Психология воспитания ребенка

Воспитание

Воспитание ребёнка – сложный процесс. Большинство молодых родителей становятся перед выбором, какой путь воспитания малыша избрать, чтобы вырастить хорошего человека. Изначально неправильно выбранный подход, или сочетание нескольких приёмов со стороны родителей, часто приводит к поведенческим проблемам у детей.

Некоторым папам и мамам нравится демократия, а кто-то принимает авторитарную позицию в обращении с ребёнком. Встречаются мамы, которым хочется проявлять снисходительность, а папе — строгость, или, наоборот, мать, обожая своё чадо, боится его избаловать, выполняя любой каприз, а отец балует дитя, несмотря на осуждающие взгляды супруги. Воспитательный процесс многогранен.

Все родители хотят, чтобы жизнь их ребенка сложилась счастливо, чтобы, когда он вырос, у него была дружная, любящая семья. Но счастье — это не просто случайность, удача. Во многом оно зависит от того, как воспитали человека родители, какие у него морально-этические принципы, каковы взгляды на отношения между мужчиной и женщиной.

Многие родители не спорят с важностью и необходимостью полового воспитания своего ребёнка. Однако не все знают, как это делать и когда. Половое воспитание является составной частью нравственного воспитания и связано с рядом специальных и медицинских проблем. Оно должно помочь формирующейся личности освоить роли отца или матери, мужа или жены в соответствии с общественно-моральными принципами, этическими требованиями. Половое воспитание должно начинаться и вестись с учетом возраста и ошибок здесь быть не должно.

Важным вопросом в детском воспитании продолжает проблема детских страхов. Как часто, глядя на ребёнка, кажется, что все неприятности детского возраста легко проходящие, а поэтому не очень серьёзные. Тем не менее, маленькие дети часто испытывают большие детские страхи. Стоит ли к ним относиться серьёзно? Нужно ли что – то делать с этой проблемой или всё само собой разрешится? Следует знать, что к детским страхам нужен дифференцированный подход с выяснением причины, иначе ситуация может усугубиться и постепенно перерасти в психическое заболевание или в невротическое расстройство.

Как же поступить родителям, чтобы не навредить ребёнку? В разделе воспитание ребёнка и детская психология можно прочитать советы по различным направлениям в воспитании.

В этом рзделе сайта будут рссмотрены следующие темы:

Возрастные особенности детей: Врожденные формы психики и поведения. Двигательная активность ребенка. Темпы адаптации. Особенности психики. Проблемы раннего детства. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению. Варианты развития детей. Характеристики пубертатного периода.

Воспитание детей: Роль родителей в развитии ребенка. Принятие родителями ребенка. Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. Воспитание и потребность смысла жизни. Цели воспитания. Влияние семьи на становление личности. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка.

Детская коммуникация: Как помочь ребенку “разговаривать”. Негативистическая демонстративность. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Контакты в ходе совместных действий.

Психические процессы у детей: Восприятие и память. Речь и мышление. Фантазия. Слух и слушание. Воля. Внимание.

Психологические проблемы детей: Темпы адаптации. Сон ребенка. Детские неврозы. Проблемы раннего детства. Независимость ребенка. Уход от реальности детей.

Психология образования: Психологическая готовность к школьному обучению. Личностная готовность к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Волевая готовность к школьному обучению. Нравственная готовность к школьному обучению. Процедура определения психологической готовности к школе. Влияние образования на формирование личности.

Развитие ребенка: Функции фантазии. Закаливание. Темпы адаптации. Игрушки. Как помочь ребенку разговаривать. Роль родителей в развитии ребенка. Построение воспитывающего диалога. Воспитание и потребность достижения. Цели воспитания. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. Влияние конфликтов на развитие ребенка. Развитие речи ребенка. Коммуникативные факторы личностного развития ребенка. Влияние образования на формирование личности. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка.

Развитие практической деятельности детей: Непосредственное действие, начало опосредованного действия, целенаправленные попытки, конструктивный подход.

«Как ты мне надоел!» и другие фразы, которые не нужно говорить ребенку

Существуют выражения, которые все мы иногда говорим детям. Но лучше бы эти фразы забыть и не употреблять никогда. Наверняка вы, и не раз, оказывались в ситуации мультизадачности: когда одной рукой вы варите суп, другой гладите белье, а в это время ребенок пристает с расспросами, чем питаются хомячки, а ваша голова (или спина) невыносимо болит. В такие моменты мы меньше всего контролируем наш словесный поток, который может обрушиться на того, кто, как говорится, попал под руку. И чаще всего этот кто-то – наши дети. Вот что они могут услышать.

Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко (папка-передвижка)

Вещи, которые нужно сделать вместе с ребенком

Каждый родитель желает своему ребенку счастья, но что же делать, чтобы детство вашего чада стало самым-самым счастливым на практике, и в детских воспоминаниях еще долго вызывало внутреннюю улыбку. Уже будучи взрослым, ваш «малыш» всегда будет помнить эти незабываемые моменты, и вас, дорогие родители!

