Раннее развитие речи

Как помочь развитию речи у детей раннего возраста?

Читайте в этой статье:

Развитие речи у ребенка начинается почти с самого момента его появления на свет. Огромную роль в этом процессе играет общение мамы со своим крохой во время кормления и купания, прогулок или укладывания спать. Воспринимая обращенные к нему слова взрослых, малыш постепенно учится реагировать на них сначала эмоционально, улыбкой, а позже стараясь издавать ответные звуки (гуление).

Еще до формирования активной речи ребенок обучается и диалоговой речи, когда взрослые, спрашивая ребенка о чем-то, обращаясь к нему, вслед за этим сами дают ответы на свои вопросы, подкрепляя их мимикой или жестом.

К возрасту 12 месяцев, когда начинается формирование собственно речи и ее словесного выражения, ребенок уже имеет достаточно большой пассивный словарь (слова, которые он знает и понимает, но не умеет пока произносить).

На основании заложенного в младенческом возрасте (до 1 года) фундамента и начинается формирование речевых навыков у детей раннего возраста.

Поэтому так важно общаться с малышом, начиная с 1-го месяца его жизни. Способствуют восприятию и формированию речи всевозможные песенки, ласковые стишки и потешки, простые обращенные к ребенку слова, произносимые эмоционально, с хорошо выраженной мимикой во время любого действия мамы.

Можно выделить такие этапы развития речи у детей до годовалого возраста:

В это время ребенок хорошо реагирует на игры в прятки или поиски игрушки, спрятанной в коробочке. Закрывая лицо руками, взрослый спрашивает: «Где мама?», открывая лицо, произносит: «Ку-ку, а вот мама!». Показывая малышу игрушку, взрослый называет ее: «А вот киса! Как мяукает киса? Мяу-мяу! Это наша киса!», потом игрушка откладывается в сторону и следует вопрос: «Где киса?». Ребенок взглядом находит игрушку или тянется к ней, взрослый проговаривает: «Вот она, киса! Мяу-мяу!». Впоследствии игра усложняется: игрушку кладут в коробочку, спрашивая у крошки, где она.Много пользы принесут игры в «Ладушки» или «Сороку»:

  1. «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку. Кыш, полетели, на головку сели». При словах «Ладушки, ладушки…» — показать ребенку, как хлопают в ладоши, похлопывать его ручками. При окончании стишка производят движение улетающих и «садящихся на головку» рук малыша.
  2. «Сорока-сорока, кашку варила, деток кормила» — ладошка малыша поглаживается круговыми движениями маминого пальца, затем пальчики начинают по одному загибать, как будто считая: «Этому — дала, этому — дала… А этому — не дала!». Такое упражнение способствует формированию мелкой моторики пальцев и напрямую связано с развитием речи у детей раннего возраста.

Среди развивающих речь занятий должны присутствовать игры с называнием частей лица и тела у куклы, ребенка и взрослого. Игрушку рассматривают, называют ее и концентрируют внимание ребенка на одной из частей тела, называя ее: «А вот у ляли ручка. Ручка! А у Васи где ручка? Вот у Васи ручка! Где у мамы ручка? Вот у мамы ручка!»

Для развития мелкой моторики пальцев ближе к году ребенку надо давать рисовать пальчиковыми красками, цветными карандашами или мелками, разбрасывать некрупные игрушки, предлагая собрать их в ящик или в кучку. Хорошим подспорьем станет «волшебный мешочек» с разными игрушками. Взрослый показывает часть игрушки (голову кошки, кабину машины и др.), оставляя все остальное закрытым. Спрашивает, что это и, услышав ответ, называет игрушку, доставая ее полностью. Спрашивает, какие звуки издает изображенный игрушкой объект, побуждая ребенка к звукоподражанию.

После года ребенок обретает неведомую ему до сих пор свободу: он уже ходит и ему доступны самые разные уголки в доме. На этом этапе формируется любознательность, что вызывает постоянное волнение за ребенка и ограничивать его передвижение. Очень важно не запрещать крохе брать разные предметы, тащить их в рот, играть с ними — он познает мир, ему это нужно. Для его безопасности и своего спокойствия надо убрать подальше все, что может представлять даже минимальную угрозу для здоровья малыша и позволить ему свободно осваивать всю территорию дома.

