Развитие речи у детей

Развитие речи у детей

Врачи и детские психологи всегда советуют родителям общаться с ребенком еще до его рождения или сразу после. Чем больше родители реагируют на те звуки, которые он издает в первые месяцы (плач, улыбка), чем больше с ним общаются, тем скорее он начинает говорить. Уже через три месяца подобного общения родители обычно понимают звуки, издаваемые их дитем, например, по характеру плача определяют, что с ним случилось, чего он хочет. Тем не менее, родители должны знать, что развитие речи у ребенка зависит не только от него самого и его возраста, но во многом и от них. И это не только постоянное общение с ребенком, но и многое другое.

На это влияют многие факторы, а именно:

Свои первые слова большинство детей начинают произносить в возрасте 12-14 месяцев. Перед этим у ребенка наблюдают предшествующую речи звуковую активность, проявляющуюся в виде крика, похожего на плач, или «гуления».

Плач — это сигнал для родителей с просьбой о помощи. Есть четыре причины, почему ребенок кричит:

Мама может научиться определять характер и причину детского крика. Когда причины устранить, ребенок перестанет кричать.

Когда малыш сыт, здоров, ему сухо, комфортно и тепло, то относительно рано, где-то на третьем месяце жизни, он начинает проявлять звуковую активность, а именно «гулить». «Агу» — такой звук издает ребенок, когда он радуется и полностью всем доволен.

Ученые отмечают, что обращение к ребенку с речью, даже когда он еще не понимает ее, способствует его положительному настроению, которое становится еще ярче, когда они игриво разговаривают с ним и улыбаются. Именно это является причиной того, что речью ребенка надо заниматься с самого начала его жизни. С ним надо разговаривать постоянно. Когда берете на руки, чтобы покормить, проговаривайте вслух: «А сейчас мама тебя покормит». Разговаривайте, когда меняете ему памперсы, делаете гигиенические процедуры, когда он просто лежит в кроватке, бодрствуя. Напевание колыбельной песенки перед засыпанием способствует развитию речи, ведь важно, чтобы ребенок слышал и воспринимал человеческую речь с самого начала жизни.

К возрасту полгода дети начинают лепетать – произносить намного больше звуков, чем раньше. Начинается период подражания взрослым, малыш даже повторяет некоторые элементы услышанной от взрослых речи. Следует говорить с ним в этот период, повторять звуки, встречающиеся в его лепете, перекликаться с ним. Лепет с вашей помощью должен быть связан с предметами и наполнен определенным содержанием. Таким способом вы поможете ребенку быстрее понять окружающую действительность.

В возрасте 6-7 месяцев дети уже немного понимают речь и определенными действиями отвечают на нее. Например, когда их зовут, они подползают, прощаются, махая ручкой, играют в «ладушки», по просьбе взрослых находят и показывают предметы.

Ближе к году малыши уже сообщают о своих нуждах звуками. К примеру, произносят «бах» (что-то упало), «ам-ам» (хочу кушать), звуками обращают внимание взрослых на то, что их интересует. Как бы ни было вам трудно в это время, будьте максимально терпеливыми, ведь детки в таком возрасте реагируют на ситуацию намного медленнее, чем вы. Не спешите сами реагировать, дайте время ребенку на то, чтобы он отреагировал самостоятельно. Конечно, далеко не всегда родители могут расшифровать значение всех звуков и жестов, произносимых дитем, однако, проявив терпение и постоянно реагируя на них, в конце концов, вы разберетесь в том, что ребенок хочет вам сообщить.

На 12-14-ом месяце у детей начинают получаться первые слова, которые возникают из лепета: «баба», «мама», «папа», «ляля», «няня». Весь второй год, если с ребенком активно разговаривают, его активная речь расширяется буквально с каждым днем, он все больше начинает произносить слова. Исследования показали, что при положительных условиях воспитания и развития к двум годам в словаре ребенка может насчитываться до трехсот слов.

