Развитие произвольного внимания

Развитие произвольного внимания

Результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.

Как часто наши дети похожи на рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе.

Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить.

В старших классах ему становиться ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна. [21]

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение различных наглядных пособий — иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей. Занятия с младшими школьниками должны быть интересными, занимательными, эмоционально насыщенными. Однако надо помнить, что младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого тормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал.

Как показывают исследования советских психологов (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева и др.), развитие произвольного внимания в первые годы обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у учащихся умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед учениками ставят взрослые (родители, учителя), и, если это необходимо, взрослые оказывают помощь детям в её достижении.

Высшей ступенью произвольного внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Развитие произвольного внимания идёт у детей в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, к целям, которые ставит сам ученик, контролирующий их выполнение. Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребёнка. [13]

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности. [9]

Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие слабости тормозного процесса. Это надо учитывать при организации урока, делать небольшие перерывы в работе. Учащиеся 3 и 4 классов могут сохранять внимание непрерывно в течение всего урока. Короткие паузы, видимо, полезны, но устраивать перерывы в работе нет необходимости. Важно другое — периодически менять виды работы школьников, тогда и большого утомления не наступит. Разнообразие заданий стимулирует устойчивость внимания.

Внимание учащихся зависит и от темпа учебной работы. Интересное исследование М.Н.Шардакова показало, что слишком быстрый или медленный темп работы одинаково неблагоприятен для устойчивости и концентрированности внимания. Наиболее оптимален средний темп работы, который тем ниже, чем младше школьники. [15]

К.Д.Ушинский выделял несколько средств, как обратить внимание ученика на желаемый объект.

1. Усиление впечатления. Усилить впечатление мы можем прямо, например, возвышая голос; подчёркивая слова, рисуя большую карту с яркими красками и т.п.; не прямо, удаляя впечатления, которые могли бы рассеивать внимание: тишина в классе, отсутствие в нём предметов, развлекающих внимание ученика.

3. Меры против рассеянности. Кроме рассеянности частной, когда тот или иной из учащихся отвлекается от учения следами своих собственных мыслей или какими-нибудь посторонними впечатлениями (например, шёпот), бывает ещё общая рассеянность класса, сонливое его состояние, общее понижение уровня психофизической жизни, по выражению Фехнера, состояние, предшествующее засыпанию. Причины такого состояния бывают и физические и нравственные.

Причины физические: слишком жаркая комната; слишком малое количество кислорода в воздухе, что часто бывает в тесных и редко проветриваемых классах; далее — неподвижность тела, переполнение желудков, сильная усталость вообще.

Внимание самого наставника к своему делу — это главное радикальное средство против общей сонливости класса: но есть ещё паллиативные меры, к которым обыкновенно прибегают, а именно: классное пение; песня, пролетая посреди урока, оживляет класс, будит его энергию; телесное движение, небольшая классная гимнастика, особенно для небольших детей, и т.п. Потрясение внимания — мера, которая не даст уснуть человеку, как потрясение рукой.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечал ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно.

Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объём внимания — это такая характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объёма внимания человека — 5 — 7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляются большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объём внимания. Поскольку экспериментальное определение объёма внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

Для тестирования внимания по данным показателям используются следующие методики:

· Анализ успеваемости (по основным предметам);

· Тест «Переплетенные линии» модификация теста Риссу;

· Тест «Распределение и переключение внимания» (Тестирование детей. Автор-составитель В.Богомолов);

· Методика «Домик» (А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей.)

· Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера);

· Методика «Красно-черная таблица» (А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей);

· Методика «Корректурная проба» Бурдона — буквенный вариант (А.Ф.Ануфриева, С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей).

· Методика П.Я.Гальперина и С.Л.Кабылицкой.

Развитие произвольного внимания

Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребёнка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка, которая приобретает планирующую функцию. Развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Осознанная цель действия – главное условие для возникновения произвольного внимания. Для воспитания внимания в дошкольном возрасте необходимо правильно организовывать восприятие материала. Заниматься этим нужно систематически, планомерно. Воспитание в ребёнке с ранних лет критического отношения к своей работе помогает воспитанию его внимания. Этой же цели служат поощрение, похвала, тот или иной стимул в работе.

Детский рисунок. Устинова Ирина. «Рыбы»

Важным моментом в произвольном внимании является усилие, которое зависит от воли человека. Чтобы воспитать способность к такому усилию необходимо укреплять волю. Немалую роль в деле воспитания внимания играет требовательность педагога. Известно, что у более строгих и требовательных педагогов, дети всегда более внимательные и дисциплинированные на занятии. Но строгость, вызывающая страх ребёнка может привести к обратным результатам.

