Развитие памяти в онтогенезе

Развитие памяти в онтогенезе

Работа выполнена студенткой III курса

Группы КЛП-1,2 — СП Солнцевой А.Н.

«Психофизиология развития памяти в онтогенезе (до 7 лет)».

Память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. («Возрастная физиология и психофизиология», В. Н. Осипова).

(Т.В. Алейникова, «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»)

Пространственная организация памяти связана со многими структурами головного мозга.

Прежде всего — это медиальная часть височной доли, гиппокамп и миндалевидный комплекс.

Многие авторы считают, что височные доли мозга играют преимущественную роль в процессах, обусловливающих память.

Одним из первых доказательств этому были опыты канадского нейрохирурга У.Г. Пенфилда. Опыты проводились на операционном столе по окончании нейрохирургической операции (под местным обезболиванием). Прежде, чем закрыть трепанационное отверстие в черепе, Пенфилд производил раздражение различных участков мозга слабым электрическим током. При раздражении коры височных отделов мозга у больных возникали воспоминания. Интересно то, что таким путем удавалось вызвать у больного воспоминания, которых он не мог вызвать произвольно, причем в них присутствовало огромное число, казалось бы, совершенно забытых деталей.

Роль миндалевидного комплекса

Миндалевидный комплекс является важнейшей структурой эмоциогенной системы, регулирующей память. И он участвует в первичной оценке поступающей в мозг информации и в осуществлении эмоциональной реакции. В результате, в миндалевидном комплексе формируется энграмма на эмоциогенное событие.

Существуют сведения о том, что выключение миндалевидного комплекса затрудняет воспроизведение следов памяти. А также, что стимуляция миндалин может нарушать краткосрочную память и процесс перехода краткосрочной памяти в долгосрочную. (Ильюченко).

Функция гиппокампа в процессах памяти связана с кратковременной памятью. Люди с мозговыми нарушениями, локализованными в области гиппокампа, не могут хранить в памяти то, о чем узнали совсем недавно, однако память на давние прошлые события у них обычно бывает сохранной. (Милнер, Пенфилд).

Есть также сведения о том, что активность гиппокампа соотносится с переводом информации с кратковременной в долговременную намять.

Развитие памяти в онтогенезе

Если рассматривать возрастные аспекты развития памяти, то уже в период новорожденности (к концу первого месяца жизни) появляются первые, наиболее простые и жизненно важные условные рефлексы: на позу кормления проявляется сосательный рефлекс, на появление в поле зрения матери – эмоциональный “комплекс оживления”.

Образование условных рефлексов свидетельствуют о развитии механизмов памяти, и оно продолжается в период младенчества, когда четко проявляется узнавание знакомых предметов и знакомых лиц (в 3 – 4 месяца). К 8-10 месяцам ребенок в состоянии воспроизвести образ предмета, спрятанного на его глазах (т.е. найти этот предмет через 3-7 секунд после того, как его спрятали). К 8-месячному возрасту у ребенка созревает префронтальная кора, ответственная за хранение и актуализацию оперативной (рабочей) памяти, позволяющей воспроизводить место положения (запрятывания) объекта.

В годовалом возрасте появляются первые подражательные речевые реакции при запоминании ребенком первых слов (и понимании 10-20 слов, произносимых взрослыми). Далее, благодаря развитию памяти и мышления речевой запас наращивается.

Также в раннем возрасте (1-3 года) память становится одной из доминирующей функцией и очень быстро развивается, но при этом она имеет свои специфические особенности. В этом возрасте память непроизвольна. Для запоминания играет роль эмоциональность материала, его звучность, красочность и осмысленность и тому подобное.

В дошкольном возрасте (4-6 лет) начинает формироваться произвольная память, причем наилучшим образом в этот период она реализуется в игре. По-настоящему произвольная (сознательная, целенаправленная) память развивается в последующие возрастные периоды. Поскольку память в дошкольном периоде, развиваясь, включается в формирование личности, то ранние дошкольные годы (обычно с 3-4-х лет) оказываются годами первых детских воспоминаний.

Дальнейшее развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности.

При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту) младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше.

В подростковом возрасте (11 — 15 лет), совпадающем с пубертатным кризисом, из-за нестабильности настроения, эмоциональной сферы, физиологического тонуса проявления памяти также становятся нестабильными. Это не значит, что память слабеет, напротив, она продолжает улучшаться, но из-за рассеянности внимания, что часто связано с психологическими проблемами пубертанта, может периодически страдать как запоминание, так и воспроизведение.

