Развитие восприятия у детей

Развитие восприятия у детей

Элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители. Дифференциация комплексных раздражителей у детей первых лет жизни еще очень несовершенна и значительно отличается от дифференциации, возникающей в более старшем возрасте. Это объясняется тем, что у детей процессы возбуждения преобладают над торможением.

Вместе с тем отмечается большая неустойчивость обоих процессов, их широкая иррадиация и, как следствие этого, неточность и непостоянство дифференциации. Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов характерна малая детализация восприятий и их большая эмоциональная насыщенность.

Маленький ребенок прежде всего выделяет блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т. е. все, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции. Вследствие недостаточности опыта он еще не может отличать главные и существенные особенности предметов от второстепенных. Необходимые для этого условно-рефлекторные связи возникают лишь по мере действия с предметами в процессе игры и занятий.

Непосредственная связь восприятий с действиями — характерная особенность и необходимое условие развития восприятия у детей. Увидев новый предмет, ребенок тянется к нему, берет его в руки и, манипулируя с ним, постепенно выделяет его отдельные свойства и стороны.

Отсюда огромное значение действий ребенка с предметами для формирования правильного и все более детального восприятия их. Большие трудности для детей представляет восприятие пространственных свойств предметов. Необходимая для их восприятия связь зрительных, кинестезических и осязательных ощущений образуется у детей по мере практического знакомства с величиной и формой предметов, оперирования ими, а умение различать расстояния складывается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно ходить и перемещаться на более или менее значительные расстояния.

Вследствие недостаточной практики зрительно-двигательные связи у детей младшего возраста все еще несовершенны. Отсюда неточность их линейного и глубинного глазомера. Если взрослый оценивает длину линий с точностью до 1/10 длины, то дети 2—4 лет —с точностью, не превышающей 1/20 длины. Особенно часто дети ошибаются в величине удаленных предметов, а восприятие перспективы на рисунке достигается лишь к концу дошкольного возраста и часто требует специальных упражнений.

Абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) связываются в восприятии дошкольников с формой определенных предметов (треугольник дети часто называют «домиком», круг — «колесиком» и т. д.); и только позднее, когда они узнают название геометрических фигур, у них возникает общее представление о данной форме и правильное различение ее независимо от других признаков предметов.

Еще большие трудности для ребенка представляет восприятие времени. У детей 2—2.5 лет оно еще совсем смутное, недифференцированное. Правильное употребление детьми таких понятий, как «вчера», «завтра», «раньше», «позже» и т. д. в большинстве случаев отмечается лишь около 4 лет, продолжительность же отдельных промежутков времени (час, полчаса, 5—10 минут) часто путают и шести — семилетние дети.

Значительные сдвиги в развитии восприятия у ребенка возникают под влиянием речевого общения с взрослыми. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают выделять их наиболее важные и характерные стороны, учат способам действия с ними, отвечают на многочисленные вопросы относительно этих предметов.

Усваивая названия предметов и их отдельных частей, дети учатся обобщать и дифференцировать предметы по наиболее важным признакам. В большой степени восприятия детей зависят от их предшествующего опыта. Чем чаще ребенок сталкивается с различными предметами, чем больше он узнает о них, тем полнее он может воспринять и в дальнейшем правильнее отражать связи и отношения между ними.

Неполнотой детского опыта, в частности, объясняется и то, что при восприятии малоизвестных вещей или рисунков маленькие дети часто ограничиваются перечислением и описанием отдельных предметов или их частей и затрудняются объяснить их значение в целом.

Психологи Бине, Штерн и другие, подметившие этот факт, сделали из него неправильный вывод о наличии жестких стандартов возрастных особенностей восприятия вне зависимости от содержания того, что воспринимается.

Такова, например, схема Бине, устанавливающая три возрастные ступени восприятия детьми картинок: в возрасте от 3 до 7 лет — стадия перечисления отдельных предметов, в возрасте от 7 до 12 лет — стадия описания и от 12 лет — стадия объяснения, или интерпретации.

