Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста

Яковлева Нина Ивановна

воспитатель МБДОУ №89 «Ладушки» г. Чебоксары

Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитие находится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики, а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы — восприятие, память, внимание, воображение — опосредованы речью (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Большое значение для формирования речи имеет потребность ребенка в общении со взрослым в ходе их совместной предметно-практической деятельности (М. М. Кольцова, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.).

Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет важнейшую функцию (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.

Таким образом, полноценное общение ребенка с окружающими, взаимодействие с взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.

Установлена тесная связь и зависимость состояния тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.). По мнению М. М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга. Кроме того, электрофизиологические исследования позволили фиксировать резкое усиление согласованной деятельности лобных и височных отделов мозга при выполнении ребенком ритмических движений пальцев рук.

Таким образом, отставание в развитии моторики, различные двигательные нарушения могут оказать неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка.

Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики

1. Игра «Бабушкины очки»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки, и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие.

2. Игра «Зайчик-пальчик»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»

Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого.

Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки.

Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку:

«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой!

Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»

4. Игра «Пальчик о пальчик»

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

Пальчик о пальчик

Пальчик о пальчик

Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки.

Вращение кистями рук.

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

1. Повстречались два котенка,

3. Два поросенка,

Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние,

Примеры упражнений, направленных на развитие речевой моторики.

1. Развитие подвижности нижней

«Домик открываем — закрываем»

«Птенчики клювики открыли — закрыли»

2. Развитие умения округлять и выдвигать вперед губы.

«Подуй в трубочку (дудочку)»

«Удержи салфетку» (захват губами салфетки в течение нескольких секунд)

4. Развитие подвижности кончика языка.

«Часики», «Лошадка», «Язычок дружит с носиком», «Вкусное варенье».

Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

1. Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство — пресс, 2011 г.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1982 г.

3. Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер — сэ, 2006 г.

4. Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г. Р

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры Введение. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора Актуальность Плохая дикция. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования «Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования». Психическое развитие младенцев во многом определяется.

Развитие речи малышей раннего возраста. Уважаемые родители! Хочу рассказать о своей работе по развитию речи с моими малышами. Развитие речи –важный этап в воспитании и обучении.

Развитие речи детей раннего возраста Чтобы ваш ребенок заговорил – надо с ним разговаривать. Только общаясь с ребенком, обучая его простым действиям, объясняя назначение предметов.

Сборник пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста Данный сборник систематизированных может использоваться в работе с детьми раннего возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Актуальность выбранной темы Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области.

Развитие речи детей раннего возраста (от 0 до 4 лет)

Развитие речи детей раннего возраста (от 0 до 4 лет). Этапы развития. Помощь взрослых (родителей, воспитателей, лопедов) в развитии речи ребенка раннего возраста

Речь – это визитная карточка любого человека. Чем раньше и легче ребенок сможет говорить, тем раньше и лучше созреет его интеллектуальная деятельность.

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).

С рождения малыш плохо видит, самостоятельно не передвигается и, естественно, не говорит. Но зато он слышит. Слух у новорожденного развит хорошо. Научные исследования показывают, что даже во время беременности плод реагирует на различные звуковые сигналы.

С самых первых дней жизни (и даже раньше) ребенок начинает впитывать слова взрослых и другие окружающие звуки. Причем эти слова и звуки записываются в мозг без всякого усилия со стороны малыша. Объем речевой памяти безграничен. Но вот будет ли малыш затем воспроизводить свои записи – зависит от того, как часто взрослые будут повторять одни и те же слова и фразы. Чем раньше и чаще читать малышу книжки, тем раньше он порадует своими первыми словами.

До первых слов уже не так далеко, и это время пролетит быстро. На первом полугодии жизни центр речи еще не созрел для говорения, но он прекрасно впитывает звуки и слова. Чем больше вокруг ребенка будет человеческой речи с первых дней его жизни, тем раньше он заговорит и тем богаче будет его первый словарик. Поэтому усилия взрослых предполагают следующие направления:

  • грамотное речевое и звуковое поведение взрослого;
  • активное использование врожденных “речевых” рефлексов;
  • подключение максимального количества органов чувств.

Маленькие дети усваивают информацию со скоростью, поражающей наше воображение.

Вы только дайте старт и отойдите в сторону.

ОЗВУЧИВАНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Нужно постоянно разговаривать с ребенком при любом контакте во время его бодрствования. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать объяснением всех манипуляций (режимные моменты – просыпание, умывание, подмывание, купание, кормление грудью или из бутылочки, прикорм, засыпание, бодрствование). Фразы должны быть короткие, не больше двух – трех слов. А лучше говорить с малышом рифмованными фразами. Они притягивают и развивают слухоречевое внимание ребенка, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее развитие речи.

