Развитие образного мышления у детей

Игры на внимание и концентрацию у детей

Развитие внимания – это один из самых важных процессов постановки базовых психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. Дети раннего возраста пока не обладают зрительной избирательностью и произвольным вниманием, поэтому акцентируют взгляд и внимание на каждом предмете, попадающем в их поле зрения. Малыши стремятся как можно более полно познать окружающий мир, и их внимание легко переключается с одного объекта на другой. Развиваясь, ребенок постепенно овладевает произвольным вниманием.

Чем старше становится малыш, тем дольше он может сосредоточиваться на одном предмете. Способность концентрироваться более 10-15 минут появляется у большинства дошкольников к 6 годам.

Причиной нарушения внимания у детей может быть рассеянность. Это явление часто встречается у творческих и впечатлительных малышей. Из-за сильных эмоций или возникших в сознании ярких образов такие дети не могут осознанно переключить внимание на другие объекты. Родители и педагоги должны помнить, что неспособность долго концентрироваться – это естественное явление, обусловленное особенностями развития внимания у детей. Однако существует несколько причин, негативно сказывающихся на умении ребенка сосредоточиваться на одном предмете или занятии.

Какие факторы влияют на особенности развития внимания у детей

Малыши с большим интересом воспринимают новую информацию, однако довольно быстро устают от огромного потока сведений, ежедневно обрушивающегося на них из различных источников. Из-за особенностей внимания детям младшего возраста трудно на протяжении более 5-10 минут посвящать себя только одному занятию. Слишком большое количество внешних раздражителей негативно сказывается на формировании психических функций. Особенно часто утомление наступает после выполнения скучной, однообразной или трудной работы, требующей значительного напряжения слухового и зрительного аппаратов. Из-за перегрузки впечатлениями и эмоциями нервные клетки перестают реагировать на внешние импульсы, и ребенок становится вялым.

Многие малыши от природы подвижны и не могут подолгу концентрироваться на одном объекте. Однако некоторые из них отличаются повышенной импульсивностью и чрезмерной двигательной активностью – это уже нарушение нормального развития. Гиперактивный ребенок обычно отвечает, не дослушав вопрос, часто требует внимания окружающих сверстников и взрослых, легко отвлекается и поэтому не всегда может закончить поставленное перед ним задание. Обычно такой ребенок не реагирует на замечания старших. К особенностям гиперактивности у детей относят рассеянность и суетливость. Они нередко теряют свои вещи, у них плохо развито чувство опасности.

Многие взрослые уверены, что телевизор и компьютер помогают ребенку всесторонне развиваться. Однако, согласно научным исследованиям, длительный просмотр телепрограмм или частые занятия за компьютером могут негативно повлиять на малыша и привести к тому, что обычные игры и общение со сверстниками станут ему неинтересны. Частое сидение у монитора или телеэкрана не способствует формированию воображения и может вызывать нарушения произвольного внимания.

Учитывая индивидуальные особенности внимания детей, их темперамент и состояние здоровья, родители могут помочь развить умение концентрироваться на одном предмете. Самой распространенной причиной невнимательности является глобальная ориентация ребенка на смысл задачи, текста или фразы и пренебрежение к частностям. Поэтому главная задача занятий с невнимательным малышом – это преодоление глобального восприятия, обучение пониманию содержания с учетом всех его частей.

Мы предлагаем Вашему вниманию ряд упражнений которые помогут развить у ребенка внимание:

1. Ребенок должен считать вслух от 1 (обычно до 31), не называя при этом числа, содержащие цифру «три» или кратные тройке. Вместо этих чисел малыш произносит фразу «не собьюсь». Образец правильного счета звучит так: «1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь, 7, 8, не собьюсь, 10, 11, не собьюсь, не собьюсь, 14, не собьюсь и т. д.).

В процессе игры ребенку предлагается по памяти описать двор дома или школы, дорогу до школы или любой другой объект, который он видел множество раз. Такое задание часто выполняется младшими школьникам в группе – один ребенок делает устное описание, а одноклассники дополняют его.

В игре принимают участие несколько ребят – один «приемник», остальные – «передатчики». Каждый из группы, кроме «приемника», считает вслух в прямом или обратном порядке от разных чисел. «Приемник» молча слушает счет, «настраиваясь» на каждый «передатчик». Он может жестом попросить говорить тише или громче того или иного участника игры. Если «приемник» работает хорошо, он сам становится «передатчиком», а роль «приемника» берет на себя следующий участник.

