Рекомендации по развитию памяти

Начальная школа-детский сад №115

Адрес: 150045, г. Ярославль, ул. Батова, дом 9а

Телефон: 8 (4852) 56-34-37

Тел⁄факс: 8 (4852) 56-80-95

Рекомендации по развитию памяти

1. Чаще запоминайте разную информацию (факты, даты, имена людей, номера телефонов, новые слова, названия и т. п.) устно, не используя записи.

2. Проговаривайте вслух (пересказывайте) то, что вам необходимо запомнить. Для сохранения информации в памяти чаще ее повторяйте.

3. Используйте для запоминания и сохранения информации разные приемы: схемы, графики, рисунки, планы.

4. Когда вы воспринимаете и запоминаете новый материал, осмысливайте его, представляйте в виде образов или сравнивайте с уже известными фактами, мыс¬лями, переживаниями.

5. Если вам нужно запомнить новый материал, постарайтесь найти в нем что-то интересное, необычное, вызывающее положительные эмоции.

6. Ставьте перед собой конкретную цель: запомнить необходимую информацию.

Рекомендации по развитию зрительной памяти

1. Перед сном как можно ярче представляйте детали дневных впечатлений (что с вами происходило, каких людей вы встречали, какое выражение лица было у этих людей, во что они были одеты).

2. В течение некоторого времени (от 1 до 3 недель) ежедневно по 2-3 раза делайте следующее: посмотрев на окружающую вас обстановку, закройте глаза и назовите все предметы, которые вас окружают. Откройте глаза и проверьте правильность своего ответа.

3. Когда вы встречаете незнакомых людей, старайтесь как можно отчетливее запомнить их лица, а затем сравните их между собой (одинаковая ли у этих людей форма лица, носа, глаз и т. д.).

Рекомендации по развитию слуховой памяти

1. Повторяйте сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. При этом старайтесь повторить и интонацию диктора.

2. Учите наизусть стихи. Пусть это будут небольшие отрывки, но каждый день — и через пару месяцев вы почувствуете первые результаты.

3. Воспроизводите фрагменты песен вслед за певцом, с магнитофонной записью или без нее.

4. Попробуйте воспроизвести какие-либо ритмичные звуки при помощи постукивания.

Рекомендации по развитию двигательной памяти

1. Если вы увидите ломаную или кривую линию, попробуйте как можно точнее воспроизвести ее на бумаге. Затем сравните исходную линию с тем, что у вас получилось.

2. Хорошо помогают улучшить двигательную память занятия танцами.

3. Двигательную память хорошо развивает копирование букв и слов на иностранном языке, особенно иероглифов. Если вы изучаете иностранный, больше пишите на этом языке. Можно также копировать тексты на незнакомом языке.

Все эти упражнения желательно выполнять систематически (лучше ежедневно) для развития памяти и поддержания ее на хорошем уровне в течение длительного времени.

Память и внимание – компоненты психического здоровья

Память и внимание – компоненты психического здоровья

для определения и развития

памяти и внимания

Память можно и нужно развивать и совершенствовать. Воспользуйтесь рекомендациями, которые помогут вам в этом.

  1. Создайте установку на запоминание.
  2. Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминание материала).
  3. Верьте в свои силы!
  4. Знайте особенности своей памяти:

если у вас зрительная память:

в) желательно иметь в книгах иллюстрации;

г) подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;

д) пользуйтесь наглядными пособиями;

если у вас слуховая память:

б) читайте сами вслух;

в) работайте в тихих помещениях;

г) рассуждайте вслух;

если у вас моторная память:

б) рисуйте таблицы, графики и диаграммы;

в) в лабораториях старайтесь потрогать и проделать все самостоятельно.

  • Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе.
  • Тренируйте память.
  • Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.
  • Пользуйтесь рациональными приемами запоминания: а) материал для запоминания должен быть понятен; б) запоминание должно быть логическим, осмысленным; в) умейте концентрировать внимание на запоминаемой информации.

