Развитие памяти у детей

Особенности развития памяти у детей

Особенности развитие памяти у детей разного возраста. Методики и полезные советы, как улучшить память ребенка.

Память, по мнению многих родителей, абсолютно невообразимая и загадочная штука.

Не поддается логике, почему дитя стишок, который ему задали выучить к утреннику в детском саду, запоминает мучительно долго, а слова глупой песенки, единожды услышанной по радио, – моментально.

Родителей, которые хотят, чтобы их чадо демонстрировало лучшие результаты в учебе, мучает множество вопросов: «От чего зависит развитие памяти у детей?», «Почему крохе так трудно даются некоторые вещи для запоминания?» и самое главное – «Можно ли улучшить память своему ребенку?».

На последний вопрос детские психологи отвечают однозначно: «Можно, если выбрать правильную методику».

Классификационные особенности развития памяти у детей

Память – это вид умственной деятельности, который необходим во многих проявлениях нашей жизни и который, к счастью, поддается тренировке.

Чтобы понять, как происходит развитие памяти, нужно знать классификацию этого вида умственной деятельности.

  1. В зависимости от длительности сохранения информации память бывает двух видов:
    • кратковременная – данные легко запоминаются, но достаточно быстро стираются с «жесткого диска» мозга;
    • долговременная – информация длительное время сохраняется в голове и может быть использована.
  2. В зависимости от объекта запоминаний:
    • зрительная – отвечает за запоминание лиц, пейзажей, интерьеров и прочих увиденных картинок;
    • слуховая – вы запоминаете информацию, которую услышали;
    • моторная – наше тело запоминает, как двигаться в зависимости от обстоятельств;
    • эмоциональная – отвечает именно за запоминание эмоций.
  3. Есть еще один распространенный критерий классификации памяти – степень волевой регуляции:
    • произвольную – мы прилагаем усилия, чтобы запомнить что-либо;
    • непроизвольную – процесс запоминания происходит вроде бы сам по себе и не требует от нас усилий.

Развитию поддаются все виды, ведь, даже если вы используете популярные методики для развития долговременной зрительной памяти (те же таблицы Шульте, к примеру), то тренируются все группы мозговых мышц.

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольники в большинстве своем обладают непроизвольной памятью.

Чем меньше ребятенок, тем труднее ему сделать над собой усилие, чтобы запомнить что-то.

Пока его мозг устроен по-другому: он запоминает то, что ему нравится и противится делать то, что не хочет.

Нельзя игнорировать необходимость развития произвольной памяти, ведь не за горами школа, а значит, детям скоро придется прикладывать усилия, чтобы запоминать новую информацию:

Учить наизусть стишки и песенки.

Да, не все дети хотят прилагать усилия, чтобы заучить какой-то стишок, но придется найти аргументы, чтобы убедить их: это необходимо.

Практикуйте это упражнение после променада: попросите малыша рассказать вам о том, что он увидел во время ее.

Если ему сложно воспроизвести картинку, скажите ему: «Постарайся в следующий раз запомнить больше».

Можно использовать и нарисованные картинки, а не реальные пейзажи.

Заучивание нужно информации : имен родственников, адреса дома, где вы живете, дней рождения близких людей.

Периодически спрашивайте у детей те или иные данные, которые вы уже выучили.

Особенности развития долговременной памяти у детей

Кратковременная память у большинства детей развита от природы.

Кроха слышит нужную ему информацию, непроизвольно запоминает ее, использует, а затем благополучно забывает.

Если для детей дошкольного возраста такие особенности процесса запоминания не дают повода для волнений, то родителям школьников нужно заботиться о развитии долговременной памяти своих детей, потому что без нее малыш не сможет хорошо учиться.

Развивать долговременную память детей можно тремя способами:

Сравнивать несколько предметов, чтобы определить их схожие и отличительные особенности.

Не столь важно, какие это будут предметы (можно использовать картинки или таблицы), главное, чтобы малыш практиковал методы синтеза и анализа.

Игра в ассоциации.

Это достаточно простой и приятный для детей способ развития памяти и запоминания новой информации.

Начните играть в ассоциации со слов, затем переходите к словосочетаниям, после – к предложениям.

