им и подают хороший пример. Для школы Монтессори взаимопомощь – это абсолютно нормальное явление. Дети без проблем учат друг друга, в то время как учитель играет роль стороннего наблюдателя. Учитель может работать с учеником только в том случае, если сам ученик этого попросит, в любой другой ситуации учитель остается в стороне от процесса познания мира.

Помещения в школах Монтессори разбиты на пять секторов. В каждом секторе расположены те или иные дидактические материалы. Различается сектор практической жизни, где ребенок обучается самообслуживанию, учится выполнять основные действия, необходимые ему в реальной жизни. Так, например, дети могут постирать вещи в тазу, потом прогладить их утюгом, могут приготовить салат и привести одежду в порядок, пришив пуговицу или почистив ботинки. Сектор сенсорного развития помогает ребенку развивать свои аналитические способности и анализаторы. Так, например, он может учиться различать предметы по их основным признакам: размеру, форме, текстуре, цвету, звуку и так далее. Математический сектор, как ясно из самого названия, находятся материалы, помогающие ребенку понять такие категории, как количество, символ и математические операции. В языковом секторе дети осваивают чтение и письмо. Последний сектор, пяты, часто называют «космическим», так как дает ребёнку представление об окружающем мире, о причинах и следствиях тех или иных природных явлений, также в этом секторе ребенок изучает историю разных народов, их традиции и культуру.

Все материалы, разработанные для школы Монтессори, помогают ребенку на практике узнать все то, что в обычной школе он мог узнать только из теории. Благодаря наглядности и конкретности, эти материалы очень эффективно помогают детям усвоить необходимые знания и более того, уметь применить их на практике. Благодаря работе с ними, дети убеждаются, что Земля действительно круглая и вращается вокруг Солнца, что в сотне десять десятков и тому подобное.

Крайне важным для Монтессори являлись занятия в первом секторе – секторе самообслуживания. Умение детей завязывать шнурки быстро и аккуратно, пользоваться иглой и ниткой, умение быстро справляться даже с самыми мелкими пуговицами на одежде помогает детям не только обслуживать себя без помощи родителей. Все эти действия развивают мелкую моторику рук, а значит, способствует скорейшему овладению навыка письма и чтения. Поэтому Монтессори и считала практические действия крайне важными для ребенка.

Сообщества женщин в нашем клубе

Сообщество Монтессори-родителей. Обсуждаем особенности и специфику педагогики, обучения, социализации ребенка. Посещение детского Монтессори-сада и школы, материал, создание домашней среды для ребенка. Делимся своим опытом, отвечаем на вопросы.

Насколько полноценна методика Монтессори?

09 March 2017, 13:52 3

Вопрос к «монтессори-родителям», чьи дети посещают монтессори-сад: не кажется ли вам, что методика несколько бедновата творческим развитием?

Дочке 5 лет, с 2.5 посещает Монтессори-сад. Довольны все: и мы с мужем и ребенок с удовольствием ходит в садик. В плане обучения я всем довольна: ребенок читает, пишет, с легкостью решает математические и логические задачки, имеет приличный словарный запас слов на английском. Такое положение радует, но в принципе я не сторонник сильно нагружать детей в таком возрасте «уроками». Меня больше волнует другое: когда я вспоминаю свое собственное пребывание в

Мария Монтессори называла свой подход к обучению детей системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Она подчеркивала, что.

Изучая особенности детского развития, Мария Монтессори открыла несколько особых периодов в его жизни – периоды, во время которых ребенок наиболее.

Каждый учебный день в группе-Монтессори начинается со свободной работы. Когда малыши приходят в группу, им никто не помогает раздеться – они это.

В Монтессори-педагогике очень простая главная идея – ребенок определяет все. На вводных занятиях специально обученные педагоги разъясняют.

Будучи дипломированным врачом, Мария Монтессори заботилась не только о духовном и умственном развитии ребенка, но и о его физиологических.

Любой педагог, работающий по системе Монтессори, не раз видел, как родители ограничивают свободу действий своего ребенка. Приведя его в группу.

Каждый ребенок изначально приходит в этот мир с большим потенциалом. Он может стать кем угодно – все будет зависеть только от его желания и от.

В методике Монтессори социальные навыки по-другому называются коммуникабельностью. Только коммуникабельность – качество интуитивно воспринимаемое.

Беременность

Здоровье

Сообщество Монтессори-родителей. Обсуждаем особенности и специфику педагогики, обучения.

все права защищены

Сайт может содержать контент, запрещенный для просмотра лицам до 16 лет.