Искусственность подобных схем легко обнаруживается, если детям предъявлять картинки с близким, знакомым им содержанием. В этом случае даже трехлетние дети не ограничиваются простым перечислением предметов, а дают более или менее связный рассказ, хотя бы и с примесью выдуманных, фантастических объяснений (данные С. Рубинштейна и Овсепяна).

Таким образом, качественное своеобразие содержания детского восприятия вызывается, прежде всего, ограниченностью детского опыта, недостаточностью систем временных связей, образовавшихся в прошлом опыте, неточностью выработанных ранее дифференцировок.

Закономерностями образования условно-рефлекторных связей объясняется также тесная связь детского восприятия с действиями и движениями ребенка.

Первые годы жизни детей — это период выработки основных межанализаторных условно-рефлекторных связей (например, зрительно-двигательных, зрительно-осязательных и др.), образование которых требует непосредственных движений и действий с предметами.

В этом возрасте дети, рассматривая предметы, в то же время ощупывают и осязают их. В дальнейшем, когда указанные связи становятся более прочными и дифференцированными, непосредственные действия с предметами бывают менее необходимы, и зрительное восприятие делается относительно самостоятельным процессом, в котором двигательный компонент участвует в скрытой форме (производятся главным образом движения глаз).

Обе эти стадии отмечаются всегда, но связывать их с строго определенным возрастом нельзя, так как они зависят от условий жизни, воспитания и обучения ребенка.

Важное значение для развития восприятия и наблюдательности в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет игра. В игре дети дифференцируют различные свойства предметов — их цвет, форму, величину, вес, а так как все это связывается с действиями и движениями детей, то тем самым в игре создаются благоприятные условия для взаимодействия различных анализаторов и для создания многостороннего представления о предметах.

Большое значение для развития восприятия и наблюдательности имеет рисование и лепка, в процессе которых дети учатся правильно передавать контуры предметов, различать оттенки цветов и т. д. В процессе игры, рисования и выполнения других заданий дети приучаются самостоятельно ставить перед собой задачу наблюдения. Тем самым уже в старшем дошкольном возрасте восприятие делается более организованным и управляемым.

В школьном возрасте восприятие становится еще более сложным, многосторонним и целенаправленным. Школа с ее разнообразными учебными и внеклассными занятиями раскрывает перед учащимися сложную картину природных и общественных явлений, формирует их восприятие и наблюдательность.

Развитию восприятия в школьном возрасте особенно содействует наглядность обучения. Систематические практические и лабораторные занятия, широкое использование наглядных пособий, экскурсии, ознакомление с разными видами производственной деятельности — все это дает огромный материал для развития восприятий и наблюдательности учащихся.

Развитие восприятий у школьников требует значительного внимания и руководства со стороны учителей и воспитателей. Особенно это относится к учащимся младших классов, которые из-за недостаточности жизненного опыта часто не могут выделить основное и существенное в наблюдаемых явлениях, затрудняются в их описании, пропускают важные детали, отвлекаются случайными, несущественными деталями.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы тщательно подготовить учащихся к восприятию изучаемых объектов, сообщить необходимые сведения о них, которые облегчили бы и направили восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов.

Демонстрация наглядных пособий (рисунков, схем, диаграмм н т. п.), проведение лабораторных работ и экскурсий только тогда достигают цели, когда учащиеся ясно сознают задачу наблюдений. Без этого они могут смотреть на предметы и тем не менее не видеть самого главного.

На одном из уроков в I классе учительница проводила беседу о белках. Она повесила картину с изображением двух белок и провела беседу об их образе жизни, ничего, однако, не сказав об их внешнем виде. Затем, сняв картину, она предложила ученикам дорисовать по картонному трафарету недостающие детали изображения белки и раскрасить рисунок. Совершенно неожиданно это оказалось для детей трудной задачей. Посыпались вопросы: какого цвета белка, какие у нее глаза, есть ли у нее усы, есть ли брови и т. п. Таким образом, хотя дети и смотрели на картину, но очень мало заметили на ней (из наблюдений М. Скаткина).