От двух до трех лет очень быстрыми темпами развивается детский словарь, и при благоприятных условиях число слов, используемых ребенком в этом возрасте, достигает одной тысячи. Этот большой запас слов дает ребенку возможность активно пользоваться речью. К трем годам они учатся говорить уже предложениями, фразами. В этом возрасте дети могут уже выражать словами все свои желания, передавать свои чувства и мысли.

Существует пара способов для развития навыков речи у детей, которые не научились еще говорить:

Развитие речи у ребенка

— период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),

— период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни),

— период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),

— период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).

В возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам. В возрасте двух-трех месяцев — начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.

В становлении речи большое значение имеет подражание. Установлено, что уже в первые недели после рождения голос ребенка в звуковых особенностях начинает коррелировать с голосом матери. Подражание происходит не совсем последовательно (так сказать, академически): сначала в отдельных слогах, потом словах, а потом фразах. Ребенок пробует свои силы сразу на всех уровнях сложности. Внимательный наблюдатель с хорошим слухом может уловить в нечленораздельных звуках, издаваемых ребенком 10-12 месяцев, целые фразы (например «Петя хочет кушать?» или «Это что такое!»).

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Ребенок подражает речи взрослого и в ее интонационной, и в ритмической стороне. Постепенно в лепете появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги: «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни появляются элементы настоящего речевого общения: у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. На вопрос «Где мама?» ребенок уже может поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами.

Первое понимание слов возникает в эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Если для взрослого человека слово это инструмент для сообщения информации, то для ребенка это некоторый атрибут ситуации. Первые слова ребенка можно рассматривать даже как рефлекс (реакцию) на ситуацию-стимул. Увидев, например, собаку, надо обязательно сказать «Гав!», а сев кушать — «Ам!»

С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. У ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. Происходит подражание звучанию только тем словам, которые у ребенка вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели уже некоторый смысл.

С началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. До 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в двенадцатый-тринадцатый месяцы этот прирост увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.

Постепенно начинается переход к этапу первоначального овладения языком. Самое главное, что происходит, — ребенок начинает понимать инструментальный характер языка. Оказывается, с помощью слов можно добиться тех или иных эффектов. Более того, некоторых эффектов можно добиться только словами. Например, если он хочет посмотреть определенный мультик, то можно произнести название этого мультика. С помощью простого плача «заказать» мультик не получится.

Отношения ребенка с окружающим миром развиваются стремительно. Каждый день он знакомится с новыми предметами, осваивает новые действия. Чем дальше, тем нужнее становится речь: с помощью слов можно попросить о чем-то конкретном, можно рассказать о своих впечатлениях, можно просто пообщаться.

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Они одновременно и существительные, и глаголы. Слово «мама», например, означает и саму маму, и процесс общения с ней. Слово «биби» — и автомобиль, и поездка на нем.

Лексический запас еще невелик, и ребенок одним и тем же словом может называть совершенно разные предметы. Например, слово «кики» может означать и кошку, и меховую шубу. Бывает и так, что взрослому даже не понять основание, по которому словом стал обозначаться еще один предмет, внешне совершенно не похожий на другой.

В этот период одно слово это и подлежащее, и сказуемое, и целое предложение. Как правило, первые слова это существительные.

Фонетическая сторона речи еще продолжает формироваться. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги: вместо «Женя» они могут сказать «Эня», вместо «Гулять» — «Лять». Звуки часто переставляются, заменяются похожими. Вместо «хорошо» ребенок говорит «фофо».

Со второго полугодия второго года жизни ребенок начинает осваивать двух-трехсловные предложения. Продолжается бурный рост активного (как и пассивного) словаря ребенка. В два года ребенок может употреблять 250-300 слов, имеющих устойчивое и дифференцированное лексическое значение.

На данной стадии ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют плавные «р» и «л», свистящие «с» и «з» и шипящие «ж» и «ш».

В этом возрасте ребенок начинает пробовать выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, что будет в будущем. Таким образом, в своей речи ребенок постепенно отходит от наглядности и действенности, постепенно учится абстрагироваться от того, что он видит в настоящее время.

В два с половиной года начинается новый период — развитие языка ребенка в процессе речевой практики. Речь развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм.

