Психомоторное развитие детей

Психомоторное развитие детей

Так, на первом году жизни даны признаки, которые должны появиться впервые в каждом из 12 месяцев жизни. Для удобства были отобраны по пять признаков в месяц. В день рождения проводится тестирование развития ребенка, он как бы «сдает» своеобразный «экзамен», вытаскивая соответствующий его возрасту «билет», в котором содержатся пять вопросов. При правильном «ответе» на все вопросы малыш получает оценку «отлично». Это значит, что развитие малыша идеально соответствует его возрасту. Отметка приводится в клеточках вертикального столбца, соответствующего его возрасту, в месте пересечения с горизонтальными строками «экзаменационного билета».

Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой

Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач

Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе

При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки

Первая улыбка при общении со взрослым

Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, но не резко выражены и непостоянны

Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы

Хорошо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе, длительно удерживает голову

Крик интонационно выразительный. Начальное гуление

Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым

Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги

Плавно следит и длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете

Опора на предплечья, лежа на животе, поворачивается на живот. Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча

Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление

Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига и Моро. Исчезает физиологический гипертонус

Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку

Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку

Певучее продолжительное гуление. Начинает смеяться в голос

Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде

Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного

Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается. Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук

Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается. Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук

Продолжительно певуче гулит цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр.

Различает близких и чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха

Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет и вытягивает руки

При подтягивании за руки изгибает голову, садится. Перекладывает в руках игрушку

Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги

Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки

По-разному реагирует на свое и чужое имя. Формируется активное внимание.

Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки

Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку

На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальнем. Подолгу активно лепечет

Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый

Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес

Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии

Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает

Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет

Сам держит сухарик, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их

Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.

Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку

По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов

Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно-выразительная имитация фразы

Спокойно относится к высаживанию на горшок

Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами

Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за все одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы

По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет разные известные действия «сорока», «ладушки», до свидания

По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки

Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя

Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми

Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры

Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком

Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела

Увеличивается запас лепетных слов, появляются первые упрощенные слова

Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, очень любит трогать животных

Первые самостоятельные шаги без поддержки

Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку

Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке

Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения

Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики

Быстро расширяется запас понимаемых слов

Увеличивается словарный запас

Различает предметы по величине с разницей в 3 см

Повторяет ранее видимые действия в игре

Много ходит, приседает, может пятиться

Может самостоятельно есть ложкой густую пишу

Обобщает предметы по существенным признакам

Использует более сложные слова при общении

Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.

Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых

Перешагивает препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу

Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы

Обозначает действия двумя словами, использует глаголы

Ориентируется в размерах с разницей 3 см

Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота

Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см

Частично надевает простые вещи с помощью взрослого

Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого

Употребляет в речи прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и просьбе предметы контрастных видов

Выполняет ряд простых логических последовательных действий

Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом

Частично самостоятельно одевается

В речи использует сложные предложения с придаточными

Начинает задавать вопросы «где?» «когда?»

Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм

Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый

Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр.

Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их

Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует

Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки

Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть

Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся шагом

В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Часто задает вопросы «почему?», «зачем?»

Правильно и но назначению использует предметы в игре

Правильно показывает и называет основные цвета

Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.

Усложняются используемые в игре сюжетные постройки

Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина

Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого

При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком

Перешагивает препятствия высотой в 30 см, чередующимся и приставным шагом

Психомоторное развитие детей

Маски для волос для здоровья и хорошего настроения

Визитной карточкой любого человека является здоровая, привлекательная шевелюра. Не все имеют.

Вегетарианство — абсолютное или частичное ограничение в питании на продукты животного.

Острый трахеит – сопровождающаяся длительным удушливым кашлем и сильной загрудинной болью.

Маски для волос для здоровья и хорошего настроения

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит — даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле «общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Как мы уже говорили, оценить развитие ребенка опытным, эмпирическим путем сложно, так как опыт у всех людей различен. У многодетных родителей есть прекрасная возможность сравнивать малыша сего старшими братьями и сестрами. Если же в семье растет только один ребенок, папа с мамой не имеют возможности накопить знания по оценке развития сына или дочери, а кратковременные наблюдения за другими детьми во время прогулок оказываются недостаточными. Это является достаточно веской причиной для родителей, чтобы ознакомиться с литературой соответствующей тематики.

Как уже было сказано выше, ребенок динамично развивается, обретая все новые и новые навыки. Поэтому то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для реоенка л месяцев, нормальное развитие s-месячмш и реиенка — п<ии-логия для годовалого малыша. При оценке психомоторного развития детей мы вновь встречаемся со «скользящим» образом возрастной нормы.

Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты малыша от узнавания голоса матери до групповых игр со сложными ролевыми сюжетами. Для простоты тестирования все это условно обозначается «ведущими линиями развития».