Для каждого режимного момента можно подобрать оригинальные рифмованные миниатюры. Каждую рифмованную миниатюру лучше проговорить несколько раз подряд. Далее приводятся примеры рифмованных миниатюр.

Мой сынок проснулся,

Ты проснулся малыш,

И так громко кричишь.

Мой сынок грудь сосет,

Молочко сладко пьет.

Твоя мамочка пришла,

Тебе кушать принесла.

Ты – моя подружка.

Поглядим в окошко.

Спи, малышка, засыпай,

Отдохнуть ты маме дай.

Ночка смотрит к нам в окно,

Нам пора уснуть давно.

Бай – бай – бай – бай.

Со второго месяца, когда ребенок начинает гулить, необходимо всячески поддерживать его – чаще произносить элементы его гуления: а-а-а-а-а, уэ-уэ-уэ-уэ-уэ, уа-уауа-уау-уау и т.д. Можно проявить инициативу и навязать ему гуление, даже если он молчит. И вскоре он будет повторять за взрослым.

Примерно с третьего месяца, когда появляется лепет, наклонившись над малышом произносим слоговые цепочки типа: ба-ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма-ма, па-па-па-па-па, да-дада-да-да, га-га-га-га-га, агу-агу-агу, бо-бо-бо-бо-бо, мо-мо-мо-мо-мо, по-по-по-по-по и т.д. Этими упражнениями вы активно запускаете у ребенка его врожденные программы – он должен больше гулить и лепетать. Тем самым тренируется речевой аппарат ребенка и формируется готовность к речи.

Нейрофизиологи говорят, что в коре головного мозга центр восприятия речи расположен рядом с центрами восприятия неречевых звуков и музыки. Стимулируя центр звуков и музыки, вы непосредственно ускоряете развитие их соседа – центр восприятия речи.Таким образом, необходимо широко использовать звучащие игрушки, как можно чаще включать своему малышу диски со звуками природы. Интерес к звукам невольно вызовет у него интерес к звучащей речи.

В коре головного мозга центр речи соседствует с другими центрами:

— движений пальцев кисти,

— тактильной чувствительности лица (прикосновения),

— тактильной чувствительности пальцев кисти.

Поэтому с помощью мимической и пальчиковой гимнастики мы поможем созреть центру речи быстрее. Этому же способствует легкий массаж лица и пальцев рук. Кроме того, мимическая гимнастика – это отличный способ тренировать мышцы лица и рта. Их “накачивание” ускорит появление гуления, лепета и первых слов. Мимическая гимнастика в этом возрасте возможна только за счет врожденных рефлексов и навязывания малышу гримас.

В свете всего вышесказанного мне (автору статьи) хотелось бы предложить организаторам “Школ будущих мамочек” включать в свою программу обучения и встречи с логопедом, который, как мне представляется, найдет нужные слова для того, чтобы убедить будущих мамочек заниматься не только физическим развитием себя и ребенка, но и профилактикой речевых нарушений у ребенка в будущем, что, в конечном итоге, весьма положительно скажется на здоровье нации.

Но вернемся к главной теме статьи.

В возрасте от 0 до 10 месяцев ребенок продолжает пассивно накапливать словарный запас. Примерно с десяти – одиннадцати месяцев, ребенок может начать произносить первые слова – происходит его речевой старт. Но для этого необходимо еще немного тренировок и хорошего настроения.

Во втором полугодии повторяем некоторые приемы первых шести месяцев, но с изменениями. Некоторые врожденные рефлексы затухают, гуление полностью заменяется лепетом, ребенок начинает садиться, ползать, ходить, активно познавая мир: ощупывает, пробует предметы ртом, рассматривает их. Большую роль в восприятии окружающего мира начинает играть зрение.

Во втором полугодии мы продолжаем:

— активно разговаривать с ним на его языке лепета;

— делать физкультуру для речевых мышц: кормим грудью, гримасничаем;

— делать массаж лица и кисти;

— комментировать все режимные моменты.

Вводим новые элементы:

— сеансы “речевой ходьбы”;

— приемы – помощники, вызывающие у ребенка желание говорить.

Хотелось бы немного подробнее остановиться на последних двух, так как предыдущие пункты, как правило, не вызывают особых затруднений.

Примерно с 10 месяцев малыш постепенно овладевает навыками ходьбы. Он часто ходит с помощью взрослого. Это новый скачок в его развитии. Используем ходьбу для проведения речевых игр.

Малыша нужно держать за локти, под мышками или за кисти рук, сопровождая его путешествие ритмизированной рифмованной речью. Дети очень любят подобные занятия.