Уже в 1-м полугодии малыш начинает переводить часть слов из пассивного словаря в активный. Часто предметы или явления, сходные между собой для восприятия, он называет общим для них словом. Родители обязательно должны проговаривать все свои действия, которые видит ребенок. Развивать речь в это время помогают такие игры:

  1. Предлагайте малышу выбрать из нескольких игрушек одну и побуждайте назвать ее.
  2. Играя с ним, показывайте и проговаривайте действия игрушки-персонажа: собачка пошла, легла спать, кушает. Вовлеките в игру ребенка, спросите, что делает персонаж игры, предложите обратиться к нему, позвать или назвать персонаж по имени.
  3. Большое значение имеет выделение некоторых свойств объекта при помощи интонации: большая собачка лает или разговаривает грубым голосом, маленькая — высоким.

Ребенок приобретает возможность отыскивать спрятанные игрушки (под подушкой, в углу и т.д.). Игра обязательно должна приносить радость, поэтому игрушки прячутся не очень хорошо, чтобы их можно было найти.

Незаменима роль детской книги в развитии речи детей раннего возраста. Для привлечения внимания выбирайте такие книжки, содержание которых будет понятно малышу. Яркие картинки побуждают к рассматриванию их и называнию изображенного, имитации звуков, издаваемых им. Чтение должно быть хорошо интонировано и выразительно.

Чтобы сформировать артикуляционный аппарат ребенка, ему можно предложить выполнять в виде игровых действий следующие упражнения:

Скорость развития у всех детей разная и не заставлять чадо стараться делать то, что кто-то умеет лучше него.

На этом этапе ребенок впервые начинает обращать внимание на правильность речи и произношение, сравнивает себя со сверстниками. Для тренировки произношения очень полезны скороговорки.

Классические варианты еще недоступны детям, они просто не смогут произнести сложную конструкцию скороговорки. Поэтому применяют упрошенные подобия, направленные на овладение произнесением какого-то звука во время скороговорки: «Бы-бы-бы, дым идет из трубы», «Та-та-та, отворяйте ворота» и похожие, которые можно бесконечно придумывать самостоятельно. При произнесении скороговорки надо обращать внимание на отчетливость артикуляции и стимулировать ребенка произносить звук правильно.

В дальнейшем скороговорки для развития речи должны усложняться, превращаясь в коротенькие стишки: «У нашего мишки в мешке большие шишки», «Серая кошка села на окошко» и др. Приведенные скороговорки направлены на освоение шипящих, что обычно вызывает затруднения у детей до 3-х лет.

Нужно побуждать ребенка произносить скороговорки для развития речи отчетливо и слитно, без ощутимых пауз между словами, постепенно подводя его к тому, что скороговорки должны быть сказаны как можно быстрее и правильнее. Так в жизнь ребенка войдет новая игра-соревнование, в которую можно играть и со сверстниками — скороговорки.

Развитие речи происходит постоянно, для этого родители обязательно дают ответы на вопросы, которые во множестве «вылетают» из ребенка. Ему интересно все, и он спрашивает буквально обо всем, что видит. Задача родителей дать исчерпывающий, но очень короткий ответ, не перегруженный лишней информацией, которая останется недоступной для ребенка.

Они сводятся к неумению произносить некоторые звуки или группы звуков (шипящие, свистящие, «р»). Исправлять дефекты лучше начинать, посоветовавшись с логопедом. Он предложит специальные упражнения для усиления мышц языка, губ, щек, назначит массаж лица для расслабления скованных групп мышц. Логопед посоветует и скороговорки для развития именно тех навыков произношения, которые нужны. Заниматься с ребенком можно в домашних условиях, тщательно следуя предписаниям врача.

Отставание в развитии речи или задержка речевого развития у детей требует обязательной консультации с логопедом. В этом случае лучше не ставить диагноз и не проводить лечение самостоятельно.

Физиологические и психологические особенности развития ребенка в 3 месяца

Развитие ребенка до года по месяцам: основные этапы

У меня двое деток и речевое развитие у обоих абсолютно разное. То, что просто для дочки — недоступно в этом возрасте для сына. Особенности физического и психологического развития влияет на речевые навыки не меньше потешек и стишков.

