Развитие речи детей

Речевое развитие ребенка

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев)

На этом этапе происходит подготовка ребенка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются с рождения — это крик и плач. Они активно развивают дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы речевого аппарата. В среднем недели через две у новорожденного появляется реакция на голос говорящего, вскоре он начинает различать интонацию. К 2-м месяцем появляется гуление – негромкие певучие звуки или слоги. Дети любой национальности и даже с врожденной глухотой, гулят практически одинаково.

В 3-4 месяца гуление плавно переходит в лепет – повторяющиеся сочетания гласных и согласных звуков, сопровождающие деятельность малыша. Произносимые детьми звуки начинают напоминать звуки именно их родного языка. Если ребенок имеет тяжелые врожденные нарушения слуха, то лепетать он не будет, гуление у него постепенно затухнет.

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет)

Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребенка. Первые слова – обобщенные, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство. Понять, о чем именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами.

В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн. числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми лет)

На данном этапе продолжает накапливаться словарный запас, параллельно с ним идет активное развитие грамматического строя речи. У ребенка появляется навык слухового контроля над речью, но у большинства детей отмечаются дефекты произношения шипящих, свистящих звуков, сонорных – Л и Р.

К 4-м годам ребенок пользуется простыми распространенными предложениями, к 5-ти появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, навыки пересказа. На момент поступления в школу должно быть сформировано правильное произношение и фонематическое восприятие – четкое различение всех звуков.

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

Основной критерий уровня речевого развития ребенка в этом возрасте – это умение строить грамотные фразы, распространять предложения, пересказывать и рассказывать, анализировать звуковой и слоговой состав слов. Важен не только объем словарного запаса, но и его качество – наличие в нем прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Ребенок старшего дошкольного и школьного возраста должен хорошо владеть навыками словообразования и словоизменения.

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

Речь маленького ребенка развивается быстрее и лучше, когда с ним много беседуют, но не просто разговаривают, а именно общаются. Слышимая речь должна быть обращена непосредственно к нему, а он должен иметь возможность в доступной форме откликаться. Просто общаясь малышом, взрослые уже целенаправленно занимаются развитием его речи. Для многих этого вполне достаточно, но есть дети, нуждающиеся в специальном стимулировании речевого развития. Без помощи взрослых они могут начать говорить с большим опозданием и нарушениями.

Стимулировать развитие речи у детей рекомендуется в игровой форме, поскольку она в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Для каждой возрастной категории существуют определенные игры, они направлены на формирование и совершенствование следующих функций и умений:

  • Речевого и фонематического слуха
  • Силы голоса и темпа речи
  • Артикуляции
  • Физиологического и речевого дыхания
  • Слоговой структуры слова
  • Правильного произношения
  • Словарного запаса и грамматического строя речи
  • Связной речи

Очень полезны стихи, песенки, потешки, скороговорки, загадки, которые дети сначала слушают, а потом разучивают; игры с движениями и пальчиковые игры

Чтобы не упустить время, желательно практически с самого рождения малыша заниматься целенаправленным формированием его речи:

  • Для полноценного и своевременного развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми — сначала с членами семьи, позже с другими детьми. С ними ребенок должен играть в подвижные и ролевые игры, игрушки, это вызывает необходимость вступать в общение, а значит, стимулирует к речевым высказываниям;
  • Общение с ребенком со стороны взрослых не должно быть поверхностным. Обращаясь к малышу нужно говорить неторопливо, внятно, правильно. Когда взрослый находится на одном уровне с ребенком, тот видит, как двигаются губы и язык, это помогает ему освоить произношение звуков;
  • Лучше, когда во время общения не мешают посторонние звуки, они не дают ребенку, сосредоточиться на речи, вслушаться, понять и проанализировать услышанное;
  • К телевизору, даже к просмотру мультиков, нужно приучать как можно позже. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект;
  • Даже развивающие компьютерные игры крайне неполезны для малышей. В дошкольном возрасте детям нужно иметь дело с реальными объемными предметами, которые можно подержать в руках, рассмотреть со всех сторон, произвести с ними какие-то действия. Ручное манипулирование предметами, развитие мелкой моторики оказывает самое благоприятное влияние на развитие речи и мышления. В то время как даже специальные речевые компьютерные игры мешают формированию творческого воображения, ручной умелости, в итоге замедляя речевое развитие детей. Речь может формироваться только с настоящим, живым собеседником или с настоящими игрушками, которые благодаря воображению и фантазии могут заменить ребенку собеседника;
  • У каждого ребенка должны быть игрушки, в том числе развивающие, соответствующие его возрасту и уровню развития. Но не следует покупать их слишком много, чтобы не вызывать чувства пресыщения. Пресыщенный ребенок теряет интерес к новому, а именно наличие интереса и любознательности являются важными предпосылками полноценного речевого и общего развития;
  • После 3-х лет нужно аккуратно направлять речевое развитие ребенка. Словарь у нормально развивающегося ребенка будет накапливаться сам собой вместе с расширением жизненного опыта. Уточнение грамматической структуры будет происходить по мере усложнения фразовой речи. Задача взрослых — вовремя и тактично исправлять возможные ошибки.