Я шагаю, я шагаю

И шаги свои считаю:

Раз, два, три, четыре,

Ножками топ – топ,

Топ – топ – топ – топ,

Ручками хлоп – хлоп,

Хлоп – хлоп – хлоп – хлоп.

Хочется отметить, что в каждом языке накоплен колоссальный опыт использования фольклорных произведений, таких как шутки , прибаутки, потешки и т.д. для общения с малышами. Будет очень хорошо, если родители или педагоги будут их использовать в своих занятиях, в том числе и на родном языке, закрепляя в памяти детей мудрость многих предыдущих поколений.

Показываем ребенку картинку или предмет и называем его. Затем нежно берем малыша за щечки или подбородок и определенным усилием заставляем его смотреть на ваше лицо (на расстоянии 50 см), а сами называем слово еще два – три раза, обеспечивая ребенку возможность “читать” с губ. Зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата взрослых, подражает им, частично считывает с губ. После этого нужно чрезвычайно четко повторить это же слово на ушко ребенку два раза.

На втором году жизни основная задача взрослого – помочь ребенку заговорить фразами.

Важно отметить, что речевые навыки у каждого ребенка развиваются по собственному уникальному сценарию: у одних детей к двум годам в лексиконе может быть 50 слов, у других 150. В основном это названия игрушек и предметов, окружающих ребенка дома, на улице, в детском саду. Но в это же время малыш начинает активно пользоваться и глаголами: пить, хочу, идет, спит, едет, кричит, упал. Появляются простые предложения из двух – трех слов – ФРАЗЫ. Грамматическое оформление новых фраз еще не совершенно. В это же время ребенок многие слова произносит непонятно для окружающих, потому что формирование звуковой системы языка еще не закончилось. Ребенок не может произносить ряд звуков (р, л, ш, ж, ч, щ, с, з, х), так как речевой аппарат к этому пока не готов.

В этот бурный речевой период ребенку тоже очень нужна речевая организация со стороны взрослых. Правильные образцы предложений, рифмованная речь, речевые игры, короткие рассказики и сказки – все это ускорит и значительно обогатит языковое развитие малыша.

На этом этапе активно используется прием общения с ребенком через чтение детских книжек. Помимо традиционного чтения можно использовать приемы интерактивного чтения, которые сводятся к одному – гармоничному диалогу между малышом и взрослым во время чтения, когда малыш не только слушает, но активно участвует в занятии: показывает своим пальчиком предметы на картинке, отвечает, отвечает на вопросы по прочитанному, угадывает слова. Такое чтение доставляет огромную радость и малышу и взрослому. А главное – побуждает ребенка больше говорить, а не только слушать.

Прежде, чем говорить о помощи взрослого в этот период жизни ребенка, хочется рассказать о психологических особенностях детей двух – четырех лет.

Вызвать интерес к чему – либо у ребенка двух – четырех лет не очень просто.

Малыши в это время не способны на длительную концентрацию внимания на каком-либо виде деятельности.

Малыша в этом возрасте интересуют предметы и их действия, а также забавные картинки, увлекательные игры со взрослыми.

У детей очень развита подражательная деятельность: они буквально копируют все подряд, как желательные действия, так и нежелательные.

Слово взрослого не может регулировать поведение малыша. Никакие авторитарные методы (запреты, призывы к послушанию, наказание и т.д.) не дают положительных результатов.

Дети этого возрастного периода не готовы к сложным речевым высказываниям.

Разговаривая с ребенком раннего возраста, нужно стараться занимать такое положение, при котором взрослый находится приблизительно на одном уровне с ним (присесть на корточки или сесть на стул). Так малыш будет испытывать эмоциональный комфорт в процессе общения, а от этого и его речь будет лучше развиваться.

Важно знать при занятиях по развитию речи с малышом:

— каждое произведение рекомендуется повторять много раз, чтобы ребенок хорошо освоил его и запомнил наизусть – либо все целиком, либо какие-то фрагменты;

— речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, без лишних слов, предельно выразительной;

— взрослые должны помнить, что даже что-то интересное ребенок не может воспринимать более 10-15 минут!

Во время чтения или рассказывания по картинке можно активно пользоваться таким эффективным приемом, как выдерживание паузы перед знакомым словом.

Ну и напоследок, хотелось бы привести совет психологов: “Никогда не говорите ребенку, что он плохо говорит или не говорит вовсе, не ругайте его за это. В этом возрасте речевой актив ребенка пока еще невелик. Если его ругать за то, к чему он еще не готов, не созрел, у него возникает комплекс – он может замкнуться и вообще перестать говорить. Негативная оценка речи ребенка должна быть полностью исключена”.

Помните: если не заниматься с ребенком, ему будет труднее научиться говорить. Возникает задержка речевого развития, которая приведет к отставанию в психическом и умственном развитии!

