Раннее развитие новорожденного

Младенческие игры: от 0 до 3 месяцев

Вам кажется, что новорожденный абсолютно беспомощен и способен только есть да спать? На самом деле, это не так.

У здорового младенца есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании.

Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.

Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».

Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.

Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети.

Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.

«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»

«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».

Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.

Старайтесь развивать тактильную чувствительность ребенка – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.

Очень любят малыши и самодельные погремушки. Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем.

Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.

Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для ребенка это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

А весной можно выходить на улицу и смотреть, как распускаются почки. Малыш погладит их своими крошечными пальчиками и потеребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.

Изображайте различные звуки голосом, пойте песни (и не только нежные колыбельные, но и громкие, веселые).

На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).

Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).

Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.

Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!

Молоко матери является главным источником витаминов и других питательных веществ для малыша

Новоиспечённые родители часто не знают, с чего начать свои родительские обязанности.

К концу первого года жизни малыш всё настойчивей пробует подняться над уровнем земли.

Когда малыш появляется на свет, главное для него – достаточное количество еды, сон и телесный контакт с мамой.

Одна из наиболее важных покупок в списке будущих родителей — коляска.

Задолго до появления малыша будущие мамы начинают думать о том, что необходимо для него приготовить.

Ваш малыш еще совсем крошечный. На первый взгляд, кажется, что о развитии речи пока говорить рано.

Как же всё-таки воспитывать и кормить ребёнка? Кому из новомодных «гуру» от педиатрии можно верить?

Не правда ли, ваш малыш сильно изменился? Каждый день он радует вас новым движением, звуком, интонацией.

Раннее развитие сейчас вошло в моду. Неутомимые родители готовы буквально с пеленок обучать детишек читать, писать и говорить одновременно.

Мир встречает человека не очень-то приветливо. Резкая смена температуры, слепящий свет, лязг инструментов…

Прогулки на свежем воздухе — один из важнейших ежедневных «ритуалов», которым не стоит пренебрегать.

Кто-то избавляется от манежа раньше, кто-то — позже, но через «манежный период» проходят все!

Нарушение сна в этом возрасте может стать проблемой не только для ребенка, но и для его мамы, которой тоже нужен отдых.

Первые полгода — самые ответственные для родителей и самые важные для ребенка.

В официальной педиатрии принято мнение, что желудок младенца ночью должен “отдыхать”.

Нормальный стул у детей от 0 до года — понятие относительное.

Пришло время вводить в рацион малыша полноценные углеводы, растительные белки, витамины, минералы и пищевые волокна.

Искусственное вскармливание показано только тогда, когда восстановить полноценную выработку грудного молока не удается.

Есть вещи, о которых почти ничего не говорится в большинстве книг по уходу за младенцем. Это взгляд, улыбка, настроение, ощущение незримой связи между вами и вашим малышом.

Наиболее стремительно человек растет на первом году жизни.

Рефлекс сосания появляется у человека еще до рождения. Помимо насыщения, во время сосания груди ребенок испытывает положительные эмоции также и от контакта с матерью.

Однако носить на руках все более тяжелеющее чадо не так-то просто. На помощь приходят различные приспособления для переноски младенцев.

Использовать материалы «Медпортала» на других сайтах можно только с письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение.

Методики раннего развития для грудничков

Бум на раннее развитие не утихает и по сей день, а мамы все так же интересуются, как научить ребенка читать, считать, рисовать раньше, чем ходить. Главное — не переусердствовать, выбрать или совместить методики, которые будут подходить именно вашему ребенку. А UAUA.info вам в этом поможет.

Каждый ребенок обладает огромным потенциалом, который важно вовремя раскрыть, поэтому заниматься ранним развитием малыша можно с самого рождения. Предлагаем ознакомиться с методиками раннего развития, которые подойдут крохе с первых дней жизни.

Главная идея методики Сесиль Лупан — дарить детям как можно больше внимания и стараться стимулировать по возможности все чувства малыша.

