Развитие речи детей раннего возраста

Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития

Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития

Все начинается с диагностики…

Первым этапом развития речи ребенка является детальная диагностика актуального уровня его речевого развития, провести которую может логопед, дефектолог, психолог, которые оценят умственного развитие, психосоматическое состояние, и исходные речевые возможности малыша.

Диагностика детской речи осуществляется по следующим критериям:

1. Обследование понимания речи

2. Обследования уровня активного словаря

3. Уровень речевого подражания

4. Потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении)

5. Уровень звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата.

Кроме того, подлежат наблюдению:

А) Действия ребенка с игрушками (уровень игры, переключаемость, замена игрушек неигровыми предметами)

Б) Зрительное соотнесение предметов, одинаковых по форме, цвету, величине

В) Умение составлять из частей целое (разрезные картинки)

Г) Умение устанавливать равенство предметов

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Игрушки; объемные фигуры различной конфигурации, цвета и величины; комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действий с ними; изображения игрушек.

Часто дети с недоразвитием речи, особенно «безречевые», с трудом вступают в контакт со специалистом, а поэтому, на первых встречах важно, прежде всего, установить эмоционально-положительные взаимоотношения с ребенком (на первом занятии вместе рассматриваем игрушки, предметы, картинки, привлекшие внимание, даем в них поиграть).

Данные первичной оценки речевого развития ребенка может быть представлены в виде таблицы:

1. Уровень понимания речи

1. Названия игрушек (покажи: «Где зайка, мишка, мяч и т.д.)

2. Названия предметов, используемых в быту (покажи ложку, шапку)

3. Части тела куклы, свои (показать)

4. Узнавание знакомых предметов по картинкам

5. Названия действий (покажи, где девочка кушает, бегает, спит и т.п.)

6. Покажи, кто спит, кто умывается, кто причесывается.

7. Понимание элементарной просьбы (подойди ко мне, возьми киску, отдай киску маме)

8. Узнавание предметов по их назначению (из предложенных 5-6- картинок выбрать)

9. Что нужно, что бы поесть (ложка, тарелка)

10. Что нужно чтобы пойти гулять (одежда, обувь)

2. Состояние произносительной стороны речи

Звуки, произносимые правильно

Правильно произносимые слова

Количество слов в активном словаре

(если поддается определению)

Возможность речевого подражании

Способность воспроизводить новые слова из одного слога

Способность воспроизводить новые слова из 2 слогов

Внесенные в таблицу данные можно сопоставить с приведенными ниже нормативными показателями речевого развития:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ЭТАПОВ НАЧАЛЬНОГО ВЕРБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ в норме

Основные показатели довербального и вербального развития

Использования 3 «лепетных» слов с соотнесением.

Использование простой инструкции, дополняемой жестом. Использование 3-4 «лепетных» слов

6 слов произносит. Понимает простую инструкцию без жеста.

1 год 6 месяцев

Словарный запас 7-20 слов. Показывает одну из частей тела.

1 год 10 месяцев

ФРАЗА из 2 слов, словарный запас 20 слов. Показывает 3 части тела.

Словарь — минимум 50 слов. Предложение из 2-х слов. Понимает двухэтапную инструкцию.

2 года 10 месяцев.

Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет представление о значении слова «один».

Словарный запас около 250 слов, предложения из 3 слов, называет свое имя, пол, возраст, выполняет задания типа «положи кубик в коробку», «положи кубик под чашку»

Следует помнить, что установление уровня речевого развития детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразой к 2,5 годам, должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО консультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом. Следует также иметь ввиду, что до того, как ребенок научиться произносить, он должен понимать обращенную речь.

ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ в норме

Прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса

Понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам «поцелуй маму», «где папа», «дай руку», «нельзя» и т.д.

Понимает названия отдельных предметов

Узнает предметы по изображениям

Узнает предметы на сюжетных картинках

2 года 6 месяцев

Понимает обозначения действий в различных ситуациях: «покажи, кто сидит, кто спит», понимает двухступенчатую инструкцию, вроде – «пойди в кухню и принеси чашку» и т.п.