Дети начинают говорить намного раньше и становятся более развитыми, если их родители активно помогают им развивать речь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников “Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет”, Москва, АСТ “Астрель”, 2009 г.
  2. Журнал “Логопед” №7/2013 год, статья “Использование кинезиологических упражнений “Гимнастика мозга” в работе со школьниками с ОВЗ”, автор – Сидорчик С.В. — канд. психол. Наук, педагог – психолог ГБОУ СОШ № 658, Москва.
  3. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева “Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”, АРД ЛТД, Екатеринбург, 1998 г.
  4. С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова “Развиваем речь” — советы нейропсихолога , Москва, “ЭКСМО”, 2010 г.
  5. И.С. Лопухина “Логопедия. Речь. Ритм. Движение.”, Санкт-Петербург, КОРОНА – Век, 2012 г.

Развитие речи детей раннего возраста от 1 года до 3 лет вне занятий

Развитие речи детей раннего возраста от 1 года до 3 лет вне занятий

Описание материала: Предлагаю материал по развитию речи детей раннего возраста (1-3 года). Данная учебно-методическая разработка будет полезна методистам, старшим педагогам для проведения семинара по данной теме, а так же воспитателям групп раннего возраста для использования информации в своей работе. Материал разделён на две части и содержит все основные аспекты развития речи детей в возрасте от 1 года до 3 лет. В первой части описано развитие речи малышей вне занятий.

1. Понятие речи, этапы её становления.

2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.

3. Процесс общения взрослого с детьми.

4. Педагогические приёмы развития речи детей.

5. Условия успешного развития речи детей раннего возраста.

В методике обучения родному языку приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни. Что же такое речь?

Речь — 1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. (Леонтьев А.А., Шаповал С.А. Словарь общей психологии)

Ещё в процессе нашей работы мы используем такие понятия, как:

Понимаемая речь – то, что ребёнок понимает, хотя сам возможно не может произнести.

Активная речь – речь, которую непосредственно произносит малыш.

Развитие речи — это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа:

1. Первый этап — довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. Хотя речь начинает развиваться ещё до рождения: ведь дети рождаются со способностью отдавать предпочтение голосу одного, определённого взрослого. Задолго до того, как ребёнок начинает говорить, он может общаться посредством мимики, жестов, звука, плача, затем у ребёнка появляется гуление, лепет, чуть позже модулируемый лепет (ребёнок овладевает речевым подражанием: повторяет за взрослым слоги с разнообразными интонациями – ко-ко, ав-ав). Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т.е. возникновением у детей пассивной речи.

3. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения.

Задачи развития речи детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев:

1. Развитие понимания речи взрослого. Учить понимать:

— слова, обозначающие людей,

— своё имя, имена близких людей,

— слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и животных,

— бытовые процессы (умывать, одеваться, есть, пить, спать, идти, гулять),

— игровые действия (покатай, сними, закрой…),

— наиболее часто употребляемые предметы обихода (одежда, мебель, посуда),

— названия животных и растений, находящихся в ближайшем окружении,слова, обозначающие признаки предметов (большой мяч, красный флажок…),

— слова и простые предложения, с которыми взрослый обращается к ребёнку, даёт поручения, учит понимать их и выполнять,

— простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.

2. Формирование способности подражать звукосочетаниям и словам.

а). Побуждать детей, используя и создавая моменты сильной заинтересованности:

— к лепету и произнесению отдельных облегчённых слов (1г.-1г.3м.),

— называть словами облегчёнными и произнесёнными правильно (би-би — машина) (1г.4м.-1г.6м.), предметы и действия.

б). Формировать умение:

— подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам,

— воспроизводить некоторые интонации удивления и радости, огорчения и неудовольствия…

в). Пополнять активный словарь словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки (чашка, кровать, мишка, кукла…).

г). Расширять речевое общение детей со взрослыми: побуждать их переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств (слов и звукосочетаний).

д). Воспитывать умение прислушиваться к речи взрослого, отвечать на простейшие поручения.

е). Развивать как инициативную, так и ответную речь ребёнка.

1. Развитие активной речи.

— произносить те слова, которые ребёнок понимает (названия предметов, действий с ними, их качества),

— пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пропусти …)

— правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить…),

— слова, которые обозначают окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тётя, бабушка…)

б). Создавать ситуации, способствующие умению беседовать (диалогическая речь).

в). Учить составлять предложения из 3 и более слов.

2. Совершенствование понимания речи.

а). Расширять пассивный запас слов:

— обозначающих людей (девочка, мальчик, тётя, дядя, бабушка, дедушка),

— некоторых животных и растений, их части и свойства,

— действия людей и животных,

— назначение комнат жилого помещения и способы ориентировки в них.

б). Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов и наречий (здесь, там, чашка стоит на столе, молоко в чашке,здесь кубики, а там колечки),

в). Обращать внимание на различные качества предметов, называть их размер, цвет.

г). Учить понимать и запоминать названия и признаки предметов, явлений, событий, происходящих на расстоянии (в саду, во дворе, на улице), а не только в непосредственном окружении.

1. Формирование словаря.

а). Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств.

б). Обогащать словарь словами – названиями: людей, растений, животных, предметов питания, овощей, фруктов, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок), спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус).

в). Обогащать словарь названиями деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колёса и кузов у машины и т.д.).

г). Обогащать словарь глаголами, обозначающими: трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).

д). Обогащать словарь прилагательными, обозначающими: цвет, величину, вкус, температуру предметов и наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

е). Учить детей в играх соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.

2. Развитие грамматического строя речи.

Содействовать освоению грамматического оформления высказываний:

а). изменению слов по числам, падежам, временам, лицам, видам, согласованию их в предложениях разной структуры (учить правильно употреблять: существительные и местоимения с глаголами; глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, видам; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под); упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»)).

б). образованию уменьшительно-ласкательных наименований.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

а). Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных),

б). Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.

в). Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

г). Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

д). Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», Кто стучит?»)

4. Развитие связной речи.

а). Поддерживать стремление ребёнка:

— активно вступать в общение всеми доступными – неречевыми и речевыми – средствами,

— откликаться на вопросы и предложения взрослого,

— инициативно высказываться, выражая свои желания, чувства, мысли.

б). Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, желание сопровождать речью игровые действия, отношения к происходящему.

в). Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы из личного опыта, из жизни животных, о городском транспорте и др.

г). Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (Что? Кто? Что делает?) и более сложные вопросы (Во что одет? Что везёт? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?).

д). Способствовать освоению диалогической формы речи.

е). Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них.

ж). Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок (после 2,5 лет)

Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности (играя, общаясь, они активно пользуются речью). Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребёнка, усвоение языка будет затруднено. Учёные говорят, что педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня. О чём можно говорить с малышами? С малышами надо говорить обо всём, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.

Несмотря на то, что ребёнок на втором году жизни ещё не владеет в полной мере основными средствами языка (словарём, звуковой системой языка, грамматическими формами, синтаксическими конструкциями), а только начинает произносить самые первые простые слова, он может (при благоприятных условиях воспитания) уже общаться со взрослыми. В основе этого общения лежат поводы обращений ребёнка по собственной инициативе к взрослому.

Учёный, которая занималась исследованием детей раннего возраста, Е.К.Каверина установила, что на 2-ом году жизни у детей оформляются такие инициативные обращения ребёнка к взрослому:

— обращения по поводу своей деятельности,

— обращения при желании отдать или передать предмет,

— привлечь внимание взрослых к окружающей действительности, к происходящим в ней изменениям.

Каким образом годовалые дети к нам обращаются? С помощью каких средств? В основном, мимикой, жестами, невербально. Но это уже общение со взрослым, его инициативное обращение к нам. И это надо приветствовать и поддерживать.

Как протекает процесс общения взрослого с детьми вне занятий? Соавтор книги «Вопросы педагогики раннего детства» учёный Попова М.И. провела наблюдения и сделала вывод, что воспитатели обращаются к детям по различным поводам, изложенным ниже.

1. Стараются устранить отрицательные эмоциональные состояния детей главным образом путём разговоров с ними, произнося с соответствующей интонацией фразы в самых различных формах:

— многократно обращаются к ребёнку, называя его по имени (Ира, Ирочка, Иринка!),

— задают вопросы (Кто тебя обидел?),

— прибегают к прямому запрету (Не плачь, успокойся!).

2. Дают детям много указаний с целью организации поведения ребёнка в какой-либо определённой ситуации (Сядь на стульчик и слушай, я буду книжку читать. Сидите спокойно, я что-то вам покажу. Иди играть в уголок.) или запрещают что-то с целью затормозить какое-либо неправильное действие ребёнка (Не болтай ногами. Нельзя стучать. Не вози стульчик.).

3. В зависимости от обстоятельств почти всем детям дают соответствующие поручения (Принеси стульчик и сядь. Дай мне эту куклу, у неё грязное платье. Положи шарик на окно и не трогай.).

4. Организуют определённые действия детей с предметами, игрушками (Заверни куколку. Покачай Мишу. Покатай Катю.).

5. Привлекают внимание детей к чему-либо происходящему вокруг (Посмотрите в окно, там солнышко! Смотрите, какой хороший домик Ирочка сделала!).

