Развитие эмоциональной сферы ребенка

Развитие эмоциональной сферы ребёнка: зачем и как

Продолжает работу наша рубрика «Разговор по душам» и её ведущая мама-психолог Анна Бравославская , которая отвечает на ваши вопросы. Если и у вас есть вопрос к психологу, можно отправить его Анне на почту psy-mama@yandex.ru.

Здравствуйте, дорогие блогомамы!

Я получила много писем от вас после выхода статьи про ревность между детьми. Так что, хотелось бы остановиться на теме эмоций поподробнее.

Итак, как развивать интеллект более менее понятно. Но что делать с эмоциями? Как их развивать? И нужно ли это?

Развивать эмоциональную сферу ребёнка просто необходимо. Широкой общественности это стало очевидно после выхода в свет книги «Эмоциональный интеллект» несколько лет назад. Как стало известно, многочисленные исследования показали, что для достижения успеха в жизни не столько важен IQ, сколько EQ.

Этот показатель включает в себя такие важнейшие понятия, как эмпатия, интуиция, умение налаживать и поддерживать широкую сеть социальных контактов и прочных эмоциональных связей и т.п.

Но даже если оставить в стороне пресловутую успешность, очевидно, что чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше человек «встроен» в социум, тем плодотворнее, богаче его отношения с окружающими, выше его удовлетворённость жизнью в целом. Не говоря уже о том, что люди, плохо знакомые со своей чувственной сферой, гораздо больше подвержены тяжёлым заболеваниям вплоть до онкологии.

Есть такой психологический термин – алексетимия – он обозначает неспособность человека называть эмоции, проживаемые им самим. Так вот, при исследовании больных с различными заболеваниями средней тяжести, у большинства из них (до 80%) обнаруживается алексетимия.

Каким же образом мы можем способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка? Во-первых, начнём с себя. Необходимо научиться отслеживать своё состояние и проговаривать свои эмоции, особенно негативные. Лучше всего здесь подходит «Я-высказывание» — это метод общения в конфликтных ситуациях, при котором любую фразу нужно начинать со слов «Я» и «мне». Например, не «Как ты мог?!», а «Мне очень неприятно, когда…». Или вместо «Зачем ты…» — «Я очень расстроена тем, что…» и т.д.

Если вы будете комментировать своё состояние, постепенно ваш ребёнок станет лучше распознавать ваши эмоции, а заодно и свои. Конечно же, таким же образом хорошо комментировать состояния других людей, героев мультфильмов, книг и т.д. «Как ты думаешь, что он почувствовал, когда…», «почему она так поступила?», «как ты понял, что она чувствует именно это?» и т.д.

Так воспитывается чувство эмпатии, сопереживания. Кроме того, чувства и эмоции хорошо проигрывать вместе с игрушками, куклами. Можно проигрывать целые сценки, и не забывать жалеть кукол, сочувствовать им или радоваться вместе с ними.

Через какое-то время, скорее всего, вы обнаружите, что можете предвосхитить своё поведение в определённой ситуации. Например, что состояние усталости сопровождается сильной раздражительностью и т.д. В таких случаях можно предупреждать домашних, что вам нужно время, чтобы восстановиться, и что вспышки недовольства не стоит принимать на свой счёт.

Этот манёвр не только поможет сохранить спокойную атмосферу в доме, но и продемонстрирует детям пример обращения со своими эмоциями.

Детям также можно предоставлять время и место для проживания неприятных состояний. Кроме того, именно у нас дети учатся способам проявления своих эмоций: что делает мама, когда расстроена? Как папа сердится?

Наши эмоции связаны с нашим телом, если подавлять их проявления, возникновение психосоматики неизбежно. Но именно вы можете показать ребёнку, что, разозлившись, ударить можно, но не человека, а подушку или косяк двери. Что при сильной радости можно и нужно обниматься или, хотя бы, прыгать и размахивать руками. 🙂

Чем больше оттенков эмоций будет знать и различать ваш ребёнок, тем богаче будет его эмоциональная жизнь. Здесь поможет как изучение словаря синонимов, так и специальные игры с карточками, книги, посвящённые эмоциям, психотерапевтические сказки.

В специализированных магазинах есть даже плакаты с изображениями различных эмоций. Можно обсуждать, как проявляется на лице то или иное чувство (брови подняты, уголки рта опущены…), играть в «изобрази эмоцию» или, наоборот, «что я чувствую?».