    Для этого следует:

    – составить план запоминаемого материала;

    – разделить его на части;

    – выделить в них опорные пункты;

    – связывать эти части цепью ассоциаций;

    – сравнивать и противопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;

    1. Произвольное внимание можно и нужно тренировать, используя и волевые усилия.
    2. Постарайтесь найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес помогает сохранить устойчивость внимания.
    3. Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место существенно влияет на устойчивость внимания.
    4. Если возможно, исключите из окружения сильные раздражители. Вероятно, вы сможете от них отключиться, но стоит ли тратить на это время?
    5. Выясните, какие слабые раздражители (тихая музыка, например) помогают вам поддержать внимание и работоспособность.
    6. Внимание зависит от правильной организации деятельности: 50 минут работы, 5–10 минут перерыва, после 3 часов работы 20–25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным.
    7. Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь ее разнообразить и(или) ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.
    8. Учитывайте индивидуальные характеристики своего внимания (особенности распределения, переключения и т.д.) в организации любой деятельности. Знание потенциальных «слабых мест» и дополнительный контроль позволяют избегать ошибок, что важно в деятельности педагога.

    Сделаем это с помощью теста. Следует запомнить цифры, размещенные в трех колонках. Первая колонка – тест на зрительную память, вторая – на моторную (двигательную) и третья – на слуховую.

    Начните с левой колонки. Не шевеля губами, прочтите верхнее число так, чтобы на одну цифру ушла примерно 1 секунда. Затем отвернитесь и запишите число. Перепишите этим способом всю колонку, не проверяя себя. Ваши возможности определит самое длинное число, которое удастся записать правильно. Для проверки моторной памяти сделайте то же самое со средней колонкой, но при чтении обязательно беззвучно шевелите губами. Для проверки слуховой памяти попросите кого-нибудь прочесть вслух правую колонку.

    Подсчитайте, в какой колонке и сколько цифр вы запомнили. Проделав это, вы более или менее точно определите тип своей памяти. Напомним, что обычно запоминают 7–8 цифр подряд, человек с очень хорошей памятью запоминает до 12 цифр, при слабой – 4 и меньше.

    Данные, полученные с помощью указанного теста, можно проверить другим способом. Подберите (лучше по одной книге) четыре незнакомых текста примерно одинакового объема (половина страницы). После одинакового чтения каждого отрывка изложите его содержание письменно (как можно полнее, точнее и ближе к тексту). Первый текст читайте про себя, второй – вслух, третий пусть вам кто-нибудь прочитает, четвертый перепишите. Закончив работу, сравните результаты запоминания и соотнесите их с данными, полученными по предыдущему тесту. Проведенные эксперименты позволят вам достаточно точно определить тип вашей памяти.

    Внимательно прочтите следующий текст: «Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учеными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непо¬средственно на месте строительства. Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаскивали огромные камни на расстояние 80 км. Ученые расшифровали иероглифический текст, который гласит, что египетские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 г. до н.э., делать искусственные камни». Теперь закройте текст и постарайтесь воспроизвести его. В этом тексте содержится 6 значимых для понимания сути смысловых единиц. Если вам удалось вспомнить и не упустить все 6 смысловых единиц, то объем смысловой памяти у вас отличный; если 4–5 смысловых единиц – оценка «хорошо», если 3 – «удовлетворительно», ниже – «плохо».

    Прочтите внимательно (но только один раз) и постарайтесь запомнить число:

    13 744 758 934 271 493.

    Закройте его. Теперь запишите те из цифр, которые запомнили. Количество этих цифр характеризует объем, а количество цифр, которые вы запомнили в нужном порядке, – качество вашей памяти на цифры. По объему памяти за 8–10 цифр ставьте себе «отлично», за 5–7 – «хорошо», за 4 – «удовлетворительно», ниже 4 – «плохо». По качеству за 5–7 цифр, названных по порядку, ставьте «отлично», за 4 – «хорошо», за 3 – «удовлетворительно»», ниже 3 – «плохо».

