Речевое развитие детей дошкольного возраста

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Энциклопедия логопедических игр».

^ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей».

^ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.

Игры для развития речи и мышления дошкольников:

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой — самый радостный и комфортный способ познать мир.

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Энциклопедия логопедических игр».

Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова.

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием.

Заикание — нарушение плавности речи, сопровождаемое запинками, внезапными остановками в речи, повторениями и растяжениями слогов и звуков. Оно объясняется мышечным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голосообразования). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

И.Г.Выгодская, Е.Л. Пеллингер «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».

Некоторые общие рекомендации

1. Старайтесь говорить с ребенком неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности, употребляйте простые слова.

И.Г.Выгодская, Е.Л. Пеллингер «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».

1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых.

И.Г.Выгодская, Е.Л. Пеллингер «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».

1. После того как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая таким образом для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если он хочет сказать что-то еще, дайте ему такую возможность.

И.Г.Выгодская, Е.Л. Пеллингер «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».

Голос — это само звучание жизни, вибрирующая спираль живого. В голосе заложены мощные механизмы саморазвития, самоисцеления и самоизменения.

Н.Н.Беляковская, Л.Н. Засорина, Н.Ш.Макарова «Учим ребенка говорить».

Дыхательная гимнастика для развития речи по «Стрельниковой».

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Administrator 05.04.2016 Comment Closed Развитие ребенка

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает в семейный архив и дает повод для великой отцовской гордости. Человеческий язык – изобретение цивилизации, система условных знаков и определенных правил. Какие этапы развития детской речи называют логопеды?

Детская речь начинается с лепета. Глядя в лицо матери, малыш пытается подражать ее улыбке, движению губ и языка. Посмотрите, как утрированно молодые женщины выражают свои эмоции. Они стараются выговаривать звуки четко и повторяют понравившиеся крохе звуки, приблизив свое лицо к кроватке.

Развитие речи у детей происходит по двум разным сценариям: поступательная активизация словаря и скачкообразная. Если ребенок постоянно радует родителей новыми звуками и словами, то говорят о плавном течении речи. Если малыш склонен накапливать новые слова, а после удивлять родителей рывками развитие речи ребенка до года и после логопеды называют скачками. И то и другое норма.

Подражание взрослым – это главный способ покорения новых речевых вершин. Роль семьи в развитии речи ребенка огромна, более того, она определяющая! Детишки всех возрастов берут пример с родителей и употребляют как раз те слова, которые слышат чаще всего. Более того, с добросовестностью, достойной диктофона, карапузы воспроизводят целые диалоги родителей, которые вовсе не предназначались для чужих ушей. Теперь Вы понимаете, откуда учителя и воспитатели знают подробности Вашей личной жизни?

Вот как выглядят этапы развития речи у детей до 3 лет с точки зрения полноты словарного запаса:

  • 1 год – 10-12 слов
  • 2 года – 200-300 (50-400 –индивидуально)
  • 3 года – 1200-1500

Этапы речевого развития ребенка не имеют четких границ. Нельзя сказать, что в 1 год малыш должен говорить 10 слов, а в 3 года – 50. Специалисты более склонны оценивать динамику речевого развития, то есть – постепенное улучшение произношения, накопление словарного запаса, умение строить простые и сложные предложения, выражать эмоции, высказывать мысль.

Развитие речи ребенка в 2 года зависит от того, насколько сформирован фонематический слух малыша. Термин «фонематический слух» происходит от слова «фонема» (звук) и обозначает способность человека слышать и отличать отдельные звуки речи правильно (например, мИшка и мЫшка). Родители должны постоянно развивать фонематический слух дошкольника и школьника, ведь умение слушать и слышать – это основа хорошего произношения слов и даже грамотного письма.

В 1,5 года карапуз может правильно повторить слова из двух слогов. К 2-3 годам малышу поддаются трехсложные слова. Развитие речи у детей 2-3 лет выражается в умении повторять ритм слова, ударение, интонации. Интересно, что мальчики менее восприимчивы к эмоциональной окраске речи, тогда как малышки могут расплакаться, если в интонации мамы или папы появился хотя бы маленький намек на недовольство.

