Развитие ребенка первого года жизни

Развитие ребенка

Любую мать всегда беспокоят вопросы: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем — когда он пойдет в школу, не пора ли обратиться за советом к специалисту?

Новоиспечённые родители часто не знают, с чего начать свои родительские обязанности.

Ребенок растет, каждый день радует вас своими новыми достижениями. Но появляются и новые проблемы.

Половое созревание является одним из важнейших аспектов развития, и задача врачей и родителей — вовремя заметить отклонения.

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.

Молоко матери является главным источником витаминов и других питательных веществ для малыша. Не требует доказательств тот факт, что молоко матери при грудном вскармливании является главным источником витаминов и других питательных веществ для малыша.

Половое созревание — это период серьезных физиологических преобразований, связанных с эмоциональным развитием и готовностью организма к репродукции.

Можно ли заниматься математикой с годовалым или двухлетним карапузом? Смотря какой!

К концу первого года жизни малыш всё настойчивей пробует подняться над уровнем земли.

Раннее развитие нынче модно. И не имеет смысл обсуждать – хорошо это или плохо – примем этот факт как данность.

Развитие ребенка не может происходить быстрее, чем это заложено природой.

Любую мать всегда беспокоят вопросы: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем — когда он пойдет в школу, не пора ли обратиться за советом к специалисту?

Когда малыш появляется на свет, главное для него – достаточное количество еды, сон и телесный контакт с мамой.

Одна из наиболее важных покупок в списке будущих родителей — коляска.

Задолго до появления малыша будущие мамы начинают думать о том, что необходимо для него приготовить.

Ваш малыш еще совсем крошечный. На первый взгляд, кажется, что о развитии речи пока говорить рано.

Как же всё-таки воспитывать и кормить ребёнка? Кому из новомодных «гуру» от педиатрии можно верить?

Не правда ли, ваш малыш сильно изменился? Каждый день он радует вас новым движением, звуком, интонацией.

Вам кажется, что новорожденный абсолютно беспомощен и способен только есть да спать? На самом деле, это не так.

Раннее развитие сейчас вошло в моду. Неутомимые родители готовы буквально с пеленок обучать детишек читать, писать и говорить одновременно.

Мир встречает человека не очень-то приветливо. Резкая смена температуры, слепящий свет, лязг инструментов…

Прогулки на свежем воздухе — один из важнейших ежедневных «ритуалов», которым не стоит пренебрегать.

Пожалуй, ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана.

Кто-то избавляется от манежа раньше, кто-то — позже, но через «манежный период» проходят все!

Ваш малыш недавно отпраздновал свой первый день рожденья.

Грядет годовщина. Первая! И не важно, идет ли речь о вашем собственном сокровище или ребенке любимой подруги, о племяннике или внучке.

Двух-трехлетние дети нуждаются приблизительно в 11 часах сна ночью и одном-полутора-двухчасовом послеобеденном отдыхе.

Детский сон полезен и ребенку, и его родителям.

Нарушение сна в этом возрасте может стать проблемой не только для ребенка, но и для его мамы, которой тоже нужен отдых.

Первые полгода — самые ответственные для родителей и самые важные для ребенка.

В официальной педиатрии принято мнение, что желудок младенца ночью должен “отдыхать”.

Нарушение засыпания может стать изнурительной проблемой не только для самого ребёнка, но и для его родителей.

Если изначально ребенок спал с родителями, важно, чтобы к трем годам он уже перебрался в свою кроватку.

Взросление ребенка — процесс индивидуальный, и вехи на этом пути достаточно условны. Тем более это относится к моменту отлучения малютки от груди.

Нормальный стул у детей от 0 до года — понятие относительное.

Пришло время вводить в рацион малыша полноценные углеводы, растительные белки, витамины, минералы и пищевые волокна.

Искусственное вскармливание показано только тогда, когда восстановить полноценную выработку грудного молока не удается.

Есть вещи, о которых почти ничего не говорится в большинстве книг по уходу за младенцем. Это взгляд, улыбка, настроение, ощущение незримой связи между вами и вашим малышом.

Что происходит? Вашего годовалого малыша словно подменили.

Наиболее стремительно человек растет на первом году жизни.

О задержке полового развития можно говорить в том случае, когда до пятнадцати-, шестнадцатилетнего возраста у девушки наблюдаются недоразвитие вторичных половых признаков и редкие нерегулярные менструации.

Рефлекс сосания появляется у человека еще до рождения. Помимо насыщения, во время сосания груди ребенок испытывает положительные эмоции также и от контакта с матерью.

Однако носить на руках все более тяжелеющее чадо не так-то просто. На помощь приходят различные приспособления для переноски младенцев.

Отставание в половом развитии может свидетельствовать о серьезных заболеваниях, которые важно выявить как можно раньше.

Диатез не является ни болезнью, ни диагнозом, а, употребляя это слово, мы лишь констатируем склонность ребенка к некоторым заболеваниям.

Естественно предположить, что подходы к антибактериальной терапии отдельных инфекций дыхательных путей должны различаться.

