Раннее развитие детей до года

Методики раннего развития у детей до года

Большинство современных родителей склоняются к мнению, что развитием ребенка нужно начинать заниматься с самого его рождения. Специалистами по детскому здоровью и психологии доказано, что раннее развитие детей действительно помогает им быстрее овладеть всеми необходимыми навыками и освоиться в пока еще незнакомом новом мире. Существует множество методик раннего развития детей, и родители вправе выбрать любую из них или же развивать ключевые навыки малыша самостоятельно.

Первый год жизни малыша считается самым важным, поскольку именно в это время у него очень быстро развиваются не только физические возможности, но и психика, эмоциональная сфера, интеллект. Раннее развитие детей по системе Монтессори, которая является на сегодняшний день одной из самых популярных, подразумевает под собой особую роль родителей и окружающего мира в процессе развития малыша в первые месяцы его жизни. Матери с отцом необходимо не только знать и понимать особенности развития детей раннего возраста, но учитывать индивидуальные потребности собственного малыша, чтобы своевременно дать ему то, в чем он нуждается в данный момент.

Как только малыш приходит в этот мир, его сознание уже оказывается готовым к принятию новой информации из окружающего мира, поэтому раннее развитие ребенка до года является очень важным. Родители должны понимать, как полноценно организовать особую предметную сферу, которая поможет малышу полноценно развиваться как физически, так и психически.

В самые первые месяцы жизни, особенно в период до полугода, активно развивается зрительная и двигательная координации ребенка. Малыш с интересом рассматривает все, что попадает в поле его зрения, и учится чувствовать собственное тело. Он видит собственные ручки и вскоре понимает, что они – часть его самого. Раннее развитие ребенка до года подразумевает стимулирование его зрительной и двигательной координации. Нужно показывать ребенку различные предметы, вешать над кроваткой и напротив нее яркие картинки, игрушки, погремушки, различные по цвету, форме и текстуре, чтобы малыш не только смотрел, но и пытался до них дотянуться. Для этой цели подходят даже самые обычные предметы: яркое платье, блестящий новогодний парик, вырезанные из цветной бумаги или картона геометрические фигуры. У малыша абсолютно любой предмет, привлекающий внимание своим внешним видом, будет вызывать интерес и желание рассмотреть его поближе.

В возрасте до года у детей активно развиваются и тактильные ощущения. Малыш очень быстро осознает, что можно не только смотреть на предметы, но и хватать их ручками. Осязание – это главный способ восприятия ребенком окружающего мира, до тех пор, пока он не научится ходить. Развитие осязания напрямую влияет на формирование нервной системы, помогает малышу осознавать себя и понимать принцип взаимодействия с различными предметами. Методики раннего развития детей рекомендуют разнообразить окружающую среду, доступную ребенку, поскольку это гармонизирует познавательный процесс. Малышу интересно не только видеть предметы, но и трогать их, поэтому так важно не только демонстрировать ему игрушки, но и давать их ему в руки.

Раннее развитие ребенка до года подразумевает участие родителей и в становлении речевой активности малыша. Несмотря на то, что кроха еще не может говорить и только издает какие-то звуки, именно общение взрослых с ним формирует основу его будущей речи. В раннем развитии детей по системе Монтессори большое внимание уделяется разговору матери с младенцем. Несмотря на то, что малыш пока еще не понимает, что именно говорит ему мама, он чувствует ее речь, поэтому важнее всего не содержание, а сами интонации голоса.

Родителям, взявшимся за развитие детей раннего возраста, рекомендуется также не только разговаривать с ребенком, но и петь ему песни. Когда малыш слышит пение, в его головном мозге активизируется намного больше речевых центров, чем при обычном разговоре. Также можно негромко включать на магнитофоне классическую музыку и детские песни, поскольку это способствует развитию слухового сосредоточения ребенка.

Особенностью развития детей раннего возраста является постоянное стремление к познавательной активности. Именно поэтому родителям очень важно выбирать правильные игрушки. Занятия для раннего развития ребенка подразумевают возможность малыша взаимодействовать с предметом, и совершая игровые действия, познавать его свойства. Малыш берет в руки игрушку, и получает новые ощущения, поэтому важно давать ему такие предметы, которые можно мять, грызть. Также для этой цели хорошо подходят игрушки, издающие разные звуки.

К раннему развитию детей можно отнести и стимуляцию способности малыша активно подражать. Социальная адаптация ребенка начинается в первые месяцы жизни, когда он начинает взаимодействовать с окружающими людьми. На первом месте у младенца всегда находятся родители, однако, процесс адаптации идет гораздо активнее, когда с малышом общаются и другие люди: родственники, друзья, дети. Специалистами по раннему развитию детей доказано, что малыши гораздо лучше воспринимают детские голоса, похожие на их собственный, поэтому так важно, чтобы ребенок обязательно общался не только со взрослыми, но и с детьми до трех лет.