Активная Мама рекомендует! Самыми передовыми на данный момент являются методики развития речи и устной грамотности от Умницы

Нарушения в развитии речи ребенка: причины, способы решения проблемы

На любом этапе овладения родным языком могут проявиться нарушения речевого развития. Кроме дефектов произношения почти все они возникают в раннем возрасте, и чем раньше их заметят, тем больше шансов исправить ситуацию.

Отсутствие гуления, лепета, выраженной реакции на речь окружающих

Возможная причина – нарушения слуха.

Способ решения проблемы – обратиться к участковому педиатру, взять направление к сурдологу, проверить состояние слуха ребенка. При раннем слухопротезировании и регулярных занятиях с сурдопедагогом речь даже у глухих детей начинает активно развиваться.

Отсутствие любых слов в возрасте 1,5 года или фразовой речи после 2-х лет

Возможная причина – задержка речевого развития, алалия.

Способ решения проблемы – консультация логопеда, невропатолога, выполнение их рекомендаций.

Возможная причина – общее недоразвитие речи, алалия.

Способ решения – консультация логопеда, посещение специализированного логопедического детского сада, целенаправленные коррекционные занятия с ребенком.

Признаки предрасположенности к заиканию:

  • Наследственность;
  • Возможность подражания чужой нарушенной речи;
  • Леворукость, и особенно переученность ребенка на правую руку;
  • Повышенная нервозность ребенка, которая может сопровождаться тиками;
  • Речевые особенности.

Заикание часто появляется в возрасте 3-х лет наряду с активным речевым развитием, иногда оно имеет наследственную предрасположенность. В этом случае ребенка нужно немедленно показать логопеду, специализирующемуся именно на этом виде дефекта речи. Заикание необходимо исправлять в самом начале появления, иначе потом сделать это будет крайне трудно, а иногда и невозможно.

  • Выраженный носовой оттенок голоса;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Нарушение мимики, подвижности губ, языка: вялость или повышенная напряженность;
  • Отставание в развитии всех двигательных навыков.

Возможная причина – дизартрия. В результате проявления этого нарушения ребенок не сможет научиться нормативному произношению звуков, поскольку не способен полноценно управлять мышцами органов речи. Его необходимо проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

На фоне отставания в развитии речи ребенка наблюдается недостаточное ориентирование в повседневных ситуациях

Возможная причина – задержка умственного развития.

Способ решения проблемы – консультация дефектолога.

Помните, что темп речевого развития каждого ребенка индивидуален, зависит от множества сопутствующих факторов. В раннем возрасте окончательные диагнозы не ставятся, за исключением случаев выраженной патологии.

Нарушение произношения звуков, сложные речевые дефекты

Если к 5-ти годам ребенок стойко не выговаривает какие-то звуки, ему необходимы логопедические занятия по их постановке или коррекции. Смешивание в речи и на слух парных звонких-глухих, твердых-мягких или близких по звучанию звуков свидетельствует о фонетико-фонематическом нарушении слуха, при этом диагнозе также показаны регулярные занятия по специальным методикам.