В игре принимают несколько участников: они садятся в кружок и кладут ладошки на колени соседей. Каждый ребенок должен положит свою правую руку на левое колено соседа с правой стороны, а левую руку – на правое колена соседа с левой стороны. Затем по знаку ведущего участники должны поочередно поднимать ладошки, образуя «волну». Сначала проводится тренировка, а в ходе игры ладоши, поднятые не вовремя, выбывают.

Участники игры выстраиваются или садятся полукругом. Ведущий перечисляет названия разных предметов. Если названный объект летает, малыши должны поднять руки. Если не летает – руки должны быть опущены. При этом ведущий может сознательно делать ошибки и поднимать руку, называя нелетающий предмет. В этом случае у многих ребят в силу подражания руки будут подниматься. Задача участников – правильно выполнять основное задание, то есть поднимать руки только при названии летающего объекта. «Ладошки»

Первоначально у ребёнка имеет место только непроизвольное внимание. В первые месяцы жизни внимание ребёнка привлекают различные сильные раздражители (например, громкие звуки, яркий свет), резкие изменения внешней обстановки (например, переход от темноты к свету), движущиеся объекты (например, блестящий шарик, который передвигают в поле его зрения).

Больше всего младенец сосредотачивает внимание на те объекты и те их свойства, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органических потребностей. Так, различного рода звуковые, световые, механические раздражители, сопровождающие кормление ребёнка, рано начинают привлекать его внимание и вызывать соответствующие ответные реакции.

В результате накопления соответствующего опыта, образования временных связей в головном мозгу ребёнка, всё большее число предметов, окружающих ребёнка, начинают привлекать его внимание. Если раньше, для того чтобы заставить ребёнка «сосредоточиться» и прекратить посторонние движения, необхо димо было, чтобы пища попала ему в рот, то позднее для этого часто бывает достаточно, чтобы мать приблизилась к его постельке, чтобы он увидел рожок с молоком или чтобы его взяли на руки перед кормлением.

Дальнейшее развитие непроизвольного внимания тесно связано с формированием детских интересов.

По мере того как ребёнок начинает интересоваться всё более широким кругом окружающих предметов и явлений, сложнее и многообразнее становится проявление его внимания.

Дети дошкольного возраста уже довольно долго возиться с каким-нибудь предметом, внимательно рассматривать какую-либо игрушку, сосредоточенно следить за речью и поступками окружающих людей.

Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать.

Решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание.

Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться.

Выполняя поручения взрослых, неся некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участие в коллективных играх, дошкольник всё чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания.

Первоначально произвольное внимание у дошкольника очень неустойчиво. Обычно необходимо, чтобы взрослый организовал его деятельность и чётко определил стоящее перед ним задание. Лишь при этих условиях дошкольники могут на первых порах обнаружить произвольное внимание.

Одна воспитательница рассказывает, что она как-то изменила обычное расположение игрушек и мебели в одной из комнат детского сада, поместила на витрину новую книгу, но дети не обратили на это никакого внимания. Тогда она поставила перед ними специальное задание: отмечать каждый раз, приходя утром в группу, какие изменения произошли в их комнате, придав этому заданию характер игры-соревнования (кто точнее и лучше заметит произошедшие перемены).

После этого дети, приходя утром в группу, сосредоточенно рассматривали окружающую обстановку, отмечая малейшие изменения, произошедшие в ней со вчерашнего дня.

Так, организовав соответствующим образом деятельность детей, воспитатель заставил их намеренно обратить внимание на некоторые особенности окружающей обстановки.

В дальнейшем у старших дошкольников при надлежащей организации воспитательной работы появляется умение более самостоятельно организовывать своё внимание, без ежеминутной помощи со стороны взрослого.

Важное значение при этом имеет опыт, который ребёнок накапливает в процессе коллективных игр с правилами, в ходе обязательных занятий и при выполнении несложных трудовых заданий.

Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению.

Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, требуется учителем, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.

На протяжении дошкольного возраста возникают лишь зачатки произвольного внимания. Дальнейшее развитие его и усовершенствование происходит в школьном возрасте под влиянием школьного обучения.

Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Вчеловеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может концентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить.

Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

  1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
  2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения — дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок.

Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети уже могут удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость.

Необходимость развития образного мышления у дошкольников

Необходимость развития образного мышления у дошкольников

У детей дошкольного возраста образное мышление является доминирующим среди остальных видов мышления. От того, на каком уровне развития находится именно образное мышление, будет зависеть готовность ребенка к учебе в школе и освоению школьной программы.

Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет.

Образное мышление — это некий процесс отображения реальности в образах, которые могут носить разный характер, начиная от зрительного и заканчивая осязательными и звуковыми. Если сравнивать образное мышление с логическим, в ходе которого реальность отображается в виде каких-то понятий, или с наглядно-действенным, когда с предметами осуществляются какие-то практические действия, то оно имеет существенные отличия.

Дело в том, что в процессе «игры» с образами предметов ребенок получает возможность понять задачу ввиду ее наглядного представления и найти для нее правильное решение за оптимально короткое время.

У детей дошкольного возраста образное мышление позволяет выработать отзывчивое отношение ко всему хорошему и прекрасному, что есть в жизни. Без образного мышления не существовало бы креативных специалистов высокого класса, например дизайнеров, конструкторов, писателей, да и просто творческих, инициативных, уверенных в себе и всесторонне развитых личностей.

В процессе представления образа в сознании воспроизводятся пережитые ранее восприятия. Когда же речь идет о пространственном представлении, то подразумевается способность человека, в данном случае дошкольника, видеть мир в трехмерном изображении, красочным, способным меняться в пространстве.

Малыш может себе нарисовать образ реального предмета или явления, или того, что в действительно не существует, как, например, это происходит в воображении художников или скульпторов. Прежде чем их произведения появляются на свет, образы возникают в сознании создателей.

Развитие образного мышления в детском возрасте — важный процесс, пренебрегать которым нельзя по нескольким причинам:

  1. Чтобы найти решения для каких-либо задач, дошкольнику важно научиться оперировать образами, уметь наглядно представлять себе ситуации.
  2. Развитое образное мышление позволяет детям дошкольного возраста, а потом и взрослым учиться эмоционально реагировать на эстетические образы реального мира, развивая тягу к прекрасному.

Именно поэтому детей в дошкольном возрасте нужно приобщать к процессам, влияющим на развитие наглядности в обучении.

Развивать образное мышление у детей дошкольного возраста можно несколькими способами. Самые эффективные и доступные из них:

  1. Наблюдение за красотами природы.
  2. Экскурсии с изучением шедевров искусства, как современного, так и древнего.
  3. Путешествия с изучением памятников природы.
  4. Собирание пазлов разного уровня сложности.
  5. Создание рисунков по памяти или с натуры.
  6. Создание абстракций, например, изображения того, чего нельзя увидеть: музыки, звука, мысли, эмоции и т.д.
  7. Творческая работа с пластилином, гипсом, глиной, лепка как с натуры, так и по воображению.
  8. Работа над сравнительным анализом предметов по форме, длине, размерам, цвету и так далее.
  9. Работа с цветным картоном, бумагой, природными материалами — аппликации.
  10. Рисование с использованием обеих рук с уклоном на ту руку, которая не является ведущей.

Заниматься с детьми дошкольного возраста необходимо, соблюдая определенную последовательность действий:

  1. Демонстрировать;
  2. Рассказывать;
  3. Практиковать занятия совместной деятельностью;
  4. Предложить поработать самостоятельно, используя образец;
  5. Предложить создать что-то самостоятельно без примера.

Работать с дошкольником рекомендуется в благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат, обязательно подбадривая и одобряя. Когда малыш освоит технику работы с разными видами материалов, нужно постараться его не захваливать, приучая оценивать собственные возможности и умения адекватно, без завышения самооценки.

Специалисты рекомендуют родителям не бояться работать с детьми над, казалось бы, очень сложными заданиями. Важно научить их верить в себя, убеждая в том, что любое задание может быть выполнено, если хорошо подумать, причем как самостоятельно, так и коллективно.

Оригами как эффективный метод развития образного мышления

Способность выделять самые подходящие для решения заданий варианты ответов вырабатывается в результате многократных тренировок и упражнений, направленных на развитие образного мышления. Многие из них построены на конструировании моделирующего характера — технике оригами.

Дети, особенно дошкольного возраста, не слишком заинтересованы в конструировании из бумаги до момента, пока не увидят результаты манипуляций — игрушки и фигуры, созданные своими руками.

Работая с бумагой, дети самостоятельно и вместе со взрослыми придумывают и создают миниатюрные модели предметов и явлений, людей и животных, стараясь исключать второстепенные детали и выделяя самые яркие элементы. В результате у них получается совершенно новый образ, умещенный в особую угловатую форму.