Моя малышка уже в два месяца повторяла за мной гласные «а», «у», «о». Потом я стала ей уделять меньше времени, так как вышла на подработку, и эти навыки потерялись. И это свойство терять достигнутые навыки при отсутствии постоянного их повторения свойственно малышам до года. Я время говорю с малышкой на английском, но так как живет она в среде русскоязычной, то понимает речь на обоих языках, но пока не говорит, кроме отдельных слогов и подражания тому, что мы говорим.

Хорошая реклама

«Моя Ясна» — сайт о наших замечательных, умных и активных детках.

Раннее развитие речи детей

В последние годы специалисты начали отмечать неутешительную для современного общества тенденцию – количество детей, у которых отмечается задержка развития речи, увеличивается с каждым годом. Объясняется такое положение вещей очень просто: чтобы обеспечить своим детям достойный уровень существования родителям приходится практически все свое время посвящать работе, поэтому на воспитание и развитие подрастающего поколения у них не остается ни сил, ни времени.

А ведь речь для ребенка едва ли не самое главное умение, благодаря которому он переходит на качественно новый уровень развития. Естественно, поскольку освоение речи заложено в нас самой природой, рано или поздно любой ребенок начинает говорить (если, конечно, у него нет психо-физических отклонений). Но чем позже это произойдет, тем с большим количеством психологических проблем малыш столкнется в будущем.

Именно поэтому очень важно, чтобы родители все-таки понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.

Голосовая активность детей проявляется с самого рождения в виде крика, переходящего в плач, посредством которого ребенок сообщает о том, что он испытывает определенный дискомфорт (голод, холод, жару, боль и т.д.). К третьему месяцу сытый и здоровый малыш проявляет голосовую активность в форме «гуления», которое является следствием непроизвольно возникающих позиций развивающегося артикуляционного аппарата (мягкого неба, губ, языка, глотки и гортани). С помощью «гуления» младенцы постепенно осваивают интонационную систему языка, подражая интонациям окружающих людей.

Уже к шестому-восьмому месяцу ребенок произносит первые «внятные» звуки («ма», «па», «ба» или «на») ритмически и многократно повторяя их. В этом же возрасте малыши начинают понимать, о чем говорят взрослые (причем, даже не столько речь, сколько интонации), и реагировать на нее определенными действиями (например, подползать на зов мамы или махать ручкой). Они учатся варьировать свои возгласы и интонации в зависимости от тех чувств, которые его переполняют (радость или недовольство, страх или боль).

Свои первые осмысленные слова ребенок произносит в возрасте 12-14 месяцев. Конечно же, это еще примитивные слова типа «дай», «ав-ав» или «би-би», но с их помощью ребенок вполне внятно может объяснить, что он хочет или видит.

Сразу скажем, что такой процесс развития детской речи возможен только при одном условии – взрослые будут не просто кормить, мыть и переодевать ребенка, но и много разговаривать с ним, предоставляя малышу «материал» для подражания. Если к первому году жизни гуление не перейдет в лепет, а затем в слова, родителям стоит проявить беспокойство.

Что делать, если ребенок, по мнению родителей, немного отстает в речевом развитии? Многие родители уверены, что в таком случае необходимо обратиться за помощью к психологу и записать малыша в какой-нибудь развивающий центр. Но чаще всего вполне достаточно уделять ребенку немного больше внимания и заботы. Следуя нашим простейшим рекомендациям, вы не только поможете ребенку стать гармонично развитой личностью, но и сами весело проведете время.

Стимулировать речевую активность и познавательную потребность ребенка необходимо с самого первого дня рождения. Поэтому не нужно пеленать малыша. Пусть его ручки всегда будут свободными, чтобы он мог их изучать и наблюдать за тем, как они двигаются. Постоянно разговаривайте с ребенком, рассказывая ему обо всем, что происходит вокруг. Ведь разговор – это диалог, позволяющий сформировать первые речевые навыки ребенка, даже если они пока проявляются в виде детского лепета, улыбок и жестов.