Дети 5-7 лет учатся произвольно направлять свое внимание на те объекты, которые требуют от ребёнка сосредоточения. Требования воспитателя точно и равномерно заштриховать контур предмета или точно по сигналу переходить на музыкальных занятиях с бега на прыжки, а затем на медленный шаг тренируют волевое внимание детей. Оно непосредственно связано с овладением речью, так как только в словах может быть выражена цель деятельности.

Умение подчинять свое внимание требованиям воспитателя, а затем и понимание необходимости этого представляют собой начальную форму управления ребенком своей психической деятельностью. Этому способствуют разнообразные организованные занятия, проводимые с детьми в средних, старших и подготовительных группах детского сада. Необходимость работать в едином темпе и подчиняться общим требованиям даже тогда, когда занятие не очень интересно, тренирует волевое внимание детей. Если воспитатель длительное время ориентируется только на интерес детей (особенно в подготовительной группе), они оказываются плохо подготовленными к школе, так как не умеют сосредоточиваться на тех занятиях, на тех видах работы, которые необходимы, но не вызывают интереса: написание элементов букв, умение слушать ответы товарищей и т. п.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для ор­ганизации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, ряд педагогов, рекомендуют целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием детей и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учёбы.

Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы. Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

Ребёнку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля.

Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом многие психологи видят основное содержание внимания: становление умственного действия контроля можно обеспечить при самостоятельной работе детей с программированным учебным материалом.

Родители и дети

Прорезывание зубов – один из важнейших этапов развития челюстно-лицевой области, одновременно являющийся основным показателем здоровья ребёнка. При появлении у малыша первых зубов оцениваются как сроки, так и парность их прорезывания.

Известно, что с рождения до трёх лет для малышей характерен быстрый рост. Затем прибавляется лишь по 4-8 см в год, но в какой-то момент чадо вновь демонстрирует значительное изменение в размерах. Если это произошло, значит, ваш ребёнок вступил в подростковый возраст.

Грустное настроение, апатия, слезливость, безразличность, малоподвижность, но вместе с тем и вспышки раздражения, чрезмерная акцентация на мелочах, неожиданно экспрессивные обвинения мужа и родных, близких и друзей в совершенно не стоящих того проступках — всё это возможные проявления развивающейся послеродовой депрессии. Если указанные неровности в настроении происходят резко и бурно, если сопровождаются пищевыми расстройствами, и если мама перестаёт заботиться о малыше — есть все основания задуматься о помощи психолога и коррекции состояния послеродовой депрессии.

Плавание — замечательный способ закаливания и укрепления иммунитета. Многие мамы волнуются, что ребёнок выйдет из бассейна с мокрой головой и простудится. Но при разумном отношении к одежде и постоянных занятиях дети меньше болеют, лучше учатся и активнее развиваются. Связано это с физической активностью, которой не хватает нынешним школьникам. Плавание задействует все группы мышц, движения в воде способствуют снятию мышечных спазмов и мягкому растяжению зажатых связок. Занятия в воде способствуют развитию гибкости и ловкости, координации движений, и в то же время гармонизирует психоэмоциональную сферу, помогает успокоится и снять усталость.

Периодическое безделье, ленивое валяние на кровати, расслабленное ничегонеделание — нужны каждому ребенку. И под бездельем я имею в виду именно безделье — не просмотр телепередачи или фильма, не чтение книги, не болтовню по телефону, не компьютерную игру. Безделье — это отсутствие того, на чем сконцентрируются органы чувств, чем будет извне загружен мозг. А свобода мышления детского разума — важная потребность для его гармоничного развития. Именно в период исключения из мыслей напряженных потоков, связанных с давлением необходимостей, происходит свободное и отвлеченное познание мира и себя в нем.

Многие люди охотно пьют утром чай, чаще всего черный байховый, а когда возникает недомогание — мятный или настой ромашки. Однако всем и особенно детям намного полезнее пить по утрам настой из лекарственных трав или сушеных плодов, чем какой-нибудь кофейный напиток или быстрорастворимое какао. Лечебный настой обладает многими полезными свойствами, содержит ценные витамины, активизирует деятельность кишечника, способствует выведению токсинов и отходов жизнедеятельности через почки, не дает нагрузки на сердце. Воспользуйтесь нашими рецептами и употребляйте ежедневно лечебные настои.

Детские болезни — это определенные этапы развития, которые ребенок должен успешно преодолеть. Дайте своему ребенку возможность и время, необходимое для развития болезни и ее преодоления. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он заболел. Помогите малышу в его усилиях с помощью болезни вновь обрести состояние здоровья: от состояния зыбкости, неустойчивости вновь достигнуть равновесия на более высоком уровне. Подкрепляйте медикаментозное лечение природными средствами, при помощи которых можно надолго устранить причины болезни благодаря изменению образа жизни, а также активизации самоисцеляющих сил организма.