Возникают новые коммуникативные ситуации. Взрослые читают ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. В том числе таких, про которые ребенок имеет пока еще очень смутные представления.

Слушая рассказы и сказки, ребенок сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. Речевое общение постепенно становится основным источником развития мышления. Именно речевое общение способствует формированию понятий «истина» и «ложь». Постепенно ребенок осваивает признаки истинных фраз, признаки ложных фраз. В той или иной форме закладывается представление о логике, что в свою очередь способствует формированию научной, цельной картины мира.

Речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов (неологизмов). Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок говорит: «жирафленочек». Желая сказать «животное», ребенок может сказать: «собашка» (собака + кошка). Тем не менее, придумав новое слово и «попользовав» его несколько дней, ребенок может потом начисто забыть про него, потому что никто из окружающих больше это слово не использует.

В 4-5 лет ребенок начинает говорить сложноподчиненными предложениями. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные части. Все чаще используются логические слова-связки: «потому что», «чтобы», «если», «но» и другие.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, основные его грамматические особенности, лексический состав. Можно сказать, что ребенком уже к этому периоду проделана огромная работа. Если взрослый человек задался целью изучить иностранный язык хотя бы до такой степени, в какой на нем говорят шестилетние дети — носители языка, ему придется очень много «попотеть».

Активный словарь шести-семилетнего ребенка составляет две-три тысячи слов. Но значения далеко не всех слов ребенок понимает четко, осмысленно. В дальнейшем эти понятия будут постоянно уточняться. Значения некоторых слов будут суживаться, других — расширяться.

Понимание речи тоже далеко от идеала. Ребенку может показаться, например, что «сын учителя» и «учитель сына» — одно и то же.

Только полное, систематическое, научное изучение языка в школе способно приблизить ребенка к более-менее полному владению языком. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Сам язык в школе становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения происходит овладение более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

На речь ребенка большое влияние оказывает речь родителей и других близких людей. И это влияние не всегда конструктивное: от родителей могут быть «унаследованы» разного рода фонетические, смысловые, грамматические огрехи. Все это должно быть скорректировано в школе.

Большое значение для развития речи имеют письменные упражнения: сочинения, изложения, диктанты и т.д. Письменная речь способствует более серьезному, требовательному отношению к языку и речи.

Разумеется, еще одним важным этапом в развитии речи является начало освоения иностранного языка.

Становление речи ребенка: ступени и способы развития

Становление речи ребенка: ступени и способы развития

Выстраивать коммуникации ребенок начинает с первых секунд своей жизни — оповещает всех о своем рождении громким криком. Без обратной связи и должного внимания со стороны взрослых процесс полноценного общения малыша с окружающими притормаживается. Развитие речи у детей происходит параллельно с умственным, психологическим и физическим ростом, является одним из показателей общего развития.

Обучение вербальному общению — процесс долгий, требующий терпения и систематических занятий. Вы можете сделать его увлекательным и интересным для вашего чада. К тому же это дополнительный повод провести время вместе с ребенком.

У речевого развития детей раннего возраста есть свои особенности: до года они произносят лишь некоторые звуки, помогая окружающим его понять посредством мимики и жестов. Это заставляет сомневаться: где же тут речь?! На самом деле уже в 2-3 месяца кроха сообщает взрослым не только о своих потребностях, но и о собственных радостях и предпочтениях. Например, знаменитое «агу» или «аку» малыш произносит только тогда, когда ему хорошо, комфортно, его ничего не беспокоит.

Улыбка и так называемый «комплекс оживления» — подергивание ручками и ножками, повороты головы и глаз вслед за движениями ухаживающего за ним — это уже непросто сигнал, а своего рода диалог. По мнению ученых (в частности, доктора медицинских наук Е. Н. Винарской), так младенец стимулирует мать к эмоциональному общению с ним. То есть, доброжелательному разговору негромким мягким голосом, немного нараспев.