Неразборчивая в целом речь после 4-х лет может свидетельствовать о тяжелых речевых расстройствах, которые в дальнейшем могут отразиться на общем психическом развитии, письменной речи, процессе овладения навыками чтения.

Чтобы определить, есть ли у ребенка сложный речевой дефект, нужно обследовать:

  • Соответствие речевого развития возрастным нормам;
  • Объем словарного запаса;
  • Грамотность построения предложений;
  • Понимание речи окружающих;
  • Развернутость фразовой речи;
  • Сохранность слоговой структуры слова;
  • Подвижность речевых органов.

Для обследования речи и установления правильного диагноза необходимы знания в области логопедии, практические навыки, специальные методические пособия. Поэтому, если есть сомнения в правильности развития речи ребенка или у него наблюдаются устойчивые, не поддающиеся исправлению по подражанию дефекты произношения – обратитесь к логопеду в детскую поликлинику или на логопункт дошкольного учреждения.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

Речь ребенка

Этапы развития речи у ребенка

  1. Период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка);
  2. Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни);
  3. Период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет);
  4. Период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).

Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам.

Нормативные показатели речевого развития

– лепет, произносит слоги и цепочки слогов сначала без интонации, затем с разными интонациями;

– учится понимать и произносить слова "да", "нет", сопровождая их жестами;

– в речи появляются простые предложения, состоящие из двух-трёх слов ("мама, дай пить", "мишка, сиди там" и т. д.);

– накопление лексических средств языка, связанный с развитием представлений об окружающей действительности;

– пополнение словарного запаса;

– пополнение словарного запаса за счёт лексических единиц тематических групп (туфли, босоножки);

– словарный запас активно пополняется за счёт "периферийных" слов, относящихся к малоупотребительной лексике;

В случае, когда речевое развитие ребёнка не соответствует норме, следует обращаться к логопеду.

Почему происходит задержка формирования речи?

Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: "Скажи", "Повтори", то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма.

Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.

Такая "самостоятельность" ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.

Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь.

Что делать если есть проблемы с развитием речи

1. Развитием речи, запуском должна заниматься мама, поскольку нужна системная, ежедневная, кропотливая работа. Кроме того, никто кроме мамы не знает интересов, предпочтений и характера ребенка. Эти знания и используются в развитии речи.

По новым исследованиям, до 3 лет главным двигателем речи является не развитие мелкой моторики, как считалось до недавнего времени, а положительные эмоции от игры.

Именно они стимулируют круговую извилину, которая отвечает за развитие речи в возрасте до 3 лет.

Для обогащения речи именами прилагательными.

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.

Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Игра для увеличения запаса глаголов.

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл –потерял.

Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.

Эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: нога – ноги, окно – окна.

Назови ласково (также можно играть с мячом)

Например: стол – столик, палец – пальчик и т.д.

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…

Почему ты идёшь спать? и т. д.

Взрослый даёт задание ребёнку: "Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос"

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна?

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

Корова была телёнком

Бабочка была гусеницей

Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом

Лёд был водой и т. д.

Эта игра требует небольшой подготовки. Заранее подготовьте картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, сладостей. Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: "Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?". Ребёнок рассказывает какая капуста и кто её любит кушать. Эта игра позволяет ребёнку усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Переспрашивает: "Что-что. Испечь Ватрушку",

Дед: "Бабка, нет же! КО-ЛО-БОК" (уже почти кричит).

Бабка – "Ааа, пряник, ну так бы и сказал".

Бабка спрашивает у Тимы: "Что вам испечь Тима говорит – ААО. Бабка – "ааааа", колобок! (первая победа! новый звук, подобие слова "колобок". Восторг у обоих) Сейчас испеку!

Привет, я корова, я говорю "беееее". Ребенок смеется, машет головой и говорит "мууу". Я говорю – "корова, ты перепутала, ты должна мычать, правильно тебе Тима говорит – мууу". Кошка: "привет, я кошка, я умею говорить пи-пи-пи." Ребенок снова поправляет –"мяу". Я проговариваю. И т д. Ребенок в игре – это не ребенок, он герой сказки и поэтому увереннее пытается что-то сказать. Обращаюсь к нему не по его имени, а по имени героя.