6. Оценивают поступки детей (Гена, ты сам матрёшку открыл? Вот молодец! Саша, ты отобрал игрушку? Какой ты нехороший мальчик!)

7. Спрашивают детей об их желаниях (Кто хочет картинки смотреть? Кто будет плясать? Гена, ты хочешь катать машину?).

В процессе общения воспитатели всё же стараются добиваться от детей активного произнесения того или иного слова. С этой целью они:

1. Вызывают у детей звукоподражание (Как лает собачка? Как петушок поёт?).

2. Побуждает к воспроизведению даваемого словесного образца (Скажи: «Тётя». Позови собачку, скажи: «Иди, иди, собачка». Попроси у Лены куклу, скажи: «Дай куклу»).

3. Учат отвечать на вопросы (Кто это? Что делает? Кто в домике живёт?)

Речь взрослых в общении с ребёнком может быть средством развития речи детей при условии, если она удовлетворяет ряду определённых требований.

Она должна быть:

— грамотной, правильной, отчётливой, неспешной.

— понятной, касаться интересных для ребёнка тем.

— адресована не только группе детей, но и лично каждому ребёнку.

— более сложной, чем речь ребёнка, как по структуре и форме фраз, так и лексически (взрослый должен давать ребёнку более сложные речевые образцы, чем те, которыми он владеет).

Осуществляя руководство развитием речи детей, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами. Так как мы развиваем у детей понимаемую и активную речь, то и приёмы и методы работы при решении этих задач различны.

Методы и приёмы активизации речи детей:

1. Разучивание слов по типу подражания с голоса, без показа предметов (у детей проявляется сильная слуховая ориентировка).

2. «Разговор» с ребёнком в доступной для него форме (повторения слов, ответов на вопросы, подговаривания – заканчивания народных прибауток, потешек).

Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым. Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть. Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.

3. Непринуждённая форма организации детей (экскурсии, наблюдения).

4. Внезапное появление и исчезновение предмета, внезапная смена действий (занятия – «сюрпризы»).

5. Элементы неожиданности в сюжетных показах, инсценировках.

Внезапно появляющийся предмет вызывает у детей яркую ориентировочную реакцию, что служит благоприятным фоном для развития речи, особенно её понимания. Но при слишком частом использовании принципов новизны и быстром введении новых предметов, возникают ошибки, примитивное обобщение внешне несходных предметов исключительно по признаку новизны и ухудшается узнавание уже известных ребёнку предметов. Широко используя указанные приёмы, необходимо помнить, что диапазон их действия неширок, кроме того их нельзя с одинаковым успехом использовать во всех занятиях. Наряду с правильными ответами они вызывают много примитивных.

6. Договаривание детьми слов.

7. Повторение одного и того же задания несколько раз.

8. Включение наряду с новыми словами – названиями предметов – слов, жизненно необходимых, как называет их В.А.Петрова (дай, на, упал, иди и др.). Дополнительная тренировка в произношении этих слов в жизненных ситуациях обеспечивает активное использование их во время занятий. Правильный ответ на знакомый вопрос доставит радость ребёнку и придаст уверенность в своих силах (даже при недостаточном уровне развития речи и способности к подражанию).

9. Вопросы (могут быть простыми: кто? что?, и в более сложной форме: во что одет? кому и что шьёт? зачем? когда? как?

Вопросы необходимо задавать не только о действиях, совершающихся в данный момент, но и о том, что было ранее и о том что будет – это помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий. Устанавливают причинно-следственные связи.

10. Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Например, дети объясняют, кто как подаёт голос (квакает, крякает), что можно делать ножницами, кисточкой; угадывают, что изменилось (катя спряталась за домик, убежал далеко и т.д.) при проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.

11. Сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей.

Играя с предметом, который в показе-инсценировке использовал взрослый, ребёнок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.

12. Поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания (Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста матрёшку. Сам я не могу – высоко стоит». Женя, скажи Кате: «Катенька, я принёс тебе интересную книжку»).

13. Показ с называнием, образец слова и построения фразы.

14. Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи.» «Где ты взял мишку? Покажи».)

15. Использование потешек, коротких стихов.

1. Показ с называнием (вместе с ребёнком рассмотреть предмет, сообщить название, обследовать).

2. Многократное повторение нового слова (Это помидор. Что это? – помидор. У меня в правой руке…помидор, и в левой руке тоже…помидор).

3. Объяснение происхождения слова (Лягушка-квакушка. Почему квакушка?) и назначения предмета.

4. Поручение, предлагающее ответ действием (найди, принеси, дай, сделай).

Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

5. Использование нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами.

6. Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Мяч – большой и маленький, кошка – пушистая и т.д.)

Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

Для своевременного и полноценного развития речи детей раннего возраста в детском саду необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия:

-необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды,

— давать возможность ребёнку разнообразно действовать,

— развивать его движения,

— и наряду с этим создавать наиболее благоприятные условия для лучшего восприятия, учить ребёнка хорошо видеть, слышать, дифференцировать предметы и устанавливать между ними связи.

Далеко не обязателен показ всё новых и новых предметов. Наибольшее значение имеет установление у детей более разнообразных связей со знакомыми предметами.

Ошибки педагогов, отрицательно влияющие на развитие речи детей раннего возраста:

а). Шаблонная стереотипная речь. Установление стереотипной связи какого-либо действия ребёнка всегда только со стереотипным сочетанием определённых слов не способствует ни поднятию эмоционального тонуса ребёнка, ни развитию его речи.

б). Однообразие, стереотипность условий жизни детей мало способствует развитию их речи. Новое появление даже ранее хорошо знакомых предметов на фоне обычной ситуации в группе, их новое сочетание, показ новых действий с ними вносит необходимое разнообразие в жизнь детей, повышает интерес к окружающему, вызывает новые поводы обращения ко взрослому, тем самым способствует развитию речи детей.

в). Не индивидуальное, а групповое обращение. Общение с детьми первых двух лет жизни должно быть преимущественно индивидуальным. Даже при проведении групповых игр, занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому ребёнку в отдельности. Индивидуально адресованная речь привлекает большее внимание ребёнка, повышает эмоциональное значение слова и способствует поэтому его активной речевой реакции.

г). Нерасчленённость конкретных задач при проведении занятий по развитию речи.

д). Несвоевременное изменение методических приёмов, несоответствие этих приёмов уровню развития речи детей.

е). Игнорирование обращения ребёнка или реакция типа: «Я не понимаю, что ты хочешь» недопустимы. Это ведёт к разрушению ещё не окрепшей потребности в общении и не находит своего дальнейшего развития.

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.

2. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.

3. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

4. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.

6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981.

Речевое развитие ребенка до 3 лет

Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников. Ведь как это так: Вася из соседней квартиры, ровесник вашего ребенка, уже говорит вовсю, «как молоточек», а ваш «застрял» на 20—30 основных словах и молчит, «как партизан».

Дело в том, что дети в раннем возрасте развиваются «скачкообразно». Они как бы копят знания и умения, тренируются, а потом выдают все разом. И сегодня ваш ребенок говорит 20 слов, а завтра — уже 100. Сегодня четко произносит 10 звуков, а завтра — 25.

Развитие речи имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление собственной. До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Так, например, к году ребенок может произносить 6-8 слов, а понимать уже 30-50. И взрослые о нем говорят: «Все понимает, а сказать не может».

Задача родителей — активно развивать «пассивный словарь». Ведь пассивный словарный запас — это основа активной речи. Для этого нужно много разговаривать с ребенком, объяснять то, что он видит, рассказывать ему сказки, читать стихи, вместе рассматривать книги и т.п.

Чтобы реально оценивать ситуацию, ребенка нужно сравнивать не со сверстниками, а с ним самим. Если его словарный запас в 1 год был 15 слов и в 1,5 года — 15 слов, это, безусловно, повод задуматься о том, что вы что-то делаете не так. А если день ото дня наблюдается прогресс, пусть, на ваш взгляд, и незначительная, но все-таки есть положительная динамика, то особых поводов для беспокойства нет. У каждого ребенка своя программа развития!

То же касается и постановки звуков. Не буду скрывать, меня тоже периодически тревожит вопрос: «А все ли в порядке с речью у наших детей?», и поэтому я регулярно читаю, что по этому поводу пишут, в том числе и в Интернете.

Как-то на одном из сайтов я прочитала следующее: «Многие родители задаются вопросом, когда ребенок начинает говорить звук “Р” — и по каким причинам он не может самостоятельно справиться с этой задачей. Считается, что именно этот звук — последний в списке освоения детьми и справиться с ним малышам труднее всего. Возраст 5—6лет — это оптимальное время для глубокого освоения звука “Р”».

Наш Дениска, напротив, научился произносить звук «Р» достаточно рано — уже в 2 года и 10 месяцев, причем сам. Но на этом фоне он не выговаривал другие более «ранние» звуки. Например, звук «X» ему не поддавался до 3 лет. Да и потом еще некоторое время он не мог называть его в словах. (К примеру, слово «хлеб» звучало у него как «себ».)

На мой взгляд, какой-то четкой последовательности в том, какие звуки ребенок должен научиться произносить сначала, а какие — потом, не существует. Так, в возрасте 1,5 лет у Дениса «любимыми» звуками были «Д» и «Т». Танюша же в этом возрасте чаще произносила слова со звуком «К». Кстати, «КА» она вставляла везде, где только можно. Я до этого даже и не задумывалась, как много слов с этим слогом: «водичКА», «птичКА», «рыбКА», «КАшка», «ниКАк» и т.п. (И поди догадайся, о чем она просит, говоря свое «КА».) Это еще раз убеждает в том, что все дети индивидуальны!