Всегда разговаривайте с малышом спокойно и ласково, чаще улыбайтесь и старайтесь заинтересовать его своей речью. Поскольку на первых порах для него важны не столько слова, сколько мимика, жесты и интонация, не стесняйтесь проявлять свои эмоции и вести себя немного по-детски. Стремление подражать вам будет способствовать развитию подвижности его губ и языка. Комментируйте каждое свое действие: «Ты проголодался, сейчас мы будем кушать», «Ты уписался, сейчас мы поменяем подгузник» и т.д.

Предлагайте ребенку разнообразные предметы для изучения: давайте ему в ручки погремушки, мягкие игрушки, ткань разной фактуры и т.д. Описывайте те тактильные ощущения, которые малыш испытывает при соприкосновении с предметом. Описывайте также части тела ребенка, к которым вы прикасаетесь. Например, какие красивые пальчики, замечательные ноготочки, ровные ножки и т.д.

Помните, первичные знания об окружающем мире малыш получает в процессе наблюдения и общения с вами. Постарайтесь не оставлять его надолго в одиночестве, и ни в коем случае не становитесь молчаливой мамой.

Важно! Специалисты рекомендуют разговаривать с детьми «взрослым» языком (то есть, без «сюсюканья» и детского лепета). В противном случае, ваш малыш еще долго не сможет научиться говорить, например, вместо «бибика» машина или правильно выговаривать слова.

Ученые доказали, что речевая зона в коре головного мозга находится в непосредственной близости с проекцией кисти руки. Этот факт позволяет рассматривать руки ребенка как «орган речи», практически равноценный артикуляционному аппарату. Именно поэтому специалистами в свое время было выдвинуто предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие речевой функции малыша. Таким образом, чтобы научить ребенка говорить, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат и общаться с ним, но и развивать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики полезно еще и тем, что в процессе разработки детских пальчиков у малыша развивается внимание, воображение, мышление, координация, наблюдательность, двигательная и зрительная память. Кроме того, развитые пальцы помогут малышу впоследствии быстро освоить самостоятельное одевание, прием пищи и другие бытовые и учебные действия.

Наилучшими методами развития мелкой моторики принято считать:

  • массаж рук, а также пальчиковую гимнастику и игры типа «ладушки», «коза-рогатая» и «сорока-белобока»;
  • фасолевые ванны (ребенок достает мелкие игрушки из миски с фасолью);
  • лепка из самых разных материалов (пластилин, глина, соленое и обычное тесто);
  • мозаика;
  • игры с крупами (например, пересыпать пальчиками фасоль, горох или гречку);
  • игры-шнуровки;
  • игры с бусинами и пуговицами (можно нанизывать бусинки на нитку или выкладывать из пуговиц панно);
  • пазлы;
  • катание по столу ладошкой шариков, ручек, карандашей и т.д.

Наполнять жизнь ребенка сказочными героями можно с первых же месяцев его рождения. Во-первых, таким образом ваш малыш сможет познакомиться со словами, которые в обычной жизни вы не используете, а во-вторых, это прекрасная возможность пережить общие эмоции и укрепить внутреннюю взаимосвязь между ребенком и родителями. Кстати, помимо речевого развития, чтение книг в самом раннем возрасте приносит еще одну небольшую, но очень приятную пользу – под чтение малыши засыпают намного быстрее и спят гораздо спокойнее.

Желательно выбирать книги для прочтения основываясь не только на возрастных особенностях ребенка, но и на ваших предпочтениях. Другими словами, из книг, рекомендованных возрастной категории вашего малыша, отдавайте предпочтение тем сказкам, которые нравятся лично вам. Маленький слушатель обязательно почувствует вашу заинтересованность и поймет, что чтение книг может доставлять огромное удовольствие.

Постарайтесь как можно чаще привлекать внимание ребенка к содержанию сказки, например, с помощью изменения интонации. Этим вы не только «оживите» сказочных героев, но и поможете малышу развить свою фантазию и воображение. Желательно также вовлекать ребенка в обсуждение только что прочитанной сказки и сравнение сказочных героев с реальными прототипами (например, после прочтение сказки «Волк и семеро козлят» можно показать малышу картинки с настоящими козой и волком, и предложить ему найти отличия).

Как вы уже убедились, развитие речевой активности ребенка не потребует от вас больших материальных затрат и какой-то сверхестественной заботы и внимания. Всего лишь немного терпения, хорошего настроения, творческого подхода и совсем скоро по вашему дому будет бегать разговорчивый, активный, внимательный, развитый и позитивно настроенный карапуз.