Естественно, что это связано с особенностями техники работы с бумагой, требующей сгибаний. И пусть визуально полученные поделки напоминают оригинал весьма отдаленно, малыш получает огромное удовольствие от результата и спокойно домысливает недостающие элементы в уме.

Осмысление образов предметов, которые дети дошкольного возраста передают во время изготовления фигур из бумаги, происходит в процессе применения различных методик и приемов, цель которых — передать красоту и неповторимость предмета в новой форме.

Конструировать, используя бумагу, детям в дошкольном возрасте очень непросто, ведь бумага — это плоский материал, которому действительно сложно придать форму объемной фигуры.

Именно поэтому для того, чтобы дети сохраняли интерес к процессу, начинать нужно с обучения их самым простым приемам складывания бумаги, демонстрируя техники на личном примере. Наблюдая за процессом, ребенок будет думать, анализировать, стараться сгибать бумагу аккуратно, придерживаясь правил — «подгоняя» углы друг под друга. Все это потребует от малыша немалого волевого напряжения и терпения.

Чтобы поделки получились особенно яркими и красивыми, нужно экспериментировать с размерами квадратов, их цветом. При этом до малыша нужно донести, что результат, а именно качество поделки, во многом зависит не от выбора заготовок, а от того, насколько аккуратно будет осуществляться сгибание и заглаживание сгибов. Именно поэтому изначально нужно показать крохе, как правильно складывать бумагу – до того, как он приступит к процессу создания фигуры.

Большую часть фигур, полученных в результате использования техники оригами, складывать нужно до определенного момента аналогично друг другу. Умение дошкольника делать такие заготовки поможет ему освоить складывание более сложных фигур в будущем.

Как развивается образное мышление у дошкольников с ЗПР?

Образное мышление имеет прямую связь с речью, от степени развития которой зависит закрепление образов-представлений.

Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют одну особенность: они отстают в развитии всех форм мышления. У таких детей снижена мотивация, что отрицательно влияет на познавательную активность и выливается в нежелание поддаваться интеллектуальному напряжению, вплоть до категорического отказа от выполнения задания.

Кроме того, такие дети в большинстве случаев неспособны поставить перед собой цель, а также составить план для ее достижения опытным путем. Они неспособны к анализу, обобщению, синтезу и сравнению из-за незрелости операционного компонента.

Диагностика уровня развития образного мышления у детей с задержкой психического развития неоднозначна. Некоторые дети с легкостью справляются с поставленными заданиями, подавляющее же большинство нуждаются в многократном повторении задачи и помощи в ее решении. Каждый десятый ребенок с ЗПР не может справиться с заданием, несмотря на повторы и помощь.

Принимая во внимание особенности таких детей, можно отметить, что для развития образного мышления необходимо стимулирование познавательной деятельности, а также других видов мышления.

Особенности образного мышления у слабослышащих детей

Имеющие слабый слух дети изначально вынуждены расти в неблагоприятных для их развития условиях, связанных с нарушениями ориентации в пространстве и восприятия звука. Такие дошкольники позже начинают взаимодействовать с предметами, поэтому для них характерно отставание в развитии восприятия.

Дети дошкольного возраста с такими нарушениями начинают проявлять интерес к действиям с предметами не ранее третьего года жизни, причем действия эти сводятся по большей части к манипуляциям. Именно поэтому происходит задержка практической деятельности с предметами, что приводит к отсутствию практического опыта и задержкам процесса развития образного мышления.

Специалисты в области изучения развития мышления всех типов у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха утверждают, что успех в решении задач образно-действенного характера во многом связан с деятельностью дошкольника. Обычно у него не вызывают сложностей задачи, в ходе которых не нужно думать над связями, лежащими на поверхности.

Несколько же вариантов ответов могут привести малыша к определенным затруднениям в принятии решения. Но еще сложнее слабослышащим детям с нарушениями слуха будет выявить менее очевидные связи, которые требуют оценки и построения схемы из нескольких действий.

Если сравнить слабослышащих детей дошкольного возраста со здоровыми детьми, то варианты действий, которые они используют для решения задач, будут заметно отличаться от вариантов, используемых нормально слышащими детьми.

Здоровый ребенок, в процессе случайно обнаруживший важный компонент, не задумываясь свяжет его с решением задачи, тогда как у детей с нарушениями слуха такие попытки часто не ведут к оцениванию ситуации и являют собой не более чем перебор самых примитивных связей и компонентов. Это связано с тем, что внимание дошкольников с нарушениями слуха направлено не на средства достижения цели, а непосредственно на саму цель.

