Развитие ребенка 4 месяца

Ребенок в 4 месяца (календарь развития)

Четвертый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Большинство детей к этому возрасту пережили уже болезненные моменты, связанные с коликами. Работа желудочно-кишечного тракта стала стабильной и теперь малыш все больше погружается в окружающий его мир, учится реагировать на него и познавать.

Рост и вес

У ребенка в 4 месяца еще сохраняется большая прибавка в весе, в силу невысокой двигательной активности. Ребенок может набрать за этот месяц до 750 г. В норме масса тела в 4 месяца составляет 6 – 7 кг (± 1 кг), рост 60 — 63 см (± 3 см).

У ребенка в четыре месяца продолжают угасать рефлексы новорожденного:

Присутствие этих рефлексов после 4 месяцев может говорить о неврологических нарушениях и требует обследования у невропатолога.

Основные навыки

Кроме того, нормальное физическое развитие ребенка в этот период характеризуется наличием следующих навыков:

  • Ребенок с легкостью переворачивается с живота на бочок и на спинку.
  • Лежа на животике может приподняться на ручках, опираясь только на ладони и держать голову.
  • Садится, когда его подтягивают за ручки и уверенно держит голову. Но не забывайте, что его спина пока не окрепла, поэтому высаживать малыша еще рано.
  • При поддерживании ребенка за подмышки, он упирается пальчиками ног и отталкивается от поверхности.
  • Пропадает гипертонус в руках, но в ножках может еще сохраняться.
  • Ладошки малыша почти все время раскрыты. Он может складывать их вместе, хлопать по чему-нибудь.
  • Способен удержать предмет в руке почти полминуты. Знает, как нужно потрясти погремушку, чтобы она загремела.
  • Ребенок может целенаправленно засунуть палец в рот.
  • При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.
  1. У малыша все ярче проявляется комплекс оживления: в ответ на мамин голос он активно двигает ручками и ножками, улыбается, лепечет. Может произносить звуки, похожие на «п», «б», «м», а также открытые гласные «о», «а». Теперь у ребенка можно заметить реакцию в виде смеха или улыбки не только на чье-то лицо, а также на новую игрушку. Кроха узнает свое имя и начинает на него реагировать.
  2. Мышление ребенка начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи, например, увидев мамину грудь, малыш замолкает и смотрит на нее в ожидании кормления.
  3. Младенец в 4 месяца уже способен испытывать страх, радость, обиду, любопытство.
  4. Малыш начинает больше внимания уделять своему телу, он рассматривает ручки, играет с ними, тянет в рот ножку. Ребенку нравится ощупывать свое лицо, волосы. Любит смотреть на свое отражение в зеркале.
  5. Ребенок уже узнает всех родных и близких, при этом особенно выделяет маму. Он полностью олицетворяет ее с собой, поэтому нуждается в постоянном тактильном и эмоциональном контакте с ней. Он радуется, если маме весело и грустит или плачет, если она в плохом настроении.
  6. При посторонних людях ребенок в 4 месяца ведет себя настороженно. Если мама, например, оденет шляпу или очки, то он не узнает ее. А после того, как она их снимет, малыш очень удивится и не будет понимать, как такое могло произойти. Ребенок может испугаться или заинтересоваться, увидев незнакомца.
  7. Интенсивное психологическое развитие малыша в этом возрасте связано с новым шагом в зрительном и слуховом восприятии. Ребенок в 4 месяца уже не просто видит, он следит взглядом за предметом, который движется. Но если тот исчезнет из поля зрения, то кроха сразу забывает про него. Если снова показать ему исчезнувший предмет, то малыш его узнает.

Зрение малыша становится восприимчивее к цвету. Ребенку сначала нравятся желтый и красный цвета, затем – зеленый и синий. Яркие и чистые оттенки воспринимаются ребенком лучше, чем полутона или многоцветные сочетания. Поэтому важно не переборщить с яркими игрушками. Лучше покупать те, которые содержат не более 3 — 4 цветов. Перенасыщенные цветами игрушки будут быстрее утомлять малыша.