Стоит отметить, что тут важно говорить простыми и понятными словами. Например, не нужно говорить по сусекам поскребла, по амбару помела. Что такое сусеки? Как вы это объясните ребенку, а амбар?

Надо проще – поискала в коробочке, на кухне, например. Еще важно малышам рассказывать сказки, а не читать. Кроме того, во время любых игр называть все предметы.

1) Для игр на развитие мелкой моторики я сделала волшебную шкатулку и наполнила ее мохнатой проволокой, бусинками, термомозаикой. Нанизывали бусинки и термомозайку на пушистую проволоку – делали червячков. Знакомили их друг с другом, делали им из кубиков домик, играли ими в прятки.

– чечевицу, еще в 2 – гречку. Каждый день достаем эту коробку и просим малыша искать пары среди баночек с крупами, сравнивать как что шуршит, а также угадывать – что внутри. Когда ребенок все запомнит, можно заменить содержимое баночек.

Чем необычнее варианты интерпретации звуков, тем смешнее ребенку.

Это занятие на 10-15 в день.

На маленьком суку

Один читал газету, (разводите руки ребенка широко, имитируя чтение широкополосной газеты)

Другой молол муку (кулачками ребенка друг об друга стучите)

Раз Ку-Ку, два Ку-Ку (тоже кулачками в ритм один по другому стучим)

Оба рухнули в муку (резко опускаете руки ребенка на колени, как будто упали)

Хвост в муке (щекочите попу)

Нос в муке (гладите носик его же рукой)

А ухо в кислом молоке (трогаете ушко малыша тоже его рукой).

Напеваем песенку и в такт трясем на коленках "Вот как едут офицеры гоп-гоп, гоп-гоп (поднимаете колени медленно, четко и высоко)

Вот как едут кавалеры

цок-цок- цок-цок- цок (поднимаете в более быстром темпе, имитируя бег пони)

А как едут стары бабки (из стороны в сторону раскачивает ребенка)

В ямку бух (роняете между колен)

Раздавили сорок мух (щекочите и обнимаете).

Книги о развитии речи у детей

2) Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. "Ступени общения: от года до семи лет";

3) Гербова В. В., Максакова А. И. "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы)";

4) Дарр Регина "Первые три года жизни";

5) Касьянов В. М. "Развитие ребенка и среда" (Формирование речевой функции.

6) Кольцова М. "Ребенок учится говорить";

7) Левина Р. Е. "Воспитание правильной речи у детей";

8) Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. "Речь дошкольника и ее исправление";

9) Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. "Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях";

10) "Развитие речи младших школьников" под редакцией Львова М. Р.;

11) Розенгарт-Пупко Г. Л. "Формирование речи у детей раннего возраста";

13) Пиаже Ж. "Речь и мышление ребёнка".

Хотите дополнить статью? Являетесь экспертом и хотите проверить эту статью от лица вашей компании? Пишите в комментариях или отправляйте запрос на info@mamsila.ru

Семейные новогодние традиции – идеи, советы

Мясо на столе. Что на самом деле предлагают нам ритейлеры?

Добавляйтесь в группы»Мамсилы» в социальных сетях!

И будьте в курсе всех новостей!

Недорогая детская одежда на зиму и весну

и получайте все обновления с сайта мгновенно на почту

© 2016-2018 «МАМСИЛА». ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ

Политика в отношении обработки персональных данных

Копирование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и активной ссылки на www.mamsila.ru. Все публикуемые на сайте медиафайлы и тексты принадлежат их авторам. Редакция не несет ответственности за комментарии читателей. Сайт может содержать материалы 18+.

Интернет-журнал «МАМСИЛА» зарегистрирован в Роскомнадзоре 27.01.2017 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 68475.

Продолжая пользование данным сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Речевое развитие ребенка

Почему-то бытует мнение, что речь начинает развиваться у ребенка в тот самый момент, когда он произнесет первое свое слово. Но это мнение далеко от истины. Речевое развитие ребенка у психологов и логопедов принято делить на несколько этапов.