Основное направление – раннее физическое развитие ребенка.

Обучение происходит в форме игры, активного общения и веселых занятий с родителями.

Плюсы методики раннего развития Сесиль Лупан

  • активная стимуляция органов чувств ребенка
  • всестороннее развитие интеллекта
  • уделяется внимание эмоциям ребенка
  • ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий
  • методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир

Минусы методики раннего развития Сесиль Лупан

  • родителям придется потратить очень много времени на занятия
  • вызывает опасения метод обучения плаванию ребенка
  • занятым, авторитарным и вспыльчивым родителям эта методика не подойдет.

Методика Марии Монтессори

Педагогическая система Марии Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, в центре которой находится, конечно же, ребенок. Вокруг малыша создается специальная среда, где у него есть возможность жить и самостоятельно обучаться.

Главный принцип — подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию.

Основное направление — логика, моторика, развитие мышления, навыки бытового самообслуживания.

Обучение происходит с помощью специальных монтессори-материалов в пространстве, состоящем из зон — географической, языковой, математической, естественнонаучной, для общего умственного и сенсорного развития.

Плюсы методики раннего развития Марии Монтессори

  • развитие самостоятельности, любви к порядку, дисциплины
  • развитие мышления и речи ребенка через сенсорику
  • ребенок воспринимается как личность, учитель нужен, лишь чтобы направить малыша
  • нет оценок, соперничества, ребенка ни к чему не принуждают
  • монтессори-среда

Минусы методики раннего развития Марии Монтессори

  • ребенок не получает опыт общения и взаимодействия в группе
  • не для застенчивых детей
  • не предусмотрены игры и творчество
  • монтессори-материалы довольно дорогие

Методика раннего развития Никитиных

В основе системы Никитиных — свободное развитие ребенка во время игр, когда малыш может самостоятельно выбрать себе занятие и даже распорядок дня. Родители должны активно участвовать в играх, но ни в коем случае не навязывать свое мнение и хвалить самостоятельность ребенка.

Основное направление — интеллектуальное развитие малыша, спорт, закаливание.

Обучение происходит в подготовленной среде с условиями для развития, с помощью многоуровневых интеллектуальных игр.

Плюсы методики раннего развития Никитиных

  • тело и интеллект ребенка развиваются гармонично
  • развитие самостоятельности, сообразительности
  • закаливание
  • сбалансированное питание
  • развитие логического мышления, смекалки

Минусы методики раннего развития Никитиных

  • ребенка не учат усидчивости, не учат преодолевать трудности
  • дети делаю только то, что интересно им
  • для спортивного уголка нужно много места
  • отсутствие творческого самовыражения.

Методика раннего развития Гленна Домана

Согласно утверждению Гленна Домана, мозг человека способен развиваться во время тренировок, от интенсивности которых зависит результат. Гленн Доман придумал специальные карточки, на которых изображены растения, животные, бытовые предметы и т.д. — эти карточки нужно показывать ребенку, озвучивать, что на них изображено, и малыш запоминает упражнения и тренирует мозг.

Основное направление — приобретение энциклопедических знаний с самого раннего возраста, ускоренное развития мозга ребенка.

Плюсы методики раннего развития Гленна Домана

  • развитие зрительной памяти ребенка
  • развитию мозга способствуют и физические упражнения
  • так как карточки Домана бывают самых разных тем, ребенок получает большой объем знаний
  • карточки можно использовать не по прямому назначению

Минусы методики Гленна Домана

  • у ребенка нет возможности использовать органы чувств во время обучения
  • пассивное получение знаний
  • не развиваются творческие и исследовательские способности
  • методику Гленна Домана обязательно нужно сочетать с другими методиками раннего развития ребенка

Как вы понимаете, чрезмерно увлекаться какой-то одной из вышеперечисленных методик не стоит, так как все они не идеальны. Выбирайте занятия и упражнения, которые нравятся вам и вашему ребенку и помните, что для гармоничного развития малыша необходимы ваша забота, внимание и любовь.

