Развитие речи

Развитие речи, исправление дефектов речи и оказание своевременной психологической помощи детям и взрослым

Развитие речи, исправление дефектов речи и оказание своевременной
психологической помощи детям и взрослым

Стремись с малолетства накапливать знанья,
Чтоб сделаться мудрым к поре возмужанья,
Лишь юное дерево выправить можно,
Исправить его недостатки несложно,
Но взрослое дерево-дело иное:
Смирится садовник с его кривизною
.

(А.Ш.Балхи, афганский поэт, Х век)

Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования.

Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трёх направлениях:
1) коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;
2) обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;
3) формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.

В зависимости от уровня речевого развития подберем методику для вашего ребенка.

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:
-мастерством и личностными качествами логопеда;
-связью теории и практики;
-характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики нарушения,
-возрастом человека, состоянием его здоровья;
-психическими особенностями человека, его активностью и процессом устранения речевого нарушения;
-сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;
-реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы, особенно принципа комплексного воздействия.

Развитие речи дошкольников

Лизункина Н.С.

Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

2. Говорит попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю!
— Попугай ты меня, попугай, —
Говорит попугай попугаю.

3. Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!

4. У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.

5. Встретил в чаще еж ежа:
— Как погода, еж?
— Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

6.Ткет ткач ткани на платки Тане.

7. У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.

8. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

9. Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

10.Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

11. У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.

12. Моль пальто себе купила,
Чтобы чем питаться было.

13. У Кондрата куртка коротковата.

14. Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

15. Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.

16. Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.

1. Распространение предложений.
Взрослый говорит: «Мальчик собирает» … (что? где? когда? зачем?). Дети идут. (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
Примечание: Дети отвечают полным ответом.

2. Дополнить предложение.
Попросить ребенка закончить предложения: «Листья опали, потому что. «. Зимой медведь спит, потому что. » и т. д.

3. «Я был в зоопарке. «
Для игры вам понадобятся картинки с животными. Участникам игры раздаются картинки, либо все картинки лежат стопкой на столе рисунком вниз. Дети берут картинки по очереди и описывают этого животного по повадке, цвету, месту жительства, питанию. Дети должны догадаться, кого описывают. Выигрывает тот, кто набрал больше жетонов.
Примечание: Играть можно вдвоём, и группой.

4. Предлоги.
Какой предлог подходит к рисунку. Опиши действие предмета. (Кошка сидит… стуле, мяч закатился..стол. и.т.д.) Предлоги написаны на карточках- «на», «в», «под», «над», «с» и др.
Примечание: Играть можно вдвоём, и группой.

5. «Мой», «Моя», «Мое».
Логопед показывает картинку, а ребенок отвечает: Это мой карандаш, это моя ручка, это мое окно и т.д. со всеми картинками.
Примечание: Играть можно вдвоём, и группой.

6. Игра «Сочини предложение».
Логопед предлагает ребенку 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Ребенок придумывает предложение с этими словами. Затем логопед показывает два других предмета и сам придумывает предложение. Продолжить игру можно в виде соревнования: «Кто больше придумает предложений». Или, например, вначале логопед начинает предложение, а ребенок продолжает, потом наоборот. Чье предложение получится интереснее.
Примечания:
1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.
3. В эту игру могут играть родители со своими детьми, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

7. Игра «Противоположности».
Логопед показывает ребенку одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, логопед показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы), «вода» (вода — этожидкость, а чашка – это предмет в который наливается эта жидкость) и т. д.
Примечание: Ребенок предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

8. Игра «Мостик».
Логопед показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. п.
Примечание: Игру могут проводить не только логопеды, но и родители.

9. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
Примечание: В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

10. Игра «Два круга».
Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем. сладкое».
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («. с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

11. «Сказка по кругу».
Ведущий начинает рассказывать сказку, группа детей присоединяется по порядку. Каждый из них продолжает придумывать сказку на том месте, где остановился предыдущий ребенок. Темы можно брать разные.
Примечание: Групповая игра.

12. Придумай рассказ.
Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова
и т. д. За основу можно взять любые детские рассказы.
Например:
«На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала?). Кошка поймала в саду. (кого?). Шерсть у кошки. (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами. (где?). Котята играли мячиком. (как?).
Примечание: Нарисовать рисунок со своим придуманным рассказом.