В процессе школьных занятий с целью развития восприятии необходимы тщательные сравнения предметов, их отдельных сторон, указание на сходство и различие между ними. Важнейшее значение имеют самостоятельные действия учащихся с предметами и участие различных анализаторов (в частности, не только зрения и слуха, но и осязания).

Активные, целенаправленные действия с предметами, последовательность и систематичность в накоплении фактов, их тщательный анализ и обобщение — таковы основные требования к наблюдению, которые должны строго соблюдаться учащимися и преподавателями.

Особенно надо заботиться о правильности наблюдений. Вначале наблюдения школьников могут быть недостаточно подробными (что естественно при первом ознакомлении с предметом или явлением), но наблюдения никогда не должны подменяться искажением фактов и их произвольным толкованием.

Развитие восприятия у детей

В процессе обучения ребенка активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе — это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком? Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки.

Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

Над проблемой развития восприятия на различных ступенях дошкольного детства работали многое советские психологи: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.

Восприятие — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединительную функцию:

· во-первых, восприятие объединяет свойства предмета;

· во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

· в третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.

Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.[1].

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величине, форму. [14].

В период дошкольного детства происходит интенсивное сенсорное развитие ребенка (сенсорное — связанное с работой органов чувств): совершенствуются его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.

В развитии восприятия дошкольника можно выделить три основных направления:

· во-первых, ребенок продолжает усваивать сенсорные эталоны (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников), определенные представления о которых сформировались у него уже в раннем детстве;

· во-вторых, он овладевает новыми перспективными обследовательскими действиями, позволяющими все более адекватно отражать окружающий мир.

· в-третьих, происходит развитие его ориентировки в пространстве и времени.

Вывод по 1 главе

Восприятие — психический познавательный процесс, результатом которого являются целостные образы предметов и явлений окружающей действительности. Оно позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, и именно на его основе развиваются другие психические процессы.

Способность воспринимать внешние воздействия существует у человека уже с момента рождения и продолжает наиболее интенсивно развиваться на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста.

Для детей с умственной отсталостью характерно недоразвитие познавательных интересов, у них оказывается дефицитарной уже первая ступень познания — восприятие. Это проявляется в динамике процесса, в особенностях образов и в нарушениях перцептивных действий:

1. Динамика процесса восприятия проявляется в замедлении темпа зрительного восприятия и сужении объема (уменьшении количества объектов);

2. Особенности образов восприятия заключаются в недифференцированности признаков. Дети могут путать сходные предметы, время, перспективу, объемность предметов.

3. Нарушения перцептивных действий проявляются в отсутствии стремления рассматривать и разбираться в деталях. У них отстают в развитии двигательные ощущения и ощущения положения тела, нарушена координация движений, слуховое восприятие.

Поэтому для этих детей весьма актуальным и важным является сенсорное воспитание и развитие. Его суть состоит в целенаправленном воздействии на сенсорные процессы. Оно играет важную роль в подготовке перехода от чувственного познания к рациональному, от восприятия к мышлению. В содержание сенсорного воспитания входит формирование цвета, формы, величины, пространственных отношений между предметами, овладение общественным сенсорным опытом.

Развитие восприятия у детей

Восприятие — перцепция — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Процесс сложный, многогранный, включает работу сенсорных, двигательных и речевых механизмов.

В его основе лежит активное движение, осмысление и анализ информации, поступающей из окружающей среды. Формируются определенные образы, от которых зависят внимание, память, представление, воображение и даже эмоции. На восприятие ребенка влияет и его личность: окружающая среда воспринимается им только под углом зрения собственных интересов. Именно благодаря восприятию дети строят образ окружающего мира, ориентируются в нем, действуют – сами себе формируют картину окружающей среды. Но все же немаловажную роль в развитии восприятия играет роль взрослого, ведь именно он общается с малышом, знакомит его с предметами, объясняет их необходимость и целесообразность.