При оценке развития ребенка следует иметь в виду тот факт, что заключение об успешном овладении ребенком тем или иным навыком можно дать только тогда, когда малыш способен совмещать его с другим необходимым действием. Например, ребенок при взятии ложки должен пытаться зачерпнуть в нее пищу, а затем направлять руку с ложкой в направлении открытого рта. Только в таком случае можно сказать, что ребенок начинает овладевать навыком еды с ложки самостоятельно.

Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи. Правильное, постепенно усложняющееся общение с малышом является прекрасным основанием для гармоничного развития его психики и движений. Дефицит внимания, педагогическая запущенность могут резко замедлить процесс познания окружающего мира. Следствием этого может быть вначале темповая задержка психического развития, к которой вскоре присоединяется более существенное отставание в приобретении новых двигательных навыков ребенка. Печальным финалом такого невнимания к ребенку могут стать слабоумие и полная социальная дезадаптация, завершающаяся неспособностью приспособиться к жизни в окружающем мире.

Оценка психомоторного развития ребенка по оценочным таблицам

Для быстрой оценки психомоторного развития и ориентира на будущее нами в 1989 г. были разработаны оценочные таблицы, введенные в медицинскую карточку ребенка «История развития». Эти таблицы очень просты в использовании, одновременно весьма информативны и наглядны.

Табличная оценка психомоторного развития ребенка охватывает первые семь лет жизни. Для удобства пользования таблицы составлены по годам жизни ребенка.

Если позволяют возможности, то можно попытаться предложить малышу сдать экстерном «экзамен» за следующий возрастной срок. При этом вы с удивлением можете обнаружить, что ребенок уже выполняет задания следующего возрастного рубежа! Это значит, что ваш малыш развивается с опережением возраста, и вы даже можете сказать, по каким ведущим линиям развития!

Аналогично этому, если ребенок не выполняет каких-либо заданий для своего возраста, можно облегчить ему задачу. Поднявшись выше по таблице, отыщите признаки этой линии развития в более младшем возрасте и проверьте, выполняет ли ребенок это облегченное задание. Отыскав в проблемной линии развития задание, которое ребенок выполняет хорошо, отмечаем его в горизонтальной строке, после чего становится отчетливо видно, насколько значимо отставание малыша в развитии и в каком направлении идет задержка.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии, прежде всего следует исключить причины воспитательного характера. Так, малыш может не уметь ползать, если ему не дают такой возможности, и в то же время он не в состоянии ползать, если у него имеется даже небольшой парез нижних конечностей. Ребенок может плохо захватывать и удерживать игрушку, если ему ее никогда не давали, с другой стороны, то же самое будет отмечаться, если у малыша была родовая травма шейного утолщения спинного мозга. Во всем этом вам помогут разобраться педиатр и невропатолог.

Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка.

Развитие ребенка на первом году жизни

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда.

Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей».

Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик.

«А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития.

Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка?

ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной.

Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.

Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие.

На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д.

Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Если же вы решили все таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей.

Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода.

Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

  • Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
  • Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
  • Способен держать головку в лежачем положении
  • Улыбается близким родственникам, которых часто видит
  • Поворачивает головку в сторону источника шума
  • Следит за предметами
  • Способен держать головку в вертикальном положении
  • Реагирует на речь
  • Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
  • Тянется к игрушкам
  • Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
  • Хорошо держит голову
  • Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
  • Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

  • Пытается переворачиваться на спинку или на бок
  • Тянется за игрушкой
  • Смеётся
  • «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение
  • Звуки выстраиваются в цепочку
  • Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
  • Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
  • Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек
  • Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
  • Активно переворачивается со спины на животик
  • По разному реагирует на родных и чужих
  • «Просится» на ручки

  • При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
  • Способен сам держать спинку
  • Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
  • Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
  • Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.
  • Способен самостоятельно сесть или лечь
  • Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
  • Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
  • Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста
  • Стоит, если держать за ручку
  • Самостоятельно играется с игрушками
  • Специально кидает и следит за падением
  • Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
  • Произношение звуков становится удвоенным

Десятый месяц:

  • Играет с другими детками
  • Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
  • Говорит первые слова
  • Способен сам ходить, держась за опору
  • Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
  • Способен самостоятельно стоять
  • По разному реагирует на знакомых
  • Машет ручками в знак приветствия и прощания
  • Говорит от 5 и более слов
  • Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
  • Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
  • Способен долго играть с игрушками
  • Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития.

Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Лекция детского невролога о психомоторном развитие ребёнка до года по месяцам. – Что должен уметь ребенок в каждый из первых месяцев своей жизни, как должно протекать его развитие:

Развитие детей от 1 года до 2 и 3-х лет

Развитие детей от 1 года по месяцам

Вы можете БЕСПЛАТНО скачать книгу и после распечатывания вписывать показатели развития именно Вашего ребенка и сравнивать показатели

Появляется большой познавательный интерес к окружающим предметам, вещам, игрушкам. Может самостоятельно, хотя и не очень аккуратно, есть ложкой нежидкую пищу. Во время игры воспроизводит действия, которым обучен, при этом лепечет, проявляет положительные эмоции отдельными возгласами и словами. Понимает и знает много слов, словарный запас увеличивается. Во время ходьбы часто меняет положение туловища — приседает, наклоняется, бежит, поворачивается, останавливается. Может влезть на лесенку высотой 1 м, слезть с нее приставным шагом, перелезть через бревно. Бросает двумя руками средних размеров мяч