Пересказ увиденного, услышанного или прочитанного.

Чаще просите свое дитя пересказать вам понравившийся мультфильм или прочитанную книгу, или рассказать о том, что интересного было сегодня в саду и т.д.

С тем, что плохая память создает проблемы и детям, и родителям, большинство семей впервые сталкивается в школе.

Малыш не может запомнить и воспроизвести то, что требует от него программа, начинает отставать от сверстников.

Развивать память школьников можно при помощи таких упражнений:

Табличек с цифрами, буквами или картинками, которые после просмотра нужно воспроизвести.

Например, вы рисуете на листе бумаги трех котов в разных позах или инопланетян, или геометрические фигуры, или что-то другое.

Просите малыша в течение нескольких минут рассматривать картинку, чтобы запомнить детали, а затем прячете рисунок и предлагаете чаду нарисовать первого котенка, второго робота, третью фигуру и т.д.

Берете игрушки, палочки, другие мелкие предметы (чем меньше ваш малыш, тем меньшее количество нужно брать) и располагаете их в произвольном порядке.

Просите дитя запомнить композицию, а затем воспроизвести ее как можно точнее.

Пример такого упражнения представлен в видеоролике:

Зависит ли развитие памяти у детей от их питания и образа жизни?

Нормальные родители стараются, чтобы их дети получали все самое лучшее: вкусненько кушали, имели компьютер, играли допоздна, потому что не хотят ложиться спать, делали то, что им нравится.

Но очень часто именно такими благими намерениями мы портим детей, потому что они недополучают витаминов и ведут сидячий образ жизни, а страдает от этого, в первую очередь, память.

На развитие памяти влияет:

В рационе малыша должны быть орехи, злаки, твердый сыр, семечки, зелень, жирные сорта рыбы, печень, белое мясо, овощи и фрукты.

А вот мучного и сладкого нужно давать поменьше.

Кроха должен достаточно времени проводить на свежем воздухе (желательно не менее 2–3 часов в день), чтобы клети его мозга насыщались кислородом.

Крайне важно, чтобы дитя много двигалось, а не просиживало дни напролет за компьютером.

Если чадо мало играет со сверстниками на улице в подвижные игры, то нужно отдать его в спортивную секцию или на танцы.

Режим сна очень важен для развития памяти детей.

Укладывать ребенка нужно через «не хочу» в одно и то же время.

Постепенно сын или дочь привыкнет к такому режиму и будет ложиться в кроватку без проблем.

Да, от того, сколько времени вы проводите с малышом, занимаетесь ли с ним, прививаете ли ему любовь к книгам, учите ли вместе стишки, играете ли в развивающие игры и т.д., зависит формирование искусства запоминания.

Как видите, развитие памяти у детей – процесс непростой, но необходимый, если вы хотите, чтобы ваше дитя могло демонстрировать хорошие результаты в учебе и не отставать от сверстников.

Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти

Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти

Для того чтобы развить память у ребенка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, распечатанный материал, а также описание игр и упражнений из статьи zhurnal-razvitie.ru. При соблюдении этих условий уровень памяти ребенка дошкольника может практически достичь уровня подростка. В статье кратко описаны виды памяти человека, особенности развития памяти у детей, а также игры и упражнения для развития памяти. Именно на игры и упражнения сделан основной упор в статье. Очень полезно будет узнать и о еде, которая необходима как ребенку так и взрослому для улучшения памяти.

Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы личности, такие как мышление, например. Память бывает:

  1. Произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет)
  2. Непроизвольная – не заставляет.

Если молодой парень, который хочет заинтересовать девушку заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память. Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память — его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память.

Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти. Все что помниться дольше этого – долговременная. Развитие памяти у взрослых имеет свои особенности, а теперь вернемся к развитию памяти детей и отметим некоторые особенности этого развития.

Новорожденный не обладает памятью. Позже она появляется в виде узнавания. У дошкольников развито автоматическое запоминание. Поэтому желательно начать учить английский, немецкий или другой язык до того, как малыш пойдет в школу. Так как основа любого иностранного языка это слова, которых много и которые дошкольник заучит достаточно быстро.