Слух для ребенка становится важным проводником в окружающий мир. Малыш уже поворачивает головку в ту сторону, откуда слышны звуки. Он отличает голос матери от голоса отца или других родственников. Понимает, что слышит голос знакомого или незнакомого человека. Малыш прислушивается, когда играет музыка, покачивает головкой в такт, может предпочитать какую-то мелодию или песенку. Высокие тона неприятны ребенку, а низкие и ритмичные действуют успокаивающе. Но пока кроха различает только несколько целых тонов. Поэтому в четыре месяца ребенку лучше включать произведения в исполнении одного инструмента. Лучше, если мелодия будет ритмичной, под которую можно хлопать перед малышом в ладоши или бить в бубен.

В период с 4 до 6 месяцев очень важно разговаривать с крохой, комментировать все, что вы видите дома и на проулке, читать и рассказывать ему сказки, показывать картинки со словами (карточки Домана) – это все залог того, что ребенок раньше начнет говорить. Полезно развивать у ребенка способность к речевому подражанию. Повторяйте за ребенком звуки, которые он лепечет. Через некоторое время ребенок начнет тоже повторять за вами.

Все, что умеет малыш в 4 месяца из вышеперечисленного может появиться чуть раньше или чуть позже, но есть навыки, отсутствие которых в этот период развития должно насторожить:

  • Ребенок не захватывает и не держит предметы в руке.
  • Не переворачивается на животик со спины (как научить переворачиваться).
  • Лежа на животике не приподнимается на ручках.
  • При подтягивании ребенка за ручки, когда он лежит на спине, голова отклоняется назад.
  • Не опирается на пальцы ног при поддерживании в вертикальном положении.
  • Не реагирует на других людей, не проявляет эмоций: не улыбается, не сердится, не смеется, не удивляется. Не радуется, если играют с ним.

На ГВ

Если малыш находится на грудном вскармливании, то предпочтительнее продолжать кормить его по требованию. Не стоит подсчитывать количество кормлений и переживать о том, сколько ест ребенок, если у него нормальная прибавка в весе, а у мамы достаточно молока.

Мнения педиатров все больше сводятся к тому, что до 6 месяцев прикорм вводить не нужно, так как грудное молоко и современные молочные смеси полностью удовлетворяют потребности крохи во всех витаминах и микроэлементах. Некоторые врачи по старинке дают советы мамам вводить с 4-х месяцев соки и фруктовые пюре, которые якобы компенсируют недостаток некоторых витаминов у малыша. Как уже было выше сказано, ребенок получает все необходимое с грудным молоком и смесью, а от соков увеличивается риск возникновения аллергии, а также повышается кислотность желудочного сока, что приводит к частому срыгиванию.

Что касается пюре из фруктов, то их лучше вводить только после овощных: во-первых, потому что после сладкой пищи многие дети отказываются есть овощную безвкусную смесь, а во-вторых, в овощных пюре (цветная капуста, кабачок) содержится больше клетчатки, что предпочтительнее для первого прикорма.

При искусственном вскармливании допускается введение сока с 4 месяцев. Начинать давать его нужно с нескольких капель, до 20 – 30 г в день, разводя с кипяченой водой 1:1. (О первых соках)

Кормление смесью также можно осуществлять по требованию, должно получаться примерно 6 – 7 кормлений в сутки, а объем смеси составлять 1/7 от веса ребенка, то есть до 1 литра в сутки, примерно 150 – 160 мл за кормление.

Сколько спит ребенок 4 месяцев: потребность во сне у детей 4 месяцев составляет 15 часов в сутки, ночью – 10 часов, а остальное время – это 3 дневных сна. Некоторые малыши уже могут проспать всю ночь, но чаще всего пока приходится просыпаться 2 – 3 раза для кормления.

Лучшее для укладывания на ночь время – это 19 – 21 часов, позже ребенок в этом возрасте будет уже слишком утомлен. Постепенно нужно установить и режим дневного сна, если малыш будет засыпать в определенные часы, то не переутомится и будет готов к ночному сну.