На первом этапе дыхательная система подготавливается к голосовым реакциям. Это своеобразная разминка перед первыми, четко произнесенными звуками: ребенок «гулит»; воспроизводит голосовые недифференцированные гортанные, глоточные, ротовые, губные шумы и отдельные неопределенные, похожие на речевые, звуки. Затем появляется звуковой «лепет» из голосовых недифференцированных звуков, объясняемый попыткой подражания. Длится этот период до шести месяцев.

На третьем этапе, когда ребенку три года, словарный фонд составляет уже 500 слов (а возможно, и больше). Гораздо больше речевых шаблонов, более совершенное произношение.

Четвертый этап совпадает с четвертым годом жизни. В словарном фонде уже гораздо больше слов (около тысячи); усложняются и удлиняются речевые цепи; намного больше речевых шаблонов. Интересно, что разговаривает ребенок в этот период усиленно громко (укрепляются речевые стереотипы). Появляются придаточные предложения.

На пятом этапе онтогенетического развития функции речи еще больше обогащается словарный фонд; регулируется громкость произношения; предложения становятся более сложными, правильно построенными и совершенными. Пятый период совпадает с пятым годом жизни.

Конечно же, речевое развитие ребенка продолжается и дальше. Но основы закладываются именно в эти периоды — до пяти лет. Бывает, что развитие речи ребенка отклоняется от нормы. И тогда родители начинают паниковать, испугавшись странной аббревиатуры «ЗРР». Нужно понимать, что диагноз «задержка развития речи» — не приговор. Ключевое слово здесь — «задержка». Конечно, это проблема. Проблема серьезная. Ведь в человеке все процессы взаимосвязаны, в т.ч. и психические. Речевое развитие ребенка тесно переплетается с познавательными процессами: мышлением, памятью, вниманием, воображением. Сказывается оно и на общем психологическом развитии, и на межличностном взаимодействии. И если речевое развитие ребенка отстает от нормы, без помощи специалистов не обойтись. Это тот случай, когда ждать нельзя. Чем раньше выявляется эта проблема, тем быстрее и легче она исправляется.

— невостребованностью речи: с ребенком нужно говорить, позволяя ему «вклиниваться» в разговор; не нужно угадывать каждое его желание — провоцируйте выражение этого желания звуками, словами (вербальные выражения желаний и эмоций);

— замедленным, обусловленным генетически, темпом роста нервных клеток, которые отвечают за речь;

— травмами и болезнями;

— проблемами со слухом (ребенок, неспособный слышать, не сможет подражать речи взрослого, т.е. не сможет говорить).

Что делать? Лучше отдать в специализированный сад (или группу), где работают логопеды. В какой-то степени это действительно пойдет на благо. Но усилия специалистов без вашего прямого участия сведутся на нет, поскольку основное влияние на речевое развитие ребенка оказывает все-таки семья. Логопед подскажет вам дальнейшие действия, порекомендует специальные развивающие игры, упражнения. Следуйте рекомендациям. Говорите правильно сами, ведь вы — образец, которому подражает малыш. Не сюсюкайте, произносите звуки четко. Услышав вопрос от своего ребенка, не отмахивайтесь словами «мне некогда» или «отстань, я занят, пойди поиграй», как это порой бывает. Разговаривая с малышом, слушайте внимательно, не перебивайте. Читайте книги, слушайте аудиозаписи сказок и стихов, поощряйте общение со сверстниками. И обязательно выполняйте задания логопеда. Ваши совместные усилия обязательно дадут результаты.

Источники:
Речевое развитие ребенка
Этапы развития речи у детей. Как способствовать полноценному речевому развитию ребенка? Задержки, нарушения и дефекты речи: признаки, способы решения.
http://active-mama.com/rechevoe-razvitie-rebenka.html
Речь ребенка
Развитие речи – это комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами речи (устной и письменной). С развитием речи напрямую связано последующее развитие навыков…
http://mamsila.ru/feed/521
Речевое развитие ребенка
Почему-то бытует мнение, что речь начинает развиваться у ребенка в тот самый момент, когда он произнесет первое свое слово. Но это мнение далеко от истины. Речевое развитие ребенка у психологов и логопедов принято делить на несколько этапов.
http://fb.ru/article/38148/rechevoe-razvitie-rebenka

COMMENTS