    Некоторые мнемотехнические приемы достаточно прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Кто, например, не знает со школьных лет, как запомнить порядок расположения цветов радуги с помощью фразы Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Слово каждый соответствует красному цвету (совпадение первой буквы), слово охотник – оранжевому и т.д. Здесь мы видим пример удачного кодирования с помощью запоминающейся фразы семантически (по смыслу) совершенно не связанных с нею элементов (цвета радуги).

    В прошлом широко применялись и другие мнемотехнические способы заучивания. К ним можно отнести азбуку цифр. Ее нетрудно заучить, если обратить внимание на некоторые отношения букв и цифр. Например:

    0 = л, л – последняя согласная в слове «ноль».

    1 = р, ф. Буквы р и ф содержат вертикально ориентированную черту, как цифра 1.

    2 = н, ц. Буквы н и ц имеют по две параллельно расположенные черты.

    3 = ж, м, з. Буквы м и ж составлены из трех частей, буква з подобна цифре 3.

    4 = ч, к. Слово четыре начинается буквой ч, квадрат (к) имеет четыре стороны и т.д.

    Отношения для других согласных и цифр 5, 6, 7, 8, 9 мы предлагаем вам отыскать самим. Когда отношения для всех цифр будут найдены, вы легко запомните азбуку. А сейчас несколькими примерами покажем, как можно ее использовать для запоминания дат исторических событий.

    Пример 1. Куликовская битва, 1380 год.

    Первую цифру – 1 – просто запоминаем, а число 380 кодируем в соответствии с азбукой цифр буквами: «з (3) – в (8) – л (0)».

    Для этих согласных букв подбираем численное слово и фразу: «Поле Куликово было завалено трупами».

    Ассоциация: (1) 380 = з – в – л. Численное слово: завалено.

    Пример 2. Полтавская битва, 1709 год.

    Тысячу запоминаем, число 709 кодируем буквами «с – л – д» и находим мнемоническую фразу: «Сладкая награда для Петра 1».

    Пример 3. Великая французская революция, 1789 год.

    Тысячу запоминаем. Кодируем число 789 буквами «с – в – д» и находим слово для ассоциации. Это слово – свобода. Опираясь на такую ассоциацию, легко запоминаем год начала Великой французской революции.

    Азбуку цифр нельзя рассматривать как универсальное средство, пригодное для всех случаев запоминания числовой информации. Но многим она действительно помогает в заучивании исторических дат, хронологических событий и т.п. Советуем вначале ограничить использование азбуки цифр тремя–пятью примерами, психологически адаптироваться к ней, одновременно отыскивая собственные оригинальные приемы запоминания чисел. Само по себе знакомство с азбукой цифр укрепит вашу уверенность в неограниченных возможностях памяти.

    Упражнения для совершенствования концентрации внимания

    Выберите в качестве объекта какую-нибудь вещь в комнате, например, картину. Постарайтесь в течение 1 минуты выделить различные ее особенности. Действовать надо по определенной системе.

    Вначале опишите картину в общих чертах, отвечая на следующие вопросы. Что на ней изображено? Кто ее автор? Хороша ли рамка? Затем заучите ее специфические особенности: рассмотрите отдельные детали, манеру исполнения и т.д. Проделайте аналогичную работу с другими вещами, выбирая их в качестве объектов изучения. В каждом случае точно формулируйте познавательную цель. Постепенно увеличивайте время, затрачиваемое на упражнения. Попытайтесь делать эти упражнения в неблагоприятных условиях, например, в условиях шума.

    Сядьте удобно в кресле или на стуле. Положите руки на колени, переплетите пальцы, оставив большие свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга.

    Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые дни следует выполнять упражнение еже¬дневно по 5 мин., затем 10 мин. Постепенно нужно довести время выполнения упражнения до 15 минут. Упражнение дает возможность проследить «работу внимания» благодаря бессмысленности вращения пальцев. Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Возможно, вас будет клонить ко сну. Могут также появиться необычные ощущения (увеличение пальцев, кажущееся изменение направления их движения). Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, а мысли заняты совершенно другим.