Комментарии к статье

Наиболее высокие показатели по итогам прошедшего исследования «Детские сады России – 2017» зафиксиро..

Глава кабмина провёл совещание, на котором одним из обсуждаемых вопросов стало обеспечение местами в..

Опрос воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), проведённый экспертами ВШЭ, показал.

Раннее развитие речи детей, Раннее развитие детей – “Навигатор Образования”

Раннее речевое развитие

На консультации у логопеда родители часто задают вопрос: «Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше и хуже, чем другие дети?» Прежде чем говорить о речевом развитии, хотелось бы отметить, что речь развивается не только в зависимости от умственных и психических особенностей ребёнка, но и от того в какой речевой среде он находится. Развитие малыша очень индивидуально, нет смысла сравнивать между собой сверстников.

С момента рождения ребёнка до 1,5-2 месяцев ребёнок обращает на себя внимания плачем и криком. Уже вскоре после рождения крик приобретает различную тональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Так, крик “голода” отличатся от крика, связанного с охлаждением ребенка, или другими состояниями ощущения дискомфорта. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства. Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию.

Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. При крике отмечается усиление не координированных движений рук и ног. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т.п. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием.

К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э); губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребёнка, которая время от времени начинает носить выражение радости. Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения со взрослыми.

В этот период ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах взрослого.

Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка, потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги “та-та-та”, “га-га-га”, «ба-ба-ба» и т.д.

Уже в 7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, ребенок поворачивает голову и глаза в ответ на вопрос: “Где баба?”, “Где мама?” и т.п. То есть, в это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации.

Первые слова появляются обычно к концу первого года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков позднее — на 11-12 месяце. Первые слова обычно-представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.).

1 год. К этому сроку ребенок употребляет примерно 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).

1 год 3 месяца. Активный словарный запас немного увеличивается, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев . Ребенок показывает одну из частей тела, однако пассивный словарный запас намного больше активного.

1 год 9 месяцев . Показывает три части тела, пробует использовать фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»).Примерный словарный запас 20 слов . Благодаря умению подражать число слов, произносимых малышом, увеличивается. Но, как правило, даже знакомые слова он использует еще редко, предпочитая заменять их мимикой и жестами. В незнакомой обстановке ребенок обычно молчит.

Произношение ребенка пока еще неправильное. Это или сокращенные слова, или своеобразные звукосочетания («чика» — качели, «кезон» — зонт и т.п.)

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования (“мама, дай”, “папа, иди”, “ пить дать” и др.Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

Начиная с 4 лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, в речи значительно увеличивается число прилагательных.Важно научить ребенка рассказывать по картинке(развивать связную речь). Для этого возраста ещё допустимо замена некоторых звуков, и их смягчение.

К концу 5 года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов. Ребёнок в этом возрасте овладевает всеми частями речи.

К 6 летнему возрасту в норме ещё допустимо появление звуков сложных по артикуляции, таких как — Р, Л. Фонематический слух (восприятие звуков речи) должен быть сформирован к 7 годам.

Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью.

Как сформировать полноценную благоприятную речевую среду?

С раннего детства необходимо общаться со своим ребенком, поощрять его эмоциональные проявления, лепет улыбками и теплыми словами. Не лишним будет проговаривание простых ежедневных действий, названий предметов. Совершенно не сложно, одевая ребенка на прогулку, проговаривать, что мы одеваем, какого цвета эта вещь и т.д. Необходимо четко проговаривать простые слова, их можно прохлопывать, чтобы ребенок мог уловить их звуко-слоговую структуру, а в последствии и воспроизвести.

При общении с малышом важно, чтобы он видел родителя, его лицо, органы артикуляции. В этой ситуации, помимо слухового анализатора, подключается зрительный контроль. Это же правило нужно взять за основу при общении с ребенком в более позднем периоде развития, при коррекции звукопроизношения. Часто бывают случаи, что постановка звука не составляет труда, так как вся проблема заключалась исключительно в том, что ребенок не до конца понимал куда следует переместить язычок в том или ином случае. В подобной ситуации можно обойтись без помощи логопеда, изначально выстроив правильным образом общения с ребенком.

