Сенсорное развитие детей

Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста

Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста

Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения, посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного.

Сенсорное воспитание — это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков.

Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами.

Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение, как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.

Проблемы сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.).

Необходимо сенсорное развитие и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.

Сенсорное развитие — одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой — маленький, формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.

Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.

Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:

• сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;

• обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;

• словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;

при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);

• обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.

Игры для тренировки различных видов восприятия

Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия.

Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки.

Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны. Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая, маленькая.

«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите ею по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т. д.

«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и наощупь определить то, что находится в каждом мешочке.

Наша педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Для улучшения сенсорного развития ребёнка мы стараемся использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, включая их в работу с малышами. Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Наша задача, как воспитателей — обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.

Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, по изодеятельности, развитию речи и др. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Для упорядочения опыта детей нами проводятся занятия с преобладанием сенсорных задач.

В своей работе мы используем следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские. Дидактический материал подбираем с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Исследователь Н. Н. Поддъяков считает, что сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, где, по мнению учёного, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем.

Именно поэтому особый акцент мы делаем на умелый подбор игрушек, организацию развивающей предметно-пространственной среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаем к миру вещей. Обучаем новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.

Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир, постоянно используя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда восхищает и потрясает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребенка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.

Задача взрослых – педагогов и родителей, помочь ребёнку познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поддерживать доброе познавательное отношение малыша к миру.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия.

Сенсорное развитие детей раннего возраста 1сл. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями.

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» В 2014-2015 учебном году я продолжила тему по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей.

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорика. Развивайтесь в игре малыши! Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное.

Сенсорное развитие детей группы раннего возраста В нашей группе раннего возраста мы особое значение уделяем сенсорному развитию детей. Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Исследованиям в области сенсорного развития дошкольникa уделяли внимание многие.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие лежит в основе эстетического, физического, и умственного развития ребенка. Цель состоит в формировании сенсорных эталонов.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены аттестационной комиссии. Хочу представить вашему вниманию мой проект на тему: «Сенсорное.

№ 627850-016-015 от 2 сентября 2016

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Сенсорное воспитание — это необходимый элемент гармоничного развития детей

В настоящее время сенсорная культура детей находится на низком уровне, поэтому её необходимо всячески развивать и поддерживать. Наиболее оптимальным периодом для этого является ранний возраст. Сенсорное воспитание необходимо начинать уже с первого месяца жизни. Всем известно, что малыши намного быстрее усваивают предоставляемую им информацию, чем, например, ребята постарше. Поэтому специалисты рекомендуют начинать заниматься с детьми как можно раньше, чтобы в будущем им легче было адаптироваться в обществе. Сегодня в рамках нашей статьи мы рассмотрим, что такое сенсорное воспитание, для чего оно необходимо, а также выясним, как правильно его применять.

Сенсорное воспитание — это залог умственного развития малыша. Этот фундамент будет необходим ему в будущем для благополучной адаптации в общеобразовательной школе. Если ребенок недостаточно воспринимает предметы, у него могут возникнуть трудности с письмом и выполнением разнообразных изделий на уроках труда.

Основными задачами сенсорного развития детей в дошкольном возрасте считаются:

  • формирование хороших условий для общего развития ребёнка;
  • содействие развитию сенсорной и психомоторной среды у деток путём познания мира, цветов и оттенков, а также величин различных предметов;
  • подбор эффективных игр, упражнений, занятий по общему развитию;
  • привлечение пап и мам к процессу развития;
  • задействование иллюстрированных учебников;
  • создание сенсомоторного уголка в учебной дошкольной группе;
  • составление картотеки игр по общему воспитанию.