Рациональное сбалансированное питание является краеугольным камнем нашего здоровья, ибо то, что и как мы едим, оказывает влияние на все функции и органы нашего тела. Правильное питание укрепляет защитные силы нашего организма, благодаря чему стабилизируется наша иммунная система, защищающая нас от многих болезней и помогающая быстро поправляться.

Натуропатия или лечение природными средствами – процесс длительный, требующий терпения и готовности взять ответственность на себя. Ответственность эта подчас трактуется весьма своеобразно, превращаясь в своего рода противоположность. При этом натуропатия вовсе не отрицает достижений современной медицины, она лишь постулирует отказ от чрезмерных вмешательств в тех случаях, когда организм может и должен справляться с инфекциями и болезнями сам. Точно также и классическая медицина не только не отрицает значимость лечения природными средствами, но и рекомендует использовать разумные рецепты для облегчения состояния больного и активации его имунной системы.

Занятия начинаются с дыхательных упражнений. Они тренируют все виды дыхания, которые используются во время родовой деятельности, частично для легкого расслабления, частично для того, чтобы легче тужиться в период изгнания плода. В конце каждого занятия проводятся упражнения на расслабление. Тело считается расслабленным, если не напряжен ни один мускул.

Женщине на сносях не следует при первых же болях в животе отправляться в родильный дом. Несильные схватки можно ощущать еще за четыре недели до родов. Сначала почти невозможно отличить эти предварительные схватки от истинных. Предварительные схватки появляются не систематически, а время от времени. Родовые же схватки происходят в некотором определенном ритме.

Для ребенка преждевременное появление на свет — огромный риск. По международным нормам преждевременно родившимся считается ребенок, который при рождении весит только 2500 г или еще меньше. Это явление далеко не редкое, на 100 родов в среднем приходится 7 преждевременных.

Насколько ценен труд родителей, и сколько людей замечают это? Сколько необходимо приложить стараний, чтобы воспитать достойное подрастающее поколение? Немногие задаются этими вопросами, просто рожают детей и воспитывают.

Кому-то воспитание детей даётся немного легче, другим – труднее. Но практически все родители в процессе роста каждого своего ребёнка приносят в жертву свои пот, кровь и слёзы в буквальном и переносном значении. Рассмотрим эти потери (пот, кровь и слёзы) поочерёдно.

Но, несмотря на все эти, казалось бы, неприятные моменты, во всех странах мира рождаются и рождаются дети. Не бывает так, чтобы жили только взрослые. Родители всё также продолжают брать на себя ответственность и заботятся о подрастающем поколении.

Каждый разумный родитель осознаёт, что дети – это не только неприятности, волнение и заботы. В большем процентном соотношении – это радость и счастье. Вспомните, что даже сразу после родов, забыв про тяжелейшие испытания при чуде рождения, мамочки улыбаются и желают сразу же передать новорождённому малышу весь свой позитив, накопленный за все девять месяцев. Готовы поделиться знаниями и умениями. А радость и счастье при этом усиливается по многим причинам.

Так в чём заключается труд родителей? Родители заботятся о физических, эмоциональных и духовных потребностях своих детей. Физические потребности – это пропитание, покупка одежды и обуви, предоставление жилья и оплата коммунальных услуг. На добывание хотя бы только этих составляющих уходит множество материальных средств. Для этого родители много и тяжело трудятся. Пища должна быть полезной и вкусной, надо заставлять малышей питаться правильно и прививать детям изысканный вкус к пище, одежде.

Для какой цели воспитывают детей, ведь не только для того, чтобы кто-то в старости подал кружку воды или убрал за нами, или перевёл старушку через дорогу? Хотя и о помощи в старости родители тоже задумываются и переживают, но главное, чтобы самим детям жилось хорошо: и материально, и морально. И желательно гораздо лучше, чем родителям.

Источники:
Развитие произвольного внимания
Результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников. Успехи нашего ребенка в учебе и других видах
http://studbooks.net/734371/psihologiya/usloviya_metody_razvitiya_proizvolnogo_vnimaniya
Развитие произвольного внимания
Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребёнка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется
http://family-tale.ru/razvitie-vnimaniya/razvitie-proizvolnogo-vnimaniya/
Родители и дети
Прорезывание зубов – один из важнейших этапов развития челюстно-лицевой области, одновременно являющийся основным показателем здоровья ребёнка. При появлении у малыша первых зубов оцениваются как
http://family-tale.ru/

COMMENTS