Видеосоветы: Как правильно делать массаж грудничку

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

От рождения до года
От 6 до 16 лет
Полезные ссылки

Авторские права статей защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве. Использование материалов в интернете возможно только с указанием, гиперссылки на портал, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.

Родительство в радость

Физиология новорожденных отличается от физиологии грудных детей, детей дошкольного возраста, подростков или взрослых. Новорожденному не просто начать самостоятельную жизнь, ведь многие его системы жизнеобеспечения не готовы к выходу из материнской колыбели. Ответ на вопрос, почему детеныши многих млекопитающих уже через 5 минут после рождения встают на ноги, а маленький человечек неспособен выжить без помощи родителей, кроется в огромных потенциальных возможностях развития тела, а главное – интеллекта человека.

Многочисленные исследования показали, что в возрасте до 5 лет закладывается основной потенциал будущего уровня интеллектуального развития личности. Особенно интенсивный рост наблюдается в первый год жизни. Лишь тот факт, что к полутора годам масса мозга утраивается, свидетельствует о бурном развитии по всем направлениям.

Развитие новорожденного

Как правило, в первый год жизни родители стараются создать младенцу максимально комфортные условия существования: чистота, тепло, удобство, сытость. Иногда при этом происходит частичное или полное игнорирование развития его нервной системы – с ребенком мало разговаривают, не обращают внимания на его проявляющиеся способности. И это большая ошибка.

Интеллектуальное развитие включает в себя развитие мышления, речевое, психическое и эмоциональное развитие, коммуникативное развитие (навыки поведения, общения, игры). В этот период родителям важно не упустить возможности ребенка, воспользоваться шансом, данным природой, и заложить основу для всестороннего формирования личности.

Помимо специальных занятий, которые помогают раскрыть естественный потенциал малыша, существуют два простых и понятных момента, которые в обязательном порядке должны ежедневно присутствовать в жизни младенца, это: общение и гимнастика.

В столь раннем возрасте приходится идти на то, чтобы общаться с ребенком так, как он этого хочет, ведь иногда поведение младенца может быть обусловлено обстоятельствами, которые произошли с ним не только после появления на свет, но и до этого. Нужно быть готовым к тому, что поведение ребенка будет меняться, поэтому необходимо воспринимать его таким, какой он есть, не оказывая давления, и не прибегая к «наклеиванию ярлыков».

Во время пребывания рядом с ребенком мягким ласковым голосом рассказывайте ему о том, что происходит рядом, в поле его зрения, о том, что его кормят, пеленают, делают массаж и прочее. Мозг человека развивается благодаря получению новых ощущений: визуальных, тактильных, звуковых.

Очень важно при разговоре с малышом давать ему наблюдать за артикуляцией – по движению губ ребенок будет запоминать звуки и потом воспроизводить их самостоятельно. Постоянно разговаривая с ребенком, проявляйте любовь, хвалите – этот пункт должен стать обязательной частью программы по развитию младенца.

Источники:
Младенческие игры: от 0 до 3 месяцев
Младенческие игры: от 0 до 3 месяцев. Вам кажется, что новорожденный абсолютно беспомощен и способен только есть да спать? На самом деле, это не так.
http://medportal.ru/enc/parentschildren/precocity/1/
Методики раннего развития для грудничков
Узнай, какие методики раннего развития подойдут ребенку до года
http://www.uaua.info/grudnichok/razvitiye-baby/article-28907-metodiki-rannego-razvitiya-dlya-grudnichkov/
Родительство в радость
Ранее развитие ребенка. Развитие новорожденного. Почему именно раннее развитие определяет большинство способностей в будущем. Общение с младенцем.
http://happyparent.ru/ranee-razvitie-rebenka-razvitie-novorozhdennogo/

COMMENTS