2 года 6 месяцев — 3 года

Понимает прочитанные взрослым короткие рассказы и сказки со зрительной опорой на иллюстрации и без нее

Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации

Оценив актуальный уровень речевого развития ребенка по предложенным параметрам, вы можете самостоятельно решить – есть ли основания для обращения за профессиональной помощью к специалисту, или речевое развитие вашего ребенка, в целом, происходит благополучно.

Безусловно, если вы обратились за профессиональной помощью к логопеду, психологу, дефектологу или другому специалисту, выполнение его рекомендации, в том числе и по проведению самостоятельных занятий с ребенком, не должно ставиться под сомнение. Доверие к специалисту и добросовестное выполнение его рекомендаций – существенный фактор успеха в коррекционной и развивающей работе. Однако, сам факт обращения за профессиональной помощью не может служить оправданием вашей пассивности в отношении развития собственного ребенка. Ниже мы приводим ряд практических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, доступных для выполнения в домашних условиях.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

1. Развитие общей моторики

Необходимым условием успешной работы по развитию речи является положительный настрой ребенка, поэтому мы рекомендуем начинать занятия с упражнений на развитие общей моторики.

Упражнения направлены на развитие координации вашего малыша. Эти задания научат его сочетать движения со стихотворным текстом, улучшат эмоциональный фон ребенка.

Возьмите зеркало. Улыбнитесь вместе с вашим малышом. Покажите, какой он славный. А теперь нахмурьтесь. Повторите 2-3 раза

Вот идет колючий еж

(топаем, идем по кругу).

Он на елочку похож

(руки вверх, пальчики растопырены).

Все грибочки еж собрал

(наклоняемся, «собираем грибочки»).

И домой он зашуршал

(идем, шурша по полу)

А лисичка хлоп-хлоп

Мышка в норку забежала

(лапки вместе, пробежать по кругу и присесть)

Рядом кошку увидала

(ручки на головке — как ушки у кошки)

-Ой! Ой! Ой!- сказала мышка.-

(Обнимаем руками себя)

— Не трусь, малышка!

Будем мы с тобой дружить,

Песни петь и суп варить

(кулачком стучим по кулачку)

(руки вверх вытянуть)

(руки вместе и развести в стороны)

С острой крышей

(руки в виде крыши)

В доме я живу с тобой

Зажмите ручки в кулачки-Тучки, а теперь поднимите ручки вверх, и пальчики раскрыты — Солнышки

2. Дыхательная гимнастика

Для того, что бы малыш начал говорить, и в последствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо выполнять дыхательные и артикуляционные упражнения. Старайтесь выполнять эти упражнения не реже 3-4 раз в неделю, от 2-до 5 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза. Помните, что в раннем возрасте вашему малышу через каждые 5-7 минут нужна смена деятельности.

Ручки полукругом. Изображая толстенького мишку. Идем вперевалочку и говорим : «Ух-Ух-Ух»

Подносим к ребенку цветочек.

Вдыхаем носиком. И на выдохе говорим: «Ах!».

Затем «берем» воображаемый цветок. Упражнение повторяется

Руки вместе. Вытянуты вперед. («хобот слона»)

Наклоняемся вперед, говорим: «Ха- хо- ху- хи»

Держите ладошки вашего малыша , плотно прилегающие друг к другу.

Говорим Ш-Ш-Ш и ладошки расходятся, «надувая» шарик.

«Вот какой шарик получился!»

Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую и виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом «А-А-А», затем «О-О-О», «У-У-У», «И-И-И», и сливая два гласных «А-О», «А-У», три гласных «А-О-У», и все 4 гласных звука «А-О-У-И».

Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите ребенка задуть свечку, увеличивая с каждым разом расстояние между ребенком и свечкой.

Или нарисуйте свечку с пламенем и вырежьте ее из тонкой бумаги. Попросите малыша подуть на свечку, чтобы «пламя» колыхалось.

Теперь ваш малыш станет настоящим волшебником. Взмахните руками. Руки наверху. Теперь плавно их опуская повторите: «М-м-м-А». Игра продолжается, повторяя «м-м-м-о», «м-м-м-у», «м-м-м-ы».