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.

У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Как выбрать ребенка для усыновления или опекунства

Решение о принятии ребенка в семью – довольно сложное, ведь необходимо обладать определенными качествами и безграничной любовью и заботой. Даже после принятия такого решения, потенциальные мама и папа, сталкиваются с трудностями. На повестке дня стоит вопрос о том, каким должен быть ребенок: мальчик или девочка, возраст, даже внешность играет свою роль. Именно этот этап является наиболее сложным для будущих родителей, и, как правило, решение этого вопроса занимает большое количество времени.

Иногда окружающие могут просто вывести вас из себя, и тогда начинаешь кричать и теряешь контроль над ситуацией. Вам это знакомо? А если этот окружающий — ваш родной ребенок или другой близкий человек? Вы же осознаете, что что кричать, ругаться и распускать руки недопустимо, потому что:

Воспитывая ребёнка и наблюдая за тем, как он подрастает, многие родители с волнением, а некоторые, может быть, и со страхом ожидают того момента, когда их ребёнок захочет узнать историю своего появления на свет.

Каждая мама сталкивалась с решением сложного вопроса: А можно ли гулять при температуре с ребенком? И каждая мама ждет от лечащего врача конкретного ответа – либо, да, и идем гулять, либо нет – и сидим дома, укутавшись в одеяло. Под словом «гулять» подразумевается выход ребенка из помещения и непосредственный контакт с окружающей средой – солнышком, свежим воздухом, ветром, даже морозом и снегом. Нельзя сказать однозначно, можно гулять или нет, первоначально необходимо учитывать множество факторов, а именно – диагноз, состояние ребенка, возраст, погодные условия, какое лечение проводится и так далее.

Не секрет, что воспитание сорванца в корне отличается от воспитания принцесски. Мамы строги с хулиганскими проделками и не так активно проявляют свои нежные чувства с сыновьями, как с дочерьми, а зря. Вот несколько советов по воспитанию мальчишки, к которым вы все равно когда-либо бы пришли своим умом. А может быть вы итак все это знаете, тогда все равно не лишним будет прочитать и систематизировать.

Почти каждая семья рано или поздно делает неприятное открытие: крошка, совсем недавно научившийся складывать непослушными губками слова в предложения, знает неприличные выражения! Откуда?! Что делать, если ребенок ругается грубыми словами или даже матом? Ответ зависит от того, в каких ситуациях это происходит.

Что делать, если чужой взрослый ругает вашего ребенка

Чужой взрослый ругает вашего ребенка? Такое нередко встречается в песочнице, в детском саду, школе. Зачастую такое поведение чужого взрослого обусловлено безразличием к сложившейся ситуации родителей ребенка или взрослых, под присмотром которых он находится. Ваш ребенок забирает у другого игрушку, а вы сидите и с улыбкой наблюдаете, или сплетничаете с соседкой по скамеечке, может быть болтаете по телефону? В таком случае статья для вас, поскольку с ребенком под присмотром такого, как правило, не происходит. От агрессивного напора чужого взрослого теряется не только ребенок, но, порой и родители, не зная, что делать. Давайте посмотрим, как можно повести себя в подобной ситуации, потому что для ребенка крайне важно, как прореагирует его родитель.

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Про детей
  • Воспитание ребенка

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.

При любых заболеваниях, в особенности при беременности или у ребенка не занимайтесь диагностикой симптомов и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу — специалисту.

Развлечения для детей

© 2018 Энциклопедия 7 гуру с советами врачей, психологов, педагогов

Психология воспитания детей – легко и непринужденно

Воспитание детей – задача не из легких. И часто родители сталкиваются с вопросами, проблемами и непониманием. А воспитать хорошего человека и психически здоровую личность хотят все. Возможно ли это? И если да, то как?

Предлагаю рассмотреть важные моменты в психологии воспитания детей. Будем приобретать знания, и отрабатывать навыки. Как говорится – Кто предупрежден, тот .

А как Вы управляете своими детьми?

У каждого родителя свои способы заставить ребенка сделать то, что нужно. Добиться выполнения указаний можно только при помощи крика и ремня? Отнюдь, нет.

В своей книге «А вы пробовали гипноз?» С. Горин рассказывает о нескольких речевых стратегиях. Они прекрасно помогают в общении с ребенком. Вам удастся общаться с малышом, не обращаясь к приказному тону и наказаниям. Разве не об этом мечтает каждый заботливый родитель?

В своей работе по нейро-лингвистическому программированию С. Горин рассказывает о речевых стратегиях. С их помощью, в общении с ребенком будет получен нужный результат без указаний и повышения голоса. Давайте подробнее остановимся на стратегиях:

Трюизм – это фраза, которая отражает действительность. Например: «Зима – холодное время года», «Кипяток оставляет ожоги». С этим сложно поспорить.

В общении с чадом мы говорим: «Зима – холодное время года (небольшая пауза), легко замерзнуть (с этим не поспоришь), нужно носить рукавицы и теплый шарф». Обратите внимание, ребенок соглашается с первыми двумя аргументациями и, как следствие, соглашается с третьим (берет рукавицы и шарф).