Развитие ребенка в 4 месяца особенно зависит от тесного контакта с матерью. Поскольку конкретных игр для малышей в этом возрасте еще нет, то самым главным для них является постоянное общение, знакомство с окружающим миром. По возможности, носите кроху всюду с собой на руках, в переноске, слинге или на коляске. Не используйте пока «кенгурушку», позвоночник малыша до 6 месяцев не готов пока к такому способу передвижения.

Вступайте с ребенком в диалог. Пусть вы пока не понимаете, что малыш «говорит», важно чтобы ребенок чувствовал, что вы его слушаете, разговариваете с ним. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете дома, показывайте предметы, объясняйте, для чего они нужны в действии. Называйте цвета вещей, которые вы показываете ребенку. Для «хватательных» игр используйте не только игрушки, а различные безопасные предметы, которые можно потрогать, помять, понюхать и кинуть.

Кроха наверняка уже усвоил все игрушки, купленные при рождении и самое время их обновить. Теперь ему интересны не только погремушки. Ребенку в четыре месяца понравятся резиновые пищалки, небольшие куклы, музыкальные игрушки с кнопками, мягкие игрушки с шариковым наполнителем. Для развития тактильных ощущений и мелкой моторики хорошо подходят развивающие коврики, которые можно сделать самим из разноцветных лоскутков разной текстуры (бархат, шелк, вельвет, шерсть).

Проводите игровые занятия с ребенком:

1. Игра в «Ку-ку!»: вы закрываете глаза или прячетесь за спинкой кроватки, а потом выглядываете, говоря «ку – ку, а вот и я!».

2. «Ладушки»: усадите малыша на колени, возьмите его ручки и покажите, как хлопать в ладошки, приговаривая: Ладушки – ладушки, Где были? У бабушки.

Игра способствует более быстрому раскрытию ладошки, что активирует развитие головного мозга и мелкую моторику.

«Идет коза рогатая за малыми ребятами,

Кто каши не есть, молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает…!»

Это игра испуга понарошку очень нравится малышам, потому что вызывает не страх, а смех.

Игра, стимулирующая работу желудочно – кишечного тракта. В центр ладони проецируются точки, отвечающие за тонкую кишку, отсюда начинайте круговые движения по часовой стрелке, приговаривая: «Сорока – ворона кашу варила, деток кормила.» На слове «кормила» нужно остановиться между безымянным и средним пальчиками – это проекция прямой кишки. Затем, аккуратно сжимая кончики пальцев поочередно, начиная с мизинца, продолжайте приговаривать: «Этому дала, этому дала…». Каждому пальчику соответствует определенный орган: мизинцу – сердце, безымянному – нервная система, среднему – печень, указательному – желудок. Большой палец отвечает за головной мозг, поэтому его нужно как следует помять, приговаривая: «А этому не дала!»

Продолжайте делать ребенку массаж и закаливание. Проводите занятия гимнастикой, помогающие освоить малышу переворачивание на живот и другие навыки.

Календарь развития ребенка по месяцам (выбери месяц)

Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html >>>

Это нормальное явление для детей 3-4-го месяца жизни, находящихся на исключительно грудном вскармливании если стул по-прежнему мягкий, ребенок не нуждается в клизмах и слабительных.

Здравствуйте! А мой в свои 4 мес. весит 9 кг и рост 70см. И как ему переворачиваться? А родился с весом 4 700. Поэтому у нас норма в весе. Правда в ванне как дельфин плавает такие кульбиты))) вытворяет, а на суше ну не как?

Очень интересно было почитать. Спасибо!

Много чего для себя новенького взяла.

Будем и дальше следить за статьей.

Наши паблики в соц сетях. Подпишись:

Развитие ребенка в 4 месяца

Краткое содержание статьи

На четвертом месяце жизни младенца происходят важные изменения в его социальном, психологическом и эмоциональном развитии. В этот период ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, осознанно изучает игрушки и предметы, начинает проявлять активный интерес к происходящим вокруг событиям. Изменения происходят и в физическом развитии – пропорции тела ребенка постепенно приближаются к пропорциональным параметрам взрослого человека.