В итоге такие дети неспособны проанализировать собственные ошибки и могут несколько раз повторять нерациональные попытки решения. Кроме того, позитивный опыт слабослышащие дошкольники также не связывают с другими аналогичными ситуациями, что препятствует формированию способности к обобщению.

Со временем у детей появится прогресс в решении задач наглядно-действенного характера, хотя, конечно, по сравнению с темпами развития мышления у здоровых детей, происходить это будет не так быстро.

Тем не менее со временем такие дети смогут использовать выделенные закономерности, свойства и отношения зафиксированных образов предметов, что подтвердит развитие планирующей речи. Все это будет возможно, только если наладить коррекционную работу со слабослышащими детьми, развивая их образное мышление с раннего детства.

Принципы развития мышления у дошкольников с нарушением слуха

Нормально функционирующий речевой аппарат у дошкольников с нарушениями слуха открывает возможности для развития мышления. Способствовать процессу его развития можно и нужно, используя комплексный подход к развитию личности таких детей.

Процесс воздействия должен быть построен с учетом имеющегося уровня развития и компенсаторных возможностей. Очень важно, чтобы в ходе работы с ребенком удалось, вопреки дефекту, выправить процесс становления личности с всесторонним развитием психики.

Во время работы особое внимание уделяется воссозданию либо корректировке самых важных психических функций. Внимание уделяют формированию речи, памяти, стараются создавать подходящие условия для расширения возможностей, способных стать компенсаторами дефекта.

Большое значение для развития образного мышления у слабослышащих детей имеет использование наглядных средств, которые должны не только выступать в качестве иллюстрацией к произведениям, но и помогать детям лучше понимать их содержание.

Особенно важны наглядно-действенные методы и средства, с помощью которых получится сформировать представления и понятия на наглядно-образном уровне обобщений. Речь идет об инсценировке, пантомиме или драматизации.

Особенности образного мышления у детей с дефектами речи

Связь между дефектами речи и некоторыми сторонами психического развития у детей дошкольного возраста является основной причиной некоторых особенностей их образного мышления. Детей с нарушениями речи по типу невербального интеллекта можно разделить на три группы:

  1. Дети дошкольного возраста с небольшими отклонениями невербального интеллекта от нормы. Особенности развития их интеллекта с задержкой развития речи никак не связаны. Таких детей насчитается не более 9%.
  2. Дети с нормальным развитием невербального интеллекта (27%).
  3. Дети дошкольного возраста с нормальным развитием невербального интеллекта, состояние которого можно охарактеризовать как нестабильное (63%).

В процессе изучения особенностей образного мышления было сделано заключение о том, что дети дошкольного возраста в отношении успеваемости при выполнении заданий несколько отличаются. Всех детей с нарушениями речи можно разделить на тех, что показывают невысокий уровень решения задач наглядного типа, и тех, что справляются с заданием на одном уровне со здоровыми детьми.

Наиболее очевидным фактором, тормозящим процесс развития образного мышления у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, считается ограниченный объем знаний о мире, а также о функциях и свойствах предметов. Это связано с очевидными нарушениями самоорганизации, которые в свою очередь легко объясняются недостатками мотивационной сферы и отсутствием постоянного интереса к заданиям.

Дети с нарушениями речи не всегда могут быстро войти в предложенную им ситуацию, спровоцированную для решения проблемы, либо же, наоборот, пытаются слишком быстро начать выполнять задание, оценивая его поверхностно и не вникая в особенности. Еще одна категория таких дошкольников — это дети, которые начинают делать задание, но быстро теряют к нему интерес, даже если справляются с задачей.

Важно отметить, что при всем этом возможности последовательного осуществления мыслительных процессов у таких детей сохраняются, если помочь им достичь высокого уровня самоорганизации и расширить запас знаний.

Отсутствие специального обучения, направленного на развитие способностей анализировать, сравнивать и группировать, приведет к существенному отставания в процессе формирования наглядно-образного мышления.

Развитие образного мышления на разных этапах дошкольного возраста

На каждом из этапов дошкольного возраста дошкольник принимает особое решение, работая над задачами на развитие наглядно-образного мышления. Так, например, дошкольники младшего возраста ориентируются на внешние действия. Дети используют метод проб и ошибок до тех пор, пока не найдут походящее решение для поставленной задачи. Найденный правильный вариант малыш запоминает и может повторно использовать при решении аналогичного задания.