«Банальная истина», — скажете. Согласна, так почему же не использовать в воспитании? Трюизм маскируем под рассуждение. Вместо указаний и поучений скажите: « В шестилетнем возрасте мальчики уже самостоятельно одеваются и зашнуровывают ботинки» или «Дети, падая на пол, умеют подниматься самостоятельно без помощи взрослых».

Стратегия 2. Иллюзия выбора.

Родитель в разговоре заранее закладывает нужную линию поведения ребенка.

Представим ситуацию. Ребенок не любит манную кашу. Вы ставите тарелку и говорите: «Тебе какую ложку дать: большую или маленькую?». Можно и так: «Сейчас добавлю варенье: будешь кашу с малиновым или персиковым?».

Этими вопросами вам удалось переориентировать внимание. Ребенок не думает о том, есть ему манную кашу или нет. Он сейчас решает, какую ложку лучше выбрать, и с каким варенье поесть.

Редко кому из родителей удается легко уложить в постель чадо. Начинаются слезы, уговоры и наказания. Попробуйте по-другому.

Пришло время отправляться в кровать. Протяните малышу ночную рубашку или пижаму и спросите: «В чем ты хочешь лечь спать?». Ребенок думает. В этот момент он чувствует себя важным, его спрашивают, с ним советуются родители. Поход в спальню пройдет спокойно.

Стратегия подразумевает, что одно действие вытекает из другого. Родитель говорит: «Перед тем, как сесть за стол, следует вымыть руки с мылом» или «Когда захочешь идти гулять, соберешь игрушки в коробку». Ребенок соглашается с первой частью высказывания и «проглатывает» вторую.

Вот еще несколько речевых оборотов, которые помогут завуалировать просьбу: по мере того, как; до того, как; после того, как.

Стратегия 4. Скрытое указание.

Указания с легкостью можно срыть в вопросе. «Договорились, я даю тебе еще конфету, только тебе не трудно подать ложку с пола?».

После такого предложения, указание будет выполнено автоматически, без прямого приказа ли просьбы. Здесь мы только видим вопрос: «Тебе не трудно?».

Вот еще несколько примеров: « Хорошо, отправляемся на прогулку, но ты не могла бы надеть теплые сапоги?», «Договорились, заканчиваем делать уроки, только ты не мог бы прочесть текст еще раз?».

Стратегии, предложенные в этой статье, просты. Родителям только придется «набить руку», чтобы применять их с максимальной эффективностью. Сначала определяемся, какое поведение нам нужно, а затем выбираем стратегию.

Дорогие родители! Воспитание – это сложный процесс, «растянутый» во времени. И порой может показаться, что ничего не работает и никакие методы не эффективны.

Не отчаивайтесь! Пробуйте! Ведь взрослые, тем и отличаются от детей, что умеют найти выход из любой ситуации. Успехов! У вас все получится!

19 неожиданных фактов о воспитании детей от семейного психолога

Мы публикуем подборку высказываний семейного психолога с тридцатилетним стажем Михаила Лабковского. На своих лекциях психолог рассказывает о воспитании детей, казалось бы, простые вещи, но часто именно их мы упускаем из виду, пытаясь «вырастить из ребенка человека».

1. Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

2. Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

3. Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен — это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.

4. Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

5. Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

6. Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок — это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

7. Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой, если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками — проблема не в ребенке, а в школе. Сложнее — не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаясь догнать программу, составленную педагогами. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут.

8. Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и что из вашего ребенка вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты неделю не получишь». А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов .

9. Карманные деньги должны быть у ребенка уже лет с шести. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.

10. Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

11. Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что.

12. Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

13. Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

14. Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка вываливаются за пределы его комнаты.

15. Воспитывать — не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает — существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

16. Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как надо жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах — у него проблема.

17. Если ребенок пытается манипулировать взрослыми — у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют — они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

18. В разговоре с ребенком не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты — плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится когда ты…», «Мне не нравится когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы…»

19. Ребенок должен ощущать, что родители — это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

От рождения до года
От 6 до 16 лет
Полезные ссылки

Авторские права статей защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве. Использование материалов в интернете возможно только с указанием, гиперссылки на портал, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.

Источники:
Воспитание
Все о планировании, беременности и здоровье женщин и детей, подготовке ребенка к школе и обучении с комментариями врачей, психологов, педагогов. Конспекты для учителя и воспитателя. Готовые домашние задания для школьников
http://www.7gy.ru/rebenok/vospitanie.html
Психология воспитания детей – легко и непринужденно
Воспитание ребенка – задача не из легких. Простые стратегии в психологии воспитания детей.
http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/psihologiya-vospitaniya-detey-legko-i-neprinuzhdenno-15
19 неожиданных фактов о воспитании детей от семейного психолога
Советы психолога, как правильно воспитывать детей
http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/news-44641-19-neozhidannyh-faktov-o-vospitanii-detey-ot-semeynogo-psihologa/

COMMENTS