В период раннего лепета (примерно после полугода) ребенок начинает запоминать звукокомплексы и ударные слоги, произносимые взрослым. Чуть позже он начинает им подражать, обращая внимание на окружающие его предметы. Со временем детский лепет выстраивается в цепочки, в которых уже угадывается подобие слов: ма-ма-ма-ма, ба-ба-на и другие.

Поздний лепет — около года — дополняется нечленораздельным, на первый взгляд, бубнением. Оно сопровождается мимикой и активной жестикуляцией. Такой «монолог» имеет определенный мелодический рисунок, ударные слоги и, как правило, звучит в ответ на обращение старших. Именно в этом возрасте рекомендуются игры в «Сороку», «Ладушки» и «В козу». Колыбельные и потешки — тоже отличные помощники.

Скорость формирования разговорных навыков индивидуальна для каждого малыша, но этапы развития речи у детей общие и имеют строгую последовательность. Зная ее и четко представляя характерные черты каждого из них, взрослые смогут вовремя уловить малейшие отклонения от нормы и обратиться к специалисту, предупредив возможные последствия.

  • Подготовительный (с момента рождения до 12 месяцев):
    • крик и плач (от 0 до 2-3 недель) — первые голосовые реакции маленького человека. В работу включаются все отделы речевого аппарата — дыхательный, голосовой и артикуляционный. Сначала «позывные» малыша пронзительные — невозможно не обратить внимание на крошку. Со временем «боевой клич» приобретает смысловые оттенки — «мне мокро», «хочу есть», «позовите маму!» Внимательные родители с легкостью переводят звуковые сигналы на разговорный язык и отвечают своему карапузу;
    • «комплекс оживления» (1-3 месяца) — малыш видит маму, узнает ее и «приветствует» — показывает всем своим существом, как он рад встрече (машет ручками и ножками, лицо озаряет счастливая улыбка);
    • гуление (с 2-3 месяцев до 5-7 месяцев) — это еще не разговор, несвязанные фразы. Но, согласно исследованиям, звуки, издаваемые ребенком уже позволяют идентифицировать его принадлежность к определенной нации — помогают интонационные и звуковые особенности речи;
    • детский лепет (с 4-5 месяцев) — это еще не полноценные слова, а лишь повторяющиеся много раз одни и те же слоги, эмоционально окрашенные «высказывания» недовольства или, напротив, «наслаждения жизнью»;
    • период лепетных псевдослов (с 7-8 до 12 месяцев) — общаясь с мамой или с другими взрослыми, малыш воспринимает и анализирует сказанное, вычленяет ударные слоги, знакомые звукокомплексы и постепенно начинает воспроизводить всю эту гамму чувств и обмен информацией;
    • период позднего, мелодически окрашенного лепета (10-12 месяцев) — цепочки лепетных псевдослов укрупняются, превращаясь со временем в псевдосинтагмы — звуко- и словосочетания, имеющие определенный смысл, который дополняется мимикой и жестами, выразительными взглядами. Высказывания приобретают определенную мелодику, интонацию, акцент на отдельных слогах. Малыш говорит на собственном «тарабарском» языке, но внимательные родственники, чутко следящие за подрастающим поколением, понимают своего говоруна.
  • Преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок произносит первые слова, делает первые шаги, начинает стремительно осваивать пространство. Именно в этот период «кипучей деятельности» происходит становление активной речи малыша. Он внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, повторяет за ними слова, пытается копировать звуки отдельных предметов, животных и птиц, начинает задавать вопросы, порой, неожиданные. Первые слова имеют обобщающее значение, т. е. употребляются и как глагол, и как существительное. В детской речи появляются фразы, состоящие из двух слов, затем — простейшие предложения. Это период активного словотворчества — ребенок сам придумывает слова.
  • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Для этого периода характерно освоение грамматики языка (склонение, единственное и множественное число существительных, спряжение глаголов). В речи появляются предлоги. Ребенок правильно произносит почти все звуки, начинает следить за тем, как он говорит — контролировать свое произношение. Усложняются предложения — появляются сложносочиненные и сложноподчиненные. Дошколята хорошо воспринимают на слух рассказы с опорой на картинку или без, могут пересказать услышанное.