Для оценки уровня развития младенца, которому уже исполнилось 4 месяца, большое значение имеют особенности зрительного восприятия и формирования речевых навыков. Даже если ребенок немного отстает от своих сверстников, это легко можно скорректировать при помощи специальных занятий и развивающих игр. Бывает и так, что несоответствие навыков младенца существующим стандартам является первым признаком серьезных неврологических расстройств и других тяжелых патологий, поэтому родители должны знать особенности развития ребенка в 4 месяца.

В течение первого года жизни младенец должен проходить ежемесячный плановый осмотр у участкового педиатра. На каждом приема малыша обязательно взвешивают, измеряют его рост, окружность головы и грудной клетки. Это важнейшие антропометрические показатели, позволяющие оценить состояние здоровья ребенка и правильность его развития.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Например, несоответствие размеров грудной клетки возрастным нормам может свидетельствовать о нехватке витамина D3 и быть признаком рахита – прогрессирующего нарушения обменных процессов, вызывающего дистрофию костной ткани и патологии нервной системы. Слишком большая окружность головы в некоторых случаях может быть клиническим проявлением гидроцефалии – опасного заболевания, при котором происходит скопление цереброспинальной жидкости в желудочках головного мозга. Для своевременной диагностики этих заболеваний необходимо контролировать изменения в данных параметрах и вовремя обращаться за медицинской помощью.

Не менее важно регулярно измерять рост и вес ребенка – это поможет вовремя заподозрить патологии эндокринной системы (например, нарушение синтеза инсулина и гормонов надпочечников). Вес ребенка в 4 месяца может колебаться от 6 до 7 кг. Средняя прибавка в этот период составляет около 700-750 г, так как двигательная активность младенца еще находится на низком уровне. Средний рост четырехмесячного ребенка – 64 см. Некоторые дети в этом возрасте вырастают до 68 см – это также считается вариантом нормы, если в анализах крови и мочи не выявлено никаких отклонений.

На вес и рост ребенка в 4 месяца могут влиять следующие факторы:

  • тип вскармливания (дети, получающие в качестве питания молочные смеси, набирают вес немного быстрее);
  • наследственность;
  • масса тела при рождении;
  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • количество и продолжительность прогулок.

Важно! Если показатели физического развития намного отличаются от нормальных значений, ребенок нуждается в комплексном обследовании, так как этом может быть признаком неврологических, эндокринных расстройств, а также заболеваний сердца и сосудистой системы.

В этот возрастной период активно развивается мышечная система ребенка, помогая младенцу осознать свое тело, изучить его и подготовить к выполнению основной задачи первого года жизни — умению ходить.

Мышцы ребенка в 4-5 месяцев уже достаточно крепкие, чтобы он мог выполнять многие действия:

  • осознанное хватание предметов (не путать с рефлекторными действиями) и перекладывание их из руки в руку;
  • удерживание головы в положении лежа на животе и поднимание верхней части туловища с опорой на ладошки ;
  • переворачивание со спины на живот и обратно;
  • приподнимание плечевого корпуса и головы в положении лежа на спине (первые попытки сесть);
  • хватание за перекладину или руку взрослого лежа на спине с попытками подтягивания;
  • способность придерживать ручками грудь матери или бутылочку при кормлении;
  • приподнимание ягодиц и отталкивание ножками в положении лежа на животе (задатки ползания).

После того, как малыш освоит все перечисленные навыки, его лучше спускать на пол, ограничив пространство для передвижения при помощи подушек или специальных напольных манежей. Это положительно сказывается на физическом и интеллектуальном развитии ребенка и позволяет изучать окружающий мир с нового ракурса.

Важно! Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка, если он сам не предпринимает попыток сесть и не может самостоятельно удерживать спину. Слишком ранние попытки посадить кроху могут стать причиной заболеваний позвоночника (остеохондроза, сколиоза). У девочек подобная практика может привести к нарушению функционирования репродуктивных органов и загибу матки.

