Раннее развитие детей до 3 лет

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах. Отечественные разработки рассмотрены в другой нашей статье: Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение.

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития.

Основные принципы методики:

  1. Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
  2. Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
  3. Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
  4. Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
  5. Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

  1. Игровые микроуроки.
  2. Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
  3. Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию.

Основные принципы методики:

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

  1. Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
  2. Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
  3. Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
  4. К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

  1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
  2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
  3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Раннее развитие детей до 3 лет

«Школа годовасика» — это интерактивный он-лайн клуб для родителей тех малышей, кому уже исполнился годик, но нет еще двух!

Для вас составлен план занятий. Занятия расписаны на неделю очень подробно.

К каждому занятию прилагается познавательная презентация, а также материалы для распечатки — распечатай и играй.

Мы придумали занятия на все темы, которые необходимы ребёнку от года до двух.

Открытый урок в «Школе Годовасика»

Вы можете уже сейчас провести занятие по Школе Годовасика, в открытом уроке выложены три темы! Смотрите здесь.

«Школа Годовасика» поможет вам:

  • в проведении комплексных тематических занятий, адаптированных под возраст вашего малыша;
  • в грамотном развитии речи;
  • узнать всё о физическом развитии, на что обратить внимание и о чём не забыть, ведь физическое развитие по-прежнему на первом месте;
  • в решении проблем поведения, капризов, сна и других насущных «проблем»;
  • организовать эстетическое развитие: рисование, лепка, музыка, знакомство с искусством;
  • получить консультации и ответы на вопросы, чтобы выбрать индивидуальный путь развития вашего малыша.

Вашему ребёнку понравится заниматься с вами в «Школе Годовасика»!

Если вы мама малыша второго года жизни и у вас есть вопросы. Если ваш малыш любознательный и подвижный и каждый день требует новых занятий и идей. Если вы любите играть и хотите это делать интересно и разнообразно. Если вы внимательны и ответственны и хотите всё делать вовремя. Если вам нравится общаться с единомышленниками и получать поддержку.

Тогда «Школа Годовасика» — для вас! В этом случае нет сомнения! Вы можете с уверенностью отправлять заявку для участия в «Школе Годовасика»!

Цикл вебинаров, которые провела Лена Данилова. В программе спецкурса: удивительно полезная математическая игра «Три медведя», игра в превращения (математические функции для самых маленьких), свойства предметов, игры с «Блоками Дьенеша», математика на палочках, играем в «Палочки Кюизинера», ряды, последовательности, узоры и орнаменты, линии и точки, углы и фигуры, игры с веществами и измерения. Всё это — весело, легко, не за партой, а в игре!

Этот тренинг для самых обычных родителей, которые решили помочь своему ребёнку осваивать речь, для тех, кто хочет играть со своим ребёнком, а не воевать за выполнение каждого нужного упражнения, для тех, кто хочет понимать, как развивается речь ребёнка, и чем мы можем ему помочь. Сейчас материалы тренинга можно купить в читательском доступе.

Это цикл презентаций для знакомства с творчеством разных художников (или промыслов). В этой школе мы познакомим детей первых лет жизни с живописью, архитектурой, скульптурой и прикладным творчеством. Дети научатся чувствовать стиль, узнавать художника по незнакомому произведению. Познакомятся с жанрами и стилями в искусстве.

Этот проект создан для того, чтобы помочь родителям увлечь ребёнка плаванием, пребыванием в воде. Материалы клуба рассчитаны именно на родительскую аудиторию. Мы хотим, чтобы вода доставляла детям только радость! Все задания уже выложены. Можно приступать к работе в любой момент. Вы читаете задания и начинаете выполнять их в своём темпе, то есть начинаете плавать с малышом.

Специально для мам и пап малышей, достигших одного года, у кого возникли вопросы, как развивать ребёнка, как разобраться во всём многообразии развивающих пособий, книг, игр и журналов и для тех, у кого пока больше вопросов, чем ответов, мы подготовили подборку вебинаров, касающихся жизни Вашего малыша от года до двух. Выбирайте!

  • Бесплатный вебинар "Физическое развитие детей от рождения до трёх лет"
  • "Чем и как кормить ребёнка от 0 до 3-х лет"
  • Бесплатный вебинар Ребёнок не хочет ложиться спать! Спасите!
  • "Закаливание. Лечение острых состояний нелекарственными методами."
  • Бесплатный вебинар. "Ребёнок от рождения до года. Ответы на вопросы"
  • Беспорядок в детской комнате. Что делать?
  • Есть ли у ребёнка границы? Встреча с Юрием и Линой Красными.
  • Детский сад: все «за» и «против»
  • Нужно ли ходить на развивающие занятия до 3-х лет? Все "за" и "против".
  • Должен ли ребёнок делиться?
  • Возрастные кризисы. Проблемы поведения
  • "Что может знать и уметь ребёнок в три года?"
  • "Проблемы развития речи или почему современные дети плохо говорят?"
  • Как разобраться в методиках раннего развития
  • Бесплатный вебинар "Раннее развитие в радость!"
  • Оборотные стороны раннего развития или Другая сторона медали
  • Как успевать заниматься с ребёнком, если времени катастрофически не хватает
  • "Как провести интересное творческое занятие?"
  • Как интересно играть с картинками в книгах (1-3 года)
  • Как учить иностранные языки
  • «Трудные» дети: как заниматься с детьми, которые не хотят заниматься
  • Бесплатный вебинар "Песочная терапия дома: играем, фантазируем, общаемся".
  • Бесплатный вебинар "Интересная математика для малышей и дошкольников".
  • Цикл вебинаров Анны Андреевой (на форуме — Аня-Коша) "Ребёнок боится. " (врачей, стричься и мыться, темноты, чужих людей)
  • «Ребёнок постоянно ноет. Что делать?»

Загляните в раздел по физическому развитию — самое время развивать ребёнка физически!

Вот этот годовасик уже учится кататься на роликах!

Раннее развитие детей до 3 лет

Дети до 3 лет проходят важные и уникальные по важности этапы развития эмоциональной и интеллектуальной сферы. Их мышление и эмоциональное восприятие жизни имеет свои особенности, которые делают их совершенно непохожими ни на взрослых, ни на детей более старшего возраста. Знание этих особенностей и ограничений позволит принимать решения относительно воспитательных методов и поможет правильно реагировать в каждой конкретной ситуации.

В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Вы должны обратить внимание на это разделение, поскольку знание возрастных периодов поможет выбрать вам правильную тактику по уходу и воспитанию своего малыша.

Первый период — от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет. Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

В центре детского развития и раннего плавания «БонанZа» проводятся занятия для комплексного развития Вашего малыша!

Источники:
Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он
http://lovingmama.ru/article/1075-metodiki-rannego-razvitiya-detey-ot-0-do-3-let
Раннее развитие детей до 3 лет
Сайт Лены Даниловой. Методики раннего развития, книги для родителей, кубики Зайцева, игры Никитина. Здоровье, безопасность ребенка, детский досуг в Москве. Интерьер детской комнаты
http://danilova.ru/publication/vozrast_2.htm
Раннее развитие детей до 3 лет
сенсорная комната- Центр Бонанза. Релакс комната
http://centrbonanza.ru/rannee-razvitie-detei-ot-goda-do-3

COMMENTS