К трем годам человечек замечает ошибки в произношении других детей, замечает и поправляет. Помните забавный рассказ о мальчиках, которые не умели выговаривать слово «шишка»? Причем, карапуз вовсе не комплексует, если у него самого «хромает» часть звуков.

Развитие речи у детей 3 лет знаменуется умением отличать похожие слова, то есть кроха уже не принесет Вам мягкую киску вместо толстой книжки и не перепутает на картинке козу и косу.

В это период родители постоянно слышат комические переделки слов – гобилы (голуби), шапля (шапка), воришки (варежки). Не смотря на то, что трехлетка активно совершенствует свою речь, он допускает множество типичных ошибок:

  • перестановка слогов и звуков;
  • смягчение звуков;
  • пропуск звуков;
  • замена подобных звуков.

Развитие речи у детей 3-4 лет таково, что при попытке выговорить новый звук, малыш может произнести уже освоенный звук неправильно. То же относится к неблагоприятной окружающей обстановке (с ребенком не занимаются, в садиковской группе слишком много детей, ребенок подражает сверстникам с дефектами речи) и болезням ребенка. В семьях, где один из взрослых страдает логоневрозом (заикается) почти наверняка придется бороться с проблемами речи у ребенка. И причина вовсе не в наследственности, а в подражании меньшего члена семьи старшему.

Развитие речи у ребенка 3 лет характерно тем, что родной язык почти усвоен (на 90%). Ребенок прибавляет в свой словарик до 100 слов за месяц! К 4 годам маленький оратор может вполне правильно употреблять около 1500 слов.

Речевое развитие детей 3-4 лет отличается простотой предложений и предпочтением настоящего времени глаголов. Малыши этого возраста с трудом понимают предложения с пассивными конструкциями. Например, «Собаку взяла на руки мама» – малыш понимает так: «Собака взяла на руки маму». Речь трехлетки усложняется частицами НЕ и НИ. В 4 года ребенок уже умеет обобщать (стол, шкаф, стул и кресло – это мебель).

К 5 годам активный словарь малыша достигает около 2000 слов. Ребенок умнее не по дням, а по часам. Уже сейчас можно оценить его ученический потенциал. Вы удивляетесь его сообразительности и начинаете подозревать, что родили гения. Еще вчера он с трудом понимал названия знакомых предметов, а сегодня философствует, играя абстрактными понятиями — дружба, любовь, справедливость.

Развитие речи у детей 4-5 лет выражается в забавных играх со звуками, ударениями и рифмами. Переделывая слово на все лады, малыш удивляется новому звучанию давно знакомого слова, рифмует окончания, сочиняет свой язык.

Предложения усложняются. Теперь дошкольник свободно и правильно употребляет будущее и прошедшее времена глаголов, предлоги, сложные предложения, задает вопросы-предвидения (Что будет, если…?). Речевое развитие детей 4-5 лет позволяет малышам познавать мир с точки зрения «Почему?» — прекрасный возраст «почемучки», радующего родителей бесконечными вопросами, которые он придумывает прямо на ходу.

Пятилетка – почти ас в произношении звуков. Родители должны быть и внимательны, и спокойны к незначительным недостаткам речи ребенка. Сейчас самое время обратиться к логопеду. Приближается школа, поэтому для 5-6 леток развитие речи — это работа над правильными звуками.

Помните, дорогие родители, что от правильности произношения зависит грамотность Вашего малыша и его социальная адаптация. Как ребенок говорит, так он и пишет. «Заговел», так «заговел», хотя учитель диктовал совсем другое – загорел. И еще — вспомните, как встречают в детском коллективе детишек, отличающихся от сверстников. Часто, даже слишком часто, такие невинные малыши становятся изгоями детского общества.