Вообще развитие памяти детей необходимо начинать как можно раньше и продолжать постоянно. Это необходимо делать как родителям, так и учителям. Обычно лишь подросток может использовать мыслительные действия для запоминания чего либо (например, поставить крестик на руке, чтобы не забыть о встрече). Однако доказано, что уже дошкольники могут эффективно использовать некоторые из этих мыслительных действий для запоминания. Развитие речи дошкольника во многом завит от развития его памяти.

Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.

Хороший вариант игр картинок это «найди 10 отличий». Этот вариант можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать что изменилось.

Ребенку выкладывают на обозрение несколько мягких игрушек (для дошкольника не больше 7). В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После этого он отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. Малыш поворачивается обратно и рассказывает что изменилось.

Кстати все игры описанные в этой статье развивают еще и внимание.

Из группы выбирается ведущий. Его облик необходимо запомнить. После чего, ведущий выходит за дверь и там что-нибудь меняет в своем обличии. Он возвращается, и дети угадывают, что изменилось в его внешности.

После того как вы прогулялись со своим чадом в парке и пришли домой, попробуйте вспомнить вместе, какой-нибудь интересны объект который увидели или необычного человека который проходил мимо вас. Начинайте называть то, что вам запомнилось в этом человеке или предмете по очереди. Кто больше признаков назовет тот и победил.

Эта игра развивает двигательную память. Под веселую музыку взрослый показывает детям какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.

Берем счетные палочки. Взрослый выкладывает из них определенную композицию и дает время ребенку ее запомнить. Затем малыш повторяет эту композицию со своими счетными палочками. Можно поменяться ролями. В этой игре можно использовать не только счетные палочки, но и монетки, бусинки, спички и т. д.

Развитие способности создавать мыслительные образы. Упр. «Воображение»

Задача малыша запомнить сказанные взрослым слова зарисовав их на бумаге, а затем, глядя на свои рисунки повторить эти слова. Здесь несколько этапов. На первом предъявляются простые слова, к примеру: стол, стул, человек, звезда. На втором этапе слова усложняются (к существительным прибавляются прилагательные) например: старый дом, летающий жук. На третьем слова становятся не такими прямыми как на первых двух этапах, например: радость, грусть, старость, сказка и так далее. Количество слов предъявляемых на каждом этапе необходимо увеличивать постепенно. Так же постепенно желательно отказаться от рисования на бумаге, а запоминать образ в голове. Это упражнение можно сделать еще сложнее, если вместо листочка и карандаша дать детям счетные палочки. Теперь им будет не так просто «нарисовать» слово, для дальнейшего воспроизведения. Но именно такие трудности позволят ребенку развить свою память.

Развиваем концентрацию внимания. Упр. «Рисунок по памяти»

Выдайте ребенку лист бумаги и карандаш. Взрослый показывает какую-либо картинку в течение примерно 30 секунд. Малыш ее запоминает и перерисовывает на листок. Желательно чтобы картинки были нарисованы только простым карандашом (это для начала), а изображение на них было простым (например, квадрат). Безусловно, необходимо усложнять задание. Для этого можно 1. Предъявлять для воспроизведения несколько рисунков сразу 2. Усложнять сами рисунки 3. Дать краски или цветные карандаши и показывать цветные рисунки. 4. Предъявлять не конкретные (рисунок стула) а абстрактные (линия зигзаг) изображения.

Развитие зрительной и слуховой памяти. Упр. «Оживление»

Предложите чаду представить какое-нибудь животное. А затем попросите оживить его у себя в сознании. Пусть малыш расскажет то, что он представил. Пусть опишет само животное, чем оно занимается. Если это упражнение доставляет сложности у малыша, то можно начать с карточек с изображением животного. То есть взрослый показывает карточку с животным и предлагает ему описать это животное и представить чем оно может заниматься (или чем оно уже занимается на картинке). Помимо животных можно представлять любые предметы.