Помимо всего прочего, необходим постоянно побуждать ребенка общаться.В младшем возрасте это может быть атмосфера игры, где надо объяснять игрушкам, как надо себя вести за столом, в транспорте и т.д. В более старшем возрасте побуждением к речевому высказыванию могут быть беседа с ребенком, как на бытовые темы, так и обсуждения совместно посмотренных фильмов, прочитанных книг, увиденных картин и т.д. И в заключение хотелось бы отметить, что пассивный просмотр мультфильмов, чрезмерное увлечение гаджетами или длительное сидение перед телевизором негативно влияет на речевое и психическое развитие ребенка. Совместная игра и общение с вами — это то, что развивает вашего ребенка!

Развитие речи детей раннего возраста

Речь – это один из наиважнейших параметров оценки развития высшей нервной активности ребенка. Её развитие начинается с первого месяца жизни малыша, и активно продолжается до возраста 5-6 лет.

Существуют три основных этапа развития детской речи (у ребенка до года):

С рождения малыш не наделен способностью говорить, и для того чтоб привлечь к себе внимание мамы — он кричит. Постепенно, параллельно с миелинизацией (развитием) мозга появляются и новые возможности: к 5-6 неделе жизни ребенок начинает «агукать», то есть произносить простые звуки вместе (к примеру: а, гу-у, э-э-э). Это, по сути, и называется гулением, и составляет важный этап развития речи детей раннего возраста. В течение последующих месяцев вы заметите, что малыш стал «агукать» продолжительнее, а к четырем-пяти месяцам и вовсе гулит разными звуками.

С шести месяцев ребенок начинает повторять отдельные слоги, например «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «гу-гу-гу» и т.д. Также, по мере развития вы отметите, что малыш повторяет ваши интонации, но пока «разговаривает» на своем языке.

К концу первого года жизни, ребенок произносит от 8 до 14 слов, смысл которых он понимает (мама, баба, дай, нет). К двум годам жизни развивается связная речь у детей – в их словаре к этому возрасту около 200 слов. К трем годам ребенок начинает понимать, как использовать времена, падежи.

Как мы подметили чуть выше, развитие речи детей раннего возраста является важным критерием его нервно-психического состояния. Но что делать, если ваш ребенок не спешит начинать разговаривать. Как развить речь в раннем возрасте?

Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтоб дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься.

Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, без того чтоб коверкать слова, объясняя что вы делаете, проговаривая названия игрушек, предметов. Конечно же, этот метод будет действовать, в случае если ребенок здоров, спокоен и в хорошем настроении. Ко всему, детские педиатры отметили, что чем более развит ребенок с физической точки зрения – тем лучше у него способности к формированию речи. То есть ему будет проще освоить активную речь.

Но что делать, если вы занимаетесь дома с малышом, по всем срокам он уже должен заговорить – но этого не происходит. Стоит ли бить тревогу?

Ответ на этот вопрос можно получить, проконсультировавшись с опытным логопедом, ЛОРом и неврологом. Если патология исключена, приступайте к занятиям самостоятельно.

Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.

Принципы, на которых основывается работа с ребенком:

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Источники:
Как помочь развитию речи у детей раннего возраста?
Развитие речи детей раннего возраста требует особого внимания. Формирование пассивного словаря происходит при общении с младенцем. Для детей в 2-3 года значение приобретают скороговорки и чтение.
http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/razvitiyu-rechi-u-detej-rannego-vozrasta.html
Раннее развитие речи детей
Очень важно, чтобы родители понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.
http://fulledu.ru/articles/sadik/rannee-razvitie-detey/article/954_rannee-razvitie-rechi-detey.html
Раннее речевое развитие
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА На консультации у логопеда родители часто задают вопрос: «Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше и хуже, чем другие дети?» Прежде чем говорить о речевом развитии, хотелось бы…
http://www.probaby.ru/your-baby/rannee-rechevoe-razvitie.html
Развитие речи детей раннего возраста
Развитие речи детей раннего возраста Речь – это один из наиважнейших параметров оценки развития высшей нервной активности ребенка. Её развитие начинается с первого месяца жизни малыша, и
http://womanadvice.ru/razvitie-rechi-detey-rannego-vozrasta

COMMENTS