Словарный запас ребенка 6 лет – 4000 — 4500 слов, а пассивный – еще больше. Дошкольник старшего возраста употребляет антонимы, синонимы, определения. Он может объяснить пословицу, сочинить рассказ и описать картинку. Развитие речи детей дошкольного возраста напрямую зависит от культуры речи в семье – начитанные родители смогут гордиться умненьким малышом. Тогда как папам и мамам, отпустившим педагогические вожжи, останется нарекать на детсад и школу.

Почему для человека – и маленького и большого так важно обладать грамотной, красивой речью? Роль речи в развитии ребенка крайне значима – не умея говорить, малыш едва ли научится читать и считать, ему будет трудно общаться, он не сможет рассказать друзьям о чем-то интересном. Человеком, не освоившим речевую культуру, тяготятся сверстники, он с трудом учится и едва находит работу.

Задачи развития речи дошкольников тесно связаны с такими важными составляющими развития и жизни человека, как:

  • общение
  • мышление
  • интеллект
  • воображение
  • монологическая речь
  • диалогическая речь
  • эстетическое развитие

Специалисты – педагоги и логопеды — разделяют речь на два вида: диалогическая и монологическая.

Диалогическая речь – это не что иное, как общение двух и больше людей. С диалога (общения) начинается речь ребенка. Гуление в ответ на ласковое слово матери – это и есть первый в жизни крохи диалог.

Речь ребенка приобретает определенную форму диалога к старшему дошкольному возрасту. Дети с удовольствием общаются, придумывают сложные диалоги. Этапы развития речи ребенка младшего и среднего дошкольного возраста специалисты рассматривают как подготовительные к диалогической речи.

Основной метод развития диалогической речи – беседа. Беседа должна быть полезной и познавательной. О чем можно беседовать с дошкольником? Родителям и детям будет интересно обсудить прочитанную книгу и иллюстрацию, мультипликационный или художественный фильм. Вопросы, связанные с жизненным опытом и знаниями детей, также очень популярны: животные, времена года, поучительные истории, быт, праздники, планы на выходные…

Интересный и увлекательный метод развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста – театр. Театр может быть теневым, кукольным, пальчиковым, костюмированным. Подавая реплики друг другу, родители и дети будут вести веселый диалог.

Играйте с детьми в больницу, детский сад, дочки-матери, водителя пассажирского автобуса. В ролевой игре у каждого участника свое место, и это позволят дошкольникам побывать в разных житейских ситуациях и поставить себя на место действующего героя.

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

Монологическая речь по своей структуре более сложна. Монолог – это рассказ от первого лица, в котором есть логическая связь, выразительность, главная мысль. Обучение монологической речи возможно с помощью таких заданий:

  • описание (явлений, предметов, характера, ситуаций);
  • повествование (динамичный рассказ о каком-либо событии);
  • рассуждение (логичное доказательство, ответ на вопросы типа: «Почему? Зачем? В чем смысл?»).
  • пересказ (изложение услышанного – сказки, рассказа, мультфильма). Очень удобно начинать обучение пересказу с помощью иллюстраций и наводящих вопросов.

Развитие речи дошкольника с помощью игр, научных экспериментов, опытов – это прекрасный способ активизировать речь и пополнить словарный запас. Ребенок узнает что-то новое, до сих пор неведомое и увлекательное.

Дошкольник, который умеет ставить цель, задавать вопросы, искать ответы войдет в школьный мир гармонично и легко. С помощью простых и доступных предметов родители могут организовать познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста дома и на прогулках, это такие инструменты для детской научной деятельности, как: лупа, микроскоп, телескоп, магниты, разные сосуды, песок, глина, различная бумага, красители, медицинские препараты и материалы. Стоит немного подумать, и Вы изобретете сотни интересных опытов, которые порадуют и удивят малыша.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей

О роли, которую выполняют народные произведения для детей, невозможно переоценить. Сказки, загадки, скороговорки, пословицы, песенки, былины способны реализовать все учебные цели, касающиеся проблемы развития речи. Наш народ удивительным образом создал идеальные дидактические материалы, превзойти которые не удалось ни одному детскому автору. Понятность, запоминаемость, информативность, образность, красота слова – все это присуще фольклору. Не зря именно с фольклорных потешек начинается читательский путь человечка.