Раннее развитие детей до года

09 октября 2011 . Раздел Развивалки

Может показаться, что малыш первых месяцев жизни большую часть времени спит, и главная роль родителей в этот период обеспечить его едой и удобной одеждой, на самом деле это далеко не так. Именно в этот период ребенок активно познает мир и его законы, в этот период закладываются основы его зрительного и слухового восприятия, мышления. Поэтому уже с первых месяцев жизни малыша мамы и папы должны не забывать проводить несложные занятия по раннему развитию. Это вовсе не дань моде на вундеркиндов, а посильная и нужная Вашему ребенку помощь в успешном освоении окружающего его пространства.

Для раннего развития на первом году жизни важно развивать слуховое восприятие малыша.

Для этого он должен постоянно слышать разнообразные приятные по тембру звучания звуки разной громкости и интенсивности.

Это может быть ласковая речь взрослого, обращенная к нему, колыбельная песенка, можно включить в программу таких развивающих мини-уроков прослушивание сборников классической или народной музыки, а также звуков природы, специально аранжированных для малышей. Примерно в 2-3 месяца с младенцем уже можно играть при помощи колокольчика или яркой погремушки.

Станьте рядом с кроваткой малыша на расстоянии примерно 10-20 см, слегка потрясите игрушку, добейтесь того, что ребенок услышал этот звук и нашел его источник, затем медленно переместите погремушку на другую сторону кроватки. Можно также поиграть с малышом в своеобразные прятки. Накройтесь широким платком или пеленкой, а затем позовите из-под неё малыша, когда Вы увидите, что ребенок догадался, откуда раздается звук, поразите кроху, сбросив с себя импровизированную маскировку.

Важно, чтобы малыш научился рано понимать речь взрослого.

Для этого старайтесь беседовать с ребенком первого года жизни простыми, интонационно окрашенными фразами, выделяя основные моменты. Не менее важно, предметно показать, что именно Вы хотите от ребенка. Если Вы хотите уложить малыша, можно похлопывать по подушке, если приглашаете к трапезе – показать бутылочку или тарелочку с кашей и т.п. Выдержите паузу, возможно, в первые минуты ребенок будет осмыслять и вспоминать, что же ему необходимо сделать, и лишь затем, если действий не последовало, терпеливо объясните еще раз. Примерно к полугоду с малышом можно разучивать простейшие игры-сценки, это классические «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая».

Простые ритмизованные слова легко усваиваются ребенком, а повторение забавных жестов помогает развитию координации движений.

Стимулируйте познавательный интерес полугодовалого малыша.

Для этого вполне подойдут простые вопросы: «Где мама? Где папа?», «Где лампочка?» и т.п. Теперь можно поиграть с ребенком в такую игру: вначале спросите ребенка о местоположении игрушки или погремушки, после того как он повернул голову и отыскал глазами заданный предмет, переместите игрушку в другой конец комнаты и повторите вопрос. Малыш начнет исследовать пространство в поисках «пропавшей» погремушки.

В восемь-девять месяцев можно предложить ребенку строить пирамидки из кубиков и купить простой конструктор с крупными деталями. Примерно в этом же возрасте ребенок способен разобрать пирамидку. Обязательно поощряйте любые успехи малыша, во втором полугодии жизни кроха уже отлично умеет отличать речь взрослого по интонации.

Развивайте цветовое восприятие ребенка. В процессе игры называйте самые основные цвета, делайте акцент на отличие цветов друг от друга.

Постепенно ребенок становится заметно активнее, он уже умеет сидеть и ползать, его игровые навыки и координация движений совершенствуются. В возрасте 8-9 месяцев важно организовать для ребенка максимальное количество пространства, в котором он будет свободно и безопасно перемещаться.

Старайтесь удовлетворять любопытство малыша, рассказывая на доступном уровне о названии и предназначении различных предметов, показывая, как ими можно манипулировать. Поощряйте разнообразные предметные игры.

Для успешного раннего развития мышления и речи важна тренировка мелкой моторики рук

Можно предлагать занятия с крупной мозаикой или пазлами, состоящими из 2-3 элементов. Отлично совершенствуют координацию движений и рамки-вкладыши, которые также помогут малышу лучше воспринять понятие формы предметов.

Если же Ваш ребенок пока не проявляет интереса к подобного рода занятиям, лучше не заставлять его, попробуйте предложить ему сортировать камешки или пуговицы, можно поиграть в «рисование» пальчиками по гречке или другим видам круп. Главное, следите, чтобы кроха не поддался соблазну потянуть мелкие предметы в рот. В этом же возрасте можно попробовать вместе с малышом выкладывать простейшие логические цепочки. В качестве материала для выкладывания таких последовательностей подойдут карточки с крупными четкими изображениями, кольца пирамидки или наборы отличающихся по размеру стаканчиков.