Начало учебного года для всех выглядит по-разному. Для школьников — это встречи со старыми друзьями и знакомство с новыми. Для дошкольников — новые игры и развлечения в детском саду. Ну а для мам. для мам учебный год — это неизбежные детские простуды и вынужденные больничные.

В дни массовых простуд и эпидемий гриппа семье с грудным ребенком придется на время забыть о гостеприимстве.

Аллергия на белок коровьего молока — наиболее распространенный вид аллергий у грудничков.

Больше всего часто болеющих среди детей первых трех лет жизни. В крупных промышленных центрах к этой группе относится каждый четвертый-пятый ребенок.

Развитие ребенка на первом году жизни

Наиболее стремительно человек растет на первом году жизни.

Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.

Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться .

Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.

Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.

В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.

В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.

В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.

Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.

В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.

Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.

В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.

Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.

Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.

В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.

К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.

Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.

Развитие ребенка первого года жизни

Известно, что счастливы не те, у кого есть дети, а именно те, кто понимает, какое это счастье! Если в семье появился ребенок, то счастье и радость наполняет чувства мамы, независимо от ее возраста: будь это молодая мама или среднего возраста женщина. Следует также отметить, что имея первого малыша, все мамочки очень волнуются за его здоровье, находясь в постоянном напряжении, постоянно следят, соответствует ли развитие ребенка по месяцам.

В это время продолжается укрепление опорно — двигательного аппарата малыша, совершенствуется центральная нервная система.

Конечно, процесс развития шестимесячного ребенка имеет определенные различия ежели, чем ребенок 1 месяца развития. Кроха уже научился контролировать движение своих ручек в такой степени, что может даже сам подтянуть к себе интересующий его предмет. А научившись брать в маленькую ручку игрушку, начнет тут же пытаться перекладывать ее из одной ручки в другую. И в определенный момент он начинает понимать, что бросить предмет также интересно, как и взять его, и его жизнь приобретает особый смысл, а ваша… особые сложности.

В 6 месяцев ребенку развитие еще сложно сказать, кто ваш ребенок – правша или левша. Обычно дети в этом возрасте предпочитают все делать одной рукой, но через определенное время «любимая» рука почему-то меняется. И точно определить левша или правша ребенок можно будет только в возрасте 2-3 года. Многие шестимесячные дети уже умеют переворачиваться со спины на живот и обратно, и это им доставляет просто огромное удовольствие (да и самим родителям тоже).

Но помните, что так веселит вашего ребенка вам может стоить определенных нервов, т.е. меняя подгузник не оставляйте малыша НИКОГДА без присмотра на кровати или другой поверхности с которой он может просто упасть.

Помните, что ребенок начинает по – настоящему понимать язык и слова только тогда когда они употребляются в процессе общения с ним.

Девятимесячный малыш уже может откликаться на свое имя и оглядываться по сторонам в поисках человека, кто его позвал. Поэтому произносить имя крохи следует как можно чаще, ведь это стимулирует его способность к узнаванию. Кроме того малыш в этом возрасте понимает слово «нет», но это совсем не означает, что он начнет сразу слушаться.

Не стоит забывать, что это период уникальный, мимолетный и самый счастливый в жизни каждых родителей, особенно мам: наблюдать и принимать непосредственное участие в процессе познания мира своего ребенка очень увлекательно и трепетно. И совсем неважно это ребенок 2 месяца развития или уже «самостоятельный» одиннадцатимесячный малыш. А также и помните о том, что развитие ребенка по месяцам не является определенной нормой для каждого малыша. Все это очень индивидуально и поэтому не переживайте по этому поводу, а просто дарите своим детям любовь!

Развитие ребенка первого года жизни

С момента своего появления на свет, новорожденный ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром, за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Однако без должного ухода за ним взрослых, новорожденный не в состоянии удовлетворить своей потребности. Постоянный контакт с мамой, папой другими членами семьи является основой развития младенца. Именно на первом году жизни мозг младенца развивается наиболее интенсивно. Ребенок, момент своего появления на свет беспомощный, к концу первого года овладевает прямостоянием, ходьбой, активной предметной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи.

Умственное развитие ребенка первого года жизни определяется, в основном, такими сферами:

5) тонкие ручные движения.

Примерно в 1,5 раза увеличивается рост ребенка за первый год его жизни, а вес — почти в 2 раза. Должное внимание следуете уделить и психологическому развитию ребенка, его стремлению познать все что его окружает.

Уже с самого появления на свет педиатры советуют мамам и папам забыть о пеленании новорожденного, максимум с месячного возраста одевать детишек в ползунки и свободные рубашечки, чтобы дать крохи с самого появившийся на свет вовсю размахивал ручками и ножками, наслаждаясь радостью движений. Тугие пеленки давно ушли на задний план. Пеленание для малыши незаслуженное наказание с весьма неприятными последствиями: задержкой двигательного и психического развития. Также советуют отказаться от рукавичек и зашивать рукава. Нужно просто подстригать ноготки. А иначе как же он будет рассматривать ручки, шевелить пальчиками, учиться захватывать игрушки?