Развитие малыша имеет прямую зависимость от того, каким образом обустроена игровая комната, в которой живёт ребёнок. Задачей мамы и папы является обеспечение удобного, комфортного и безопасного места в доме, где маленький человек будет чувствовать себя спокойно и защищенно. У малыша должен быть свой собственный уголок в помещении, полностью оборудованный для подвижных игр и полноценного отдыха. При помощи родителей в детских дошкольных учреждениях проводятся такие мероприятия, как:

  • пополнение группы игровыми и сенсорными материалами;
  • приобретение дополнительных наборов для проведения экспериментов в воде и песке, емкостей разнообразных форм, предметов-орудий для осуществления переливаний жидкостей;
  • приобретение досок-вкладышей с формами, наборов объёмных тел, развивающих игр;
  • обновление музыкального уголка с игрушками, издающими различные звуки;
  • приобретение безопасного пластмассового конструктора;
  • изготовление настольных и дидактических игр.

Во время ознакомления деток с разнообразными предметами были использованы занятия как в группе, так и индивидуально, проведены игры для познания окружающих предметов, которые дают толчок к изучению окружающего мира. Для развития сенсорной моторики необходимо знакомить малышей с такими свойствами предметов и явлений, как:

Необходимо проводить работу, направленную на обучение ребятишек восприятию предметов в целом, усвоение ими сенсорных эталонов, таких как система геометрической формы, шкала величины, цветовой спектр, пространственные и временные ориентировки, фонетическая система языка, что является довольно-таки сложным и длительным процессом. С целью ознакомления с каким-либо объектом ребёнку необходимо тронуть его рукой, сжать, погладить, прокатить.

В момент ознакомления детей с величинами и закреплением знаний о них применяются такие способы и приёмы:

  • сопоставление нескольких объектов во время игры методом их приложения друг к другу;
  • применение специально предназначенных игрушек в форме пирамидок, матрешек, вкладышей и так далее.

В ходе таких игр, которые направлены на вырабатывание осязательной функции, малыши учатся хватать, щипать и чувствовать. Применение мячиков для массажа даёт довольно-таки неплохой результат.

Органами осязания выступают пальцы на руках, и самые главные силы брошены на совершенствование восприимчивости их рецепторов. Для этого применяют самые разнообразные типы деятельности, которые способствуют усовершенствованию тактильных и двигательных функций. Такими видами деятельности являются:

  • лепка;
  • аппликация;
  • аппликационная лепка;
  • формирование из бумажек и конструктора;
  • рисование;
  • сортирование небольших предметов;
  • формирование фигурок из объектов разного рода.

Раз в неделю можно проводить занятия, направленные на усвоение упражнений по развитию тактильной чувствительности и сложных координированных движений рук. Усовершенствованное сенсорное восприятие в настоящее время является основой для улучшения всех сфер деятельности современного человека.

Задачи для усовершенствования сенсорной моторики ребёнка

Для того чтобы добиться максимального результата специалистами была проведена огромная работа. Для усовершенствования сенсорного восприятия были поставлены такие задачи:

  • подбор материалов для развития детей дошкольного возраста;
  • проведение диагностики степени развития сенсорики у малышей.

Сенсорное воспитание — это умение на практике ориентироваться в различных параметрах, таких как конфигурация и размер, абсорбировать оттенок предмета, формировать целостный объект. Все это осваивается постепенно. Большим препятствием на пути к достижению поставленной цели является ранний возраст. Сенсорное воспитание нужно запланировать и согласовать с основным обучением, чтобы данный вид работ не превратился в дополнительное занятие. То есть удачное объединение деятельности по познанию величины, формы и цвета того или иного предмета возможна только в том случае, если будет присутствовать определенный физический уровень развития ребёнка.

В развитии сенсорики важную роль играет подвижность рук во время осуществления действий по укладыванию предметов. Педагоги должны обращать внимание на то, как ребенок играет с мозаикой, рисует красками, лепит из пластилина. Сопоставление сенсорики и моторики считается самым главным условием умственного развития ребёнка. Обособленного внимания требует тщательный анализ пройденного обучения.