Старший школьный возраст, или ранняя юность (15 — 19 лет), характеризуется общей стабилизацией личности и в связи с этим стабилизацией памяти на фоне продолжающегося ее развития. В норме все процессы памяти (образной, эмоциональной, условнорефлекторной, словесно-логической) – и запоминание, и хранение, и воспроизведение — продолжают улучшаться до 20-25 лет, затем выходят на стабилизированное плато, оставаясь практически без изменений до 40-45 лет, и потом ухудшаются.

Этапы формирования энграмм.

Фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.

Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.

На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах височной доли, а также в гиппокампе и миндалевидном комплексе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации.

На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

Развитие памяти в онтогенезе

Исследование развития и формирования памяти в онтогенезе. Развитие характеристик в школьные годы. Образование простейших рефлексов. Прочность и длительность запоминания у четырёхлетнего-пятилетнего ребёнка. Правильная организация воспитательной работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Формирование памяти в онтогенезе

2. Развитие основных видов памяти

Список использованной литературы

Память — самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. память онтогенез рефлекс запоминание

Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем»настоящим». Тем не менее, настоящие — это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

Но психология, изучая память, должна выяснить, что специфично для памяти как психического явления. Она не может сводить психологическое понятие и в особенности память человека к общим свойствам органической материи. Но вместе с тем она не должна и отрывать память от общих свойств органической материи и особенно от специфических свойств той органической материи, которая составляет физиологический субстрат психических явлений памяти.

Цель работы — исследование развития памяти в онтогенезе.

1. Формирование памяти в онтогенезе

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Удлиняется и скрытый период. К концу второю года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года — то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад.

Прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к периоду четырех — пятилетнего возраста.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

В этом возрасте память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.

Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс — как, какими способами ученик это запомнил.

Одна из задач учителя в начальных классах — научить детей использовать определенные мнемонические приемы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части (обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений и воспроизводится.

Для того чтобы память действительно развивалась, необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.

2. Развитие основных видов памяти

Развитие памяти зависит от условий жизни ребёнка, от его воспитания и обучения. Под влиянием внешних воздействий в мозгу ребёнка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти.

Уже в середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простейших условных рефлексов. Так, двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели. Несколько позднее, к концу первого полугодия, у ребёнка появляется узнавание. Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребёнке, вызывает у него положительную реакцию. Младенец улыбается, всплескивает ручками, издаёт тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребёнка и определённым комплексом раздражителей.

Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребёнок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивает голову в сторону названного предмета. Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, а течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен. Годовалый ребёнок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К трём годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев.

Прочность и длительность запоминания у четырёхлетнего-пятилетнего ребёнка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.

Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером.

Часто вспоминаемый предмет представляется ребёнку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает. Часто какая-нибудь деталь, которая осталась бы не замеченной взрослым, ребёнком запоминается прочно и надолго.

Знаменитый русский ученый-математик Софья Ковалевская пишет в своих воспоминаниях: «. Стоит мне подумать о нашей детской, как тотчас же, по неизбежной ассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах — смесь ладана, деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи. Давно уже не приходилось мне слышать нигде этого своеобразного запаха. но года два тому назад, посетив одних моих деревенских знакомых, я зашла в их детскую, и на меня тотчас пахнул этот знакомый мне запах и вызвал целую вереницу давно забытых воспоминаний и ощущений».

Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлечённые положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.

Существовало неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической. В действительности осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника. Конечно, характер такого осмысления изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.

У старших дошкольников наряду с наглядными представлениями об отдельных вещах большую роль начинают играть общие представления о группе сходных предметов.

Когда малыша просят рассказать про тот или иной предмет, он вспоминает виденный им какой-нибудь конкретный случай. Например, трёхлетнего ребёнка спрашивают: «Ты помнишь, какая бывает кошка?» Он отвечает: «Чёрный Васька с Жучкой дерётся». В отличие от этого ответы старших детей носят более обобщённый характер. Например, шестилетняя Маня на подобный вопрос отвечает: «Они мышей ловят, живут в домах, любят молоко».

Здесь ребёнок основывается уже не на воспоминании об отдельной, конкретной кошке (чёрном Ваське), а на известном представлении о кошках вообще.

Таким образом, у дошкольника наряду с образной памятью начинает складываться память словесно-логическая. В этом обнаруживается развитие второй сигнальной системы в её взаимодействии с первой. Образование временной связи между словесными сигналами, обозначающими обобщённые группы сходных предметов и явлений, придаёт запоминанию словесно-логический характер.

В дошкольном возрасте особенно ярко выступает зависимость памяти от особенности деятельности ребёнка. Один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости от того, что они с ним делают.

Если, например, привести дошкольника в лабораторию и за ставить его запоминать отдельные слова, произносимые исследователем, то он запомнит незначительное их число. Но если дать ребёнку запомнить тот же материал в процессе игры или содержательного занятия, то он удержит в памяти гораздо большее число слов.