Ребята из группы детей среднего дошкольного возраста, придерживаясь того же метода проб и ошибок, стараются совершать действия в уме, после чего при необходимости решения задачи пробуют на практике тот вариант, который в уме показался наиболее эффективным.

В старшем дошкольном возрасте дети способны на обобщение практического опыта, решают задачи в уме, используя обобщенные образы, отображая лишь те особенности предмета, которые помогут найти правильное решение для задачи.

Во время игр, конструирования, рисования у детей развивается знаковая функция сознания, в процессе чего они учатся строить наглядно-пространственные модели, которые являются отображением реальных связей вне зависимости от намерений и желания дошкольников. В итоге дети, не создавая эти связи намеренно, используют их в процессе решений задач.

Развитие художественно-образного мышления у дошкольников

Понятие художественно-образного мышления можно разделить на компоненты: «художественное» — является отражением особенностей восприятия для раскрытия образа, и «образное» — способность анализировать, обобщать, группировать.

Оптимальным способом стимулировать развитие художественно-образного мышления является приобщение к искусству. Специалисты уверены, что у дошкольников нужно формировать позитивную картину мира с самых ранних лет, окружая их поэзией, музыкой, приобщая к живописи.

Развитие художественно-образного мышления с использованием практических приемов и методов позволит детям правильно оценивать ситуации, находить верные решения для задач, а также придумывать инновационные идеи.

С детьми можно заниматься, используя музыкальные игры, основанные на ряде действий, схожих со звучанием музыкальных инструментов. Также дошкольников можно обучать находить правильные ассоциации во время прослушивания музыки, прививать способность замещать элементы музыкальной речи символами, развивать словарь эмоций и музыкальное мышление.

Творческие задания и игры с необходимостью демонстрации эмоциональных переживаний, выстраивания игровых действий на основе сюжетной линии, а также вариации музыкальной деятельности стимулируют развитие художественно-образного мышления у дошкольников.

Обучение чтению дошкольников онлайн

Мы учим детей читать по складам онлайн бесплатно.

Обучайте ребенка чтению с использованием андройд приложения Android обучение чтению Тренировка звуков русской речи, буквенная мозаика. Словарный запас в 1000 слов. Простые (3 слога) и сложные слова (5 слогов)

Подберите правильно картинку

Составьте слово из слогов

Развитие слухового аппарата

Восприятие схожих слогов

Устный счет в уме

Уясните значения слов

Русская речь на слух

Быстрое чтение слов

Найдите слово в матрице

Научись играть на гармошке

Развитие музыкального слуха

Восприятие текста на слух

Есть идея тренинга для дошкольника?

Знаете где есть полезные онлайн тренинги, которые продаются за деньги?

Есть затруднение в обучении?

Доброго времени суток!! Спасибо за ваш сайт обучения чтению. Это гениальное изобретение. Сын за пару вечеров сделал успехи в освоении слогов. Узнает, читает, запоминает. И ему нравится. Мы посещали два детских обучающих центра результатов очень мало, но за два вечера ваших занятий мы сделали прорыв!! Меня интересует сколько по времени максимум должно длится занятие? И не важно ли что мы идем вразброс по заданиям выбирая что ему интересно?

Прописи для детишек 4-6 лет. Прописи разработаны с учетом психологического развития ребенка и его способностей к рисованию. Ребенок обводит прописи разными цветами создавая различные рисунки.

Прописи нужно давать ребенку одну за другой, не слишком настаивая на том, чтобы он делал все из под палки. За один раз ребенок может написать одну страницу. На следующий день — другую страницу. Такой способ обучения будет вызывать отторжения.

Предлагаем вам онлайн сервис изучения русского алфавита для детей. Принцип игр состоит в том, что для каждой буквы алфавита подобраны соответствующие картинки с изображениями предметов, животных, продуктов, растений и так далее.

Для каждой буквы название картинки начинается на эту букву, таким образом ребенок, называя слова и просматривая картинки, запоминает буквы. Нельзя сказать, что это игра, это скорее онлайн книга для изучения алфавита.

Для того чтобы развить память у ребенка необходимо несколько минут в день. Лучше часто и понемногу, чем один раз и долго. При соблюдении этих условий уровень памяти дошкольника будет значительно улучшен. Тесты на память, онлайн игры на развитие музыкальной и визуальной памяти

Таблица умножения для детей, упражнения не развитие устного счета, запоминание последовательности чисел. Для самых маленьких детей — раскрасска чисел. Упражнения подобраны специально для детей 5-9 лет. Легкая игровая форма.