У новорожденных картинка мира чиста как белый лист. Ребенок еще ничего не воспринимает. У него нет предметного ощущения: лишь элементарные ощущения (своего тела, себя). Он не рождается с готовым умением воспринимать – он этому учится. Первый и главный объект восприятия малыша – его мама либо человек, который постоянно находится рядом с ним. Это — «фундамент» общения с людьми в будущем. Из всего окружающего ребенок также выделяет блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, иными словами — все, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции. В первые три года у малыша совершенствуется зрительная оценка небольших расстояний, зрительные определения местоположения предметов.

Воспринимать окружающий мир малыш начинает прежде всего через… рот. Первые месяцы жизни это самая активная часть тела: он воспринимает, посасывая, кусая, полизывая предметы. Затем подключаются ручки и глазки. Увидев новый предмет, кроха возьмет его в руки, будет играть, таким образом выделяя его отдельные свойства и стороны. Тогда же он на ощупь начинает воспринимать лица близких людей.

Где-то на шестой неделе жизни при появлении взрослого поведение малыша резко меняется: он будет долго и внимательно смотреть ему в глаза, гулить и даже улыбаться. Что касается зрения, то первое время окружающий мир он воспринимает размыто, в черно-белых тонах, поле зрения — 30-ть градусов. Следить глазками он начинает с третьего месяца, тогда же и развивает глазомер, а также — копирует движения губ матери, подражает ей интонационно.

К концу первого года жизни у малыша появляются первые признаки мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Детки замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов.

Вплоть до 7-ми лет дети все воспринимают на эмоциях. Они рисуют окружающий мир образами, при этом, чем младше ребенок, тем его эмоциональный фон сильнее. Детки 3-7 чувственно реагируют на увиденное и услышанное, на собственные мысли. Они переживают бурю эмоций, разговоры, логика и поучение – для них пустой звук. Лучший способ донести информацию – красочно описать ее. Дети в этом возрасте воспринимают только образы, отложившиеся у них в голове, и мыслят эмоционально. Их впечатления выходят на первый план, и в первую очередь они будут воспринимать именно их.

Постоянство восприятия у 2-3-летнего ребенка несовершенно. Если его приучить, что в большой коробке, как правило, находится игрушка, а в маленькой ее нет, он будет всегда тянуться к большой коробке. Даже если она будет находиться значительно дальше от него, чем маленькая.

Абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) дошкольники воспринимают как форму определенных предметов. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. К примеру, треугольник — «домик», круг — «колесико», «буква О». Общее представление о форме и ее правильное различение возникает лишь, когда они узнают название фигур. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать: цвет, форма, величина, высота могут меняться. Краски могут быть гуще и ярче, предметы располагаться с разных сторон: за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.. Он активно входит в мир художественного творчества: для него это единство познания и переживания.

Дети после семи уже различают и цвет, и форму, и величину предметов и их положение в пространстве. Кроме того, они уже могут самостоятельно назвать предлагаемые формы и цвета, изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Но хорошо «рассматривать» предметы пока что не умеют – они выделяют случайные неважные детали, пропуская существенное, допускают ошибки и неточности, воспринимая похожие предметы, путают или вовсе не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова.

Воспринимать предмет для младшего школьника означит что-то с ним сделать: взять, потрогать, изменить, сломать. Это свидетельствует о тесной связи восприятия и действий ребенка. В то же время, его восприятие отличается остротой и свежестью, своего рода созерцательной любознательностью.

Предметность у ребенка выражена слабо: он еще плохо выделяет себя из среды, будто слился с внешним миром. И лишь в 12 лет он вступает в стадию объяснения или интерпретации.

Взрослый оценивает длину линий с точностью до 1/100 длины, а дети, скажем, 2-4 лет — с точностью, не превышающей 1/20 длины. Детки часто ошибаются в величине удаленных предметов, а чтобы воспринять рисованную перспективу, им необходимы дополнительные упражнения: этого они достигают лишь к концу дошкольного возраста и часто требует специальных упражнений.