Сенсорное воспитание — это проведение игр и упражнений с учетом специфических особенностей каждого малыша. Занятия нужно начинать выполнять с заданий, которые подразумевают совместные действия родителей и ребенка. В будущем взрослый может менять своё месторасположение: находиться недалеко от малыша, сидеть напротив него. Любое движение ребенка при этом нужно комментировать и озвучивать.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста — это важный этап в жизни маленького человека, который влияет на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха, обоняния;
  • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается в расслабленном состоянии и комфортном самочувствии;
  • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
  • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
  • побуждение к автономной и экспериментальной деятельности.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста – это методика, призванная вызвать заинтересованность к игрушке, какому-либо познавательному пособию, которое изготовлено из деревянного материала. Это могут быть матрёшки больших и маленьких размеров, пирамидки, кубики-вкладыши, доски, имеющие отверстия разнообразных величин или форм, с комплектом вкладок, столики с мозаикой и так далее. Конкретно игрушки из дерева имеют очень важное значение для развития сенсорики у ребёнка, потому что они отличаются хорошей фактурой, устойчивы во время манипулирования и выполнения самых простых движений с ними.

Как правильно осуществлять сенсорное воспитание? Развитие маленьких детей зависит от их окружения. Всё, что находится вокруг малыша, оказывает воздействие на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха;
  • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается при расслабленном состоянии и комфортном самочувствии ребят;
  • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
  • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
  • увеличение побуждения к автономной и экспериментальной деятельности ребят.

Почему так важно сенсорное воспитание? Дошкольного возраста дети еще с самых первых месяцев жизни воспринимают окружающую среду при помощи обоняния и осязания. По причине этого с рождения и до четвёртого месяца необходимо проделывать упор конкретно на эти сенсорные системы.

Началом формирования зрительной системы грудничка является ранний возраст. Сенсорное воспитание к шести месяцам включает в себя упражнения, которые тренируют моторную деятельность ребёнка. Для этой цели имеются самые простые, однако довольно-таки важные методы:

На этом этапе пока нет сенсорного развития деток через игровую деятельность. Это больше похоже на демонстрацию, изучение и наблюдение. Восприятие мира через игры начинается уже с одного года жизни.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным совершенствованием всех каналов восприятия. При этом все происходит в очень быстром и насыщенном темпе. Главной деятельностью на этом этапе развития считается предметная. Она направлена на привлечение различных красочных объектов. В таком возрасте очень важным моментом является именно сенсорное воспитание. Развитие детей через игру считается всего лишь дополнительным действием, хоть без него не обойтись. Отличительной особенностью этого периода считается то, что сенсорная система ребёнка развивается быстро. Необходимо давать деткам такие предметы: пирамидка, сортировщик, рамка-вкладыш, волшебные мешочки для запоминания текста.

Ребёнок должен на протяжении этого времени:

  • научиться снимать и надевать кольца разных размеров на стержень;
  • доставать из карманов и складывать обратно предметы, имеющие разнообразную величину;
  • уметь определять мохнатую, мягкую, гладкую и шероховатую поверхность;
  • знать такие геометрические формы, как квадрат, круг, куб и шар;
  • к трём годам отличать вкус основных продуктов и отдавать отдельным своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Ориентация на предметы на этом этапе жизни считается главной, потому что она оказывает большое влияние на усовершенствование личности и психического состояния ребёнка.

Важнейшую роль даёт сенсорное развитие детей дошкольного возраста, потому что в этот период необходима помощь в подготовке к новейшему этапу жизни — учёбе. Теперь на первый план выходят игры, которые считаются самыми занимательными и очень эффективными. При этом ребенок не просто овладевает простейшими игрушками, а принимает участие в ролевых играх. Следует отметить, что малышам очень интересны такие занятия. Игры дидактические по сенсорному воспитанию направлены непосредственно на то, чтобы дети могли легко адаптироваться в предлагаемых условиях.