Школа Монтессори. История возникновения и современный этап развития

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Красноярский государственный педагогический университет

Факультет начальных классов

"Основы коррекционной педагогики и специальной психологии"

"Школа Монтессори. История возникновения и современный этап развития"

Студентка III курса,

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)

РОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ

О СМЫСЛАХ " КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ" ДЕТЕЙ

ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

РОЛЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА М.МОНТЕССОРИ В РОССИИ

В прошлом году педагогический мир отмечал 100-летие педагогики итальянки Марии Монтессори. Столетие именно педагогического направления, а не юбилей самой М. Монтессори. В Сан-Лоренцо, где в 1907 году был открыт первый в мире "Casa dei Bambini" – "Дом ребенка", работающий по ее системе, по этому случаю организованы фантастические по мировым масштабам торжества, а на американскую международную конференцию, посвященную этой дате, в Нью-Йорк съедутся 4 000 педагогов Монтессори. По разным странам уже начала путешествовать огромная выставка, которая в ретроспективе показывает шествие по миру педагогической системы, предложенной великой итальянкой. Стараниями основателя фабрик российских Монтессори-материалов Ольги Лаптевой на этой выставке представлены русские подвижные алфавиты, шероховатые буквы, переводы работ Марии Монтессори на русский язык, фотографии российских ребятишек, работающих с материалами Монтессори. Под Декларацией Всемирного сообщества Монтессори-педагогов, объявляющей эту педагогику революционной и сегодня, уже поставили среди других свои подписимногие российские граждане, поддерживающие эту педагогическую систему. А ведь она в настоящее время не считается у нас в стране официальной.

Мария Монсессори — единственный pебенок Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи, pодилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые. О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали для своего pебенка все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины. Ещё в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с пpисущей ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Она все больше увлекалась естествознанием и решила стать детским врачём. Но в то время в Италии медицина была пpивелегией мужчин. Благодаря своему упорству Мария Монтессоpи стала первой женщиной-вpачом Италии.

Шел 1896 год. Работая в унивеpситетской клинике, она получила частную пpактику. Здесь состоялась ее пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не способствовал пpодвижению этих детей впеpед, они были пpедоставлены себе. После пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окpужающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укpепилась в мысли, котоpая стала отпpавным пунктом ее педагогической системы, что для детей как больных, так и здоpовых-необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, а pебенок должен пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте.

Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв — Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие — это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Ее отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству и она отдала своего сына на воспитание в интеpнат, чувствуя, что ее пpедназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям.

6 янваpя 1907 года откpылся пеpвый "Дом pебенка", pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Монтессоpи. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг. С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих стpанах миpа.

Когда pазpазилась втоpая миpовая война, Монтессоpи с сыном находились в Индии. Семь долгих лет пpожила она в этой стpане. За это вpемя она обучила своей методике более тысячи учителей.

Она умеpла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия. Маpия Монтессоpи похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище.

В 1896 г. М. Монтессори заканчивает университет и становится первой в Италии женщиной – доктором медицины. Она могла выбирать различные пути, но останавливается на самом неблагодарном: создает специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот, где разрабатывает и применяет разнообразный дидактический материал, вошедший в историю как "золотой материал" Монтессори. Благодаря ему обездоленные дети могли учиться столь же успешно, как и нормальные школьники.

В 1900 г. на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы воспитанники Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Это было громом среди ясного неба. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. "Настоящим чудом" назвал это событие английский посланник в докладе британскому Министерству иностранных дел.

Еще большее смятение это событие внесло в жизнь М. Монтессори. Она оставляет работу с аномальными детьми и посвящает свою деятельность обычным детям, которые находились в школах в положении намного худшем, чем ее воспитанники, страдавшие отклонением в развитии.

Монтессори хотела строить свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, как он есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся личность в глазах взрослых. С этой целью М. Монтессори посещает множество начальных школ, внимательно приглядываясь к методам обучения, и все больше испытывает чувство горечи и разочарования. Как можно наблюдать ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем! Дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать истинную природу их успешного обучения.

Так, постепенно, у М. Монтессори формируется ее первое педагогическое кредо: гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях. Отсюда она делает закономерный вывод: если нельзя изучать ученика, связанного по рукам и ногам школьной дисциплиной, то как же его можно образовывать и воспитывать! Вместо того чтобы содействовать физическому развитию ребенка, школа задерживает его и почти не дает проявляться свободной инициативе. М. Монтессори приходит к выводу, по ее выражению, "глубокому, как наитие", что методы, которые применялись ею столь эффективно для обучения аномальных воспитанников, могут быть продуктивно использованы и для развития нормальных детей.

Источники:
Педагогика Марии Монтессори
Педагогика Марии Монтессори Один за другим открывались институты и академии, где ученые умы старались изучить и применить на практике педагогические идеи Монтессори. Одновременно с учреждениями,
http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_montessori/pedagogika_marii_montessori.html
Школа Монтессори. История возникновения и современный этап развития
Краткая история жизни Марии Монтессори, зарождения идеи ее новой педагогической системы. Ознакомление с содержанием, целями, задачами и дидактическими средствами обучения детей согласно методике Монтессори с целью воспитания самодостаточной личности.
http://mirznanii.com/a/200141/shkola-montessori-istoriya-vozniknoveniya-i-sovremennyy-etap-razvitiya

COMMENTS