На более ранних ступенях развития, в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте, память носит непроизвольный характер.

Ребёнок запоминает то, что приобрело в его жизни, в его деятельности важное значение, что его заинтересовало, что вызвало у него сильное и яркое впечатление. При этом дети не ставят себе специальной цели запомнить что-либо. Предметы «запоминаются» как бы сами собой, в процессе игровой деятельности или участия в посильных видах труда. Попытки со стороны взрослого поставить перед маленьким ребёнком задачу запомнить что-нибудь не приводят ни к каким результатам либо даже отрицательно влияют на успешность запоминания.

Когда, например, малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки), не ставя перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает. Но если, дав ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его запомнил, ребёнок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце концов ничего не запоминает.

Память как особая целенаправленная деятельность — как произвольное запоминание и припоминание — у детей этого возраста ещё не сложилась.

В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и в организованных занятиях, ребёнок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. Возрастает роль слова, второй сигнальной системы в процессах памяти.

Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребёнка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности.

Если просто сказать ребёнку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребёнком принимается и он начинает активно стремиться к её разрешению.

На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребёнок не владеет приёмами запоминания, он ещё не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить.

Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребёнок научается сознательно пользоваться простейшими приёмами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребёнок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д. Мальчик пяти лет выслушивает поручение, даваемое ему воспитательницей, и говорит: «Вы мне ещё раз скажите, а то я забуду». Он уже знает, какую роль играют повторения, и стремится их использовать для лучшего запоминания.

В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Ребёнок не сам выдумывает себе задачу запоминания и не сам изобретает соответствующие приёмы. Дело начинается с того, что взрослый предлагает ребёнку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приёмы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д. Когда ребёнок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал.

Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой. Дальнейшее развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начинала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития.

Вместе с тем совершенствуются приёмы логического запоминания. Овладевая основами научных знаний, школьники в процессах запоминания и припоминания опираются уже не на внешние признаки предметов, а на более существенные их особенности, характеризующие внутреннее содержание запоминаемого материала.

Развитие памяти не заканчивается в период детства, оно может продолжаться и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности. Например, у лиц художественных профессий (художников, музыкантов) большое развитие получает образная память, в то время как у учёных-теоретиков интенсивно развивается память словесно-логическая. Усовершенствование памяти у юноши и взрослого человека в значительной мере зависит от того, как они работают над своей памятью, как они её развивают. Знакомясь с особенностями памяти и изучая её закономерности, человек получает возможность овладеть более совершенными способами запоминания и тем самым существенно повысить его эффективность.

Память — это очень сложный психический процесс, позволяющий человеку запоминать, воспроизводить, применять ту информацию, которую он смог усвоить. У каждого человека способности памяти сугубо индивидуальны, у кого — то она изначально лучше развита, а кто — то постоянно жалуется на слабое ее развитие.

Со временем память может истощать свои ресурсы ввиду различных обстоятельств. Существует множество способов и средств, с помощью которых можно улучшить ее, и главное, взяться за это вовремя.

Существовало неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической.

В действительности осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника. Конечно, характер такого осмысления изменяется в процессе развития дошкольника.

Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.

У старших дошкольников наряду с наглядными представлениями об отдельных вещах большую роль начинают играть общие представления о группе сходных предметов.

Таким образом, у дошкольника наряду с образной памятью начинает складываться память словесно-логическая.

В этом обнаруживается развитие второй сигнальной системы в её взаимодействии с первой.

Образование временной связи между словесными сигналами, обозначающими обобщённые группы сходных предметов и явлений, придаёт запоминанию словесно-логический характер.

Развитие памяти не заканчивается в период детства, оно может продолжаться и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности

Список использованной литературы

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Ростов н./Д.: Феникс, 2014. — 342с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2015. — 392с.

3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2013. — 688с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2015. — 720с.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н./Д.: Феникс, 2014. — 672с.

Развитие памяти в онтогенезе

Развитие памяти в онтогенезе — раздел Психология, Введение в психологию развития: учебное пособие Память Во Всех Ее Формах Очень Важна Для Любой Стадии Онтоген.

Память во всех ее формах очень важна для любой стадии онтогенеза, однако особо значимую роль играет она в начале жизни ребенка. О существовании первых форм памяти свидетельствуют исследования пренатального периода, которые показывают, например, что звуки из сериала, просмотренного будущими матерями, узнавались ребенком после рождения. Известны также отдельные воспоминания выдающихся людей прошлого (в частности, С. Дали), относящиеся к периоду существования внутри утробы. Актуализация подобных образов используется и в трансперсональной психотерапии С. Грофа, тем самым также подтверждая наличие первичной памяти у еще неродившегося младенца.