Пока ребёнок сам не очень хорошо разбирается в собственных чувствах, мы можем подсказывать ему: «Ты очень расстроен, да?» или «Я вижу, ты очень зол…». Здесь важно, конечно, не навязывать своё видение, а считывать эмоцию малыша и называть её.

В том случае, если вы угадали, ответом будет облегчённое «да!», глубокий выдох, свидетельствующий о расслаблении, и, возможно, слёзы, которые довольно быстро пройдут.

Впрочем, этот приём хорошо подойдёт и для эмпатического слушания в любом возрасте. Здесь важно также нормализовать эмоцию, снизив тем самым её градус – «ещё бы! Тут есть от чего разозлиться!» или «на твоём месте я бы чувствовала то же самое!». Дальше лучше дать высказаться ребёнку.

Кроме того, очень важно различать ощущения, эмоции и чувства . Многие взрослые признаются, что сами путают эти переживания. Ощущения имеют телесную природу: голод, усталость, озноб… Чувства более глубокие, чем эмоции: сравните любовь и заинтересованность, раздражение и ярость. Путаница в своих переживаниях приводит к тому, что люди не различают, что они чувствуют, а, значит, не умеют эффективно работать со своими состояниями.

Например, что-то мне плохо как-то, пойду поем. А на самом деле, это не голод вовсе, а чувство тревоги из-за неприятностей на работе. Или: что-то меня крутит прямо! С кем бы подраться? Прямо бесит всё! А это не раздражение, а чувство печали из-за ссоры с девушкой. Негативные чувства часто заменяются на более приемлемые для данной личности, и подмена происходит тем легче, чем меньше человек разбирается в себе.

На развитие эмоциональной сферы также хорошо работают все творческие занятия, но именно как свободное творчество или работа под музыку, например. Все телесные практики – танцы, плавание, массажи, бесилки и всевозможные обнимашки также, безусловно, хороши. 🙂

Кроме того, важно заметить, что интеллектуальные занятия являются в некотором роде антагонистами эмоциональному развитию. Дело в том, что наш организм обладает ограниченным запасом энергии, и мы можем его тратить только на что-то одно. Уже давно доказано, что переизбыток интеллектуальной нагрузки в дошкольном возрасте приводит к истощению эмоциональной сферы в долгосрочной перспективе.

Конечно же, я имею в виду крайние показатели, и между очевидным перегрузом интеллектуальной сферы и педагогической запущенностью лежит довольно большой континуум. 🙂

В любом случае, я обязательно остановлюсь на этом моменте поподробнее в следующих статьях.

Развитие эмоциональной сферы ребенка

Мир, в котором мы живём, становится всё прагматичнее и жёстче. Каким он будет на закате 21 века? Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый современный воспитатель и педагог задумывается об этом.

Ведь будущее закладывается уже сегодня. Его предстоит создавать нынешним воспитанникам детского сада и ученикам школы. С ними мы связываем наши лучшие помыслы и надежды. В связи с этим перед нами стоит задача – сформировать творческую личность, достойного гражданина нашей страны.

Наше предназначение в том, чтобы в детях, которых мы воспитываем, были заложены предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение видеть и творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

Чтобы обеспечить эмоциональную включённость детей в процесс обучения, мы стараемся строить свои занятия в форме диалогового общения, давая детям возможность в полной мере проявить свои уже имеющиеся знания и выразить свои мысли и чувства в рисунке.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

При благоприятных условиях жизни и воспитания у детей 3-6 лет во время игр, изобразительной и трудовой деятельности интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, нагляднообразного мышления, творческого воображения. В эти годы складываются и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, предпочтения, интересы.

Если в данном возрасте эти процессы не будут надлежащим образом сформированы, восполнить такой недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным, что нанесёт существенный ущерб и обучению ребёнка в школе, и его дальнейшему развитию.

Развитие ребёнка представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующихся системным соподчинением мотивов деятельности ребёнка.

Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют определённую роль в реализации существующих и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких, как познавательный, альтруистический /бескорыстное служение другим людям, противоположность эгоизму/, нравственный, трудовой и т.д.

Педагогическое значение правильного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова /как усвоения/, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающую познавательную деятельность и обеспечивающую эффективность процесса познания, называют ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ.

Однако, помимо интеллектуальных эмоций, исключительную роль в становлении личности ребёнка и формировании его активной жизненной позиции играют нравственные эмоции. Это эмоции, которые имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности.

Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается преимущественно с близкими людьми. С момента поступления ребёнка в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности. Огромное значение для развития личности имеет эмоционально-психологический климат той группы, где находится ребёнок.