Приподнимите вверх указательный пальчик малыша и, выполняя спиралевидные движения, изображающие полет комарика, произносите «З-З-З». Упражнение заканчивается хлопком рук: «Поймали комарика»

Вместе с малышом погладьте игрушку, и пока рука движется по всему телу любимой игрушки (кошки, мишки и т.п.) вместе с малышом проговаривать: «А-А-А», «О-О-О», «У-У-У», а, затем, сливая звуки «А-О-У»

3. Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения помогут улучшить подвижность артикуляционных органов, увеличат объем и силу движений, скоординируют позы губ, языка, необходимых для произнесения звуков, звукосочетаний, а позже и слов вашего малыша.

Ротик вашего малыша – это «домик». Постучитесь пальчиком по щечке – «тук – тук» — и ротик малыша открылся «Дверки дома открылись». Говорим : «Пока! Пока!» — ротик закрывается.

Высовываем язычок и губками «шлепаем» по язычку. Проговаривая: «пя-пя-пя»

Покажите вашему малышу его губки. Говорим: «Раз-два-три и губки улыбаются». Затем снова повторяем: «раз-два-три» — и губки вытягиваются вперед»

Открываем ротик, произнося звук «О». И удерживаем эту позу в течении 3-5 секунд

Приоткрыть рот, облизывая верхнюю губу, а затем нижнюю губу.

Широко открыть рот и, улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы, а потом поднять его за верхние зубы

Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Держать язычок в таком положении 5-10 секунд.

Надуть щечки, пальчиками с двух сторон дотронуться до щечек и сдуть пузырь

Первый этап – работа над словами-звукоподражателями.

В результате многолетней коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста у авторов сформировался определенный взгляд на использование предметных и сюжетных картинок, сопровождающих речевые занятия с детьми.

Мы рекомендуем руководить первым рассматриванием картинки ребенком таким образом: сначала логопед или другой взрослый показывает изображение предмета, животного или человека, обводя пальцем наиболее значимые детали, а затем, тоже самое, он делает с помощью пальчика ребенка.

Помощь при рассматривании картинки может быть различной и зависит от уровня познавательного развития и особенностей внимания малыша, а также задач, решаемых педагогом или родителями.

Изображаемый объект сначала называем словом, и только после этого произносится звукоподражание, восклицание, лепетное слово. Например, рассматривая с ребенком картинку «самолет», следует говорить: «Это самолет. Самолет летит, самолет гудит «У-У-У.». Полезно предлагать ребенку не один вариант названия предмета, но и другие варианты; а также приводить словосочетания с этим словом. К примеру: кот – котик; кошка – киса – котик.

При названии действия, изображенного на картинке, следует обязательно указывать, какой предмет производит действие: Шарик лопнул – «Бах!», а не просто «Бах!»

Взрослый, озвучивая картинки, «оживляет» их и обращает внимание на изображение звука или речи. Малыш сначала произносит звуки, звукоподражание, слова вместе со взрослым, а затем начинает это делать самостоятельно. Обыгрывая ситуации, изображенные на картинках, помогает ребенку усвоить некоторые знания об окружающем мире, содействует развитию у него произносительных и речевых навыков:

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста

Яковлева Нина Ивановна

воспитатель МБДОУ №89 «Ладушки» г. Чебоксары

Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитие находится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики, а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы — восприятие, память, внимание, воображение — опосредованы речью (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Большое значение для формирования речи имеет потребность ребенка в общении со взрослым в ходе их совместной предметно-практической деятельности (М. М. Кольцова, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.).

Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет важнейшую функцию (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.

Таким образом, полноценное общение ребенка с окружающими, взаимодействие с взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.

Установлена тесная связь и зависимость состояния тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.). По мнению М. М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга. Кроме того, электрофизиологические исследования позволили фиксировать резкое усиление согласованной деятельности лобных и височных отделов мозга при выполнении ребенком ритмических движений пальцев рук.

Таким образом, отставание в развитии моторики, различные двигательные нарушения могут оказать неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка.

Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики

1. Игра «Бабушкины очки»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки, и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие.

2. Игра «Зайчик-пальчик»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»

Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого.

Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки.

Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку:

«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой!

Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»

4. Игра «Пальчик о пальчик»

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

Пальчик о пальчик

Пальчик о пальчик

Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки.

Вращение кистями рук.

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

1. Повстречались два котенка,

3. Два поросенка,

Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние,

Примеры упражнений, направленных на развитие речевой моторики.

1. Развитие подвижности нижней

«Домик открываем — закрываем»

«Птенчики клювики открыли — закрыли»

2. Развитие умения округлять и выдвигать вперед губы.