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Итак, мы продолжаем рассматривать сенсорное воспитание по возрастам. Дошкольники должны уметь формировать представление о внешнем свойстве предмета, различать его форму, цвет, величину, положение в пространстве, запах, вкус и многое другое. Смысл развития сенсорики в этот период недооценить сложно. Такие навыки составляют фундамент общего умственного развития ребенка. С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия. По этой причине нормальное развитие интеллекта невозможно без полноценного восприятия.

В детских садах детей обучают рисованию, лепке, конструированию, ознакамливают с природными явлениями, проводят игры по сенсорному воспитанию. Будущие школьники начинают изучать основы математики и грамматики. Получение знаний и умений в данных сферах потребует пристального внимания к самым различным свойствам объектов. Сенсорное воспитание — это долгий и непростой процесс. Он не ограничивается определенным возрастом и имеет свою историю. Сенсорное воспитание детей с раннего возраста — это методика, помогающая правильно воспринимать те или иные предметы в пространстве.

  • В первый год жизни ребёнок обогащается впечатлениями, а именно следит за двигающимися красивыми игрушками, которые подбираются именно под такой ранний возраст. Сенсорное воспитание заключается в том, что малыш, хватая объекты разнообразной конфигурации и размеров, учится воспринимать их правильно.
  • В 2-3 года детки уже пытаются самостоятельно выделять цвет, форму и размер предметов, копят представления о главных видах оттенков и конфигураций. Также в этом возрасте проводятся дидактические игры детей по сенсорному воспитанию.
  • С 4 и до 6 лет у ребят вырабатываются конкретные эталоны сенсорики. Они уже имеют определенное представление о цветах, геометрических фигурах и соотношении предметов между собой по величине.

Занимайтесь со своими детьми, и они обязательно будут радовать вас своими успехами в будущем!

Сенсорное развитие детей (Часть 1). Игры для развития тактильного восприятия

Краткое содержание: Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие тактильной чувствительности. Развитие тактильных ощущений. Сенсорное развитие ребенка дошкольника. Развитие восприятия у детей

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Подробнее об играх с водой читайте по ссылке:

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке >>>>

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Сенсорное развитие ребенка: как развивать ребенка?

Познание мира человеком происходит через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Сенсорное развитие ребенка направлено на формирование способности воспринимать окружающую действительность. Психологи и педагоги-дидакты сенсорное развитие ребёнка считают важнейшим направлением умственного воспитания и основой для становления сложных познавательных процессов, таких как мышление, память и воображение.

Наиболее интенсивно процесс сенсорного развития происходит в дошкольном детстве, причем на каждом из возрастных этапов должны решаться актуальные задачи. Так, в раннем детстве кроха овладевает предметными действиями (так называемыми хватательными). В младшем дошкольном возрасте формируются представления об основных хроматических цветах (красный, синий, желтый, зеленый), ахроматических цветах (белый, черный), простых геометрических формах (квадрат, круг, треугольник).

Трехлетние малыши способны сравнивать два — три предмета по величине (больше – меньше; самый маленький – побольше – самый большой). В дальнейшем дети знакомятся с семью цветами спектра и некоторыми цветовыми оттенками (серый, розовый, сиреневый и т.д.), называют градации цветов по яркости (светло-желтый, темно-синий и т.п.), усваивают более сложные плоскостные фигуры (овал, прямоугольник) и некоторые объемные формы (шар, куб, конус), учатся определять величину предметов в зависимости от метрической системы измерения (протяженности, площади, объема и пр.) и сравнивать величину нескольких предметов, ориентируясь на определенный критерий.

У будущего школьника должна быть сформирована элементарная система эталонов – общепринятых образцов внешних качеств объектов предметного мира. Не менее важно обучить детей способам использования сенсорных эталонов в практической деятельности. Другой приоритетной линией сенсорного развития считается формирование способов восприятия. Выделяют два способа восприятия: внешнее обследование, включающее ощупывание, обведение контура предмета, прикладывание предмета к образцу и т.п.; и зрительное обследование, предполагающее умение сравнивать предмет с другими предметами «на глаз», без проведения внешних проб. Первый способ обследования характерен для младших дошкольников, второй, как более сложный и осознанный, — для старших дошкольников.