Только систематическая работа по воспитанию у дошкольников нравственных эмоций может привести к формированию у них таких качеств и свойств, как доброта и отзывчивость, щедрость и гуманность, готовность пожертвовать личными выгодами для блага другого, при наличии которых ребёнок станет личностью.

Данные педагогики, детской психологии и возрастной физиологии свидетельствуют о том, что дошкольное воспитание и обучение играют решающую роль в физическом и духовном развитии человеческой личности. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей гармонической личности ребёнка. Но громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей. Правильно организованное физическое воспитание детей есть основа основ, оно создаёт хорошее самочувствие, “заряжает” ребёнка хорошим настроением и энергией.

Эффективность обучения /в узком смысле этого слова/ зависит в большей мере от того, как ребёнок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребёнка, но и более широко на умственную активность и даже на творческие способности.

Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребёнка к школьному обучению, мы имеем в виду прежде всего его личностную готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребёнка к людям и к окружающей действительности.

Психологи указывают на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Решающую роль в этом играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Итак, эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. Особо важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения требований, подчинения нравственным нормам поведения. Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющими напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

Таким образом, внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственнопредметной деятельности. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Ребёнок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается прежде, чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно и для него самого.

В последние годы происходит реформирование системы образования, но, к сожалению, на фоне этих изменений явно недостаточно уделяется внимание развитию ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ребёнка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. Однако, как справедливо в своё время указывали Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единство способны обеспечить полноценное развитие ребёнка. Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоционального воспитания должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания.

Как уже было сказано выше в процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка.

На занятиях, которые достаточно проводить раз в неделю, дети знакомятся с пятью эмоциями: РАДОСТЬЮ, ГОРЕМ, ГНЕВОМ, СТРАХОМ и УДИВЛЕНИЕМ.

На этих занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества /литература, живопись, музыка/.

Цель:

  • обучать детей умению выражать своё настроение, чувствовать и определять эмоциональное состояние другого, изображать в рисунке различные эмоциональные состояния; учить рассказывать об изменениях выражения лица;
  • определять эмоциональный характер музыки, соотносить эмоции с характерами сказочных героев и героев литературных произведений.
  • Материалы и оборудование:

  • карточки с изображение детей с различными выражениями лица /грусть, радость, удивление, страх/;
  • пиктограммы: схематичное изображение лица с различными эмоциями,
  • куклы би-ба-бо,
  • аудиокассета с записью музыки /различные состояния
  • “Облака” А.Айвазова, “Улыбка” В.Шаинского/;
  • -заготовки из бумаги – белые облака;
  • фломастеры;
  • воздушные шары.
  • Методы и приёмы: слушание музыки, ответы на вопросы, чтение стихов, рисование.

    Воспитатель раздаёт детям наборы карточек с изображением детей в различных эмоциональных состояниях / грусть, радость, удивление, страх/ и предлагает выбрать и поставить на фланелеграф карточку, соответствующую настроению детей в данный момент.

    Воспитатель: “Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по волшебным странам с необычными названиями. Название каждой страны соответствует настроению людей, которые живут в них.

    Звучит мелодия таинственного характера.

    — Вот мы попали в первую страну. Вы слышите, какая звучит мелодия? Какой характер у этой музыки? /Ответы детей/.

    -Кажется, что сейчас что-то произойдёт, и мы с вами удивимся. Чему можно удивиться? Чему удивляетесь вы, ваши родители?

    -Как вы думаете, какие люди живут в этой стране?

    -Какое выражение лица у них? /Удивление/.

    -Выберите карточку с таким настроением / или пиктограмму/. А теперь посмотрите на кукол и выберите ту, которая соответствует данному настроению.

    Попробуйте изобразить это состояние, а потом описать, как изменилось лицо человека при удивлении /брови, глаза, рот/. /ответы детей/.

    -Правильно, глаза расширились, брови поднялись, приоткрылся рот. А вот как поэт выражает это состояние:

    В январе букет фиалок,

    Дед Мороза появленье

    Всем сулит нам УДИВЛЕНЬЕ!

    -Так как называется эта страна? Да, страна удивлений или Удивляндия.

    — Теперь мы отправимся в другую страну. Поехали! /Дети делают “поезд” и двигаются в путь./

    — Послушайте, какая музыка звучит теперь /Весёлая, жизнерадостная, светлая, праздничная/. Определите её характер.

    — Когда у вас бывает такое настроение?

    — Давайте определим, какие люди живут в этой стране?

