Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ. ПАМЯТЬ И ПОЛ

Для того чтобы добиться максимальной эффективности запоминания необходимо знать, какие из основных видов памяти наиболее или наименее развиты у школьников определенной возрастной группы. Правильное определение ведущего типа памяти позволит повысить качество процесса учения, не перегружая ребенка излишними физическими и умственными нагрузками.

Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».

Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», — ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

Младший школьный возраст является наиболее «чувствительным» для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа является в этот период наиболее эффективной.

Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи — крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Как развивать память у детей младшего школьного возраста

Как развивать память у детей младшего школьного возраста

Данная статья предназначена учителям начальных классов, психологам, родителям.

Цель: дать представление о необходимости развития памяти в младшем школьном возрасте.

Для начала нужно разобраться, что же такое память? И какова ее роль для школьника?

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это тот маленький, но достаточно объемный механизм нашего разума, который сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Память необходима для всех жителей нашей планеты, так как любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятой информации содержится в памяти, у некоторых людей длительное время, а у некоторых секунды. Существует такая фраза – «у него феноменальная память», это говорит о том, что люди понимают насколько важна память в нашей жизни.

В наше время школьнику необходимо запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, фрагменты таблиц. Именно поэтому существуют различные приемы запоминания. Рассмотрим эти приемы:

1.Группировка — разделить информацию для запоминания на части, группы.

2. Классификация – классифицировать информацию по определенному признаку.

3. Опорный пункт – найти в нашем материале ту информацию, что может стать опорой для запоминания (даты, словосочетания, метафоры, имена и т.д.).

4. Аналогии – прием, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений.

5. Схематизации – изобразить материал в виде схемы.

6. Достраивание материала – добавить в материал что-нибудь своё.

Рассмотрим непосредственно память детей младшего школьного возраста, т.к. память является важным звеном для развития, обучения и воспитания ребенка. Для ребенка 1 класса гораздо легче заучить материал, нежели понять (осмыслить) его. Девочки гораздо охотнее запоминают любой материал, они умеют заставлять себя, именно поэтому результаты произвольной механической памяти у девочек выше чем у мальчиков. Но зато мальчики гораздо быстрее овладевают приемами запоминания, именно поэтому их память эффективнее, чем у девочек.

Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также — все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.

1.Убедитесь, что ребенок всё понял.

2.Попробуйте заинтересовать ребенка.

3.Не учите слишком много за один раз, иначе он ничего вообще не запомнит из-за переизбытка материала.

4.Не разбивайте заучиваемый материал на слишком короткие части, иначе ребёнок потеряет целостное видение материала и в дальнейшем будет трудно восстановить связь между группами строк.

5.Учите материал ежедневно в одно и тоже время, и необходим положительный настрой ребенка.

6.Необходимо чтобы ребёнок часто повторяет материал, который он учил наизусть. Но не следует повторяйте раньше 5-6 часов после первого изучения.

В дальнейшем я планирую разработать и собрать в единый комплекс упражнения для младших школьников, которые способствуют развитию памяти.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Восприятие человеком своей жизни и себя в ней как череде определенных событий. Основные аспекты идентичности по Эриксону. Сущность принципа реальности. Идентификация себя с одним из родителей. Адаптация личного к социальному. «Самость» Карла Густава Юнга.

Определение состояния шизоидного расщепления личности как следствия потери идентификации, разлада души и тела. Особенности проявления нарциссизма в визуальных образах. Анализ расщеплений психики и выделения субличностей, которые можно встретить в Сети.

Аналіз нормальності життя і нормальної поведінки людини. Приклади психологічного консультування клієнта з використанням інформації для орієнтації його на індивідуальність. Саногенне мислення як особливий вид активності людини, виявлення його ознаків.

Место «образа–Я» в структуре личности и индивидуальности. Диалогичность отношений «образа–Я» и «образа мира». Сказка и сказочный герой и их место в детской субкультуре. Проведение анализа результатов исследования «образа-Я» на разных возрастных этапах.

Исследования биомеханических, вегетативных реакций человека при репродуктивном внушении различных гравитационных состояний. Возможности непрерывного сохранения внушенной «гравитационной гипостезии» в постгипнотическом периоде на длительное время.