Хорошо ходит, умеет перешагивать приставным шагом через препятствия, понимает много слов. С желанием рассматривает картинки, умеет закрывать двери, хорошо понимает приказания, выражает свое согласие или несогласие, предпочитает быть среди людей. Перешагивает через лежащую на полу палку, перелезает через бревно, бросает одной рукой мяч на расстояние 50 см. Бросает одной рукой маленькие мячи в крупную цель, расположенную на расстоянии до 40 см, поднимается, не держась руками, на высоту 10 см и опускается с нее. Может подолгу играть

Возрастает интерес к общению со взрослыми, просит дать ему различные предметы, отвечает на простые вопросы двухсловными предложениями. Во время игры копирует движения родителей, с удовольствием рассматривает картинки, слушает детские песенки и стишки. Различает понятия «большой», «маленький». Может подняться вверх и спуститься вниз по наклонной доске длиной 2 м, приподнятой одним концом на 20—25 см от пола, влезать на стремянку высотой 1,5 м и слезать с нее приставным шагом. Перепрыгивает через веревку, приподнятую над полом на 15—18 см от пола. Бросает маленькие мячи одной рукой в цель, находящуюся на уровне груди, на расстояние 50—70 см. Поднимается на высоту 15 см и спускается с нее

Понимает почти все, что говорят родители. К концу 2-го года жизни должен уметь произносить до 200—300 слов, разговаривать двух-трех-словными предложениями. Умеет задавать вопросы «что?», «где?», «куда?» Различает форму предмета, имеет представление о размере и расстоянии, окончательно знакомится с окружающими предметами, их назначением, а также с частями своего тела. При помощи взрослых может сам раздеться и одеться, появляются черты самостоятельности. В состоянии преодолеть на пути различные прелятствия (ямку, камень, палку) не приставным, а чередующимся шагом

Употребляет предложения, состоящие не менее чем из 3 слов. Может подбирать фигуры разной геометрической формы, а также различать их по цвету (красный, синий, зеленый, желтый). Поднимается по наклонной доске, приподнятой одним концом на 30 см над полом, влезает на табурет высотой 20 см, перешагивает через палку, приподнятую на 20— 30 см над полом, взбирается на стремянку на высоту 1,5 м, бросает мяч одной рукой в цель диаметром 50—60 см на расстояние 80—100 см. Координация движений совершенствуется, ребенок становится более ловким и подвижным. Проявляет самостоятельность при кормлении, одевании — раздевании, в игре, на прогулке

Моет руки перед едой, самостоятельно ест, одевается и раздевается. Умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки и пояс. Лепит и рисует, самостоятельно играет. Полностью осознает свое «я». Различает все цвета, узнает предметы по картинкам. Запас слов на 3-м году жизни возрастает до 500 —700. Поднимается и опускается по наклонной доске шириной 15 см, длиной 2 м, приподнятой одним концом на 30—35 см от пола, влезает на табурет высотой 25 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на 30—35 см, бросает большой мяч на расстояние 70—100 см. Ходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной на высоте 30—35 см от пола

Если Ваш ребенок младше:

Все дети уникальны. Все этапы развития ребенок проходит в своем собственном темпе.

Любые приведенные показатели физического развития существуют только для того, чтобы показать, что у вашего ребенка есть потенциал, чтобы их достичь — если не сейчас, то в ближайшее время.

Есть дети, которые развиваются с опережением, а есть ребята, которым требуется немного больше времени для прохождения своих основных этапов развития. К ним, например, относятся детки, родившиеся раньше срока.

Если у вас есть какие-либо вопросы о развитии своего малыша, обратитесь к врачу.

Источники:
Психомоторное развитие детей
Так, на первом году жизни даны признаки, которые должны появиться впервые в каждом из 12 месяцев жизни. Для удобства были отобраны по пять признаков в месяц. В день рождения проводится тестирование
http://ellina2004.narod.ru/index31.html
Психомоторное развитие детей
Маски для волос для здоровья и хорошего настроения Визитной карточкой любого человека является здоровая, привлекательная шевелюра. Не все имеют. Вегетарианство — абсолютное или
http://budeshzdorov.com/detskie-bolezni/13-otsenkapsikhomotornogo.html
Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы
Что должен уметь и как должен вести себя малыш от первого месяца своей жизни до года мы можем узнать из таблицы психомоторного развития ребёнка по месяцам.
http://marypop.ru/mladenec/razvitie/kalendar-razvitija-rebenka-po-mesjacam.html
Развитие детей от 1 года до 2 и 3-х лет
Развитие ребенка 1 год. Календарь развития ребенка от года по месяцам. Записная книжка молодой мамы.
http://mumbaby.ru/psixomot-2.php

COMMENTS