Развитие анализа и синтеза. Упр. «Найди похожее»

Перед ребенком лежит карточка с изображением. Ему необходимо ее запомнить. Затем эту карточку убирают и предоставляют 9 других карточек, которые схожи с предыдущей и 1 которую он запоминал. Задача малыша найти ту карточку, которую он запоминал в начале. Усложнить игру просто, увеличивая количество карточек в каждом предъявлении. Кстати, в интернет-журнале «Развитие» есть хорошая статья, в которой описываются развивающие игры для детей 1 года, а также статья об играх для развития детей от 2-х лет.

Для начала стоит сказать о режиме дня. Не дня без спорта. Зарядка, пробежка, или любая другая физическая нагрузка необходима малышу для нормального развития мозга и памяти. Сосуды расширяются – кровоток улучшается. Полноценный сон также очень важен (для дошкольника не менее 9 часов).

Пусть ребенок ест чаще (5 раз в день) но небольшие порции. Это поддержит мозг в тонусе. Есть лучше всего различные каши, орехи, жирную рыбу, бобы, фрукты и овощи. Принимайте рыбий жир в капсулах и ешьте салаты с растительным маслом (витамин Е).

Развитие памяти у детей

Развитие памяти зависит от условий жизни ребёнка, от его воспитания и обучения. Под влиянием внешних воздействий в мозгу ребёнка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти.

Уже в середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простейших условных рефлексов. Так, двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели. Несколько позднее, к концу первого полугодия, у ребёнка появляется узнавание. Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребёнке, вызывает у него положительную реакцию. Младенец улыбается, всплескивает ручками, издаёт тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребёнка и определённым комплексом раздражителей.

Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребёнок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивает голову в сторону названного предмета. Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, а течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен. Годовалый ребёнок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К трём годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев.

Прочность и длительность запоминания у четырёхлетнего-пятилетнего ребёнка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.

Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером.

Часто вспоминаемый предмет представляется ребёнку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает. Часто какая-нибудь деталь, которая осталась бы не замеченной взрослым, ребёнком запоминается прочно и надолго.

Знаменитый русский ученый-математик Софья Ковалевская пишет в своих воспоминаниях: «. Стоит мне подумать о нашей детской, как тотчас же, по неизбежной ассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах — смесь ладана, деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи. Давно уже не приходилось мне слышать нигде этого своеобразного запаха. но года два тому назад, посетив одних моих деревенских знакомых, я зашла в их детскую, и на меня тотчас пахнул этот знакомый мне запах и вызвал целую вереницу давно забытых воспоминаний и ощущений».

Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлечённые положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.

Существовало неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической. В действительности осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника.

Конечно, характер такого осмысления изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.

У старших дошкольников наряду с наглядными представлена ями об отдельных вещах большую роль начинают играть общие представления о группе сходных предметов.

Когда малыша просят рассказать про тот или иной предмет, он вспоминает виденный им какой-нибудь конкретный случай. Например, трёхлетнего ребёнка спрашивают: «Ты помнишь, какая бывает кошка?» Он отвечает: «Чёрный Васька с Жучкой дерётся». В отличие от этого ответы старших детей носят более обобщённый характер. Например, шестилетняя Маня на подобный вопрос отвечает: «Они мышей ловят, живут в домах, любят молоко».

Здесь ребёнок основывается уже не на воспоминании об отдельной, конкретной кошке (чёрном Ваське), а на известном представлении о кошках вообще.

Таким образом, у дошкольника наряду с образной памятью начинает складываться память словесно-логическая. В этом обнаруживается развитие второй сигнальной системы в её взаимодействии с первой. Образование временной связи между словесными сигналами, обозначающими обобщённые группы сходных предметов и явлений, придаёт запоминанию словесно-логический характер.

В дошкольном возрасте особенно ярко выступает зависимость памяти от особенности деятельности ребёнка. Один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости от того, что они с ним делают.

Если, например, привести дошкольника в лабораторию и за ставить его запоминать отдельные слова, произносимые исследователем, то он запомнит незначительное их число. Но если дать ребёнку запомнить тот же материал в процессе игры или содержательного занятия, то он удержит в памяти гораздо большее число слов. (. )

На более ранних ступенях развития, в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте, память носит непроизвольный характер.