Таблица — Как меняется словарный запас и речевые навыки малыша

Несмотря на то что развитие речи у детей раннего возраста проходит в индивидуальном режиме, есть случаи, когда родителям стоит проконсультироваться с врачом.

Детство — начиная с рождения и до школьного возраста — время, когда формируется основа будущей личности, по кирпичику закладывается фундамент способностей и возможностей человека. Коммуникативные навыки являются основополагающими для усвоения информации.

  • Малыш до года мало обращает внимания на звуки и сам их практически не издает.
  • В 12 месяцев он не пользуется жестами (не указывает нужное направление пальцем, не машет «До свидания!» и т. п.)
  • В полтора года ребенок не пытается имитировать звуки.
  • Ему трудно понять, о чем его просят взрослые — даже если это простая фраза.
  • В два года может повторять за вами некоторые звуки и жесты, но по собственной инициативе этого не делает.
  • У малыша необычный голос — скрипучий или «в нос».

При нормальном развитии коммуникативных способностей двухлетнего малыша, постоянно окружающие его взрослые понимают как минимум половину слов, которые говорит их чадо. У трехлетнего ребенка понятная речь составляет две трети. А еще через год все — даже посторонние люди — должны в целом понимать, что он сказал. Если такого не происходит, у родителей есть повод задуматься и обратиться к специалисту: неврологу, психологу или логопеду. От того, насколько своевременно будут обнаружены проблемы и начато лечение, зависит его эффективность. При замедлении развития речи дошкольников в первую очередь необходимо определить причину.

Нарушения развития речи могут быть вызваны одним или несколькими факторами:

  • ребенок с трудом различает услышанные звуки, при этом острота слуха у него в норме;
  • родовая травма — в частности, повреждение речевой зоны головного мозга, расположенной в области макушки;
  • дефективное строение органов речи (у детей с нарушениями речи неправильный прикус, короткая уздечка языка, расщелина нёба или «волчья пасть» и т. д.);
  • малая подвижность губ и языка;
  • задержка психического развития;
  • неграмотное общение в семье или дефекты речи у близких, с которыми постоянно общается малыш.

Оценив ситуацию, врач подберет методику развития речи с учётом всех ваших нюансов. Особенно это касается малышей с диагнозом — задержка психоречевого развития детей. Возможно, понадобится дополнить логопедические занятия медикаментозным лечением или массажем языка ребенку, чтобы натренировать мышцы главного артикуляционного органа. Он проводится руками в резиновых перчатках или через стерильную салфетку, а также с помощью шпателя, специального зонда или зубной щетки. Для того чтобы процедура понравилась малышу, массирующие действия сопровождаются сказкой. Их существует довольно много, но, по сути, они комментируют одни и те же движения. Ниже один из примеров подобной манипуляции.

  1. Проснулся утром Язычок и потянулся — тыльной стороной зубной щетки проводим вертикали от середины языка к кончику.
  2. Посмотрел Язычок в окошко, а там светит солнышко — проводим линии от центра языка к краям, не касаясь его корня.
  3. Под окошком росла пушистая елочка — сначала проводим три вертикали по центру языка, а затем линии от центра к краям.
  4. Вдруг подул сильный ветер и наклонил елочку вправо — проводим горизонтали слева направо по всей поверхности языка.
  5. Увидел Язычок, как из печной трубы соседнего дома дым идет — совершаем зигзагообразные движения по всей поверхности языка, от корня к кончику.
  6. Тут ветер подул влево, елочка и дым тоже наклонились влево — проводим в соответствующую сторону горизонтали по всей поверхности языка.
  7. Солнышко спряталось за тучку, закапал сильный дождь — постукиваем по языку щетиной зубной щетки.
  8. Падают осенние листики на землю — постукиваем тыльной стороной щетки.
  9. Дождик все идет, и за окном появилась огромная лужа — проводим по часовой стрелке от середины языка к краям.

Значительная роль в процессе лечения задержки речевого развития у детей принадлежит и родителям. В случаях, когда необходима коррекция, специалисты познакомят с упражнениями, которые необходимо проводить дома, и дадут подробные рекомендации по их выполнению. Мы же расскажем об общих методах развития речи у ребенка. Они будут полезны всем заботливым родителям и их малышам.