«Подуй в трубочку (дудочку)»

«Удержи салфетку» (захват губами салфетки в течение нескольких секунд)

4. Развитие подвижности кончика языка.

«Часики», «Лошадка», «Язычок дружит с носиком», «Вкусное варенье».

Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

1. Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство — пресс, 2011 г.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1982 г.

3. Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер — сэ, 2006 г.

4. Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г. Р

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры Введение. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора Актуальность Плохая дикция. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования «Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования». Психическое развитие младенцев во многом определяется.

Развитие речи малышей раннего возраста. Уважаемые родители! Хочу рассказать о своей работе по развитию речи с моими малышами. Развитие речи –важный этап в воспитании и обучении.

Развитие речи детей раннего возраста Чтобы ваш ребенок заговорил – надо с ним разговаривать. Только общаясь с ребенком, обучая его простым действиям, объясняя назначение предметов.

Сборник пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста Данный сборник систематизированных может использоваться в работе с детьми раннего возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Актуальность выбранной темы Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области.

Развитие речи детей раннего возраста

Всем известно, что начинать общение с ребенком нужно еще тогда, когда он находится в утробе матери. Начиная со второго триместра беременности малыш слышит все, что говорит ему мама. Когда ребенок рождается, он уже может произносить первые звуки, а к началу второго месяца начинает произносить и первые слоги. Пройдет еще много времени, когда малыш научится говорить, но развитие речи у детей начинается с момента появления на свет и длится до 6-7 лет. Как это происходит? Отчего зависит, и как можно помочь ребенку в речевом развитии? В данной статье поговорим о развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Очень часто родители малышей любого возраста набирают в поисковиках следующие вопросы: «Когда ребенок начинает говорить?», «Почему ребенок в 2 года до сих пор молчит?», «Как научить малыша разговаривать?» и т.д. Сразу следует отметить, что развитие речи детей раннего возраста – это сложный психологический процесс, который связан с индивидуальными особенностями, с физическим и умственным развитием ребенка и многими другими факторами.

Поэтому, главная ошибка всех родителей – сравнивать успехи своего ребенка с успехами чужих детей. Заставить малыша говорить никогда не получится даже у самых строгих воспитателей. А вот постараться помочь ему в развитии речи может каждый.

Можно выделить несколько этапов развития речи детей раннего возраста:

  • • Гуление ребенка. Оно начинается приблизительно со второго месяца жизни и продолжается до 6-7 месяцев.

• Лепет. С 7 месяцев ребенок начинает произносить много разных слогов, составлять из них несуществующие слова. С этого возраста они начинают подражать взрослым, и им хочется говорить так же, как и они. Самое активное развитие речи у детей начинается именно сейчас.

• Первые слова. Как правило, они появляются ближе к году. Но, как уже известно, исключения могут быть, особенно у детей раннего возраста. Поэтому если первые слова появляются у детей в возрасте от одного до трех лет, это тоже считается нормальным. Как уже говорилось выше, все зависит от многих факторов и условий развития ребенка.

Итак, к концу первого года жизни многие дети произносят уже несколько простых слов из одного-двух слогов, значения которых они понимают – «мама», «дай», «на», «кака» и другие. К двум годам в словарном запасе малыша уже имеется от 100 до 200 слов, и он уже умеет связывать по два-три слова в одно предложение. А к концу третьего года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложения, вести диалоги и рассказывать то, что видели или слышали.

Многие дети учатся говорить самостоятельно. Конечно, при условии, если с ним постоянно общаться, и они часто находятся в окружении говорящих сверстников. Но бывает так, что ребенок, который уже давно переступил годовалый рубеж, до сих пор даже не пытается заговорить. В таких случаях мамочки начинают паниковать, обращаются к педиатрам, психологам и логопедам за срочной помощью. И это, конечно, необходимо, ведь правильное развитие речи детей дошкольного возраста поможет ребенку в будущем, когда он будет учиться, и от него будут требовать отдачу. Но прежде чем бежать к врачам, каждые родители могут попытаться научить общению своего ребенку сами. Конечно, в первую очередь необходимо убедиться в том, что ребенок здоров, и никаких патологий у него нет. Предлагаем несколько несложных правил, следуя которым родители смогут помочь малышу в его речевом развитии.

