Реорганизация ликвидация предприятия

Административное право России

Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений

Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством и реализуются под государственным контролем. Предприятия и учреждения могут создаваться уполномоченным собственником государственными органами или органами местного самоуправления; учредителями (участниками) негосударственных коммерческих организаций.

Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.

Учредительными документами государственных учреждении в одних случаях может быть устав, в других — положение об учреждениях данного вида. Естественно, что различен и порядок их утверждения.

Учредительными документами негосударственных коммерческих предприятии являются: а) хозяйственных товариществ — учредительный договор; б) хозяйственных обществ, кроме акционерных — учредительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) производственных кооперативов — устав. Особенности порядка утверждения учредительных документов каждого вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них.

Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральными законами: от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 21 марта 2002 г. «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», предусматривающим особенности регистрации определенных видов юридических лиц; постановлениями Правительства РФ от 17 мая 2002 г. «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц»; от 19 июня 2002 г. «Об утверждении Правил ведения государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений».

Данные государственной регистрации включаются в государственный реестр юридических лиц.

Предприятие и учреждение считается созданным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о его регистрации.

Отказ в регистрации возможен в случае непредставления определенных законом необходимых для регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Реорганизация предприятия, учреждения как юридического лица означает его прекращение с переходом прав и обязанностей к другим юридическим лицам. Ее формами являются слияние, присоединение, преобразование, разделение и выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц.

Реорганизация предприятия, учреждения как юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Она может быть осуществлена также по решению суда, но только в случаях, установленных законом, и лишь в форме разделения юридического лица или выделения из него одного или нескольких юридических лиц.

Ликвидация предприятия, учреждения как юридического лица производится по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учреждение; достижение цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в принудительном порядке по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо деятельности, запрещенной законом, или иных правовых актов, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона. Требование о ликвидации их по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого иска предоставлено законом.

Предприятие может быть ликвидировано также в случае признания его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подлежат ликвидации казенные предприятия.

Предприятие, учреждение считается ликвидированным после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Роль административно-правовых норм в случаях создания, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений проявляется в том, что они:

  1. определяют круг государственных органов и закрепляют их полномочия в решении этих вопросов применительно к государственным предприятиям и учреждениям;
  2. регламентируют порядок осуществления контрольно- надзорных функций уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления в отношении предприятий, учреждений, включающий не только их право, но и обязанность в установленных случаях инициировать вопросы реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений (например, лицензирующие, регистрирующие, антимонопольные и другие органы);
  3. устанавливают виды органов, уполномоченных осуществлять регистрацию предприятий, учреждений;
  4. закрепляют порядок принятия уполномоченными государственными органами решений о государственной регистрации предприятий и учреждений и ее непосредственное осуществление.

За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на федеральный антимонопольный орган. Такой контроль имеет целью предотвращение злоупотребления доминирующим положением предприятиями или ограничения конкуренции.

Поэтому требуется согласие указанного органа на:

  1. создание, слияние и присоединение объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций);
  2. слияние и присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
  3. ликвидацию, разделение, выделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации, или ограничению конкуренции, или представленная документация недостаточна для принятия решения.

Порядок и условия прекращения деятельности отдельных видов предприятии, учреждений регулируются законодательными актами РФ, устанавливающими их правовое положение.

Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий, учреждений может определяться правовыми актами общефедерального значения (например, бухгалтерий); актами, общими для отдельных видов структурных подразделений предприятии, учреждений данной отрасли, сферы деятельности (например, подразделений, ведающих вопросами кадров); локальными актами, издаваемыми руководителями предприятий, учреждений, так как предприятия, учреждения самостоятельно определяют структуру своих органов управления.

Источник:
Административное право России
Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством и реализуются под государственным контролем.
http://isfic.info/alehin/kargol71.htm

Ликвидация и реорганизация унитарных предприятий

Унитарное предприятие реорганизуют с целью повышения его эффективности. Решение о реорганизации предприятия принимает собственник, в отдельных случаях (разделение или выделение) — уполномоченный государственный орган или суд.

— слияние (два/несколько предприятий объединяются в одно новое);

— присоединение (одно/несколько предприятий присоединяются к другому, продолжающему существование);

— разделение (предприятие делится на два/несколько новых);

— выделение (от предприятия отделяется одно/несколько новых, и старое и новое существуют параллельно);

— преобразование (предприятие меняет организационно-правовую форму с одной на другую).

Преобразовать государственное или муниципальное унитарное предприятие можно в государственное или муниципальное учреждение. Некоммерческой организацией автономного типа унитарное предприятие может стать лишь будучи федеральным государственным. Иные организационно-правовые формы унитарное предприятие может принять в результате приватизации.

Слияние либо присоединение унитарных предприятий возможно лишь при общем собственнике. Смена собственника (федерация, субъект федерации или муниципалитет) реорганизацией не является.

Ликвидация унитарного предприятия осуществляется по решению собственника либо, в отдельных случаях, по решению уполномоченного государственного органа или суда.

Суд может ликвидировать унитарное предприятие за грубые, неустранимые нарушения законодательства.

Как реорганизация, так и ликвидация унитарного предприятия подлежат регистрации в едином государственном реестре юридических лиц.

Бывают случаи, когда реорганизация и ликвидация унитарного предприятия являются комплексным процессом. Пример — присоединение.