    — У каких героев знакомых вам произведений может быть такое настроение?

    — Когда вы бывали в таком настроении?

    — Изобразите его. Подберите пиктограмму и куклу , соответствующих данному настроению.

    — Как вы думаете, какие цветы могут расти в этом городе?

    — Какое здесь время года?

    — Какие цвета красок вы бы использовали, рисуя такую страну? /Яркие, светлые/

    — Как вы думаете, радость – это когда…?

    -Как мы назовём эту страну?

    Послушайте, как поэт изобразил:

    От мороженого – сладость,

    Милой бабушки приезд.

    Вот такая в жизни РАДОСТЬ

    Никогда не надоест.

    Дети встают друг за другом и “поездом” едут дальше.

    — Из страны радости мы попадаем в другую страну. Какая же здесь звучит мелодия?

    -Какой у неё характер? /печальный, грустный/.

    — С каким настроением живут здесь люди?

    Выберите нужную пиктограмму, соответствующую куклу би-ба-бо.

    — Какие герои вам известны с таким настроением?

    — Когда у вас бывает такое настроение?

    — Какими красками можно изобразить его? /синяя, фиолетовая, чёрная/.

    — Изобразите сами такое настроение и опишите его. /Уголки рта опущены, глаза выражают тоску/.

    — Пытаетесь вы поделиться своим горем с родителями, друзьями?

    — Как мы назовём эту страну? /Горя, печали/.

    Я растила помидор,

    А туда забрался вор!

    У меня большое ГОРЕ:

    Червь завёлся в помидоре.

    — А вот и последняя страна, куда мы с вами отправляемся. Слышите?

    Звучит музыка /Вызывающая страх/.

    — Вам страшно? Попытайтесь изобразить это чувство.

    — Когда вы испытываете страх? /ответы детей/. Подберите пиктограмму и куклу. Опишите это состояние /Рот немного приоткрыт, глаза широко раскрыты, брови приподняты/.

    Если в комнате темно,

    Кто-то в двери – чебурах!

    Испытаешь сильный СТРАХ!

    — Как вы думаете, чего могут бояться жители этой страны?

    — Одежду какого цвета они носят?

    — Как можно назвать эту страну?

    — А теперь вернёмся в наш детский сад / “едут” /.

    А я на них смотрел.

    И два похожих облачка

    Найти я захотел.

    Я долго всматривался ввысь

    И даже щурил глаз,

    Всё вам поведаю сейчас.

    Смеётся надо мной.

    Зачем ты щуришь глазки так?

    Какой же ты смешной.

    Я тоже посмеялся с ним.

    Мне весело с тобой.

    И долго – долго облачку

    Махал я вслед рукой.

    Его от мамы ветерок

    Вдруг далеко унёс.

    И стало грустно-

    Грустно так, а вовсе не смешно.

    И кулаком громадным

    Сердито мне грозит.

    Ох, испугался я, друзья!

    Но ветер мне помог.

    Так дунул, что страшилище

    Над озером плывёт.

    И удивлённо облачко

    Ой, кто там в глади озера

    Такой мохнатый, мягенький?

    Летим, летим со мной!

    Так очень долго я играл.

    И вам хочу сказать,

    Что два похожих облачка

    Не смог я отыскать.

    — Ребята, какое облачко вам больше всего понравилось, такое и изобразите. На столах у вас различные материалы: фломастеры, пастель. Какими хотите, такими и рисуйте.

    Звучит музыка В.Шаинского “Облака” из мультфильма.

    По окончании работы все облака рассматриваются и определяют настроение.

    — Какое настроение вам больше всего нравится? Если ваше настроение изменилось, поменяйте карточку на фланелеграфе, которую поставили вначале занятия.

    Детям раздаются воздушные шары с нарисованными настроениями счастья.

    — Сегодня мы с вами учились определять настроение. Лучше всего, когда чело век весел, тогда он добр, приветлив. Всем хорошо рядом с таким человеком.

    ТАК ДАВАЙТЕ ДАРИТЬ УЛЫБКУ И ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИМ НАС ЛЮДЯМ!

    Источники:
    Развитие эмоциональной сферы ребёнка: зачем и как
    Как развивать эмоциональную сферу ребёнка? Почему это важно и как мы, родители, можем способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка
    http://www.blogimam.com/2015/02/razvitie-emocionalnoj-sfery-rebyonka-zachem-i-kak/
    Развитие эмоциональной сферы ребенка
    Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
    http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/413059/

    COMMENTS