Речевое развитие детей

Речевое развитие ребенка

Вы наверняка слышали знаменитую фразу Франклина: «Учите своих детей молчать, а говорить они научатся сами». Но как бы родители не ценили тишину и покой в доме, они все время пытаются учить своих малышей речи, радуясь каждой фразе и внимая каждому их слову. Мамы находятся в постоянном контакте со своими младенцами, и их диалог начинается задолго до того, как дети произносят свои первые звуки. Малыши учатся обращать на себя внимание, отвечать улыбкой на обращения родителей, использовать различные жесты и мимику. Они понемногу начинают понимать, как происходит общение между людьми – мы говорим по очереди, отвечая на слова друг друга улыбкой. Мама всегда радуется неумелой речи крохи, а малыш отвечает маме взаимностью, пытаясь порадовать ее, чтобы снова увидеть не ее лице улыбку.

Существуют определенные уровни речевого развития детей. С самого рождения мамы инстинктивно начинают разговаривать со своими детками очень медленно и четко, используя самые простые слова и фразы. И до того возраста, когда малыш превращается в заядлого почемучку, эту функцию выполняют сами родители. Вы никогда не обращали внимание на то, что мамы постоянно задают деткам множество вопросов. Они носят своих крошечных карапузов на руках и все время разговаривают с ними обо все, что видят. А потом еще удивляются, почему дети, в конце концов, начинают задавать по сто вопросов за минуту! Но шутки шутками, а такое общение между родителями и детьми очень важно, так как оно ускоряет речевое развитие малышей, стимулируя их желание контактировать с взрослыми.

Если же родители никак не реагируют на крики, взгляды и улыбки ребенка, он очень быстро прекращает свои попытки начать общение, и далее его интерес все больше угасает. Не нужно бояться избаловать малыша чрезмерным вниманием, уделяйте ему все свободное время, которое у Вас есть. И помните одну из основных родительских заповедей – Вы сделали для своего ребенка недостаточно, если не сделали все, что в Ваших силах. Ваша любовь и внимание очень важны для развития крохи. Когда он поймет, какое счастье Вы испытываете, общаясь с ним, а в его запасе уже не останется нужных жестов и звуков, он произнесет свои первые слова.

Все мамы способны инстинктивно чувствовать особенности речевого развития своих детей. Ни один педагог или логопед не способен дать ответ на вопрос, какими темпами будет развиваться речь конкретного ребенка. И только мама очень четко следует всем изменениям в уровне речевого развития своего малыша, с каждым днем употребляя все более сложные слова и выражения, используя новые обороты и ускоряя темп своего произношения.

Это очень важный момент, определяющий раннее речевое развитие детей, так как если разговаривать с ребенком на сложном «взрослом» языке, он в лучшем случае не обратит внимания на Ваши слова, а в худшем случае вообще начнет Вас игнорировать. Вы должны использовать только правильные предложения, произнося слова громко и медленно, точно так же, как Вы разговаривали бы с иностранцем. Если Вы не хотите «сюсюкаться» и использовать такие слова как «ам-ам», «ав-ав» или, например, «ля-ля», все же не отказывайтесь от них полностью. Так как именно эти слова делают речь простой и понятной для ребенка. Лучше первое время комбинируйте простые и сложные слова, как например, «иди ам-ам кушать» или «смотри ав-ав собачка». Это сделает Вашу речь более комфортной для ребенка и минимизирует риск того, что малыш замкнется и не захочет разговаривать на Вашем «взрослом» языке.

Речевое развитие дошкольников строится на постоянном общении ребенка с мамой и папой. В раннем возрасте родители должны комментировать все, что происходит вокруг. В старшем возрасте Вы можете найти более серьезные темы для разговоров . Главное не прекращать общение, задавать друг другу как можно больше вопросов, отвечать на них и оставлять время для того, чтобы ребенок мог полностью высказать свое мнение.

Многие родители допускают одну и ту же ошибку, понимая, что для детей важно слышать речь, но совершенно не обращая внимания на источники этой самой речи. Занятые мамы и папы включают детям на ночь аудио сказки или развивающие мультфильмы . Но такое безликое и бессмысленное прослушивание текста никогда не приведет к желаемому результату. Для ребенка важна ситуация, в которой он слышит от Вас те или иные фразы и выражения. Если Вы смотрите мультфильмы, делайте это вместе и комментируйте все происходящее. Выбирайте самые простые книги для детей , и перечитывайте каждую страницу столько раз, сколько нужно для полного ее понимания. Старайтесь наполнить Ваше общение самыми позитивными эмоциями.

Чтобы Вы могли немного ориентироваться в том, насколько нормально развивается речь Вашего ребенка, постараемся определить основные этапы ее развития. Хотя в данном случае даже отклонения на несколько месяцев считаются в пределах нормы.