Примерно в этом же возрасте можно предложить малышу пальчиковые краски. Будучи нетоксичным материалом, они будут безопасны для здоровья крохи, даже если случайно попадут в рот. Для начала можно попробовать «нарисовать» отпечаток ладошки, это задание малышу нетрудно выполнить, а получившийся эффектный и яркий отпечаток наверняка доставит маленькому художнику массу приятных впечатлений. Занятия с пальчиковыми красками стимулируют развитие тактильного восприятия, помогают в формировании цветовых эталонов, стимулируют развитие творческого мышления.

К десятому месяцу жизни ребенок должен знать имена всех членов своей семьи, уметь показать основные части тела и лица (руки, ноги, глаза, рот и т.д.).

В этом возрасте важно научить ребенка реагировать на Ваши словесные просьбы, это могут быть простые поручения «дай», «принеси». Малыш в этот период с радостью выполняет любые поручения взрослых. Чаще всего, на первых порах ребенок будет отдавать или приносить ту игрушку, которую он держит в руках или, которая находится ближе к нему. Постарайтесь, используя эту его склонность, постепенно расширять пассивный словарный запас, предлагая запомнить названия все новых и новых предметов, которые нужно помочь принести маме.

Развитие речи и мышления стимулирует и чтение первых детских книг.

Можно остановить свой выбор на коротких народных сказках («Курочка Ряба», «Колобок») или легко запоминающихся четверостишиях Агнии Барто. Можно приобрести и специальные детские книжки, страницы которых шуршат, пищат и обладают прочими звуковыми эффектами. Занятия с такой книгой разнообразят опыт тактильных ощущений ребенка первого года жизни, помогут улучшить координацию движений и мелкую моторику.

В последние месяцы первого года жизни ребенок с удовольствием произносит свои первые слоги и звуки.

Это увлечение также стоит использовать для раннего развития ребенка, предлагая повторять за взрослым простые звукоподражания и слоги: «ма-ма», «ня-ня», «му-му» и т.п.

Для малыша первого года жизни нет необходимости устраивать специальные развивающие занятия, все элементы развития являются неотъемлемой частью игры. Все обучающие и развивающие упражнения нужно внедрять в игровой процесс, когда малыш пребывает в хорошем настроении, не устал и полон сил. Внимание к развитию ребенка в первый год жизни не потребует от Вас каких-то особых навыков, все развивающие занятия по силам каждой маме, если найти для них время, они станут надежным фундаментом для дальнейшего гармоничного развития.

Ребенку — 1 год

Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только «развивающими» играми и игрушками?

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать «развивающие пособия»: паззлы для самых маленьких (по 2–4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, «Противоположности», «В зоопарке», «Цвета и формы», «Изучаю себя»). Затем настал черед «фотоальбомов».

«Фотоальбомы» — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная «по складам» — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими («овощи», «одежда», «мебель», «музыкальные инструменты», «дорожные знаки», «породы собак» и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой «Как дать ребенку энциклопедические знания». Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но. жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки. Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: «Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим». Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то. неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения «не растите гения», «не гонитесь за рекордами», «не нагружайте ребенка». Но установка «не ждите реакции и результата» как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь «ранним развитием» своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что «так надо», «полезно» и «правильно».

. Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся «зверский аппетит». Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.

Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер. Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое «старинное» озеро — наш Байкал.

И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.

Одновременно с альбомами ребенок «подсел» на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

Другим нашим любимым развлечением стала игра в «забавную пирамидку». Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями «больше-меньше».

В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой «логический куб» с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

«Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?»

Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять «логический куб» на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним «зарядкой».

Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и. положил его на место.

— Нет, мам, у меня не получится.

— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.

Даша ни в какую:

— Нет, у меня не получится.

И тут меня прорвало.

— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!

Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи «взрослого мира», а тем более взять их на заметку?

Кроме того, поднабравшись опыта в «раннем развитии», я поняла для себя несколько важных вещей:

Но. Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за «границу», но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали «девочку с санками» пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как «взрослая лекция», поможет ей преодолеть «барьер» и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только «развивающими» играми, напрочь позабыв про игры «бесполезные» (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.

— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.

Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.

У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, «у доктора», на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.

Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении «развивающих» заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.

Теперь я знаю: «бесполезных» занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.

Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.

Источники:
Методики раннего развития у детей до года
Большинство современных родителей склоняются к мнению, что развитием ребенка нужно начинать заниматься с самого его рождения. Специалистами по детскому здоровью и психологии доказано, что раннее
http://love-mother.ru/metodiki-rannego-razvitija-u-detej-do-goda.html
Раннее развитие детей до года
Уже с первых месяцев жизни малыша мамы и папы должны не забывать проводить несложные занятия по раннему развитию. Это вовсе не дань моде на вундеркиндов, а посильная и нужная Вашему ребенку помощь в успешном освоении окружающего его пространства.
http://www.kraskizhizni.com/edu/develop/221-razvitie-do-goda
Ребенку — 1 год
Опыт раннего развития ребенка 1 года — методика Монтессори, рамки и вкладыши и другие развивающие пособия.
http://www.7ya.ru/article/Rebenku-1-god-Zanimatsya-li-s-nim-rannim-razvitiem/

COMMENTS