Сразу же после рождения у ребенка присутствует особый вид запоминания – импринтинг (запечатление), основанный на повышенном содержании в крови ребенка бета‑эндорфинов, что способствует высокой впечатлительности новорожденного. Именно поэтому считается полезным, чтобы первая встреча ребенка с родителями не откладывалась надолго [8, 9, 12, 14, 16].

На протяжении первого года жизни память ребенка пластична, но беспорядочна и непроизвольна. Раньше всего, уже на первом месяце, возникает память на движения. С середины первого года развитие моторной памяти усиливается, что связано с формированием хватания и подготовкой к освоению предметных действий. Начиная со второго года и до семи‑восьми лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая (посредством повторения трафаретных ответов), которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку таким образом самостоятельно использовать слова и выражения. Поэтому дети после года нередко очень раздражаются, если, рассказывая сказку, взрослый заменяет или переставляет слова.

Во втором полугодии ребенок предпочитает знакомую игрушку новой, т. е. узнает их; он также способен различать близких людей по голосам.

После года у ребенка формируются элементарные представления. На протяжении второго года увеличивается объем и скрытый период узнавания: если до года он способен узнавать близкого человека после двух‑трехнедельной разлуки, то после года – даже после двухмесячного перерыва.

После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа – сад, дом, дорогу, и может выражать беспокойство, оказавшись в незнакомом месте. На третьем году жизни вырабатываются первичные исполнительные действия – умывание, застегивание пуговиц, действия с карандашом, ножницами; они складываются в динамические стереотипы, однако еще далеки от автоматизмов.

Постепенно память освобождается от опоры на восприятие. После двух лет начинают запоминаться имена, клички, формируется и произвольное воспроизведение. Появляется сильная эмоционально‑ассоциативная память (мать одевается – значит, скоро уйдет; достают выходной костюмчик – значит, придется идти к врачу).

«Память в раннем возрасте – одна из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Анализ показывает, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью…Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать, опираться на свой прежний опыт…», – писал Л.С. Выготский [6, с. 392].

Для ребенка раннего и дошкольного возраста характерно также присутствие особой формы памяти – эйдетической, которая представляет собой буквальное «считывание» информации с подробного внутреннего образа. Например, если попросить ребенка вспомнить, сколько полосок на хвосте у котенка, то время, затраченное на ответ, будет равно тому, которое потребовалось бы для реального подсчета. Эта форма памяти сохраняется в незначительной степени и у школьника, проявляясь, например, в том, что для воспроизведения учебного материала ему иногда достаточно вспомнить то место на странице учебника, где он располагался (под картинкой, в начале параграфа). У взрослых, кроме известных своими способностями мнемонистов, эйдетическая память встречается крайне редко [9, 16].

В дошкольном возрасте усиливается произвольность запоминания, а в младшем школьном память приобретает познавательный характер: таким образом осознается мнемическая задача и развиваются способы ее выполнения, что необходимо для успешного обучения в школе.

В ходе онтогенеза роль различных видов памяти в познавательной деятельности человека меняется. Так, механическое запоминание уступает место осмысленному, непроизвольное – произвольному, непосредственное – опосредствованному. Появление новых качеств запоминания очень важно для компенсации возрастного ослабления памяти у пожилых людей, которые, не утрачивая навыков саморегуляции, помогают себе «протезировать» пространство: например, активнее использовать ежедневники и другие вспомогательные средства.

Проблемы памяти обретают особую важность в контексте применения психоаналитически ориентированных методов психотерапии, когда возникает необходимость оценки достоверности автобиографических воспоминаний. Дж. Боулби, исследуя феномен привязанности, выделил три типа памяти: глубинную, семантическую и эпизодическую [8, 14].

Система биографической памяти является дискуссионным предметом возрастной психологии, по поводу которого возникает множество вопросов: какова онтогенетическая последовательность перечисленных видов памяти, в чем заключается их взаимовлияние, какова в них мера искажений реальности. Но сами эти виды памяти сейчас ни у кого не вызывают сомнений.

Источники:
Развитие памяти в онтогенезе
Работа выполнена студенткой III курса Группы КЛП-1,2 — СП Солнцевой А.Н. «Психофизиология развития памяти в онтогенезе (до 7 лет)». Память — это особая форма психического отражения
http://megaobuchalka.ru/3/12996.html
Развитие памяти в онтогенезе
Исследование развития и формирования памяти в онтогенезе. Развитие характеристик в школьные годы. Образование простейших рефлексов. Прочность и длительность запоминания у четырёхлетнего-пятилетнего ребёнка. Правильная организация воспитательной работы.
http://revolution.allbest.ru/psychology/00624683_0.html
Развитие памяти в онтогенезе
Развитие памяти в онтогенезе Психология Введение в психологию развития: учебное пособие. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c14/47sjb/p42/

COMMENTS