На четвертом месяце жизни в организме ребенка происходят важнейшие физиологические изменения, затрагивающие почти все органы и системы и определяющие степень его здоровья и развития в будущем.

Психическое и эмоциональное развитие

Действия ребенка становятся более упорными и целенаправленными, характер уравновешивается, постепенно сходит на нет возможность возникновения неожиданного плача безо всяких очевидных причин. В этом возрасте ребенку интересно быть одному, изучать свое тело, поэтому некоторые дети могут посвящать занятиям без участия взрослых до 30 минут

Важно! Признаком здорового социального и эмоционального развития является разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Когда ребенок видит незнакомого человека, он проявляется беспокойство, начинает кричать и плакать, пытается отвернуться в другую сторону. В присутствии мамы или других близких людей ребенок улыбается, активно гулит и проявляет признаки заинтересованности в общении.

«Певучесть» у младенцев 4-5 месяцев является признаком здорового эмоционального развития и социальной адаптации. В этот период важно больше разговаривать с ребенком, играть в игры, при этом объясняя все действия и называя окружающие предметы. Положительно влияет на эмоциональное и речевое развитие чтение сказок и пение спокойных песен, например, колыбельных. Даже если мама не занимается с ребенком, но в это время находится с ним в одном помещении, следует чаще общаться с младенцем, чтобы улучшить психоэмоциональное восприятие, которое во многом определяет характер и личностные качества ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяца

  1. Подвесные игрушки. Это могут быть мобили, игрушки, закрепленные на перекладине или просто предметы разного размера, формы, цвета, фактуры, издающие звуки, подвешенные на прищепках на веревочке или резинке поперек кроватки. Со временем старые, надоевшие игрушки заменяют новыми, а старые прячут и через некоторое время используют вновь.
  2. Погремушки. В возрасте четырех месяцев ребенку будут интересны легкие погремушки. Желательно, чтобы они были разные. Также как и подвесные игрушки они за счет тактильных ощущений, звука, цвета способствуют развитию ребенка. Лучше всего, если это будут пластмассовые или деревянные погремушки, которые легко мыть. Ребенок непременно попробует игрушку на вкус. Рот в этом возрасте — это важнейший орган познания окружающего мира, поэтому препятствовать тянуть все подряд в рот, значит сдерживать нормальное развитие ребенка. Основная забота мамы — это обеспечить чистоту всех предметов, которые находятся в доступной близости от малыша.
  3. Прятки. Бурю восторга наверняка вызовет игра с ребенком в прятки. Играть можно, используя разные варианты: прятаться за пеленкой или закрывать глаза руками, а потом вновь «находиться» с возгласом «ку-ку». Крохе будет интересно понаблюдать и за мягкой игрушкой, которая то прячется, то опять возвращается. В конце игры дайте потрогать ее руками.
  4. Сорока-белобока. Вспомните эту игру из вашего детства и она также как и вам когда-то понравится вашему малышу. Также не забывайте о пальчиковых играх, приговаривая при этом забавные потешки.
  5. Подтягивание. Четырехмесячный малыш вполне может подтянуться, зацепившись за опору, а если это у него плохо получается, потренируйте его. Дайте зацепиться ручками за большие пальцы, а указательными зафиксируйте ладошки и слегка потяните. Ребенок непременно попытается подтянуться. Такое упражнение помогает развить мышцы и постепенно ребенок сможет уже почти сидеть. Вместе с тем, оставлять его в сидячем положении еще нежелательно, поэтому необходимо вернуть кроху в положение лежа.
  6. Прыжки. Поскольку мышцы шеи и спины ребенка уже достаточно окрепли, то можно попробовать, поддерживая ребенка под мышки, поучить ребенка прыгать. Сидя приподнимите малыша над коленями и опустите на ножки, но так, чтобы он не успел полностью перенести на них весь свой вес. В этот момент опять приподнимите ребенка. Обязательно общайтесь при этом с крохой. приговаривая какой-нибудь ритмичный стишок, улыбайтесь, чтобы малыш не испугался.
  7. Разговорчики. Постарайтесь поговорить с ребенком в форме диалога. Скажите ему что-нибудь, а потом выдержите паузу и вы наверняка услышите ответ. Больше разговаривайте, описывая и рассказывая окружающие предметы. Общаясь, не забывайте выражать свои эмоции, чтобы ваше лицо было хорошо видно малышу. Конечно же смысл слов он не поймет, но ваши эмоции все ему скажут.