Роль языка и речи в развитии ребенка дошкольного возраста диктует родителям и педагогам установку на активное общение, познавательные беседы, игры и задания, пополняющие словарь ребенка и обучающие его правилам и законам родной речи. Взрослые и ровесники – это та среда, которая формирует речь дошкольника и определяет его статус грамотного человека.

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Речевое развитие детей дошкольного возраста. Когда обращаться к логопеду?

Автор — учитель-логопед ДОУ № 2 г. Дубны Ефимова Мария.

Мне часто приходится слышать вопросы обеспокоенных родителей:

— Когда мой малыш должен начать говорить?

— А нам два года, мы молчим, это нормально?

— Мой четырехлетний ребенок звук [Р] не говорит. Нам еще подождать или уже к логопеду пора? и т. д.

По сути, эти вопросы о том, соответствует ли развитие конкретного ребенка нормам речевого развития. Сталкиваться приходится и с повышенной тревожностью родителей (- А вот соседский двухлеток уже стихи рассказывает, а мой еще так не может!) и с небрежным отношением к речевому развитию ( — А, захочет – заговорит. Маленький еще – подрастет, «выговорится».)

Ниже изложены примерные вехи речевого развития детей дошкольного возраста, советы родителям, признаки проблем которые потребуют помощи специалиста.

Развитие речи детей с года до трех лет.

Первые слова появляются обычно около года (например, ма (мама), да (дай), ав (собака) и т. д. Приблизительно в год и восемь месяцев в речи малыша появляются первые фразы (да пи (дай пить), дай ати (дай мячик), ляля бай (кукла спит) и т.д. К двум годам появляются первые предложения из трех-четырех слов. Трехлетний малыш способен общаться сложными предложениями («Мама пошла в магазин, а папа дома»). К трем годам ребенок правильно произносит большинство звуков русского языка. У многих детей к этому возрасту отсутствуют звуки [Ш, Ж,Ч, Щ, Л, Р,Р’(РЬ)].

Безусловно, у каждого ребенка свой, индивидуальный темп развития, многое зависит от характера, темперамента, наследственности, условий воспитания.

Также причиной по которой в речи трехлетнего ребенка не появляются звуки [Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л’(ЛЬ), Р, Р’(РЬ)] может быть короткая подъязычная связка («уздечка»). Для правильного произношения этих звуков нужен достаточный подъем языка. Если короткая «уздечка» «не дает» языку подняться к нёбу – ребенок не сможет произнести звуки правильно.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку около двух с половиной — трех лет и он молчит, или произносит лишь несколько слов, отсутствует фраза – это повод для консультации со специалистами (логопед, психолог, невропатолог). В таких случаях невропатолог или логопед ставит диагноз ЗРР (задержка речевого развития).

Если малыш начал заикаться. Чем раньше вы обратитесь к логопеду и невропатологу с этой проблемой – тем больше шансов, что заикание не закрепится, не усугубится.

Беспокоится раньше двух с половиной лет стоит, если:

ребенок 1,5-2 лет не понимает простых инструкций (например, показать в книге кошку, принести мяч);

двухлетний ребенок заметно отличается от сверстников, его игры отличаются однообразием, стереотипностью или ребенок вообще не проявляет интереса к игрушкам; малыш не справляется с простыми заданиями (например, собрать простые «вкладыши», нанизать на толстую деревянную «иголку» очень крупные бусины), т. е. заметно значительное отставание в общем развитии ребенка. В этих случаях надо показать ребенка детскому психологу, логопеду, невропатологу, отоларингологу незамедлительно.

Особенно внимательно относиться к срокам речевого и общего развития нужно, если беременность или роды проходили с осложнениями. Негативные факторы протекания беременности и родов могут вызвать задержку речевого и психического развития.

Малыш на приеме у логопеда.