    (оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания)

    Испытуемому читают 10 коротких односложных слов, не имеющих между собой никакой связи. После прочтения испытуемый сразу же повторяет столько слов, сколько запомнил. Повторять слова можно в любом порядке. Слова прочитываются 5–6 раз. После каждого прочтения в таблице под каждым правильно воспроизведенным словом ставится крестик. Если испытуемый назвал «лишнее слово», оно фиксируется в соответствующей графе. Через час после последнего прочтения испытуемый воспроизводит запомнившиеся слова, которые фиксируются в таблице кружочками.

    I. Выберите книгу автора, известного своим сухим и абстрактным стилем. Начните читать десять предложений. Затем перечитайте каждую фразу, не переходя к следующей, пока не усвоите того, что прочитали. Возьмите словарь, если нужно. На второй день прочтите десять следующих фраз, перечитывая то, что прочитано ранее. В конце первой недели запишите все, что запомнили. Это – одно из лучших упражнений для развития памяти и умственных способностей.

    II. Вот упражнение на развитие внимания, достаточно легкое, но тем не менее весьма удачное. Считайте в обратном порядке начиная с 200, отнимая от каждого следующего числа 3, т.е. 200, 197, 194, 191 и т.д.

    III. Прочтите текст внимательно, но только один раз, затем ответьте на вопросы.

    Текст для чтения: «Шестого марта около Шато Тьери произошел любопытный случай. Груженый поезд, подходя вечером к пакгаузу, сошел с рельсов. Состав состоял из 34 вагонов; в 16 была солярка, а в 18 – вино. Две цистерны солярки по 40 м3 и четыре цистерны вина были повреждены, смесь из вина и дизельного топлива вылилась на автостраду, что послужило причиной падения в кювет 10-тонного грузовика, перевозившего масло. К счастью, никто не пострадал, только водитель грузовика получил легкие ушибы».

    Вопросы:

    1. Куда направлялся поезд?
    2. Каких вагонов было больше – с вином или соляркой?
    3. Сколько цистерн с вином было повреждено?
    4. Чего больше разлилось – вина или солярки?
    5. Сколько было вагонов?
    6. В какое время суток произошло крушение?

    Этот тест покажет, что обычно, увлекаясь цифрами, мы часто забываем простые вещи.

    Рекомендации по развитию памяти

    Методические рекомендации по развитию памяти младших школьников для педагогов, родителей и психологов

    Можно сформулировать следующие методические рекомендации по развитию памяти младших школьников для педагогов и родителей [38].

    1) Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в два раза больше. Взрослый, может создать для ребенка положительную атмосферу несколькими фразами, например: «Посмотри, какое красивое слово, необычное, странное, отталкивающее. » и т. п.

    2) Используйте так называемый «эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней. Например, дать установку на запоминание: «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребенка.

    Небольшой по объему текст нужно поделить на 3 части. Здесь срабатывает фактор края — есть начальная информация и конечная. Между началом и концом нужно установить логическую связь. Материал большого объема нужно делить на 7 частей. Именно столько объектов легко фиксируется в памяти.

    3) Прочнее запоминаются незаконченные действия (так называемый эффект Б. В. Зейгарник). Поэтому есть смысл не требовать от ребенка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребенка ориентироваться в материале и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, сначала ребенок читает (может быть, бегло) параграф по географии, затем переходит к домашнему заданию по иностранному языку, а после этого возвращается к учебнику по географии. Результат может удивить: многое запомнилось, каким-то образом сохранилось. Поэтому последующее перечитывание параграфа будет закрепляющим.

    4) Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребенка. Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время — около 11 часов. Во второй половине дня — около 16 часов, функциональное состояние человека в это время снова улучшается. Поздно вечером не стоит учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением.