  • 1. С ребенком нужно: разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.

2. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т.д.

3. Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу.

4. Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.

5. Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.

6. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.

7. Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.

8. Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.

9. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.

10. Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.

Эти самые основные правила необходимо запомнить всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить. Но их иногда бывает недостаточно, и, выполняя все рекомендации, родители порой никак не могут добиться от ребенка хотя бы слова. В таких случаях помогут некоторые упражнения, которые можно выполнять с ребенком ежедневно, начиная с полугода, когда малыш начинает лепетать. Приведем самые распространенные и эффективные из них.

Упражнения по развитию речи у детей раннего возраста

  • • Упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи. Развитие речи детей дошкольного возраста трудно представить без таких упражнений. Благодаря ним ребенок не только научится говорить, но и деваться, пользоваться ложкой, ручкой, а также малыш сможет легко научиться чистить зубы и т.д. Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл; лепка пластилином (к играм для детей до года подойдет обычное тесто), перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.) и многое другое. Еще с пеленок малышу можно давать на ощупь разные предметы, погремушки с мелкими деталями, за которые он мог бы ухватиться пальцами.

• Физические упражнения. Имеются в виду упражнения с артикуляционным аппаратом: «поцелуйчики», «губки-зубки», «потерялся язычок» и др. Подходят для детей от года.

• Голосовые упражнения. Их можно делать с детьми начиная с полугода. В этом возрасте они уже начинают подражать взрослым, повторять за ними. Поэтому любые голосовые звуки дети будут с удовольствием повторять.

• Упражнения на произношения согласных звуков. Их много. На каждый звук есть свои стишки или потешки. К примеру, на звук «ш» — Антошка как кошка залез на окошко, или на звук «р» — ра-ра-ра варим кашу с топора.

Рано или поздно каждый здоровый ребенок обязательно научится говорить. А тем детям, которые имеют некоторые проблемы, мешающие нормальному речевому развитию, всегда помогут специалисты – невропатологи, психологи, логопеды. Поэтому ни в коем случае не стоит отчаиваться и опускать руки и, тем более, срываться при первых же неудачах. Только любовь и доброе отношение к ребенку станут самыми эффективными средствами в его развитии.

Развитие речи у детей раннего возраста

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.

Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов).

Исследование, проведенное белорусским психологом Р. И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».

В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 — 1,3 раза.

На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется – многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.

Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А. Н. Гвоздев (1961) выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.

Первый – это период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде.

Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения ( 1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.

Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:

  1. предложение – наименование предмета типа назывного (дядя, папа);
  2. предложение – обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);
  3. предложение, выражаемое каким- либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).

А. Н. Гвоздев (1961) отмечал, что слова-предложения по своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.

Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. А. А. Леушина (1941) описывает такой случай. Девочка ( 1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами «ма-ми. мами. мами!». И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: «Мами, игай!» (играй), «Мами, гиди!» (гляди).

Второй период в овладении грамматикой – это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. Например:

Где моя мама? Почему слон живет в лесу? Я севоня купила в магазине для Кати не зеленые, не синие, не желтые, а прямо красные туфельки! (из дневника А. Д. Салаховой).

На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего (80 %, по данным Т. Слава-Казаку) протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.

Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком.

По данным А. А. Люблинской (1971), особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).

Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.

Источники:
Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития
"Правильно ли развивается речь ребенка?", "Нет ли задержки в речевом развитии малыша?", "Что делать, если развитие речи ребенка существенно отстает от речи сверстников?", "Как помочь, если ребенок не говорит практически совсем?".Эта статья может ответить на волнующие каждого родителя вопросы, помо-жет определить уровень развития речи ребенка, подскажет интересные спо-собы развития речи малышей.
http://psypress.ru/articles/21751.shtml
Развитие речи детей раннего возраста
Развитие речи детей раннего возраста
http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-ranego-vozrasta.html
Развитие речи детей раннего возраста
Всем известно, что начинать общение с ребенком нужно еще тогда, когда он находится в утробе матери. Начиная со второго триместра беременности малыш слышит все, что говорит ему мама. Когда ребенок
http://love-mother.ru/razvitie-rechi-deteiy-rannego-vozrasta.html
Развитие речи у детей раннего возраста
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка
http://psylist.net/pedagog/rehrv.htm

COMMENTS