Начиная с первого месяце жизни ребенка, можно заметить как он пробует поднимает подбородок, на втором месяце уже удерживает голову и поднимает грудь, на четверном – пятом месяце малыш уже сидит с поддержкой, а в шесть — семь месяцев без поддержки, в 8-9 месяцев — стоит с поддержкой и отлично ползает на животе, а в 11-12 месяцев – самостоятельно начинает ходить.Один из первых элементами поведения являются: фиксирование предмета глазами, поворот головы в сторону звука, что свидетельствует о развитии у него восприятия.

На втором-третьем месяце жизни ребенка усиливается зрительное и слуховое восприятия, сосредоточение становится достаточно длительным. Благодаря этому ребенок может проследить за движущимся предметом.

В четвертом месяца ребенок уже не только смотрит и слушает, а активно реагирует, ориентируясь во всем происходящим. Младенца привлекает яркие цвета, движущиеся предметы, новые игрушки. Поэтому так важно, удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях.

Первой и не маловажной эмоцией ребенка являются: крик, плач, нескоординированные движения ручек и ножек. В конце первого месяца жизни у ребенка появляются улыбка и он реагирует на ухаживания за ним человека — замирает, сосредотачиваясь на лицах, наклонившегося над ним, вскидывает ручки, перебирает ножками, гулит. Эта реакция получила название — «комплекс оживления».

В первом полугодие ребенок осваивает способами выражения эмоций – начиная от слабой улыбки ребенка до ярко выраженной с оживлением мимики и жестов. Во втором полугодии у ребенка появляется интерес к окружающему, то есть потребность в познании.

Ребенок учится понимать речь, различать знакомые и незнакомые голоса, эмоциональные оттенки обращенной к нему речи. Ребенок часто всматривается в лицо взрослого, получая удовольствие от имитации звуков и движений рта. Младенцы, открывшие удовольствие в звуках, часто вокализируют наедине или же выбирают игрушку, с которой «разговаривают». При ощущении поддержки ребенок начинает произносить более разнообразные и выразительные звуки.

Уже к концу первого года жизни ребенок может узнавать несколько слов в контексте, или же могут выполнять очень простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами.

Воспитывайте своего ребенка первого года жизни в любви и нежности. Не бойтесь избаловать малыша. К дисциплине ребенка до года приучайте, используя его прекрасные возможности к отвлечению и переключению. Достаточно дать ребенку какую-то игрушку, взять его на руки, перенести в другое место, и он уже спокойно переключается с нежелательных занятий.

В этом возрасте ребенка нужно учить слову «нельзя». При этом проявляйте спокойствие, твердость и последовательность. Но запретов не должно быть слишком много, и вам следует определить самое главное, чего ребенок не должен делать. Наказывать малыша до года не имеет никакого смысла.

Развитии ребенка первого года жизни не маловажное значение имеет степень развития мелкой моторики рук. Примерно на четвертом-пятом месяце жизни появляются движения рук, направленные к предмету (ощупывание предмета). В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Значение этого момента для дальнейшего интеллектуального развития велико: хватание — первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием для развития предметного мышления.

Во втором полугодии движения рук развиваются все более интенсивно. Ребенок размахивает схваченными игрушками, бросает и подбирает их, кусает, перекладывает из одной руки в другую и т. д. После 7-8 месяцев ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки баночек. В 9-10 месяцев он начинает правильно использовать предметы по их назначению: из чашки будет пить, машинку будет катать, а куклу укачивать. Все эти действия ребенок выполняет по подражанию взрослому. Это и есть начало развития наглядно-практического мышления.

Тренировку мелкой моторики пальцев рук можно начинать с трех-четырехмесячного возраста ребенка. Вначале это только массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца (различные игры, потешки). С 7-8 месяцев возможна и активная тренировка: ребенка обучают перебирать сначала крупные, затем все более мелкие яркие предметы (пуговицы, бусы и т. п.). В конце первого года ребенку становятся доступны многие игры: со вкладышами, нанизывание колец пирамид, «театр пальчиков» и т. п.

Первый год жизни ребенка является решающим периодом познавательного развития: в это время он может многое приобрести, но и многое потерять. Более того, потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго.

А главное, что ребенок первого года жизни больше всего нуждается в любви, заботе и ласке окружающих его взрослых, особенно матери.

Источники:
Развитие ребенка
Развитие ребенка. Статьи этого раздела о детских заболеваниях. Обратиться к врачу или достаточно лекарственных препаратов?
http://medportal.ru/enc/pediatrics/education
Развитие ребенка на первом году жизни
Развитие ребенка на первом году жизни. Наиболее стремительно человек растет на первом году жизни.
http://medportal.ru/enc/pediatrics/education/2/
Развитие ребенка первого года жизни
Развитие ребенка первого года жизни
http://vihra.ru/razvitie-rebenka-pervogo-goda/
Развитие ребенка первого года жизни
К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности.
http://www.ladygid.ru/razvitie-rebenka-pervogo-goda-zhizni

COMMENTS