    5) Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать около 30 процентов уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.

    На уроке иностранного языка не стоит вводить более 10 новых слов. Целесообразнее обсудить, обыграть, заучить 7-8 новых слов, затем вернуться к ним вместе с уже известными словосочетаниями, и только потом двигаться дальше, к изучению новых слов.

    6) Материал неоднократно нужно повторять.

    7) Двигайтесь. Когда изучаете какой-либо материал, хождение будет оказывать содействие лучшему запоминанию.

    8) Чтобы тренировать память, можно делать простые упражнения. Например, стоя на остановке, внимательно рассмотрите дерево, запомните все детали. А вечером, прийти домой, и по возможности детальнее мысленно описать его. Чаще спрашивайте себя: «Что я делал позавчера в 9 часов?», «Во что вчера был одет мой товарищ?» и т.п.

    9) Если вам тяжело запоминать имена и фамилии, во время разговора их нужно повторять несколько раз. Сначала при первых секундах разговора, потом на протяжении беседы несколько раз нужно назвать человека по имени. Это упражнение эффективное даже тогда, когда нужно запомнить даты, числа, адреса.

    10) Ничто так не развивает память, как чтение книг. Ведь когда мы читаем, работает воображение, строятся ассоциации, происходит крепкое запоминание. Чтобы запомнить, достаточно вообразить.

    11) В зависимости от того, какое восприятие — зрительное, слуховое или на прикосновенье, у вас преобладает, эти органы нужно задействовать при запоминании. Если преобладает зрительное восприятие, во время чтения нужно подчеркивать важные слова цветными карандашами, рисовать таблицы, схемы. При лучшем восприятии на слух — нужно читать вслух, слушать записи на кассетах или дисках. А тем, у кого преобладает тактильная чувствительность, нужно создать для запоминания комфортные условия: сделать мягкое освещение, прилечь на диване или в мягком кресле, одеть одежду, в которой вы удобно чувствуете себя [38].

    Рекомендации по развитию памяти младших школьников для психологов:

    1. Проводить своевременную диагностику памяти младших школьников.

    2. Наблюдать за детьми на занятиях.

    3. Составлять рекомендации по развитию памяти для педагогов и родителей.

    Выводы по 2 главе

    Для эмпирического изучения памяти в младшем школьном возрасте целесообразно использовать следующие методики: методику «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, «Опосредованное запоминание» (В основу этого исследования положены методики, разработанные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым.), «Пиктограммы» А. Р. Лурия.

    По мнению Л. Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Основные приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте: повторение изученного вслед за взрослым; соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала; составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировку мыслей и выделение смысловых опорных пунктов; соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний; соотнесение содержания разных частей текста друг с другом; использование образов или наглядных представлений; перевод содержания текста на свой язык.

    Сформулированы методические рекомендации по развитию памяти младшего школьника для родителей и педагогов: использование эмоционально окрашенного материала, эффектов края и незавершенного действия (Б. В. Зейгарник), многократные повторения, повторения в движении, использование специальных упражнений, чтение книг, задействование различных модальностей восприятия при запоминании и др. Методические рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста для психологов включают в себя: проведение своевременной диагностики памяти младших школьников; наблюдение за детьми на занятиях; составление рекомендаций по развитию памяти для педагогов и родителей.

    Рекомендации по развитию памяти

    Памятью обладают все. Но современный человек использует лишь незначительные возможности своей памяти. Эксперименты показали, что человек никогда и ничего не забывает, он только не умеет извлекать информацию из хранилищ, где она, будучи однажды заложенной, остается навсегда. Таким образом, можно утверждать, что к потере воспоминаний приводит неспособность найти их в памяти или прочесть. Вспомнить что-то — означает установить конкретные связи между 13 миллиардами отдельных нервных ячеек мозга. Таким образом, для нахождения воспоминаний работа мозга является главной.

    1. Верьте в свои силы.

