Развитие ребенка в 5 лет

Развитие ребенка в 5 лет

Если вашему малышу уже исполнилось пять лет, то вы явно заметите, как он изменился. Его движения становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице. Он также хорошо управляется с мячом и может прыгать через скакалку.

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».

Более трудным для шестилетки является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела, так как у него все еще преобладает наглядно — образное мышление. Однако, постепенно развивается и его более сложная форма, — словесно-логическое мышление, которое тесно связано с речью.

На шестом году жизни ребенка следует обратить серьезное внимание на развитие его речи. В пять лет ребенок должен четко произносить шипящие и сонорные звуки, подбирать слова на заданную букву, различать на слух звуки в слове. Важно, чтобы ребенок смог выразить свои мысли, пересказать сюжет или сказку, рассказать стихотворение или скороговорку. Если у ребенка есть сложности с произношением, вам следует обратиться за помощью к логопеду. Бывает, что в силу занятости родители все откладывают посещение логопеда со дня на день. Они теряют драгоценное время и, возможно, вредят этим своему ребенку. Однако, не нужно забывать и о таких простых вещах, как совместные беседы, обсуждение прошедшего дня с ребенком, просьбы рассказать о своих планах и мечтах.

Развитию речи также способствуют: пение, ритмика, занятия спортом и, конечно же, ручная умелость.

Очень хотелось бы, чтобы родители не забывали о том, как важно формировать и укреплять кисть руки, особенно ведущей. Даже интеллектуально развитый и подготовленный к школе ребенок не будет успешен в обучении, если у него не развита мелкая моторика. Все это будет создавать дальнейшие, уже вторичные сложности, влияя на самооценку и даже на отношение к учебе.

Поэтому, очень важно в данный период заниматься всевозможной творческой деятельностью, учиться правильно и уверенно держать карандаш, вырезать ножницами, делать аппликации, конструировать и лепить. Заинтересуйте ребенка созданием чего- то нового и интересного, если мальчик любит машины, пусть вырезает сначала из старых журналов коллекцию автомобилей. Дальше пусть сам создает такие журналы, рисуя и подписывая марки машин. Если малышу нравится авиатехника, научите его делать самолет из оригами, владея таким умением, дети часто находят друзей по интересам, делятся опытом и чувствуют себя уверенно. Девочек также легко заинтересовать, если попросить слепить из теста что- нибудь для кукол к чаю или смастерить заколку из бисера, если растет маленькая модница. Не забывайте, что любое творчество, это еще и терапия, которая позволяет снять напряжение и зарядиться положительными эмоциями.

В пять лет ребенок может спокойно управлять не только трехколесным велосипедом, но и своим поведением. Его целенаправленная деятельность, которую он выбрал для себя, может продолжаться более 40 минут. Также увеличивается и время произвольной деятельности, на которую ребенок может потратить около 20 минут. Шестилетние дети уже более внимательные, а их память стремительно развивается. Все это конечно отражается в поведении детей шестого года жизни, но не так явно, как развитое детское воображение.

Воображение шестилеток находится в самом расцвете, а вот умения подчиняться правилам в реальной жизни все еще не хватает. Результатом такого расхождения являются всевозможные небылицы а иногда и детские обманы. Отчасти, это происходит и из-за отсутствия внутреннего контроля над своим поведением. Отсюда и возникают темы, раскрытые в мультфильме о Маше, которая съела варенье и обвинила в этом кошку. Просто ребенок часто склонен думать так: «Если мама не видела, что я сделал в ее отсутствие, то этого как будто и не было».

В период от 5 до 7 лет важным в развитии ребенка как раз и становится формирование функции контроля, которая тесно связана с произвольным поведением.

К примеру, о низкой функции контроля говорит постоянное напоминание ребенку о том, что он должен убирать за собой игрушки, складывать свою одежду, умываться и чистить зубы.

Многие шестилетние дети начинают противоречить родителям, игнорировать их указания, делать вид, что не слышат или тянуть время выполнения просьбы. Это естественный процесс, который нужно пережить, но не пускать на самотек. Просто, распоряжения нужно давать так, чтобы ребенок смотрел на вас и слушал внимательно. Не следует просить его о чем то, находясь в другой комнате, если ребенок не обладает достаточно развитой функцией контроля. Но, если вы о чем-то попросили, проследите, чтобы ребенок сделал это.

Чтобы добиться послушания от шестилетнего ребенка, достаточно будет использовать логические аргументы. Если ситуация вышла из под контроля, и вы решили наказать ребенка, постарайтесь объяснить ему, почему вы так поступили и узнать какие выводы он сделал.

Важно также практиковать хорошее поведение у малыша, например, давать ему посильные интересующие его самого задания, а потом хвалить за выполнение. Такое положительное подкрепление поможет вам и ребенку справиться с более сложной деятельностью. А ребенок будет чувствовать, что он в состоянии решить поставленную задачу, ведь у него уже такой опыт.

Формированию произвольного поведения в периоде 5-6 лет, как ни странно, способствует игра.

