Развитие речи ребенка

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 Все для раннего Развития Детей

Представляем Вашему вниманию — Многофункциональное пособие по Развитию Речи дошкольников.

Красочные картинки, которые можно использовать для занятий с ребенком по развитию речи.

Карточки помогут пополнить словарный запас ребенка.

Всего: 11 развивающих картинок.

Пособие по Развитию Речи

1. Какое время года изображено на картинке? Объясни как определил(а)? 2. Что и кто изображен на картинке? 3. Какая комната изображена на картинке? 4. Какое время суток изображено на картинке? 5. Придумай имя для медведицы. 6. Что делает медведица «имя» на картинке? 7. Какие предметы изображены сверху, снизу, слева, справа, над, под, около, сзади, спереди от медведицы? 8. Придумай предложение к картинке. 9. Составь сказку или рассказ по серии картинок.

Развитие речи у детей

Полноценное и правильное овладение речью – обязательное условие нормального развития личности ребенка. Процесс формирования речи принято разделять на несколько возрастных этапов. Наиболее продуктивный и важный этап охватывает период дошкольного возраста от 1 года до 3-4 лет. За этот непродолжительный отрезок времени ребенок вникает в основные закономерности и правила языка. А к 3-4 годам словарь ребенка достигает цифры примерно в 1000 слов. Ребенок далее не использует звукоподражаний и заменителей слов, так как умеет стоить предложение и фразы с грамматическим оформлением.

Также ребенок может без проблем пересказать небольшой несложного текста, рассказать о себе и любой событии, проанализировать чей-то поступок или действие. Иногда в процессе развития речи детей возникают некоторые проблемы, к решению которых необходимо приступить как можно быстрее. В этой статье мы поговорим о том, каковы основные причины нарушений детской речи, а также рассмотрим основные методики по борьбе с этими проблемами.

Нарушений речи возникают тогда, когда вы начинаете замечать, что имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя. Если не приступить к решению этих проблем вовремя, это чревато недоразвитостью речи той или степени тяжести у ребенка в дальнейшем. Современная наука выделяет две основные группы факторов, которые являются причинами нарушений детской речи.

1. Неблагоприятные социальные условия воспитания и педагогические ошибки;

2. Недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

В первую группу входят неправильные методы воспитания в семье или учреждении, которое занимается воспитанием детей, недостаточное, или наоборот, чересчур сильное внимание к ребенку со стороны взрослых. В обоих случаях у ребенка практически не формируется или формируется неправильно мотивация речевого общения. Подобное нарушение необходимо рассматривать как задержку темпов речевого развития преимущественно функционального характера. Довольно часто проблемы в речи сопутствуют личностные особенности ребенка. Например, это могут быть такие негативные качества, как своеволие, непослушание, упрямство, истеричность и нервозность.

Если было обнаружено, что задержка темпов развития речи у ребенка была спровоцирована снижением мотивации общения, необходимо своевременно начать работу над этой проблемой до полной коррекции. Кроме того, в редких случаях задержка или нарушение развития речи может быть спровоцирована легкой степенью умственной отсталости ребенка. Нарушения могут быть вызваны и поражением слуха ребенка либо особенностями биологического созревания нервной системы. В любом случае, точную причину нарушений детской речи может определить только квалифицированный специалист.

После того, как были установлены причины нарушений речи, необходимо начать заниматься с ребенком. Если причина кроется в области здоровья, то заниматься нужно крайне осторожно, не спеша и не вызывая у малыша негативной реакции. Если же причина в факторах окружающей среды ребенка, то можно действовать более смело. В случае, если ребенку уже исполнилось три года, а он все еще толком не говорит, необходимо срочно решать эту проблему. Не затягивайте. Занятия с детьми дошкольного возраста лучше проводить в форме игры.

Какие именно игры выбрать? Тут лучше всего проконсультироваться с детским психологом или логопедом. Однако, не забывайте про индивидуальные факторы. Также в процессе борьбы с задержкой развития речи у детей до двух лет необходимо стимулировать у них звукоподражание, так как именно это готовит детей к овладению нормальной речи. Уделяйте внимание развитию моторики у ребенка путем лепки из пластилина или глины, с помощью рисования, рукоделия и складывания пазлов. Эти рекомендации лишь вспомогательные средства. Конкретную методику должен разработать специалист.

Цель и задачи развития речи детей

Цель и задачи развития речи детей — раздел Геология, Глава I Теоретические основы методики развития речи Основная Цель Работы По Развитию Речи И Обучению Родному Языку Детей – Формир.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка (См.; Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1960. – С. 19–20.)

Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин).

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.

«В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь (Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1966. – С. 27.)

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются объективно существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Источники:
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Сайт Развитие Ребенка для детей и родителей.
http://www.razvitierebenka.com/2012/10/posobie-po-razvitiu-rechi.html
Развитие речи у детей
Здесь Вы узнаете, как должно происходить развитие речи у детей дошкольного возраста; что служит причиной задержки развития речи у детей раннего возраста; на нашем сайте Вы найдете игра для нормального развития речи у детей
http://www.pregnancycalendar.ru/biblioteka/razvitie_rechi_u_detej/
Цель и задачи развития речи детей
Цель и задачи развития речи детей Геология Глава I Теоретические основы методики развития речи. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c28/44zje/p7/

COMMENTS