    2. Имейте установку на запоминание.

    3. Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминанию материала).

    4. Учитывайте особенности своей памяти:

    а) если зрительная:

    — при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;

    — желательно иметь в книгах схемы, рисунки;

    — подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;

    — пользуйтесь наглядными пособиями;

    — чаще слушайте других;

    — читайте сами вслух;

    — работайте в тихих помещениях;

    — работайте, конспектируя материал,

    — рисуйте таблицы, графики, диаграммы;

    — в лабораториях потрогайте и проделайте все сами.

    5. Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе.

    6. Тренируйте память

    Первое: через 5-10 минут после пробуждения посчитать от 100 до 1.

    Второе: быстро повторить алфавит, придумав слово на каждую букву.

    Третье: вспомнить двадцать мужских и женских имен.

    Четвертое: назвать двадцать слов на одну букву.

    7. Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.

    8. Пользуйтесь рациональными приемами запоминания:

    а) материал для запоминания должен быть понятен;

    б) умейте концентрировать внимание на материале;

    в) запоминание должно быть логическим, осмысленным.

    Для этого следует:

    — составлять план запоминаемого материала;

    — делить его на части (принцип «Дели на семь»);

    — выделять в них опорные пункты;

    — связывать эти части цепью ассоциаций;

    — сравнивать и сопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;

    — классифицировать и систематизировать материал;

    9. Постарайтесь связать новое запоминаемое, с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память.

    10. Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом: прочтите и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям, повторите весь материал. Середину всегда следует повторять тщательнее, так как она запоминается хуже.

    11. Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, очень быстро и забывается.

    12. Припоминая, старайтесь тоже составить план припоминаемого материала.

    13. Припоминание более надежно, если удается вызывать к себе образы припоминаемых объектов.

    14. Планируя работу, не ставьте два сходных предмета один за другим, так как, накладываясь друг на друга, они приводят к активному забыванию (закон интерференции).

    15. Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.

    Запомните: утомление – главнейший враг хорошей памяти.

    Поэтому: стремитесь соблюдать режим;

    работайте в меру и активно отдыхайте;

    организуйте нормальное питание и сон.

    Что есть, чтобы лучше запоминать?

    Традиционные кофе, чай только подстегивают и в итоге истощают нервную систему, но на память не влияют.

    Привычный шоколад – также не самое эффективное средство.

    Стимулируют запоминание следующие продукты:

    — тунец, макрель, лосось, сардины, шпинат, бобы, печень.

    Мозгу особенно нужны йод, железо, магний, фолиевая кислота, витамины группы В и лецитин.

    Желающим встретить старость в твердой памяти стоит на всю оставшуюся жизнь полюбить морскую рыбу, творог, яйца, яблоки, коричневый рис, гречку, постное масло.

    Источники:
    Начальная школа-детский сад №115
    Адрес: 150045, г. Ярославль, ул. Батова, дом 9а Телефон: 8 (4852) 56-34-37 Тел⁄факс: 8 (4852) 56-80-95 Рекомендации по
    http://schsad115.ru/specialist/psiholog/195-rekomendatsii-po-razvitiyu-pamyati
    Память и внимание – компоненты психического здоровья
    Память и внимание – компоненты психического здоровья для определения и развития памяти и внимания Память можно и нужно развивать и совершенствовать. Воспользуйтесь рекомендациями, которые
    http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200602104
    Рекомендации по развитию памяти
    Методические рекомендации по развитию памяти младших школьников для педагогов, родителей и психологов Можно сформулировать следующие методические рекомендации по развитию памяти младших
    http://studbooks.net/1600689/psihologiya/metodicheskie_rekomendatsii_razvitiyu_pamyati_mladshih_shkolnikov_pedagogov_roditeley_psihologov
    Рекомендации по развитию памяти
    Социально-педагогическая и психологическая служба
    http://www.isz.minsk.by/history/spps/rekomendatsii-po-razvitiyu-pamyati.php

  • COMMENTS