Ребёнок запоминает то, что приобрело в его жизни, в его деятельности важное значение, что его заинтересовало, что вызвало у него сильное и яркое впечатление. При этом дети не ставят себе специальной цели запомнить что-либо. Предметы «запоминаются» как бы сами собой, в процессе игровой деятельности или участия в посильных видах труда. Попытки со стороны взрослого поставить перед маленьким ребёнком задачу запомнить что-нибудь не приводят ни к каким результатам либо даже отрицательно влияют на успешность запоминания.

Когда, например, малышу дают какой-нибудь материал (игрушки, кубики, картинки), не ставя перед ним специальной задачи его запомнить, то, играя с ним, сооружая из него постройки и т. п., он очень хорошо его запоминает. Но если, дав ему такой же материал, настойчиво требовать, чтобы он обязательно его запомнил, ребёнок растерянно сидит над ним, ничего не делая, и в конце концов ничего не запоминает.

Память как особая целенаправленная деятельность — как произвольное запоминание и припоминание — у детей этого возраста ещё не сложилась.

В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и в организованных занятиях, ребёнок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. Возрастает роль слова, второй сигнальной системы в процессах памяти.

Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребёнка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности.

Если просто сказать ребёнку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребёнком принимается и он начинает активно стремиться к её разрешению.

На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребёнок не владеет приёмами запоминания, он ещё не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить.

Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребёнок научается сознательно пользоваться простейшими приёмами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребёнок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.

Мальчик пяти лет выслушивает поручение, даваемое ему воспитательницей, и говорит: «Вы мне ещё раз скажите, а то я забуду». Он уже знает, какую роль играют повторения, и стремится их использовать для лучшего запоминания.

В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Ребёнок не сам выдумывает себе задачу запоминания и не сам изобретает соответствующие приёмы. Дело начинается с того, что взрослый предлагает ребёнку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приёмы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д.

Когда ребёнок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал.

Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.

Дальнейшее развитие памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начинала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития.

Вместе с тем совершенствуются приёмы логического запоминания. Овладевая основами научных знаний, школьники в процессах запоминания и припоминания опираются уже не на внешние признаки предметов, а на более существенные их особенности, характеризующие внутреннее содержание запоминаемого материала.

Развитие памяти не заканчивается в период детства, оно может продолжаться и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности. Например, у лиц художественных профессий (художников, музыкантов) большое развитие получает образная память, в то время как у учёных-теоретиков интенсивно развивается память словесно-логическая.

Усовершенствование памяти у юноши и взрослого человека в значительной мере зависит от того, как они работают над своей памятью, как они её развивают. Знакомясь с особенностями памяти и изучая её закономерности, человек получает возможность овладеть более совершенными способами запоминания и тем самым существенно повысить его эффективность.

А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей начинается с возникновения первых условных рефлексов. По данным Бехтерева и Щелованова, наиболее ранним условным рефлексом, возникающим в возрасте около 15 дней, являются пищевые реакции ребенка (искательные движения головы, раскрывание рта, сосательные движения) при взятии на руки в «положение кормления», т. е. в ответ на сложный комплекс тактильных и лабиринтных раздражений, подкрепляемых действием безусловного раздражителя (кормление ребенка).

Постепенно в комплекс сигналов включаются зрительные и звуковые раздражители, в результате чего в дальнейшем, на четвертом-пятом месяце жизни, указанные пищевые реакции возникают уже только при виде матери или даже только при слышании ее голоса.

Примерно с пятого месяца жизни становится возможным образование условно-рефлекторных связей со всех анализаторов. С этого момента отмечается узнавание ребенком окружающих лиц и предметов. Ребенок улыбается и всплескивает руками при виде матери, тянется и схватывает знакомые предметы, что не наблюдается в первые месяцы жизни.

Вначале скрытый (латентный) период узнавания (т. е. промежуток времени между двумя восприятиями, при котором возможно узнавание) очень невелик и составляет всего лишь несколько дней. На втором году он увеличивается до нескольких недель, на третьем — до нескольких месяцев, к четырем годам достигает одного года, к семи годам — примерно трех лет.

Вслед за узнаванием появляются первые воспоминания об отсутствующих предметах и лицах. В наиболее отчетливой форме они отмечаются у детей в конце первого года жизни. Когда ребенку в этом возрасте называют знакомый предмет, он начинает искать его глазами, поворачивая голову в ту сторону, где обычно этот предмет находится.