При обследовании логопед оценит понимание речи малыша, строение артикуляционного аппарата (состояние подъязычной связки, языка, губ и т. д.), состояние зрительного и слухового восприятия, соответствие общего развития ребенка возрастной норме. Часто детям и логопеду необходимо несколько занятий чтобы ребенок привык к специалисту, «раскрылся». Тогда у логопеда сложится полная и точная картина состояния речи и уровня развития вашего малыша.

Если понимание речи соответствует возрастной норме (ребенок показывает большинство предметов, о которых его спрашивают; хорошо понимает вопросы логопеда), нет серьезных нарушений в строении и работе артикуляционного аппарата, общее развитие соответствует возрастной норме – это «благоприятный» вариант ЗРР (задержки речевого развития). Скорее всего, ваш молчун начнет говорить тогда, когда сочтет нужным и к 3,5 годам практически догонит других ребят в речевом развитии. Логопед покажет приемы, с помощью которых можно активизировать речь малыша в домашних условиях.

Если в ходе обследования выявлено снижение общего развития (малыш знает и умеет намного меньше, чем «должен» по возрасту), понимание речи значительно ниже возрастной нормы – помощь ребенку необходимо оказывать немедленно. Нужно пройти обследование (назначается невропатологом), исключить снижение слуха (сделать аудиограмму). Вовремя начатое лечение, системные занятия с логопедом, дефектологом, домашние занятия с родителями помогут развить речь ребенка и остальные психические функции (внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление), предотвратить дальнейшее отставание.

Речь ребенка развивается в двух ситуациях: когда он слышит чужую речь (осмысливает ее) и говорит сам. То есть, чем больше вы говорите с ребенком, заинтересованно рассказываете об окружающем мире, отвечаете на его вопросы и сами задаете их, читаете ему детские книги, побуждаете рассказывать об увиденном, тем лучше будет развита речь вашего малыша. Обычно ребенку интересно говорить о том, что он видит в данный момент. При этом важно не перегрузить ребенка сложной для него информацией, не заставлять его отвечать на ваши вопросы, если он утомлен или просто не хочет сейчас разговаривать.

Далеко не сразу малыш научится правильно согласовывать слова в предложении.Сложна грамматическая система русского языка – много исключений из общих правил. Например, малыш уже правильно использует окончания творительного падежа существительных -ом, -ем ( кидать камнем, мячом). По аналогии он образует другие слова (кушать ложком, вытирать тряпком). Это нормальный процесс усвоения ребенком грамматической системы русского языка. Помощь взрослого заключается в исправлении таких ошибок – повторение правильной (нормативной) формы слова (лучше произнести ее несколько раз или привести несколько аналогичных примеров). Такие «поправки» должны быть максимально тактичными и доброжелательными.

Тесно связано речевое развитие с развитием мелкой моторики. Поэтому выкладывание мозаики, нанизывание бусин, лепка, рисование, конструирование, пальчиковая гимнастика – весомый вкладв развитие речи и интеллекта малыша.

Правила проведения занятий.

Любые занятия с малышом проводятся только в игровой форме, при желании ребенка играть с вами.

Продолжительность занятия для детей-дошкольников (в зависимости от темперамента и возраста) от 8 до 25 минут, для детей 6-7 лет — 15-30 минут.

Обязательно хвалите ребенка даже за самые маленькие и «незначительные» успехи.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с ребенком.

  1. Батяева С. В., Савостьянова С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких.
  2. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет.
  3. Полякова М. А. Как правильно учить ребенка говорить.
  4. Сказка о Веселом язычке. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.

В этом возрасте идет активное расширение словарного запаса (количества слов, которое знает ребенок). Речь его становится все более правильной, развернутой. Ребенок использует сложные предложения («Кошка убежала, потому что испугалась большой собаки»). Пятилетний малыш может связно рассказать о недавнем событии, пересказать знакомую сказку.