13. Цепочка.
Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы «с», «л», «м». Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.
Примечание: Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

14. Добавь букву.
Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву (открывает карточку с буквой) из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание.
Примечание: Выигрывает тот, кто называет целое слово.

15. Путешествие.
Один говорит: «Наш корабль отправляется в путешествие в . (например, в Африку.) Что с собой возьмем? «назовите вещи, которые вы хотите с собой взять. Названия этих предметов начинаются на букву… Ведущий вытягивает из колоды алфавита одну букву, например «А». Первый начинает и говорит: » Берем арбуз!» Другой: «Астры!». Третий: «Алые паруса!». Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву … Ш, Ж, С,З,Л,Р …
Примечание: Если игра групповая, то можно провести игру соревнование команд «Кто возьмет с собой самые полезные вещи».

16. Кто с какими буквами дружит.
Игра развивает речь, кругозор, помогает запомнить буквы алфавита. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы — слон, у папы — крокодил, у ребенка — ёжик. Мама говорит: » Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Папа говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке.» Ребенок говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки.
Примечание: Играть можно всей семьей.

18. Игра «Картинки-загадки».
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Б. Заходер (из песенок Винни-Пуха)

Иду вперед
(Тирлим-бом-бом),
И снег идет
(Тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем-
Совсем не по дороге!
Но только вот
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
Чего так зябнут ноги?

Есть у булавки головка. (В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы!
Есть у чайника носик, однако нет головы.
Есть ушко у иголки, но не слышит оно,
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,
По полю, ног не имея, лениво бежит река.
Есть у расчески зубы, но есть не может она,
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
Есть рукава у потока, хоть поток не одет,
Папку носят под мышкой, а под кошкою — нет.

Носы. (А. Усачев)

Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника, Только очень маленький.
Необычный зверь — Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки — пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!

Кто что несет. (М. Яснов)

Семен портфель несет в руке,
Павлуша — двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход —
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах —
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил —
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несет!

Часы. (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

Источник:
Развитие речи, исправление дефектов речи и оказание своевременной психологической помощи детям и взрослым
Развитие речи, исправление дефектов речи и оказание своевременной психологической помощи детям и взрослым Стремись с малолетства накапливать знанья, Чтоб сделаться мудрым к поре возмужанья,
http://www.logopsiholog.ru/razv_rechi.html

Развитие речи

Наш сайт «Развитие речи» посвящен занятиям с детьми от рождения до 10 лет. Упражнения и игры на развитие речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников а так же и для младших школьников, выбирая только подходящий уровень сложности задания.

Если вы будете регулярно заниматься с ребенком развитием речи по приведенным методикам, то вам не придется обращаться к специалистам, а вашему малышу будет интересно жить и общаться со сверстниками и взрослыми. Желаем вам удачи на этом пути!

На нашем сайте мы постарались предоставить вам все, что нужно для развития речи вашего малыша. Вначале вы можете оценить развитие речи своего ребенка по специальным таблицам, провести тесты для родителей (1 или 2), и для ребенка (1 или 2). После этого, если вашему ребенку еще нет 3 лет, отправиться на страницу раннее развитие. А вот если 3 года уже исполнилось, то к вашим услугам разнообразные занимательные упражнения на развитие речи, тщательно подобранные скороговорки, загадки, пересказики (обучение пересказу), рассказы, сказки, которые развивают способности ребенка, обучают культуре речи и мышления. На отдельной страничке вы найдете специальные карточки для занятий.

В раздел тестов мы добавили полный тест на готовность к обучению в школе. Также создали новые разделы для диагностики речи и развитию разнообразных навыков, их вы найдете в меню справа.

Переход ребенка от дошкольного к школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 6 лет. Этот кризис не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

Начало кризиса шестилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу.

Источник:
Развитие речи
Наш сайт «Развитие речи» посвящен занятиям с детьми от рождения до 10 лет. Упражнения и игры на развитие речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников а так же и для младших
http://r-rech.ru/

Развитие речи

Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать органы слуха, не допускать хронических насморков. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление — основы, на которых строится речь.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, не нужно говорить и слишком быстро. В данном разделе Вы найдете занятия по развитию речи предназначены для занятий с детьми от 2-х до 6-ти лет. Они помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит, как разбирается в окружающем.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков. Нарушение звукопроизношения и артикуляции — ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников. Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) — недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза — способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

Источник:
Развитие речи
Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не
http://www.razumniki.ru/razvitie_rechi_detey.html

COMMENTS