С переходом к активной, самостоятельной речи (на втором-третьем году жизни) воспоминания становятся более полными и определенными, поскольку речь является средством закрепления связей. Постепенно увеличивается скрытый период воспроизведения: на втором году жизни он еще ограничивается несколькими днями, на третьем — несколькими неделями, на четвертом — несколькими месяцами.

Одной из причин непродолжительности скрытого периода узнавания и воспроизведения в первые годы жизни детей является отсутствие у них достаточно прочных систем связей, в которые могли бы включиться новые связи, и малая дифференциированность временных связей. Отсюда — смутность и неопределенность первых детских воспоминаний, и быстрое забывание впечатлений, полученных в раннем детстве.

Обычно отдельные разрозненные воспоминания о первом детстве относятся лишь к четвертому-пятому году жизни. Только в отдельных случаях, связанных с очень яркими эмоциональными воздействиями, они могут относиться к более раннему возрасту. Более последовательные и связные воспоминания детства начинаются обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с 9 лет (данные С.Рубинштейна и Комма).

В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух — трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие.

Первые проявления преднамеренного, произвольного запоминания отмечаются лишь в середине дошкольного возраста, на четвертом-пятом году жизни, что связано с значительным развитием в этом возрасте второй сигнальной системы и усилением ее роли в регуляции поведения ребенка.

Вначале преднамеренное запоминание и воспроизведение возникают при выполнении ребенком каких-либо поручений или заданий, особенно если они непосредственно связаны с основным видом деятельности детей этого возраста — игрой. Интерес к игре способствует развитию преднамеренной памяти, так как создает сильное эмоциональное подкрепление для запоминания и воспроизведения требуемых действий.

Как показало исследование Истоминой, преднамеренное запоминание детьми-дошкольниками даже небольшого числа слов гораздо лучше происходит в условиях игры (когда дети запоминают слова для выполнения определенных «игровых поручений»), чем тогда, когда они запоминают их в условиях искусственного лабораторного эксперимента, при проведении которого им просто предлагают запомнить слова .

Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов.

Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.

Совершенно неверно утверждение некоторых зарубежных психологов (Майман и другие), что до подросткового возраста (до 12—13 лет) высоко развита лишь механическая память.

В действительности это совсем не так. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта. Если в первые два-три года жизни временных связей у детей еще мало, то в дальнейшем, по мере развития речи и накопления опыта, количество и степень систематизированности связей резко возрастают.

Благодаря этому одно и то же внешнее впечатление связывается с многими другими, результатом чего является большая прочность памяти и все растущая осмысленность ее. К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание.

Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала.

Во всех остальных случаях бессмысленный материал запоминается детьми даже хуже, чем взрослыми. Так, исследование запоминания бессмысленных слогов детьми и взрослыми показало, что дети 7—12 лет запоминают их в 2—2,5 раза меньше, чем взрослые (данные Леонтьева). Это объясняется тем, что у взрослых имеется больше различных ассоциаций, благодаря чему они чаще связывают бессмысленный материал с чем-либо осмысленным.

В школьном возрасте под влиянием систематического воспитания и обучения развитие памяти продолжается. При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений памяти.

Значительно увеличивается, прежде всего, роль второй сигнальной системы. Это сказывается в усилении роли преднамеренного запоминания, без которого невозможно выполнение ни одного школьного задания, и во все убыстряющемся развитии отвлеченной, словесно-логической памяти.

Если учащиеся младших классов при осмысливании материала опираются на наглядно воспринимаемые связи и отношения предметов, то в старших классах значительная роль принадлежит уже отвлеченным, логическим понятиям. Хотя и в старших классах учащиеся лучше запоминают наглядный материал, чем слова, все же в процессе обучения быстрее прогрессирует запоминание слов, чем картинок.