В норме к пяти годам дети овладевают правильным произношением всех звуков. Считается, что если к пяти годам ребенок не научился правильно произносить те или иные звуки, сами, спонтанно, эти звуки в речи уже не появятся. Необходима помощь логопеда. Если ребенок неправильно произносит большое количество звуков, занятия по постановке звуков можно начинать с четырех с половиной лет.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашего четырехлетнего ребенка понимаете только вы;

если слова в предложении часто не согласованы (он упала, красный куртка);

если малыш постоянно переставляет слоги в словах или «теряет» их (например, сакомат (самокат), аасин (апельсин), мицанет (милиционер);

если он не может связно (три – четыре предложения) рассказать о недавно увиденном (например, поездке в зоопарк).

Особенно нужно быть внимательными тем родителям, чьи дети поздно начали говорить. Нередко речь таких детей развивается с задержкой. В будущем это может привести к проблемам с успеваемостью по русскому языку, и не только.

Поставить точный диагноз, разработать план коррекционной работы в этом случае может только логопед.

В большинстве детских садов есть учителя-логопеды. Они выявляют детей, развитие речи которых ниже возрастной нормы. Если у ребенка наблюдается не только неправильное произношение звуков, но и недоразвитие остальных компонентов речи — рекомендуется посещение логопедической группы.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с детьми.

  1. Володина В. С. Альбом по развитию речи.
  2. Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 (2, 3, 4).
  3. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь № 1 (2, 3, 4).
  4. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет
  5. Полякова М. А. Как правильно учить ребенка говорить.

В этом возрасте на первый план выходит постановка отсутствующих или неправильно произносимых звуков, закрепления их правильного произношения и отчетливого различения, подготовка к школе (профилактика школьной неуспеваемости).

Чтобы успешно учиться в школе, ребенку нужно немало знать и уметь.

Ниже изложены примерные критерии готовности к школе (по развитию речи).

К началу школьного обучения ребенок «должен»:

обладать большим словарным запасом, уметь пересказать небольшой текст, рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку зрения;

грамматически правильно оформлять свою речь (верно согласовывать слова в предложении, точно использовать предлоги);

правильно произносить и хорошо различать все звуки;

владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (уметь разделить слова на слоги, выделять первый, последний звук в слове (в небольших словах называть все звуки по порядку);

желательно знание букв и умение читать по слогам.

Большинство ошибок допускаемых ребенком в устной речи – неточное произношение сложных слов (водотоводчик – водопроводчик), неправильное согласование слов в предложении (думаю о самолетов, пять мяча), замены звуков (сушка – суска, рука – лука) приведут к аналогичным ошибкам на письме. Недоразвитие связной речи (умения точно и последовательно рассказать о событии) может привести к трудностям при написании изложений, пересказах, устных ответах.

Очень большое значение имеет состояние фонематического восприятия – умения «слышать» звуки в слове, правильно определять последовательность звуков и слогов. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к многочисленным, стойким ошибкам при письме, ведь чтобы ребенок мог правильно написать слово, он должен «в уме» разложить слово на звуки, а потом воспроизвести их точно, в правильной последовательности на бумаге. Способствует развитию фонематического восприятия обучение ребенка чтению.

Когда обращаться к логопеду.

Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, но он неправильно произносит или заменяет некоторые звуки;

если вы наблюдаете у вашего ребенка вышеперечисленные проблемы.

За год до школы показать ребенка логопеду я бы рекомендовала каждому родителю, даже если ваш ребенок произносит все звуки правильно.

Цель логопедического обследования перед школой – выявить предрасположенность к нарушению чтения и письма (множественным специфическим ошибкам) т. н. называемой дизграфии и дизлексии т. е., фактически, к школьной неуспеваемости.

Выявить такую предрасположенность детей к дизграфии и дизлексии можно в дошкольном возрасте с большой вероятностью.

Если вовремя провести работу, направленную на развитие процессов, отвечающих за становление процессов чтения и письма, можно предотвратить или значительно снизить вероятность школьных проблем.

Важность своевременности этой работы объясняется тем, что в школе исправить эту ситуацию оказывается намного сложнее, чем предотвратить ее в дошкольном возрасте. То же самое относится и к постановке звуков.