Этап 1. В возрасте до полутора лет ребенок накапливает пассивный словарный запас, запоминает основные слова, которые чаще всего использует мама. Сам он общается при помощи звуков, произнося их с различной интонацией.

Этап 2. С полутора лет малыш начинает произносить первые простые слова. При этом он выговаривает лишь корни слов, или отдельные слоги, и поэтому кажется, что одним и тем же словом он обозначает различные понятия. В это время заканчивается кризис первого года жизни ребенка , но многие дети задерживаются на данном этапе до 2-3 лет. Это уже считается отклонением или задержкой психического развития.

Этап 3. В два года малыш способен различать изображения на картинках, указывать на них и называть их. При этом его словарный запас зависит от круга его интересов, любимых занятий и имеющихся дома игрушек и книг.

Этап 4. К трем годам речь ребенка становится связной. Он использует существительные женского и мужского рода, в единственном и множественном числе, применяет прилагательные и глаголы. Словарный запас крохи насчитывает уже более 1000 слов. Малыш начинает правильно выстраивать предложения, задавать вопросы, менять интонацию в зависимости от смысла фразы. Хотя запинки и ошибки в произношении слов считаются нормой.

Если происходит значительная задержка развития речи ребенка, нужно обращаться к специалистам — невропатологу, психологу, и уже с 4 лет ребенок может начинать заниматься с логопедом. Чем раньше будет выявлена проблема, тем проще будет с ней справиться.

Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Первые годы жизни ребенка определяют становление его речи. В это время интенсивно развивается головной мозг, совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить отклонение от норм речевого развития, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь, предупредить развитие сложных патологий.

Основные критерии оценки развития речи у детей от 2 до 6 лет

Не все родители могут правильно оценить динамику развития речи детей. Часть мам и пап, видя, как бойко общаются сверстники их малыша, готовы форсировать его речевое развитие и нагружать непосильными заданиями. А некоторые родители, наслушавшись рассказов о том, как внезапно начинают говорить в 3-5 лет доселе молчавшие дети, ждут такого же чуда, не обращая внимания на то, что их малышу нужна срочная помощь логопеда и невропатолога. Чтобы правильно оценить речевое развитие детей, нужно знать критерии и нормы каждого возраста.

К 2 годам заканчивается этап первичного освоения родного языка, начинается этап освоения языковой системы и основных грамматических правил.

Достижения речевого развития дошкольного возраста:

Активный словарь к 3 годам достигает 1000-1200 слов, в основном, это существительные и глаголы. Малыш активно занимается словотворчеством, может сам придумывать слова. Предложения, по большей части простые, появляются вопросительные слова (как, где, почему). Звукопроизношение пока нечеткое, могут отсутствовать шипящие звуки, укорачиваться слова, меняться местами слоги. Ребенок свободно ориентируется в знакомой обстановке, может назвать множество предметов и действий. Он с интересом слушает простые сказки, повторяя за взрослыми отдельные фразы из них.

К 3 годам дети могут отгадывать простые загадки, запоминать наизусть маленькие тексты, если ему их читали много раз. Фразы простые, звукопроизношение не совершенно, часты грамматические ошибки в употреблении числа, рода, падежа, но речь легко можно понять. Дети уже задают первые вопросы, могут подражать интонации взрослых.

Ребенок начинает рассуждать, его словарь достигает 2000 слов к концу четвертого года. Продолжается активное словотворчество, придумывание собственных слов. Фразы детских высказываний короткие, состоят из 3-4 слов, появляется больше прилагательных, наречий, числительных.

Основные дефекты звукопроизношения в этом возрасте – замена шипящих, отсутствие звуков Ц, Л, Р. В сложных словах малыш может переставлять слоги местами или пропускать их. Дети начинают замечать недостатки в речи сверстников. Трехлетние запоминают и с удовольствием рассказывают стихи и маленькие сказки наизусть.

К рубежу пятилетнего возраста ребенок приходит, имея в активном словаре около 3 000 слов. Он точно называет предметы, придумывает собственные словечки из странных на слух взрослого сочетаний звуков. В речи много прилагательных, есть наречия, сложные предлоги и местоимения. Предложения сложные, высказывания правильно оформленные, появляется монологическая речь.

Дети могут пересказать только что прочитанный рассказ или сказку, описать игрушку, картинку. Звукопроизношение приближается к литературной норме, хотя еще может не быть четкого произношения шипящих и звуков, Л, Р. Появляется интонационная выразительность речи, дети могут произносить слова тихо и громко, шепотом, рассказывать стихи с большим артистизмом.

Речь дошкольника в этом возрасте находится на уровне речи взрослого, в его активном словаре более 3000 слов. Дети понимают, что такое обобщающие слова, могут рассуждать об отвлеченных понятиях. Речь грамматически правильна, предложения полные и развернутые.