Отличное упражнение для отдыха и творческого развития. Работают совершенно иные центры мозга. Развитие мелкой моторики рук, развитие умения концентрироваться на деле, фантазия — все это решается при помощи творческого дорисовывания незаконченных картинок.

Не нужно портить бумагу. Все рисунки производятся онлайн.

Поэтапное (пошаговое) рисование — упражнения для детей школьного и дошкольного возраста. Поэтапное рисование развивает мелкую моторику рук и пальцев. Известно, что речевой центр человека связан с моторным центром рук и пальцев, поэтому развивая пальцы и рисовательный навык, родитель так же развивает и способность выражать мысли через звук.

В данном разделе приведены простые упражнения на развитие рисования. Ни чего выдумывать не нужно, компьютер показывает как рисовать тот или иной рисунок, следует лишь повторить то же самое на бумаге.

Буквы английского языка — раннее обучение детей чтению на английском языке. Раскраски букв английского языка. Расстановка букв по местам.

Набор занимательных музыкальных игр для детей. Барабаны, пианино, гитары, постановка музыкального слуха. Забавные игры для проведения времени и тренировки.

Развитие образного мышления у детей

В данной статье мы расскажем о том как развивать образное мышление у детей.

На занятиях, которые проводят с детьми дошкольного возраста – играх, рисовании, конструировании из разных предметов, кубиков — перед дошкольником всё время всплывают всё новые задачи, которые требуют представлять ему что-то в уме. Именно поэтому у ребёнка начинает развиваться образное мышление. Такое мышление становится основой для создания логического, словесного мышления, в последствии оно понадобится для успешного усвоения большинства школьных дисциплин.

Мир, который окружает ребенка, преподносит с каждым новым годом все более сложные задачи, и для решения таких задач, уже мало всего лишь слышать, видеть, чувствовать, но очень важно уже выделять определённые связи и отношения между определёнными явлениями.

Проявление любопытства становятся нормальным сопровождением процесса взросления малыша. Для самостоятельного ответа на многие вопросы ребенку нужно обращаться к работе мышления. Как раз, при помощи мышления вы получаете разные знания, те которые не дают нам органы чувств.

Можно отнести мышление к данным ощущениям и восприятий, которые сопоставляют, различают и раскрывают отношения между происходящими окружающими явлениями. Окончательный результат мышления, это мысль, которая выражается в слове.

Мышление ребёнка, точно, так как и остальные познавательные процессы, имеет свои особенности. К примеру, малышу в среднем дошкольном возрасте на прогулке около речки можно задавать подобные вопросы:

— Витя, а почему плавают по воде листики?

— Потому что листья легкие и маленькие.

Дошкольники данного возраста не могут пока еще выделить существенные связи в явлениях предметах и делать из этого обобщающие заключения. На всём протяжении этого возраста мышление ребенка постоянно меняется. Это, конечно же, выражается в первую очередь и в том, что малыш овладевает всё более новыми и удобными способами мышления, а также и умственными поступками. Его развитие происходит этапами, и каждый прошлый уровень просто необходим для последующего этапа. Мышление развивается, переходя от наглядно — действенного к образному. После этого на основе уже созданного образного мышления, постепенно начинает развиваться образно-схематическое мышление, которое представлено промежуточным этапом между такими мышлениями, как образным и логическим. При помощи образно-схематического мышления можно установить отношения и связи между предметами, а так же их свойствами.

Как правило, к поступлению в школу образное мышление ребёнка доходит до достаточно высокого уровня. Но это не означает, что больше можно не переживать о его дальнейшем развитии. Вовсе оно ещё не завершено. Занятия, проводимые с дошкольником, будут полезны и в школе.

Многие из нас считают, что творческое мышление — это дар, и с этим нужно родиться. Если у вас нет такого врожденного дара, можно его развить. Вот несколько возможностей:

Избавьтесь от стереотипа: «творческие люди рождаются таковыми». Это первый и главный шаг.

Займитесь чем-нибудь творческим. Самое простое — это фото. Купите фотоаппарат или мобильный телефон с ним и снимайте все, что считаете интересным.

Перед сном не грузите голову насущными проблемами, пофантазируйте: путешествуйте в будущее, придумывайте какие-нибудь истории. Это все равно что писать книги, только в своем воображении (хотя можно и записать, но когда выспитесь 🙂 )

Очень хорошо влияет на творчество красота. Рисуйте ее для себя везде. Можно увидеть красоту даже в валяющемся мусоре. Сложно? Прищурьтесь — теперь плохо видны очертания предметов, и вместо мусора можно вообразить цветы, растущие на земле 🙂

Рисуйте, даже если у вас это плохо получается.