Большое значение в правильном развитии для младенца 4-5 месяцев имеют игрушки. Педиатры советуют приобретать для ребенка такого возраста следующие игрушки:

  • яркие погремушки, колокольчики и другие игрушки для привлечения внимания и стимулирования навыков ползания;
  • тканевые игрушки и лоскутки для развития тактильного восприятия;
  • тканевые мешочки, заполненные различными крупами для развития тактильных ощущений;
  • тряпичные браслеты и игрушки с подвесками для развития мелкой моторики.

Все игрушки должны быть яркими и выполненными из безопасных материалов. Преимущество следует отдавать изделиям, окрашенным в природные цвета: желтый, зеленый, красный, синий или оранжевый.

Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

  1. Массаж и гимнастика. Основой физического развития ребенка в этот период является массаж и специальная гимнастика для младенцев. Упражнения лучше всего выполнять в первой половине дня, когда ребенок проявляется максимальную активность, а массаж дает максимальный лечебный эффект после вечернего купания перед подготовкой ко сну. Для массажа можно купить специальное детское масло с экстрактом лаванды – оно отлично смягчает кожу и обладает успокаивающим действием, помогая настроиться на сон.
  2. Купание. Купать кроху в этот период рекомендуется каждый день, так как потовые железы работают активно, и выделяющийся пот может вызывать раздражение чувствительной кожи. Для купания можно использовать отвары лекарственных трав, морскую соль или хвойные экстракты, но перед их применением необходимо проконсультироваться со специалистом. Например, хвойный экстракт (концентрат) не подходит для гиперактивных младенцев и детей с повышенной возбудимостью.
  3. Прогулки. Прогулки должны быть регулярными и продолжительными. Общая длительность прогулок в теплую погоду должна составлять 3-4 часа. В холодное время года пребывание на улице необходимо ограничить до 2 часов, но совсем отказывать от прогулок нельзя, так как они укрепляют иммунитет и способствуют лучшей адаптации к разным погодным условиям. Если позволяют погодные условия, лучше брать ребенка на руки, чтобы он мог изучать окружающий мир, цвета, формы.

Развитие ребенка в 4 месяца редко по всем параметрам соответствует идеальным значениям, но это не должно быть поводом для беспокойства, если врач не видит нарушений в функционировании важнейших систем детского организма. Если будут выявлены серьезные отклонения в антропометрических и других показателях, ребенку будет назначено профильное обследование.

  • Топ
  • Похожее
  • Говорят

Что можно кушать ребенку в 10 месяцев – рацион питания и примерное меню на каждый день недели с рецептами

Материнский капитал (мат капитал) в 2018 году — размер и последние изменения

Какие ежемесячные и единовременные пособия на второго ребенка в 2018 году положены при его рождении

Единовременная выплата по рождению ребёнка — размер и сроки получения пособия в 2018 году

Мы спасались Нутрилаком безлактозным.… Читать дальше.

Источники:
Ребенок в 4 месяца (календарь развития)
Четвертый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Развитие ребенка в 4 месяца особенно зависит от
http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/mesyats-1-12/rebenok-v-4-mesyatsa-kalendar-razvitiya.html
Развитие ребенка в 4 месяца
Четырехмесячные дети активно развиваются и многое уже умеют. Четыре месяца жизни это время активного роста и набора веса, а также занятий и игр с малышом.
http://topotushky.ru/razvitie-rebenka/razvitie-rebenka-v-4-mesyaca.html

COMMENTS