Большие трудности для ребенка представляет восприятие времени. Время текуче, оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем, а во времени. В 2-2,5 они и воспринимают его весьма смутно, к 4 – более или менее ориентируются в «вчера», «завтра», «раньше», «позже»; а вот отдельные промежутки времени (15 минут, час, полтора часа) часто путают и в 6-7 лет.

Как дети воспринимают друг друга, зависит от того, насколько популярен или отвержен ребенок в детском сообществе. Эксперты утверждают: чем выше положение старшего дошкольника в группе, тем выше его оценивают сверстники, и соответственно — наоборот. Когда дети оценивают «симпатичных» им сверстников, они воспринимают их исключительно как: "красивый", "хорошо поет", "умеет читать", «быстро бегает» и т. п. А вот о тех, к кому симпатии нет, говорят лишь: "плохо играет", "жадный", «плаксивый». Кстати, если оценивают «симпатичных» девочек, то детки обоих полов отмечают большее количество положительных качеств, чем при оценке «симпатичных» мальчиков. А вот при негативном отношении наоборот: девочки в целом отмечают у них больше отрицательных качеств, чем у представителей своего пола при таком же отношении к ним.

Восприятие нужно воспитывать. Ребенок учится воспринимать, а родители ему в этом непринужденно с помощью игр помогают. Именно играя, малыш учится различать свойства предметов, выделять в них главное, основное.

Дети должны наблюдать: явления и процессы, следить за их изменениями, подмечать даже малозаметные особенности. Наблюдение – высшая и, пожалуй, самая сложная форма.

Восприятие должно быть тесно связано с теми видами деятельности, в ходе которых малыш сможет изучить, учесть и воспроизвести свойства предметов: лепка, рисование, конструирование. Занимаясь таким творчеством, у детей возникнет необходимость воспринимать предметы наиболее точно, полно, ощупать, осмотреть, изучить. А взрослые лишь могут указать на сходства либо различия.

Развитие восприятия у детей

У новорождённого в первые недели жизни возникают лишь ощущения отдельных свойств окружающей действительности. В дальнейшем развивается анализ и синтез комплексных раздражителей, что и приводит к восприятию конкретных предметов и явлений.

Восприятие формируется в связи с развитием, усложнением деятельности анализаторов. Сталкиваясь ежедневно с определёнными людьми и с окружающими предметами, ребёнок постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения. Постепенно раздражения, вызываемые данным предметом, выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета.

Например, звуки голоса матери младенец слышит, обычно одновременно видя её фигуру и лицо. В результате эти слуховые и зрительные раздражители выделяются и связываются вместе, и у ребёнка возникает целостный образ матери.

Важнейшее значение для формирования восприятия, как и других психических процессов, имеет подкрепление.

Выделение комплекса раздражителей, относящихся к данному предмету, и образование связей между ними проходит успешно в том случае, если этот предмет приобрёл какое-либо важное значение для ребёнка или же в силу своей необычности вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс.

В таком случае правильное выделение комплекса раздражителей и формирование соответствующих связей подкрепляется достижением необходимого результата, вследствие чего и происходит развитие, совершенствование восприятия.

Характерно, что ребёнок начинает воспринимать первым то, что имеет для него наибольшее жизненное значение, то, что связано с удовлетворением его жизненных потребностей. Так, из всех окружающих людей и предметов младенец раньше всего выделяет и узнаёт заботящуюся о нём мать. В дальнейшем круг воспринимаемых предметов и явлений всё более расширяется.

Важное значение при этом, как уже отмечалось, имеют действия младенца — захватывание предметов рукой и оперирование ими.

Совершающаяся при подобных действиях совместная работа руки и глаза приводит к образованию временной связи между зрительными, кожными и двигательными раздражителями, что необходимо для правильного восприятия окружающей действительности.