Дело в том, что игра, а именно, сюжетно-ролевая и групповая (свойственная этому периоду), все еще является для ребенка его ведущей деятельностью. То есть, является основной, главной составляющей его психического развития. Сейчас, сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета. А ее содержанием становятся отношения между людьми.

Дети сами создают модели этих отношений, формируя устойчивые объединения из 3-4 человек и более. В такой игре много действий, которые помогают строить ребенку ролевые отношения с другими участниками.

Так, дети становятся способны сознательно планировать и выполнять сложные последовательные действия. Таким образом, формируется произвольное поведение без каких-либо сознательных ограничений со стороны взрослого. Поэтому, не ограничивайте своего ребенка в играх, наоборот, знакомьте его с их разнообразием и помогайте осваивать правила.

В 5-6 лет ребенок, как губка впитывает любую информацию (нужную и не очень), тем самым расширяя диапазон своих познаний. Благодаря становлению словесно — логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.

К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Он использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Интересуясь какой-либо темой, шестилетка способен проникнуть в самую суть и долгое время с увлечением осваивать ее. Однако, очень скоро ребенку придется столкнуться со знаниями, не совсем интересными и важными на его взгляд. Мало того, в его жизни все чаще возникают ситуации, в которых нужно прилагать усилия или откладывать более интересные дела на потом. Конечно, концентрация внимания еще не достигла уровня школьника, да и память все еще опирается на картинки и эмоции, однако, чтобы не столкнуться с трудностями произвольного поведения в дальнейшем, ребенка нужно готовить уже сейчас.

Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза. Важно, чтобы поставленные задачи не превышали возможностей ребенка, а опирались, главным образом, на мотивацию к успеху. Сейчас существует множество ярких и увлекательных энциклопедий, настольных игр и развивающих игрушек, способных увлечь ребенка. Например, серия книг для чтения, имеющая 4 уровня сложности. Каждая книга — маленькая энциклопедия, где собраны факты на разные темы, начиная от бытовых и заканчивая научными. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Прочитав одну книгу, вы приобретаете следующую и так по возрастанию. Так может происходить любая познавательная деятельность, шаг за шагом: сделали одно, перешли к другому.

Немало настольных игр, например: лото, пазлы, мозаика, шашки, домино- закрепляют знания детей, способствуют развитию речи, умению считать, развивают усидчивость, сообразительность. А считать малыша можно и на прогулке. Например, дайте ему задание попрыгать 5 раза на левой ноге, а 9 — на правой. Да разве только это можно придумать.

В этом возрасте любознательность детей, их интерес к миру огромный. А вот навыки чтения еще не очень значительны. Поэтому покупайте своему ребенку книги с коротким насыщенным текстом, одновременно — с крупным шрифтом.

Научите малыша не только слушать чтение, но и пересказывать своими словами услышанное. Так ребенок лучше усвоит его содержание, научится вспоминать события, описанные в книге, следовательно, улучшится и его память.

В период с 5 до 6 лет, ребенок уже скорей всего посещает какие либо студии развития, занимается спортом или ходит в детский сад. Находясь в группе детей, ребенок учиться общаться, строить отношения, соблюдать правила поведения и просто дружить. Родителям необходимо понаблюдать, как ведет и чувствует себя их ребенок, находясь в детском коллективе.

Необходимо обратить особое внимание, если ребенок не желает находиться в группе без мамы (даже если она не новая для него), или, наоборот, ведет себя крайне развязано, не соблюдая личной дистанции среди детей и взрослых; если излишне агрессивен, неусидчив, не понимает (либо не слышит) инструкций взрослого, делает все наоборот, плачет по любому поводу или ведет себя отстраненно. Любое неадекватное поведение ребенка, особенно, если оно заметно не только вам, должно насторожить родителей, для того, чтобы вовремя его исправить.

Если ребенка не научить сдерживать свои желания, понимать, что «надо» значит больше, чем «хочу», то он вырастет безвольным человеком.

Нельзя слишком управлять поведением малыша, постоянно поправлять его, поучать, подсказывать ему, так как при этом ребенок не научится принимать решения сам.

Многие шестилетки испытывают психологическое напряжение. Это проявляется в таком поведении, как накручивание волос на палец, постукивание ногой, почесывания, обкусывания ногтей и т.д. Бывает что дети, испытывающие напряжение, легко раздражаются и плачут. В этом случае ребенка следует показать специалисту. Ведь именно в этом возрасте у ребенка начинают формироваться устойчивые черты характера.

Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять . В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
  4. лепит из пластилина мелкие детали;
  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
  • моет руки перед едой;
  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2 и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

Источники:
Развитие ребенка в 5 лет
Если вашему малышу уже исполнилось пять лет, то вы явно заметите, как он изменился. Его движения становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет
http://aflower135.ucoz.ru/publ/sovety_specialistov/sovetujut_psikhologi/razvitie_rebenka_pjati_shesti_let/6-1-0-8
Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать
Простые тесты дадут представление о том, что должен уметь ребенок в 5 лет. Рекомендации по игровому обучению помогут родителям правильно направить и развить возможности малыша.
http://www.prosto-mariya.ru/razvitie-rebenka-v-5-let-chto-dolzhen-umet-delat_1083.html

COMMENTS