Сочетание любви и враждебности, испытываемое ребенком по отношению к родителям. Разновидности «Эдипового комплекса». Периоды наиболее интенсивных проявлений феномена, его роль в структурировании личности и ориентации инстинктивных побуждений по З. Фрейду.

Влияние «Я-концепции» на самопознание. Локус контроля и коллективная эффективность. Объяснения позитивных и негативных событий. Ложный консенсус и уникальность. Мотивация самоуважения и ложная скромность. Препятствия, которые мы создаем себе сами.

Социально-психологическая характеристика Я-концепции как научного феномена. Исследование проблемы «Я-концепции» в отечественной и зарубежной психологии. Я-конценция как составляющая, связанная с отношением к самому себе (самооценка, принятие себя).

Источники формирования и развития «Я-концепции». «Я-концепция» как совокупность установок «на себя». Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции». Положения феноменологического подхода. Теория Карла Роджерса. Эриксон про социальную идентичность.

Вплив психічних моделей, за допомогою яких ми організовуємо життя, на нашу Я-концепцію. Визначення кордонів самопізнання, значення почуття власної компетентності. Пояснення позитивних і негативних подій, мотивація самоповаги. Проблема хибної скромності.

Взаимодействие первой и второй сигнальных систем как явление элективной (избирательной) иррадиации нервных процессов. Процедура выработки дифференцировки к словесным раздражителям. Коммуникативная, регулирующая и программирующая функции речи ребенка.

Интересные и разоблачающие факты о Фрейде. Фрейд как основатель психоанализа. Толкование сновидений. Интерес к потенциальным антидепрессантным воздействиям кокаина. Использование метода «терапевтической беседы». Операции по лечению рака ротовой полости.

Definition of Leadership. Trait theory. How this theory works. Origin and Analysis and basics Pre-conditions for effective use of Trait theory. Inborn leadership characteristics. Process of impact and interaction among the leader and his followers.

Основные направления прикладных исследований в социальной психологии. Сравнительная характеристика структурных компонентов программ социально-психологического и социологического исследования. Сценарий фокус-групп по проблеме «Насилие в семье над детьми».

The study of harm to children from watching American cartoons. Problem of imitating negative or mindless characters from cartoons. Leading role of American cartoon industry in the animation history. First steps in the progress of a child’s development.

What is conflict. As there is a conflict. Main components of the conflict. The conflict is a dispute over what. How to resolve the conflict. Negotiations search consent of a compromise. Subject of the dispute. The decision brought. Suppressed discontent.

This article suggests specific ways in which college teachers can foster relationships with students that promote motivation and satisfaction. Fostering personal relationships with students. Motivating students to work. Handling interpersonal issues.

The problem of evaluation, self-assessment of personality as a psychological category. Factors of formation evaluation and self-esteem of children of primary school age. An experimental study of characteristics evaluation and self-esteem of junior pupils.

The theme of death in the Gothic novel reality. The Gothic image of the world and its fear of an uncertain and unpredictable universe. The fear as the most eminent theme in Poe’s story «The Tell-Tale Heart». The terrible motives of indistinct phenomena.

Research of negative influence of computer games with the elements of violence and aggression on psychical development of children and teenagers. Reasons of choice of computer games young people in place of walk and intercourse in the real society.

Источники:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ. ПАМЯТЬ И ПОЛ Для того чтобы добиться максимальной эффективности запоминания необходимо знать, какие из основных видов
http://studbooks.net/1685104/psihologiya/individualnye_razlichiya_zapominaniya_detey_raznyh_vozrastnyh_kategoriy_pamyat
Как развивать память у детей младшего школьного возраста
Роль памяти в жизни младшего школьникаАвтор: Шаврина Надежда Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «Школа№17», г.Полысаево, Кемеровская обл. Данная статья предназначена учителям начальных классов, психологам, ро
http://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-vladimirovna-shavrina/rol-pamjati-v-zhizni-mladshego-shkolnika.html
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
Коллекция рефератов. Психология
http://knowledge.allbest.ru/psychology

COMMENTS