Однако я ни в коем случае не советую вам «расслабиться» и ничего не делать: если вас что-то смущает в речевом развитии вашего ребенка, то лучше перестраховаться и обратиться к специалисту. Для этого они и существуют!

Когда я обратилась к знакомому логопеду с тем, что мой ребенок в 2 года не произносит звуки «С» и «Ш», а звук «В» произносит невнятно, то она объяснила, что до 3 лет такая ситуация с произношением (и не произношением) определенных звуков является нормальной и особо волновать не должна.

Но при этом она посоветовала помочь малышу в постановке звуков. Для этого необходимо было делать дыхательную и артикуляционную гимнастику. Это не занимает много времени (не более 5 минут в день), но при регулярных занятиях помогает тренировать мышцы артикуляционного аппарата и делать большие успехи в правильном произношении звуков и слов.

Приведу пример таких упражнений. (Поскольку упражнения предназначены для ребенка, то они, конечно, в игровой форме)

Кроме того, очень хорошо выполнять вместе с детьми творческие задания: рисование, аппликацию, лепку, конструирование и другие варианты развития мелкой моторики, что, как известно, способствует активизации речевых центров в мозгу.

Однако иногда бывает и так: вроде и занимаетесь регулярно с малышом дыхательной и артикуляционной гимнастикой, и лепка — его любимое занятие, и дома все обклеено его аппликациями, и пальчиковые краски только успеваете покупать, потому что из-за большого количества творческих работ ребенка они быстро заканчиваются, а все равно он говорит невнятно, а то и вовсе на «языке жестов».

На это могут быть 2 основные причины.

1. Ребенок ленится выговаривать слова, ведь вы его и так прекрасно понимаете.

2. Ребенок не хочет разговаривать. И это уже более серьезная проблема. В ее основе — протест малыша

против не устраивающей его психологической обстановки в семье (конфликты родителей, несогласованность слов и действий «поколений»: бабушка говорит одно, папа — другое и т.д.; уход одного из родителей из семьи и т.п.).

Тут стоит задуматься! Как бы там ни было, все решается. Для устранения первой причины достаточно перестать быть «переводчиком» и «шифровальщиком». Ребенку, безусловно, это не понравится, но даст стимул произносить слова более понятно (иначе же он не получит то, о чем просит). Улучшение психологического климата в семье поможет в решении второй проблемы.

Детский возраст тем и хорош, что многое еще можно откорректировать. Было бы желание и стремление «держать руку на пульсе».

И еще один немаловажный момент, связанный с развитием речи. Когда ребенок научается говорить, родители начинают прислушиваться к тому, ЧТО он говорит, какие слова употребляет. А говорит он то, что когда-либо сам слышал.

Мне вспоминается один забавный случай, который произошел с маленьким сыном моей подруги. Я, собственно, была непосредственно «виновницей» случившегося. Как-то я пришла в гости к своей подруге. Ее сын Антон с упоением мне что-то рассказывал и показывал свои игрушки. Я кивала головой и восторженно повторяла: «Ух, ты! Четко!» (То есть я хотела сказать, что мне интересно.) На другой день во время прогулки со своей мамой Антон, показывая ей что-то, заинтересовавшее его, сказал: «Мама! Посмотри, какая ЧЕТКА!»

Так что, как говорит моя мама, «фильтруйте» свою речь!

По материалам книги Светланы Арсентиевой "Маленькие детки-маленькие бедки"

Источники:
Развитие речи детей раннего возраста
Развитие речи детей раннего возраста
http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-ranego-vozrasta.html
Развитие речи детей раннего возраста (от 0 до 4 лет)
Чем раньше и легче ребенок сможет говорить, тем раньше и лучше созреет его интеллектуальная деятельность. Речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640909/
Развитие речи детей раннего возраста от 1 года до 3 лет вне занятий
СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Автор: Гребенькова Ирина Алексеевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №110», г. Сыктывкар, Республика Коми. Описание материала: Предлагаю материал по развитию речи дет
http://kladraz.ru/blogs/irina-aleksevna-grebenkova/razvitie-rechi-detei-ranego-vozrasta-vne-zanjatii.html
Речевое развитие ребенка до 3 лет
Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников. Ведь как это так: Вася из соседней квартиры, ровесник вашего ребенка, уже говорит вовсю, «ка
http://ped-kopilka.ru/roditeljam/rechevoe-razvitie-rebenka-do-3-let.html

COMMENTS