К концу дошкольного детства складываются рациональные способы обследования предметов, само обследование обретает характер экспериментирования, причем последовательность перцептивных (обследовательских) действий зависит от поставленной задачи. Результаты исследований, проведенных российскими психологами, показали: неуспеваемость детей в начальной школе, неспособность усваивать учебный материал, в большей части случаев объясняется недостаточно сформированным восприятием.

С признаками предметов эффективнее знакомить по принципу «трехступенчатого урока», предложенному Марией Монтессори: вначале взрослый показывает и называет свойство предмета, затем предлагает найти (подобрать) предмет с таким же свойством, и только на последнем этапе просит назвать свойство предмета, например: «Какого цвета этот мячик?»

Полноценное сенсорное развитие ребенка происходит только под руководством взрослого и при его непосредственном участии. Родители и педагоги должны стимулировать интерес детей к окружающим предметам, при этом обязательное условие сенсорного воспитания – его осуществление в процессе содержательной деятельности. Практикой детской жизни педагоги называют игру. Именно игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, предоставляет ребенку возможность отражать воспринятое ранее, совершенствовать и расширять накопленные знания. Несомненно, что главенствующую роль в сенсорном развитии играет дидактическая игра. Дидактические игры классифицируются на предметные (с природным материалом или дидактическими игрушками), настольно-печатные (лото, пазлы, домино, вкладыши и т.д.) и словесные («Краски», «Колечко», «Да и нет не говорить», «Горячо-холодно» и т.п.) Содержание дидактических упражнений весьма разнообразно и связано с задачами, которые решаются в конкретной игре. Значительное количество обучающих игр создано народной педагогикой (матрешки, бирюльки, бочонки-вкладыши и др.) Множество игр сенсорной направленности разработано и педагогами-дидактами. Соединение в игре обучающей задачи и игровой формы дает возможность направленно и планомерно применять дидактические упражнения для сенсорного воспитания ребенка и расширения его кругозора.

Психологи советуют в процессе сенсорного развития учитывать индивидуальные особенности ребенка, в первую очередь, ведущий канал восприятия окружающей действительности. Так, визуал легче запоминает зрительные образы, такому ребенку больше всего нравится рассматривать картинки, иллюстрации к книгам и т.д.

Итак, сенсорному развитию следует уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства, регулярно подкрепляя полученные знания практикой: наблюдениями и упражнениями. Для эффективного закрепления изученного материала следует применять разные по содержанию дидактические игры.

Источники:
Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста
Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста
http://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-razvitie-detei-ranego-i-mladshego-vozrasta.html
Сенсорное воспитание — это необходимый элемент гармоничного развития детей
Сенсорное воспитание — необходимость развивать у детей аналитическое восприятие. Ребенок должен разбираться в сочетаниях цветов, различать форму предметов, понимать отдельные измерения и величины.
http://fb.ru/article/273286/sensornoe-vospitanie—eto-neobhodimyiy-element-garmonichnogo-razvitiya-detey
Сенсорное развитие детей (Часть 1). Игры для развития тактильного восприятия
Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие тактильной чувствительности. Развитие тактильных ощущений. Сенсорное развитие ребенка дошкольника. Развитие восприятия у детей
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0179.shtml
Сенсорное развитие ребенка: как развивать ребенка?
Процесс воспитания детей невозможен без развития восприятия. Психологи убеждены: в дошкольный период сенсорное развитие ребенка занимает одно из главенствующих мест в процессе формирования личности.
http://www.pinetka.com/deti/obuchenie-i-vospitanie/sensornoe-razvitie-rebenka-kak-razvivat-rebenka.html

COMMENTS