Об этом убедительно говорят сравнительные данные, характеризующие запоминание наглядного и словесного материала учащимися разных классов и взрослыми (опыты Фарапоновой). Если принять показатели запоминания наглядного и словесного материала во II классе за 100, то в последующие годы (в V, VIII классах и у взрослых) они растут так: 134, 175, 207 (при запоминании наглядного материала) и 193, 252 306 (при запоминании словесного материала). Особенно сильно увеличивается запоминание абстрактного материала, что указывает на все возрастающую роль второй сигнальной системы в процессах памяти.

Существенно усиливается в школьном возрасте использование всякого рода «опор», играющих в процессах памяти опосредствующую роль, в силу чего запоминание и воспроизведение у школьников все более начинают носить опосредствованный (а не непосредственный, как то было раньше) характер. Возрастающая роль этих «опор» ясно показана в исследовании Леонтьева, в котором дети и взрослые запоминали ряды слов, как без каких-либо «опор», так и с опорой на картинки.

В последнем случае они могли выбирать к каждому запоминавшемуся слову наиболее подходящую к нему (по смыслу) картинку (из числа предложенных им), которая и делалась благодаря связи, устанавливавшейся между ней и словом, опорой для последующего воспроизведения данного слова. Опыты обнаружили значительное усиление роли указанных наглядных опор у школьников.

Менее значительную, но все же определенно положительную роль, (как показали опыты К. Мальцевой, в которых картинки были заменены словами) играют у школьников словесные опоры. Особенно возрастает их роль в тех случаях, когда они придумываются самими учащимися, а не даются им в готовом виде.

В связи с общим умственным развитием учащихся у них возрастает и роль логической обработки (систематизации и обобщения) материала — разбивки его на отдельные части, выделения наиболее важных из них, установления связи с предыдущим материалом и т. д.

Такая смысловая обработка материала значительно облегчает запоминание; вместе с тем она позволяет учащимся воспроизводить не только буквально (как это обычно наблюдается при отсутствии такой предварительной работы над текстом), но и «своими словами».

Исследования показали полную возможность использования этих приемов учащимися, начиная с младших классов школы. Однако первоначальное применение их бывает сопряжено с некоторыми трудностями. Младшие школьники часто затрудняются, например, в правильной разбивке текста на отдельные, логически связанные между собой части, делают это неточно, разбивая текст на очень дробные части.

При задании связать материал с уже известным из прошлого опыта они отмечают главным образом сходство и реже — различие. Однако при наличии руководства со стороны учителя применение этих приемов становится все более доступным и успешным.

О том, как используются эти приемы школьниками и взрослыми, ясно говорят результаты следующих опытов. Учащимся IV, VI и VIII классов и взрослым предлагалось запоминать исторические и географические тексты, содержавшие различные имена, названия, даты и цифровые показатели, которые в той или иной мере могли связываться друг с другом.

Никаких указаний о приемах запоминания не давалось. Результаты опытов показали, что число случаев преднамеренного связывания различных данных для запоминания постепенно и неуклонно увеличивается от класса к классу: в IV классе оно отмечалось в среднем лишь в 8% случаев, в VI классе — в 14%, в VIII классе—в 28%, у взрослых — в 46% (опыты Смирнова).

Важное значение для развития и воспитания памяти имеет правильная организация повторений и систематическое применение знаний к решению теоретических и практических задач.

Усвоение всех указанных способов запоминания происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяет им учитель, который должен знакомить учащихся с наиболее рациональными приемами запоминания и припоминания. Применение рациональных методов запоминания — важнейшее условие развития и воспитания памяти.

Источники:
Особенности развития памяти у детей
Особенности развитие памяти у детей разного возраста. Методики и полезные советы, как улучшить память ребенка.
http://dnevnyk-uspeha.com/razvitie-detej/razvitie-pamjati-u-detej.html
Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти
Как развить память у ребенка? Какие игры и упражнения лучше всего подходят для развития памяти? Чем кормить ребенка чтобы улучшить его память? Обо всем этом
http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/razvitie-pamyati-u-detej-igry-i-uprazhneniya-eda-dlya-pamyati.html
Развитие памяти у детей
Вопросы психологии и психиатрии у детей дошкольного возраста
http://www.detskiysad.ru/psih/600.html
Развитие памяти у детей
Коротко о развитии памяти у детей
http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=razvitie-pamyati-detei

COMMENTS