По мере усложнения деятельности ребёнка, использования всё большего числа предметов домашнего обихода в практических целях (во время еды, умывания, одевания), а также манипулирования вещами в различных играх у него обогащается и уточняется восприятие окружающих предметов и явлений.

Как показывают исследования, на протяжении первых трёх лет жизни у ребёнка быстро совершенствуются зрительная оценка небольших расстояний, а также правильные определения с помощью зрения местоположения предметов.

Значительно улучшается у преддошкольника различение предметов по окраске и форме. В пределах небольших дистанций ребёнок начинает правильно воспринимать величину разно удалённых предметов.

Так, если приучить ребёнка двух, двух с половиной лет к тому, что в большой коробке всегда находится какая-нибудь интересная игрушка, а в маленькой нет (образовать у него временную связь между размером коробки и местонахождением игрушки), то он будет всегда тянуться к большой коробке. Это произойдёт даже в том случае, если последняя будет находиться значительно дальше от него, чем маленькая, так что проекционное изображение большой коробки на сетчатке глаза окажется меньше, чем изображение маленькой коробки.

Больших успехов достигает преддошкольник в восприятии слов родного языка, а также в различении простых мелодий.

В результате речевого общения с окружающими людьми всё большую роль в восприятии ребёнка начинает играть слово, вторая сигнальная система. Взрослый, называя те или иные предметы, привлекает к ним внимание ребёнка, заставляет подробнее наблюдать характерные их особенности, последовательно переходить от одной детали к другой.

Вместе с тем называние взрослым, а затем и самим ребёнком воспринимаемых предметов и явлений привлекает прошлый опыт, связанный с данным словом, что придаёт восприятию осмысленный, сознательный характер.

Восприятие является сложным процессом, заключающимся в разнообразных движениях глаза при рассматривании особенностей предмета, в различных ощупывающих движениях руки при осязании и т. д. Оно предполагает широкое использование прошлого опыта. Само собой разумеется, что такая сложная психическая деятельность не может существовать у ребёнка от рождения. Она складывается постепенно в результате практической деятельности и специального обучения на протяжении жизни ребёнка.

Хотя к концу преддошкольногр возраста восприятие ребёнка достигает относительно высокой ступени развития, однако оно во многих отношениях ещё очень несовершенно. Преддошкольник ещё не овладел тончайшими и многообразнейшими движениями воспринимающих органов, необходимыми для правильного восприятия сложных предметов и явлений.

Так, рассматривая какую-либо картинку, он ограничивается тем, что бросает на неё беглый взгляд или же останавливается на какой-либо одной детали, не замечая остальные её особенности. При осязании предмета он схватывает его всей рукой, не прослеживая пальцами его контура, не прощупывая углублений и выступов на его поверхности, не испытывая нажимом пальцев его твёрдости. В результате такого грубого и ограниченного исследования объектов возникающие в голове у ребёнка образы воспринимаемых предметов оказываются иногда очень неточными и несовершенными: ромб, например, смешивается с треугольником, игрушечная овечка — с собакой и т. д.

Вместе с тем преддошкольники ещё не умеют подчинять своё восприятие поставленной перед ними задаче, согласовать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребёнка этого возраста носит недостаточно целенаправленный, мало организованный характер. Например, ребёнку предлагают найти на картинке спрятавшуюся за деревом лисичку, а он, увидев изображённых на переднем плане охотников, заинтересовывается ими и уже забывает то, что нужно было сделать.

Дошкольник переходит постепенно от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений.

В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.

Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность. Так, рисование, лепка и конструирование приучают ребёнка более внимательно рассматривать изображаемые предметы, более тщательно их изучать. Правильность восприятия всё время проверяется успехами и неудачами в изобразительной деятельности. При этом необходимо следить, чтобы ребёнок в своём изобразительном творчестве не увлекался односторонне фантазированием, а постепенно приучался более или менее верно воспроизводить реальные особенности воспринимаемых объектов.