Исходя из моей практики, до восьмидесяти процентов детей подготовительной группы детского сада нуждаются в помощи логопеда. Если в вашем саду есть логопед, помощь окажут бесплатно. От вас потребуется только выполнение домашних заданий (закрепление пройденного материала) и контроль за правильным произношением поставленных звуков. В детских поликлиниках также есть логопеды.

Пособия для самостоятельных занятий родителей с ребенком.

Глинка Г. Буду говорить, читать, писать, правильно (рекомендую всем детям для подготовки к школе, независимо от наличия логопедических проблем).

Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет.

Полякова М. А. Как правильно научить ребенка читать и писать.

Жукова Н. С. Букварь.

Полякова М. А. Самоучитель по логопедии.

В заключение хотелось бы добавить, что в одной статье невозможно изложить всю информацию о таком «глобальном» периоде в речевом развитии детей, каким является дошкольный возраст, и, тем более, дать точные рекомендации в каждом конкретном случае (это можно сделать только после обследования ребенка).

Выражаю надежду, что статья будет полезной родителям дошкольников, поможет сориентироваться в речевом развитии вашего ребенка, вовремя увидеть проблемы (если они есть) и помочь малышу преодолеть их.

Учитель-логопед ДОУ № 2 «Росинка» Ефимова Мария.

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Вряд ли кто из мамочек и папочек может забыть первые слова своего малыша. Ведь их с нетерпением ждет каждый родитель! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам.

В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические особенности. Поэтому даже незначительные проблемы речевого развития ребенка препятствуют нормальному его развитию, формированию его личностных качеств.

Многих родителей волнуют вопросы: как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время? Когда следует бить тревогу?

Основные этапы речевого развития ребенка

В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

Речевое развитие ребенка до года

— От 1,5 до 3 месяцев – «гуление», когда малыш издает звуки: а-а-а, гууу-гуу, э-э-э, пфф, буу.

— От 3 до 6 месяцев – так называемая «свирель», тянет малыш звуки, как на свирельке играет, поет их: е-лл-и, агу-ааа, алль-ле.

— От 6 до 9 месяцев – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба, па-па-па-па, м-ма-ма.

— От 9 месяцев до года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!»

Речевое развитие ребенка 2 лет

С 1 года 9 месяцев до 2 лет – период стремительного развития речи, когда ваш малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь, интереснейший этап – первые «почемучки», познание жизни через вопросы, обращенные ни к кому-нибудь, а к маме, папе, бабушке, дедушке.

Малыши своими вопросами часто не только удивляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у ребенка такие вопросы?» поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.

Речевое развитие детей 3 лет

От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.

Речевое развитие ребенка 5 лет

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, поведают вам о пережитом событии, причем довольно связно и последовательно. В это время речь для ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек», когда малыш активно вторгается в жизнь, открывая для себя новые предметы и явления.

Таким образом, к 4 – 5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. если к 4 годам он не произносит 2 – 3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5 – 6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.

Источники:
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Размер: 394.69 Kb. ; Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни
http://do.gendocs.ru/docs/index-287639.html
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
http://www.vse-dlya-detey.ru/razvitie-rebenka/1075-osobennosti-rechevogo-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Часто приходится слышать вопросы обеспокоенных родителей: — Когда мой малыш должен начать говорить? — А нам два года, мы молчим, это нормально? — Мой четырехлетний ребенок звук [Р] не говорит. Нам еще подождать или уже к логопеду пора? и т. д. По сути, эти вопросы о том, соответствует ли развитие конкретного ребенка нормам речевого развития.
http://we-family.ru/statyi/rechevoe-razvitie/
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Речевое развитие детей дошкольного возраста. Вряд ли кто из мамочек и папочек может забыть первые слова своего малыша. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические особенности. Поэтому даже незначительные проблемы речевого развития ребенка препятствуют нормальному его развитию.
http://mallishok.ru/rechevoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta/

COMMENTS