И при реорганизации, и при ликвидации унитарного предприятия необходимо предварительное уведомление кредиторов.

Квалифицированные юристы всегда смогут дать вам подробные консультации по описанным вопросам.

Источник:
Ликвидация и реорганизация унитарных предприятий
Унитарное предприятие реорганизуют с целью повышения его эффективности. Решение о реорганизации предприятия принимает собственник, в отдельных случаях (разделение или выделение) —
http://reo.easylex.ru/service/reorganizaciya_predpriyatiya/likvidaciya_i_reorganizaciya_unitarnih_predpriyatii/

Порядок организации, реорганизации и ликвидации предприятия

Порядок организации, реорганизации и ликвидации предприятия

Организация предприятий строится на основе законов Российской Федерации, нормативных актов, регулирующих их деятельность, в зависимости от формы собственности на имущество. Необходимость создания нового предприятия сферы сервиса обосновывается экономической целесообразностью, материальными и иными условиями, нужными для учреждений нового предприятия, возможностью выполнения важнейших целей предприятия — удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах и извлечение прибыли.

В российской практике используются следующие основные методы организаций новых предприятий:

• создание нового предприятия;

• приватизация государственного или муниципального предприятия;

• выкуп арендованного имущества.

Независимо от метода организации нового предприятия весьма важное значение имеет проведение серьезной подготовительной работы. Она включает такие основные этапы, как: обоснование целесообразности организации нового предприятия; выбор вида юридического лица (организационно-правовой формы) предприятия; решение организационных вопросов; разработка бизнес-плана нового предприятия (рис. 2.9).

Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Реорганизация передача прав и обязанностей юридического лица другому лицу в порядке правопреемства. Основными видами реорганизации предприятий являются: преобразование, слияние, присоединение, разделение, выделение (табл. 2.4).

Реорганизация предприятий сферы сервиса

Реорганизация предприятий сферы сервиса может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа управления предприятием, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация предприятия как юридического лица осуществляется в соответствии с ГК РФ и законами об отдельных видах юридических лиц.

Из приведенных в табл. 2.4 данных видно, что преобразование видов юридических лиц является важнейшей формой реорганизации предприятий. В таблице 2.5 приведены возможные варианты преобразований хозяйственных обществ (ХО) и товариществ (XT).

Ликвидация — прекращение деятельности предприятия без перехода прав и обязанностей к другому юридическому лицу.

Ликвидация юридического лица предусмотрена ст. 61 ПС 1 РФ, при этом могут быть различные варианты.

Варианты преобразований хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ

Во-первых, предприятие может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в связи:

• с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

• с достижением цели его создания;

• с признанием судом недействительной его регистрации в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если нарушения носят неустранимый характер.

Во-вторых, предприятие может быть ликвидировано по решению суда, если деятельность предприятия осуществлялась без лицензии, или осуществлялась деятельность, запрещенная законом либо сгрубым нарушением закона.

В-третьих, предприятие ликвидируется вследствие признания юридического лица банкротом по решению суда либо добровольно по совместному с кредиторами решению.

Общий порядок ликвидации юридического лица заключается в следующем:

• учредители предприятия или орган, принявший решение о ликвидации предприятия, письменно сообщают о ликвидации юридических лиц;

Рис. 2.9. Основные этапы подготовительной работы при создании нового предприятия

Окончание рис. 2.9.

• в государственный реестр юридических лиц вносится информация о том, что предприятие находится в процессе ликвидации;

• учредители предприятия или орган, принявший решение о ликвидации, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию;

• устанавливаются порядок и сроки ликвидации;

• ликвидационная комиссия публикует сообщение о ликвидации предприятия;

• ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации предприятия;

• после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

• в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплате вознаграждений по авторским договорам;

• в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;

• в четвертую — погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

• в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Порядок удовлетворения требований кредиторов регулируется положениями ст. 64 ГК РФ.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательные права в отношении этого предприятия.

Контрольные вопросы

1. Что такое предприятие?

2. Какими признаками характеризуется предприятие?

3. По каким признакам можно классифицировать типы предприятий?

4. Каковы виды юридических лиц в соответствии с Гражданским кодексом РФ?

5. Каковы основные особенности организации деятельности предприятий сферы сервиса?

6. Какую подготовительную работу нужно провести при организации нового предприятия?

7.Какие учредительные документы разрабатываются на предприятии?

8. Порядок разработки устава предприятия.

9. Порядок регистрации предприятия сферы сервиса.

10.Каковы составляющие модели предприятия как открытой производственной системы?

11.Что такое структура предприятия?

12.Что такое производственно-административная структура предприятия?

13.Что такое производственно-технологическая структура предприятия?

14.Какие факторы влияют на структуру предприятия?

15.Каковы способы реорганизации предприятия?

16.В каких случаях происходит ликвидация предприятия?

17.Каков порядок ликвидации предприятия?

18.Каков порядок расчета ликвидируемого предприятия с кредиторами?

Источник:
Порядок организации, реорганизации и ликвидации предприятия
Порядок организации, реорганизации и ликвидации предприятия Организация предприятий строится на основе законов Российской Федерации, нормативных актов, регулирующих их деятельность, в зависимости
http://lektsii.org/7-42268.html

COMMENTS