При этих условиях дошкольник переходит постепенно от очень несовершенных схематических рисунков ко всё более точному, полному изображению действительности.

Большое значение в развитии восприятия наряду с изобразительной деятельностью имеют игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать. Существенное влияние на развитие детского восприятия оказывают также специально организованные воспитателем наблюдения и экскурсии, работа в уголке живой природы и на участке при детском саде.

Значительные успехи дошкольник делает в восприятии рисунка. На первых порах у ребёнка возникают своеобразные трудности. Дело в том, что художник не может прямо воспроизвести на рисунке всех особенностей изображаемой действительности. Так, он не может на плоскости бумаги прямо передать объём реального предмета и пользуется здесь приёмами перспективного изображения глубины. Подобно этому он не может в статическом рисунке прямо передать движение и принуждён изображать последнее через какой-либо отдельный выразительный момент.

Для того чтобы избежать ошибок в восприятии рисунка, ребёнок должен научиться правильно учитывать особенности изображения. Для этого у младшего дошкольника ещё нехватает соответствующего опыта.

Например, четырёхлетний ребёнок, увидев на переднем плане мальчика, а на заднем — избушку (уменьшенную в соответствии с законами перспективы), воскликнул: «Вот большой мальчик и маленький, игрушечный домик». Тот же малыш, посмотрев на рисунок, где бегущие мальчики были изображены в тот момент, когда одна нога касалась земли, а другая высоко поднималась вверх, решил, что мальчики стоят в какой-то необычной позе, и объяснил это тем, что они «делают физкультуру».

При подборе иллюстраций для дошкольников приходится учитывать это своеобразие восприятия детьми изображений.

Систематические занятия, проводимые в детском саду, беседы по картинкам, рассматривание иллюстраций в книжках постепенно приводят дошкольника к правильному восприятию даже относительно сложных изображений.

Одновременно со зрительным у них развиваются также другие виды восприятия, среди которых нужно в первую очередь отметить осязательные и слуховые.

Осязательные восприятия, образующиеся в результате сочетания кожных и двигательных ощущений, совершенствуются под влиянием различных практических действий с предметами, а также специальных дидактических игр и занятий.

Интенсивному развитию музыкального слуха детей дошкольного возраста способствуют музыкальные занятия в детском саду: движения под музыку, пение и слушание музыкальных произведений. Работа над культурой речи дошкольника составляет необходимое условие для развития восприятия звуков родного языка.

Если у младшего дошкольника эти восприятия оказываются ещё во многом несовершенными (малыши путают отдельные звуки, заменяют одни другими, пропускают некоторые из них), то к концу дошкольного возраста ребёнок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка.

На протяжении дошкольного возраста, под влиянием соответствующей воспитательной работы, возрастает роль словесных сигналов в организации детского восприятия.

Дети постепенно научаются смотреть и слушать то, что требует воспитатель, согласовывать своё восприятие с тем планом игры или занятий, который воспитатель даёт им в словесной форме. В дальнейшем они начинают сами, учитывая обстоятельства, формулировать словесно стоящие перед ними задачи, что придаёт их восприятию преднамеренный и планомерный характер.

Следует отметить, что работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.

Школьное обучение сразу же предъявляет большие требования к умению внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр.

А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.

Источники:
Развитие восприятия у детей
О развитии восприятия у детей
http://psyznaiyka.net/view-vospriyatie.html?id=razvitie-vospriyatiya-detei
Развитие восприятия у детей
В процессе обучения ребенка активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе
http://studbooks.net/693158/psihologiya/spetsifika_razvitiya_vospriyatiya_detey
Развитие восприятия у детей
Восприятие — перцепция — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Процесс сложный, многогранный, включает работу сенсорных, двигательных и речевых механизмов.
http://malutka.net/razvitie-vospriyatiya-u-detei
Развитие восприятия у детей
Вопросы психологии и психиатрии у детей дошкольного возраста
http://www.detskiysad.ru/psih/598.html

COMMENTS