Большинство методик на данную тему разработано специалистами для развития речи ребят в детском саду. В их основу положены два вида общения — монолог и диалог — и три метода.

  • Наглядный:
    • непосредственное наблюдение (в живой природе, на экскурсиях);
    • опосредованное наблюдение (рассматривание картинок и игрушек, составление рассказа по ним).
  • Словесный:
    • чтение художественной литературы;
    • заучивание стихотворений наизусть;
    • пересказ;
    • обобщающая беседа;
    • рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Практический:
    • игры, в том числе и в хороводе;
    • специальные упражнения;
    • инсценировки.

Таким образом, дошкольники (самостоятельно или с помощью педагога) пробуют составлять рассказ по картинке, историю-экспромт с использованием какой-либо игрушки, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Воспитатель читает малышам книги, а потом они вместе обсуждают прочитанное. Все это вы также можете делать и дома, ведь многократное повторение — основа обучения. Можно затеять специальную игру. Ниже несколько примеров.

  • Дополни предложение. Попросите юного игрока закончить ваши фразы. Например, «Снег растаял, потому что…», «Я промочил ноги, потому что…» и т. д.
  • «Я был в зоопарке». Участников может быть двое или целая группа. Вам понадобятся картинки с животными и жетоны за правильные ответы. Вы раздаете картинки поровну или игроки берут их по одной из общей стопки и по очереди описывают изображенного на ней животного, не называя его (цвет, повадки, чем питается, где живет и прочее). Остальные должны догадаться, о ком идет речь. Выигрывает обладатель наибольшего количества жетонов.
  • «Противоположности». Взрослый показывает картинку, на которой нарисован какой-либо предмет. Ребенок должен придумать и назвать противоположный предмет и обязательно пояснить свой выбор. Например, кастрюля — кубик. Первая — круглая, второй — квадратный.
  • «Кто с какими буквами дружит». К этой игре можно подключить всю семью. Каждый выбирает животное (или вытягивает карточку с изображением зверя) и фантазирует: «Мой кот дружит с буквой „М“, потому что он любит молоко», «Моя лиса дружит с буквой „Р“, потому что она рыжая», «Моя белка дружит с буквой „Д“, потому что живет на дереве»…

Скороговорки для развития речи детей — один из самых известных методов тренировки правильного произношения. Они легко запоминаются, поэтому малыши с удовольствием будут их декламировать. Предлагаем вам несколько вариантов таких упражнений.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Батон и буханку

Пекарь из теста

У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

На рубашке Ивашки.

Бредут бобры в сыры боры.

Бобры храбры. Для бобрят добры.

Речевому развитию детей дошкольного возраста, хоть и опосредованно, помогает и тренировка мелкой моторики: рисование, сборка бус, лепка и т. п.

Большой потенциал для выстраивания социального общения и знакомства с профессиональной лексикой заложен в ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Детский сад» и другие.

Степень развития речи у детей дошкольного возраста влияет не только на его способность устанавливать контакты со сверстниками и выстраивать общение со взрослыми, но и определяет его лидерские качества. Хорошая речь помогает более активно участвовать в играх, что-то обсуждать и отстаивать свое мнение. От этого без преувеличения зависит успешность и состоятельность вашего ребенка в будущем.

Источники:
Развитие речи у детей
Врачи и детские психологи всегда советуют родителям общаться с ребенком еще до его рождения или сразу после. Чем больше родители реагируют на те звуки, которые он издает в первые месяцы (плач, улыбка), чем больше с ним общаются, тем скорее он начинает говорить.
http://malutka.net/razvitie-rechi-u-detei
Развитие речи у ребенка
— период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка), — период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается
http://azps.ru/articles/kid/razvitie_rechi_u_rebenka.html
Становление речи ребенка: ступени и способы развития
Развитие речи у детей раннего и дошкольного возрастов: этапы и методики
http://kids365.ru/razvitie-rechi-u-detej/

COMMENTS