Не готовьте одно и то же, не пользуйтесь рецептами — создавайте свои блюда. Это интересно и, скорее всего, вкусно. Этот процесс может доставить массу удовольствия.

Интересуйтесь всем, ходите в новые места. Разнообразие информации и впечатлений расширяет горизонты вашей креативности.

При просмотре фильмов и прочтении книг — придумывайте на ходу продолжение.

Развивайте в себе творческие способности, и тогда мир станет для вас красивее и интереснее.

Критическое мышление — это такое мышление, которое было создано в византийских университетах христианскими богословами. Доказывать любую мысль, подтверждать, подкреплять любое основание, проверять любой тезис.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

Бесплатные игры на мышление помогут ребёнку, научится выделять главное, обобщать информацию и делать соответствующие выводы. Постепенно наши игры на логику помогут развить у ребёнка умение здраво рассуждать самостоятельно, что важно для полноценного развития. Не забывайте, что помимо обучающей пользы, играя вы прекрасно проведёте время!

Критическое мышление — это непредвзятое изучение предмета или проблемы. Процесс начинается с определения того, что предстоит изучить. Затем следует приступить к свободному выявлению фактов и рассмотрению вариантов и в конце перейти к основанному на фактах осмыслению. Затем сравниваются побуждения, предубеждения и предрассудки как учащегося, так и специалистов, вырабатывается основа для собственного суждения.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего — с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей. С помощью логического мышления вы сможете отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Что важно: выявить предубеждения; передать знания друг другу; влияние данных знаний для решения данной проблемы.

В дошкольном возрасте продолжается развитие действенной формы мышления. Она не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень, который характеризуется следующими особенностями.

Развитие логического мышления — одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях.

Знаете ли Вы, что способность к мышлению или осмыслению можно развивать у ребенка буквально с первых дней жизни. И в этом нет ничего удивительно. «Как?» – скажете Вы. – «Разве не достаточно развивающих игрушек, а также разных методик раннего развития и тому подобных вещей, которыми мы пичкаем наших детишек с рождения?» Хочу Вас успокоить и объяснить, что собственно само мышление как способ познания уже заложен природой в каждом из нас. А научить ребенка можно именно культуре мышления, сформировать кругозор.

Ребенок мыслит действуя. Так именно осуществляется вся его аналитико-синтетическая деятельность. Анализ и синтез выполняются им чаще всего в действенной форме. Ребенку раннего возраста трудно вычленить что-либо только в мысленной форме. Так же трудно дается ему только мысленное объединение чего-либо в одно целое. И в том и в другом случае он стремится к реальному расчленению предмета или к реальному соединению его отдельных частей. Сравнивая, он указывает рукой, пальцами на то, что выделяется и сравнивается им, как бы помогая этим сравнению.В неразрывной связи с действием осуществляются и первые абстракции ребенка.

При подготовке к школе очень важно помочь вашему ребенку развить логическое мышление. В этом Вам помогут очень интересные и познавательные задания на развитие мышления у детей. Выполняя эти задания , ваш ребенок научится сравнивать и рассуждать. Ваш ребенок разовьет логическое мышление. Задания на развитие мышления, очень важны при подготовке к школе. Очень хорошо если ваш ребенок самостоятельно может объяснить свой выбор при выполнении заданий на развитие мышления. Если ваш ребенок затрудняется или дает неправильный ответ, подскажите ему, но не отвечайте полностью за него.

Источники:
Игры на внимание и концентрацию у детей
Обучение буквам, слогам, чтению, беглому чтению детей и дошкольников
http://poskladam.ru/vnimanie
Необходимость развития образного мышления у дошкольников
Что такое образное мышление? Как протекает развитие образного мышления у детей дошкольного возраста в разные периоды. Особенности развития образного мышления у детей с ЗПР, нарушениями слуха и речи.
http://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/neobhodimost-razvitiya-obraznogo-myshleniya-u-doshkolnikov.html
Обучение чтению дошкольников онлайн
Обучение буквам, слогам, чтению, беглому чтению детей и дошкольников
http://poskladam.ru/
Развитие образного мышления у детей
Обучение буквам, слогам, чтению, беглому чтению детей и дошкольников
http://poskladam.ru/vnimanie/vnmn_obraznoe_miyshlenie.html

COMMENTS