Звукопроизношение правильное, хотя до сих пор может встречаться дефектное произношение звуков Л, Р. Связная речь совершенствуется – ребенок может без помощи взрослого пересказать содержание литературного произведения, описать произошедшие с ним события. При чтении стихов он применяет богатую интонацию, средства выразительного чтения.

Темпы речевого развития индивидуальны, но в норме речь каждого человека проходит по одному и тому же пути. Допускаются отклонения в несколько месяцев, однако достижения каждого года должны соответствовать норме.

  • В 4-5 мес. – лепет
  • В 1 год 2 мес. – 6 слов
  • В 1,5 года – 7-25 слов
  • В 2 года – фраза из 2 слов
  • Словарный запас от 70 до 250 слов
  • Начинает изменять слова по родам, числам и падежам
  • Появляются местоимения Я, ТЫ, МНЕ
  • Знает, что такое «ОДИН»
  • Проговаривает свои действия
  • Он задает вопросы
  • Может пересказать маленький рассказ или сказку, пользуясь вопросами взрослого
  • Проявляет инициативу в общении
  • Дети произносят почти все звуки родного языка
  • Они употребляют сложные предложения
  • Речь чистая и отчетливая, богатая интонациями
  • Словарный запас достаточен для активного общения
  • Четко произносит слова и звуки
  • Высказывания детей богаты интонационно, несут интересное содержание, речь выразительна

Речевые нарушения имеют широкий диапазон различных патологий, определить которые сможет только специалист. Однако внимательные родители в состоянии понять, когда бить тревогу и обращаться за квалифицированной помощью .

Тревожные сигналы речевого развития ребенка: когда бить тревогу?

Если у дошкольника отмечаются отклонения от нормального уровня речевого развития, нужно провести обследование его речи у логопеда детской консультации или развивающего центра, как можно скорее начать коррекционные занятия.

  • Молчит или лепечет на непонятном языке
  • Отворачивается, когда ему задают вопросы
  • Общается жестами, в речи почти нет слов
  • Дети не используют речь, как средство общения
  • Активный и пассивный словарь крайне мал
  • Дети не могут построить даже короткое предложение
  • Не понимает смысл сказки, потешки, не может ответить на простой вопрос по ее содержанию
  • Дети говорят на одном им понятном языке
  • Они неохотно повторяют за взрослым слова и предложения
  • На просьбу «скажи еще раз, повтори лучше» ребенок не откликается
  • Заметны нарушения мелкой моторики, недоступны точные движения
  • Дети не знают названия окружающих их предметов
  • Они не понимают значения предлогов
  • Ребенок не может выполнить артикуляционное движение по показу взрослого в нужной последовательности
  • Речь неразборчива, в ней отсутствует много звуков, часты перестановки слогов и звуков
  • Ответы на вопросы односложны, словарный запас скуден, ограничен бытовыми словами
  • Не может рассказать о предмете, о чем-то из собственного опыта
  • В словах пропускаются и переставляются слоги и звуки
  • Говорит неразборчиво, невозможно определит на слух, правильно ли использует слова, предлоги, согласовывает части речи
  • Словарный запас крайне мал
  • Говорит короткими неполными предложениями
  • Не выговаривает большое количество звуков
  • Коверкает слова, переставляет в них звуки и слоги местами

Чем раньше начата коррекция речевых нарушений, тем меньше сил и времени придется потратить на овладение ребенком речевой системы родного языка.

Один комментарий:

Прочитала статью и успокоилась. Моему чаду 1,5 года, а кроме «ка»,мама» и «па» ничего нет в лексиконе. Раньше мне казалось, что дети после года должны уже хорошо говорить. А теперь сплю спокойно. Жду 2-х лет, когда мы уже будем более менее говорить.

соответствовать конкретным обстоятельствам Вашего здоровья, и не является врачебной рекомендацией.

© 2014-2016 Материалы сайта защищены законами РФ об авторских и смежных правах.

При использовании и перепечатке материала активная и индексируемая ссылка на сайт обязательна!

Источники:
Речевое развитие ребенка
Речевое развитие ребенка и его основные особенности, а также все о том на чем строится раннее речевое развитие малыша.
http://bambinostory.com/rechevoe-razvitie-rebenka/
Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Как у ребенка развивается речь в дошкольном возрасте: критерии оценки речевого развития детей 2-6 лет. Что должен уметь говорить ребенок-дошкольник: проявление развития речи в зависимости от возраста. Возможные отклонения от 2 до 6 лет: когда стоит обратиться к специалистам, читайте на baragozik.ru
http://baragozik.ru/4-6-let/vozrastnye-normy-rechevogo-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

COMMENTS